4. Серебренников, Л. Н. Состояние и перспективы технологического образования на современном этапе развития школы [Текст] / Л. Н. Серебренников // Школа и производство. - 2006. - № 4. - С. 2-5.
5. Серебренников, Л. Н. Предпрофильная практико-ориентированная подготовка школьников [Текст] / Л. Н. Серебренников // Школа и производство. -2006. - № 5. - С. 6-10.
6. Касаткина, Н. Э. К вопросу об использовании новых педагогических технологий в процессе профильного обучения старших школьников [Текст] /
Н. Э. Касаткина, С. В. Егорова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 4. - С. 297-307.
7. Петрова, Л. Е. Формирование творческих способностей школьников средствами живописи в условиях профильного обучения [Текст] / Л. Е. Петрова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 337-344.
8. Гончарова, Е. П. Профильное музыкальное обучение в условиях рынка образовательных услуг [Текст] / Е. П. Гончарова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 376-382.
9. Нефедкина, И. А. Теоретические основы педагогической поддержки развития самовыражения старших школьников [Текст] / И. А. Нефедкина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 356-365.
10. Морылев, С. И. Активизация самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся художественных школ [Текст] / С. И. Морылев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 339-345.
11. Арефьев, И. П. Технологическое образование в школе и педвузе: проблемы и стратегия его развития [Текст] / И. П. Арефьев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 409-419.
12. Сенина, О. И. Интеграционное образовательное пространство и творческая активность учащихся [Текст] / О. И. Сенина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 307-315.
УДК 371.011:340
Черемисина Александра Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, [email protected], Оренбург
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Cheremisina Alexandra Anatolievna
Сandidate of pedagogical science, associate professor of social pedagogic (sub) department in Orenburg State Pedagogical University, doctoral candidate [email protected], Orenburg
REALISATION OF LEGAL FORMATION AND EDUCATION OF SENIOR PUPILS ON A BASIS COMPETENT THE APPROACH
Теоретическое освещение проблемы правового воспитания основывается на рассмотрении философско-методологических основ права и воспитания, базирующихся на естественноправовых концепциях философов античности, нового времени и современности. Развитие правового образования и воспитания неразрывно связано с развитием и становлением системы государственности, с развитием человеческого общества.
В трактовке понятия «воспитание» у педагогов, психологов, социальных педагогов нет единой позиции. В зависимости от господствующей идеологии, философских и религиозных представлений, уровня развития педагогической науки и практики этот термин всегда объяснялся по-разному. Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод о том, что воспитание это целенаправленный процесс формирования личности в специально организованных условиях воспитательной системы, способствующих взаимодействию воспитателей и воспитуемых.
Проблемы правового воспитания и образования учащихся рассматриваются в ряде научных исследований и публикаций (Г. П. Давыдов,
А. Ф. Никитин, Е. А. Певцова, Н. Г. Суворова, А. Е. Тарас и др.) [6].
Развитие права отображает реальный исторический процесс развития общества. Право необходимо трактовать как сложный, многоаспектный социальный институт, формирование которого всегда происходило в контексте становления государства и его правовых устоев. Система правового воспитания определяется характером и политикой государства. Построение в России правового государства влияет на изменения в общественной жизни, на отношение граждан к предписанным государством общеобязательным нормам.
Человеческое общество прошло несколько стадий своего развития - от первобытнообщинного строя, основанного на моральных нормах, до сегодняшнего цивилизованного уровня, характеризующегося наличием основательной базы правовых документов, ограждающих субъектов общественных отношений от произвола как со стороны государства, так и со стороны других участников данного процесса. Исторический анализ теоретических источников свидетельствует о том, что идея правового образования и воспитания сопровождала человечество на протяжении всего его существования и разрабатывалась выдающимися философами, педагогами, юристами (И. И. Бецкой, Конфуций, Дж. Локк, Платон, М. М. Сперанский и др.) [7].
Различные науки изучают понятие «правовое воспитание» и по-разному его трактуют. Термин «правовое воспитание» появился в XX веке, однако праву всегда уделялось важное внимание в процессе воспитания. Необходимость знания законов человеческого сосуществования, знания своих прав и обязанностей заставляла философов, юристов и педагогов искать пути и средства передачи таких знаний молодому поколению. Определение понятия
«правовое воспитание» связано с различной трактовкой понятия «право» на основе анализа его роли в обществе и государстве.
Правовая сфера, право возникают в обществе наряду с государством и признаны предохранять общество и защищать личность от произвола государственности. Право призвано главным образом обеспечить индивиду достигнутый обществом уровень свободы, с одной стороны, - и с другой, направить его деятельность в существующие рамки общественного сосуществования, определяемые экономически и политически властвующим субъектом. Право является социальным регулятором прав и свобод человека, границ дозволенного и что запрещенного, то есть касается в первую очередь правового статуса лиц, защиты личности и собственности от различных посягательств.
Обращаясь к праву, философы определяют его как систему общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством, как меру свободы и справедливости, как высшую идею и извечный идеал человечества [1, с. 951]. Древнегреческие философы (Гераклт, Сократ, Платон и др.), процесс становления и углубления теоретических представлений о праве развивали в русле поисков объективных основ полиса и его законов. Например, полис и его законы трактовались как отражение космического порядка, а знание о справедливости, законе считалось частью знания о мире вообще. Обосновывался тезис о равенстве всех людей по природе и, следовательно, о равенстве всех перед законами. С другой стороны, право, законы считались результатом договора людей между собой. В целом, в период античности философская мысль отождествляла справедливость и закон, считалось, что то, что законно, то и справедливо [7].
В юридической науке правовое воспитание определяется как обособленный, самостоятельный вид деятельности государства с целью распространения воззрений о правопорядке, рассматривается как составной компонент идеологии государства. С точки зрения юриспруденции, правовое воспитание имеет конкретно-исторический характер, несет в себе отличительные черты, запросы эпохи, отражает уровень развития общества и государства. Основной целью правового воспитания является формирование правового сознания и поведения личности.
В психологии под правовым воспитанием подразумевается деятельность по формированию у подрастающего поколения уважения к закону, культуре, активного и сознательного соблюдения им норм нравственности и морали, высокой гражданской ответственности и активности, развития у него правовой грамотности и культуры, нравственно-правовых чувств.
В педагогике понятие «правовое воспитание» трактуется как целенаправленное, систематическое взаимодействие с личностью, направленное на формирование правового сознания, выработку навыков и привычек правомерного поведения. Правовое воспитание, обеспечивая знания основ правового регулирования тех или иных отношений, одновременно способствует глубокому пониманию роли права в жизни нашего общества. Оно представ-
ляет собой целенаправленный и управляемый процесс, который включает в себя вооружение их правовыми знаниями, превращение таких знаний в личностные убеждения школьников и формирование на этой основе ответственного отношения к собственным поступкам, к поведению в целом.
Посредством правового воспитания происходит формирование необходимой системы знаний по вопросам государства и права, информирование по текущим и актуальным вопросам прав; формирование уважения к государству и праву; привитие навыков правомерного поведения; воспитание активной гражданской позиции; формирование потребности и умения активно защищать в рамках закона интересы и права, как свои, так интересы и права других граждан; формирование правовой компетентности, являющейся основой правовой культуры личности. Правовое воспитание является эффективным, если личность теоретически усвоила правовые знания, у нее сформированы правовые эмоции, выработаны устойчивые привычки правомерного поведения, а правовые предписания осознаны и восприняты как личностно значимые.
Процесс правового воспитания и образования старшеклассников опирается на совокупность общепедагогических принципов, таких, как: научность, системность, целостность, систематичность, последовательность, связь теории с практикой, единство образовательных, воспитательных и развивающих результатов обучения, оптимальное сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности, создание положительного эмоционального фона и соответствующей характеру деятельности мотивации.
Сущность процесса правового воспитания находится в соответствии с сущностью целостного педагогического процесса и заключается в переводе внешнего (объективного) во внутреннее (субъективное). Следовательно, сущность правового воспитания состоит в переводе внешнего, объективного (правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и ценностей) во внутреннее, субъективное (личностное достояние воспитанников - правовых установок, отношений, мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом). Процесс усвоения правовых принципов и норм личностью, признание их справедливости и необходимости, отношение к ценностям права как к своим собственным ценностям является процессом интернализации права.
С помощью правового воспитания у воспитанников развивается чувство уважения к праву, привычка соблюдать законы, уважение к государству как стабилизирующему общество феномену, стремление содействовать государственным органам и общественным организациям в укреплении законности и правопорядка.
Социальная педагогика рассматривает правовое воспитание как один из факторов преодоления тенденции роста преступности среди несовершеннолетних, способствующий успешной социализации личности. Основными формами правового воспитания, применяемыми в профилактической деятельности, являются правовое просвещение, воспитание адекватного
отношения к нормам права, выработку устойчивых навыков правового поведения личности. Правовое воспитание является, на наш взгляд, важным превентивным фактором, способным предотвратить криминальное поведение личности. Благодаря социализирующей функции правового воспитания, оно является важным компонентом механизма правовой социализации личности как процесса усвоения, принятия и реализации субъектом правовых ценностей общества, идей, правовых оценок, норм и моделей поведения [6]. В процессе правовой социализации старшеклассники, овладевая определенным набором правовых знаний, юридических норм, принципов и требований, усваивают необходимые правовые ценности, которые в последующем могут стать личными убеждениями.
В настоящее время праву в рамках гуманитарного образования принадлежит особое место. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право представляет уникальные возможности для решения современных социально-педагогических задач, позволяет учащимся получать знания о различных сферах общественной жизни, развивать собственную позицию относительно правовых вопросов, приобретать навыки действия в обществе, социально-правовой опыт.
Изучая проблему правового воспитания необходимо рассмотреть основные подходы в оценке права: нормативный, социологический и философский.
Первый подход (Т. И. Акимова, А. М. Столяренко и др.) определяет право как орудие, инструмент государства по установлению власти и как продукт самого государства. Положительным в нормативном подходе является то, что он ориентирует на соблюдение законов, дает точные критерии тем, кто применяет право. Данный подход ценен в процессе построения правового государства. Позиция, выраженная в этом подходе, составляет основу понимания правового воспитания как целенаправленного, организованного, систематического воздействия на личность с целью формирования правосознания, правовых установок, навыков и привычек активного правомерного поведения. Поэтому в качестве основы данного процесса выделяется прямое воздействие на участников воспитательного процесса, а не взаимодействия между ними [9].
С точки зрения представителей второго подхода (А. А. Кваша, К. В. Науменкова и др.), право может существовать как в виде норм права, так и в виде общественных отношений, порождающих правовые нормы и испытывающих, в свою очередь, воздействие этих норм. В связи с этим правовое воспитание рассматривается как процесс, направленный на передачу, накопление и усвоение знаний принципов и норм права, а также на формирование соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности [3].
Соглашаясь со сторонниками третьего подхода (В. В. Лазарев, Е. А. Певцова и др.), рассматривающими право как особую социокультур-
ную ценность, несущую идеи справедливости и гуманизма, мы считаем, что процесс правового воспитания необходимо основывать на уважении к правам и свободам личности, законопослушности, толерантности и т. д. [5; 6]. Современные исследования процесса правового воспитания отражают данный подход, представляя его наиболее перспективным в связи с изменениями, происходящими в обществе, в образовательном пространстве.
Нами под правовым воспитанием понимается планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс, основанный на деятельности участников социума (педагогов, учащихся, родителей, правоохранительных органов), посредством которого происходит трансляция правовых знаний, правовой культуры, социально-правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому на основе учета потенциальных возможностей воспитанников с целью формирования у них правовой компетентности.
Правовое воспитание старшеклассников осуществляется в рамках целостного педагогического процесса в образовательном пространстве школы. Его целью является формирование у школьников уважения к праву, к закону, опирающегося на устойчивые правовые убеждения, взгляды, оценки, установки, лежащие в основе ежедневного осуществления прав и выполнения обязанностей, привитие навыков правомерного и социально-активного поведения в повседневной жизни.
Компетентностный подход является одним из современных педагогических подходов (личностный подход, культурологический подход), которые определяют формулировку цели воспитательного процесса в общеобразовательной школе и соответствует Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В Концепции определено, что общеобразовательная школа «должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции» [8, с. 10].
Проведенный нами анализ философской, юридической, педагогической литературы по проблеме исследования показал, что в определении и содержании понятия «правовая компетентность» четкого единства нет. Большинство исследователей придерживается мнения, что эти понятия взаимосвязаны, но различны. Понятия «компетентность» и «компетенция» часто используются как синонимы, особенно в юриспруденции. В современных педагогических исследованиях данные понятия различаются. Ученые отмечают, что компетенция - это знания и умения в определенных областях науки, культуры, техники; а компетентность - реальная демонстрация этих знаний и соответствующих умений в конкретной работе.
А. В. Хуторской указывает на различия понятий «компетенция» и «компетентность». По его мнению, компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности),
задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность характеризует владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Исходя из этого компетенция это некоторое отчужденное, заранее заданное требование к подготовке человека, а компетентностью - уже состоявшееся его личностное качество (характеристика). Компетентность - это проявленная компетенция человека [8].
Анализируя существующие трактовки понятия «компетентность» можно сделать вывод о том, что компетентность является актуальным, формируемым личностным качеством, основанном на традиционной триаде «знания, умения, навыки». Компетентность представляет собой динамичную категорию и раскрывает своеобразную этапность овладения личностью теми или иными знаниями, умениями, навыками, способами действия. Компетентность характеризует уровень способности конкретного лица эффективно действовать в рамках компетенции. Поэтому, компетенцию можно рассматривать как заданное требование к подготовке ученика, а компетентность как его личностное качество.
Существует ряд ключевых, базовых компетентностей, формирование которых должно осуществляться в процессе образования человека. Они содержат основы современного научного знания, принципы и закономерности существования и развития предметов и явлений. К базовым компетентностям относятся: общенаучные, гражданско-правовые, социально-экономические, информационно-коммуникативные, политехнические, общепрофессиональные.
В Образовательном стандарте основного общего образования по праву указывается, что в процессе обучения у школьников необходимо сформировать:
1. Информационно-познавательную компетентность - наличие знаний об общих принципах и нормах, регулирующих жизнедеятельность государства и общества; знаний о правах и обязанностях государства и граждан по отношению друг к другу, о системе права, его применении и основных правовых институтах; навыков поиска и применения полученной правовой информации;
2. Ценностно-ориентационную компетентность - осознание и принятие основных правовых принципов, действующих в демократическом обществе; ценности права, выражающего интересы людей и служащего поддержанию стабильности в обществе; понимание необходимости правомерного поведения; неприятие асоциального поведения как фактора разрушения общества;
3. Регулятивно-поведенческую компетентность - наличие позитивных правовых установок; готовность следовать общепринятым нормам поведения; принятие ответственности за свои действия; конструктивное выполнение основных социальных ролей;
4. Коммуникативную компетентность - готовность к конструктивному взаимодействию и разрешению конфликтов; готовность к достижению договоренностей; аргументация и презентация собственной точки зрения [4].
С учетом анализа различных исследований и собственного опыта изучения проблемы мы считаем правомерным выделение в структуре правовой компетентности совокупности трех составляющих: когнитивного компонента (характеризует изменения в интеллектуальной сфере личности, что находит отражение в степени правовой информированности, в степени осознания значимости правовых знаний), мотивационного компонента (дает характеристику изменений в мотивационной сфере личности старшеклассника, развития ценностных ориентаций, положительной мотивации деятельности), деятельностного компонента (отражает реальное участие старшеклассников в правоотношениях, приобретение ими опыта самостоятельного и ответственного действия в рамках закона).
Данные компоненты находятся в неразрывной взаимосвязи и позволяют представить правовую компетентность как сложное личностное образование и целостное явление. В процессе реализации правового воспитания и образования старшеклассников на основе компетентностного подхода особое внимание необходимо уделять формированию основных содержательных доминант правовой компетентности старшеклассников: правовых знаний, правовой позиции и социально-правового опыта. В свете последних изменений в российском обществе, результатом реализации правового образования и воспитания несовершеннолетних, на наш взгляд, должна быть правовая социализация.
Однако, на наш взгляд, не достаточно внимания уделяется формированию социально-правового опыта, характеризующегося правовой активностью и правомерным поведением, приобретаемым старшеклассниками в процессе участия в учебной и внеучебной деятельности, имеющей правовой характер, участия в деятельности правовых объединений школьников, общественных объединений, при взаимодействии с сотрудниками органов внутренних дел и т. д.
С целью вовлечения старшеклассников в социально-правовую деятельность нами на базе Дома творчества детей и молодежи г. Оренбурга в детской общественной организации ассоциация «Радуга» осуществляется работа по правовому направлению, которая имеет большое значение для формирования основных компонентов правовой компетентности старшеклассников. Деятельность Ассоциации «Радуга» делится на несколько направлений, среди которых: защита прав ребенка; организация досуговой деятельности детей и подростков; участие в правовом образовании школьников в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка; профилактика правонарушений, наркомании и иных зависимостей посредством проведения акций, конкурсов, телепередач и др.; оказание посильной помощи социально незащищенным слоям населения при проведении благотворительных акций, операций, концертов, трудовых десантов.
Регулярно Ассоциация «Радуга» проводит Недели прав ребенка, посвященные популяризации международных и внутригосударственных документов по защите прав детства. Участники Недели проводят отпущенное для акции время в играх в «правовом поле»: участвуют в пресс-конференциях, на которых дискутируют со специалистами УВД, социологами, психологами, представителями городской администрации по делам молодежи и культуры. Ребята соревнуются в деловых играх «Имею право», «Суд идет», участвуют в конкурсах коллажей «Каждый правый имеет право», «Права детей глазами детей». Игровые формы работы с детьми побуждают их самостоятельно мыслить, высказывать свои суждения и мнения, ответственно относиться к собственным поступкам, к решению непростых правовых вопросов.
В ОЦДЮТ г. Оренбурга создан ряд авторских программ по праву: «Юный юрист», «Правоведение», «Будущий юрист», «Закон и правосознание». Каждая программа имеет свое назначение относительно той или иной категории подростков. Для апробации программ создан клуб для подростков «Право». Задачами деятельности клуба являются следующие: приобщить подростков к правовой культуре в ходе углубленного изучения права, обеспечив устойчивый интерес к успешному овладению юридическими знаниями; добиться осознания и оценки подростками необходимости правового познания. Особый интерес представляет программа дополнительного образования «Закон и правосознание», предназначенная подросткам 14-17 лет, склонным к правонарушениям, состоящим на учете в РОВД. Назначение программы заключается в приобщении несовершеннолетних к правовой культуре, воспитании отрицательного отношения к нарушениям права, преступлениям, пьянству, наркотикам и другим порокам, являющимся причиной многих личных и общественных бед.
Таким образом, реализация правового образования и воспитания учащихся на основе компетентностного подхода осуществляется в общеобразовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования в свете положений Конвенции ООН о правах ребенка. В процессе организуемой учебной и внеучебной деятельности учащихся даются углубленные и расширенные знания о правах детей и о правах человека в целом, развивается и закрепляется чувство собственного достоинства, повышается нравственный уровень, формируются правовая позиция и социально-правовой опыт.
Библиографический список
1. Большой энциклопедический словарь. [Текст] - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Большая российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. [Текст] - М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004. - 24 с.
3. Науменкова, К. В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков [Электронный ресурс] / К. В. Науменкова. - Режим доступа: http:// tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004/konl.22.03/sekl/l3.htm.
4. Образовательный стандарт основного общего образования по праву [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ug.ru/02.34/t40.htm.
5. Основы права [Текст]: учебник / Под ред. В. В. Лазарева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2004. - 429 с.
6. Певцова, Е. А. Теория и методика обучения праву [Текст] / Е. А. Певцова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
7. Платон. Диалоги [Текст] / Платон. - М.: АСТ, 2004. - 237 с.
В. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 5В-б5.
9. Юридическая педагогика [Текст] [Беличева С. А., Беляева Л. И., Буданов А. В. и др.] / Под ред. В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - В95 с.
10. Беловолов, В. А. Понимание права как социально-педагогический феномен [Текст] / В. А. Беловолов, Е. В. Ильенко // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 2. - С. 2б5-274.
11. Ильенко, Е. В. Защита прав личности как социально-педагогическая проблема [Текст] / Е. В. Ильенко, В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 3. - С. ВВ-99.
12. Евсикова, Е. И. Социально-педагогические механизмы реализации и защиты прав ребенка в системе образования [Текст] / Е. И. Евсикова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 315-322.
13. Гаджимагомедова, Ш. С. К вопросу о гражданско-патриотическом воспитании старшеклассников [Текст] / Ш. С. Гаджимагомедова // Сибирский педагогический журнал. - 200В. - № 3. - С. 35б-3б5.
14. Щербакова, В. В. К вопросу о профессиональной компетентности [Текст] /
B. В. Щербакова // Сибирский педагогический журнал. - 200Б. - № 2. -
C. 139-14б.