Т.А. Танкова
Новые эффективные направления и методы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на федеральном и
региональном уровнях
Говоря о новых формах и методах деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, хотелось бы сделать акцент на внедрении и применении новаторских идей на федеральном уровне. Как известно, «рыба гниет с головы», однако есть и обратная закономерность. Включение проблемы профилактики в сферу государственной политики представляется нам первым и наиболее рациональным шагом на пути к всеобщему преобразованию деятельности по вопросам несовершеннолетних.
В 2010 году в Московском университете МВД России состоялась конференция «Семья и детство: проблемы жестокого обращения и насилия». Проведение подобных мероприятий можно полноправно расценивать как одно из новых эффективных направлений в работе по вопросам несовершеннолетних [1, с. 5]. Проводимые на высоком уровне, они задают приоритеты профилактической деятельности, определяют способы и темп их внедрения и развития, указывают на наиболее проблемные аспекты, требующие особого внимания.
В конференции приняли участие начальник Московского университета МВД России кандидат юридических наук генерал-лейтенант милиции Николай Румянцев, исполнительный директор проекта партии «Единая Россия» «Крепкая семья» заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор Артур Реан, а также представители образовательных и научно-исследовательских учреждений и члены общественных организаций [2, с. 9].
Открывая конференцию, Н. Румянцев сказал: «Дети, безусловно, - самая незащищенная, уязвимая и полностью зависящая от взрослых часть общества» [2, с. 9]. Основными вопросами, обсуждаемыми на конференции, стали: пути, методы, механизмы профилактики и преодоления жестокого обращения с детьми, сиротства, преступности и безнадзорности несовершеннолетних; семья как фактор риска и как фактор предупреждения жестокого обращения с детьми; социальные факторы жестокого обращения и насилия над детьми.
В июне 2008 г. в здании МВД России под председательством министра внутренних дел Российской Федерации Р.Г. Нургалиева прошло заседание Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав [3]. В ходе заседания были рассмотрены актуальные вопросы профилактики подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства детей, развития семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также вопросы организации работы уличных социальных работников с подростками «группы риска» [4, с. 6].
Кроме того, 2008 г. был официально объявлен Годом семьи. В своем выступлении по этому случаю В.В. Путин заявил, что государство обязательно продолжит решать проблемы материнства и детства, а также судьбы детей-сирот. Он отметил: «Чтобы этот процесс пошел быстрее, а главное - на пользу детям, будем совершенствовать законодательство...» [4, с. 6].
Внимание к проблемам профилактики правонарушений, преступлений, совершаемых подростками и в отношении них, их безнадзорности, беспризорности и массе других проблем по линии несовершеннолетних на государственном уровне нельзя не отметить в качестве новаторского подхода со стороны власти [5]. Представители комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, других структур системы профилактики отмечают, что в последнее время такое внимание и участие государства в решении указанной проблемы заметно обострилось. Можно констатировать факт, что «наконец-то к этим службам повернулись лицом» [6, с. 11], чего ранее не наблюдалось. Проведение различных конференций, заседаний на высшем уровне является свидетельством того, что ситуация меняется лишь в лучшую сторону, в свою очередь задавая направления и регионам России.
Как один из результатов работы Комиссии - в регионах активизирована деятельность по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних «группы риска». Сегодня идет поиск новых форм государственного и негосударственного устройства несовершеннолетних данной категории [7, с. 47].
Положительным опытом в деятельности КДН и ЗП в регионах является создание родительских патрулей, осуществляющих совместно с органами внутренних дел, отделами по опеке и попечительству целевые рейды, дежурства во время проведения дискотек, других массовых развлекательных мероприятий [8]. Функционирование таких патрулей достаточно эффективно сказывается на состоянии профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
В качестве следующего примера новых эффективных направлений, имеющих положительную тенденцию, можно привести помещение детей, чьи родители лишены родительских прав, в приемные семьи. Здесь имеется в виду, что дети родителей, для которых лишение родительских прав неизбежно, не помещаются в детские дома либо интернаты, что является для ребенка сильнейшим стрессом [9, с. 64]. Для них подбирается семья, готовая принять этого несовершеннолетнего на воспитание, тем самым обеспечив ему полноценные условия для гармоничного развития, закладывая в ребенке основные понятия «семьи», «материнства» и т.д.
Интересным примером представляется и опыт одного из регионов, где священнослужители взяли на поруки досрочно освободившегося из колонии несовершеннолетнего. Такую привилегию подросток получил именно благодаря своим поручителям [10, с. 11].
Говоря о положительных тенденциях, следует вспомнить о том, что все новое - это хорошо забытое старое. В данном случае мы имеем в виду использование в качестве информативного метода «Дней профилактики» [11, с. 39]. Такие мероприятия регулярно проводятся в совместной деятельности членов КДН и представляют собой открытые заседания выездного характера с привлечением специалистов служб системы профилактики и других организаций: представителей КДН, органов внутренних дел, органов здравоохранения, загса, социального и психологического центров, различных молодежных организаций и т.д. Ценность таких дней в том, что сами подростки и их семьи могут узнать много нового о своих правах, о возможных поправках в законодательстве, а это является весьма важным фактором, ведь даже в рамках школьной программы невозможно проследить за подобными изменениями в применяемых санкциях за совершение правонарушений.
Профилактика правонарушений и безнадзорнос-ти среди несовершеннолетних разнопланова и включает в себя множество направлений деятельности комиссий по делам несовершеннолетних [12, с. 2]. Одна из задач - задействовать детей группы риска во время летних каникул, организовать их отдых. В связи с этим в Республике Мордовия уже не первый год организуют заезды в лагеря для трудных подростков. По инициативе Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также подразделения по делам несовершеннолетних ОВД и Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи подобные заезды организуются уже несколько лет. Была подготовлена совместная программа. Учитывая новизну и актуальность подобной формы летнего досуга трудных подростков, в Госкомитете Республики по делам молодежи идею поддержали, был выделен гранд на организацию лагеря [6, с. 5].
В Алтайском крае для подростков из неблагополучных семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, и тех, кто состоит на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и органах внутренних дел, уже традиционно проводится профилактическая акция «Город, открытый детям». Ежегодно в краевой центр приезжает приблизительно тридцать ребят из десяти районов. Сотрудники Комиссии и ПДН ОВД стараются подбирать тех детей, у кого в силу самых разных причин никогда не было возможности посетить краевую столицу [13, с. 13].
Сургутские представители Комиссии по делам несовершеннолетних, в их числе и милиция, присоединились к Всероссийской благотворительной акции «Участие» и организовали необычную встречу сложных подростков с неординарным человеком, который открыто рассказал о своей судьбе. Инвалид без рук и ног на примере своего жизненного пути показал ребятам, что может с ними произойти, если они будут легкомысленно относиться к своим поступкам, как это было с ним. На встречу пришли дети, среди которых есть такие, которые живут в неблагополучных семьях, с родителями, злоупотребляющими алкоголем, условно осужденными и т.д. [14].
Во многих странах мира ежегодно апрель объявляется месяцем по предотвращению насилия над детьми. Повсеместно проводятся мероприятия, направленные на защиту несовершеннолетних. А символом борьбы с жестоким обращением с детьми стала синяя лента, символизирующая синяки на теле ребенка [15, с. 122; 16, с. 145]. В Республике Коми под знаком синей ленты проводятся различные конкурсы рисунков, плакатов, организуются «круглые столы» для подростков, интерактивные занятия с родителями [2, с. 6].
В Брянской области существует проект «Оказание социально-психологической помощи несовершеннолетним правонарушителям в досудебный и послесудебный периоды, а также при их адаптации в Брянской воспитательной колонии» [17, с. 65].
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что новые направления и методы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав имеют неоспоримое право на существование, представляя собой эффективное развитие правоотношений в данной сфере, выступая рычагом, приводящим в действие механизм профилактического воздействия на несовершеннолетних, имеющего под собой крепкую основу.
Литература
1. Головкин Е.В. Правовые и организационные основы деятельности милиции общественной безопасности по предупреждению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
2. Опасный возраст. 2010. № 6.
3. Материалы заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в МВД Росссии // http://www.mvd.ru/Noews/24845/
4. Грязнов Е. Безопасность детей - государственная безопасность // Милиция. 2008. № 6.
5. Закопырин В.Н. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
6. Опасный возраст. 2008. № 9.
7. Смирнова Н.В. Комиссии по делам несовершеннолетних и их роль в борьбе с беспризорностью и бездарностью несовершеннолетних // Российский следователь. 2005. № 3.
8. Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия и современные технологии решения // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2003. № 14 (207).
9. Чорбинский С.А. Социальная работа и социальные программы. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1999.
10. Профилактика безнадзорности и правонарушений школьников // Вестник классного руководителя. 2009. № 2.
11. Сапрунов А.Г., Кобзарь И.А. Противодействие преступности несовершеннолетних // Общественная безопасность. 2002. № 7.
12. Шабаршов А. В группе риска - несовершеннолетние // Щит и меч. 2010. № 24 (1232).
13. Опасный возраст. 2010. № 3.
14. Иванова А.А. Педагогический аспект криминологической детерминации // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2006. № 4.
15. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.
16. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
17. Сараев Н.В. Общественно опасное поведение подростков, не достигших возраста уголовной ответственности, постановка проблемы // Концептуальные основы научных исследований докторантов, адъюнктов и соискателей: Сб. науч. тр. Ростов н/Д, 2003.