Научная статья на тему 'Органы внутренних дел в реализации конституционных прав несовершеннолетних в России и их взаимодействие с органами местного самоуправления'

Органы внутренних дел в реализации конституционных прав несовершеннолетних в России и их взаимодействие с органами местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
997
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ОРАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ / THE RIGHTS OF MINORS / INTERNAL AFFAIRS / REALIZATION OF THE RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казакова Людмила Сергеевна

В статье рассматривается вопрос деятельности органов внутренних дел, участвующих в реализации прав несовершеннолетних. Изучены вопросы реализации прав несовершеннолетних в различных сферах. Приведены рекомендации по совершенствованию реализации прав несовершеннолетних в деятельности органов внутренних дел во взаимодействии с органами местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Казакова Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law-enforcement bodies in realization of constitutional laws of minors to Russia and their interaction with local governments

In article the question on activity of law-enforcement bodies of the rights of minors participating in realization is considered. Questions of realization of the rights of minors in various spheres are studied. Recommendations about perfection of realization of the rights of minor law-enforcement bodies in activity in interaction with local governments are resulted.

Текст научной работы на тему «Органы внутренних дел в реализации конституционных прав несовершеннолетних в России и их взаимодействие с органами местного самоуправления»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

Конституционное и административное право

УДК: 342.72/.73 Л.С. Казакова*

Органы внутренних дел в реализации конституционных прав несовершеннолетних в России и их взаимодействие с органами местного самоуправления

В статье рассматривается вопрос деятельности органов внутренних дел, участвующих в реализации прав несовершеннолетних. Изучены вопросы реализации прав несовершеннолетних в различных сферах. Приведены рекомендации по совершенствованию реализации прав несовершеннолетних в деятельности органов внутренних дел во взаимодействии с органами местного самоуправления.

Ключевые слова: права несовершеннолетних, ораны внутренних дел, реализация прав.

L.S. Kazakova*. Law-enforcement bodies in realization of constitutional laws of minors to Russia and their interaction with local governments. In article the question on activity of law-enforcement bodies of the rights of minors participating in realization is considered. Questions of realization of the rights of minors in various spheres are studied. Recommendations about perfection of realization of the rights of minor law-enforcement bodies in activity in interaction with local governments are resulted.

Keywords: the rights of minors, internal affairs, realization of the rights.

Реализация прав несовершеннолетних в России с течением времени становится все более актуальной проблемой, привлекающей острое внимание общественности и властных кругов, стоит в ряду важнейших функций государства. Реализуемая через развернутую систему государственных институтов, в деятельности каждого конкретного органа эта функция обретает свои особенности, понимание которых, несомненно, должно способствовать ее исполнению1.

Обособление функции защиты прав несовершеннолетних в нашей стране стало происходить с ратификацией Конвенции ООН о правах ребенка2. Подписав этот документ, Россия взяла на себя обязательство привести в соответствие с ним национальное законодательство. Для этого была образована Комиссия по координации работ, связанных с выполнением Конвенции3, разработаны и утверждены Национальный план действий в интересах детей4.

Правоохранительная функция российского государства — та, которая устанавливает и охраняет порядок, именуемый правовым. Это функция, требующая обеспечить точное и полное соблюдение законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами.5

В правовом государстве обеспечение защиты прав и свобод личности, а также борьба с правонарушениями должна вестись законными средствами. Все властно-исполнительные структуры государства обязаны осуществлять (в пределах своей компетенции) функцию обеспечения реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов. Однако защита этих прав ложится в основном на правоохранительные органы, среди которых превалирующее положение занимают органы внутренних дел.

Роль ОВД в защите конституционных прав несовершеннолетних анализировалась в ряде исследований. В частности, в диссертации Н.С. Шемаховой проанализирована роль органов внутренних дел в решении следующих проблем:

1) выявление и предупреждение фактов жестокого обращения с детьми;

2) борьба с беспризорностью и безнадзорностью;

3) подростковый алкоголизм и наркомания;

* Казакова, Людмила Сергеевна, адъюнкт кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России. 193079, Санкт-Петербург ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. (812) 744-70-13. E-mail: ludakazakova@mail.ru.

* Kazakova, Lyudmila Sergeyevna. The graduated in a military academy of chair constitutional and international law of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 193079, Russia, St.-Petersburg, street of Pilot Piljutov. Tel. (812) 744-7013, ludakazakova@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 1 февраля 2011 года.

бо

4) обеспечение прав несовершеннолетних правонарушителей.

По мнению автора, деятельность органов внутренних дел по обеспечению прав несовершеннолетних в целом соответствует требованиям, предъявляемым сложившимися условиями мировой и российской действительности, однако устранение вышеперечисленных пробелов в законодательстве могло бы сделать ее еще более эффективной6.

В каждом из перечисленных направлений деятельности сотрудники органов внутренних дел сталкиваются с такой категорией лиц, как несовершеннолетние. Для органов внутренних дел это — несовершеннолетние жертвы насилия, правонарушители, беспризорники, алкоголики, наркоманы и т.д. Защита прав и свобод данной категории лиц требует особого внимания, т.к. в основном это — несовершеннолетние, попавшие в трудную жизненную ситуацию, права которых уже нарушены.

Предупреждением и пресечением таких преступлений занимаются прежде всего подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) и участковые уполномоченные ОВД.

Основой для совершенствования деятельности ПДН и участковых уполномоченных ОВД в этом направлении является, на наш взгляд, организация максимально полного выявления и учета преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми, а также законодательное урегулирование, создание профилактических учетов лиц, нуждающихся в применении профилактических мер. В основе такого подхода должно лежать судебное решение о необходимости зарегистрировать лицо как нуждающееся в применении профилактических мер7.

При этом необходимо учитывать:

— во-первых, далеко не все родители и иные лица, состоящие на учете, проявляют к детям откровенную жестокость;

— во-вторых, на учете состоят далеко не все лица, которые жестоко относятся к детям.

Высокий уровень правонарушений в отношении несовершеннолетних обусловливает

необходимость осуществления на уровне субъектов Российской Федерации, а также в городах, районах и иных муниципальных образованиях ряда организационных, финансовых, штатных и других мер по созданию условий, необходимых для повышения эффективности деятельности субъектов, реализации их прав. Прежде всего целесообразно:

— обеспечить восстановление и функционирование сети детско-юношеских культурнооздоровительных учреждений, в т.ч. клубов и спортивных секций по месту жительства с активным использованием ресурсов муниципальных органов;

— ввести в штаты соответствующих образовательных, воспитательных, досуговых учреждений должности психологов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования и других специалистов, обеспечивающих непрерывный целенаправленный воспитательно-реабилитационный процесс как в образовательном учреждении, так и по месту жительства несовершеннолетних.

В субъектах Российской Федерации, а также в городах, районах и иных муниципальных образованиях программы и планы по профилактике правонарушений или борьбе с преступностью несовершеннолетних существенно разнятся между собой в зависимости от оперативной обстановки, ресурсного обеспечения профилактической деятельности и иных факторов. Вместе с тем планирование по линии несовершеннолетних имеет и общие направления. Так, по мнению В. А. Лелекова,8 структура планов может состоять из разделов:

— организационные и общие профилактические мероприятия;

— индивидуально-профилактическая работа с учащимися общеобразовательных школ, профессиональных училищ и подростками, работающими на производстве;

— пропаганда правовых знаний, проблемы социальной защиты детей и укрепления семьи и других.

Наряду с комплексным планированием широко используется и планирование мероприятий по

индивидуальному предупреждению преступлений.

Но прежде всего следует вернуться к семье — основному субъекту профилактической работы с несовершеннолетними, где начинается нравственное воспитание детей, которое продолжается в дошкольных учреждениях и школах. Думается, прежде всего на родителях лежит обязанность и ответственность за правильное воспитание ребенка, за подготовку его к школе и трудовой деятельности, чтобы он стал достойным членом общества.

В Западной Европе, Японии, Канаде и США в последние десятилетия четко обозначилась тенденция расширения функций полиции в сторону социализации, т.е. обслуживания населения по самым разным вопросам. Новая идеология в конце 90-х гг. была отражена в правовых актах о полиции и в моральных полицейских кодексах, в основу которых положены следующие принципы: полиция должна получать поддержку и одобрение широких слоев общества; обязана вести себя справедливо и беспристрастно; должна поддерживать в обществе терпимость людей друг к другу и действовать только на основе соблюдения положений закона, инструкций и наставлений.

Особое внимание в этих странах уделяется расширению связей между полицией и школой. Задача состоит в том, чтобы научить детей соблюдать правила дорожного движения, правильно вести себя в экстремальной ситуации, уметь защититься от преступников.

В Великобритании вопросами взаимодействия полиции и школы занимаются участковые полицейские, которые в обязательном порядке знакомятся со школами своего района. Имеются также специальные полицейские для взаимодействия со школами — они непосредственно идут в классы, проводят беседы по широкому кругу проблем, касающихся безопасности школьников. Эти полицейские, среди которых немало женщин, проходят спецподготовку, в ходе которой изучают методы школьного обучения, планирование работы полиции по данным вопросам, способы

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

Конституционное право, административное право

разрешения конфликтов и помощи школьникам. Во время работы в школах полицейские советуют подросткам, как лучше защититься от криминального насилия и других форм жестокого обращения.

В деле обеспечения защиты несовершеннолетних от насилия в быту особую роль играет деятельность подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних (ПДН)9. Среди многочисленных функций ПДН выделим две. Это проведение мероприятий по защите несовершеннолетних, которые находятся в трудной жизненной ситуации, а также проведение профилактической работы с теми несовершеннолетними, которые представляют опасность для общества. К последней категории следует отнести несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, либо употребляющих одурманивающие вещества; совершивших административное правонарушение — как до, так и после достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; освобожденных от уголовной ответственности или не подлежащих ей по разным основаниям; обвиняемых или подозреваемых, в отношении которых не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

К числу важных направлений деятельности ПДН по обеспечению безопасности в сфере быта также можно отнести профилактику рецидивной преступности: эти органы должны работать с несовершеннолетними, освобожденными от отбывания наказания или получившими отсрочку отбывания наказания, или исполнения приговора по разным основаниям; освобожденными от наказания за совершение преступления с применением принудительных мер воспитательного воздействия; осужденными условно или осужденными к наказаниям, не связанными с лишением свободы; освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы или вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в них допускали нарушения режима и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации. Кроме того, ПДН обязаны проводить работу с законными представителями, не исполняющими своих обязанностей по воспитанию указанных выше категорий несовершеннолетних и вовлекающими несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественные действия10.

Органы внутренних дел могут содействовать помещению в такие учреждения детей и подростков в том случае, если имеется постановление дознавателя, следователя, прокурора или судьи при задержании, аресте или осуждении родителей либо законных представителей несовершеннолетнего.

Вмешательство органов внутренних дел возможно и в отношении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Такое положение может возникнуть вследствие их

безнадзорности или беспризорности, когда обстановка, в которой оказался ребенок или подросток,

11

грозит крайне нежелательными результатами11.

Показательна практика деятельности МВД Республики Башкортостан по использованию возможностей социально-профилактических центров микрорайонов по профилактике правонарушений и организации досуга несовершеннолетних по месту жительства12. Отметим, что указанная работа проводилась ОВД в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления.

В целях совершенствования и координации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в школах г. Камышина Волгоградской области были введены ставки заместителей директоров по правовому воспитанию13. Центром профилактической работы являются кабинеты правового воспитания, в которых собраны материалы, отражающие совместную работу отделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, папки с документацией, планы работы, картотеки и т. д.

Программа по введению в общеобразовательных учреждениях инспекторов по делам несовершеннолетних разработана и реализуется в ГУВД Ставропольского края. Постановлением главы администрации г. Ставрополя в штат ДАН органов внутренних дел города введены 16 штатных единиц инспекторов по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, для работы в школах, основной задачей которых является проведение профилактической работы, а также пропаганда правовых знаний в подростковой среде.

Школьные участковые инспектора были введены также в Республике Ингушетия и Краснодарском крае. Анализ итогов работы школьных инспекторов показал, что их деятельность привела к снижению противоправной активности со стороны учащихся школ. Наметились тенденции к общему оздоровлению криминогенной обстановки как в самих школах, так и на территориях, к ним прилегающих.

В Ростовской области14 в целях координации усилий заинтересованных министерств и ведомств по повышению эффективности борьбы с безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних, формирования единого межведомственного информационного поля о таких детях создан банк данных, в который внесены материалы о 1511 неблагополучных подростках. Эти сведения позволили более целенаправленно вести работу по профилактике безнадзорности и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. В области открыто 7 новых учреждений социальной помощи семье и детям, а также приют и 5 реабилитационных отделений для детей с ограниченными возможностями. В этих учреждениях получили помощь, поддержку и прошли реабилитацию более 2,5 тыс. беспризорных детей. Регулярный медицинский контроль позволил вызволить из неблагополучных семей свыше 1 тыс. мальчишек и девчонок. А на учет взято около 3 тыс. несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

Итак, характеризуя роль органов внутренних дел в реализации конституционных прав несовершеннолетних во взаимодействии с органами местного самоуправления можно отметить следующее.

1. Функциями по обеспечению прав несовершеннолетних наделены и некоторые подразделения муниципальных органов охраны общественного порядка. В отдельных субъектах

Российской Федерации в муниципальных общеобразовательных учреждениях уже несколько лет работают школьные участковые инспектора ОВД. Приоритетными направлениями деятельности школьных участковых инспекторов ОВД являются: правовое воспитание учащихся, формирование позитивного правосознания несовершеннолетних, предупреждение распространения пьянства и наркомании, профилактика и пресечение иных правонарушений и преступлений среди учащихся.

2. Целесообразно принять дополнительные меры по совершенствованию профессиональной подготовки работников ОВД по профилактике преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми. Необходимо более внимательно изучать и зарубежный опыт.

3. Необходимо создать единые департаменты (управления) по делам семьи, которые явились бы связующим звеном между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по вопросам опеки и попечительства;

4. Следует ввести обязательную должность школьного инспектора (уполномоченного) полиции.

Список литературы

1. Бакаев А. А., Остапенко Н.И. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних : монография. — М.: ВНИИ МВД России, 2003.

2. Волкова, А. Понятие «жестокого обращения с детьми» и его формы // Профессионал. — 2000. - № 4.

3. Ермаков, А. В. Прокурорский надзор в сфере защиты прав несовершеннолетних : монография. — М.: Экслибрис-Пресс, 2008.

4. Кашанина, Т. В., Кашанин, А. В. Основы российского права. — М., 1996.

5. Лелеков, В. А. Теоретические и прикладные проблемы комплексного исследования

молодежной преступности на региональном уровне : дис. ... докт. юрид. наук. — М., 1999.

6. Марилов, С. В. Особенности основных направлений деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних : учебное пособие. — Ставрополь: ВИПК МВД России, 2004.

7. Черкасов, А. В. Гарантии защиты конституционных прав несовершеннолетних : дис. ... канд. юрид. наук (12.00.02). — СПбУ МВД России, 2005.

8. Шемахова, Н. С. Конституционно-правовой статус несовершеннолетних в Российской

Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук (12.00.02). — СПбУ МВД России, 2006.

Literature

1. Bakayev, A. A., Ostapenko, N. I. System of preventive maintenance of offenses of minors. — Moscow,

2003.

2. Volkova, A. Concept «cruel treatment of children» and its forms // Professional. 2000. — № 4.

3. Yermakov, A. V. Public prosecutor’s supervision in sphere of protection of the rights of minors. — Moscow, 2008.

4. Kashanina, T. V., Kashanin, A. V. Bas of the Russian right. — Moscow, 1996.

5. Lelekov, V. A. Theoretical and applied problems of complex research youth criminality at regional level. — Moscow, 1999.

6. Маrilov, S. V. Feature of the basic lines of activity of employees of divisions on affairs of minors. — Stavropol, 2004.

7. Tcherkasov, A. V. Guarantee of protection of constitutional laws of minors. — St. Petersburg, 2005.

8. Shemakhova, N. S. Constitutionally of minors in the Russian Federation. — St. Petersburg, 2006.

1 Ермаков А.В. Прокурорский надзор в сфере защиты прав несовершеннолетних: Монография. М.: Экслибрис-Пресс, 2008. С.10.

2 Постановление Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. № 1559-1 «О ратификации Конвенции о правах ребенка» // Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей: Сборник универсальных и региональных международных документов / Сост.: Л.В. Корбут., С.В. Поленина. М., 1998.

3 Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1077 «Об утверждении Положения о Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации, ее состава» / / Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. 1 ноября.

4 Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей)» / / СЗ РФ. 1995. № 38. Ст. 3669.

5 Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С.23.

6 Шемахова Н.С. Конституционно-правовой статус несовершеннолетних в Российской Федерации: Автореф. дис. ...канд. юрид. наук. 12.00.02. СПб., 2006.

7 См.: Волкова А. Понятие «жестокого обращения с детьми» и его формы / / Профессионал. 2000. № 4. С. 24-27.

8 Лелеков В. А. Теоретические и прикладные проблемы комплексного исследования молодежной преступности на региональном уровне: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 1999. С. 214-215.

9 Ст. 21 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

10 См: Марилов С.В. Особенности основных направлений деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних: Учебное пособие. — Ставрополь: ВИПК МВД России, 2004.

11 Черкасов А.В. Гарантии защиты конституционных прав несовершеннолетних Дис. к.ю.н. (12.00.02) МВД РФ, СпбУ-2005. С.148.

12 Сборник ГУООП, ВНИИ МВД России. М., 1995. № 2. С. 47-53.

13 Бакаев А.А. Остапенко Н.И. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних / Монография. — М.: ВНИИ

МВД России, 2003. - С.109.

14 Бакаев А.А. Остапенко Н.И. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних / Монография. — М.: ВНИИ

МВД России, 2003. С.111.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.