УДК 373.5.017.4
М. А. Жукова
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ
Средняя общеобразовательная школа № 62 с углуленным изучением отдельных предметов имени академика РАО Г. Н. Волкова, г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье охарактеризована воспитывающая среда, направленная на формирование социально-правовой компетентности старшеклассников. Представлены структурные компоненты воспитывающей среды: дана характеристика целевого, содержательно-операционного и оценочного блоков. Отдельно рассмотрены компоненты социально-правовой компетентности: понятийно-сущностный, практико-деятельностный, практико-мировоззренческий и концептуальный. Особое внимание уделяется критериям сформированности социально-правовой компетентности.
Ключевые слова: воспитывающая среда, структурные компоненты воспитывающей среды, социально-правовая компетентность, критерии сформированности социально-правовой компетентности старшеклассников.
Актуальность исследуемой проблемы. Для современного общества характерны стремительные изменения и преобразования, происходящие в различных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в социально-правовой. Социальный облик старшеклассника изменяется. В самостоятельную жизнь вступает достаточно грамотное молодое поколение. В то же время беспокоят запоздалое гражданское становление и политическая наивность, иждивенчество некоторых молодых людей и нежелание трудиться там, где это требуется сегодня обществу.
Актуальность формирования социально-правовой компетентности в старшей школе объясняется рядом причин: во-первых, происходит демократическое обновление законодательства, права и свободы человека и гражданина утверждаются как высшая ценность в обществе, усиливается роль суда как гаранта соблюдения прав человека, в-вторых, пробуждается интерес к праву и правовым институтам, в-третьих, для современного этапа характерно развитие институтов гражданского общества. Целью статьи является рассмотрение социально-правовой компетентности старшеклассников как готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, а также единства социально-правовой адаптированности и мобильности.
Материал и методика исследований. В статье использованы материалы исследований о воспитывающей среде школы В. П. Беспалько, М. И. Рожкова, Л. В. Байбородо-вой. Для достижения цели исследования были выбраны научные методы: теоретический анализ и обзор научно-методической литературы, педагогическое наблюдение.
© Жукова М. А., 2017
Жукова Марина Алексеевна - учитель средней общеобразовательной школы № 62 с углубленным изучением отдельных предметов имени академика РАО Г. Н. Волкова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.12.2016
Результаты исследований и их обсуждение. Воспитывающая среда школы - это часть социальной среды, которая организована профессионалами-педагогами, наиболее приближенная (после семейной среды) к взрослеющему ребенку, включающемуся в социальную реальность.
Под формированием воспитывающей среды понимается последовательная работа педагогов по совершенствованию отношений всех ее элементов. Интегративной характеристикой сформированности воспитывающей среды является степень ее влияния на уровень социально-правовой компетентности старшеклассника: на адаптацию к окружающей социально-правовой среде, сохранение независимости в этой среде, проявление социальной и правовой активности. При этом социально-правовой компетентностью старшеклассников называется совокупность их качеств, отражающих уровень правовых знаний, умений и навыков, готовность и способность к осуществлению социально-правовой деятельности.
Воспитывающая среда описана с точки зрения ее целостных характеристик, функций в более широкой системе, системного представления самого качества социально-правовой компетентности, формирование которого рассматривается через выделение его компонентов, критериев и показателей.
Формирование социально-правовой компетентности старшеклассника осуществляется посредством определения последовательности психологических и педагогических новообразований, которые, по сути дела, поднимают его на новый уровень социальной и правовой зрелости [7, с. 14], [8, с. 119]. Самому педагогу должны быть присущи такие качества, как способность проявить инициативу, самостоятельность, любознательность, высокая потребность в достижении цели, целеустремленность, цельность восприятия, оригинальность, высокая подвижность мыслительных процессов, наблюдательность, активность воображения и др.
Одним из базовых принципов в методике формирования воспитывающей среды можно назвать системный подход, позволяющий рассматривать относительно самостоятельные компоненты в их взаимосвязи, в системе с другими [4, с. 34], [9, с. 93]. Целью созданной воспитывающей среды является общественно активная личность, обладающая социально-правовыми компетенциями высокого уровня.
Для выявления структурных элементов воспитывающей среды была использована структурная схема педагогической системы, предложенная В. П. Беспалько [1, с. 6]. В качестве таких элементов были приняты воспитательная задача и воспитательная технология, оценочный блок, позволяющий определить эффективность функционирования целевого и содержательно-целевого блоков.
Характеризуя целевой блок (табл. 1), следует отметить, что цель, которая должна достигаться в реализуемом типе воспитывающей среды, осуществляется на основе общественного заказа, которым в настоящее время является воспитание личности с высоким уровнем социально-правовой компетентности.
Таблица 1
Целевой блок воспитывающей среды
Общественный заказ: воспитание социально-правовой компетентности обучающихся старших классов_
Цель: создание воспитывающей среды, способствующей формированию социально-правовой компетентности старшеклассников. Воспитывающая среда - это совокупность социальных и ценностных обстоятельств, оказывающих влияние на развитие личности (при этом личность является как субъектом, так и
объектом воспитания)_
Задачи: формирование необходимого уровня социально-правовой компетентности обучающихся старших классов посредством формирования:_
системы социальных и правовых знаний и отношений
системы социальных и правовых умений
опыта эффективной социально-правовой деятельности
ценностного отношения к самосовершенствованию
Содержательно-операционный блок воспитывающей среды (табл. 2) включает в себя организацию воспитательного процесса, то есть содержание, методы, формы, а также педагогические условия, способствующие выполнению поставленных задач.
Таблица 2
Содержательно-операционный блок воспитывающей среды
Организация воспитательного процесса
1. Содержание 2. Методы и формы
Учителя - получение педагогических знаний; - повышение педагогической информированности Учителя Проблемные лекции, семинары, поисковые конференции, работа творческих групп, мастер-классы, тренинги, круглые столы и т. п.
Обучающиеся - получение знаний, опыта, навыков: - стимулирование мотивации в областях социально-правовых компетентностей «гражданин», «профессия», «ценности» Обучающиеся Воспитывающие проблемные правовые ситуации и социальные пробы
Родители, внешний социум - формирование у родителей и представителей иных социальных групп интереса к себе как к воспитателю; - пополнение педагогических и психологических знаний Родители, внешний социум Педагогические университеты, участие в ролевых играх, конкурсах, тренинги, семинары и т. п.
3. Комплекс педагогических условий
- стремление педагога к внешним и внутренним изменениям в работе с обучающимися; - формирование ценностных ориентаций, представляющих собой социально-правовую значимость для старших школьников; - реализация воспитательных программ и проектов дополнительного образования; - сотрудничество школы с родителями, способствующее преодолению отчуждения между представителями различных поколений
Методы воспитания, необходимые для реализации процесса формирования социально-правовой компетентности старшеклассников, определены задачами и особенностями воспитывающей среды, которые нужно иметь в виду, применяя определенный тип воспитывающей среды к процессу взаимодействия учителей, обучающихся, родителей и представителей внешнего социума [5]. Создание воспитывающей среды на основе общей ответственности субъектов педагогического процесса, сопереживания, взаимопомощи подчеркивали в своих исследованиях М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. В качестве главных воспитательных методов и форм социализации старших школьников выбраны воспитывающие проблемные правовые ситуации и социальные пробы [2], [3, с. 16]. Эти методы позволили направить воспитательный потенциал среды на формирование социально-правовых компетенций «гражданин», «профессия», «ценности» и активно включить старшеклассников в социальные сферы жизни через выполнение специально организованной социальной деятельности (социальных ролей) [6, с. 168].
При определении уровня сформированности социально-правовой компетентности старшеклассников необходимо выделить ряд критериев (табл. 3).
Таблица 3
Оценочный блок воспитывающей среды
Критерии сформированности социально-правовой компетентности у старшеклассников
Наличие социально-коммуникативных и правовых знаний, формирование социальных и правовых отношений
Овладение социальными и правовыми умени-
Получение опыта эффективной социально-правовой деятельности
Наличие ценностно-ориентированного отношения к саморазвитию, самосовершенствованию
Уровни сформированности социально-правовой компетентности у старшеклассников
Низкий
Средний
Высокий
Результат: организация воспитывающей среды, которая будет способствовать формированию социально-правовой компетентности старшеклассников_
Под понятием «критерий» понимается признак, на основании которого производится оценка чего-либо, позволяющая произвести измерения предмета и дать ему оценку [10, с. 74]. Составляющие элементы социально-правовой компетентности старшеклассников представлены в таблице 4.
Таблица 4
Элементы социально-правовой компетентности старшеклассников
Социально-правовая компетентность Компоненты Критерии
Социально-ролевая компетентность «гражданин» Понятийно-сущностный компонент Знание различных социальных и правовых процессов, происходящих в обществе, функций и устройства социальных и политических институтов, социальных и правовых структур
Практико-деятельностный компонент Опыт и навыки поведения, направленного на получение определенного социального статуса
Практико-мировоззренческий компонент Мотивация социального и правомерного поведения в определенном социальном статусе
Концептуальный компонент Ответственность, толерантность
Социально-ролевая компетентность «профессия» Понятийно-сущностный компонент Знание необходимых документов, которые требуются при приеме на работу, прав и обязанностей работника и работодателя и т. п., рынка труда, требований к основным специальностям
Практико-деятельностный компонент Получение опыта и навыков поведения, необходимых для овладения конкретной профессией, опыта профессионального выбора
Практико-мировоззренческий компонент Мотивация социального поведения, направленного на овладение определенной профессией
Концептуальный компонент Креативность, адаптивность
Социально-ролевая компетентность «ценности» Понятийно-сущностный компонент Знание ролевых ожиданий и ролевых требований, предъявляемых к обладателям конкретного социального статуса
Практико-деятельностный компонент Получение опыта и навыков эффективного взаимодействия в обществе
Практико-мировоззренческий компонент Мотивация, устремленность к достижениям, нацеленность на взаимодействие в обществе, отношение к правовым и нравственным нормам, ценности личного и общественного порядка
Концептуальный компонент Коммуникабельность, нацеленность на успех
Резюме. Представленная воспитывающая среда, от которой зависит формирование социально-правовых компетентностей у обучающихся старших классов, обеспечивает освоение и принятие старшеклассниками общественных идеалов и ценностей, рост мотивации к самообразованию и самосовершенствованию, формирование общественно значимых качеств, выработку социальной активности и гражданской позиции.
Каждый педагог продолжает дело своих предшественников, но современный преподаватель должен видеть глубже, шире и значительно дальше. Каждый учитель так или иначе преобразует педагогическую деятельность, но современный педагог должен быть наглядным примером в деле отстаивания гражданско-правовых ценностей, защиты социально значимых основ жизнедеятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М. : Педагогика, 1989. - 192 с.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rc.edu.ru/rc/bologna/works/zimnaya_l_sod.pdf.
3. Кашлева Н. В., Дмитриева Ж. В., Игнаткина Т. В. Школьная проектная лаборатория. - Волгоград : Учитель, 2009. - 142 с.
4. Максимов В. Г. Основы педагогического мастерства учителя. - Чебоксары : ЧГУ, 1985. - 52 с.
5. Мачехина О. Н. Социальная компетентность старших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=569.
6. Павлов И. В., Иванова М. Ю. Воспитание патриотизма у младших подростков // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2016. - № 4(92). - С. 166-175.
7. Поливанова К. Н., Хасан Б. И. Правовое образование в школе - залог развития демократического государства // Сибирский учитель. - 2003. - № 2(26). - С. 12-16.
8. Потемкина Е. Б., Ковынева М. В. Первые шаги. Начальный курс обучения правам человека : учебное пособие. - М. : Права человека, 2003. - 216 с.
9. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М. : Владос, 2000. - 256 с.
10. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. - М. : Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 с.
UDC 373.5.017.4
M. A. Zhukova
FORMATION OF SOCIAL AND LEGAL COMPETENCE AT SENIOR SCHOOLCHILDREN IN EDUCATIVE SCHOOL ENVIRONMENT
G. Volkov GES № 62 with advanced curriculum in some subjects
Abstract. The article describes the type of an educative environment aimed at the formation of social and legal competence of senior schoolchildren. It presents the structural components of the educative environment: it gives the characteristic of the target, content-operational and evaluative units.
© Zhukova M. A., 2017
Zhukova, Marina Alekseevna - Teacher of G. Volkov GES № 62 with advanced curriculum in some subjects, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on December 28, 2016
The article analyses the components of social and legal competence, including ontological, practical, ideological and conceptual. The author pays particular attention to the criteria of formation of social and legal competence.
Keywords: educative environment, structural components of educative environment, social and legal competence, criteria offormation of social and legal competence at senior schoolchildren.
REFERENCES
1. Bespal'ko V. P. Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii. - M. : Pedagogika, 1989. - 192 s.
2. Zimnjaja I. A. Kljuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaja osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://rc.edu.ru/rc/bologna/works/zimnaya_l_sod.pdf.
3. Kashleva N. V., Dmitrieva Zh. V., Ignatkina T. V. Shkol'naja proektnaja laboratorija. - Volgograd : Uchitel', 2009. - 142 s.
4. Maksimov V. G. Osnovy pedagogicheskogo masterstva uchitelja. - Cheboksary : ChGU, 1985. - 52 s.
5. Machehina O. N. Social'naja kompetentnost' starshih shkol'nikov [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http : //www. it-n.ru/Attachment. aspx?Id=569.
6. Pavlov I. V., Ivanova M. Ju. Vospitanie patriotizma u mladshih podrostkov // Vestnik Chuvashskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2016. - № 4(92). - S. 166-175.
7. Polivanova K. N., Hasan B. I. Pravovoe obrazovanie v shkole - zalog razvitija demokraticheskogo gosu-darstva // Sibirskij uchitel'. - 2003. - № 2(26). - S. 12-16.
8. Potemkina E. B., Kovyneva M. V. Pervye shagi. Nachal'nyj kurs obuchenija pravam cheloveka : uchebnoe posobie. - M. : Prava cheloveka, 2003. - 216 s.
9. Rozhkov M. I., Bajborodova L. V. Organizacija vospitatel'nogo processa v shkole : uchebnoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij. - M. : Vlados, 2000. - 256 s.
10. Hutorskoj A. V. Pedagogicheskaja innovatika: metodologija, teorija, praktika. - M. : Izd-vo UNC DO, 2005. - 222 s.