«Школа семи гномов» в программе «Кроха» (образование детей 3-го года жизни)
Дроздова Л.С. старший воспитатель МБДОУ№ 31 г. Павлово, отличник народного просвещения, Заслуженный учитель РФ Нижний Новгород, Россия
Аннотация: В статье раскрыты возможности использования развивающих пособий «Школы Семи Гномов» в реализации программы воспитания и развития детей раннего возраста «Кроха» под редакцией Г.Г.Григорьевой в рамках проекта федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Представлен «Путеводитель для семьи» по использованию книг «Школы семи гномов» и памятка для родителей детей раннего возраста по их использованию.
Подходы к образованию детей раннего возраста в программе «Кроха» оказались дальновидными и соответствующими современным требованиям к организации и содержанию образовательного процесса к дошкольном учреждении, провозглашаемым Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Авторы программы «Кроха» - программы воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений (под ред. Г.Г.Григорьевой) - во главу угла ставят деятельностный подход к организации образования детей. Они призывают ориентироваться в педагогической деятельности на ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (достижения) развития ребенка в разных видах детской деятельности к концу каждого года раннего периода детства, по ФГОС ДО - целевые ориентиры.
Использование в образовательной работе с детьми раннего возраста в условиях детского сада красочно иллюстрированных детских развивающих книг проекта «Школа Семи Гномов» расширяют возможности воспитателей в качественной реализации программы и требований ФГОС к результатам ее освоения воспитанниками.
Образовательная ценность пособий заключается в том, что они способствуют обогащению и уточнению представлений малышей об окружающем мире, развитию познавательных психических процессов, мыслительных операций, мелкой моторики рук, речи. Анализируя целевые ориентиры в проекте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), можно с уверенностью утверждать, что комплекты для детей раннего возраста «Школа семи гномов 1+» и «Школа семи гномов 2+» помогают развивать у воспитанников предпосылки практически всех обозначенных в проекте ФГОС личностных и психологических характеристик личности ребенка.
Таким образом, организация образовательной работы с использованием книг проекта «ШСГ» способствует не только обогащению возможностей качественного выполнения задач программы «Кроха», но и способствуют становлению и развитию личностных и психологических характеристик у детей раннего возраста.
В таблице №1 представлены: структура программы «Кроха»; целевые ориентиры (личностные и психологические характеристики развития личности ребенка) по ФГОС; а также возможности использования книг проекта «Школа семи гномов» в реализации образовательных задач с детьми раннего возраста.
Таблица № 1
Использование книг «Школа семи гномов» в программе «Кроха» в соответствии с ФГОС
дошкольного образования
Структура программы «Кроха» Целевые ориентиры (личностные и психологические характеристики) Книги проекта «Школа семи гномов»в реализации задач программы «Кроха»
Развитие движений детей - Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в двигательной деятельности. - У ребенка развита крупная и мелкая моторика
Развитие ребенка в общении -Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в общении. - Ребенок положительно относится к себе и к другим. - Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх - Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. «Веселый, грустный», «Прогулки по городу», «В деревне и на даче», «Чей это хвостик», «Что такое хорошо». Работа с книгами предоставляет возможность развития навыков общения со взрослым и сверстниками в процессе выполнения предложенных авторами заданий. Взаимодействие обычно проходит весело, доброжелательно, в форме свободного общения. Задания предлагаются таким образом, что любой ребенок может принять участие в общей беседе, сообщить о своих переживаниях, о своем личном опыте -то есть происходит не только развитие диалогической речи, но и приобретение норм социального поведения (не выкрикивать, выслушивать сверстника и т.п.). Книги стимулируют инициативное общение ребёнка со сверстниками и взрослыми на вербальном уровне.
Развитие ребенка в предметной деятельности -Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельности предметной деятельности. - Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. «Большой, маленький», «Форма, цвет», «Один, много», «Наш дом», «Прогулки по городу», «Времена года». Книги помогают в становлении мотивов (развитию интересов к предметному окружающему миру и желания действовать), инициируют целенаправленное выполнение действий («Посмотри, какой у Кати дома порядок!»); вызывают интерес к полученному результату; содействуют становлению самостоятельных действий и уверенному их выполнению.
Развитие речи и ознакомление с окружающим - Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельности познавательно- исследовательской деятельности. - Ребёнок проявляет любознательность. Склонен «Мой первый словарик», «Азбука для малышей», «Это чей голосок», «Прогулки по городу», «В деревне и на даче», «Мой дом», «На лесной полянке», «Домашние питомцы», «Кто, где живет», «Какие бывают профессии». Каждая книга проекта «Школа семи гномов» способствует количественному и
наблюдать, экспериментировать. качественному изменению речи малышей: значительно возрастает словарь по объему и содержанию, предлагаемые иллюстрации учитывают зону ближайшего развития. Дети с большим интересом рассматривают картинки, составляют небольшие рассказы о них и не только по предложению взрослого, но и по собственной инициативе. Книги позволяют расширять, обогащать и углублять представления детей об окружающем мире, удовлетворяя их интересы и потребности в познании, дети учатся мыслить и рассуждать.
Развитие ребёнка в изобразительной деятельности - Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в продуктивных видах деятельности. - Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. - У ребенка развита мелкая моторика. - У ребёнка проявляются творческие способности. «Форма, цвет», «Рисуем пальчиками», «Пластилиновый снежок», «Пластилиновые картинки», «Умная вырезалочка». Книги проекта «Школа семи гномов» способствуют формированию интереса малышей к изобразительной деятельности. Яркие картинки с образцами на одной странице книги стимулируют ребенка к собственной изобразительной деятельности на нераскрашенном силуэте изображения на другой странице. Дети начинают достаточно смело и уверенно выполнять действия рисования кисточкой, лепки пластилином и с удовольствием показывать свое творчество окружающим. Книги продуктивного цикла учат детей малышей планировать свою деятельность (с чего начнем работу, что надо приготовить, какую краску возьмем, как будем делать).
Развитие ребенка в театрализованной деятельности - Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в играх-драматизациях. - Творческие способности ребёнка проявляются в придумывании сказок. Ребёнок может фантазировать вслух. «Форма, цвет», «Мой дом» , «В деревне и на даче», «Прогулки по городу», «Кто где живет». «Курочка-Ряба» - сказка стимулирует детей к её обыгрыванию с помощью вырезанных персонажей; картонные домик и карусель, игрушка Петушок, маска Тигренка к придумыванию новых сюжетов, элементарному фантазированию.
Развитие ребенка в музыкальной деятельности - Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в музыкальной деятельности. - Творческие способности ребёнка проявляются в танцах, пении и т. п.
Развитие ребенка в общении с природой - Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в общении с «В деревне и на даче», «На лесной полянке», «Домашние питомцы», «Кто живет», «Времена года», «Кто это? Что
природой, правилам безопасного поведения. - Ребёнок проявляет любознательность. Склонен наблюдать, экспериментировать. это?», «Чей это хвостик», «Чей это голос». Книги помогают приобщать малышей к миру природы, содействуя появлению ярких, эмоциональных впечатлений, воспоминаний из личного опыта. С помощью взрослых дети получают первоначальные обобщенные представления о смене времен года и в игре различают их по характерным сезонным признакам изменения «дерева». Ребенок осваивает следующие понятия: зима, весна, лето, осень и учится самостоятельно подмечать и анализировать природные явления. Яркими, доступными иллюстрациями стимулируется познавательный интерес малышей к наблюдению за растениями, животными.
Развитие ребенка в конструктивной деятельности - Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в конструировании Все книги проекта «Школа семи гномов» Совместное со взрослым изготовление предлагаемых в книгах пособий, игр способствует приобщению ребёнка к конструктивной деятельности из бумаги, картона.
Развитие ребенка в элементарной трудовой деятельности - Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в самообслуживании, хозяйственно-бытовом труде. «Мой дом» Книга помогает малышам запомнить алгоритм одевания (как оделся мальчик, что надел сначала, что потом, как одеваешься ты?), места хранения дома различных предметов и вещей.
Развитие ребёнка в игровой деятельности - Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в игре - Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Книги проекта «Школа семи гномов» используются в обучении игровым действиям, как в развитии сюжетной, так и режиссерской игры. Каждое задание авторами книг дается с игровой мотивацией. В каждой книге есть развивающая игра и дидактическое пособие, которые можно изготовить совместно или на глазах у ребёнка и вместе с ним их обыграть. Деятельностный подход стимулирует детей к переносу этих игр в самостоятельную деятельность ребенка.
Основной принцип современного подхода к дошкольному образованию с позиции ФГОС заключается в организации открытого характера образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников через непосредственное вовлечение их в образовательный процесс и взаимодействие по вопросам образования ребёнка. С этой целью был разработан «Путеводитель для семьи» по книгам проекта «Школа семи гномов», которым можно воспользоваться для организации взаимодействия с ребенком по определенной книге. Приводим выдержки из путеводителя.
Таблица № 2
«Чей это хвостик»
Описание: Альбом "Чей это хвостик?" из серии «Школы семи гномов», второй год обучения, представляет собой пособие для родителей и воспитателей. В альбоме представлены 12 карточек с изображением животных. Для начала рассмотрите их с малышом, проговаривайте, что нарисовано, озвучивайте названия частей тела. Ну а дальше попытайтесь разобраться в сложившейся зверопутанице, когда животные поменялись хвостами, лапами, головами. Эти занятия учат малышей анализировать и аргументировать свои ответы, способствуют развитию речи и памяти, логики и мышления.
ШСГ 1+ «КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?», «чей это хвостик?», «чей это голос»
Спросите Дайте Найдите вместе Изготовьте Поиграйте Совершите
у ребенка ребенку с ребенком своими с ребенком совместно
задание дополнительну руками с ребенком
ю информацию вместе с «научное
ребенком открытие»
-Как - -Дайте ребенку -Макет -Домашний -У всех
мяукает Поскакать.ка представления о «аквариум» театр животных
котенок? к лошадка. домашних с "Репка" есть
-А как -Покормить питомцах - как трафаретами - малыши.
мама вместе можно проявить рыбок, Двигательно -У
кошка? рыбок. заботу о них. водорослей, е животных
-Кто тебя -Расчесать -Прочитайте которые упражнение свои
царапает? шерстку стихи А . Барто ребенок "Догоню- особенност
(и так обо собачке. «Жили у раскрашивае догоню" ( с и, повадки.
всех -Погладить бабуси», т сам или игрушкой)
домашни кошку, С.Маршака украшает их -Игры
х сказать какая «Детки в пластилино пальчиковой
животных она? клетке» м. гимнастики
) (гладкая, -Найдите в -Изготовьте -Игры на
-Кто пушистая, библиотеке, в пальчиковы узнавание
сидит в мягкая, Интернете й театр из «Узнай, кто
клетке и теплая). сборник или перчаток это? Чей
поет -Показать, подборку или варежек хвостик?»
песню? какие у пальчиковой с личиками. -Загадки-
(попугай) коровы гимнастики, -Проведите отгадки
рожки, пальчиковых фотосессию
вытянуть игр ребенка со
шею, как своим
гусь и т.п. любимцем и
-Собрать оформите
разрезную стенгазету,
картинку, коллаж,
кубики (животные) альбом
«Времена года»
Таблица № 3
Описание: Альбом "Времена года" из серии «Школы семи гномов», третий год обучения, представляет собой развивающее пособие для родителей, воспитателей и логопедов. Каждое занятие проводится в игровой форме и учит ребенка различать времена года по характерным признакам изменений в природе. Ребенок осваивает следующие понятия: зима, весна, лето, осень и учится самостоятельно подмечать и анализировать природные явления. Малыш уделяет внимание сезонным видам спорта и одежде людей, поведению животных и птиц, наблюдает за растениями и деревьями.Подобные занятия способствуют развитию речи и памяти, логики и мышления.
ШСГ 2+ «ВРЕМЕНА ГОДА»
Спросит Дайте Найдите Изготовьте Поиграйте Совершите
е у ребенку вместе с своими с ребенком совместно
ребенка задание ребенком руками с ребенком
дополнительну вместе с «научное
ю информацию ребенком открытие»
-Когда -Слепить -Загадки о -Привлечь -Катание на -
падает снежные временах года; о внимание к санках. Познакомит
снежок? комочки свойствах снега; изготовлени - ь детей с
-Когда (большие и песка. ю Пальчикова циклом
можно маленькие). кормушки. я времен года
кататься -Сделать - гимнастика (их
на следы на Приготовить «Мы названием,
санках? снегу. красивый капусту простейшим
-Когда -Украсить букет для рубим...» и
можно в елочку. бабушки -С куклой с приметами).
речке -Насыпать (экибана, одеждой по -Наблюдать
купаться зернышки в сухие сезонам. красоту
? кормушку. листья). -Дид. игра каждого
-Когда -Прошуршать -Привлечь «Времена времени
листочки осенними папу к года» года
опадают? листочками. изготовлени (наложение (снегопад,
Нравитьс -Помочь ю кораблика карточек- узоры на
я тебе собрать для малыша. картинок окнах;
бегать урожай -Устроить на весной -
босиком (морковь, снегопад сюжетную первоцветы,
по лук). (снежинки картину). птички;
травке? -Одеть на вырезают «Дуй на летом -
-Из чего прогулку взрослые). кораблик» - урожай,
мама куклу Катю и -Куклу с дыхательно купание в
сварила покатать её на одеждой по е речке;
компот(и коляске(летом сезонам. упражнени осенью -
з ягод). ), на е. шуршание
санках(зимой) листьев).
-Разучить
летнюю
песню
«Дождик».
Для активного, полноценного и развивающего общения с малышом по книгам проекта «Школа семи гномов»была разработана памятка для родителей по взаимодействию с детьми.
Памятка для родителей по взаимодействию с ребенком.
1. Избегайте назидательного тона - лучше будьте настоящим партнером для своего ребенка
2. Не допускайте переутомления. Выполнение заданий должно быть связано с интересом ребенка и его положительными эмоциями.
3. Не принуждайте, не подавляйте в ребенке инициативу, приветствуйте нестандартные решения.
4. Не торопите ребенка, давайте ему достаточно времени для выполнения каждого задания.
5. Не упрекайте ребенка за ошибки, мягко поправляйте его, помогайте и поддерживайте.
6. По окончании работы обязательно похвалите ребенка, даже если вы не очень довольны его результатом.
Таким образом, организация образовательной работы с использованием книг проекта "ШСГ" способствует обогащению развития детей при реализации программы "Кроха", то есть влияет на становление и развитие личностных и психологических качеств у детей раннего возраста.