Нарушения звукопроизношения возникают у многих детей. Особую группу составляют дети с ОНР, характеризующимся недостаточным уровнем развития всех сторон устной речи: фонетико-фонематической, лексико-грамматической, связной. Коррекция нарушений звукопроизношения у этих детей особенно сложна, т. к. они характеризуются наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений, чаще других нарушается произношение шипящих, свистящих, сонорных звуков.
Л. В. Омельченко, МДОУ детский сад № 19 г. Россоши Воронежской области
Автоматизация звуков на ограниченном речевом материале
Автоматизация звуков направлена на выработку способности произносить звук без сознательного его регулирования. Этап автоматизации звука связан с введением поставленного звука в слог, слово, предложение, в связную речь. При этом отрабатываемый звук должен вводиться в прямые и обратные слоги, в слоги со стечением согласных, постепенно включаться в слова и предложения. На данном этапе логопед должен подбирать речевой материал таким образом, чтобы в предлагаемых словах, предложениях и текстах не встречались другие сложные по артикуляции звуки, т. е. звуки, которые у ребенка еще не поставлены. У детей с ОНР чаще всего наблюдается нарушение свистящих, шипящих, сонорных звуков, что осложняет подбор речевого материала.
Во многих пособиях по автоматизации правильного звукопроизношения речевой материал подобран таким образом, что в слове могут встречаться и дефектно произносимые звуки (например, такие слова: слон, снежинка, спор), поэтому приходится буквально по крупицам искать слова без дефектно произносимых звуков. Таких слов мало. Однократное употребление неправильно произносимых звуков не страшно. Однако при многократном повторении (автоматизация звуков требует как раз многократного повторения) как правильно, так и неправильно произносимые звуки закрепляются. Закрепляя, например, звук [С'], взрослый одновременно будет закреплять неправильное, дефектное произношение нескольких более сложных звуков. Существующие пособия по автоматизации звуков подходят для детей с изолированным нарушением какой-либо одной группы звуков. Если у ребенка нарушены два или более звуков, как у детей с ОНР, логопед должен тщательно отбирать речевой материал.
К тому же, чтобы успешно работать с детьми дошкольного возраста, логопеду нужно много иллюстративного материала, а обычно в пособиях очень много текстов, доступных только взрослому. Это еще больше осложняет подбор необходимого речевого и картинного материала.
Автоматизация звуков - важный, но мало интересный для ребенка вид работы, заключающийся в многократном повторении слогов, слов за логопедом. Многократное повторение утомляет ребенка, но от них никуда не денешься - нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка правильно произносить звук. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить скучную работу в увлекательную игру. Только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе ребенка на занятии.
В своей работе мы используем тренировочные упражнения на ограниченном речевом материале, которые способствуют закреплению имеющихся у детей произносительных навыков. Приобретенные на ограниченном речевом материале навыки распространятся (на основе переноса навыка) на речевой материал, не подвергавшийся специальной отработке. Нередко оказывается, что уже в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать поставленный звук в спонтанную речь.
Нами был разработан комплект пособий по автоматизации наиболее часто нарушаемых звуков (свистящих, шипящих, сонорных) на ограниченном речевом материале.
Необходимость создания данных пособий продиктована недостатком специального тщательно отобранного речевого и картинного материала для систематических занятий логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
В пособиях реализуются следующие принципы:
1. Принцип фонетической доступности.
Весь речевой материал подобран таким образом, что из него исключены не только близкие по артикуляции звуки, но и звуки, которые наиболее часто нарушаются у детей с ОНР. Например, в пособии по автоматизации свистящих звуков подобраны слова, не содержащие шипящих и сонорных, из пособия по автоматизации сонорных исключены слова, содержащие шипящие и свистящие и т. п. С этой целью многие тексты были написаны автором пособий, а некоторые стихотворные и художественные тексты других авторов адаптированы.
2. Принцип последовательности (от простого к сложному).
Материал в пособии располагается последовательно: от звука к слогу, от слога к слову, от слова к словосочетанию, от словосочетания к предложению, от предложения к тексту (стихам и рассказам).
3. Принцип системности.
В пособии собраны воедино и в связи друг с другом все стороны работы со звуками, начиная от работы с изолированным звуком и заканчивая работой со звуком в контексте связной речи.
4. Принцип наглядности и занимательности.
Ребенок нуждается в наглядной, занимательной форме представления материала. В такую форму «облекается» каждое задание, т. к. пособие ориентировано на детей, не умеющих ни читать, ни писать. Интерес ребенка к обучению во многом зависит от количества и качества игр и картинок, «населяющих» пособие. Поэтому кроме основной задачи задания имеют интересную сверхзадачу. Например, в задании основная задача звучит «произнеси правильно как можно больше слов», а сверхзадача гласит «помоги ежикам собрать грибочки», «распутай нитки», «пройди лабиринт».
Помимо основной цели - автоматизации звуков - логопед может дополнительно работать над расширением словаря, грамматическим строем, развитием мышления и памяти, формированием навыков звукового анализа, четкостью, громкостью, выразительностью речи на материале правильно произносимых звуков.
Для автоматизации звуков в пособиях используются приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картин-
кам. Также в занятия включена работа по звуковому анализу и синтезу.
Усложнение лексического материала в рамках «изолированный звук - предложение» происходит на каждом коррекционном занятии.
Структура занятия по пособиям такова:
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
2. Рассматривание артикуляционной позы звука (работа с зеркалом).
3. Характеристика звука.
4. Автоматизация изолированного звука.
Обычно в пособиях на этом этапе работы, как и на следующем, полностью отсутствует наглядность, задания просто описываются словами в виде инструкции: произнести звук. В наших пособиях на каждом занятии представлена новая игра для автоматизации изолированного звука и стихотворение к ней: помоги Васе накачать колеса, собери листики и т. п.
5. Автоматизация звуков в слогах.
Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з - комарик пищит, р-р-р - собака рычит), то слог для дошкольника - весьма абстрактное понятие. Практически во всех пособиях при работе со слогами отсутствует наглядность. Задание сводится к тому, что дается ряд слогов, которые может прочесть только взрослый. Мы используем игры и на этом этапе работы. Они аналогичны играм п. 4, но на каждом предмете написан слог, который ребенку следует произнести. Логопед не ставит задачу научить ребенка читать и поэтому внимание на буквах не фиксируется, достаточно, чтобы в сознании ребенка начал формироваться образ буквы в связи с конкретным звуком.
6. Введение звука в слова.
Обычно этот этап проводится следующим образом: представлен ряд картинок, не связанных друг с другом игровой ситуацией. Затем ребенок однообразно повторяет слова, глядя на картинки. В нашем пособии на этом этапе предлагаются различные игровые ситуации: «Скажи как лисичка», игра «Карусель», «Флажки», «Собери бусы» и т. п.
7. Автоматизация звука в простых предложениях.
Дети составляют предложения со словами, отрабатываемыми на занятии, по схеме.
8. Формирование навыков звукового-слогового анализа.
Ребенку предлагается составить схему слова, расселить слова по домикам в зависимости от количества слогов и т. п.
9. Задания на профилактику дисграфии и дислексии.
В конце пособия представлена подборка стихов и текстов для дальнейшей автоматизации звуков и мнемотаблицы к ним.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Этапы работы над стихотворением:
1. Логопед выразительно читает стихотворение.
2. Логопед сообщает, что ребенок будет учить это стихотворение наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, в доступной форме объясняет их значение.
5. Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Этапы работы над текстом:
1. Логопед объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
2. Логопед читает текст и показывает сюжетные картины.
3. Беседа по содержанию текста.
4. Повторное чтение текста логопедом с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.
5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.
Пособия по автоматизации звуков на ограниченном речевом материале мы используем в работе на протяжении двух лет, что не только упростило работу по подбору необходимого речевого и картинного материала, но и значительно повысило мотивацию детей на занятиях. Трудный процесс автоматизации превратился в увлекательную игру, благодаря чему поставленные звуки гораздо быстрее вводятся в речь.
Занятие 1
Автоматизация звука [Л'] в прямых ударных слогах ЛЯ, ЛЕ, ЛИ в начале слова
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
2. Рассматривание артикуляционной позы звука [Л'].
3. Характеристика звука [Л'].
4. Автоматизация изолированного звука [Л']
Игра «Самолетик»
(Ребенок слушает стихотворение, ведет пальцем по черной линии и длительно произносит звук [Л'].)
Сам летает самолетик:
Вверх и вниз.
Так готов прожить в полете
Он всю жизнь.
5. Автоматизация звука [Л'] в прямых слогах ЛЯ, ЛЕ, ЛИ.
Игра «Поющая семья» - ребенок показывает, как поют папа, мама, Лена. Живет поющая семья: Папа, мама, Лена, И в ней поют: ЛЯ-ЛИ-ЛЕ-ЛЯ. Все время, даже за обедом.
6. Введение слогов ЛЯ, ЛЕ, ЛИ в слова. Игра «Скажи с различной интонацией»
а) Взрослый произносит слоги и слова, ребенок повторяет их.
б) Взрослый говорит:
- Сейчас надо сказать эти слоги и слова весело, чтобы в конце можно было поставить восклицательный знак!
- А теперь надо сказать так, как будто ты спрашиваешь, и чтобы в конце можно было
поставить вопросительный знак.
в) Взрослый показывает ребенку знак, а ребенок сам произносит слоги и слова с нужной интонацией.
?9
7. Составить предложения по картинкам с опорой на схемы.
8. Составить схему слова ЛИНЬ.
• Назови первый звук в слове Л-Л-ЛИНЬ. (Л')
• Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он согласный, мягкий.)
• Каким цветом обозначаем согласный мягкий звук? (Зеленым.)
• Нарисуй в первой клеточке зеленый кружочек.
• Назови второй звук в слове ЛИ-И-ИНЬ. (И)
• Что ты можешь сказать о звуке И? (Он гласный.)
• Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным.)
• Нарисуй красный кружок во второй клеточке.
• Какой последний звук в слове ЛИН-Н-НЬ? (Н')
• Что ты можешь сказать о звуке Н'? (Он согласный мягкий.)
• Каким цветом обозначаем согласный мягкий звук? (Зеленым.)
• Нарисуй в последней клеточке зеленый кружочек.
• Назови все звуки слова ЛИНЬ по порядку.
9. Буквы, которые написаны правильно, раскрась зеленым цветом, а буквы, которые написаны неправильно, зачеркни.
Занятие 2
Автоматизация звука [Л'] в ударных слогах в середине слова
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
2. Характеристика звука [Л'].
3. Автоматизация изолированного звука [Л'] (Ребенок длительно произносит звук [Л'] и показывает, в какое ведро он «набирает» воду.)
Игра «Налей воду в ведро»
Мы встали очень рано, Бежим на огород, И воду из-под крана Нальем сейчас в ведро. Пускай растет картошка, Укроп и сельдерей, Польем мы все немножко -И в парк гулять скорей.
4. Автоматизация звука [Л'] в слогах. Игра «Собери грибы»
Растут грибочки на поляне: Лисички, рыжики, опята, Их собирают постоянно Для папы-ежика ежата.
5. Автоматизация звука [Л'] в словах с прямыми слогами в середине слова в сильной позиции.
а) По возможности самостоятельно назвать картинки.
б) Назвать в быстром темпе всю серию 3 раза.
14
в) Закончи фразу
Дети гуляют на... (поляне)
В городе растут. (тополя)
Мама варит компот из. (малины)
По листу ползет. (улитка)
Кондуктор проверяет у пассажира. (билет)
Лошадь запрягают в. (телегу)
На пастбище пасется. (олень)
У коровы маленький. (теленок)
Над огнем кружит. (мотылек)
6. Автоматизация звука [Л'] в словах с прямыми слогами в середине слова в сильной позиции в чистоговорках.
а) Взрослый произносит чистоговорки, ребенок повторяет их.
б) Взрослый проговаривает чистоговорки громко, как в микрофон (тихо, как будто по секрету), и просит ребенка повторить их с той же силой голоса.
в) Взрослый показывает ребенку изображение и просит произнести чистоговорки с соответствующей силой голоса.
7. Составить схему слова ЛИНА.
• Назови первый звук в слове Л-Л-ЛИНА. [Л']
• Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он согласный мягкий.)
• Каким цветом обозначаем согласный мягкий звук? (Зеленым.)
• Нарисуй в первой клеточке зеленый кружочек.
• Назови второй звук в слове ЛИ-И-ИНА. [И]
• Что ты можешь сказать о звуке И? (Он гласный.)
• Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным.)
• Нарисуй красный кружок во второй клеточке.
• Какой третий звук в слове ЛИН-Н-НА? [Н]
• Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он согласный твердый.)
• Каким цветом обозначаем согласный твердый звук? (Синим.)
• Нарисуй в третьей клеточке синий кружочек.
• Какой последний звук в слове ЛИНА-А-А? [А]
• Что ты можешь сказать о звуке А? (Он гласный.)
• Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным.)
• Нарисуй красный кружок в последней клеточке.
• Назови все звуки слова ЛИНА по порядку.
8. Найди, где спряталась буква С, и допиши ее.
/Л г
О
К
О! л I
I
1 г
Занятие 3
Автоматизация звука [Л'] в обратном ударном слоге
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
2. Характеристика звука [Л'].
3. Автоматизация изолированного звука [Л'].
Игра «Помоги Илюше помыть игрушки»
(Ребенок длительно произносит звук [Л'] и показывает, для какой игрушки он набирает в ванну воду.)
Как у нашего Илюшки В грязь попадали игрушки. Искупать он их решил, В ванну воду он налил.
4. Автоматизация звука [Л'] в обратном слоге.
Игра «Звездочет» (Ребенок слушает стихотворение и помогает звездочету посчитать звезды, повторяя за взрослым слоги.)
В небо смотрит звездочет, Звездам он ведет учет: Раз - звезда, и два - звезда, Не сочтет их никогда.
5. Автоматизация звука [Л'] в обратных слогах в сильной позиции.
а) Перечислить названия картинок.
б) Игра «Поезд» - называть слова с убыстрением темпа.
6. Автоматизация звука [Л'] в обратных слогах в сильной позиции в чистоговорках.
Взрослый произносит начало чистоговор-ки, ребенок ее заканчивает, затем повторяет чистоговорку от начала до конца.
14
АЛЬ - АЛЬ - АЛЬ - у Коли дома
ЫЛЬ - ЫЛЬ - ЫЛЬ - у Оли дома
ЕЛЬ - ЕЛЬ - ЕЛЬ - метет
ЫЛЬ - ЫЛЬ - ЫЛЬ - в поле '
7. Игра «Перевези слова на другой берег» Ребенок определяет количество слогов в слове и «селит» его в нужный кораблик в зависимости от количества труб.
8. Игра «Буква спряталась»
Найди букву Л.
Стихи для автоматизации звука [Л']
Коля и Лена Клюкву покупали. Коля и Лена Маме помогали.
ж Щ
ш
Ш 1
V?' Л
А ж ее
/0% ш
В доме у Алены Маленький теленок. Ходит по поляне Теленок и буянит. - Му да му, му да му, Где Алена, не пойму!
Тексты для автоматизации звука [Л']
ЛЯЛЯ
Ляля маленькая. Она в пеленках. Лина и Лида катали Лялю у клена. Они отгоняли от Ляли мотыльков. Вот какая маленькая Ляля!
(по Н. Нищевой)
НА ПОЛЯНЕ
Лена и Лида гуляли на поляне. Они ходили по поляне, видели лютики, видели клены и липы. Под липами дети видели калину, а на ней маленькую малиновку. Потом Лена и Лида отдыхали, пели, плели венки. Лена и Лида полюбили эту поляну.
(по Т. Ткаченко)