ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Психиатрия
ORIGINAL RESEARCH
^щ Psychiatry
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
С ПРИЗНАКАМИ
ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
М. В. КОРЕХОВА, И. А. НОВИКОВА,
А. Г. СОЛОВЬЕВ
С целью выявления особенностей психологических характеристик сотрудников органов внутренних дел с признаками психической дезадаптации обследовано 153 человека. Установлено, что 1/3 сотрудников имеют признаки дезадаптации с различным уровнем выраженности (высокий, средний, низкий). Дезадаптированные обследуемые обладают низкой толерантностью к организационному стрессу, склонностью к профессиональному выгоранию, трудностями в установлении межличностных отношений, подавленным настроением, истощаемостью, отсутствием стремления соблюдать общепринятые нормы поведения, частым употреблением спиртных напитков, конфликтностью, низкой враба-тываемостью и психической устойчивостью, вегетативным дисбалансом. Обосновано проведение комплекса медико-психологических мероприятий для сотрудников с высоким уровнем дезадаптации, включающего дебрифинг критических ситуаций, индивидуальную когнитивно-поведенческую психотерапию и групповой тренинг саморегуляции.
Ключевые слова: сотрудники органов внутренних дел, психическая дезадаптация, психологические характеристики, психологическая помощь
PSYCHOLOGICAL FEATURES
OF LAW-ENFORCEMENT
AGENCY OFFICERS
WITH PSYCHOLOGICAL DISADAPTATION
KOREKHOVA M. V., NOVIKOVA I. A.,
SOLOVYEV A. G.
Objects were 153 officers of low-enforcement agency. Psychological disadaptation of the different severity (low, moderate, high) was revealed in one third of the examined officers. Complex psychological cure including debriefing of critical situation, individual cognitive behavioral psychotherapy and group training for autoregulation was suggested for the officers with the high degree of disadaptation.
Key words: officers of low-enforcement agency, psychological disadaptation, psychological features, psychological assistance
© Л. А. Федотова, А. Г. Соловьев, 2013
УДК 616.22-008.5:616-053.4
DOI - http://dx.doi.org/10.14300/mnnc.2013.08013
ISSN - 2073-8137
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГОРОДСКОЙ
И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА
Л. А. Федотова1, А. Г. Соловьев2
1 Архангельская средняя общеобразовательная школа Соловецких юнг,
2 Северный государственный медицинский университет, Архангельск
Федотова Любовь Антоновна, кандидат биологических наук, учитель-логопед Архангельской средней общеобразовательной школы Соловецких юнг; тел.: (8182) 668386; e-mail: [email protected]
Соловьев Андрей Горгоньевич, доктор медицинских наук, профессор,
заведующий кафедрой психиатрии и клинической психологии Северного государственного медицинского университета; тел.: (8182) 209482, +79217203458; e-mail: [email protected]
Проблема диагностики речевых нарушений в раннем и младшем дошкольном возрасте является одной из наиболее актуальных в современной логопедии. Выявление, адекватная оценка и коррекци-онная помощь детям могут предотвратить усложнение структуры дефекта, нарушения социализации, вторичные отклонения в развитии [1]. В последние годы акцент ис-
МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
2013. Т. 8. № 3
МЕй!СА1. NEWS ОР NORTH САУСАБУБ
2013. Уо!. 8. !5Б. 3
следований сместился в сторону раннего выявления отклонений в речевом развитии и комплексной коррекционной работы, что позволяет существенно снизить социальную депривацию «безречевого» ребенка, использовать в полной мере возможности сенситивных периодов становления высших психических функций, эффективно корректировать темп психоречевого развития и предупреждать возникновение вторичных нарушений [2].
Исследователи детской речи отмечают, что у нормально развивающихся малышей к концу второго года жизни словарный запас составляет до 300 правильно произносимых слов; в это же время начинается процесс формирования речи. К пяти годам активный словарь увеличивается до 2500-3000 слов; усложняется и удлиняется фраза, улучшается произношение; к шести годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный активный словарь и практически овладевает грамматическим строем речи [3].
В то же время известно, что существуют различия в формировании речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста в зависимости от условий проживания - у жителей городской и сельской местности с учетом национальных, культуральных и региональных особенностей [8, 9].
Целью исследования явилось изучение особенностей речевых нарушений у детей дошкольного возраста с учетом условий проживания в городе - областном центре, поселковой и сельской местности Европейского Севера.
Материал и методы. Обследовано 115 детей в возрасте от 2 до 7 лет (мальчиков - 72, девочек - 43), русских, родившихся и проживающих на Европейском Севере России, посещающих дошкольные образовательные учреждения областного центра - г. Архангельска (п=42), поселковой местности Приморского района (п=38) и сельской местности Каргопольского района (п=35) Архангельской области. В соответствии с возрастными параметрами оценивались речевые нарушения детей раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет - 56 детей, в том числе мальчиков - 62,5 %, девочек - 37,5 %) и старшего дошкольного возраста (от 4 до 7 лет - 59 детей: мальчиков -61,0 %, девочек - 38,9 %).
Для изучения раннего анамнеза, этапов нервно-психического развития ребенка и сопутствующей патологии проведен анализ данных медицинских карт (ф. 112/у) и заполнены логопедические карты 115 детей.
Оценка речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста проводилась по методике Л. С. Соломаха, Н. В. Серебряковой [5], включающей четыре серии речевых проб с оценкой выполнения предлагаемых за-
даний. Для исследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста применялся сокращенный вариант методики Т. А. Фо-тековой [6]; уровень сформированности всех сторон речи оценивался с использованием разработанной нами речевой карты [7].
Оценка состояния звуковой стороны речи предусматривала изучение особенностей произношения звуков разных фонетических групп (свистящих, шипящих, сонорных и др.), а также способности различать фонемы (фонематического восприятия). Произношение звуков проверялось в различных речевых условиях: словах, фразах, оценивалось умение произносить слова разной слоговой сложности.
Исследование состояния фонематического восприятия проводилось с помощью воспроизведения серии слоговых сочетаний, а также подбора картинок, изображающих предметы, в наименованиях которых имелись оппозиционные фонемы. Использовались приемы, направленные на изучение функций словоизменения и словообразования. Уровень словарного запаса устанавливался с учетом воспроизведения предметов, действий и качеств по специальным предметным картинкам [4].
Результаты и обсуждение. Анализ результатов исследования анамнестических данных показал, что патология беременности и родов отмечена у 25,4 % матерей городской группы, 33,3 % - поселковой и 53,8 % - сельской и включала, главным образом, токсикозы первой и второй половины беременности, анемию, хронические соматические заболевания.
У детей раннего и младшего возраста, проживающих в городе и поселке, выявлены нарушения звукопроизношения и несформиро-ванность фонематического восприятия при сохранности всех других исследованных компонентов речи (табл. 1). У детей сельской местности отмечена недостаточная сформирован-ность речевой моторики, звукопроизношения, нарушение фонематического восприятия, особенно страдала импрессивная речь; уровень развития экспрессивной стороны речи также не соответствовал возрасту; дети широко использовали мимику и жесты, однако активная речь нередко ограничивалась лепетными словами.
У детей старшего дошкольного возраста, проживающих в городе, в целом, имел место достаточно высокий уровень развития всех компонентов речевой системы, соответствующий уровню нормы. У детей поселковой группы страдали как фонематическое восприятие, так и артикуляционная моторика, невысокие показатели отмечались в пробах на связную речь (табл. 2).
Полученные данные при обследовании детей сельской местности этого же возраста
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Психиатрия
ORIGINAL RESEARCH
^щ Psychiatry
указывали на затруднения в дифференциации фонем, которые проявлялись при усложнении речевого материала. Трудности вызывало также выполнение заданий на воспроизведение двух изолированных звуков (с-ш) и сочетании из двух слогов. Дети повторяли вместо трех два слога (жа-ша-ша, «жа-ша») или изменяли их порядок; отмечалось смешение свистящих и шипящих, свистящих и аффрикат, сонорных Р и Л.
У дошкольников поселковой и сельской групп отмечена несформированность фонематического восприятия, нарушение звуко-произношения
и слоговой структуры слова. При составлении рассказа допускалось значительное искажение ситуации, наблюдались аграмматизмы, неадекватное использование лексических средств. Уровень успешности выполнения методики у сельских дошкольников свидетельствовал о недоразвитии всех сторон речи, при этом у 56 % из них основные трудности связаны с недостатками произвольности психической деятельности; отмечена несформированность не только регу-ляторных процессов, но и памяти, восприятия и наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Таблица 1
Характеристика логопедического статуса детей раннего и младшего дошкольного возраста, проживающих в городе, поселковой и сельской местности (в баллах)
Показатели Городская группа (п=20) Поселковая группа (п=19) Сельская группа (п=17)
1. Воспроизведение звукоподражаний 4,13±0,25 3,01±0,22 3,06±0,46*°
2. Звуко-слоговая структура слова 4,01 ±0,21 3,73±0,37 3,45±0,24*°
3. Артикуляционная моторика 7,80±0,26 6,88±1,01 5,41 ±0,24*°
4. Звукопроизношение 7,05±0,25 6,22±0,47 5,43±0,73*°
5. Проверка фонематического слуха 4,16±0,37 3,77±0,49 2,84±0,37*°
6. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи 21,92±1,52 20,28±1,84 17,99±1,78**°°
7. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи 20,06±1.19 19,66±2,92 17,31±1,25*°
8. Общий балл за тест 69,13±4,05 63,55±7,32 55,49±5,07
9. Средний уровень сформированности речи 9,87±0,57 9,07±1,04 8,07±0,72
Примечание. Здесь и в таблице 2 достоверность различий между показателями групп при - Р<0,05; ** °° - Р<0,01; ***ооо - р<0,001 (* - сельской с городской; 0 - сельской с поселковой).
Таблица 2
Характеристика логопедического статуса детей старшего дошкольного возраста, проживающих в городе, поселковой и сельской местности (в баллах)
Показатели Городская группа (П=22) Поселковая группа (П=19) Сельская группа (П=18)
1. Фонематическое восприятие 3,99±0,23 3,69±0,33 3,25±0,43*°
2. Артикуляционная моторика 4,22±0,48 4,03±0,42 3,42±0,35*°
3. Звукопроизношение 12,13±0,35 11,61±0,79' 8,83±0,96*°
4. Звуко-слоговая структура слова 4,37±0,58 4,25±0,51 4,05±0,45*
5. Грамматический строй речи 27,72±2,43 22,70±2,84 19,30±1,96**°
6. Словарь и навыки словообразования 24,52±1,11 22,05±2,69' 16,4±2,58**°
7. Связная речь 25,33±2,59 20,81±2,12' 18,1±2,38*°
8. Общий балл за тест 102,28±7,77 89,14±9,7 73,35±8,62
9. Средний уровень сформированности речи 14,61±1,11 12,96±1,38 10,47±1,23
Заключение. Таким образом, структура речевых нарушений у дошкольников городской и поселковой популяции, в целом, представлена преимущественно фонетическим дефектом, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, но при этом у них сформирована грамматическая и связная речь, отмечена удовлетворительная работоспособность. Дошкольники сельской группы имеют более выраженные
формы речевых нарушений по типу общего недоразвития речи с выраженным недоразвитием всех компонентов речевой системы и наличием не только речевых, но и когнитивных нарушений. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости оказания дифференцированной логопедической помощи детям раннего младшего и старшего дошкольного возраста с учетом условий их проживания.
МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
2013. Т. 8. № 3
MEDICAL NEWS OF NORTH CAUCASUS
2013. Уо!. 8. Iss. 3
Литература
1. Вершинина, О. М. Особенности речевого развития детей раннего возраста / О. М. Вершинина, В. А. Ма-нуилова // Практическая психология и логопедия. -2005. - № 4 (15). - С. 5-8.
2. Громова, О. Е. Норма и задержка речевого развития у детей 2-3 лет: разработка анкеты для дифференцированной оценки речи в раннем возрасте / О. Е. Громова // Дефектология. - 2009. - № 2. - С. 66-77.
3. Громова, О. Е. Речевое поведение мальчиков в норме и в случаях задержки речевого развития / О. Е. Громова // Дефектология. - 2010. - № 1. - С. 64-68.
4. Глухов, В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / В. П. Глухов, М. Н. Смирнова // Логопедия. - 2006. - № 3. -С. 13-24.
5. Соломаха, Л. С. Схема обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) / Л. С. Соломаха, Н. В. Серебрякова // Диагностика на-
References
1. Vershinina O. M., Manuilova V. A. Prakticheskaya psikhologiya i logopediya. - Practical psychology and logopedics. 2005;4(15):5-8.
2. Gromova O. E. Defektologiya. -Defectology. 2009;2:66-77.
3. Gromova O. E. Defektologiya. - Defectology. 2010;1:64-68.
4. Glukhov V. P., Smirnova M. N. Logopediya. - Logopedics. 2006;3:13-24.
5. Solomakha L. S., Serebryakova N. V. Skhema obsledo-vaniya rebenka rannego i mladshego doshkolnogo voz-rasta (ot 2 do 4 let). SPb.: «DETSTVO-PRESS»; 2000. Р.29-37.
рушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения : сб. метод. реком. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. - С. 29-37.
6. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. - АРКТИ, 2000. - 55 с.
7. Федотова, Л. А. Комплексная диагностика, психолого-логопедическая коррекция и профилактика нарушений речи у детей в младшем школьном возрасте / Л. А. Федотова, А. Г. Соловьев, Г. Н. Дегтева [и др.]. -Архангельск : СГМУ, 2002. - 21 с.
8. Федотова, Л. А. Личностные и психоэмоциональные особенности младших школьников с нарушениями речи / Л. А. Федотова, А. Г. Соловьев // Психическое здоровье. - 2011. - С. 76-80.
9. Чиркина, Г. В. Основные направления совершенствования системы дошкольной логопедической помощи / Г. В. Чиркина, Е. Л. Черкасова // Дефектология. -2009. - № 1. - С. 23-32.
6. Fotekova T. A. Testovaya metodika diagnostiki ustnoy rechi mladshikh Shkolnikov. ARKTI; 2000. 55 р.
7. Fedotova L. A., Solovyev A. G., Degteva G. N. i dr. Kompleksnaya diagnostika, psikhologo-logopedicheskaya korrektsiya i profilaktika narusheny rechi u detey v mladshem shkolnom vozraste. Arkhangelsk: «SGMU»; 2002. 21 р.
8. Fedotova L. A., Solovyev A. G. Psikhicheskoyezdorovye. -Psychic health; 2011:76-80.
9. Chirkina G. V., Cherkasova Ye. L. Defektologiya. -Defectology. 2009;1:23-32.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА
Л. А. ФЕДОТОВА, А. Г. СОЛОВЬЕВ
Изучены особенности речевого развития детей дошкольного возраста, проживающих в областном центре, поселковой и сельской местности Европейского Севера России. У детей раннего и младшего возраста, проживающих в городской и поселковой местности, имелись нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия при сохранности всех других компонентов речи, в сельской местности - страдала речевая моторика, отмечены нарушения звуко-произношения, фонематического восприятия.
У городских детей старшего дошкольного возраста выявлен высокий уровень развития всех компонентов речевой системы; в поселковой группе - имелись отклонения фонематического восприятия, артикуляционной моторики; в сельской местности, помимо нарушений звуко-произношения и фонематического восприятия, выявлены дефекты в звуко-слоговой структуре слова, грамматическом строе и связной речи, что свидетельствует о более выраженном отклонении речевой системы. Отмечена необходимость оказания дифференцированной логопедической помощи детям дошкольного возраста с учетом условий их проживания.
Ключевые слова: нарушение речи, фонетический и фонематический дефект, ранний дошкольный возраст, коррекция
FEATURES OF SPEECH DISORDERS
OF PRESCHOOL CHILDREN OF URBAN
AND RURAL AREAS IN THE EUROPEAN
NORTH OF RUSSIA
FEDOTOVA L. A., SOLOVYEV A. G.
The features of the speech development of preschool children living in the regional center, village and rural areas of Northern European Russia are studied. The infants and young children living in urban and township areas, had disturbances of sound pronunciation, phonemic perception at preservation of all the other components of speech, in the countryside - speech motor skills suffered, disturbances of sound pronunciation, phonemic perception are marked.
In urban preschool children a high level of development of all components of the speech system is revealed; in a village group - there were deviations of phonemic perception, articulation motility; in rural area, in addition to disturbances of sound pronunciation and phonemic perception, the defects in the sound-syllabic structure of the word, grammatical structure and connected speech are revealed, indicating a more pronounced deviation of the speech system. The necessity of differentiated speech therapy to children of preschool age taking into account the conditions of their residence is noted.
Key words: speech disorder, phonetic and phonemic defect, early preschool age, correction