Список литературы
1. Теремкова Н. Э. Логопедические игры для знакомства детей дошкольного возраста с буквами, 2019.
РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «БЕРЕГИТЕ ПТИЦ
ЗИМОЙ» Швыдкая Т.И.
Швыдкая Татьяна Ивановна - учитель-логопед высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида, станица Крыловская, Краснодарский край
Аннотация: в статье анализируются проблемы формирования экологического отношения к обитателям планеты - птицам. Для родителей даются примеры игр и упражнений. Рекомендация направлена на работу с семьей воспитанников, чтобы в домашних условиях родители не забывали о природе и её обитателях даже в зимний период.
Уважаемые родители! Снова хочется напомнить вам про экологию. В зимнее время мы не должны забывать заботиться о природе и ее обитателях. Время подумать о братьях наших меньших - зимующих птицах. Во время зимнего периода птицы остаются без корма, так как насекомые спрятались, плоды, ягоды, семена - под снегом. Если птицам не помочь - они могут погибнуть!
Как же помочь птицам? Надо сделать для них кормушки и повесить на дерево. Кормушку обязательно надо делать с детьми, чтобы на личном примере показать любовь к птицам, к природе! Изготовить кормушку можно из любого подручного материала: пластиковые бутылки, упаковки, коробки, пакеты из-под сока, молока. У кормушки обязательно должна быть крыша (иначе корм будет засыпан снегом). Не забудьте крепление, на котором буде висеть ваша кормушка.
Во время подкормки птиц не сорить, не оставлять пакеты из-под корма, семян на улице. Кормушка должна висеть на одном и том же месте и в ней постоянно должен быть корм! Корма надо класть немного. Можно повесить кусочек сала, хлеб, на который положить кусочек сливочного масла. При кормлении птиц, наблюдении за ними вместе с ребенком необходимо проводить игры на развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи, мелкой моторики, речевого дыхания.
Игровое упражнение «Назови птицу». Вы называете зимующих птиц: воробей, дятел, синица, голубь. Закрепляете в словаре ребенка «зимующие птицы». Объясните ребенку, почему птицы так называются (остаются зимовать, не улетают в теплые края).
Игровое упражнение «Скажи одним словом». Взрослый предлагает ребенку закончить предложения.
У синицы грудка желтая, поэтому ее называют желтогрудая.
У дятла длинный клюв, поэтому его называют длинноклювый.
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют длиннохвостая.
У вороны черные крылья, поэтому её называют чернокрылая.
Игровое упражнение «Скажи какая, какой». Взрослый просит ребенка рассмотреть птиц, рассказать, какие они. Например. Это синица. Синица - зимующая птица. Она маленькая. У неё синие перышки, желтая грудка, маленькие глазки. Синичка любит клевать пшеницу.
Упражнение «Кто как голос подает?» Взрослый предлагает ребенку закончить предложения.
Голубь воркует. Ворона - каркает. Сорока - трещит. Воробей - чирикает. Проводите с ребенком ежедневно пальчиковую гимнастику «Кормушка», которая поможет ему запомнить названия зимующих птиц.
Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимать и разжимать кулаки Прилетело? Мы расскажем: На каждое название птицы загибать по одному пальчику
Две синицы, воробей, Пять щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. Снова сжимать и разжимать кулаки. Игровое упражнение «На кормушке» поможет ребенку правильно употреблять предлоги и сформирует связную речь. Взрослый задает ребенку вопрос: где сидит дятел? Ребенок. Дятел сидит на дереве. Синица сидит на кормушке. Воробей сидит в кормушке. Голубь летит к кормушке.
Игровое упражнение «Скажи наоборот» поможет сформировать у ребят употребление в речи слов-антонимов. Воробей маленький, а сорока большая. У синички хвост короткий, а у сороки - длинный. Голубь тяжелый, а воробей маленький. У синички клюв тонкий, а у вороны - толстый.
Игровое упражнение «Подуй на перышко птички». Взрослый предлагает ребенку подуть на перышко, напомнив о правильном дыхании: вдыхаем носом, выдыхаем, открываем рот.
Упражнение «Чьи перья?» Когда улетели птицы с кормушки, на ней остались перья. Взрослый предлагает ребенку назвать перья птиц. Перья вороны (чьи?)- вороньи. Перья воробья (чьи?)- воробьиные. Перья голубя (чьи?)- голубиные.
Загадки про зимующих птиц помогут в формировании познавательных психических процессов: внимания, мышления, речи.
Серый маленький комочек: И зимой ей не сидится:
Чик-чирик - замерз он очень! Над моим окном кружится,
Солнце выгляни скорей! Хлебных крошек и пшеницы
Кто тепла ждет? (Воробей). Просит к завтраку.. .(синица)
Болтлива птичка - спору нет, Любо-дорого взглянуть,
Расскажет новость и секрет! Птичка - красненькая грудь!
Красива с виду, белобока Дом родной её Сибирь,
Кто? - Длиннохвостая... (сорока) Как называется? (Снегирь)
Список литературы
1. Теремкова Н.Э. Логопедические игры на формирование экологического воспитания для детей старшего дошкольного возраста, 2019.