Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ МЕТОДА СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ'

ПРОФИЛАКТИКА ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ МЕТОДА СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
244
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / РАННЕЕ РАЗВИТИЕ / МЕТОД СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пасютина Д.Г., Матанцева Т.Н.

В статье представлена программа по профилактике общего недоразвития речи (ОНР) у детей раннего возраста, которая разработана на основе метода сенсорной интеграции. Предложены результативные направления и методы работы с детьми раннего возраста. Эффективность разработанной программы подтверждается результатами контрольного эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пасютина Д.Г., Матанцева Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ МЕТОДА СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ»

УДК 378

Д.Г. Пасютина, Т.Н. Матанцева

ПРОФИЛАКТИКА ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ МЕТОДА СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В статье представлена программа по профилактике общего недоразвития речи (ОНР) у детей раннего возраста, которая разработана на основе метода сенсорной интеграции. Предложены результативные направления и методы работы с детьми раннего возраста. Эффективность разработанной программы подтверждается результатами контрольного эксперимента.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, ранний возраст, раннее развитие, метод сенсорной интеграции.

31 августа 2016 года утверждена Концепция «Развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года». Целью Концепции является разработка основных принципов и положений для создания условий предоставления услуг ранней помощи, обеспечивающих раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимальное развитие и адаптацию детей, интеграцию семьи и ребенка в общество, повышение доступности образования для детей целевой группы. [1] Одной из таких групп являются дети от 0 до 3 лет с проблемами становления речи.

На современном этапе развития логопедии данную категорию детей, обозначают различными терминами: традиционно - дети с «задержкой речевого развития», дети «группы риска», дети «с отклонениями в развитии», дети «группы риска по общему недоразвитию речи». [3, 4, 5] Именно они нуждаются в создании специальных условий для нормализации раннего речевого и психического развития. Однако, большой процент детей раннего возраста не посещают дошкольные образовательные организации, а специалисты, курирующие развитие детей раннего возраста, зачастую занимают выжидательную позицию и не оказывают им логопедическую и коррекционно-развивающую помощь. Именно в раннем возрасте необходимо создать условия для нормализации речевого и психического развития детей группы риска по ОНР, так как этот возраст является самым благоприятным для развития речи. Исходя из выявленного противоречия, мы определили цель исследования как разработку, апробацию и оценку эффективности программы логопедической работы по профилактике ОНР у детей группы риска раннего возраста.

Апробация программы проводилась на базе группы кратковременного пребывания муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада № 196» города Кирова. В формирующем эксперименте приняло участие пять детей в возрасте 2,6 - 3 года, которых в процессе констатирующего эксперимента определили, как детей группы риска по ОНР раннего возраста. Программа рассчитана на возраст детей 2 - 3 лет. Занятия проводятся два раза в неделю, рассчитаны на один учебный год. Всего 72 занятия по 36 темам. Логопедические занятия проводились в группах из 2-3 человек. Продолжительность занятия, в соответствии с СанПиН составляет 15 минут. [2].

Средства, используемые на занятиях по профилактике ОНР у детей раннего возраста, должны соответствовать возрасту и быть яркими, крупными, красочными: игрушки, картинный материал, аудиозаписи, костюмы. Все средства, применяемые на одном занятии, объединены общей лексической темой. На каждую тему отводится два занятия, одна тема в неделю. На четвертой неделе проводится два занятия на основе метода сенсорной интеграции. Лексические темы объединены в блоки по месяцам.

Каждый тематический блок, который длится один месяц, делится на два этапа. Первый этап длится три недели и направлен на обогащение импрессивной речи ребенка, знакомство с лексическими темами, формирование интереса к новым словам. Второй этап длится неделю, на нем проводится два сенсорных занятия, на которых создаются эмоционально окрашенные и сенсорно обогащенные условия, способствующие формированию речевого общения по пройденным лексическим темам у детей группы риска по ОНР раннего возраста.

Таким образом, получается девять тематических блоков, направленных на профилактику ОНР у детей раннего возраста, проводимых в одной системе обучения. Направления работы на первом этапе: •формирование правильного речевого дыхания; •развитие моторики пальцев рук; •развитие артикуляционный моторики;

© Пасютина Д.Г., Матанцева Т.Н., 2018.

•формирование интереса к лексическим темам; •обогащение пассивного словаря по лексическим темам.

Для формирования правильного речевого дыхания используются различные дыхательные игры: «Пёрышко, лети!», «Разгоним тучи», «Ах, какой горячий чай!», «Кораблики», «Снежинки закружились», «Листопад», «Одуванчик» и др. При проведении игр, направленных на формирование правильного речевого дыхания, детям даются следующие инструкции: вдох носом, выдох ртом, щеки не надувать, длинный, плавный выдох. Дыхательная игра подбирается в соответствии с лексической темой. Например в теме «Домашние птицы» используется дыхательная игра «Перышко лети», дети помогают курочке найти потерянные пёрышки, когда все перышки найдены, они наклеиваются на курочку-раскраску, со словестной проработкой: «Вот кура». На лексической теме «Транспорт» используется дыхательная игра «Кораблики»: большая ёмкость наполняется водой, на воду опускаются игрушечные кораблики или скорлупки орехов, имитирующих кораблики, и дети переправляют кораблики на другой берег с помощью воздушной струи, так же можно устроить соревнования - чей кораблик первый приплывет к берегу. В лексической теме «Снег идет» применяется дыхательная игра «Снежинки закружились», дети изображают снежную метель, сдувая бумажные снежинки со своих ладоней.

Для развития моторики пальцев рук используются различные пальчиковые игры: «В гостях у бабушке», «Встречи в лесу», «Зоопарк», «Фрукты», «Овощи», «Снег идет», «Наряжаем ёлочку», «Листопад», «Ветерок» и др. При проведении пальчиковых игр добиваемся правильной постановки позы, четкой последовательности в выполнении заданий. Пальчиковые игры, как и дыхательные, подбираются в соответствии с лексической темой. Например в лексической теме «Ёлка нарядилась» используется пальчиковая игра «Наряжаем ёлочку»:

Раз, два, три, четыре, пять. (Поочерёдно соединить подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого).

Будем ёлку наряжать. (Соединить ладони «домиком» над головой и развести руки в стороны). Мы повесим шарики, (Соединить подушечки пальцев обеих рук, образуя шарики). Яркие фонарики, (Прижать ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполнять вращательные движения ладонями вперёд - назад).

Весёлого Петрушку, (Показать длинный нос) И разные игрушки: (Вытянуть ладони вперёд)

И мишку - шалунишку (Показывать и покачиваться из стороны в сторону) И заиньку - трусишку. (Приложить раскрытые ладони к голове). В лексической теме «Игрушки» используется пальчиковая игра «Юла»: Я юлу кручу, верчу,

И тебя я научу. [6] (Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.)

При проведении занятия по лексической теме «Лесные животные» используется пальчиковая игра «На водопой»:

Жарким днем лесной тропой («Шагать» по столу пальцами). Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосенок, (На каждое двустишие разгибать по одному пальчику, начиная с мизинца)

За мамой лисицей крался лисенок, За мамой ежихой катился ежонок, За мамой медведицей шел медвежонок, За мамою белкой скакали бельчата,

За мамой зайчихой косые зайчата, (Приложить раскрытые ладони к голове). Волчиха вела за собою волчат. Все мамы и дети напиться хотят. [6]

Для развития артикуляционной моторики используются различные артикуляционные сказки: «Язычок на прогулке», «Зоопарк», «Экскурсия», «Зимние забавы», «Волшебная страна», «Повар», «Путешествие на поезде» и др. Артикуляционные сказки рассказываются совместно с детьми. Логопед рассказывает, показывая нужное упражнение, ребенок повторяет, одна поза держится на счет от пяти и доводится, постепенно, до десяти. В месяц вводится одна артикуляционная сказка, для качественного прорабатывания всех упражнений. Например в лексическом блоке «Животные» применяется артикуляционная сказка «Зоопарк»: Жил был Язычок (высунуть язычок изо рта). Однажды Язычок решил отправиться в зоопарк. Подходит но к зоопарку, а там высокий забор (показать сомкнутые ровно зубы). Зашёл Язычок внутрь и увидел бегемота (открыть широко рот), рядом с бегемотом сидели весёлые лягушки (широко улыбнуться), в соседней клетке жил слон (вытянуть сомкнутые губы вперёд), какой у слона длинный хобот! Прошёл Язычок

дальше и увидел озорных обезьянок (выполнять языком быстрые похлопывающие движения по верхней губе). Потом он увидел очень высокое животное - это был жираф (тянуться острым языком к носу). Рядом с жирафом щипала травку полосатая зебра (щелкать языком, изображая цокот копыт). Очень много животных увидел Язычок, ему очень понравилось в зоопарке.

В лексическом блоке «Дары осени» используется артикуляционная сказка «Варим вкусное варенье»: Жил был Язычок (высунуть язычок изо рта). Проснулся он однажды утром и открыл окно (открыть широко рот). Посмотрел на свой красивый фруктовый сад (тянуться острым языком к носу, изображая деревья) и решил сегодня собрать урожай в корзинку (загнуть края широкого высунутого языка). Собрал много фруктов и ягод и отнес их в дом (загнутый корзинкой язык прячем во рту). Решил он из урожая приготовить вкусное варенье. Приготовил много и разлил его по банкам (надувать/сдувать щеки, изображая банки). Когда готовил варенье испачкал домик, надо его прибрать: моем потолок (проводим кончиком языка по нёбу вперед - назад), стены (проводим кончиком языка по щекам вверх - вниз). Попробовал Язычок варенье - очень вкусное (облизывать губы круговыми движениями).

В лексическом блоке «Зима пришла» используется артикуляционная сказка «Зимние забавы»: Жил был Язычок (высунуть язычок изо рта). Проснулся он однажды утром и открыл окно (открыть широко рот). А из окна подул холодный ветер, наступила зима. Обрадовался Язычок (широко улыбнуться) и пошёл гулять на улицу. Решил слепить снеговика, скатал один снежный ком (надувать/сдувать щеки), второй, третий. Вместо носа воткнул морковку (тянем язык вперед, изображая морковку). Славный получился снеговик! Захотелось язычку покататься на горке (зацепить кончик языка за нижние зуба, спинку языка выгнуть и высунуть изо рта), сел он на ледянку (спокойный язык лежит на нижней губе) и покатился. Нагулялся язычок, вернулся домой, а когда уходил окно забыл закрыть и в дом навалило много снега, стал он чистить снег: потолок (проводим кончиком языка по нёбу вперед - назад), стены (проводим кончиком языка по щекам вверх - вниз), пол (движением языка вверх чистим внутреннюю сторону нижних зубов). Язычок почистил дом от снега, в доме стало тепло и уютно. Любит Язычок зиму!

Для формирования интереса к лексическим темам и обогащения пассивного словаря по ним используются необычные сюжеты для каждого занятия, занятие проходит в игровой форме, со сменой видов деятельности. Каждое занятие построено по классической методике: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении проводится организационный, сюрпризный момент, логопедом проговариваются задачи на занятие. В основной части проводятся пальчиковые игры, артикуляционная сказка, дыхательные игры, игры для обогащения словаря по лексическим темам. В заключении вместе с детьми подводится итог, повторяются новые слова, обобщается лексическая тема. Обязательно в заключительной части ребенка нужно похвалить за его реальные успехи, даже, если они минимальные, можно поощрить ребенка небольшим подарком в соответствии с темой, например небольшой наклейкой.

Подробнее остановимся на играх, для обогащения словаря по лексическим темам. К таким играм можно отнести: «Назови ласково», «Большой - маленький», «Мама и детеныш», «Назови какой/какая/какое», «Что делает?», «Вспоминай», «Один - много», «Угадай по описанию» и др. Например в лексической теме «В гостях у кузнечика» используются игры «Что умеет делать насекомое?»: кузнечик (скачет), муравей (бегает), бабочка (летает), жук (летает, жужжит), оса (жалит, летает), комар (пищит) и др. «Опиши какой?»: кузнечик (зелёный), муравей (сильный), бабочка (красивая), жук (прочный), оса (трудолюбивая), комар (маленький) и др. «Назови ласково»: муравей - муравьишка, комар - комарик, жук - жучок и др.

В лексической теме «Мебель» применяются игры «Большой - маленький»: диван - диванчик, стул

- стульчик, стол - столик, кровать - кроватка и др. «Один - много»: один стул - много стульев, один стол

- много столов, один шкаф - много шкафов и др. «Назови какой/какая/какое»: деревянный стол, пластмассовый комод, железный табурет, мягкий диван и др.

В лексической теме «Повар» применяются игры «Что делает повар?»: режет, варит, жарит, моет, готовит, мешает, печет и др. «Как готовим?»: салат режем, суп варим, рагу тушим, булочки печем и др. «Назови ласково»: булка - булочка, хлеб - хлебушек, суп - супчик, каша - кашка и др.

Таким образом, все выделенные направления работы на первом этапе выполняются в активной, интересной форме с использованием различных игр и приёмов, подготавливая детей к переходу на второй этап.

Направления работы на втором этапе: •формирование условий для развития связной речи; •активизирование сенсорных анализаторов; •развитие активного словаря; •побуждение к связному речевому высказыванию.

Работа второго этапа проводится на четвертой неделе каждого тематического блока, обозначаются как сенсорные занятия. На сенсорных занятиях создается естественная среда, формирующая раздражение

сенсорных рецепторов: тактильных, обонятельных, зрительных, слуховых. Всего в программе предусмотрено 18 таких занятий. Данные занятия побуждают детей начать использовать пассивный словарь, наработанный на предыдущих занятиях, в активной речи. Все направления второго этапа решаются чрез создание правильно подобранной сенсорной среды. При эффективно сформированных сенсорных условиях активизируется речевая активность, развивается экспрессивная связная речь.

Приведем пример одного из таких занятий:

Тематический блок «Животные». Первое сенсорное занятие «Домашние животные».

Цель: активизация словаря по теме занятия.

Задачи:

•активизировать словарь по теме «Домашние животные»;

•развитие слухового внимания;

•развивать звуко-слоговую структуру слова;

•побудить к связному речевому высказыванию.

Оборудование: аудиосистема, запись звуков домашнего двора, игрушки по теме «Домашние животные», перья курицы, крупа любая, ткань на ощупь и цвет, похожая на шерсть домашних животных, по возможности, на финальную часть занятия представителя настоящего домашнего животного (собака, кошка, кролик и т.п.).

Подготовка сенсорного оборудования: крупная емкость, в которую насыпаются перья птиц, в них зарываются небольшие игрушки домашних птиц; крупная емкость, в которую насыпается крупа и емкость в которую складывается трава или сено в эти емкости распределяются поровну небольшие игрушки домашних животных.

Описание деятельности логопеда и детей представлены в таблице 1.

Таблица 1

Деятельность логопеда и детей на сенсорном занятии «Домашние животные»_

№ п/п Деятельность логопеда Деятельность ребенка Время

1. I этап: Организационный момент. - Послушайте стихотворение: В тихой дальней деревушке, Возле озера, в избушке Жил-был маленький щенок С добрым именем - Дружок. Во дворе соседи жили. Со щенком они дружили -И крольчата, и котятки Часто с ним играли в прятки. А с цыплятами Дружок Мчался утром на лужок. В травке мягкой он лежал, Своим хвостиком махал. [2] - Хотите, что бы наше занятие сегодня прошло в деревушке, в гостях у Дружка? - К кому мы пойдем в гости? Кто еще может жить в деревне? Если затрудняются ответить показываем картинки с домашними животными. - Да! - Щенку - Киса, кура, корова, лошадка, кролик, хрюша, гуси, петушок, коза, овечка. 2 мин.

2. II этап. Основной. В соседнем кабине громко включается аудиозапись звуков домашнего двора. - Пойдемте проверим, что там. На первом столе стоят две ёмкости с перьями, в которых зарыты мелкие фигурки домашних птиц. Включаются звуки домашних птиц. - Давайте поиграем в игру «Найди кто спрятался». - А теперь назовите как они кричат? -Петушок - ку-ка-реку, - кура - ко-ко-ко, - утка - кря-кря-кря, - индюк - бл-бл-бл, - гусь - га-га-га, - цыпленок - пи-пи-пи, 3 мин.

Окончание таблицы 1

№ п/п Деятельность логопеда Деятельность ребенка Время

3. На втором столе стоит емкость с крупой и емкость с сеном. Включаются звуки домашних животных. - А теперь посмотрим кто спрятался здесь. В сене и крупе. - Назовите как они кричат? - Давайте покормим наших животных. Повторяем: - «На корова сено». Дети распределяют животных по группам, кто что ест. - Киса - мяу-мяу, - корова - му-му-му, - лошадка - иго-го, - кролик - хрум-хрум, - хрюша - хрю-хрю-хрю, - коза - ме-ме-ме, - овечка - бе-бе-бе. - На, корова, сено (лошадка, коза, овечка, кролик); - На, хрюша, кашу (кура, утка, гуси, индюк). 4 мин.

4. На третьем столе расстелены ткани, имитирующие цвет и фактуру шерсти животных. - Давайте угадаем, где чья шубка? - Правильно ребята, молодцы. - А теперь давайте послушаем звуки животных и отгадаем, кто кричит. Включаются поочередно звуки животных, дети отгадывают. - Это шубка коровы. - Это мех кролика. - Это шерсть овечьки. - Это шерсть козы. - Это перья куры. - Это кудахчет кура - ко-ко-ко. - Это кукарекает петушок - ку-ка-реку. - Это хрюкает хруша -хрю-хрю-хрю. И т.д. 3 мин.

5. III этап. Заключительный. В группу вносится клетка с настоящим кроликом и корм для него. - Ой, ребята, смотрите кто пришел на наш домашний двор! - Какой он? - Давайте его покормим. Дети занимаются с животным, вызванные на эмоциональном подъеме слова, повторяются за детьми и закрепляются. Подводится итог занятия. - Куда мы с вами ходили? - Эти животные называются домашними. - Это кролик! - Мягкий, пушистый. - На, кролик, морковку. - В деревню. - Домашние животные. 3 мин.

6. Дети остаются в группе, играют с сенсорными игрушками пока не пропадет интерес.

В завершении данной программы дети должны уметь: составлять правильные пальчиковые позы «кольцо», «зайка», «козочка», «лодочка»; выполнять артикуляционные упражнения: «шарик», «иголочка», «часики», «заборчик», «трубочка», «блинчик»; иметь правильный речевой выдох; выделять на слух неречевые и речевые звуки; по просьбе взрослого и самостоятельно воспроизводить звуки животных и предметов, проговаривать слова простой слоговой структуры, говорить двухсоставные предложения, употреблять изученные существительные во множественном числе и с уменьшительно-ласкательными суффиксами по пройденным лексическим темам.

Эффективность разработанной программы подтверждается результатами контрольного эксперимента. В контрольном эксперименте принимало участие пять детей, относящихся к группе риска по ОНР. Дети занимались по представленной выше программе пять месяцев с января по май 2018 года. Результаты

представлены в сводной таблице № 2, где указаны результаты как констатирующего эксперимента, так и контрольного эксперимента. Характеристика результатов представлена в сравнении с уровнем развития детей до начала проведения формирующего эксперимента и после его завершения.

Таблица 2

Сравнительная таблица результатов констатирующего и контрольного экспериментов_

Результаты констатирующего эксперимента Результаты контрольного эксперимента

Познавательное развитие Моторная сфера Речевое развитие Познавательное развитие Моторная сфера Речевое развитие

Низкий 40% 60% 100% 0 0 0

Средний 0 0 0 20% 0 40%

Выше среднего 60% 0 0 40% 20% 60%

Высокий 0 40% 0 40% 80% 0

На начальном этапе работы познавательное развитие находилось на низком уровне у 40% детей раннего возраста, относящихся к группам риска по ОНР. У 60% познавательное развитие находилось на уровне выше среднего. В результате проведенной работы по программе профилактики ОНР у детей раннего возраста с использованием метода сенсорной интеграции 40% детей вышли на высокий уровень познавательного развития, так же 40% детей показали уровень выше среднего, 20% детей поднялись на средний уровень, низкого уровня познавательного развития не набрал ни один ребенок. Результаты контрольного эксперимента в познавательном развитии показывают эффективность программы: 40% дети, находящихся на уровне выше среднего поднялись на высокий уровень, из 40% детей, находящихся на низком уровне, поднялись 20% на средний и 20% на уровень выше среднего.

Моторная сфера у 40% детей, по результатам констатирующего эксперимента была не нарушены, находилась на высоком уровне. У 60% детей раннего возраста, относящихся к группе риска по ОНР моторная сфера была нарушена, находилась на низком уровне. В результате проведенной по программе работы, уровень моторного развития поднялся - низких и средних показателей, по результатам контрольного эксперимента не выявлены, 80% находятся на высоком уровне, 20% на уровне выше среднего, что так же подтверждает эффективность разработанной программы. Из 60% детей, находящихся на низком уровне 20% вышли на уровень выше среднего и 40% на высокий уровень.

Речевое развитие у 100% детей раннего возраста, относящихся к группе риска по ОНР находилось на низком уровне. В процессе реализации программы профилактики ОНР у детей раннего возраста с использованием метода сенсорной интеграции 40% детей в своем речевом развитии поднялись на средний уровень, 60% детей на уровень выше среднего.

В завершении данной программы дети группы риска по ОНР раннего возраста научились составлять правильные пальчиковые позы «кольцо», «зайка», «козочка», «лодочка». Стали хорошо выполнять артикуляционные упражнения: «шарик», «иголочка», «часики», «заборчик», «трубочка», «блинчик». Сформировался правильный речевой выдох. Дети научились выделять на слух неречевые и речевые звуки. По просьбе взрослого и самостоятельно в процессе игр стали воспроизводить звуки животных и предметов, проговаривать слова простой слоговой структуры, говорить двухсоставные предложения, употреблять изученные существительные во множественном числе и с уменьшительно-ласкательными суффиксами по пройденным лексическим темам.

Библиографический список

¡.Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года от 31.08.2016 года № 1839-р// http://government.ru/

2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении Сан-ПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»

3. Архипова Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста / Е.Ф. Архипова - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

- 256 с.

4.Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона: практикум: пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей / О. Е. Громова. - Москва: Просвещение, 2009. - 156 с.

5.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики - ЭКСМО, 2018 - 288 с.

6. http://scastliwymalish.ru/moya-metodisheskaya-kopilka/palshikowye-igry/palchikovyie-igryi-po-teme-zima

ПАСЮТИНА ДАРЬЯ ГЕННАДЬЕВНА - магистрант, Вятский государственный университет, Россия.

МАТАНЦЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА - кандидат психологических наук, доцент кафедра дефектологии, Вятский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.