Н. С. Денисенкова
Первые шаги
к экологическому сознанию
Знакомство ребенка с миром природы начинается очень рано. Еще в младенчестве внимание малыша привлекают движущиеся и яркие предметы: облака, снежинки, цветы, листья, птицы. Благодаря этим впечатлениям развиваются такие качества как доброта, отзывчивость, чувство прекрасного, сопереживание, стремление к познанию нового; обогащается интеллектуальная сфера: память, восприятие, мышление, воображение, речь. Иными словами трудно назвать ту область психического развития, на которую бы не оказывало влияние знакомство ребенка с природой. Большинство родителей, понимая это, привлекают внимание детей к красоте природы, наблюдая и ухаживая за растениями и животными. Однако часто мы, взрослые, увлекаемся и забываем о том, что дети еще малы, и их возможности ограничены.
Денисенкова Наталья Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития факультета социальной психологии МГППУ.
Нередко приходится слышать, как мама с гордостью рассказывает, что ее четырехлетний сын или дочка знают 15-20 видов растений, могут рассказать о повадках многочисленных обитателей саванны, о движении Вселенной, о палеонтологических раскопках. В результате возникает информационная перегрузка, и ребенок вместо радости познания чувствует себя утомленным, ему скучно, он теряет интерес.
Бывают случаи, когда взрослые слишком эмоционально знакомят ребенка с экологическими проблемами или повадками животных. Дети нередко пугаются, плачут и долго переживают смерть антилопы в лапах льва, загрязнение воздуха, из-за этого отказываются есть мясо, т.к. им жалко животных, или ездить на машине, потому что она загрязняет воздух.
Как же построить знакомство с природой и экологическое воспитание таким образом, чтобы это приносило пользу ребенку и развивало в нем чувство ответственности за окружающий его мир?
Во-первых, необходимо ориентироваться на потребности и возможности дошкольника, помня о специфике его интеллекта и эмоций.
В три-четыре года экологические представления базируются на чувственном опыте ребенка, непосредственном взаимодействии
с природными объектами - комнатными растениями, домашними животными. В четы-ре-пять лет малыш живо интересуется природными явлениями, снегом, радугой, листопадом, - которые он может наблюдать на улице, из окна дома или в детском саду. К пяти-шести годам детям становятся доступны взаимоотношения и взаимозависимости в природе, причины тех или иных природных явлений: почему большинство грибов растет в лесу, а цветов - на поляне, кто чистит воду в пруду, зачем кактусу иголки и многое другое.
Во-вторых, важнее не накапливать большое количество информации, а уметь ее обрабатывать, структурировать, отбирать необходимые сведения, опираясь при этом на средства, выработанные культурой.
Рекомендуется использовать условные обозначения и простейшие схемы для обобщения полученных знаний, их анализа и закрепления. Опираясь на них, дети легче выделяют основные закономерности в природе, вспоминают те или иные явления.
Например, посмотрев на круговую диаграмму смены времен года, они вспомнят, сколько времен года, что важного происходит в каждое, как реагируют на эти изменения растения и животные. Карточка со значком капельки на
окне поможет не забывать, что и растениям нужна вода, подскажет «Полей меня». Конечно, малышу не под силу самому придумать таких «помощников». Зато родители, уже приобщенные к миру культуры, всегда помогут ребенку найти соответствующий заместитель.
В-третьих, необходимо сочетать приобретение знаний о природе и ее эмоциональное восприятие.
В процессе познания у ребенка вырабатывается понимание закономерностей и взаимосвязей живого и неживого, что приводит к формированию осознанного бережного отношения к природе. Общение взрослого и ребенка должно строиться таким образом, чтобы подтолкнуть его к поиску решения той или иной задачи, пробудить интерес к познанию, стремлению самостоятельно задавать вопросы, обобщать полученные представления, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и отношения.
Не менее важен эмоциональный контакт с живыми объектами. Сопереживая бездомной кошке, восхищаясь прекрасным цветком или заходящим солнцем, взрослый показывает ребенку пример отношения к живому, обогащает мир его переживаний. Для этого также подходят игры, в которых дошкольники перевоплощаются в животных, а иногда в растения или даже неодушевленные предметы (солнце, тучу).
И последнее, чтобы образование не превращалась в скучное заучивание и натаскивание, а приносило радость и детям, и взрослым, задания лучше облекать в форму игры, соревнования, экспериментирования и других, свойственных дошкольному возрасту видов деятельности.
Делая цветной лед на улице, ребенок узнает о свойствах воды и приметах зимы. Изготовление кормушки превратится в увлекательное знакомство со Страной птиц. Львы, антилопы, жирафы станут понятнее и ближе, если встретиться с ними в волшебном «Путешествии по Африке». Не следует забывать и о наблюдениях за природой, совместном чтении и обсуждении произведений детской художественной и познавательной литературы (примерный список которой мы приводим в конце статьи).
Эти простые правила не только помогут знакомить ребенка с природой, но сформируют у него любовь и интерес к окружающему миру, разовьют экологические представления, познавательную активность, творческое
воображение, а также сблизят вас, помогут лучше понять и почувствовать друг друга.
Сегодня мы познакомимся с тем, как можно заниматься с ребенком дома, развивая его представления об экологии, как отобрать знания, необходимые детям в каждом конкретном возрасте, как грамотно построить беседу, игру или эксперимент.
Детей трех-четырех лет интересует все, что их окружает, но пока они не могут сосредоточиться на чем-то конкретном и легко переходят от одного предмета к другому. Их волнует одуванчик за окном, рыбки в аквариуме, соседская кошка, опадающие осенью листья. Далекие страны им не интересны, так как опыт и возможности мышления и воображения пока еще ограничены.
Чтобы образование не превращалась в скучное заучивание и натаскивание, а приносило радость и детям, и взрослым, задания лучше облекать в форму игры, соревнования, экспериментирования и других, свойственных дошкольному возрасту видов деятельности.
Младших дошкольников занимают объекты, понятные им и вызывающие положительное отношение, т. е. их знания о природе неразрывно связаны с эмоциональным отношением к ней. Поэтому рекомендуется организовывать познание ребенка таким образом, чтобы новые представления органично вплетались в чувства и опыт детей.
Опирайтесь на его ощущения и наблюдения: зимой холодно, метет метель, люди одевают теплые шапки, сапоги, пальто; летом жарко, греет солнце, все ходят в легких платьях, майках, сандалиях. Задача взрослого организовать опыт ребенка, обращая его внимание на интересные явления, выделяя и обобщая существенные стороны увиденного. В этом вам поможет игра.
Особый интерес для детей представляют их домашние питомцы. Предложите ребенку понаблюдать за кошкой или собакой, потрогайте их шерстку, обращая внимание на когти и зубы. Затем поиграйте в них, имитируя повадки и звуки, которые они издают. Почитайте произведения детской литературы, в которых
описываются эти и другие домашние животные, рассказывается об их жизни, привычках, значении для человека. Особенно хороши и красочны книжки Е. Чарушина, П. Космикиеса, К. Ушинского, Л. Толстого и другие.
Для обобщения полученных представлений и развития логического мышление можно провести следующую игру-занятие.
Отберите игрушки домашних животных: собаку, кошку, корову, курицу, обращая внимание на то, чтобы они не были стилизованы (одеты или неестественно раскрашены), а походили на настоящих. Закройте их платком и предложите ребенку узнать, кто под ним спрятался, отгадывая загадки. Мохнатенький, Усатенький, Молоко пьет, Песни поет. (Кот) Сидит под крылечком, Хвост колечком, На чужих лает, В дом не пускает. (Собака) Если ребенок справился, вынимайте из-под платка то животное, которое он отгадал.
Обсудите с ребенком, кто же прятался от него, где живут все эти животные, как они связаны с человеком, вспомните, кого из них он видел на даче или в деревне, как они себя вели. Такая беседа подведет ребенка к тому, что все эти животные имеют общие черты - живут рядом с человеком и помогают ему, назовите их одним обобщающим словом - домашние животные. Предложите малышу поселить их вместе в одном домике и придумать для этого домика значок. Для малыша это первый шаг не только к расширению кругозора, но и к развитию логического мышления, умению классифицировать объекты, опираясь на существенный признак.
Значок может иметь следующий вид:
ч
Знакомство с дикими животными может проходить по той же схеме: чтение литературы, беседа, отгадывание загадок и обобщение с помощью значка.
Произведений детской литературы о диких животных очень много, но мы бы рекомендовали вам самые простые книжки с хорошими иллюстрациями и небольшим объемом текста. Это могут быть произведения Н. Сладкова «Пересмешник», Е. Чарушина «Бобровый пруд», «Еж, «Что за зверь» и другие.
Загадки для детей трех лет должны быть самыми простыми, описывающими внешний вид и некоторые повадки животного, хорошо известные ребенку. Например: Не портной,
А всю жизнь с иголками ходит. (Еж)
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко.
Любит морковку. (Заяц)
Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (Медведь) Рыжая плутовка,
Орудует в курятнике ловко. (Лиса) Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе, Орешки я грызу. (Белка) Условное обозначение диких животных должно опираться на особенности их проживания (в лесу, вдали от человека) и отличие от домашних (человек о них почти не заботится, они ему ничего не дают).
Условное обозначение диких животных:
Если вы хотите понять, научился ли ребенок разделять животных на диких и домашних, можно предложить ему игру.
Поставьте на полу игрушки или картинки с изображениями диких и домашних животных. В разных углах комнаты положите по зеленому коврику-полянке или листу зеленой бархатной бумаги, на которые поставьте значки с условными обозначениями леса и дома. Попросите малыша расселить животных на две полянки. Особое внимание обращайте на то, помогают ли ему условные значки, использует ли он их. Если ребенок сделал все правильно или в 1-2 случаях ошибся, но исправился, когда вы
обратили его внимание на значки-подсказки, можно говорить о том, что наиболее простая логическая операция по разделению понятий им выполнена.
Игра может быть не только познавательной, но и эмоционально насыщенной. Так игра-проживание, в которой ребенок представляет себя каким-то существом и сопереживает его чувствам и ощущениям, помогает понять и почувствовать потребности живого организма.
Например, вы хотите познакомить ребенка с потребностью растений в воде. Предложите ему понаблюдать за цветами, травой, деревьями на улице во время дождя, в комнате и на приусадебном участке во время полива. Обсудите, что нужно растениям, куда уходит вода из земли. Возможно, ребенок догадается, что ее пьют растения. Но, скорее всего, ему еще трудно устанавливать такие сложные причинно-следственные связи. Для того чтобы они стали очевидными, проведем простой опыт.
Попросите малыша регулярно поливать цветы на окне. Наверняка, он забудет это делать. В течение нескольких дней листочки поникнут. Обратите внимание на это, спросите, как он думает, что же произошло. Если он не догадается, расскажите о том, что все живое пьет водичку, люди, животные и растения. Предложите показать, каким стал цветочек без воды, унылым и печальным. Ребенок может опустить руки, плечи и голову, сделать грустное лицо.
Полейте растение вместе и наблюдайте за тем, как в течение дня оно будет распрямляться. Поиграйте в цветок, пусть малыш покажет, как он восстанавливается: потянет ручки вверх, встанет на носочки, улыбнется.
Для того чтобы закрепить представления детей о потребности растений в воде, можно нарисовать значок-памятку. На нем может быть изображена капелька.
Условное обозначение воды:
Поставьте значок на подоконник и обращайте не него внимание всякий раз, когда ребенок забудет полить цветы.
Простая игра поможет малышу не только запомнить, что растениям нужна вода, но и сформирует бережное и заботливое отношение к растениям.
Дети четырех-пяти лет продолжают интересоваться природой ближнего окружения. Однако ребенок в среднем дошкольном возрасте уже может выделять простые причинно-следственные связи, у него развивается образное и логическое мышление, воображение. Как много интересного происходит с водой и воздухом осенью, зимой, весной, летом: идет дождь, холодает, замерзают лужи, тают сосульки. Ребенку хочется понять, что же это за необычные и так сильно меняющиеся объекты, что с ними происходит. Ему уже под силу сделать некоторые простые выводы. Опираясь на новые возможности детей, обогащайте их представления, развивайте умение делать выводы и формулировать свои мысли и чувства.
Обратимся к конкретным примерам1.
Поздней осенью и зимой особенно интересно наблюдать за различными состояниями воды. Дети еще не знают, что лед, снег, дождь, пар - все это вода. Попробуем организовать их жизненный опыт так, чтобы они сами сделали этот вывод.
Начать лучше всего с чтения произведений детской литературы, описывающих, как может выглядеть вода - в реках, озерах, морях, на катке, в чайнике и т. д. Обсудите их с ребенком, вспомните, какую воду и где вы видели на даче, у моря, дома, понаблюдайте за замерзанием воды, ее таянием, сосульками, лужами.
Затем лучше всего перейти к экспериментированию. Это форма познания действительности, так же как и игра является наиболее естественной в дошкольном возрасте. Мы часто видим, как дети бросают в воду предметы, рвут бумагу или разбирают игрушки. Очевидно, что их задача при этом - не сломать или намусорить, а понять свойства различных материалов, дерева, воды, песка, металлов, разобраться в строении объектов, принципах их работы. Обычно такая деятельность спонтанна и возникает в том случае, если предмет привлек внимание ребенка. Хорошо, если взрослый организует экспериментирование таким
1 Более подробно с предлагаемыми разработками можно познакомиться в статьях Н. С. Денисенковой и И. В. Мавриной, а также в программе «Развитие».
образом, чтобы подтолкнуть ребенка к тем или иным логическим выводам, научить его задавать содержательные вопросы, развить познавательную активность.
С наступлением холодов сделайте вместе с ребенком простой фокус (эксперимент).
Приготовьте вместе несколько мисочек с сильно окрашенной водой и выставите их на ночь на улицу. Утром, обнаружив, что вода превратилась в лед, спросите у ребенка, кто подменил мисочки. Очень важно, чтобы он сам пришел к выводу, что вода замерзла. Выясните, навсегда ли она такой останется, понаблюдайте за ее таянием. Вспомните, бывают ли такие явления в природе (капель), почему они происходят. Подведите ребенка к выводу, что при похолодании вода замерзает, при потеплении - тает.
Интересно провести еще один опыт с водой. Вскипятите чайник и рассмотрите пар, выходящий из него. Поинтересуйтесь, что случилось с водой, налитой в чайник, откуда появился пар. Если ребенок не сможет ответить, поднесите к носику тарелку или блюдце так, чтобы на нем конденсировались капли. Откуда они появились, ведь из чайника выходит пар?
Рассуждая вместе с ребенком, можно прийти к выводу, что пар - это и есть вода, только очень сильно нагретая. Когда она остывает на тарелке, то снова превращается из пара в воду.
В заключение необходимо обобщить представления детей о свойствах воды, ее способности изменяться в зависимости от температуры: если мороз - она замерзает, теплеет - тает, при сильном нагревании превращается в пар.
От простых экспериментов лучше всего перейти к тому, какие еще изменения происходят в природе. Ведь теперь дошкольники могут не только наблюдать за теми или иными явлениями, сравнивая произошедшие перемены, но и способны видеть связи и закономерности в природе, обобщать их и делать выводы.
Наблюдая за погодой зимой, ребенок с помощью взрослого может выделить основные приметы этого времени года: на улице холодно, вода замерзла, падает снег, день короче ночи. Меняется жизнь растений: деревья и кусты стоят без листьев, трава укрыта снегом. Все это повлияло на животных, им холодно, мало еды. В связи с этим многие птицы улетели, ежи, медведи, кроты и мыши спят, зайцы поменяли серую шубку на белую и т. д.
По мере накопления ребенком разнообразных представлений, помогите ему фиксировать их в виде значков, обобщающих наиболее типичные для зимы явления.
Снег:
День короче ночи:
Деревья без листьев, елки с иголками:
Животные покрыты густым мехом:
Птицы прилетают к человеку:
Обратите внимание на то, чтобы эти знания ребенок получал не только из рассказов взрослых, но и через наблюдение за природой, произведения детской литературы, отгадывание загадок, разнообразные игры и эксперименты. Эмоциональный настрой является необходимым условием формирования полноценных экологических представлений. Для его создания используйте музыку, стихи, песни. Пусть малыш покружится как снежинка, полетает как синичка, тихо постоит как белая березка под снегом.
Если для детей трех-четырех лет наиболее важно опираться на чувства ребенка, то уже в пять-семь лет появляется возможность развивать такие психические процессы как логическое мышление, произвольное внимание, творческое воображение. Экологическое воспитание теперь опирается не только на эмоции, но и на осознание законов и связей в природе.
Ухаживая за растениями дома, в детском саду, на даче, дети делают выводы о потребностях живых существ.
Если для детей трех-четырех лет наиболее важно опираться на чувства ребенка, то уже в пять-семь лет появляется возможность развивать такие психические процессы как логическое мышление, произвольное внимание, творческое воображение. Экологическое воспитание теперь опирается не только на эмоции, но и на осознание законов и связей в природе.
Предложите ребенку подумать, почему в одном горшке цветы растут лучше, чем в другом. Для этого станьте исследователями-
садоводами. Займитесь посадкой лука, одну луковицу поместите в горшок с богатой садовой землей, другую - с бедной песчаной. Ребенок будет поливать и ухаживать за обоими растениями, следить за их ростом. Довольно скоро он обнаружит, что первое растение развивается лучше. Такие наблюдения и правильно поставленные вопросы взрослого подтолкнут его к выводу о зависимости растения от почвы. Со значением воды и тепла для растений и животных дети уже познакомились в более раннем возрасте.
Теперь, опираясь на уже имеющиеся представления о связи растений с условиями жизни, познакомьте детей с тем, как растения в разных частях мира приспосабливаются к разным условиям: нехватке или избытке воды и света, жаре или холоде, бедной почве. Поиграйте в путешествие, где в горах и морях, пустынях и болотах ребенок встретит болотные растения-охотники (непентес и росянку), высокогорные пушистые цветы (эдельвейсы), огромные орехи-путешественники, плавающие по морю и заселяющие океанские острова (кокосы), и многие другие чудесные растения-приспособленцы.
После этого необходимо обобщить полученные представления в общую картину закономерностей в природе и зафиксировать ее с помощью условного обозначения или схемы.
Схема зависимости растения от воды, почвы и тепла
Ухаживая вместе за животными в природе, дома, читая книги, играя, вы можете обратить внимание на то, что кроме воды и пищи животным также необходимо тепло и свет. Наблюдая за поведением рыб в аквариуме, где поддерживается определенная температура и освещение, за черепахами и птицами, обратите
внимание на то, что все они стремятся к более теплому и освещенному месту. Вспомните, как меняется поведение домашних животных, особенно птиц в зависимости от солнца. На восходе петушок поет. После заката птицы ложатся спать. Это относится к курочкам, попугаям, канарейкам, ко всем, даже диким птицам (воронам, голубям).
Заканчивая разговор о потребностях животных и растений, подведите детей к мысли, что все живые существа нуждаются в воде, пище, сете и тепле. Это не только научит делать логические выводы, понимать причины изменений, происходящих в природе, но и станет основой для осознанного ухода за живыми существами: комнатными и приусадебными растениями, домашними и дикими животными. В свою очередь забота о животных и растениях сформирует у ребенка доброе и ответственное отношение ко всему живому, желание помогать другим.
В старшем дошкольном возрасте меняются акценты экологического воспитания. Оно уже базируется не только на чувственном опыте и ощущениях ребенка, но и на понимании важности и связи всех элементов живого сообщества.
Теперь он должен бережно относиться не только к красивым, приятным для глаза и на ощупь, полезным для человека существам, но и к тем которые не вызывают положительных эмоций. Так ядовитые грибы, колючие кусты, гнилые пни или дождевые черви не восхищают нас. Но в природе нет ничего лишнего. Мухоморами лечатся белки и лоси. Некоторые ядовитые ягоды - необходимая добавка к пище волков и лис, люди также используют их для приготовления лекарств. Без дождевых червей и гнилушек не может обогащаться почва, а, следовательно, и развиваться растения. Таких примеров можно привести множество. Все это необходимо разъяснять и показывать ребенку, формируя у него всестороннее экологическое сознание.
В старшем дошкольном возрасте меняются акценты экологического воспитания. Оно уже базируется не только на чувственном опыте и ощущениях ребенка, но и на понимании важности и связи всех элементов живого сообщества.
В дальнейшем осознанная и прочувствованная позиция приведет к пониманию роли и места человека в природе. Ребенок поймет, что все люди - одна из важнейших частей единой системы. Своей деятельностью каждый человек может навредить природе, если не будет учитывать ее законы. Это важно и для самих людей, которые не могут существовать без воды и воздуха, растений и животных.
Нет нужды объяснять ребенку всю сложность и многоплановость взаимоотношений человека и окружающей среды. Необходимо лишь, чтобы он почувствовал себя частью этой огромной живой планеты, понял, насколько хрупко ее великолепие, напрямую зависящее от деятельности человека.
Экологическое воспитание должно быть хорошо продуманным и планируемым процессом, напрямую связанным с законами психического развития ребенка, его эмоциональной и познавательной сферами.
В этой статье мы попытались раскрыть и проиллюстрировать основные принципы и приемы развития экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Тема эта необыкновенно сложная. С одной стороны, законы живой природы не укладываются в рамки формальной логики. С другой, без осмысления и понимания ее связей невозможно настоящее экологическое сознание. Но одного понимания мало, необходимо чувство сопричастности, единства с многообразным миром Земли, которое развивается постепенно и складывается как мозаика из многочисленных эмоций: сопереживания, радости, печали, гнева. Именно поэтому знакомство с природой должно начинаться с раннего детства. Экологическое воспитание должно быть хорошо продуманным и планируемым процессом, напрямую связанным с законами психического развития ребенка, его эмоциональной и познавательной сферами. Все это невозможно без взрослых и, прежде всего, родителей, без их собственной увлеченности и эмоциональной включенности. ■
Список произведений детской литературы, рекомендуемый для чтения и развития экологических представлений у детей разных возрастов2
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ(3-4 года)
1. Аким Я. Первый снег.
2. Барто А. Солнышко.
3. Благинина Е. Снег.
4. Есенин С. Воробышки.
5. Ивенсен М. Падают, падают листья.
6. Капутикян С. Все спят. Хлюп-хлюп.
7. Колыбельные песни.
8. Коскимиес П. Зайчишка-пушишка на ферме. Зайчишка-пушишка в зоопарке.
9. Ладыжец В. Гром.
10. Лермонтов М. Колыбельная.
11. Маршак С. Где обедал воробей? Загадка о дожде. Сказка о глупом мышонке. Колыбельная. Сыплет, сыплет снег... Зимой. Зеленая страница.
12. Михалков С. Если. Голос в лесу.
13. Мошковская Э. Спокойной ночи.
14. Некрасов Н. Перед дождем.
15. Плещеев А. Осень наступила.
16. Погорельский С. Если солнышко проснулось.
17. Потешки, загадки, прибаутки о диких и домашних животных.
18. Потешки, прибаутки, загадки о воде, снеге, дожде, солнце, состояниях погоды, временах года и суток.
19. Родина М. Снежинки.
20. Сладков Н. Пересмешник.
21. Стихи русских поэтов о временах года. (И. Бунин, А. Толстой, А. Пушкин, Ф. Тютчев и др.)
22. Сутеев В. Кто сказал «Мяу»?
23. Токмакова И. Весна.
24. Ушинский К. Васька. Петушок в семье. Уточки.
25. Фет А. Чудная картина.
26. Чарушин Е. На нашем дворе. Бобровый пруд. Еж. Яшка. Про зайчат. Что за зверь?
27. Черный С. Воробей. Слон.
28. Шим Э. Камень, ручей, сосулька и солнце.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (4-5 лет)
1. Берестов В. Веселое лето.
2. Бианки В. Мышонок Пик (выборочно).
3. Блок А. Ветхая избушка.
2 Список составлен на основе произведений, предложенных в программе «Развитие» и созданных Н. Ф. Астаськовой, Н. С. Денисенковой, О. М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкой.
4. Дмитриев Ю. Цыплята и воробьята. Утята и цыплята.
5. Есенин С. Черемуха.
6. Зимовье зверей (русская народная сказка).
7. Маршак С. Будущий лес. Песня о желуде. Дети всякие бывают. Детки в клетке. Дремота и зевота. Ночь.
8. Пришвин М. Разговор деревьев.
9. Пушкин А. Месяц, месяц, мой дружок...
10. Скребицкий Г. На лесной полянке.
11. Соколов- Микитов И. Листопадничек.
12. Стихи русских поэтов о временах года.
13. Суриков И. Зима.
14. Твардовский А. Лес осенью.
15. Толстой Л. Дуб и орешник.
16. Тютчев Ф. Зима не даром злится.
17. Ушинский К. Утренние лучи.
18. Чуковский К. Доктор Айболит. СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5-6 лет)
1. Аким Я. Осень.
2. Барто А. В защиту Деда Мороза.
3. Бианки В. Синичкин календарь. Декабрь, январь, февраль. Март, апрель, май. Сентябрь, октябрь, ноябрь. Лесные домишки.
4. Дриз О. Семицветная страна. Как сделать это утро волшебным. Птичьи ватрушки. Волшебные тени. Ветер- ветерок. Цирк. Игра. Горячий привет. На что похож павлиний хвост.
5. Маршак С. Круглый год.
6. Некрасов Н. Зеленый шум. Не ветер бушует над бором.
7. Окнин Л. Зима.
8. Осеева В. Синие листья.
9. Пришвин М. Ребята и утята. Еж.
10. Пушкин А. Уж небо осенью дышало. Зимний вечер. Зимнее утро. Гонимы вешними лучами. Румяной зарею. Зима! Крестьянин торжествуя.
11. Сапгир Г. Ночь и день. Тень-олень. Тучи. Про овечку и человечка. Сны.
12. Скребицкий Г. Ворона. Галка. Грач. Скворец. Ласточка. Сорока. Воробей. Синица.
13. Сутеев В. Что за птица?
14. Толстой А. Колокольчики мои.
15. Трутнева Е. Осень.
16. Тютчев Ф. Весенние воды. Весенняя гроза. Фонтан. Есть в осени первоначальной.
17. Фет А. Уж верба вся пушистая.
18. Чарушин Е. Яшка. Глупые обезьянки. Захочешь есть - говорить научишься.
19. Щур Е. Волчишко. Что за зверь? Хитрая мама. Свинья. Гаяр.
20. Чуковский К. Елка.