Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИКА РАННЕГО ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА: РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ'

ПЕДАГОГИКА РАННЕГО ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА: РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1306
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЙ ВОЗРАСТ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ОБЩЕНИЕ / СЕНСОМОТОРНАЯ СФЕРА / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ИГРЫ / КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ / EARLY AGE / EDUCATION / TRAINING / COMMUNICATION / SENSORY-MOTOR SPHERE / SPEECH DEVELOPMENT / TEACHING TECHNIQUES / GAMES / CORRECTION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бушуева А.И., Тельнюк И.В.

В статье рассматриваются актуальные проблемы воспитания и обучения ребёнка раннего детского возраста в условиях семьи. Отражены особенности физического и психического развития - новообразования в сенсомоторной, двигательной, речевой и когнитивной сферах. Приведены образцы программ и дидактических материалов по речевому развитию. Показаны особенности взаимодействия семьи и дошкольной организации в работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей носят консультативный, диагностический и коррекционный характер, и связаны с возможностью их самостоятельной реализации в процессе игровых и учебных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGY OF EARLY CHILDHOOD: RECOMMENDATIONS FOR PARENTS ON EDUCATION OF THE CHILD IN THE FAMILY

The article deals with the actual problems of upbringing and education of a child of early childhood in a family. Reflect the characteristics of the physical and mental development of tumors in the sensory, motor, speech and cognitive areas. Examples of programs and didactic materials on speech development are given. The features of the interaction between home and preschool in working with children with deviations in language development. Recommendations for parents on the upbringing and education of children are Advisory, diagnostic and correctional in nature, and are associated with the possibility of their independent implementation in the process of play and training sessions.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИКА РАННЕГО ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА: РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»

ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

УДК 373.2

А. И. Бушу ев а, И. В. Тельнюк

ПЕДАГОГИКА РАННЕГО ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА: рекомендации для родителей по воспитанию и обучению ребёнка в семье

Введение. Рождение ребёнка в семье — важное событие в жизни родителей, которые с первых же дней младенца задумываются над тем, как правильно воспитывать и развивать малыша. Первое, с чем им придется столкнуться, — это вспомнить те знания, которые они получили о физиологии и психологии ребёнка раннего возраста. А если таких знаний не откуда было получить, то многочисленные популярные публикации могут восполнить данный пробел. В настоящей же статье мы попытаемся вместе с читателем прожить первые три года жизни ребёнка и помочь ему в развитии — познании окружающего мира, овладении моторными способностями, речевой коммуникацией и становлением когнитивных функций.

Психика от рождения до 3-х лет. Мы в родильном доме, где врач-неонатолог после рождения ребёнка оценивает его физическое и психическое состояние по шкале

Апгар1 [1], что позволяет уже в ранние сроки определиться с влиянием биологических факторов на нормальное или анормальное развитие. Однако достаточно высокие баллы, полученные после рожде-

1 Шкала Апгар (Apgar) вошла в перинатальную мировую медицину благодаря американскому врачу-исследователю Вирджинии Апгар (1909-1974), которая на XXVII ежегодном конгрессе анестезиологов США (1952) впервые официально представила разработанную систему оценки состояния новорожденного на первых минутах жизни. Для легкости запоминания необходимых критериев оценки состояния новорожденного В. Апгар использовала пять букв собственной фамилии: Appearance — внешний вид (цвет кожных покровов) ; Pulse (Heart Rate) — пульс ребенка (частота сердечных сокращений); Grimace (Response to Stimulation) — гримаса, возникающая в ответ на раздражение; Activity (Muscle Tone) — активность движений, мышечный тонус; Respiration — дыхательные движения [цит. по 1, с. 9].

ния, еще не гарантируют нормальное протекание дальнейшего развития. Именно роль конституционально-генетических факторов является значимой на этапе раннего развития ребёнка, когда отклонения в психическом развитии могут быть обусловлены наследственностью и целым рядом других патогенных биологических факторов, влияющих на центральную нервную систему и организм в целом.

Сенсорное и моторное развитие ребёнка первого года жизни [2—3], связанное с открытием органов чувств — зрения, слуха, обоняния, вкусовых и осязательных ощущений, а также формирующиеся мо-торно-двигательные действия на безусловном и условно-рефлек-

торном уровнях создают предпосылки для развития простейшей психической деятельности в течение раннего детского возраста. В итоге сенсомоторная деятельность открывает маленькому человеку шесть видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ощущения, представленных периферической анатомо-физио-логической системой, которая обеспечивает, благодаря своим рецепторам, получение первичный информации, поступающей в головной мозг, где данная информация подвергается переработке и анализу (рис. 1). Именно это является важным условием для последующего формирования высшей

Рис. 1. Сенсорные зоны коры больших полушарий

исихическои деятельности, качественно отличающим психическую сферу человека как вида от высших животных.

Поскольку новорожденный человечек является изначально социальным индивидом, то и его социокультурная интеграция в общество обусловливает проявление сугубо человеческих комплексов — «оживления», «моторно-сенсорной активности», «речевой коммуникации», «эгоцентризма» и пр., которые могут иметь отклонения, детерминированные сенсорной и социальной депривацией [4]. Воспитание малыша с развитием указанных комплексов происходит уже с первых дней его жизни, а так как ранний возраст (от рождения и до 3-х лет) является ответственным периодом, когда сензитивные зоны наиболее чувствительны к принятию воздействий внешней среды, то и новообразования в психической сфере отражают динамику развития от простейшей психической деятельности к формированию высших психических функций и личности в целом [5].

В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята возрастная периодизация, которая применительно к раннему детству учитывала следующие периоды [6]:

— новорождённые — от 1 до 10 дней;

— грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года;

— раннее детство — от 1 до 2 лет;

— первый период детства — от 3 до 7 лет.

Конечно же, мы прекрасно понимаем, что ребёнок в эти периоды своего развития находится в семье, которая создает для него благоприятные (комфортные) условия для жизнесуществования. Тем не менее родители могут столкнуться с целым рядом проблем, возникающими, в частности, с возможными его болезнями или иным физическим состоянием, отклоняющимся от нормы. Своевременное разрешение этих ситуаций во многом зависит от родителей, принимающих необходимые меры по советам врача, других специалистов, наблюдающих за развитием ребёнка в первые месяцы его жизни. Тесная эмоциональная и физическая связь матери и малыша обеспечивают ему комфортные часы бодрствования и сна.

Рекомендации по сопровождению развития ребёнка в семье. Высшие психические функции малыша получают развитие при взаимодействии со взрослыми. Поэтому особенно актуальным становится вопрос о повышении компетентности родителей в организации помощи детям раннего возраста. Мамы и папы обязаны организовать такую предметно-развивающую среду, которая будет побуждать ребёнка исследовать внешний окружающий мир, стимулировать физическое и познавательное развитие. Такое поведение близкого окружения будет способствовать эмоциональному и интеллектуальному развитию де-

теи раннего возраста, а также являться профилактикой неблагоприятных отклонений в развитии.

Остановимся на конкретных рекомендациях применительно к выделенному возрастному периоду раннего детства.

Дети новорожденного и грудничкового периода (от рождения до 1 года). С момента рождения малыш полностью зависит от мамы, которая кормит его, ухаживает за ним, выполняя необходимые санитарно-гигиенические требования. Он просыпается только для того, чтобы поесть и удовлетворить другие витальные потребности. Но с каждым днем количество времени на сон уменьшается, а на бодрствование — увеличивается, что способствует его активному включению в живой мир природы и развития сенсомоторной и коммуникативной сфер. Взрослый становится определяющим в развитии ребёнка, а с появлением «комплекса оживления» примерно около шести недель жизнь младенца существенно и качественно меняется — начинается в некотором смысле «осмысленный» процесс общения матери с ребёнком.

Данный комплекс достаточно выражен уже в два месяца знаменует собой следующее проявление новообразований в психической сфере малыша:

— проявление улыбки при появлении взрослого («узнавании им образа матери» визуально и по запаху);

— аффективный компонент поведения при удовлетворении витальных (биологических) потребностей, который всё ещё схож с физиологической реакций, но приобретает и характер социального научения, когда малыша купают, переодевают, выполняют вместе с ним двигательные упражнения и пр., что в целом можно описать, как «улыбку — вокализацию», возникающую при двигательном оживлении.

Высвобождение большего количества времени на бодрствование ставит перед родителями новые задачи, связанные с воспитанием и обучением малыша. Конечно же, можно согласиться с мнением академика П. К. Анохина, что «человек представляет собой саморазвивающуюся функциональную систему» [7], что больше подходит к развитию его анализаторных функциональных систем, однако, здоровое функционирование физиологических систем человека возможно при изначально направленном воспитательном процессе. От моторно-двигательных реакций к устойчивости формирующихся условно-рефлекторных зависимостей мы переходим к формирующимся поведенческим реакциям, а в дальнейшем — к проявлению здоровых привычек поведения и характера в целом на следующих этапах детского и подросткового онтогенеза.

В короткие промежутки бодрствования, взрослый организует

поведение и деятельность ребёнка так, чтобы необходимое развитие получили зрительно-слуховая ориентация, а двигательно-моторные упражнения — способствовали бы общей активности и развитию речи, проявлению эмоциональности и социального поведения.

Приведём образцы заданий, которые позволят родителям отслеживать особенности развития ребёнка 1-го года жизни. Существует достаточное количество пособий, позволяющих производить диагностику развития малыша в так называемых «домашних условиях» [8—10]. Тем не менее, родителю необходимы определенные знания, навыки и умения правильно и квалифицированно проводить наблюдения, а в случаях необходимости осуществлять своевременную кор-рекционно-педагогическую практику, чтобы избежать осложнений в тех или иных психических новообразованиях.

Например, обследование ребёнка, возраст которого 10 дней, может включать задания, направленные на выявление особенностей зрительной и слуховой ориентации:

1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение).

Материал — погремушка с шаром (диаметр 5—10 см).

Методика выявления: игрушку держат на расстоянии 40—50 см над гру-

дью ребёнка, лежащего на спине, и медленно перемещают 2—3 раза вправо и влево (до 30 см).

Помощь ребёнку: если ребёнок не смотрит на игрушку, привлекают к ней внимание, вызывая звук погремушки, потряхивая ею 2—3 раза1.

Поведение ребёнка: фиксирует взглядом игрушку (следит) до 10 см. Движения глаз скачкообразные. Может следить за игрушкой в одну сторону.

2. Слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и моргает при резком звуке.

Методика выявления: вне поля зрения ребёнка, лежащего на спине, на расстоянии 25—40 см 2—3 раза хлопают в ладоши справа и слева (можно использовать колокольчик или шуршащую бумагу).

Помощь ребёнку: если реакции нет, можно произвести звук ближе (до 25 см). Можно заменить хлопок в ладоши звоном колокольчика. В помещении должно быть тихо.

Поведение ребёнка: при звуке вздрагивает и моргает или реагирует одним способом на звук с обеих сторон.

Конечно же, данные задания-тесты можно проводить и дальше. Изменения в динамике будут характеризовать качество ориентировочных рефлексов, а также сви-

1В периоде новорожденное™ и в последующем, если ребёнок не фиксирует взглядом звучащий предмет или лицо взрослого, надо найти то положение головы и направление его взгляда, при котором он воспринимает зрительный раздражитель {примеч. авторов).

детельствовать об активизации сенсорных процессов. Целый ряд других заданий в игровых условиях будут способствовать не только развитию моторно-сен-сорной сферы ребёнка, но и влиять на характер формирующихся коммуникативных способностей, эмоциональной и когнитивной сферы рождающейся будущей личности.

Младенческий период (от 1,5—2 месяцев до 1 года) отличается непосредственной привязанностью ребёнка от окружающих его взрослых, которые ухаживают за ним, кормят и одевают, гуляют с ним и открывают перед ним всю палитру окружающего мира. Но, к сожалению, всего этого ребёнок в будущем самостоятельно не вспомнит — амнезия до 3-х-летнего периода своей жизни является закономерным психическим явлением, обусловленным переходом от простейшей психической деятельности (когда происходит формирование анализаторных функциональных систем в центральной нервной системе головного мозга) к развитию и становлению высших психических функций (речи, мышления, представления и др.), а также рождением «ядра» личности (детского эгоцентризма — «я сам»), то есть рождения сознания и самосознания [11].

В течение казалось бы долгого периода времени, как может пока-

заться матери, младенец оказывается беспомощным и требующим ухода со стороны взрослых, но качественные изменения в его психической сфере радуют взрослых — он реагирует на взрослых, пытается самостоятельно ползать и к концу первого года жизни делает самостоятельные шаги. Дальше его не удержать, а впереди — первые звуки и слова. И мы прощаемся с грудничковым периодом. Можно подвести итоги, насколько наш малыш соответствует своему возрастному развитию, что в его сфере физического и психического развития является нормой, а что находится в «спящем» состоянии — развивается как бы с задержкой.

Раннее детство (от 1 до 2 лет). Если в период первого года жизни знаменует собой интенсивное развитие сенсомоторной сферы и эмоциональной коммуникации, то второй год жизни связан с закреплением навыков моторики, активным самостоятельным передвижением. Эмоциональное развитие, активно формирующееся к концу первого года жизни, обусловлено общением со взрослыми и игровой деятельностью с окружающими предметами. Проявление адекватных эмоциональных реакций (радость, тревожность, удивление, испуг) обусловливает становление социальных механизмов адаптации ребёнка к окружающему миру, что

создает предпосылки для возникновения и развития речи.

Совершенствуется физическое развитие, что позволяет ребёнку самостоятельно перемещаться в пространстве и взаимодействовать с предметами окружающего мира [12]. Правда, многие из них он по-прежнему тянет в рот, так как этот «способ» являлся изначальным методом познания окружающих предметов. Эта привычка уходит в небытие при правильном воспитании и целенаправленном обучении малыша в функциональной направленности действий с предметами окружающей действительности. Игра с различными её формами становится ведущим видом деятельности, так как через игру усваиваются социальные нормы и правила поведения, качественно иным становится общение — взаимодействие ребёнка и взрослого. Данное взаимодействие, начиная с периода «доречевого» развития уже со второй половины первого года жизни, создает все необходимые предпосылки для возникновения речи, а в совокупности с эмоциональностью являют собой феноменологию общения матери с ребёнком [13].

Заложенные в период первого года жизни сенсорные возможности позволяют ребёнку развивать сосредоточенное «внимание» с помощью зрения и слуха. Ребёнок

долго разглядывает внешнюю среду, соотносит зрительные и слуховые впечатления. Постепенно развивается пространственное восприятие. Совершенствуется внимание, память (двигательная, эмоциональная, образная, предпосылки для развития словесной), мышление (первоначальные формы наглядно-действенного мышления, признаки сенсомо-торного интеллекта), речь.

Для младенцев очень важно слышать звучание речи родных и близких с первых дней. Ребёнок вслушивается в слова, воспринимает интонацию, фонемы родного языка, улавливает тембр голосов. В доречевом периоде (до 8 месяцев) речевые возможности малыша развиваются по определенным периодам: гукание, гуление, лепет, лепетные слова.

Остановимся кратко на этапах и характеристиках речевого развития в раннем детском возрасте (табл. 1), а также рекомендациях для родителей. К концу первого месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом. Крик малыша при рождении является первой речевой реакцией. В дальнейшем если речевая активность ребёнка не увеличивается, а наоборот — затухает, то мы настоятельно рекомендуется проверить слух малыша.

Таблица 1

Этапы развития детской речи

Возрастные периоды Свойственные характеристики

2 месяц Характеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель это скорее будет своеобразное «ротовое внимание», в 8 же недель — закономерная улыбка.

3 месяца Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым, «гукание». Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребёнком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.

4 месяца Появляется первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям — смех становится продолжительным.

5 месяцев Ребёнок реагирует на направление звука, «поет», меняя интонацию голоса.

6 месяцев К этому времени у здорового ребёнка появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребёнок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

7 месяцев Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

8 месяцев Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи — лепет, т. е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т. п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а.

9 месяцев Ребёнок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в «ладушки».

10 месяцев На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1—2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации.

11 месяцев Использует уже как минимум 3 «лепетных слова», понятных в конкретной ситуации.

1 год К этому сроку нормально развивающийся ре бёнок употребляет уже 3—4 «лепетных слова», понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»)

1 год 3 месяца Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребёнок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

Окончание табл. 1

Возрастные периоды Свойственные характеристики

1 год 6 месяцев Показывает одну из частей тела, словарный запас 7—20 слов.

1 год 9 месяцев Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» — «Мама, иди!», «Дай ляля» — «Дай куклу»). Словарный запас 20 слов.

2 года На этом этапе здоровый ребёнок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («Пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребёнок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, и), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (/;, л) он обычно пропускает или заменяет.

2 года 6 месяцев Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне', повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один». Ребёнок понимает обозначение действий в разных ситуациях («Покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («На чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л.

3 года Словарный запас 250—700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребёнок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без них; может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

Для развития голосовой активности младенцев можно порекомендовать «Методику выявления значимых раздражителей для стимулирования гуканья, гуления и лепета» Ю. А. Разенковой [14].

Материал: яркая озвученная игрушка.

Методика выявления: наблюдают за ребёнком в течение 20—30 мин. Рекомендуется наблюдать за ребёнком в период наибольшей голосовой активности (через 10—15 мин.)

после еды, после занятия, после общения с матерью и т. д.

Логопед совместно с родителем ребёнка выполняют следующие рекомендации:

1. Если ребёнок не гукает и не гулит, вызывают зрительное сосредоточение на взрослом, находящемся в его поле зрения. Наблюдают за поведением ребёнка.

2. Если ребёнок не начинает издавать звуки для привлечения взрослого, взрослый, наклоняясь

и удаляясь от него, разговаривает с ним, произносит повторно гласные звуки. Наблюдают за ребёнком в течение 1—3 мин, так как звуковая реакция у детей может быть отсроченной по времени.

3. Если не удалось вызвать звуковую активность и на эмоционально-речевое общение со взрослым, последний показывает ребёнку яркую звучащую игрушку, вызывает зрительное и слуховое сосредоточение на ней, продолжая общаться с ребёнком. Наблюдают за его поведением. Можно повторить общение с привлечением игрушки.

4. При дальнейшем отсутствии звуков взрослый, наклоняясь к ребёнку, тормошит его, поглаживает его ручки, ножки, щекочет, ласково разговаривая с ребёнком. Удаляется от ребёнка и снова наклоняется, тормоша его. Затем наблюдает за поведением ребёнка в течение 1—3 мин.

5. Если и при тактильно-эмоциональном общении звуков вызвать не удаётся, логопед пытается вокализовать выдох ребёнка с помощью упражнений дыхательной гимнастики:

- исходное положение — лежа на спине. Ритмичные надавливания на грудную клетку, ее боковые и передние поверхности, исключая грудину. На выдохе ребёнка логопед произносит звуки гуканья, гуления. Возраст ребёнка — от 2 недель до 3 месяцев;

- исходное положение — лежа на спине. Слегка отвести согнутые руки ребёнка в стороны, скользя ими по поверхности стола (вдох), затем мягко прижать их согнутыми к боковым поверхностям грудной клетки (выдох). На выдохе ребёнка логопед произносит звуки гуканья, гуления. Возраст ребёнка: 3—6 месяцев;

- взрослый придерживает руки ребёнка, отводит их в сторону и вверх (вдох) и скрещивает руки на груди (выдох) попеременно (правую на левую, левую на правую). На выдохе ребёнка логопед произносит звуки гуления, лепета. Возраст ребенка: 6—12 месяцев.

Итоговыми новообразованиями раннего периода детства выступают способности к самостоятельному передвижению (ходьба) и формирование собственной речи. Но не менее важными являются социально-культурные условия, сопровождающие развитие ребёнка, благодаря которым качественно новым становится развитие познавательных функций, мотивированность действий и поступков, эмоционально-волевой сферы личности и поведения.

С данными предпосылками ребёнок вступает в следующий период раннего детства, богатый новыми изменениями и интенсивным физическим и психическим созреванием, укреплением «ядра личности» и последующей социализацией в другие социальные

институты — дошкольное учреждение, центры развития и пр., куда его активно вовлекают родители и близкие.

Переход к первому периоду раннего детства, который охватывает возраст от 3 до 7 лет, является чисто условным. Но в то же время, именно в этот период отмечается существенная социализация ребёнка в обществе, происходит его подготовка к будущему обучению в школе, и в месте с этим — ребёнок осваивает новый для него вид деятельности — учебную деятельность как ведущую, с которой будут связаны его успехи в интеллектуально-личностном развитии.

Однако вернемся к возрасту третьего года жизни ребёнка. Социальное развитие ребёнка осуществляется при усвоении правил взаимодействия людей и при взаимодействии с различными предметами. Предметно-манипулятивная деятельность становится ведущей и способствует развитию познавательных процессов. Появляется игра и продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка). Активно формируется цветоощущение. В данном периоде восприятие является доминирующим в развитии высших психических функций. Осуществляется подбор предметов по цвету, по форме, по величине.

Целый ряд особенностей имеют и другие психические процессы. Внимание у детей раннего возрас-

та слабо концентрировано, неустойчиво, достаточно ограничен объем. Постепенно с совершенствованием речи появляются предпосылки для развития произвольного внимания. Память является продолжением и развитием восприятия. У детей раннего возраста преобладает эмоциональная, двигательная, непроизвольная память. С возрастанием объема и прочности запоминания начинает интенсивно формироваться сло-весно-смыеловая память. Развивается воспроизведение (новый процесс памяти). От влияния взрослого при обучении способам действий и от деятельности самого малыша зависит развитие мышления. Эта психическая функция возникает и функционирует в предметной деятельности. Важное значение имеет речь. Постепенно появляются начальные мыслительные операции: сравнение и обобщение. Таким образом, формируется знаково-символическая функция сознания.

Воображение у детей раннего возраста появляется в игре, при возникновении игровой ситуации. К 3-м годам могут появиться собственные сочинения детей (сказки, рассказы). Активное и бурное развитие речи в возрасте от 1 года до 3-х лет связано с предметной деятельностью ребёнка. Пассивная речь в этом возрасте опережает активную. Расширение пассивного словаря значительно стимулирует

обогащение активного. Малыши учатся слушать, а потом произносить самостоятельно. К 3-м годам дети понимают не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ.

Для активного развития малыша в домашних условиях родителям необходимо создать обогащенную предметно-развивающую среду1. В раннем возрасте первостепенное значение в развитии ребёнка занимает семья. Роль родителей заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию малыша. Грамотно организованная предметно-развивающая среда насыщает жизнь ребёнка, мотивирует к познанию новой предметной деятельности и разностороннего развития. Игрушки и дидактические пособия, натуральные предметы домашнего обихода должны соответствовать возрасту и возможностям малыша, быть безопасны для его здоровья, иметь эстетическую привлекательность,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Под термином «предметно-развивающая среда» следует понимать систему материальных объектов деятельности ребёнка, с которыми связано моделирование содержания его духовного и физического развития. Обогащенная различными предметами предметно-развивающая среда включает в себя развивающие игрушки, дидактические пособия, способствующие формированию потребностей и интересов, выявляющие и развивающие склонности детей к освоению окружающего мира.

являться источником социального опыта и знаний ребёнка для включения его в активную коммуникативную и познавательную деятельность.

Для всестороннего развития ребёнка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред» для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофункциональная среда, включающая:

спортивно-игровой уголок; музыкальный уголок; уголок творчества; книжный уголок; уголок познавательных игрушек; театральный уголок; уголок весёлых игр с водой; уголок с пособиями для развития дыхания.

При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребёнок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием. Не забывайте петь с малышами песни и исполнять весёлые танцы программ «Веселая ритмика», «Топ-хлоп, малыши», «Вместе с мамой».

Приведём примерный перечень предметов и игрушек:

и) для детей до 6 месяцев:

бубенчики; погремушки; сенсорный коврик; игрушки-подвески разные по цвету, форме, величине; ленточки, отличающиеся по текстуре, цвету, длине; лёгкие кубики с закругленными краями;

игрушки-мякиши (книжки, кубики, мячики, куколки); разноцветные флажки; куклы-неваляшки, куклы для малышей;

фигурки животных, птичек, рыбок — крупные (40 см), округлой формы, выполненные из ткани, пластмассы, резины; другие игрушки небольшого размера, безопасные для самостоятельного манипулирования малышами; б) для детей от 6 до 9 месяцев:

развивающие дидактические игрушки разные по цвету, форме, величине, фактуре; рамки-вкладьппи; доска Сегена (2—3 формы); мягкие коврики-пазлы; пирамидки, наборы вкладывающихся чашечек или мисочек; мячики разного размера (для бросания и катания); кегли и шарики; куклы-неваляшки и другие куклы для предметных манипуляций; заводные игрушки (танцующая куколка, курочка, лягушка); куклы Би-Ба-Бо (для инсценирования сказок) и пальчиковые куколки из ткани и шерсти;

наборы игрушек для кукольного театра;

наборы детской посуды (не менее 20 см) кастрюльки с крышками, бидончики, чайнички; коробочки с крышками разные по цвету, величине, фактуре для собирания относительно мелких предметов;

деревянные разъемные игрушки (грибочки);

сюжетные игрушки: машинки, каталки, паровозики, утюги, связки ключиков, телефончики; детские книжки-малышки. в) для детей от 9 до 12 месяцев: матрешки (из 2-х частей) большие и маленькие; куклы-неваляшки разной величины.

куклы с подвижными частями тела из разных материалов и разного размера; пирамидки состоящие из колечек и шариков;

детские музыкальные инструменты: ксилофоны, металлофоны, барабанчики, гитары, арфы, дудки, свистульки, звучащие шкатулки; дидактические и обучающие игры: вкладыши, кубики, шарики из разных материалов; пазлы крупного размера (из 2—3-х деталей); доска-Сегена (3—4 формы); почтовый ящик (с геометрическими фигурками или контурами животных); мозаики крупного размера; наборы игрушек предметов быта (посуда, салфеточки, совочек, тазик, ведерки, корзинки);

заводные и механические игрушки;

коляски для кукол, машинки, тележки;

наборы фигурок животных, птиц, некоторых насекомых (из разных материалов доступные для манипулирования детьми в процессе игровых ситуаций);

строительный материал (кубики, призмы, кирпичики, цилиндры, конусы) из разной фактуры и разного цвета; куклы для пальчикового театра, плоскостные, объемные, куклы Би-Ба-Бо для разыгрывания знакомых сказок; художественная наглядность : карточки , плакаты, книги; звучащие игрушки и книжки; магнитные доски с магнитными картинками или карточками; фланелеграф или ковролино-вый конструктор на липучках; наборы для рисования, лепки; мячики-ёжики разного размера для развития мелкой моторики;

наборы для игры в песочнице; спортивный инвентарь (мячи, кегли, мяч-прыгун, ребристые дорожки (выпуклые коврики) для ходьбы босиком, 2—3 ступенчатые лесенки, кольцеброс.

Важно, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предмет-

ный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять с учетом его возможностей и интересов, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Развитие речи малышей тесно связано с изучением, освоением и взаимодействием с предметами окружающего мира. Развитие речевых предпосылок у детей раннего возраста следует осуществлять в комплексе, с учетом основных сфер развития (сенсорное развитие, развитие общих движений и мелкой моторики рук в предметной деятельности, ознакомление с окружающим).

От 1 года до 1 года и 6 месяцев особое внимание нужно уделять формированию понимания речи взрослых. Малыши пополняют словарь названиями предметов и действий с ними, постепенно овладевая смысловой стороной речи. Перевести в активный словарь обилие информации малышам часто пока не удается, поэтому пассивный словарь детей значительно опережает активный.

От 1 года 6 месяцев до 2-х лет ребёнок начинает овладевать активной речью. В данный период в общении с малышом нужно реже употреблять лепетные, простые слова, заменяя звукоподражательные на общеупотребительные {«гага» — гусь). Постепенно у детей появляются вопросы: «Где? Куда? Кто?». К двум годам речь малышей

становится интонационно выразительной. Дети при общении употребляют разные части речи. С удовольствием разучивают стихотворные строчки или произведения.

Для детей третьего года жизни умение понимать речь других и общаться с окружающими является важнейшим средством познания мира. Взрослый общаясь с малышом должен использовать множество методов и приемов: осуществлять наблюдение за предметами, явлениями природы, животными, птицами; инсценировать знако-

мые сказки; знакомить с художественными произведениями, музыкальными произведениями и песенками; рассматривать картинки, фотографии, карточки. Также особое внимание в этом возрасте надо уделять совершенствованию артикуляционной моторики, разучивая игровые упражнения для артикуляционного аппарата.

Приведём примерное содержание игровых занятий по развитию речевых предпосылок у детей второго года жизни (табл. 2).

Таблица 2

Планирование работы по развитию речевых предпосылок (для детей 2-го года жизни)

Лексическая тема Семья: Части тела: Осень:

1) я, моё имя; 2) мама, папа, брат, сестра; 3) деда, баба другие родные; 4) обобщение. 1) лицо: глаза, нос, рот, уши; 2) руки, ноги, голова; 3) живот, спина; 4) обобщение. 1)дерево; 2) дождь; 3) ветер; 4) осень.

Развитие речи Словарь: имя ребенка, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, семья. Словарь: глаза, нос, рот, уши, руки, ноги, голова, живот, спина. Знакомство со словами: дерево, листик, дождь, ветер, осень и звукоподражаниями: кап-кап, у-у-у.

Дыхание и артикуляция «Ох-ох» — вздыхает бабушка (устала), дуем на воду как дедушка дует на чай, ма-а-а — долго зовем маму. Открыть — закрыть рот, вдох ртом, вдох носом. «Мыльные пузыри». Имитация дуновения ветра: сильно, слабо;свиста ветра: с-с-с. Игра «Сдуй осенний листик»

Продолжение табл. 2

Общая моторика Поможем бабушке подмести пол, «наводим порядок» «Делаем зарядку» Хлопаем руками, топаем ногами, наклоны туловища, повороты головы. Наклоны туловища: дерево качается. Приседания: листики падают. Кружение: листики кружатся на ветру.

Мелкая моторика Пальчиковые игры: «оладушки от бабушки», «Кто этот пальчик?», «Моя семья», «это — папа». Пальчиковые игры: «ручки в гости собирайтесь», «наши ручки», «прыг-скок», «ножки». Капает дождь: стучим пальцами по столу, лепка дерева из соленого теста, изображения дождя пальчиковыми красками.

Познавательная сфера Формирование понятия семьи и родственных отношений. Знакомство с частями тела; -ориентация в собственном теле. Знакомство с понятиями: низкое-высокое (дерево); сильный — слабый (ветер, дождь); желтый цвет (о листве осенью).

Лексическая тема Игрушки: Одежда: Овощи:

1) мяч; 2) мишка; 3)паровозик; 4) пирамидка. 1) кофта; 2) штанишки; 3) носки; 4) шапка. 1) помидор; 2) огурец; 3) морковь; 4) капуста.

Развитие речи Звукоподражания: - ту-ту (о поезде), - ы-ы-ы (пароходик) - прыг-скок или - оп-оп! (о мяче); словарь: мяч, мишка, паровоз, пирамидка Словарь: кофта, штанишки, носки, шапка, одевать, снимать, чистая, грязная. Словарь: помидор, огурец, морковь, капуста, картошка, куст, грядка, овощи.

Дыхание и артикуляция - надуваем щеки, изображая мяч; - гудим как паровоз; Белье сохнет на веревке — подуем на него, чтобы быстрее высохло. Дуем на вырезанные из бумаги модели овощей, привязанные на нитке.

Продолжение табл. 2

Общая моторика - прыгаем, как мяч; - формирование умения катать, бросать мяч; - ходим, как мишка косолапый. Сопровождающие действия: одеваем кофту — хлопаем руками; одеваем штанишки, носочки — топаем ногами, одеваем шапочку -качаем головой. - собираем овощи на грядке (наклоны); - складываем овощи (игрушечные) в корзинку (приседания); - шагаем по дорожкам между грядками (шагаем меняя направление)

Мелкая моторика - катание маленького (массажного) мячика в ладошках; - снимание и нанизывание колец пирамидки. Застегивание пуговиц, развязывание шнурочков на шапочке, застегивание молний (на штанах, брюках), надеть — снять носочки. - пальчиковая гимнастик; - лепка из пластилина моделей овощей; - раскрашивания изображения овоща соответствующего теме.

Познавательная сфера Знакомство с формой: круглый мяч; цветами: красный, синий, желтый, зеленый (пирамидка); длиной: длинный — короткий (поезд); Размером: большой - маленький (мяч, мишка). Формирование понятий: один — много; соотнесение предмета одежды с частью тела на которую его одевают, цвет предметов одежды. Вкусовые ощущения: сочный, вкусный, кислый, сладкий. - форма: круглый, продолговатый, овальный; - размер: большой, маленький. - цвет.

Лексическая тема Фрукты: Домашние животные и птицы: Дикие животные:

1)яблоко; 2) груша; 3) слива; 4) банан. 1) кошка; 2) собака; 3) курица и петух; 4) корова. 1)заяц; 2) медведь; 3)волк; 4) ёжик.

Продолжение табл. 2

Развитие речи Словарь: яблоко, груша, апельсин, слива, банан, дерево, фрукты. Звукоподражания: мяу, гав-гав, ко-ко-ко, кукареку, му-у. Словарь: кошка, собака, курица, петух, корова. Звукоподражания: у-у-у, а-а-а, фу-фу-фу. Словарь: заяц, медведь, волк, ёжик.

Дыхание и артикуляция - нюхаем фрукты (тренируем глубокий вдох через нос); - «ах» (на выдохе) - восхищаемся как пахнет груша. Тянем «му-у-у» (губы вытягиваются трубочкой; выполняем «лакательные» движения языком (кошка пьет молоко). Рычим как медведь: «а-а-а», воем как волк: «у-у-у», щелкаем зубами как волк, фыркаем как ёжик.

Общая моторика - тянемся вверх на носочках, поднимая руки (пытаемся сорвать с дерева фрукты); - приседаем (опускаем в корзинку). Показать, как бегает собачка, осторожно ходит кошка, как курочка ищет червячков, пьет водичку, важно шагает петушок. Игра «Шёл по берегу Петух» Прыгаем на двух ногах легко, как зайчик, ходим «медвежьей походкой», бегаем, как рыщет по лесу волк, сворачиваемся в «клубочек» как ёжик.

Мелкая моторика - вынимание моделей фруктов из мешочка, определение фрукта на ощупь; -лепка моделей фруктов из соленого теста. Пальчиковые игры: «Котик», «Петушок — золотой гребешок», «Цыпа-цыпа», «Собачка», «Корова». Пальчиковые игры: «Зайка шевелит ушами», «Мишка», «Хитрый ёжик, хитрый ёж», «Мы делили апельсин».

Познавательная сфера - вкусовые ощущения: сладкий, кислый, вкусный, сочный; - форма: круглый, овальный, продолговатый. - размер: большой маленький; - количество: один, много. - тактильные ощущения: мягкий, пушистый, мохнатый, пернатый; - размер: большой, маленький. - количество: один, много. - тактильные ощущения: пушистый, мохнатый, колючий; - размер: большой, маленький; - количество: один, много. - цвет.

Продолжение табл. 2

Посуда:

Птицы:

Мебель:

1)тарелка, блюдце;

2) ложка, вилка;

3) кружка, стакан;

4) кастрюля, бидончик.

1)воробей;

2)голубь;

3) ворона;

4) кукушка.

1) стол, стул;

2) диван, кресло;

3) кровать;

4) шкаф, комод.

Развитие речи

Словарь: тарелка, ложка, кружка, вилка, посуда, кушать, пить.

Звукоподражания: чик-чирик, гу-гуль-гуль, кар-кар, ку-ку, словарь: воробей, голубь, ворона, кукушка, птицы, клюв, перья, крылышки, летают.

Словарь:

стол, стул, кровать, шкаф, диван, кресло, комод, ящички, сидеть, спать, есть.

Дыхание и артикуляция

Сдувает с тарелки крошки, дуем на воду в кружке,

дуем в трубочку, опущенную в воду («буря» в кружке)._

Дуем на бумажных птичек

«Сядем ровно на стул (кресло) и спокойно подышим вдох — выдох; «Споем песенку: ла-ла-лаааа».

Общая моторика

Отнесем ложки бабушке, папе; накроем стол для обеда.

Взмахи руками — имитация полета птицы (полетели-полетели) Прыжки на двух ногах (птичка прыгает). Игра «Вот под ёлочкой зеленой, скачут черные вороны».

Формирование умения сесть на стул, лечь на кровать, правильно переносить стульчик в другое место (держать за спинку и сиденье); стелить салфетку на стол, расправлять покрывало на кроватке (диване)._

Мелкая моторика

Имитация мытья посуды; Игры с пальчиками покажем вилку, покажем ложку.

Складывание зерен (крупы) в чашечку (для птичек); лепка из пластилина гнезда для птички.

Пальчиковые игры: «стул», «вот диванчик», «в домике». Слепим из пластилина кроватку для зайки.

Окончание табл. 2

Познавательная - размер: боль- - действия: летает, - размер: маленький,

сфера шой, маленький; клюет,прыгает; большой;

- форма: круглая; - размер: большой, - высота: высокий,

- фактура пред- маленький; низкий;

мета: стеклян- - количество: один, - фактура предмета:

ный, металличе- много. деревянный, кожа-

ский; ный.

- цвет: красный,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

желтый, синий,

зеленый.

Приведённые дидактические средства и методы работы с детьми могут оказаться полезными и доступными для родителей, занимающихся воспитанием и обучением малыша в условиях семьи. Поэтому взаимодействие дошкольной образовательной организации и института семьи направлено на решение совместных задач по воспитанию детей и подготовки их к будущему школьному обучению. Данные задачи более актуальны в связи с внедрением интегрированных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, когда и педагоги-воспитатели, и родители таких детей не подготовлены к совместному сотрудничеству в деле воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии [15], в частности, с нарушениями речевого развития или с расстройствами аутистического спектра.

Заключение. Психолого-педагогическое сопровождение детей в семье представляет собой сложную педагогическую проблему, связан-

ную с просвещением родителей (законных представителей ребёнка) в вопросах гигиены и здорового образа жизни, безопасности, воспитания подрастающего поколения, их социализации в обществе. Дошкольные образовательные организации, центры развития и коррекции, профилактики в своей работе руководствуются гуманистическими принципами — стремятся максимально обеспечить комфорт и направленность физического и психического развития малыша от первых дней его жизни и на последующих этапах его взросления и социальной адаптации. Однако семья является тем отправным пунктом в жизни родившегося человека, где всецело определяются его развитие и становление личности как субъекта бытия. И в этом смысле именно семья является первым и основным проводником взрослеющего человека, тогда как другие социальные институты, такие как дошкольные организации, центры физического и культурного развития, школа выступа-

ют координаторами физического и стоятельной трудовой жизнедея-духовного становления человека, тельности. подготавливающими его к само-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кирилочев О. К. Шкале Апгар 60 лет // Российский вестник перинато-логии и педиатрии. 2012. № 2. С. 9—11.

2. Бауэр Т. Дж. Р. Психическое развитие младенца / Пер. с англ. А. Б. Леоновой; Под общ. ред. и с предисл. А. В. Запорожца, Б. М. Величковско-го. М.: Прогресс, 1979. 320 с.

3. Эльконин Д. Б. Детская психология. Развитие ребёнка от рождения до семи лет. М.: Учпедгиз, 1960. 328 с.

4. Баженова О. В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. М.: Изд-во МГУ, 1986. 92 с.

5. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6-ти т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.

6. Возрастная периодизация // 11Пр8://ги^Шреё1а.ощ/\¥11а/Возраст-ная периодизация (дата обращения 10.02.2018).

7. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 447 с.

8. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспит. дет. сада. М.: Просвещение, 1983. 96 с.

9. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до шести лет: Кн. для воспит. дет. сада / Л. А. Вен-

гер, Э. Г. Пелюгина, H. Е. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. 143 с.

10. Разенкова Ю. А. Игры с детьми младенческого возраста. 2-е изд. М.: Шк. Пресса, 2003. 155 с.

11. Худик В. А. Психология и психопатология обыденной жизни // Коррекционно-педагогическое образование. 2018. № 1 (13). С. 10-23.

12. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка / Сост., новая ред., пер. с фр., коммент. В. А. Лукова. М.: Педагогика-пресс, 1994. 526 с.

13. Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет. Автореф. дисс. ... д-ра пси-хол. наук (19.00.07) / Науч.-иссл. ин-тут общей и пед. психологии АПН СССР. М., 1974. 36 с.

14. Методическое пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Под ред. Е. А. Стре-белевой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2004. 164 с.

15. Худик В. А., Тельнюк И. В., Сорокина О. Ю. Готовность к принятию инклюзивного образования субъектами дошкольной образовательной среды // Коррекционно-педагогическое образование. 2015. № 1 (1). С. 33-43.

REFERENCES

1. Kirilochev O. K. To a scale Apgar 60 years // Rossiiskii vestnik periiiatologii i pediatrii. 2012. No. 2. P. 9-11. (InRuss.).

2. Bauer T. J. R. Mental development baby / Translation from A. B. Leonova's English; Under the general edition and with A. V. Zaporozhets, B. M. Velichkovsky's preface. M.: Progress, 1979. 320 p. (In USSR).

3. Elkonin D. B. Children's psychology. Development of the child from the birth till seven years. M.: Uchpedgiz, I960. 328 p. (In USSR).

4. Bazhenova O. V. Diagnosis of mental development of children of the first year of life. Moscow: MSU Publishing house, 1986. 92 p. (In USSR).

5. Vygotskii L. S. Collected works: In 6 T. / Chief editor A. V. Zaporozhets. Vol. 4. Child psychology. M.: Pedagogika, 1984. 432 p. (In USSR).

6. Age periodization // https:// ru.wiMpedia.org/wiki/Bo3pacTHafl_ne-pnoziH3auHH (date of the address of 10.02.2018).

7. An ok li in P. K. Sketches on physiology of functional systems. M.: Medicina, 1975. 447 p. (In USSR).

8. Pilyugina E. G. Classes in touch education with children of early age: Of a grant for it is sung, it is put. garden. M.: Prosveshenie, 1983. 96 p. (In USSR).

9. Education of touch culture of the child from the birth till six years: The book for kindergarten teachers / L. A. Wenger, E. G. Pelyugina,

N. E. Wenger; Under the editorship of L. A. Wenger. M.: Prosveshenie, 1988. 143 p. (In USSR).

10. Razenkova Yu. A. Games with children of infantile age. Second edition. M, 2003. 155p. (InRuss.).

11. Kliudik V. A. Psychology and psychopathology of ordinary life // Pedagogic Correction Education Journal. 2018. No. 1 (13). P. 10-23. (In Russ.).

12. Piaget Je. Speech and thinking child / Originator, new edition, translation from French V. A. Lukov's comments. M.: Pedagogika-press, 1994. 526 p. (In Russ.).

13. Lisina M. I. Age and specific features of communication with adults at children from the birth till seven years. Abstract of the thesis ... doctors of psychological sciences (19.00.07) / Research institute of the general and pedagogical psychology of NPA of the USSR. M, 1974. 36 p. (In USSR).

14. Methodical grant: with the appendix of an album "Evident Material for Inspection of Children" / Under the editorship of E. A. Strebeleva. The second edition processed and added. M.: Prosveshenie, 2004. 164p. (InRuss.).

15. Kliudik V. A., Telnyuk I. V., Sorokina O. Yu. Readiness for acceptance of inclusive formation of the preschool educational environment by subjects // Pedagogic Correction Education Journal. 2015. No. 1 (1). P. 33-43. (InRuss.).

Поступила в редакцию 06.03.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.