Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое обеспечение работы с детьми, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних'

Психолого-педагогическое обеспечение работы с детьми, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1256
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕ-ЧЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROVISION / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / MINORS / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / JUVENILE DIVISIONS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грешнова Г.В., Клементьева С.В.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с психолого-педагогическим обеспечением работы с детьми, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Грешнова Г.В., Клементьева С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical maintenance of work with children registered in juvenile divisions

This article discusses issues related to the psychological and pedagogical provision of work with children who are registered in the juvenile divisions.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое обеспечение работы с детьми, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних»

УДК 159.9.07

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СОСТОЯЩИМИ НА УЧЕТЕ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ15

Г. В. Грешнова, , Нижегородская Академия МВД России (Нижний Новгород, Россия).

С. В. Клементьева, Нижегородская Академия МВД России (Нижний

Новгород, Россия).

Резюме. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с психолого-педагогическим обеспечением работы с детьми, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних.

Ключевые слова, психолого-педагогическое обеспечение, несовершеннолетние, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Вопросы, связанные с профилактикой правонарушений несовершеннолетних, никогда не утрачивают своей актуальности. Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что причины формирования криминальной мотивации следует искать в детском возрасте. Таким образом, проблема психолого-педагогического сопровождения детей и подростков приобретает особую значимость.

Согласно Федерального закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят различные институты, в том числе и органы внутренних дел [1].

15 Статью представил Л.Ф. Чупров, к. псх. н., Черногорск (Россия).

Работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних проводится всеми службами и подразделениями органов внутренних дел, однако основная роль в данном виде профессиональной деятельности отводится подразделениям по делам несовершеннолетних. Именно подразделения по делам несовершеннолетних должны уделять очень серьезное внимание психолого-педагогическому обеспечению работы с детьми, склонными к асоциальному, агрессивному, конфликтному, девиантному поведению; имеющими стойкие коммуникативные барьеры, проблемы с саморегуляцией и самоконтролем и т.п.; особенно с несовершеннолетними, состоящими на учете.

Особого внимания в данной работе заслуживает индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий [1].

В поле зрения инспекторов по делам несовершеннолетних попадают неблагополучные семьи, которые оказывают негативное влияние на детей, в которых родители или один из родителей злоупотребляют алкоголем; семьи, в которых родители не занимаются воспитанием детей, пытаются проблемы воспитания переложить на школу и другие институты социализации, занимая иждивенческую позицию; семьи, где жестоко обращаются с несовершеннолетними и т.п.

Так, например, в отделение по делам несовершеннолетних (ОДН) Приокского района г. Н.Новгорода обратился несовершеннолетний Н. (персональные данные изменены). Подросток пояснил, что несколько дней не может попасть домой, так как поссорился с матерью, дома дверь ему никто не открывает, ключей от квартиры мать ему не дает, дозвониться до нее он не может, подростку приходилось ночевать в подъезде, на вокзале. Отец несовершеннолетнего проживает в Москве и участия в воспитании сына не принимает. Несовершеннолетнему Н. было предложено пожить в приюте. Инспектором ОДН подросток был помещен в центр социальной реабилитации. В дальнейшем был осуществлен выход по месту жительства семьи несовершеннолетнего с целью организации воспитательной беседы с матерью. Последняя пояснила, что действи-

тельно поссорилась с сыном, так как давно не может найти с ним взаимопонимания, в результате чего подросток пришел домой в пьяном виде и вел себя агрессивно. Мать категорически отказывается доверить ключи от квартиры сыну, поскольку боится за сохранность своего имущества, так как сын рассеян, может уйти из квартиры, оставив ее незакрытой, либо привести сомнительных знакомых. С матерью несовершеннолетнего Н. проводились профилактические беседы о недопустимости оставления сына на улице и необходимости наладить с ним доверительные и доброжелательные отношения. Женщина забрала сына из приюта, они вместе были приглашены на беседу к подростковому врачу-наркологу, который осуществляет прием в ОДН. Матери также были даны рекомендации обратиться к семейному психологу. Однако указанные рекомендации были проигнорированы. Конфликты в семье не прекратились, но подросток практически ежедневно по собственной инициативе приходил на беседы к инспектору ОДН, т.к. почувствовал искреннее участие и доброе отношение. Однако помощь практикующего психолога была все же необходима.

Другой пример. В ОДН поступило заявление от гражданки К. (персональные данные изменены) с просьбой провести проверку по факту кражи принадлежащей ей сумки. В ходе проверки инспектор ОДН установил, что данное преступление совершил несовершеннолетний М. (персональные данные изменены), который, находясь в фойе центра творческого развития, похитил сумку гражданки К.. В сумке находился сотовый телефон, документы и деньги. Сотовый телефон, документы и деньги были впоследствии возвращены несовершеннолетним М. владелице. Кроме того, в ходе профилактической работы с несовершеннолетним было установлено, что подросток проживает с матерью, страдающей психическим заболеванием, которая выгоняет его из дома, постоянно повышает голос, что негативно сказывается на поведении сына. Сотрудниками ОДН был разыскан отец несовершеннолетнего М., который во всем происходящем обвинял мать мальчика. Подростку было сложно наладить контакт с отцом, кроме того отец хотел, чтобы «жена ответила за происходящее с сыном». В результате сложившихся обстоятельств, психическое состояние ребенка усугубилось. Через некоторое время отец забрал сына жить к себе. Однако наладить отношения с новой семьей отца несовершеннолетнему М. было очень сложно. В сложившейся ситуации помощь психо-

лога была необходима.

Как правило, сотрудники по делам несовершеннолетних имеют юридическое образование, в редких случаях - педагогическое. Несовершеннолетние, попадающие на учет в органы внутренних дел, а также их семьи, как правило, в первую очередь нуждаются в помощи именно психологов, поэтому представляется необходимым и целесообразным ввести в штат подразделений по делам несовершеннолетних должности психологов.

Только совместные усилия сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних и штатных психологов могут дать действенные, эффективные результаты в рамках деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Своевременная помощь психолога необходима, т.к. зачастую подросток не в состоянии справиться со сложной жизненной ситуацией. Как правило, усугубляющим фактором выступают еще и сложные взаимоотношения с родителями. Несовершеннолетний думает, что его не понимают и не принимают и, как результат, уходит из дома на улицу, т.е. туда, где в его понимании находятся друзья и где все проще. Более трагичный исход событий суицид. К сожалению, такие ситуации не единичны.

Безусловно, в школах, училищах есть штатные психологи, но, как показывает практика, они работают предпочтительно не с "трудными" подростками. Последние же по собственной инициативе на беседу к психологу не идут, боясь огласки, либо вообще нигде не учатся. Кроме того, как уже было отмечено, психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних подразумевает серьезную работу с семьей, с родителями, чему подчас не уделяют должного внимания указанные специалисты или у них просто не хватает временного ресурса, т.к. круг обязанностей чрезвычайно обширен. И, наконец, психолого-педагогическое сопровождение подростков, относящихся к так называемому проблемному контингенту, требует от специалистов специальных знаний в области возрастной психологии и педагогики, а также психологии и педагогики девиантного поведения и т.п.

Штатные психологи в подразделениях по делам несовершеннолетних смогли бы оказать действенную профессиональную помощь в направлении диагностической, консультационной, коррекционной и, конечно

же, профилактической работы с подростками, состоящими на учете, а также с их родителями. Осуществить психологическую поддержку нуждающихся в ней детей, помочь выстроить продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками, выявить интересы и склонности подростков, что в свою очередь способствовало бы организации грамотной работы с подучетным контингентом и профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Литература:

1. ФЗ от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // http://base.garant.ru/12116087/

2. Чупров Л.Ф. Социально-биологические факторы в неуспеваемости младших школьников // Функциональная морфология (Тезисы Всесоюзной конференции). - Новосибирск, 1984.- С. 164-165.

3. Чупров Л.Ф. Пути выявления, профилактики и коррекции неуспеваемости младших школьников. // Пути совершенствования содержания и методов коммунистического воспитания учащихся. -Красноярск: КГПИ, 1984.- С. 106-109.

4. Чупров Л.Ф., Трещев А.М. Учет педагогического потенциала семьи в воспитании школьников // Актуальные проблемы современной советской и зарубежной педагогики. - М.: АПН СССР, 1988. - С. 73-77.

5. Чупров Л.Ф. Типы семейного воспитания как основа педагогического потенциала семьи в нравственном воспитании школьников // Совершенствование идейно-воспитательной работы в школе (Сб. научных статей) / Отв. ред. С. П. Ултургашев. - Абакан: АГПИ, 1991. -С. 120-126.

6. Чупров Л.Ф. Некоторые аспекты организации психологической службы в школе (методическое пособие). - Ч. 1.- Абакан: АГПИ, 1992.- 57 с.

Greshnova G.V., Klement'eva S.V. Psihologo-pedagogicheskoe ф obespechenie raboty s det'mi, sostojashhimi na uchete v podrazdelenijah po delam nesovershennoletnih/ G.V. Greshnova, S.V. Klement'eva II Vestnik po

pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 1, 2016.

— • —

Abstract. This article discusses issues related to the psychological and pedagogical provision of work with children who are registered in the juvenile divisions.

Keywords: psychological and pedagogical provision,minors, juvenile divisions of internal affairs bodies.

Сведения об авторах

Галина Васильевна Грешнова, преподаватель кафедры административного права и процесса НА МВД России (Нижний Новгород, Россия).

Светлана Валерьевна Клементьева, доцент, кандидат психологических наук, Доцент кафедры философии НА МВД России (Нижний Новгород, Россия).

© Г.В. Грешнова, 2016.

© С.В. Клементьева, 2016.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2016.

Подписано в печать 08.04.2016. — • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.