Научная статья на тему 'Условия деятельности и психологические аспекты формирования личности сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних с учетом гендерных различий'

Условия деятельности и психологические аспекты формирования личности сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних с учетом гендерных различий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
247
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНСПЕКТОР ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ФУНКЦИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА / THE ACTIVITY / PRINCIPALS OF ACTIVITY / JUVENILE INSPECTOR / FUNCTION FOR THE IMPLEMENTATION OF THE OBJECTIVES OF CRIME PREVENTION / PROFESSIONAL FORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончарова Елизавета Михайловна, Коренкова Елена Викторовна

Рассмотрены основные виды профилактической деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних, которые имеют особые сложности при учете гендерных различий самих сотрудников инспекций. Отражены положения, закрепленные в основных законодательных актах, на основе которых осуществляется деятельность сотрудников отделов по делам несовершеннолетних. Представлены результаты исследования инспекторского состава по опроснику Кеттела с учетом гендерных различий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гончарова Елизавета Михайловна, Коренкова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions of activities and psychological aspects of the personal staff inspection ofjuvenile including the gender differences

An impotent point is that, in the article the anther talks about the main types of prevention activities juvenile inspectors, who has the particular difficulties taking into account of gender differences themselves inspectorate staff. Also the author talks about the provisions laid down in the basic legislative acts on which the activities of the departments employees juvenile. In conclusion, you can find the results of the study inspectors Cattell questionnaire on gender differences.

Текст научной работы на тему «Условия деятельности и психологические аспекты формирования личности сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних с учетом гендерных различий»

УДК 1 ББК 88

УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ИНСПЕКЦИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА ГОНЧАРОВА,

преподаватель кафедры, юридической психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени Кикотя,

майор полиции E-mail: [email protected]; ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА КОРЕНКОВА, начальник отдела организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних Управления обеспечения охраны общественного порядка Управления на транспорте по Центральному Федеральному округу,

подполковник полиции; E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены основные виды профилактической деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних, которые имеют особые сложности при учете гендерных различий самих сотрудников инспекций. Отражены положения, закрепленные в основных законодательных актах, на основе которых осуществляется деятельность сотрудников отделов по делам несовершеннолетних. Представлены результаты исследования инспекторского состава по опроснику Кеттела с учетом гендерных различий.

Ключевые слова: деятельность, принципы деятельности, инспектор по делам несовершеннолетних, функции для реализации задач по профилактике правонарушений, становление профессионала.

Annotation. An impotent point is that, in the article the anther talks about the main types of prevention activities juvenile inspectors, who has the particular difficulties taking into account of gender differences themselves inspectorate staff. Also the author talks about the provisions laid down in the basic legislative acts on which the activities of the departments employees juvenile. In conclusion, you can find the results of the study inspectors Cattell questionnaire on gender differences.

Keywords: The activity, principals of activity, Juvenile Inspector, function for the implementation of the objectives of crime prevention, professional formation.

На сегодняшний день профессиональная деятельность инспекторов по делам несовершеннолетних МВД России из-за влияния многочисленных факторов, негативно влияющих на психику, значительно усугубилась. Возрос уровень совершения административных правонарушений несовершеннолетними. При этом число неблагоприятных семей продолжает оставаться на высоком уровне, что говорит о необходимости усиленного внимания инспекторского состава в данном направлении. Злоупотребление несовершеннолетними алкоголем и наркотическими средствами также в некоторых регионах не только не снижается, а возрастает из-за недосмотра за подростками и попустительстве в воспитании со стороны родителей. Особое внимание в

работе инспекторского состава уделяется такой категории как сироты. Выделяются такие группы сирот, как:

• сироты, в прямом смысле этого слова, то есть несовершеннолетние дети, у которых родители умерли;

• «лишенцы»: дети у которых родители лишен-ны родительских прав;

• «отказники»: дети, чьи родители отказались от родительских прав;

• интернатские сироты: дети, которые большую часть времени проживают и обучаются и воспитываются в интернате вдали от родителей, так что родители как правило, не принимают участия в их воспитании;

• домашние условные сироты: ребёнок живёт с родителями, но в силу различных причин им не до ребёнка.

На основе поведенческих актов со стороны сирот, можно обнаружить и систематизировать в 7 блоков социальных стереотипов о детях сиротах:

• сироты — это дети со скверной биологической наследственностью и генетической предрасположенностью к различным заболеваниям, в том числе склонностью к проявлению разного рода девиаций;

• сироты чаще домашних детей подвержены к проявлению психических отклонений;

• у детей-сирот проявляется неважное физическое здоровье и склонность к хроническим заболеваниям;

• приверженность и тяга к проявлению асоциального поведения;

• воспитанники детских домов плохо адаптируются к социальной среде;

• «неблагодарность» приемного ребёнка к родителям-усыновителям;

• социальные сироты — «бедные», «несчастные, брошенные дети».

Все выше перечисленные факты откладывают определенный отпечаток на сотрудника инспекции по делам несовершеннолетних будь то женщина-сотрудник или мужчина-сотрудник. Вместе с тем возрос спрос на качество исполнения возложенных на инспекторов по делам несовершеннолетних функций, которые закреплены в «Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации», утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845.1

Благодаря исследованиям в области психологии юридического труда, в профессиональной деятельности сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел выделяются, как правило, четыре основных элементов: познавательный, конструктивный, организаторский и коммуникативный. Как правило, в реальной деятельности сотрудников все эти четыре компонента функционируют в единстве и не встречаются в чистом виде.

Познавательный элемент обеспечивается тем, что происходит установление фактов и обстоятельств, относящихся к событиям, которые необходимы для работы с несовершеннолетними. Можно познавательную деятельность отнести к разряду творческой, а формой обеспечения познания в данном контексте можно назвать практическое творческое мышление.

Под конструктивным элементом понимается мыслительная деятельность, которая отвечает за планирование действий, при помощи которых будет проводиться вся деятельность инспекторов.

Организаторский элемент заключается в передачи и обмене информацией, а также организации действий других лиц, которые должны по роду своих обязанно-

стей выполнять указания сотрудника.

Коммуникативный элемент — это получение необходимой информации посредством общения, то есть непосредственного речевого контакта с окружающими в целях решения необходимых задач.

Данные качества не присущи человеку изначально. Их развитие и формирование — длительный процесс, но это является необходимым условием профессионального становления сотрудника органов внутренних дел.

Н.Г. Колызаева (1989) выявила особенности профессиональной адаптации мужчин и женщин. У женщин на первый план выступает социально-психологический аспект, у мужчин — профессионально-деятельностный. Отмечены также разнонаправленные изменения в процессе адаптации личностных характеристик: у женщин эти изменения происходят в основном в эмоционально-коммуникативном блоке, а у мужчин — в коммуникативно-волевом2.

Обеспечение профессиональной деятельности инспекторами по делам несовершеннолетних должно основываться на принципах деятельности по осуществлению индивидуальной профилактической работы:

Принцип индивидуализации предупредительного воздействия осуществляет учет психологических особенностей личности несовершеннолетнего и микрогрупп, в которые он непосредственно включен, что влияет на выбор и использование форм и методов определенного воздействия в каждом конкретном случае.

Принцип социально-экономической обусловленности индивидуального предупреждения предполагает, что идеология, стратегия, организация и тактика профилактики надлежащим образом должны базироваться на острых потребностях и реальных возможностях современного общества.

Принцип законности. Неукоснительное соблюдение данного принципа является гарантией охраны права и законных интересов несовершеннолетних.

Принцип справедливости осуществляется с учетом применения таких мер, которые доподлинно восстанавливают нарушенное право и позволяют компенсировать причиненный ущерб при обеспечении соответствия профилактических мер характеру совершенного, в условиях, когда санкции имеют принудительных характер.

Принцип гуманизма, который призван, прежде всего, обеспечивать безопасность всех членов общества.

Согласно №120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» для обеспечения реализации задач по профилактике правонарушений требуется овладение участниками профилактической системы, необходимыми функциями:

• изучение личности подростка, условий жизни и его воспитания, своевременное выявление тех несовершеннолетних, кто находится в неблагоприятных условиях, обнаруживает нравственные деформации, педагогическую запущенность;

• систематическая правовоспитательная работа с несовершеннолетними с помощью индивидуальных и коллективных средств педагогического воздействия, восстановление и развитие позитивной системы их общения;

• выявление условий, способствующих развитию нравственных деформаций несовершеннолетних и снижению отрицательного влияния (либо нейтрализация) этих условий;

• просвещение подростков с учетом их возрастных, половых особенностей, специфики содержания учебных дисциплин по общественно-политическим, гуманитарным и естественным наукам, физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности, правоведению;

• просвещение подростков во внеучебное время и во внеучебной среде, пропаганда идей разумного и культурного быта и досуга;

• привлечение к просветительской работе государственно-общественных организаций, научных центров, здравоохранения.3

Ранее перечисленных принципов по осуществлению индивидуальной профилактической работы должен учитываться в выполнении задач:

Воспитательной — восстановление положительных нравственных качеств личности подростка, обращение к его положительному опыту, который он накопил до становления на противоправный путь поведения.

Компенсаторной — стремление подростка компенсировать какой-либо недостаток, достижение успеха в социально-направленной деятельности, реализации потребности в самоутверждении социально приемлемыми способами.

Стимулирующей — заинтересованное отношение субъектов профилактики в эмоциональной поддержке несовершеннолетнего, его исправлении в лучшую сторону.

Корректирующей — применение методов и методик для исправлении корыстной мотивации, установок, убеждений, ценностей криминальной субкультуры, «приобщение к культурному и историческому прошлому, привитие патриотических ценностей». 4

В ходе проведенного исследования инспекторского состава ПДН (как мужчин, так и женщин) при помощи опросника Кеттела были получены следующие результаты:

Исходя из этого, мы видим, что практически по всем показателям имеются существенные различия между мужчинами и женщинами занимающие должности инспекторов и старших инспекторов отделов ПДН (таблица 1).

На основании результатов, полученных по опроснику 16 Pf можно сделать следующие выводы:

1. У женщин-сотрудников эмоциональная составляющая выше по показателям, чем у мужчин сотрудников, согласно фактору С.

2. Следует отметить, что значения фактора F показывают большую сдержанность у женщин и экспрес-

сивность у мужчин.

3. Что касается фактора L, то в данном случае мы видим, что женщины-сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних более доверчивы, нежели мужчины-сотрудники, у которых проявляется большая подозрительность.

Таблица 1 Средние значения в «сырых» баллах по шкалам опросника 16 PF женщин-сотрудников и сотрудников мужского пола

Факторы Женщины сотрудницы Мужчины сотрудники Достоверность различий

А 8,98 7,08 0,00*

В 5,43 3,84 0,00*

С 8,79 6,92 0,00*

Е 5,89 5,96 0,823336

Б 5,6 6,24 0,04*

G 9,2 7,08 0,00*

Н 8,9 7,4 0,00*

I 6,54 5,08 0,00*

Ь 4,36 5,08 0,04*

М 5,79 5,76 0,528758

N 5,02 5,56 0,04*

О 5,17 5,72 0,134909

Q1 7,07 6,08 0,00*

02 4,11 4,96 0,00*

Q3 8,68 7,16 0,00*

04 3,41 4,52 0,00*

"*" — уровень значимости р < 0,05

Женщины-сотрудники инспекций проявляют подобные личные качества, исходя из профессиональных навыков, характерных для взаимодействия с несовершеннолетними.

Общая тенденция становление профессионала подразумевает профессиональную переквалификацию и карьерный рост, что является неотъемлемой составляющей трудового пути. Длительная профессиональная деятельность в своей области считается непременным атрибутом профессионализма.

Согласно вышесказанному необходимо на стадии подготовки инспекторского состава обращать внимание на аспекты подготовки личного состава при этом не только на теоретическую и психологическую подготовку, но и практико-оринтированную. Так на стадии обучения полезно проводить выездные занятия в практические подразделения для погружения обучающихся лиц в непосредственный процесс работы инспекторов по делам несовершеннолетних, где будет прослеживаться профессионально-психологическая пригодность кандидатов для дальнейшего прохождения службы в данных подразделениях. При этом

формирование личности сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних должно основываться на положительном опыте своих коллег по организации и проведении просветительской работы и правового и патриотического воспитания5

1 Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»

2 Колызаева Н. Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов в начальный период обучения. Авто-реф. дис.... канд. наук. — Л., 1989.

3 Федеральный Закон №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

4 Кошкин А.П. Государственная политика и молодежь: работа с несовершеннолетними преступниками // Проблемы борьбы с преступностью в Центральном федеральном округе РФ. Материалы научно-практической конференции (28-29 ноября 2001г. г. Брянск) Под ред. Проф. А.М. Никитина. М- Брянск. ЮИ МВД России 2002.

5 Пугачева Е.В. Развитие управленческой компетентности руководителей органов внутренних дел. Монография / Е.В. Пугачева, И.В. Гайдамашко; Министерство внутренних дел Российской Федерации, Академия экономической безопасности. М. 2011.

Литература

1. Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»

2. Федеральный Закон №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

3. Гончарова Е.М. Психологические аспекты формирования личности сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних. / Актуальные проблемы психологической работы в органах внутренних дел: сборник

статей по материалам межведомственного Круглого стола (Васильевские чтения), 24 марта 2016 года / Под ред. Ю.А. Шаранова, В.А. Шаповала / Сост. М.А. Ку-тырев. СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. — 340 с.,с.60.

4. Денисова Д.Н. Сиротство — особенности современной ситуации // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №91. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ sirotstvo-osobennosti-sovremennoy-situatsii

5. Закомолдина Т.О. Проблема социального сиротства в современной России // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2008. №2. С.3-9.

6. Кобелева В.Г., Реутов С.И. Причины социального сиротства / Теория и практика социальной работы. Актуальные проблемы социального сиротства. Пермь, 2005. С. 16-22.

7. Колызаева Н. Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов в начальный период обучения. Автореф. дис.... канд. наук. — Л., 1989.

8. Кошкин А.П. Государственная политика и молодежь: работа с несовершеннолетними преступниками // Проблемы борьбы с преступностью в Центральном федеральном округе РФ. Материалы научно-практической конференции (28-29 ноября 2001г. г. Брянск) Под ред. Проф. А.М. Никитина. М- Брянск. ЮИ МВД России 2002.

9. Комаров В. Некоторые особенности подготовки педагогических кадров для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей / ALMA MATER. Вестник высшей школы. № 1. 2005. С. 20-31.

10. Пугачева Е.В. Развитие управленческой компетентности руководителей органов внутренних дел. Монография / Е.В. Пугачева, И.В. Гайдамашко; Министерство внутренних дел Российской Федерации, Академия экономической безопасности. М. 2011.

11. Реан А.А., Дандарова Ж.К., Прокофьева В.А. Социальное сиротство в современной России. М., 2002. 94 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.