Научная статья на тему 'Актуализация правового воспитания подростков: социологический аспект'

Актуализация правового воспитания подростков: социологический аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
622
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черемисина А. А.

Статья посвящена проблеме правового воспитания учащихся, процессу формирования их правовой компетентности, социологическому анализу состояния правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Обращение к социологическому анализу уровня правонарушений и преступности среди подростков будет способствовать решению задач правового воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actualization of Legal Upbringing of Teenagers: Sociological Aspect

This article is devoted to the problem of legal upbringing of students, the process of forming of their legal competence, sociological analysis of offences and crimes condition among underage students. Address to sociological analysis of offences and crimes condition level among teenagers will promote to solution of legal upbringing tasks.

Текст научной работы на тему «Актуализация правового воспитания подростков: социологический аспект»

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Статья посвящена проблеме правового воспитания учащихся, процессу формирования их правовой компетентности, социологическому анализу состояния правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Обращение к социологическому анализу уровня правонарушений и преступности среди подростков будет способствовать решению задач правового воспитания.

Разрешение современных противоречий в процессе правового воспитания подростков невозможно без проведения серьезного социологического анализа проблемы. Изменения в различных сферах жизни российского общества, переоценка ценностей, изменение сознания граждан, обновление законодательства, построение правового государства в соответствии со сложившимися в стране условиями диктуют необходимость пересмотра отношения к правовому образованию и воспитанию и их актуализацию в образовательном пространстве.

Исследование проблемы правового воспитания подростков обозначило имеющееся противоречие между потребностью государства в компетентных в области права гражданах и уровнем правового образования и воспитания выпускников и старших школьников общеобразовательных учреждений. Проведенный анализ научных исследований по проблеме правового воспитания и образования показал, что рассмотрению данной проблемы в контексте социологической науки не уделяется должного внимания. Существуют исследования проблемы правового воспитания с различных научных точек зрения: педагогической (В.В. Берман, Г.П. Давыдов, А.Ф. Никитин и др.), социальнопедагогической (Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, А.В. Мудрик и др.), юридической (Е.А. Белканов, Л.М. Корниенко, А.П. Семитко и др.) и других.

Из-за недостаточного внимания к проблеме правового образования и воспитания все большим становится число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Причина преступности и девиантности заключается в неоднородности и изменчивости нормативно-ценностной системы общества. Правонарушения и преступления совершаются из-за от-

сутствия стабильной нормативно-ценностной системы, которую поддерживают социальные институты. Этот процесс сопровождается социальной дезинтеграцией, ресоциализацией, ослаблением взаимосвязи, позитивного взаимодействия между членами общества.

С детских лет у человека закладываются элементы правовых знаний. Прежде всего это выражается в отношении к тем правилам поведения, с которыми ребенку придется постоянно сталкиваться: быть честным, справедливым, уважать старших, ценить труд других, не обижать слабых, уметь прийти на помощь другому. Правовое воспитание начинает осуществляться с самого рождения ребенка, однако в правовые отношения он вступает гораздо позже [1, 3].

Целью нашего исследования, проведенного на базе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования города Оренбурга, является выявление соотношения между потребностью в получении подростками должного уровня правового образования и приобретении позитивного социально-правового опыта, способствующего их правовой социализации, и имеющимися возможностями удовлетворения этой потребности в рамках образовательного пространства. Основными задачами в решении поставленной цели, на наш взгляд, являются интеграция деятельности социальных институтов в решении проблемы профилактики и предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних; активизация внеучебной социально-правовой деятельности подростков.

Социологическое исследование подтверждает необходимость выстраивать социальнопедагогическую деятельность с подростками по формированию их правовой компетентности на основе социологических данных. Проведенные опросы, интервьюирование, анкети-

рование педагогов, родителей, учащихся школ, организаторов воспитательного процесса, работников учреждений социальной защиты детства, КДН и ЗП указывают на то, что проблеме правового воспитания, повышению уровня правовой компетентности необходимо уделять больше внимания.

Согласно данным ОДН Промышленного района г. Оренбурга, на учете в 2006 г. состояло 345 несовершеннолетних, из них 275 мальчиков и 70 девочек. В основном состоят на учете: условно осужденные; совершившие административные правонарушения (распитие пива в общественном месте, распитие крепких спиртных напитков, употребление без назначения врача наркотических и психотропных, одурманивающих веществ, мелкое хулиганство, бродяжничество, уходы из дома, уклонение от учебы, совершившие общественно опасные деяния, но не достигшие возраста уголовной ответственности).

Количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, по данным ОДН Промышленного района г. Оренбурга составляет: за 2004 год - 75, в том числе тяжких - 8 (1 убийство, 7 грабежей); за 2005 год - 62, в том числе тяжких - 19 (4 разбойных нападения, 15 грабежей); за 2006 год - 62, в т.ч. 15 тяжких (11 грабежей, 4 разбойных нападения).

Общей причиной девиантности и преступности является дестабилизация общества, проявляющаяся в социальной патологии. Для стабилизации общества необходимо повышение общего уровня образованности, и правовой грамотности населения в частности, толерантности к расовым и многонациональным культурным особенностям Российского государства. Негативным фактором, влияющим на уровень повышения число подростков, склонных к правонарушениям, является социальная дифференциация населения, ярко выраженная особенно в последнее десятилетие [2, 5].

Нами был проведен анкетный опрос «Право и подросток», охвативший 450 учащихся 10-х классов средних общеобразовательных учебных заведений г. Оренбурга (№1, 68, 73, гимназии №3), который показал наличие желания более целенаправленно

изучать основы права и участвовать в социально-правовой деятельности. Это стремление школьники связывали с личными проблемами правового характера, возникающими в реалиях сегодняшней действительности. При ответе на вопрос анкеты «Каким учебным предметам вы отдаете предпочтение?» выбор старшеклассников выглядел следующим образом (предлагалось назвать именно один предмет, наиболее предпочитаемый и любимый): иностранный язык -18,7%; математика - 11,5%; история - 19,3%; биология - 13,7%; правоведение - 21,5%; другие предметы - 15,3%. Среди ответов история и правоведение заняли достаточно высокий ранг по предпочтительности.

Мы также узнали, хотели бы школьники посещать предложенные социально-правовые внеучебные мероприятия (правовые конференции, круглые столы, экскурсии и др.), существенно влияющие на уровень правовой компетентности старшеклассников. Утвердительно ответили 52,6% опрошенных, не определились в своем выборе 28,1%, не захотели посещать внеучебные социально-правовые мероприятия из-за большой учебной нагрузки 19,3% учащихся. Проведенный анкетный опрос свидетельствует о существующем интересе старших школьников к правовому воспитанию, об их стремлении получить позитивный социально-правовой опыт, который пригодится им в повседневной жизни.

Важным моментом в повышении уровня правового воспитания является ознакомление подростков с их правами, популяризация статей Конвенции о правах ребенка, ратифицированной нашим государством в 1990 году. Результатом нашего опроса стали данные о том, что нередко в обществе нарушаются права детей. Ответы учащихся на вопрос «Где наиболее часто нарушаются ваши права?» распределились следующим образом: в школе - 16,2%; дома - 21,2%; в общественных местах (магазин, автобус, библиотека и т.д.) - 41,1%; не приходилось сталкиваться с нарушением своих прав -21,5%. В связи с незнанием подростками своих прав, частым их нарушением со стороны взрослых обострилась проблема подростковой преступности, постоянно увеличивает-

ся количество подростков, склонных к девиантному поведению.

Проблема правонарушений несовершеннолетних по-прежнему остается одной из самых острых, в связи с этим приоритетным направлением работы отделения по делам несовершеннолетних (ОДН), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП), общеобразовательных учреждений г. Оренбурга является предупреждение данных асоциальных явлений в детской и подростковой среде.

Профилактика правонарушений несовершеннолетних включает в себя систему социальных, социально-педагогических, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Социально-педагогическая профилактика заключается в организации социального воспитания, в совокупности с мерами, направленными на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков, способствующими проявлению различных видов их активности [1, 4].

Изучение профилактической деятельности общеобразовательных учреждений, а также анализ данных УВД г. Оренбурга за последние пять лет «О состоянии безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» свидетельствуют о том, что сложилась определенная система профилактики, характеризующаяся единством подходов к решению проблем правонарушений среди несовершеннолетних как на региональном, так и на местных уровнях, комплексностью, многоас-пектностью, последовательностью. С целью объединения усилий всех служб и ведомств для реализации ФЗ №120 от 24.06.99 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», законодательных и нормативных актов в области защиты прав детей городское управление образования в 1999 году выступило инициатором совместного ежегодного и перспек-

тивного планирования профилактической деятельности и создания межведомственной рабочей группы по контролю за реализацией данного плана. В настоящий момент утвержден и введен в действие План совместной работы департамента образования, главного управления социальной защиты населения города (ГУСЗН), управления внутренних дел города (УВД), городского управления здравоохранения (ГУЗО), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП), ОДН по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2004-2007 год».

В соответствии с межведомственным планом работы профилактическая деятельность в системе образования осуществляется по различным направлениям. Особое внимание уделяется информационно-аналитической деятельности, которая включает в себя: подготовку аналитических материалов на основании данных УВД (ежеквартально, за полугодие и за год) «О состоянии правонарушений несовершеннолетних», которые доводятся до сведения общеобразовательных учреждений; введение в практику и осуществление, по мере необходимости, отчетов руководителей органов управления образованием, допустивших рост преступности и отсев учащихся из общеобразовательных учреждений.

В Оренбургской области разработаны и введены в действие следующие нормативноправовые акты, регулирующие вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов: «О программе по борьбе с преступностью в Оренбургской области на 2004-2006 годы». Целью данной программы является обеспечение программно-целевого подхода к реализации на территории города Оренбурга эффективной профилактической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Разработанный документ предусматривает снижение уровня преступности на территории Оренбургской области; воссоздание системы социальной профилактики правонарушений, направленной на борьбу с преступностью; активизацию участия и улучшение координации деятель-

ности органов власти Оренбургской области и местного самоуправления в предупреждении правонарушений.

Действуют распоряжения главы и постановления администрации Оренбургской области. В целях решения задач по профилактике детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних было принято постановление администрации Оренбургской области «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних», в соответствии с которым комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав рекомендовано повысить координирующую роль и эффективность работы всех звеньев системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; утвердить состав областного межведомственного оперативного штаба по координации экстренных действий и ежемесячно информировать комиссию администрации области по делам несовершеннолетних и защите их прав о ходе работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; продолжить реализацию намеченных мер по выявлению, оказанию помощи и устройству несовершеннолетних, дальнейшему развитию системы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; организовать работу лечебнопрофилактических учреждений по своевременному информированию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о выявляемых в ходе медицинских обследований фактах ненадлежащего ухода за детьми, жестокого обращения со стороны родителей и лиц, их заменяющих.

В настоящее время на территории области действует областная программа «Дети Оренбуржья» и подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Целью программы «Дети Оренбуржья» является обеспечение программно-целевого подхода к реализации государственной политики по защите прав и законных интересов детей, созданию благоприятных условий для их жизнедеятельнос-

ти, обучения и развития. Основной задачей программы является: поддержка социально незащищенных категорий семей с детьми в реализации их прав и законных интересов в вопросах охраны здоровья, образования, воспитания, социального обслуживания, обеспечения социальных гарантий детям, оставшимся без попечения родителей.

В целях упорядочивания движения обучающихся образовательных учреждений внутри Промышленного района проводятся совместные с КДН и ЗП Северного административного округа и ОДН Промышленного района рейды по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; созданы и обновляются 4 раза в год банки данных о детях до 15 лет (старше 15 лет), не обучающихся по неуважительным причинам в общеобразовательных учреждениях; КДН и ЗП координирует работу общеобразовательных учреждений с другими заинтересованными службами по проведению комплексных межведомственных профилактических мероприятий: акций «Помоги ребенку» и операции «Подросток».

Особое внимание уделяется работе с родителями (законными представителями), уклоняющимися от воспитания и обучения своих детей, жестоко обращающимися с несовершеннолетними. С 1 января 2006 года введены должности школьных инспекторов по делам несовершеннолетних в г. Оренбурге. Данная мера позволила более эффективно выявлять неблагополучные семьи и детей из группы социального риска. Например, в профессиональном училище №29 г. Оренбурга социальный педагог ежегодно составляет социальную карту, заводится карточка учета на учащихся группы «риска» и составляется характеристика на данного учащегося. Проводятся рейды ОДН совместно с ЦСЗН по неблагополучным семьям. Совместно с участковым уполномоченным милиции выявляются и ставятся на учет родители, не исполняющие обязанности по содержанию, обучению и воспитанию несовершеннолетних детей. Сотрудниками ОДН направляются материалы в суд о лишении родительских прав. За правонарушения подростки и их родители заслушиваются на засе-

даниях «Совета профилактики» при профессиональном училище №29, КДН и ЗП (налагаются штрафы).

На сегодняшний день в нашем городе выстраивается система правового воспитания юных граждан. Основы законодательства школьники постигают на уроках граждановедения, истории, обществоведения, основ государства и права, факультативах «Я и Закон», «Человек. Социум. Право» и других. Немаловажная роль в решении данной задачи отводится региональной системе дополнительного образования детей. На 1.01.2007 в системе УДО заняты около 70% детей и подростков. Сегодня происходит интенсивное обновление содержания дополнительного образования за счет развития таких программ, как экология, иностранные языки, журналистика, право и другие.

Нами в целях активизации внеучебной социально-правовой деятельности подростков и решения проблемы профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в 2002 году на базе Детской общественной организации «Ассоциация «Радуга» был создан правовой клуб «Мы и право». Ежегодно в работе клуба принимают участие около 180 подростков от 12 до 16 лет школ города и школы актива ДОО «Ассоциация «Радуга». Для проверки эффективности реализуемой в процессе деятельности правового клуба программы по правовому воспитанию нами был проведен анкетный опрос, целью которого было определение уровня сформированности социальноправового опыта, выражающегося в активном участии в правовом просвещении сверстников, родителей, в организации и проведении коллективных творческих дел, имеющих правовую направленность. Участниками правового клуба «Мы и право» в своих общеобразовательных учреждениях было организовано 34 КТД (КВН по правовой тематике, конкурс рисунков «Планета детства», внутришкольные правовые олимпиады и другие), в четырех школах города регулярно проводятся заседания круглого стола по правовым вопросам («Права ребенка в семье», «Летняя трудовая деятельность подростков», «Правонарушение: причины и по-

следствия» и т.д.). Ответы на вопрос «Знаете ли вы свои права?» (на начало деятельности правового клуба) распределились следующим образом: из 67 опрошенных подростков ответили отрицательно - 46,7%, знают свои права приблизительно - 18,4% опрошенных, знают свои права и знакомы с правовыми документами, защищающими их, -34,9%. По результатам работы правового клуба в 2006-2007 учебном году мы провели повторный анкетный опрос среди тех подростков, которые посещали занятия. Количество не знающих свои права подростков снизилось до 7,6%. Полученные данные свидетельствуют об эффективности реализуемой нами в работе правового клуба программы, нацеленной на правовое воспитание, на формирование у подростков позитивного отношения к нормам права. На базе детского оздоровительного лагеря «Ромашка» проводятся правовые смены. Регулярно к Дню защиты детей организуются конкурсы рисунков по тематике статей Конвенции ООН о правах ребенка, в которых участвуют не только учащиеся школ, но и студенты ОГПУ.

Трудные социально-экономические условия резко снизили возможности семьи по жизнеобеспечению детей, их развитию и воспитанию. В области уделяют особое внимание взаимодействию общеобразовательных учреждений, УДО и семей. Действует распоряжение областной администрации «О взаимодействии школы, семьи и общественности в интересах детей», разработавшее механизм повышения педагогической культуры родителей через возрождение родительского всеобуча и способствующее активизации работы общеобразовательных учреждений с родительской общественностью. Просвещение родителей осуществляется посредством общешкольных, районных и городских родительских собраний, конференций отцов. Самые актуальные темы, рассматриваемые на данных форумах, следующие: «Об ответственности родителей за воспитание и обучение детей»; «Физическое совершенствование, готовность старшеклассников к труду, военной службе»; «Образование как приоритетное направление государственной социальной политики»; «Роль отца в семейном

воспитании»; «Семья - основа общества»; «Нравственный и духовный потенциал семьи» и другие. В целях оперативного решения вопросов, возникающих у родителей, в департаменте образования работает общественная приемная областного координационного совета «Родители Оренбуржья», где работает «горячая линия», проходит прием родителей по наболевшим вопросам, касающимся системы образования.

Таким образом, приведенные результаты социологического исследования свидетельствуют о том, что решению проблемы повышения уровня правовой образованности и воспитанности старшеклассников, формированию их правовой компетентно-

сти, успешной социально-правовой социализации будут способствовать, во-первых, целенаправленно организованная на основе действующего законодательства совместная деятельность различных социальных институтов (общеобразовательные учреждений, УДО, КДН и ЗП и других) по решению проблемы защиты прав детей, предупреждению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних; во-вторых, активизация социально-правовой деятельности самих подростков во вне-учебное время. Каждое из приведенных направлений имеет большой потенциал для процесса формирования правовой компетентности старшеклассников.

Список использованной литературы:

1. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Ростов н/Д: «Феникс», 2005. 288 с.

2. Девиантное поведение подростков: Хрестоматия. / Сост. Н. А. Николаева. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2002. 124 с.

3. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.

4. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 480 с.

5. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга. И.Ф. Дементьева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 256 с.

Статья рекомендована к публикации 25.12.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.