Научная статья на тему 'Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста'

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
930
60
Поделиться
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ВОСПИТАТЕЛЬ / INDEPENDENCE / COGNITIVE RESEARCH ACTIVITY / RESEARCH ACTIVITY / DEVELOPMENT OF CHILDREN''S INDEPENDENCE / SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN / TEACHER

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Ефимова Ирина Анатольевна

В статье рассмотрена возможность применения познавательно-исследовательской деятельности с целью развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Представлено описание реализованной экспериментальной работы, организованной поэтапно с учетом степени самостоятельности детей и роли педагога в данном процессе.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Ефимова Ирина Анатольевна,

Cognitive research activity as a method of independence development in senior pre-school age children

The article considers the possibility of application of cognitive research activity in order to develop independence in senior pre-school age children. The author describes the step-by-step experimental work, which takes into account children's degree of independence and teacher's role in this process.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

УДК 372.3

Ефимова Ирина Анатольевна

Efimova Irina Anatolievna

преподаватель психолого-педагогических дисциплин

Тольяттинского социально-педагогического колледжа

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Lecturer, Psychology and Education Sciences Department, Togliatti College for Social and Education Sciences

COGNITIVE RESEARCH ACTIVITY AS A METHOD OF INDEPENDENCE DEVELOPMENT IN SENIOR PRE-SCHOOL AGE CHILDREN

Аннотация:

В статье рассмотрена возможность применения познавательно-исследовательской деятельности с целью развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Представлено описание реализованной экспериментальной работы, организованной поэтапно с учетом степени самостоятельности детей и роли педагога в данном процессе.

Ключевые слова:

самостоятельность, познавательно-исследовательская деятельность, исследовательская деятельность, развитие детской самостоятельности, дети старшего дошкольного возраста, воспитатель.

Summary:

The article considers the possibility of application of cognitive research activity in order to develop independence in senior pre-school age children. The author describes the step-by-step experimental work, which takes into account children's degree of independence and teacher's role in this process.

Keywords:

independence, cognitive research activity, research activity, development of children's independence, senior preschool age children, teacher.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Развитие самостоятельности и активности ребенка во все времена являлось актуальной проблемой теории и практики дошкольного воспитания и образования, однако единого мнения о возникновении и периоде становления такого личностного качества, как самостоятельность в дошкольном детстве, до сих не выработано. Ряд авторов считают, что развитием данного процесса следует заниматься в раннем возрасте (М.А. Данилов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин); другие исследователи считают дошкольный возраст наиболее сензитивным для формирования самостоятельности (Д. Асанова, А.К. Бондаренко, Ф.В. Изотова, Е.В. Проскура); позициях третьих состоит в том, что наиболее эффективно процесс становления самостоятельности может осуществляться лишь в младшем школьном возрасте (Б.П. Есипов, И.Н. Колесниченко, В.Г. Машинистов, В.С. Цейтлин).

Отсутствует и единый подход к содержанию понятия «самостоятельность», которое трактуется различными учеными по-разному. Например, В.С. Мухина определяет самостоятельность как способность поступать в соответствии со своими знаниями и убеждениями. Б.П. Есипов считает, что самостоятельность - это осознанное стремление ребенка к достижению поставленной в задании цели посредством употребления своих усилий, выражения в той или иной форме результата умственных или физических (или тех и других вместе) действий [1].

В настоящем исследовании самостоятельность определяется как одно из ведущих качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста, которое выражается в умении правильной постановки цели, настойчивости в ее достижении с использованием средств, доступных ребенку этого возраста, ответственности за свою деятельность и инициативности в условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Обеспечивая становление личности детей дошкольного возраста в современном постоянно изменяющемся мире, важно развивать у них черты, свойственные личности, стремящейся к самостоятельному познанию окружающей действительности и ее модификации в зависимости от поставленных условий, овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время и способной своевременно мобилизовать волевые усилия для достижения поставленной цели в процессе познания.

Проблема развития самостоятельности у детей дошкольного возраста широко рассматривается в ряде современных педагогических и психологических трудов (А.К. Бондаренко, Ш.И. Га-нелин, Н.В. Елизаров, Ф.В. Изотова, П.И. Пидкасистый, Л.А. Ростовецкая, Г.А. Цукерман, Г.И. Щукина и др.). Изучаются разнообразные аспекты самостоятельности: природа и сущность

(А.Г. Хрипкова, Г.А. Балл), соотношение компонентов в ее структуре (Т.Г. Гуськова, Ю.Н. Дмитриева), условия и этапы ее формирования (А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова, З.В. Елисеева), роль и значение самостоятельности как фактора успешной адаптации ребенка в образовательной организации (Т.Н. Филютина).

Самостоятельность рассматривается учеными в соотношении с различными видами деятельности. Например, Л.А. Порембская изучает ее в связи с организацией и обучением детей хозяйственно-бытовой деятельности, в то время как Ф.В. Изотова предпочитает рассматривать данное качество исходя из положения, что на его формирование оказывает влияние проявление инициативности в процессе конструктивно-игровой деятельности.

Н.А. Ветлугина в своих работах отталкивается от мысли о том, что самостоятельность развивается в процессе специально организованной деятельности детей, в частности художественной, включающей в себя театрализованные игры, художественно-словесное творчество, музицирование, изобразительную и декоративно-прикладную практику [2]. Данное положение также находит свое подтверждение в исследованиях И.Л. Дзержинской, В.А. Езикеевой, Т.Г. Казаковой и др. А.И. Матусик, Н.Я. Михайленко, Р.И. Жуковская и Р.А. Иванкова рассматривают самостоятельность в связи с игровой деятельностью детей дошкольного возраста.

Следуя логике нашего исследования, сосредоточим внимание на характеристике сущности и структуры самостоятельности, установлении возможности руководства ею. Саму самостоятельность как качество личности ребенка мы затрагиваем лишь косвенно, так как ищем способы и методы руководства действиями детей, ведущими к самостоятельности. Такие действия в нашем исследовании составляют познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников. С нашей точки зрения, именно данный вид деятельности способен мобилизовать природные задатки и силы ребенка, помочь ему осознать поставленное перед ним задание, правильно сформулировать цель, спланировать свою деятельность и настойчиво добиваться достижения цели с использованием средств, доступных ребенку этого возраста, а также проявить ответственность за свою деятельность.

Под исследовательской деятельностью А.В. Леонтович понимает активную деятельность детей, связанную в первую очередь с решением творческого задания исследовательского характера, имеющего неизвестное решение и предполагающего наличие ряда этапов, характерных для поисковой и экспериментальной деятельности и обусловленных их спецификой.

А.И. Савенков считает, что исследовательская деятельность представляет собой своеобразный вид интеллектуально-творческой деятельности детей дошкольного возраста, возникающий в результате функционирования особых механизмов поисковой активности детей и базирующийся на основе исследовательского поведения самого дошкольника [3].

По мнению В.И. Панова, под исследовательской деятельностью понимается высшая степень развития исследовательской активности человека, состоящая в том, что ребенок из позиции субъекта спонтанной активности переходит в позицию субъекта собственной деятельности, способного к целенаправленной исследовательской активности в форме тех или иных исследовательских действий. О.В. Дыбина и В.В. Щетинина определяют познавательно-исследовательскую деятельность как форму активности ребенка, направленную на решение задач поискового характера, обеспечивающую познание свойств и связей объектов и явлений окружающего мира и освоение способов познания.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования предполагает реализацию идеи проблемного обучения (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, И.И. Ма-хмутов, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова и др.), когда за основу берется не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные изыскания детей в окружающей жизни. Предполагается постановка детей в ситуацию, когда они сами овладевают представлениями, понятиями, средствами познания, обретают проблемное видение мира и способность самостоятельно решать проблемы в процессе познания.

Для осуществления познавательно-исследовательской деятельности, по мнению А.И. Савенкова, важно, чтобы ребенок приобрел специфические умения, такие как: видеть проблему, задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи и др.

Основываясь на приведенных выше положениях, предлагаем авторский опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, организованной и проведенной поэтапно с учетом изменения степени самостоятельности детей и роли педагога в данном процессе. Мы исходили из мнения о том, что развитие самостоятельности как интегративного качества личности в первую очередь зависит от такого руководства, которое побуждает детей сначала действовать по определенному алгоритму, активно полагаясь на помощь взрослого, а затем ограничиваться исключительно своими силами при изучении объектов и явлений окружающей действительности.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Было определено три основных этапа развития самостоятельности детей в ходе организации познавательно-исследовательской деятельности с использованием материалов русской сказки «Курочка Ряба». Для реализации этих этапов использовались эксперименты и опыты, направленные на приобретение информации об окружающей действительности, совершающихся в ней процессах и явлениях. Помимо этого, дополнением являлись: чтение художественной литературы, дидактические игры, совместная деятельность детей и взрослого, творческие задания и методы, включенные в игровые и проблемные ситуации.

При руководстве познавательно-исследовательской деятельностью детей важно предоставить им максимальную самостоятельность. Взрослому необходимо лишь создавать и поддерживать мотивацию детей, а также объяснять правила. Для упрочения данного положения можно использовать косвенные методы руководства познавательно-исследовательской деятельностью детей, направленные на установление устойчивых связей между различными исследовательскими и поисковыми ситуациями, в которых происходит формирование у детей умений правильной постановки цели, настойчивости в ее достижении с использованием доступных средств, ответственности за свою деятельность и инициативности. Необходимо, чтобы дети могли установить сходство между условиями, в которых они действуют, материалами, которыми они пользуются для достижения цели, и способами действий, которые они усваивают, для дальнейшего процесса интериоризации по целеполаганию в иной деятельности.

Мероприятия важно проводить в течение 20 минут два раза в неделю, главным образом в вечернее время (для того чтобы не нарушать образовательный процесс), одновременно с подгруппой детей под руководством взрослого (воспитателя). После проведения мероприятий предлагаемый материал предоставляется детям для свободного использования.

На первом этапе взрослый должен занимать обучающе-организующую позицию, так как необходимо создать мотивацию у детей дошкольного возраста к предстоящей деятельности, расширить и обогатить их представления о способах приобретения информации через опыты, беседы, совместную деятельность детей и взрослого.

Одним из мероприятий данного этапа может быть индивидуальное мини-исследование «Как найти воздух», в ходе которого у детей формируются следующие умения: добывать интересующие их знания, используя разнообразные источники информации; применять полученные ранее знания в практической деятельности; рассуждать, делать умозаключения. Также в процессе выполнения данного задания детям будет предоставлена возможность проявить самостоятельность в ходе осуществления деятельности совместно с другими детьми.

Экспериментатор спрашивает ребенка, знает ли он, что такое воздух и где он находится. Выслушав ответ ребенка, сообщает, что «...бабушка с дедушкой из сказки "Курочка Ряба" поспорили. Дедушка сказал, что воздух найти нельзя и что мы не можем его показать, а бабушка сказала, что можем. Спор был жаркий, и курочка Ряба подсказала им попросить помощи у тебя и прислала вот такие предметы.», после чего экспериментатор демонстрирует предметы, расположенные на столе (стакан с водой, трубочка, воздушный шарик, шприц без иглы, груша, свисток), и предлагает показать с помощью этих предметов, что вокруг нас есть воздух. После проведения опыта экспериментатор просит ребенка объяснить происходящие процессы на основе результата совершенных им действий.

При реализации мини-исследования значимыми, на наш взгляд, являлись следующие ответы детей.

Анна Б. пояснила, что воздух - это то, что находится вокруг нас, то, чем мы дышим, после чего взяла трубочку, опустила ее в стакан с водой и сильно подула в трубочку, в результате чего поверхность воды пришла в состояние бурления. После этого она набрала воздух в шприц и также опустила его в воду, постепенно нажимая на поршень и выталкивая воздух в стакан с водой («.Вот видите, вот так можно показать воздух.»).

Майя Л. сказала, что воздух - это то, чем мы дышим. Девочка провела только один эксперимент, который заключался в том, что она надула воздушный шарик и отпустила его летать по комнате, после чего пояснила: «Когда я надула шарик, там появился воздух, а когда он спускался, то воздух из него выходил».

На протяжении всей познавательно-исследовательской деятельности у детей прослеживались положительный эмоциональный фон и стремление к самостоятельности.

На втором - обучающем этапе необходимо обучать детей старшего дошкольного возраста методам и средствам поиска необходимой информации в процессе познавательно-исследовательской деятельности, которая в ходе авторского эксперимента была организована на материалах сказки «Курочка Ряба».

Дошкольник в начале данного этапа еще не может самостоятельно использовать познавательно-исследовательскую деятельность, а именно находить необходимую для дальнейшей деятельности информацию, используя различные способы ее поиска. Он лишь приобретает данное умение при активной помощи и поддержке взрослого, постепенно начиная действовать самостоятельно

и становясь активным субъектом своей деятельности. Как следует из вышеизложенного, позиция экспериментатора (воспитателя) на данном этапе должна изменяться по мере нарастания самостоятельности дошкольников: от обучающе-организующей к направляюще-корректирующей [4, с. 59].

Для того чтобы способствовать развитию самостоятельности у детей 6-7 лет при организации познавательно-исследовательской деятельности, необходимо включать в планирование вечернего досуга решение проблемных заданий (ситуаций), проведение экспериментов и опытов, за счет которых у детей происходит развитие умений рассуждать, делать умозаключения, выводы, приобретать нужные знания, используя разнообразные источники информации.

Опишем одно мероприятие данного этапа, а именно организацию и реализацию проблемной ситуации «Как очистить яйцо без рук», целью которой является развитие самостоятельности при реализации собственных возможностей.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Повторим, что позиция взрослого при организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ходе решения проблемной ситуации должна быть направляюще-регулирующей. Он должен подвести детей к необходимости самостоятельного выполнения заданий, поэтому здесь важно не давать конкретных предложений детям о применении различных способов поиска интересующей информации, а лишь указывать направления, в которых они могут двигаться. Дети самостоятельно должны ставить цель познавательно-исследовательской деятельности, необходимую для планирования своей деятельности и получения необходимого конечного результата. Важно побуждать детей к самостоятельному выдвижению гипотезы и просить их выражать свои мысли полным ответом.

Содержание проблемной ситуации состоит в том, что воспитатель сообщает детям, что мышка прислала яйцо и просит ей помочь. Бабушка хвастается перед ней, что может очистить яйцо без помощи рук, а мышка не знает, как это сделать. После этого дети могут предложить экспериментатору помочь мышке и выяснить, как такое возможно, проведя исследование. Используя разные источники знаний, дети выяснили, что очистить яйцо можно, например, при помощи уксуса (опыт демонстрируется воспитателем). Далее педагог может предложить детям обратиться к другим источникам информации и узнать, как еще можно очистить яйцо без помощи рук, зарисовать эти способы, самостоятельно представить их другим детям группы и отправить мышке для того, чтобы и она знала, как это сделать.

При реализации проблемной ситуации значимыми, на наш взгляд, являлись следующие ответы детей.

Маша Б.: «Чтобы очистить яйцо без рук, можно положить его в уксус и подождать, пока скорлупка исчезнет, а затем достать яйцо. Но делать это можно только в присутствии взрослого и очень аккуратно, чтобы не пролить уксус».

Катя П.: «Если хочешь очистить яйцо без помощи рук, можно взять вареное яйцо, два раза ударить яйцо с тупой стороны, так, чтобы отделилась скорлупка, и два раза ударить его с острой стороны, а затем сильно подуть в получившуюся дырку с острой стороны и ловко поймать яйцо, так как оно быстро вылетит из скорлупы».

Даниил В.: «Мой папа - химик, и он рассказал и показал мне, что можно очистить яйцо без рук, если его сварить, а потом опустить в глубокую чашку и залить слабым раствором кислоты, которую папа назвал соляной. Скорлупа сначала зашипит и начнет растворяться, а через некоторое время мы можем достать яйцо и, хорошенько помыв, даже съесть» [5, с. 18].

Деятельностный (третий) этап исследования важно направить на мотивацию детей 6-7 лет к проявлению инициативности и самостоятельности в процессе ознакомления с окружающим миром посредством реализации познавательно-исследовательской деятельности, опять же в нашем случае основанной на материалах русской народной сказки «Курочка Ряба».

При реализации данного этапа необходимо мотивировать детей осуществлять самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность, направленную на развитие умений верной постановки цели и задач, настойчивости в достижении цели с применением методов, доступных детям старшего дошкольного возраста, инициативности в условиях, вызывающих принятие нестандартных решений, ответственности за свою деятельность, а также на проявление самостоятельности при осуществлении собственного потенциала. Воспитатель на данном этапе главным образом должен занимать наблюдающе-регулирующую позицию. Основными мероприятиями этапа могут являться мини-исследования «Пир из яиц», «Моя семья», проблемная ситуация «Как очистить яйцо без рук».

Важно, чтобы на каждом из этапов менялись содержание и характер взаимодействия: вначале исследования детям предлагается реализовывать познавательно-исследовательскую деятельность совместно с воспитателем (экспериментатором), тогда как по окончании первых двух этапов дети уже могут самостоятельно реализовывать свои возможности в деятельности, практически не обращаясь за помощью к воспитателю.

Ссылки:

1. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках : учеб. пособие. М., 1961. 239 с.

2. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1980. 208 с.

3. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. СПб., 2004. 272 с.

4. Габова И.А. Экспериментальное изучение влияния поисковой деятельности на развитие у детей познавательной активности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 57-60.

5. На просторах сказки. Занимательные эксперименты и поисково-познавательные игры для дошкольников по мотивам сказки «Курочка Ряба» : учеб.-метод. пособие / О.В. Дыбина, Л.Г. Рутберг, К.С. Швейбиш, И.А. Габова ; под ред. О.В. Дыбиной. Иерусалим, 2015. 76 с.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.