Научная статья на тему 'Воспитательная функция государственного принуждения в деятельности правоохранительных органов'

Воспитательная функция государственного принуждения в деятельности правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
252
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное принуждение / предупреждение правонарушений / воспитательная функция государственного предупреждения. / state coercion / crime prevention / educa- tional function of the public notice.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грешнова Галина Владимировна

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с воспитательной функцией государственного принуждения. Сформулированы предложения, направленные на повышение эффективности воспитательной функции государственного принуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грешнова Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The educational function of state coercion in law enforcement

This article discusses the issues related to the educational function of state coercion. Proposals aimed at improving the educational function of state coercion.

Текст научной работы на тему «Воспитательная функция государственного принуждения в деятельности правоохранительных органов»

УДК 340 DOI 10.24411/2078-5356-2018-00036

Грешнова Галина Владимировна Galina V. Greshnova

преподаватель кафедры административного права и процесса

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) lecturer of the department of administrative law and process

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)

E-mail: galina.q2014q@yandex.ru

Воспитательная функция государственного принуждения в деятельности правоохранительных органов

The educational function of state coercion in law enforcement

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с воспитательной функцией государственного принуждения. Сформулированы предложения, направленные на повышение эффективности воспитательной функции государственного принуждения.

Ключевые слова: государственное принуждение, предупреждение правонарушений, воспитательная функция государственного предупреждения.

This article discusses the issues related to the educational function of state coercion. Proposals aimed at improving the educational function of state coercion.

Keywords: state coercion, crime prevention, educational function of the public notice.

Проблема функций государственного принуждения является одной из дискуссионных. Единое мнение по их классификации отсутствует.

А.Б. Венгеров отмечает, что важной характеристикой государства является то, что это особая структурная организация. Выражается это в том, что специальный аппарат состоит из особого разряда людей, которые обладают публичными, властными полномочиями и профессионально занимаются выполнением функций управления, в том числе путем принуждения [1, с. 106].

В декабре 2015 года Президент РФ утвердил Стратегию национальной безопасности. Повышение эффективности правоохранительной деятельности, в том числе среди несовершеннолетних, является одной из приоритетных мер укрепления государственной безопасности. О необходимости мониторинга и оценки эффективности практики правоприменения, совершенствования единой системы профилактики преступности, использования особых мер, которые будут способствовать снижению уров-

ня криминализации общества, также отмечается в Стратегии [2].

Проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних находят свое отражение и в других документах стратегического планирования как на федеральном, так и на региональном уровнях. Так, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предполагает необходимость укрепления системы профилактики беспризорности и безнадзорности, консолидации действий всех социальных институтов на федеральном, региональном и местном уровнях в целях повышения эффективности, а также доступности социальных служб, чья деятельность связана с поддержкой детей, которые находятся в социально опасном положении [3].

Немаловажная роль в разрешении указанных проблем возлагается на Министерство внутренних дел РФ. Не умоляя значимость функций, возложенных на другие государственные

© Грешнова Г.В., 2018

органы, стоит отметить, что именно на органы внутренних дел возложена задача по предупреждению преступлений и правонарушений несовершеннолетних.

А.И. Каплунов в своей работе отмечает, что назначение государственного принуждения состоит в осуществлении правоохранительных функций, общих и специальных, таких как: восстановление нарушенного права, превенция, пресечение противоправного поведения, наказание, осуществление регулятивных функций: предупреждение и воспитание» [4, с. 102.]

По нашему мнению, такой функции государственного принуждения, как воспитательная в деятельности правоохранительных органов уделяется недостаточное внимание. Такой точки зрения придерживается и Н.В. Макарейко [5, с. 152].

Совершенствование деятельности по профилактике преступлений, совершенных несовершеннолетними, ежегодно входит в число мер по реализации одного из приоритетных направлений деятельности МВД России. Концентрация усилий на эффективной реализации принципа индивидуального подхода к указанной категории граждан, укрепление внутриведомственного и межведомственного взаимодействия являются основными в данном направлении деятельности.

Эффективное противодействие преступности несовершеннолетних является одной из сложных задач. И решить эту проблему можно только комплексно.

На современном этапе общество особо заинтересовано в реализации комплексных мер по профилактике правонарушений несовершеннолетних, социализации и реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом. Насущность задачи осознается всем обществом.

Практические сотрудники органов внутренних дел ежедневно сталкиваются с рядом проблем. Одной из них является помещение несовершеннолетних в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [6] (в ред. от 07.07.2003; 01.12.2004) в ЦВСНП ОВД помещаются несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет, совершившие правонарушения, за которые предусмотрена административная ответственность. Но не все подростки, а лишь те,

чья личность не установлена, либо несовершеннолетний не имеет места жительства, или проживает на территории другого субъекта РФ, или проживает на территории субъекта РФ, где им совершено правонарушение, однако место его проживания удалено и он не может быть передан родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 указанного Федерального закона. В пункте 6 той же статьи установлено, что подростки, могут находиться в ЦВСНП ОВД не более 30 суток.

Так, в одном из районных судов г. Н. Новгорода состоялось судебное заседание о помещении несовершеннолетней К. (персональные данные изменены) в ЦВСНП при ГУВД по Нижегородской области за совершение общественно опасного деяния: К., из хулиганских побуждений, причинила телесные повреждения несовершеннолетней М. (персональные данные изменены) в виде закрытой травмы живота, ссадин лица и туловища. В действиях К. усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 116 УК РФ, однако на момент совершения деяния К. не достигла возраста привлечения к уголовной ответственности. По данному факту инспектором ОДН было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Судья районного суда удовлетворила ходатайство начальника ОП и вынесла постановление о помещении несовершеннолетней К. в ЦВСНП при ГУВД по Нижегородской области сроком до 30 суток с момента вступления постановления в законную силу, указав, что в течение 10 суток законный представитель несовершеннолетней К. имеет право обжаловать постановление судьи. После заседания суда подросток вернулся домой. По истечении десяти суток, когда постановление районного суда о помещении несовершеннолетней К. в ЦВСНП вступило в законную силу, инспектор ОДН выехал по адресу, где проживает несовершеннолетняя. Дома К. отсутствовала, со слов опекуна накануне ушла из дома и ее местонахождение не известно. Таким образом, исполнить решение суда в срок не представилось возможным. Впоследствии при осмотре в ЦВСНП у К. на руках обнаружены шрамы от порезов на внутренней стороне кисти, со слов несовершеннолетней неделю назад предприняла попытку порезать вены.

Считаем необходимым сократить сроки обжалования постановлений о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП, указав, что жалоба подается в те же сутки, а постановление исполняется незамедлительно.

Данная мера необходима в целях предупреждения совершения несовершеннолетним повторного общественно опасного деяния, а также предупреждения нанесения вреда его нравственному, духовному и физическому здоровью.

Это предложение будет способствовать повышению эффективности системы предупреждения подростковой преступности, в том числе повторной.

По нашему мнению, целесообразно также расширить возможности для помещения в ЦВСНП такой категории лиц, как безнадзорных и беспризорных. В настоящий период времени такие подростки направляются в социально-реабилитационные центры (приюты), которые являются открытыми учреждениями, в результате такие несовершеннолетние вновь оказываются на улице.

Результатом побегов из дома является то, что подростки перестают учиться, посещать школу. Одной из задач ЦВСНП является трудовое воспитание и обучение. Нахождение в центре будет способствовать получению образования несовершеннолетними.

Установление личности также является одной из проблем в настоящее время. Попадая в полицию, как правило, подростки испытывают стресс, страх огласки по месту учебы, наказания со стороны родителей. Несовершеннолетние целенаправленно изменяют данные, называют вымышленные имена и фамилии, телефоны, говорят, что из других регионов.

Так, подросток, на вид четырнадцати лет, совершил правонарушение. Сотрудникам полиции отказывался назвать свои данные. В ходе беседы инспектору ОДН несовершеннолетний сообщил, что не хочет возвращаться домой из-за плохих отношений с отчимом. В дальнейшем подросток совершил еще несколько правонарушений, во время административного задержания называл данные инспектора ОДН, категорически отказываясь говорить о родителях и себе.

В ЦВСНП можно поместить подростков, личность которых не установлена, но лишь совершивших правонарушение. Несовершеннолетних в состоянии опьянения доставляют в органы здравоохранения, но лечебные учреждения они могут покинуть самовольно и останутся безнаказанными, то есть ответственности никакой не понесут.

Ежедневно сотрудниками полиции осуществляется работа по выявлению несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения, в том числе беспризорных и безнадзорных. Рост числа задержанных несовершеннолетних вызывает тревогу.

К сожалению, наполняемость ЦВСНП оставляет желать лучшего. Судьи неохотно помещают подростков в центр, считая это наказанием, но мы считаем, что содержание подростков в данном учреждении является мерой воспитательного характера, которая способствует в том числе и предупреждению повторных правонарушений. Таким образом реализуется воспитательная и превентивная функции государственного принуждения.

Для осуществления воспитательной функции государственного принуждения целесообразно шире использовать возможности ЦВСНП, в том числе такую форму профилактики как, экскурсии для учащихся школ, состоящих на внутришколь-ном учете и учете в ОДН, в ЦВСНП, где подросткам рассказывалось бы о порядке содержания несовершеннолетних в данном учреждении, наглядно бы демонстрировались условия проживания несовершеннолетних правонарушителей. Важно осуществлять взаимодействие с судами [7], проводить координационные совещания между субъектами профилактик, где рассказывать о возможностях ЦВСНП, формировать убеждение в том, что помещение подростков в центр является именно воспитательной мерой, способствующей превентивной функции государственного принуждения.

Примечания

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. 3-е изд. М.: Юриспруденция, 2000. 528 с.

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1, ч. II, ст. 212.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47, ст. 5489.

4. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. 499 с.

5. Макарейко Н.В. Стимулирующая функция государственного принуждения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2017. № 2. С. 152-157.

6. Собрание законодательства РФ. 1999. № 26, ст. 3177.

7. О совершенствовании деятельности Центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей: приказ МВД России от 1 сентября 2012 г. № 839 // Российская газета. 2012. 17 декабря.

Notes

1. Vengerov A.B. Theory of state and law: textbook for law schools. 3d ed. Moscow, Law Pabl., 2000. 528 p. (In Russ.)

2. On the strategy of national security of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation from December 31, 2015 no. 683. Collection of legislative acts of the RF, 2016, no. 1, part II, art. 212. (In Russ.)

3. Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period till 2020: order government of the Russian Federation of November 17, 2008 no. 1662-R. Collection of legislative acts of the RF, 2008, no. 47, art. 5489. (In Russ.)

4. Kaplunov A.I. Administrative coercion applied by internal Affairs bodies (the system-legal analysis). Dissertation... doctor of legal sciences. Moscow, 2005. 499 p. (In Russ.)

5. Macareyko N.V. Stimulates the function of state coercion. Vestnik Nizhegorodskogo universite-ta im. N.I. Lobachevsky, 2017, no. 2, pp. 152-157. (In Russ.)

6. Collection of legislative acts of the RF, 1999, no. 26, art. 3177. (In Russ.)

7. On improvement of activities of temporary detention Centers for juvenile offenders: order of the Ministry of internal affairs of Russia from 01.09.2012 no. 839. Rossiyskaya gazeta, 2012, December 17. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.