Сведения об авторах: Мишланова Светлана Леонидовна,
доктор филологических наук, профессор, заведующий, кафедра лингводидактики, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Филиппова Анастасия Анатольевна,
кандидат филологических наук, доцент, кафедра лингводидактики, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, Российская Федерация. Е-таИ: [email protected]
Заседателева Марина Геннадьевна,
кандидат филологических наук, доцент, кафедра немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the authors: Mishlanova Svetlana Leonidovna,
Doctor of Sciences (Philology), Academic Title of Professor, Professor, Department of Linguistics, Perm State National Research University, Perm, Russia.
E-mail: [email protected]
Filippova Anastasia Anatolevna,
Candidate of Sciences (Philology),
Associate Professor,
Department of Linguistics,
Perm State National Research University,
Perm, Russia.
E-mail: [email protected]
Zasedateleva Marina Gennadevna,
Candidate of Sciences (Philology),
Associate Professor,
Department of German Language
and German Language Teaching Methods,
Chelyabinsk State Pedagogical University
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 34c33.371.01 ББК 67.628.408:74.200.41
Р.Ф. Рамкулов, А.Л. Худобородов
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ
Целью настоящей статьи является исследование и оценка педагогических аспектов деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, основной целью которых является профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Ключевые слова: подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ, беспризорность, безнадзорность, подростковая преступность, девиантное поведение, делинк-вентное поведение, нормативное оформление деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ, инспектор по делам несовершеннолетних.
CÙ
о
X
го !_ _
° È X ф
15 s
ц, Ф
0 s
1 *
I ° ф «
3 I
ф Р g»
о
ф £ I
щ
s s *
0 ï-k " ч о
S &
s о
1 5 c
ф ° , -r ^ о
t* s
S
5 a Q-■û S-i
if I ro
s
I I m m
5 x" ë
Ü * Ê im S ь
£ Q.S I— С
>>o I о ca m
R F. Ramkulov, A.L. Khudoborodov
LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF THE RUSSIAN FEDERATION: PEDAGOGICAL ASPECTS OF EDUCATIONAL
WORK WITH TEENAGERS
The purpose of the present article is research and an assessment of pedagogical and educational aspects of activity of law enforcement agencies of the Russian Federation, their purpose is a prevention of neglect and offenses of teenagers.
Key words: divisions for minor law-enforcement bodies Russian to Federation, homelessness, neglect, teenage crime, deviant behavior, criminal behavior, the legislation on work with teenagers, the inspector on affairs of minors.
CO
о
О ^
о ю о
t <
CQ
0
1
S го CL
ё □l
Наряду с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав одним из важнейших институтов системы профилактики и безнадзорности являются подразделения органов внутренних дел РФ по делам несовершеннолетних.
Современные исследования показывают, что за последнее десятилетие наметилась негативная тенденция по росту правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Растет и число зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними либо с их участием [1, с. 3].
В этой связи возрастает роль органов внутренних дел РФ в вопросах охраны детства, профилактики безнадзорности, преступности, а также в воспитательной работе с подростками. Усиливается и значение педагогических аспектов в деятельности органов внутренних дел.
До конца XIX века российское общество и государство достаточно жестко реагировали на совершаемые несовершеннолетними правонарушения, при этом складывалась определенная юридическая практика, в которой правосудие по отношению к несовершеннолетним было исключительно карающим. Правовое положение детей с точки зрения юриспруденции того времени ничем не отличалось от правового положения взрослого, таким образом, ответственность и наказание, которые нес несовершеннолетний за совершенные проступки и преступления, были максимально строгими, без учета возрастных и психофизиологических особенностей подростка [2, с. 3].
С начала ХХ века гуманизация общества, развитие педагогической мысли создали предпосылки для выделения детства в особую категорию охраняемых законом институтов.
22 января 1910 года в Санкт-Петербурге был открыт первый суд по делам несовершеннолетних. До 70 % подростков, уличенных в совершении правонарушений, эти суды направляли теперь не в исправительные казенные учреждения, а под надзор попечителей, которые должны были наблюдать за их поведением. Позднее, в 1913 году, в компетенцию таких судов были включены дела о беспризорных несовершеннолетних в возрасте до 17 лет. Это сразу расширило сферу гражданского и опекунского судопроизводства.
Декретом Совнаркома РСФСР от 17 января 1918 года «О комиссиях о несовершеннолетних» внесены существенные изменения в российское правосудие: отменены тюремное заключение и суды для несовершеннолетних. В сентябре 1921 года учреждаются детские социальные инспекции, задачей которых стала в том числе и борьба с детской безнадзорностью, нищенством и правонарушениями.
31 мая 1935 года СНК СССР и ЦК ВКП (б) было принято специальное постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». На основании этого постановления в составе милиции выделялись специализированные звенья и работники, которые занимались проблемой предупреждения подростковой преступности [2, с. 5].
В современной России опыт реализации возложенных на подразделения по делам несовершеннолетних функций в советский период был позитивно оценен, и данные подразделения не прекратили свою деятельность, а наоборот стали одним из основных органов, осуществляющих профилактику правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
Подразделения органов внутренних дел РФ по делам несовершеннолетних в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, Законом «О полиции» [5], Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [6], а также Приказом МВД № 845 от 13 октября 2013 года [4], которым утверждена инструкция по организации деятельности данных подразделений и др.
Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних, непосредственно осуществляющие работу по профилактике и предупреждению детской преступности и девиантного поведения, согласно перечню должностей федеральной государственной службы занимают должности инспекторов по делам несовершеннолетних и старших инспекторов по делам несовершеннолетних, им присваиваются специальные звания в соответствии с занимаемой должностью и выслугой лет.
По заказу Министерства внутренних дел по Республике Тыва в 2012 году был проведен социологический опрос населения республики, в ходе которого весомая часть опрошенных респондентов при определении отрицательных составляющих имиджа полицейского охарактеризовали полицию в целом, как «карательный орган, который скорее не помогает людям, а наказывает».
Мы считаем несправедливым данное утверждение, однако стоит признать, что в российском обществе такое мнение достаточно распространено.
Тем более не обоснованным выглядит применение данного утверждения относительно деятельности подразделений по делам несовершеннолетних в структуре органов внутренних дел РФ.
В связи с реформированием МВД России, начатом в 2011 году, в целях по-
вышения уровня компетентности сотрудников правоохранительных органов, Законом от 30 ноября 2011 года «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены квалификационные требования для лиц, изъявивших желание занять должности в системе органов внутренних дел. Так, большинство должностей среднего и начальствующего состава могут занимать лица, имеющие исключительно высшее юридическое образование. Однако данным Законом предусмотрено, что лица, имеющие иное высшее образование, соответствующее направлению деятельности, также могут занимать определенные должности [7].
В этой связи неслучайно, что сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних может стать лицо, имеющее высшее педагогическое образование. Наличие данного образовательного ценза обусловлено пониманием законодателя того, что сотрудник подразделения по делам несовершеннолетних, прежде всего педагог, способный понимать проблемные вопросы детства и умеющий находить эффективный подход к решению этих проблем.
Как уже было отмечено выше, сотрудники структурных подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ в своей деятельности руководствуются инструкцией, установленной Приказом МВД № 845 от 13 октября 2013 года. Положения данной инструкции имеют повседневное практическое применение.
Содержание инструкции наглядно демонстрирует педагогическую направленность деятельности инспектора по делам несовершеннолетних.
Так, в соответствии с п. 2.2 инструкции, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в пределах своей компетенции в отношении несовершеннолетних.
Действительно, особенно сложной частью профилактической работы инспектора по делам несовершеннолетних является работа с несовершеннолетни-
ш о
X
га
!_ _
ф
с
о
го ф
¡£
о ф
т
X
£ с; о
X
X
ф
3
ф Р
§5
ф £
¡И
ф го « о
" Чо
Я а.
ф °
Г о
1*5
5 ою
£ ££ Б х £
хго £ £ Ё
X о Щю ш
ш о Ч
о ^
о ю
0
1 <
со
0
1
го о.
ё
ми, доставленными в органы внутренних дел за совершение административных правонарушений либо по иным основаниям.
Согласно Закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетние могут содержаться в указанных подразделениях не более 3-х часов. Работа с таким специфичным контингентом требует наличия у инспектора высокого уровня психолого-педагогических качеств и умения эффективно применять на практике приемы воспитания в сжатые сроки.
За очень короткое время сотрудники органов внутренних дел должны установить личность несовершеннолетнего, получить сведения о его родителях, опекунах и (или) иных законных представителях. Также инспектор должен выяснить условия проживания несовершеннолетнего, мотивы и обстоятельства, при которых несовершеннолетним совершено правонарушение. Инспектор по делам несовершеннолетних должен расположить к себе подростка, наладить коммуникативный контакт и объяснить подростку, что сотрудник полиции может помочь разобраться в сложной жизненной ситуации и принять правильное решение.
При этом в своей работе сотрудник органов внутренних дел, с учетом психофизиологических особенностей подростка, осуществляет выбор методов педагогического воздействия. Строгой классификации этих методов не существует, однако практический опыт указывает на наиболее широкое применение сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних методов убеждения, поощрения и наказания.
Метод убеждения - основной метод воспитательного воздействия на подростка. С помощью этого метода инспектор воздействует на формирование сознания несовершеннолетнего, оперативно решает воспитательные задачи. Как и любой метод воспитательного воздействия, метод убеждения имеет свои приемы, такие как разъяснение, доказательство и опровержение. Эти приемы используются, в основном, при прове-
дении профилактической беседы с подростком. При этом важно отметить, что положительный воспитательный эффект от применения этих приемов зависит от многих факторов, таких как содержание, актуальность и способы передачи воспитательного материала. Характерно, что при приведении примеров в профилактической беседе, тех или иных ситуаций, инспектор по делам несовершеннолетних может чередовать и положительные и отрицательные примеры. Такая потребность возникает ввиду необходимости обоснования подростку отсутствия положительного в тех ситуациях, когда несовершеннолетним, либо иными лицами, демонстрируются аморальное поведение, либо совершаются правонарушения. Главным условием эффективности и действенности применения метода убеждения является умение инспектора по делам несовершеннолетних донести до подростка и полностью раскрыть содержание воспитательного материала, а также его педагогические навыки [3, с. 84-86].
Метод поощрения является также одним из методов, используемых в работе инспектора по делам несовершеннолетних. При проведении профилактической беседы поощряемый подросток получает удовлетворение от выводов, которые ему удалось вместе с инспекторов извлечь из проблемной ситуации. Эти чувства одобрения и удовлетворения, испытываемые поощренным подростком, вызывают у него уверенность в своих силах, позитивный настрой и желание в дальнейшем быть более старательным. Однако самый главный эффект, которого должен добиться инспектор, поощряя ребенка - это возникновение и дальнейшая устойчивость у подростка желания вести себя так, чтобы возникшее при поощрении чувство комфорта стало основным результатом всех действий, совершаемых несовершеннолетним. Как и метод убеждения, метод поощрения имеет свои приемы: одобрение, похвалу, призыв действовать чьему-то положительному примеру. При этом следует поощрять только тех подростков, кто проявляет искреннюю заинтересованность в дальнейшем недопущении для себя неблагоприятных
последствий, вытекающих из нарушения норм морали и законов [3, с. 84-86].
Метод наказания также является действенным и довольно часто применяемым методом при работе с несовершеннолетними, доставленными в ОВД. При этом наказание, как метод педагогического воздействия, должно в будущем предупредить неодобряемые поступки, вызвать чувство вины подростка перед самим собой и другими членами общества. Сутью наказания является переживание подростком чувства раскаяния за совершение неодобряемых поступков, самоанализ подростком своего поведения. При этом, используя метод наказания, инспектор по делам несовершеннолетних применяет не только приемы осуждения и морального порицания. Основной целью использования данного метода является помощь подростку в формировании собственных взглядов и мотивировании его на дальнейшее совершение только одобряемых обществом поступков. Таким образом, используя приемы метода наказания, инспектор должен не только осудить отрицательные поступки несовершеннолетнего, но и максимально применить воспитательные навыки в целях дальнейшего предотвращения противоправного либо аморального поведения несовершеннолетнего. Применение инспектором приемов метода наказания позволяет и самому несовершеннолетнему осознать негативные последствия его поступков, понять причины их неодобрения в обществе, а также сделать выводы о том, как в будущем избежать повторения таких поступков [3, с. 86].
Воспитание - это процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие ребенка. Но как эффективно оказать воспитательное воздействие на ребенка в столь сжатые сроки? Очевидно, что эффективность про-
филактической работы инспектора с подростком зависит от правильности выбора средств воспитания. Подбор и использование средств, с помощью которых производится воспитательное воздействие, должны осуществляться с учетом особенностей восприятия несовершеннолетнего, жизненной ситуации, в которой в настоящий момент времени находится подросток. Для определенной группы подростков более действенный воспитательный эффект будет иметь, совместный с инспектором, просмотр фильма об осуждении какого-либо негативного социального явления. Другая категория подростков может быть больше подвержена позитивному влиянию примеров ситуаций из жизни, приводимых инспектором.
Таким образом, начиная профилактическую работу, инспектор должен не только в кратчайшие сроки оперативно определить, применение каких методов воспитательного воздействия принесет наиболее положительный эффект, но и выбрать те средства, которыми воспитательное воздействие методов, ис-пользуемыхинспектором,можноусилить.
Таким образом, работа сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних многообразна и позволяет говорить о важном месте этих сотрудников в системе органов внутренних дел и профилактики девиантного и делинквентно-го поведения среди несовершеннолетних, так как работа с подростками постоянно требует глубокого профессионализма, знания оперативной обстановки и умения использовать в работе не только карательные средства, но и, прежде всего, педагогические навыки. А это предполагает активную работу руководящего состава органов внутренних дел по формированию и совершенствованию у своих сотрудников педагогических знаний, умений и навыков.
Библиографический список
1. Деменчук, Д.В. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации [Текст]: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Д.В. Деменчук. - М., 2014. - 28 с.
2. Мельникова, Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии [Текст]: учеб. пособие / Э.Б. Мельникова. — М.: ДЕЛО, 2000. — 272 с.
ш о х га !_ _
° Ё X ф
| 5
ш Ф о ^
X * X °
Ф <и 3 I
Ф Р
§5
ф £
IИ
ф ГО Я
0
" Чо с Ф £
«-в-ч
1 5 с
ф °
Г о
5 ою §.о го
6 х £
1 Н
х го £ £ £
X о Щю ш
3. Мещерякова, Е.И. Особенности применения методов и средств воспитания при индивидуальной работе с несовершеннолетними сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних [Текст] / Е.И. Мещерякова // Вестник Воронежского института МВД России. - 2014. - № 2. - С. 82-87.
4. Приказ МВД России от 15 октября 2013 года № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».
6. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
7. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
References
1. Demenchuk D.V. Administrative legal status of the commissions on affairs of minors and protection of their rights in the Russian Federation: Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Jurisprudence). M., 2014. P.28. [in Russian].
2. Melnikova E.B. Juvenile justice: Problems of criminal law, criminal trial and criminology. M.: Delo. 2000. P. 272. [in Russian].
3. Meshcheryakova E.I. Features of applications of methods and educational tools in the course of individual work with minors. Vestnik Voronezhskogo institutaMinisterstva vnutrennyh del Rossii. 2014. №2. P.82-87. [in Russian].
4. Order of the Ministry of the Interior of Russia № 845, dated 15 Oct. 2013, «About approval of the Instruction on the organization of activities of divisions for minor law-enforcement bodies of the Russian Federation». [in Russian].
5. Federal law № 3, dated 07 Feb. 2011, «About police». [in Russian].
6. Federal law № 120, dated 24 June 1999, «About bases of prophylaxis of neglect and offenses of minors». [in Russian].
7. Federal law №342, dated 30 Nov. 2011, «About service in law-enforcement bodies of the Russian Federation and modification of separate acts of the Russian Federation». [in Russian].
Сведения об авторах: Рамкулов Руслан Фаритович,
аспирант, кафедра отечественной истории и права, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the authors: Ramkulov Ruslan Faritovich,
Postgraduate student,
Department of History,
Chelyabinsk State Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
m о ч о
.
о ю о
3 <
со о
Ü s го CL
é □l
Худобородов Александр Леонидович,
доктор исторических наук, профессор, кафедра отечественной истории и права, Челябинский государственный педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Khudoborodov Aleksandr Leonidovich,
Doctor of Sciences (History), Academic Title of Professor, Professor, Department of History, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]