Организационно-экономические элементы
Реализация организационно-экономических мероприятий по восстановлению межхозяйственных связей
Постоянство сырьевых зон и их компактность
Обеспечение устойчивости конкурентных преимуществ свеклосеющих хозяйств (опыт США)
Совершенствование интеграционных связей между партнерами свеклосахарного конвейера
Концентрация посевов сахарной свеклы вокруг сахарных заводов и оптимизация радиуса доставки
Создание на предприятиях подкомплекса полнофункциональных маркетинговых подразделений
Совершенствование экономических взаимоотношений ме жду производителями и переработчиками свеклосырья
Создание агропромышленных систем и агрокорпораций на базе свеклосеющих хозяйств и сахарных заводов
Увеличение выработки сахара с гектара плантаций
Финансовые элементы
Государственная поддержка свеклосеющих хозяйств и сахарных заводов с учетом эффективности развития
Совершенствование системы налогообложения свеклосеющих хозяйств и сахарных заводов
Государственное регулирование конъюнктуры цен агропродовольственного рынка и усиление государственной поддержки свеклосеющих
Создание в сырьевых зонах финансово-промышленных холдингов
Определение планового финансового результата
Переработка сахарным заводом оптимального объема сырья
Возделы ва ни е с ор тов и гибр ид ов с раз ны ми ср оками созревания
Разработка и реализация свеклосеющими хозяйствами конкурентной стратегии
Построение маркетинговых систем распределения сахара и продуктов его переработки
Рисунок 4 - Организационно-экономические и финансовые элементы рациональной организации сахарных заводов и их сырьевых зон
И, как показывает практический опыт, элементно-системный подход в реформировании свеклосахарного подкомплекса может дать значительный экономический эффект.
Источники
1. Краткие итоги производства сахарной свеклы и работы сахарных заводов Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ в 2009 г. и за период 1986-2009 гг. - М.: Союз сахаропроизводителей России, 2010. - 74 с.
2. Организация сырьевой базы и эффективность сахарного
производства / З.Н. Пантелеева, Г.В. Шевчук, Н.Н. До-ценко, М.П. Васильчук. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. - 68 с.
3. Сапронов Н.М., Пружин М.К., Морозов А.Н., Цуканов В.Н. Принципы, технологии и способы сырьевого обеспечения сахарных заводов // Сахарная свекла. - 2006. - № 10. - С. 2-5.
4. Чайка В.П., Кулинцев И.И. Роль и перспективы сахарной отрасли в устойчивом сельском развитии // Сахарная свекла. - 2008. - № 1. - С. 6-8.
УСКОРЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЗЕРНОВОГО ПРОИЗВОДСТВА - ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА РЕШЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Д.А. Зюкин, асп. Курской государственной сельскохозяйственной академии им. проф. И.И. Иванова
Зерновое хозяйство в нашей стране является одним из основных в сельской экономике как в производственно-экономическом, организационно-технологическом, так и в продовольственно-стратегическом, социально-политическом плане. Это крупная отрасль, которая может быть высокодоходной. Ей присущи существенные особенности как по техникотехнологическим, биологическим объектам используемых средств и предметов труда, так и многообразию получаемой первичной продукции, характеру и назначению ее использования (продовольственные, кормовые, промышленные и т.д. цели), а также размещению, характеру взаимодействия факторов (экстенсивных и интенсивных).
Зерновыми культурами занято свыше половины посевных площадей страны, без малого 80% которых сосредоточены в крупных и средних сельскохозяйст-
венных организациях различных организационноправовых форм. В этой отрасли задействованы крупные механизированные технологии при значительной концентрации посевов в расчете на организацию. Важнейшее значение этой отрасли определяется еще и тем, что около 40% продукции продовольственного комплекса связано с использованием зерна [1, 4].
Все вышесказанное говорит о том, что и сегодня зернопроизводство остается фундаментальной базовой отраслью сельской экономики, ее первоосновой. Но чтобы оно смогло раскрыть свой потенциал, оно должно стать высокоразвитым. Особенно это становится актуальным в условиях мирового экономического и продовольственного кризисов. Однако в связи с глобальными кризисными явлениями в мировой экономике, засухой лета 2010 г. в зернопроиз-водстве обострились негативные тенденции, не по-
зволяющие ему выйти на высокоэффективный уровень развития.
Ныне ставится задача превращения России в одного из ведущих мировых экспортеров зерна, учитывая производство его заметных излишков. Однако следует иметь в виду, что такие излишки возникли в связи с колоссальной убылью скота. За годы реформ поголовье крупного рогатого скота сократилось с 43 до 9 млн голов. При этом процесс сокращения поголовья продолжается. Производство мяса и молока составляет лишь 60% к уровню 1990 г. Так, если в 1990 г. на 100 руб. растениеводческой продукции в России было произведено 170 руб. животноводческой продукции, в том числе 25 руб. за счет импортного зерна, то в 2009 г. этот показатель снизился до 89 руб. Если ввести корректировку на импортное зерно, а также на то, что увеличились посевные площади технических культур, то можно, делает вывод Б. И. Пошкус [5], ставить задачу о необходимости производства животноводческой продукции в расчете на 100 руб. растениеводческой продукции в объеме 125 руб.
В связи с этим вызывает сомнение большой оптимизм политиков по поводу превращения нашей страны из импортера зерна в экспортера. В 2008 г. экспорт достиг 22,5 млн т. Вывозить излишки продовольственного зерна нужно. Однако совместить одновременное решение двух задач - увеличение экспорта зерна и сокращение доли импорта животноводческой продукции - вряд ли удастся. Государственная программа развития сельского хозяйства предусматривает увеличение реализации и зерна хозяйствами страны к 2012 г. на 6 млн т, рост производства зерна запланирован в том же объеме. Непонятно, как будут обеспечены зерном новые животноводческие комплексы, за счет которых намечено решить проблему роста мясомолочной продукции [3].
Уровень потребления зерна в год в России составляет в стране 74-75 млн т. Однако некоторые экономисты еще в 1960-е гг. утверждали (В.Г. Венжер и др.), что для расширенного воспроизводства необходимо производить 1 т зерна на человека в год. Это предполагает наличие высокоразвитого животноводства, покрывающего внутреннее потребление. Уровень развития животноводства как наиболее сложной отрасли является показателем сельскохозяйственного развития страны. Еще в самом начале XX в. экономист П.М. Лохтин в связи с тем, что в России животноводство систематически сокращалось, хотя и не в таких катастрофических масштабах, как сейчас, выдвинул тезис о том, что состояние скотоводства представляет хорошее мерило для суждения о состоянии сельского хозяйства в целом.
Как считает ряд ученых, одним из основополагающих вопросов продовольственной стратегии является соотношение импорта и экспорта. И это одна из самых трудных для решения проблем сельского хозяйства и всей экономической жизни общества. Вызвана она тем, что страна завозит из-за рубежа продовольствия на 35-37 млрд. долл. В импорте преобладает именно мясомолочная продукция. Поэтому, когда приводятся цифры экспорта зерна Россией, надо помнить, что часть этого экспорта возвращается в виде обратного ввоза более дорогих мясомолочных продуктов, т.е. в самой невыгодной форме обмена [6].
Поэтому первоочередная задача на сегодняшний день - увеличить производство фуражного зерна, а в целом по валовым сборам выйти на уровень 1990 г. Государство может способствовать решению такой задачи путем создания специального фонда зерна в размере 15 млн т. Такой фонд нужно рас-
сматривать как часть действующего Стабилизационного фонда в натуральном виде. Зерновой фонд позволит гарантировать стабильность внутреннего рынка от изменений конъюнктуры цен на продовольствие и финансовых потрясений. Неоценима роль фонда в сглаживании негативных последствий погодных условий, которые периодически повторяются. После неурожайного 1998 г., когда производство сельскохозяйственной продукции упало почти на 15%, потребовалось четыре года на восстановление объемов производства. Через федеральный резерв государство получит возможность поддерживать животноводство, предлагая хозяйствам зерно на корм по приемлемым ценам [3].
Ускоренное развитие животноводства, по мнению академика РАСХН Пошкуса Б.И. [5], - главная задача решения продовольственной безопасности страны. Валовые сборы зерна позволяют в ближайшие 5-7 лет решить проблему обеспечения населения мясом птицы и значительно увеличить производство продукции свиноводства (и мы разделяем эту точку зрения). Разумеется, при солидном участии частного капитала и бюджетной поддержке цен на продукцию свиноводства. При этом развитие свиноводства и птицеводства, как считает автор, следует концентрировать в зерновых регионах страны. Такими же мерами следует стимулировать развитие производства молока и мяса крупного рогатого скота. Это потребует более длительного периода времени, ибо молочное скотоводство не является скороспелой отраслью, как свиноводство и птицеводство, и требует гораздо больших инвестиций [5].
Как показывает практика основным условием вытеснения импорта является повышение конкурентоспособности отечественной продукции. В отличие от ведущих стран - экспортеров зерна с их высокоразвитой законодательной базой, регулирующей все стадии воспроизводственного процесса в зерновом хозяйстве и движение зерна от его производителя к потребителю, для России характерно ее несовершенство, низкий уровень исполнительной дисциплины принятых на федеральном уровне нормативных и правовых актов, регулирующих организационные и экономические отношения между хозяйствующими субъектами зернового рынка и внешнюю зерновую торговлю. Поэтому для повышения эффективности их функционирования следует отойти от фрагментарного формирования законодательства, сформировать и принять пакет взаимоувязанных нормативных и правовых актов, рассчитанных на разные временные горизонты государственной поддержки производства зерна и регулирования его рынка с учетом условий членства в ВТО [2].
Чтобы зерновое хозяйство имело возможность для расширенного воспроизводства, а зерновой рынок развивался устойчиво, обеспечивалось надежное хлебофуражное снабжение, увеличивались экспортные ресурсы качественного зерна, укреплялись национальные интересы в страны в мире, необходимо разработать государственную зерновую стратегию, в которой экономически заинтересованы все хозяйствующие субъекты зернового рынка. Она должна исходить из необходимости устойчивого и эффективного функционирования зернового хозяйства и смежных с ними отраслей экономики, формирования развитого зернового рынка в целях более полного гарантированного удовлетворения потребности страны в зерне. Такая стратегия должна базироваться на протекционизме в отношении производства преимущественно дефицитных и высококачественных видов
зерна, содержать формы и эффективные методы воздействия государства на зерновой рынок, обеспе- 1
чивать надежную систему взаимодействия между органами власти, бизнесом и сельскохозяйственными 2
товаропроизводителями. '
Поскольку проблему развития зернового хо- 3.
зяйства и рынка зерна следует решать комплексно, то необходимо иметь стабильную законодательную базу, завершив подготовку базового Закона РФ «О 4.
зерне», в котором должны быть четко сформулированы основные направления, принципы и механизмы развития зернового хозяйства и рынка зерна, преду- 5
смотрены конкретные меры, обеспечивающие эконо- '
мические интересы государства и отдельных субъектов рынка зерна, включая непосредственных произ- 6.
водителей.
Источники
Алтухов А.И. Современные проблемы развития зернового хозяйства и пути их решения М.: Изд-во ВО Мин-сельхоза России, 2005. - 442 с.
Алтухов А.И. Зерновое хозяйство России: рост без развития // Экономист, 2009. -№ 4. - С. 20-28. Беспахотный Г. Новые механизмы приоритетного
развития сельского хозяйства // Экономист, 2008. -№ 7. - С. 90-96.
Дугин П.И. Экономическая эффективность зернопроиз-водства в лучших сельскохозяйственных организациях России / П.И. Дугин, Л.Р. Барахоева // Аграрный вестник Урала, 2009. - № 7. - С. 16-21.
Пошкус Б.И. Аграрные проблемы России сегодня и в перспективе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2010. - № 9. - С. 10. Фигуровская Н. Экономическая стратегия аграрного развития // Экономист, 2010. - № 8. - С. 82-85.
О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЗОН ГАРАНТИРОВАННОГО ПРОИЗВОДСТВА
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕГИОНЕ
Н.А. Пожидаева, асп. Курской государственной сельскохозяйственной академии им. проф. И.И.Иванова
Аграрный сектор и агропродовольственная система российского народного хозяйства переживает один из труднейших периодов своего развития, связанный с переходом России к новой политической и экономической системе. Распад административной системы хозяйствования и переход к рыночным отношениям при несовершенстве экономических подходов привели к тому, что произошло разрушение существующих ранее отношений в отраслях и сферах АПК. Кризисные явления коснулись как экономической, так и социальной сферы этой системы. Анализ текущего состояния АПК показывает, что за сравнительно короткий промежуток времени в этом секторе экономики произошло резкое сокращение материально-
технической базы производства, в связи с чем, сузились возможности его интенсификации, поставок продукции отечественных товаропроизводителей на агро-продовольственный рынок, возросла доля импорта продовольствия на этом рынке [1]. Производственный потенциал АПК постоянно снижается, состояние племенного животноводства и семеноводства ухудшается, стареют техника и оборудование, не соблюдаются системы земледелия и технологические пропорции производства. В сложившихся условиях решение проблем сельского хозяйства приобретает первостепенное значение. Являясь ключевой сферой АПК, отрасль имеет свою специфику, определяемую производством продуктов питания как основы жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производством сырья для многих видов потребительских товаров и продукции производственного назначения. Кроме того, рассматривая сельское хозяйство в комплексе с другими, смежными отраслями, стоит отметить, что помимо стратегической заинтересованности государства в обеспечении нормального (оптимального) функционирования аграрного сектора, имеется и в полнее определенная рыночная целесообразность существования и развития сельского хозяйства - каждое рабочее место, созданное в сельском хозяйстве, обуславливает создание нескольких рабочих мест в смежных отраслях, а любые структурные сдвиги в АПК неизбежно влекут за собой соответствующие изменения во многих отраслях, начиная от машиностроения и заканчивая рыночной торговлей.
Сегодня сельскохозяйственное производство не в состоянии обеспечить тех задач, которые ставит перед ним общество. Именно поэтому одной из основных задач управления региональным развитием сель-
ского хозяйства в условиях становления новой экономической системы, основанной на рыночных отношениях, становится решение проблем отрасли. При этом выработка обоснованных мероприятий не возможна без анализа совокупности факторов, влияющих на состояние и темпы развития сельского хозяйства, потому как ни одно явление не может быть правильно понято, если оно рассматривается изолировано, без связи с другими. Все процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении, развитии и взаимосвязи, как единство и борьбу противоположностей. Анализ данных факторов дает основания говорить о возможности (или, напротив, невозможности) развития сельского хозяйства региона на перспективу и управляющих воздействиях, необходимых для его будущего эффективного функционирования. На развитие сельского хозяйства оказывают влияние множество факторов, которые проявляются в различных сферах - в демографической, культурно-воспитательной, производственно-экономической, природноклиматической и др. (рис. 1).
Ключевым фактором, оказывающим воздействие на уровень развития сельского хозяйства, следует считать зависимость сельскохозяйственного производства от природно-климатических условий, не поддающихся управленческому воздействию, что свидетельствует о повышенном уровне неопределенности и риска в региональном сельском хозяйстве. При этом, риск следует рассматривать как влияние случайных переменных на отдельные экономические субъекты, которые невозможно конкретизировать и устранить. Интенсивность риска в аграрном секторе характеризуется вероятностью потерь сельскохозяйственной продукции, позволяющих идентифицировать зоны (области) риска. Неопределенность (как наиболее характерная причина риска) в системе аграрного производства определена нами как объективная форма существования случайности, проявляющаяся в неоднозначности [2].
Решение проблемы минимизации риска и повышение устойчивости сельского хозяйства региона, по нашему мнению, возможно путем создания специализированных зон гарантированного производства важнейших сельскохозяйственных культур с учетом почвенно-климатических, погодных, демографических, этнических и социально-экономичес-ких факторов, а также оптимального соотношения между возможностями местной кормовой базы и видовой структурой животноводства.