Научная статья на тему 'УСКОРЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В 2023 ГОДУ'

УСКОРЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В 2023 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
413
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика России / результаты 2022 года / выполнение задач 2023 года / достижения в отраслях / технологический суверенитет / финансовое стимулирование / итоги и перспективы / Russia economy / 2022 results / fulfillment of 2023 tasks / branches results / technological sovereignty / financial stimulation / summary and prospects

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Князев Юрий Константинович

В статье рассказывается о мероприятиях, проводившихся в России в 2023 году с целью адаптации экономики к новой ситуации, возникшей вследствие острого конфликта со странами НАТО и ЕС после начала специальной военной операции на Украине. Достигнутые успехи позволили выйти на траекторию экономического роста и компенсировать спад предыдущего года, заложившего основу для дальнейшего развития. В ходе выполнения поставленных задач достигнуты конкретные результаты в разных отраслях реального сектора. Сделаны первые шаги в достижении экономического и технологического суверенитета. Важную роль сыграли меры финансовой поддержки бизнеса и граждан, обеспечившие рост инвестиций в ключевые секторы экономики и расширившие спрос на отечественную продукцию. Итоги года позволяют с осторожным оптимизмом оценивать ближайшие перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCELERATION OF RUSSIA ECONOMIC DEVELOPMENT IN 2023

The paper describes the measures led in 2023 with the aim to adopt Russian economy to a new situation arisen as a result of severe conflict with NATO and EU countries after the beginning of special military operation in Ukraine. Successes reached during this year permitted Russian economy to come into trajectory of growth and to compensate last year fall when a basis for further development were laid. Concrete results are reached in different branches of real sector thanks to main tasks fulfillment. The country made first steps toward economic and technological sovereignty. Measures for financial support of business and citizens with the aim to increase investments in key sectors of economy and to broaden demand for domestic products were of great importance. The year results permit to appreciate nearest prospects with prudent optimism.

Текст научной работы на тему «УСКОРЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В 2023 ГОДУ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

УДК: 338 Б01: 10.24412/2071-6435-2024-1-53-74

УСКОРЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В 2023 ГОДУ

В статье рассказывается о мероприятиях, проводившихся в России в 2023 году с целью адаптации экономики к новой ситуации, возникшей вследствие острого конфликта со странами НАТО и ЕС после начала специальной военной операции на Украине. Достигнутые успехи позволили выйти на траекторию экономического роста и компенсировать спад предыдущего года, заложившего основу для дальнейшего развития. В ходе выполнения поставленных задач достигнуты конкретные результаты в разных отраслях реального сектора. Сделаны первые шаги в достижении экономического и технологического суверенитета. Важную роль сыграли меры финансовой поддержки бизнеса и граждан, обеспечившие рост инвестиций в ключевые секторы экономики и расширившие спрос на отечественную продукцию. Итоги года позволяют с осторожным оптимизмом оценивать ближайшие перспективы.

Ключевые слова: экономика России, результаты 2022 года, выполнение задач 2023 года, достижения в отраслях, технологический суверенитет, финансовое стимулирование, итоги и перспективы.

Для цитирования: Князев Ю.К. Ускорение экономического развития России в 2023 году // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2024. № 1. С. 53-74. Б01: 10.24412/2071-6435-2024-1-53-74

Ю. К. Князев

Основные задачи социально-экономической политики

В непростых условиях усилившегося санкци-онного давления коллективного Запада и продолжения специальной военной операции на Украине экономика России сумела перейти от имевшего место в 2022 году спада ВВП на 2,1% к возобновлению роста, составившего по итогам 2023 года 3,5%. Это произошло вопреки негативным прогнозам, а самое главное — на совершенно новой основе возрождающегося отечественного производства.

Провалился план разрушения российской экономики путем ее изоляции от мира, лишения зарубежных инвестиций, передовых технологий, критически важных изделий и запасных частей, а также рынков сбыта для энергоресурсов, металлов, химических удобрений и другой продукции традиционного российского экспорта.

Если в 2022 году решались неотложные задачи выживания российской экономики в чрезвычайных условиях внезапного разрыва связей с враждебным западным миром, когда приходилось срочно перенаправлять торговые потоки с запада на восток и замещать прекратившиеся поставки критически важных товаров собственным производством и более дорогим параллельным импортом, то в следующем году упор был сделан на планомерную работу по налаживанию новой системы хозяйствования с опорой на преимущественно внутренние ресурсы при расширении сотрудничества с дружественными странами.

На съезде РСПП 16 марта 2023 года В. В. Путин сказал, что «Россия приобретает принципиально иное качество, начинает развиваться по новой модели» [4]. На совещании с членами Правительства 29 марта 2022 года Президент России вновь подчеркнул необходимость перехода к новой модели экономического роста, отметив позитивную динамику российской экономики, в том числе за счет освоения бизнесом ниш, возникших после ухода западных компаний, и развития связей со странами Востока и Юга.

Новая концепция дальнейшего развития страны нашла отражение в формулировании экономической и социальной политики на ближайшую перспективу. На совещании с членами Правительства Российской Федерации 11 января 2023 года Президент В. В. Путин обозначил 6 основных направлений социально-экономического развития России в наступившем 2023 году:

1) расширение внешнеэкономических связей и выстраивание новых логистических коридоров;

2) развитие дорожной и иной инфраструктуры, продолжение жилищного строительства;

3) увеличение технологических возможностей российской экономики, создание новых производств и рабочих мест;

4) укрепление финансового суверенитета страны, наращивание инвестиций во всех отраслях и высокотехнологичных компаниях;

5) повышение реальных зарплат и доходов граждан, снижение уровня

бедности и неравенства;

6) решение острых демографических проблем [11].

Особое внимание будет уделяться развитию новых субъектов Российской Федерации — ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, приведению их к общероссийским государственным стандартам.

Среди основных направлений не было выделено выполнение задач, связанных с СВО, а именно — форсирование работы ОПК и обеспечение нужд фронта с соответствующим дополнительным финансированием. Этому вопросу было уделено должное внимание на совещании по экономическим вопросам, состоявшемся неделей позже, где В. В. Путин указал на необходимость активной работы предприятий оборонного комплекса по обеспечению потребностей фронта [10].

Работа по указанным направлениям проводилась на протяжении всего года по линии Администрации Президента, Правительства, других органов власти и общественных организаций. Конкретные вопросы социально-экономического развития страны периодически обсуждались на совещаниях с участием Президента и главы Правительства, где подводились итоги сделанного и ставились новые задачи. В центре внимания были достижения и планы в важнейших отраслях экономики, менявших ее структуру и создававших основу для суверенного технологического, финансового и производственного развития вопреки самоизоляции Запада от России и в расчете в основном на собственные силы при расширении торговли и сотрудничества с остальным миром.

Результаты 2022 года как основа дальнейшего развития

Выполнение поставленных задач опиралось на полученные в 2022 году первые результаты в деле нормализации условий хозяйствования и достигнутые успехи в отдельных областях. Несколько вырос розничный товарооборот. Внутренний спрос постепенно был перенаправлен с импортной продукции на отечественную, встала задача его дальнейшего увеличения путем повышения деловой активности и снятия ненужных ограничений в производстве, логистике, финансах, подготовке кадров. Торговым сетям удалось насытить магазины отечественными продовольственными товарами. Население и предприятия были обеспечены необходимыми товарами и ресурсами.

Созданы более благоприятные условия для работы бизнеса. Количество проверок на предприятиях сократилось за последние два года в пять раз,

и такой режим продлен на 2024 год. После ценового всплеска в начале года удалось предотвратить дальнейший рост инфляции. Безработица осталась на невысоком уровне.

Несмотря на снизившийся объем ВВП, внешнеторговый оборот страны повысился на 81%, достигнув 850 млрд долларов, профицит торгового баланса составил 332 млрд долларов. Пришлось срочно переориентировать экспортные поставки с Запада на Восток, чтобы не уменьшились поступления в государственный бюджет от продаж за рубеж нефти, природного газа и другого сырья. Для этого нужно было перестроить всю транспортную логистику продажи энергоносителей, которые вместо Европы стали поступать в основном в Азию. Нефть продавалась с дисконтом из-за высокой стоимости фрахта, но ценовая скидка постепенно снижалась. Добыча нефти выросла в 2022 году на 2% до 535 млн тонн и сохранилась на этом высоком уровне. Добыча газа упала на 11,8%, но доходы от его продажи возросли из-за более высоких мировых цен.

Была увеличена грузоперевозка по железным дорогам в восточном направлении. Решена проблема затоваренности дальневосточных портов. Объемы товарооборота выросли, в том числе благодаря перестройке логистики. Были определены восемь важных направлений сотрудничества с Китаем, в том числе создание технологических партнерств, реализация инфраструктурных проектов, кооперация в финансовой сфере и реальном секторе.

На встрече с В. В. Путиным в феврале 2023 года глава РЖД О. В. Белозеров рассказал о рекордных результатах работы железных дорог, по которым перевозится 87% всех грузов в стране. Объем грузоперевозок в восточных направлениях впервые превысил в 2022 году объем перевозки на запад (80 млн тонн против 76 млн тонн). В дружественные страны он вырос на 23% и сократился на 40% в недружественные государства (соответствующие объемы — 365 и 210 млн тонн). Финансирование РЖД из госбюджета составило 467 млрд рублей, из которых 259 млрд направлено на закупку вагонов и материалов. Общий объем инвестиций в эту отрасль составил за год 883 млрд рублей, увеличившись на 25% против 2021 года. Ремонтные работы проведены на линиях восточного направления общей длиной 1300 км. На 2023 год запланировано инвестировать 250 млрд рублей на восточном полигоне. На международном коридоре Север-Юг осталось достроить 162 км железнодорожных путей.

На встрече В. В. Путина с мэром Москвы С. С. Собяниным 7 февраля 2023 года были озвучены следующие достижения в экономическом развитии столицы за 2022 год. Развернута на промкомплексе в Руднево площадка для изготовления беспилотных летательных аппаратов. По 10 офсетным контрактам на сумму 95 млрд рублей построен ряд фармацевтических предприятий по производству лекарств, медицинского оборудования, детского питания. В Зеленограде создан кластер по производству лекарственных препаратов, две трети из которых в стране не производилось. Возобновлен выпуск автомобилей «Москвич» на базе бывшей площадки Renault. В 2023 году произведено около 50 тысяч автомашин, в 2024 году их выпуск удвоится с локализацией компонентов по всей России. Началось производство электромобилей, подписан контракт с Яндекс.Такси на поставку 2 тысяч таких машин. Завершено строительство Большой кольцевой линии метро и наземного Московского центрального диаметра. МЦД-3 соединил высокоскоростную магистраль из Санкт-Петербурга через Зеленоград в сторону Казани, а МЦД-4 пройдет через все вокзалы города кроме одного. Завершено строительство магистральной скоростной автодороги, связывающей Санкт-Петербург и Казань. За год построено 6,8 млн кв. м жилья против 7,8 млн в 2021 году. Осуществляется программа реновации жилья, в новые дома уже переехали 100 тысяч жителей, в ближайшие три года переедут еще 200 тысяч человек. Обновлено оборудование и отремонтированы помещения в каждой второй поликлинике (всего 77 объектов). В Москве создана большая база электронных данных в объеме 2 млрд единиц, необходимых для внедрения искусственного интеллекта, в том числе для постановки диагнозов заболеваний и для проекта электронной школы [2].

В Московской области успешно проходило импортозамещение. В 2022 году открыто 20 новых предприятий, на 2023 год запланировано 50, на 2024 год — 54. Около 200 иностранных компаний продолжили работу. Бизнес охотно использует новые возможности при поддержке регионального Фонда развития промышленности. В Коломне, например, освоено производство дизельных генераторов.

В Приморье компания Mazda Sollars в августе 2023 года запустила сборочную линию по выпуску автомобилей. Строятся 19 краболовов на сумму 41 млрд рублей. Завод «Звезда» изготавливает 4 газовоза и 2 танкера-афрамакса. Завод «Прогресс» выпускает военную технику. Строятся новые порты, большой транспортно-логистический центр

(сухой порт) на 1 млн контейнеров. В сентябре открылся порт Суходол на 20 млн тонн грузов. Возводится арендное жилье. Дальневосточная ипотека содействует закреплению молодежи в регионе. Предстоит ликвидировать узкие места на железнодорожном и автотранспорте, активизировать ввод новых участков. Сейчас Дальний Восток получает новое ускорение после проведения саммита АТЭС. Необходимы новые инвестиции в инфраструктуру из средств госбюджета и банковских кредитов в дополнение к льготам в территориях опережающего развития.

Плановый объем расходов госбюджета в 2022 году был превышен на 6 трлн рублей до 31,2 трлн. Покрывались они за счет роста доходов в размере 2,8 трлн рублей (в том числе 2 трлн рублей от нефтегазового сектора благодаря росту мировых цен) и заимствований на сумму 3,5 трлн рублей. Бюджетный дефицит составил 3,3 трлн рублей, или 2,3% ВВП. На ценовую индексацию израсходовано 500 млрд рублей, на выплату пособий малоимущим, имеющим детей с 8 до 16 лет включительно, — 400 млрд рублей[11]

Результаты перестройки работы в основных отраслях

В условиях, когда объем поставок в недружественные страны сократился в 3,5 раза, а в страны ЕС — в 4,5 раза, необходимо было адаптировать внешнеторговые потоки к новым условиям. Объем экспортных поставок в дружественные страны в 2023 году превысил 360 млрд долларов и увеличился по сравнению с 2021 годом на 60%, в том с числе в Китай он составил 120 млрд долларов из совокупного товарооборота в 225 млрд долларов.

Такой результат был получен благодаря оперативной перестройке системы поддержки несырьевого, неэнергетического экспорта промышленных и сельскохозяйственных товаров, в частности, были введены льготы на транспортировку и страхование грузов. Физический объем несырьевого экспорта в дружественные страны вырос на 20%. Экспорт сырой нефти в 2023 году увеличился на 7% и составил 250 млн тонн.

Благодаря росту импорта из дружественных стан общий объем импорта превысил показатель 2021 года и составил 300 млрд долларов. В 2021 году на недружественные страны приходилось 50% всего импорта, в 2022 году их доля снизилась до 35%, а в 2023 году до 29% [5]. Для возмещения сократившихся поставок из этих стран был запущен и продолжает работать механизм параллельного импорта, введены

налоговые льготы при ввозе импортного оборудования, снижены или обнулены таможенные пошлины, практикуется льготное кредитование приоритетного импорта.

В связи с возросшей важностью транспортной и иной инфраструктуры вопросы ее опережающего развития обсуждались в ходе проведенной 18 апреля 2023 года стратегической сессии Правительства Российской Федерации. Во вступительном слове М. В. Мишустин сказал, что для обеспечения комплексного и долгосрочного планирования утверждена пятилетняя программа возведения объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры с привлечением бюджетных средств. В нее включено 6,5 тысячи объектов на общую сумму финансирования более 4,5 трлн рублей [13].

Общий размер финансирования дорожной сети на пятилетие составляет почти 13 трлн рублей. На обновление региональных дорог будет выделено около 140 млрд рублей в виде казначейских кредитов на срок до 15 лет, плюс 50 млрд рублей на обновление общественного транспорта, включая закупку автобусов.

Предстояло привести в нормальное состояние 85% дорожных сетей протяженностью 136 тысяч км. На эти цели было утверждено финансирование в размере 13 трлн рублей на 2023-2027 годы. На развитие инфраструктуры в 2023 году направлено 250 млрд рублей кредитов и 300 млрд рублей, полученных от размещения инфраструктурных облигаций. Ускорены сроки окончания работ на объектах. Достигнуты рекордные показатели по контейнерным перевозкам на железнодорожном транспорте — 7,5 млн ТЕи, на 15% больше, чем в 2021 году.

Строительная отрасль активно развивается несмотря на санкционное давление: объем строительных работ вырос за последние три года почти на 15%. С целью структурной адаптации экономики к сегодняшним реалиям будут строиться морские порты, судостроительные верфи, промышленные технопарки, таможенные склады и логистические центры. Приоритетные проекты могут рассчитывать на особый подход банков при одобрении кредитов, льготную процентную ставку и более активное участие институтов развития. Будет выделено дополнительное финансирование в размере до 10 трлн рублей для замещения импортных поставок дефицитных материалов, комплектующих и оборудования, создания приоритетных транспортно-логистических потоков и производства конкурентной продукции. Прирост в промышленном строительстве

составил за год 6%.

Удалось выйти на рекордные объемы строительства жилья. В 2022 году было построено 101,5 млн кв. м жилой площади и примерно столько же в истекшем году.

К приоритетным направлениям промышленного развития отнесены отрасли, где уровень локализации производства составляет мене 50% и которые критически важны для обеспечения экономического суверенитета. Минпромторгом утвержден перечень импортных комплектующих, которые необходимо заменить на отечественные. Составлен он по заявкам предприятий и включает 400 позиций. Министерство выявляет для них возможных производителей, которые будут работать при поддержке Агентства по технологическому развитию с финансированием из Фонда развития промышленности (ФРП). В ответ на прекращение поставок в Россию самолетов, автомобилей и морских судов была принята программа замещения ранее импортировавшихся транспортных средств отечественными аналогами.

В авиапромышленности будет продолжен выпуск гражданских пассажирских и грузовых самолетов, космических аппаратов и спутников. В 2023-2025 годах «Аэрофлоту» будут поставлены 63 самолета, в том числе 34 импортозамещенных «Суперджетов», 18 МС-21 и 11 Ту-214. На реализацию этого проекта из Фонда национального благосостояния (ФНБ) выделено в 2023 году 175 млрд рублей в качестве кредитов по льготной ставке 1,5%. Активизирована льготная лизинговая программа приобретения самолетов и средств водного транспорта по линии Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК).

Помимо большой авиации разработано и испытано 49 моделей беспи-лотников. На заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив 9 февраля 2023 года была поставлена задача разработать национальный проект создания и эксплуатации беспилотных летательных аппаратов, которые необходимы для применения сквозных технологий в областях навигации, связи, систем накопления энергии, новых материалов, искусственного интеллекта, двигателестроения, микро- и радиоэлектроники, а также подготовки необходимых кадров.

В судостроении запланировано на 2023-2024 годы построить 260 гражданских судов. Возобновлено строительство хорошо известных скоростных судов на подводных крыльях «Комета» и «Метеор», рыболовецких траулеров, строятся дизельные и атомные ледоколы четырех

типов. Сейчас упор делается на создание собственных танкеров и газовозов для доставки энергоносителей.

Предстояло восстановить и другие наиболее пострадавшие отрасли, прежде всего автопром и лесопромышленный комплекс, расширить для этого кластерную инвестиционную платформу и промышленную ипотеку.

В автомобилестроении многие компании вынуждены были остановить работу из-за разрыва в поставках импортных комплектующих, но постепенно они переключилась на новых поставщиков и импортозаме-щение. Автопрому в 2022 году было предоставлено льгот и займов на общую сумму 50 млрд рублей на производство комплектующих и импортировавшихся агрегатов, эта практика продолжилась и в 2023 году, «АвтоВАЗ» в 2022 году выпустил 220 тысяч автомобилей, в 2023 году — около 400 тысяч. Бренд «Лада» занял 40% российского рынка.

На КАМАЗе за два месяца было освоено 250 деталей в коробках передач, а закупка 20 деталей была переориентирована на дружественные страны. Все совместные предприятия перешли в собственность компании. Автомобили К-5 выпускались раньше с использованием глобальных цепочек поставки комплектующих, а через год стали полностью отечественными и лучшего качества. Это достигнуто во взаимодействии с Фондом развития промышленности. Численность работников на КАМАЗе увеличилась с 54 тысяч до 59,5 тысячи, в основном на примкнувших предприятиях. Теперь предстоит защищать рынок от более мощных конкурентов, в частности из Китая. Начался выпуск автомобилей под брендом «Москвич», заработала новая площадка «АвтоВАЗа» в Санкт-Петербурге, продолжили работу «Автотор» в Калининграде (вместо «Ниссан») и «Соллерс» в Татарстане.

В деревообработке меняется логистика поставок с западных направлений на другие регионы мира. Освободившиеся иностранцами ниши занимают отечественные производители. В производстве мебели рост составил в 2023 году 15%.

На встрече с представителями обрабатывающей промышленности 3 августа 2023 года В. В. Путин отметил успехи в развитии этой важнейшей производственной сферы, в которой занято около 10 млн человек (14% трудоспособного населения, больше занято только в торговле — 13 млн человек).

Приоритетным проектом стало возрождение выпуска средств производства, прежде всего станкоинструментальной промышленно-

сти. Рост в этих отраслях в предыдущие 8 лет составлял 7-15% в год, а в 2023 году — 58%. Стала выпускаться новая номенклатура станков, не только традиционных металлообрабатывающих, но и современного оборудования на аддитивных технологиях и робототехнике. До 2030 года будет вложено в эту отрасль 300 млрд рублей, а вместе с региональными и внебюджетными инвестициями — свыше 500 млрд рублей. На предстоящую трехлетку выделяется 138 млрд рублей [1]. До 2030 года будет построено или модернизировано более 70 предприятий, выпускающих свыше 170 тысяч станков и обрабатывающих центров. Запущена программа развития робототехники. Промышленные роботы делают сейчас 7 отечественных компаний, в 2022 году ими отгружено 120 единиц продукции. Создается подотрасль электронного машиностроения. В химической промышленности будет возобновлено производство около 500 отечественных продуктов.

В структурной трансформации топливно-энергетического сектора решаются четыре задачи: 1) освоение компаниями российского рынка энергоносителей; 2) развитие переработки энергоресурсов; 3) обеспечение полного суверенитета страны в сфере ТЭК — технологического, кадрового и финансового, выпуск современного оборудования для нефтегазового сектора и передачи электроэнергии, формирование крупных совместных заказов на отечественную технику; 4) переориентация экспорта энергоносителей с Западной и Центральной Европы на другие регионы [8].

Перед нефтегазовой сферой стоят важные задачи технологического обновления за счет отечественных разработок. Минпромторгом утверждаются единые стандарты для нефтегазового оборудования, необходимого для импортозамещения (уже утверждено более 80 в 2022 году), разрабатываются механизмы сбора информации о спросе на отечественное оборудование и комплектующие, заключаются соглашения с российскими производителями техники с указанием сроков ее внедрения, вводится обязательная сертификация все еще импортируемого оборудования. В настоящее время около 38% оборудования в нефтегазовой сфере является импортным. Остро не хватает сейчас систем телекоммуникаций, тяжелых буровых установок, оборудования для наклонного и горизонтального бурения и шельфовой добычи, оснащения для сейсморазведки и геофизических исследований скважин, технологий гидроразрыва пласта, геонавигационного и насосно-компрессорного оборудования, комплектующих газотурбинных установок, катализаторов для нефте-

переработки. Огромные деньги тратятся на ремонт изношенного более чем на 60% оборудования. Наши компании принимают программы инновационного развития и получают на них государственные паспорта [7, с. 36]. Для получения СПГ строятся плавучие заводы в Белокаменске.

Успешно развивается атомная энергетика, на которую приходится 19,7% производства электричества (столько же выпускают гидроэлектростанции, более 40% падает на использование газа, около 2% — на ВИЭ). Россия строит за рубежом одновременно 22 атомных энергоблока, что составляет 80% мирового рынка.

В медицинской промышленности приоритетным будет создание кардо-стимуляторов, протезов, хирургических инструментов, аппаратов ИВЛ и другой техники. В 2021 году производство лекарств освоили 7 компаний в Приморском крае, Свердловской и Белгородской областях. С тех пор открылись три новых фармацевтических предприятия в Калининградской области, Саранске (Мордовия) и Санкт-Петербурге. Лекарственные субстанции изготовляют уже 100 фармкомпаний. Ими обеспечивается более половины жизненно важных лекарственных препаратов.

В 2022 году производство бытовой техники упало на 40% из-за ухода из России зарубежных брендов и трудностей с поставками комплектующих. Похожий негативный тренд отмечался и в выпуске ряда других изделий. С целью его преодоления запланировано обеспечить вывод на рынок критически важной для экономики отечественной продукции начиная с 2025 года. До этого будут активно задействованы варианты поставки оборудования из дружественных стран.

Достижение технологического суверенитета

Большие усилия прилагаются ради обеспечения технологического суверенитета. Поставлена цель — перевести весь цикл производства на российскую научно-промышленную базу. Для этого необходимо в кратчайшие сроки освоить критически важные технологии и обеспечить серийный выпуск наиболее востребованной продукции.

При Правительстве России создана Комиссия по научно-технологическому развитию, задача которой состоит в координации работы министерств, ведомств, высокотехнологичных компаний по исполнению единой программы научно-технологического развития. В ней консолидируется весь объем средств на НИОКР гражданского назначения. Дополнительным источником финансирования стал Российский

научный фонд. Создано 15 научно-образовательных центров (НОЦ), охватывающих 36 регионов страны.

В постановлении от 15 апреля 2023 года № 603 Правительство определило приоритетные направления для проектов обеспечения технологического суверенитета и структурной адаптации экономики России. Работа будет вестись по 13 направлениям: авиационная промышленность, автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, медицинская промышленность, нефтегазовое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, специализированное машиностроение, станкоинстру-ментальная промышленность, судостроение, фармацевтика, химическая промышленность, электроника, энергетика.

В связи с резко изменившейся ситуацией в стране и мире возникла необходимость в изменении Стратегии научно-технологического развития, принятой в 2016 году. В мае 2023 года Правительство утвердило Концепцию технологического развития. В ней упор сделан на ключевые отрасли — станкостроение, радиоэлектронику, малотоннажную химию, судо- и авиастроение, а также создание газораспределительных турбин большой мощности, дизельных и поршневых двигателей, беспилотных воздушных судов, медицинских изделий, лекарств. Всего реализуется не менее десяти мегапроектов с гарантированным финансированием на весь запланированный срок.

Во исполнение Стратегии Правительство России приступило к разработке закона о технологической политике. О содержании этого закона доложил первый заместитель Председателя Правительства А. Р. Белоусов на встрече с Президентом В. В. Путиным 7 ноября 2023 года. Предусматривается разработка конкретных десяти проектов создания продуктовой линейки в станкостроении, микроэлектронике, беспилотной авиационной технике, дизелестроении, химической промышленности, фармацевтике, производстве медицинского оборудования и других отраслях с выделением более 10 млрд рублей инвестиций. Для реализации этих проектов должен быть создан устойчивый спрос со стороны либо государства, либо компаний с государственным участием. В проекте закона четко прописан статус головного исполнителя — это частная компания, заключающая долгосрочные контракты с носителями спроса на изготавливаемую продукцию с использованием льготных кредитов и других государственных льгот. Обязанность головного исполнителя — формировать кооперационную систему цепочек добавленной стоимости

на основе технологических карт, включающих перечень необходимых критически важных технологий и определяющих приоритетные НИОКР в зависимости от потребностей изготовителей продукции. Уделяется также внимание необходимому кадровому обеспечению всех работ. Особо подчеркивается важность сквозных технологий типа искусственного интеллекта или создания новых материалов с заданными свойствами, новых накопителей энергии или биотехнологий. Особое внимание уделяется созданию центров инженерной разработки, программ реверсивного, обратного инжениринга с участием зарубежных технологий. Подводится также прочная правовая база для малых технологических компаний в развитие уже принятого Закона об этих компаниях, чтобы обеспечивался их рост от технологических стартапов до крупных товаропроизводителей. Будет создан реестр таких малых компаний [3].

В России на НИОКР расходуется 1-1,1% ВВП, тогда как в развитых странах — до 3% (в Китае — 2,5%, в Израиле — 4,9%). Две трети этих расходов покрывает федеральный бюджет, на долю самих предприятий пришлось в 2021 году 13,6% [9, с. 500]. Хотя планировалось увеличить финансирование до 1,5% ВВП в 2024 году и 3% ВВП в 2030 году, трехлетним бюджетом на 2024-2026 годы предусмотрено снижение государственных расходов на эти цели.

На расширенном заседании коллегии Минпромторга России 31 мая 2023 года министр Д. Мантуров отметил, что задача достижения технологического суверенитета выполнима в достаточно сжатые сроки в отраслях имеющегося инвестиционного спроса. Это авиа- и судостроение, железнодорожное, энергетическое, нефтегазовое машиностроение, химическая промышленность, радиоэлектроника, металлургия и некоторые другие отрасли. Благодаря преемственности промышленной политики эти отрасли работают на капиталоемкие секторы экономики. И здесь промышленность должна обладать технологиями и компетенциями по всей критической номенклатуре на разных переделах. Спрос на такую продукцию поддерживается с помощью ряда механизмов — унификации стандартов, таможенно-тарифного регулирования, офсетных контрактов, ограничения и квотирования закупок. Необходимо привлечь к решению актуальных технических задач людей с инженерно-технологическим образованием, которые работают не по своим профессиям. Следует продлить до 2030 года профильный национальный проект «Международная кооперация и экспорт».

За последние полтора года число российских брендов новых изделий выросло более чем на треть. В Роспатенте зарегистрировано 860 тысяч товарных знаков, из них 490 (больше половины) принадлежат российским компаниям и гражданам. Число последних растет вместо ушедших с нашего рынка иностранных брендов. Наиболее активно регистрируются новые торговые марки одежды и обуви, программного обеспечения, фармацевтики, бытовой химии, парфюмерии и косметики, кондитерских и хлебопекарных изделий. В 2023 году российских производителей, которые отсертифицировали свои товары, стало больше на 2 тысячи, или на 18% [12]. Идет продвижение российских брендов за рубежом, всего на внешние рынки вышли в 2023 году более 60 тысяч новых продуктов, на 20% больше, чем в 2021 году.

Финансовое обеспечение экономического роста

Для реализации мероприятий по перестройке экономики на новый лад выделяются необходимые средства из государственного бюджета и фондов развития. Необходимо было изменить приоритеты в расходовании бюджетных средств, снизить административные издержки для бизнеса.

Финансовая помощь для развития обрабатывающей промышленности оказывается по нескольким линиям. Из Фонда развития промышленности выдаются кредиты сроком на 10 лет со ставкой 1-3% годовых в размере от 5 млн до 5 млрд рублей. В 2022 году Фондом было выделено отечественным компаниям 140 млрд рублей для разработки необходимых материалов и комплектующих. Он был докапитализирован на 120 млрд рублей и после этого поддержал 1300 проектов на сумму 400 млрд рублей. В региональные фонды было направлено в 2022 году дополнительно 8,7 млрд рублей и в 2023 году еще более 3 млрд рублей. Общая капитализация всех региональных фондов развития промышленности — более 62 млрд рублей, а объем заявок на средства по-прежнему велик. Их необходимо докапитализировать до 100 млрд рублей из средств ФНБ. Сумма кредитов в обрабатывающую промышленность превысила 10 трлн рублей.

На всей территории страны создаются технологические кластеры, где действуют налоговые и иные льготы (социальные взносы уменьшены до 7,5%). В них работают индустриальные парки, которые пока ориентированы на крупный бизнес. МСП продолжают работать «в гаражах», на съемных площадях. Для них будут строиться многопрофильные площадки, приспособленные для выпуска серийной продукции. По

кластерной повестке кредиты выдаются под 30% от ставки ЦБ плюс 3%. Уже одобрено 16 проектов на сумму более 360 млрд рублей, в разработке еще 33 проекта стоимостью более 1 трлн рублей.

Стала применяться промышленная ипотека, по которой выдаются кредиты в размере 500 млн рублей сроком на 7 лет. Ею воспользовались 248 предприятий на общую сумму 22 млрд рублей.

Готовится к запуску проект «Промышленная реновация» с использованием государственно-частного партнерства (ГЧП), расширяется промышленная ипотека, планируется увеличить льготный срок в технопарках с 7 до 15 лет, субсидировать процентные ставки кредитов.

Благодаря инвестиционному налоговому вычету стимулируются капиталовложения уже действующих прибыльных компаний в новые продукты и отрасли. Для этого создана кластерная инвестиционная платформа. Одобрено 19 проектов на 400 млрд рублей, в высокой степени готовности еще 32 проекта на 1,3 трлн рублей, плюс 500 млрд из ФНБ и 130 млрд из ФРП. Выдаются льготные кредиты под 6,6% годовых. Введены налоговые льготы для покупателей отечественного оборудования. Субсидирование НИОКР компенсирует 70% затрат на эти цели.

Работает комиссия Государственного совета по совершенствованию регуляторной среды, способствующая стимулированию спроса на отечественную продукцию. Предстоит распространить на всех систему госзакупок, ввести ответственность за несоблюдение квот для закупки отечественных товаров. Будет расширяться практика офсетных контрактов, которые гарантируют бизнесу закупку товаров и услуг в определенных объемах государственными заказчиками, а бизнес обязан обеспечить производство этой продукции. В 2022-2024 годах объем финансовой поддержки промышленности составил более 700 млрд рублей в год.

Предстоит принять программу развития станкоинструменталь-ной промышленности. Предприятия готовы инвестировать в эту отрасль, но им нужен долгосрочный заказ и защита от кредитных рисков. Инвестиционные проекты окупаются за 7-8 лет, а контрактные обязательства не превышают трех лет. Надо переходить на долгосрочные контракты в 5-10 лет, особенно для госкомпаний. Нужны долгосрочные заказы, которые дают возможность планировать инвестиции, обновлять станочный парк, вкладываться в НИОКР.

Минэкономразвития и Банк России разрабатывают таксономию инвестиционных проектов с целью снижения порогов по кредитам.

В ней содержится 500 с лишним позиций, по которым даются стимулы для бизнеса, чтобы они финансировали именно эти проекты. Механизм таксономии практически запущен в июне 2023 года. Ведется отбор тех проектов, для которых банки дают льготные кредиты под регуляторные послабления Банка России и государства под поручительство ВЭБа. Утверждены первые проекты — производство аккумуляторов для электромобилей и создание верфей для композитных, более экономичных судов.

Сформирована единая база технологических компаний — витрина стартапов, которая дает всю нужную информацию для инвестирования. В ней сейчас почти 3 тысячи компаний. Создан перечень почти 300 видов приоритетной промышленной продукции.

Уровень валовых национальных сбережений в последние 2 года составлял 30% ВВП, а валовых накоплений — всего 21%. Для более полного использования имеющегося финансового резерва предлагается ввести новые формы инвестирования средств гражданами. Для индивидуальных инвесторов будут введены налоговые льготы и вычеты на срок до 5 и более лет. Практикуются новые финансовые продукты: долгосрочные сбережения граждан, добровольные взносы с государственным софи-нансированием в частные пенсионные фонды со страховкой вкладов в размере 2,8 млн рублей вместо 1,4 млн рублей в банках, долевое страхование жизни, многоголосовые акции, институт партнерского финансирования (исламский банкинг) — беспроцентные кредиты с участием в капитале. В результате этих мер каждый третий рубль сбережений сможет инвестироваться, и доля накопления в ВВП вырастет с 21% до 25% в 2025 году. Уже открыто более 5 млн инвестиционных счетов общей стоимостью 551 млрд рублей.

Необходимо перераспределить налоговые нагрузки на промышленные предприятия. Сегодня рентабельность ВПК с учетом субсидий в 1,7 раза выше, чем в обрабатывающей промышленности, а налоговая нагрузка в 1,6 раза выше у последней. Нужно также скорректировать таможенную политику: нельзя на сырье и компоненты держать высокие тарифы, а на конечную продукцию их обнулять.

Приоритет отдается сейчас экономике предложения, в которой имеющийся спрос удовлетворяется теперь новой отечественной продукцией. Для этого форсируется развитие капиталоемких отраслей со сложным оборудованием, новыми технологиями, высококачественным сырьем

и современными материалами, комплексным научным и инженерным обеспечением.

Одновременно решается проблема подготовки кадров специалистов. Запущен федеральный проект «Профессионалитет», которым охвачены около 1 тысячи опорных предприятий в 24 отраслях реального сектора и сотни колледжей по всей стране. За пять лет не менее 1 млн человек должны получить современные востребованные рабочие профессии. Предлагается ввести социальную ипотеку для преподавателей и наставников в профтехучилищах.

Итоги года и ближайшие перспективы

На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 21 декабря 2023 года были подведены итоги года в выполнении запланированных целей развития [5]. Президент В. В. Путин констатировал, что Россия успешно прошла период адаптации к изменившимся внешним условиям.

Результатом проведения активной экономической политики созидательной направленности стало поступательное ускорение роста ВВП благодаря преимущественному развитию производства в реальном секторе. После максимального спада ВВП в июне 2022 года на 4,7% начался его непрерывный рост повышающимися из месяца в месяц темпами. За первые 9 месяцев 2023 года прирост составили 2,8%, а в августе и сентябре — по 5,2%. По итогам всего года ВВП увеличился на 3,5%, что с лихвой компенсировало прошлогодний спад.

Особенно быстро развиваются секторы с высокой добавленной стоимостью, выпускающие машины, технику, оборудование. Объем промышленного производства увеличился на 3,6%, а в обрабатывающих отраслях — на 7,5%, что говорит о позитивных структурных сдвигах. В станкостроении рост составил 35%, в кожевенной и швейной промышленности — 5%.

Основными драйверами роста были госкорпорации, которые поставляют продукцию радиоэлектроники, металлоизделия, железнодорожные машины. Потребительский спрос обеспечивался на одну треть ростом гражданской промышленности и на две трети — ВПК и смежные отрасли.

В 2023 году надо было привлечь не менее 2 трлн рублей в проекты по выпуску приоритетной промышленной продукции. Инвестиций в основной капитал было на 10% больше, и это неплохой задел на бу-

дущее, сделанный производственными предприятиями в основном из собственных средств.

Укрепился финансовый суверенитет, означающий финансовую макростабильность, бюджетную сбалансированность и устойчивость финансовых рынков. Общий объем средств ФНБ составлял на конец года 11,8 трлн рублей, из которых 4,7 трлн свободных, не вложенных в проекты. Сегодня основной источник инвестиций — это прибыль компаний. Расходы на оборону выросли в 2 раза — с 3% до 6% ВВП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Начал стабилизироваться валютный рынок благодаря Указу об обязательной продаже валюты, действующему с октября 2023 года. По сравнению с 2021 годом доля рубля в наших международных расчетах удвоилась и составила свыше 35%, а вместе с валютами дружественных стран достигла 75%. Платежные карты «Мир» принимаются уже в 10 странах. Внешний государственный долг России сократился примерно на треть — с 46 до 32 млрд долларов, а корпоративная задолженность снизилась с 337 до 297 млрд долларов [5].

Средняя номинальная зарплата в стране увеличилась в 2023 году на 13,7%. Ее рост обогнал инфляцию, в реальном выражении она повысилась на 7,7%, составив 70,7 тысячи рублей. Располагаемые доходы населения выросли почти на 5%. В 2023 году МРОТ превысил прожиточный минимум работающих граждан на 3,7%. С 1 января 2024 году он увеличен на 18,5% и достиг 19200 рублей. Повышение затронет 4,8 млн человек, в том числе 2,5 млн бюджетников. На это будет истрачено 125 млрд рублей из госбюджета и 92 млрд средств работодателей.

Безработица упала до многолетнего минимума в 2,9%. Об общем повышении качества жизни людей свидетельствует продолжительность жизни, увеличившаяся на один год и достигшая в 2023 году 74 лет [6].

Прогнозы на следующие три года довольно оптимистичные. Ожидаемый прирост ВВП в 2024 году — 2,3%, в следующие два года — по 2%. Номинальный ВВП в 2024 году составит 180 трлн рублей, в 2025 году — более 190 трлн рублей, в 2026 году — свыше 202 трлн рублей. На заседании Правительства 22 сентября 2023 года М.В Мишустин сказал, что основными драйверами роста в 2024 году станут инвестиции и потребительский спрос, а также развитие обрабатывающей промышленности. В 2024-2026 годах прогнозируется рост инвестиций на 3% в среднем в год. Внутренний спрос вырастет в 2024 году на 4% за счет увеличения зарплат в 2023 году. В следующие два года он будет увели-

чиваться на 2,8% ежегодно. Инфляция в 2024 году ожидается на уровне 4,5% и в 2025 году должна выйти на целевой уровень в 4%.

На создание современного промышленного производства выделяется 2,7 трлн рублей. Это программы поддержки спроса, льготный лизинг, автокредитование, «газомоторика». Для создания автокомпонентной базы и поддержки отечественных производителей с участием ФРП будет выделено 1,4 трлн рублей. На развитие станкостроения — 128 млрд рублей. Будет продолжена модернизация отрасли, чему поспособствует создание головного Центра компетенций на базе МГТУ «Станкин». В микроэлектронику поступит 330 млрд рублей на НИОКР, формирование собственной компонентной базы, создание шести дизайн-центров и других производственных площадок. Предусмотрено обновление инфраструктуры наземного электрического транспорта и закупки электротранспортных средств в 10 городах Российской Федерации. На развитие региональных авиаперевозок будет потрачено 27,4 млрд рублей. Обновится инфраструктура морских портов в трех городах.

Безработица останется в пределах 3% (около 2,4 млн человек). Возникшая проблема дефицита трудовых ресурсов будет решаться переобучением кадров в соответствии с новым спросом на специалистов.

Доходы бюджета в 2024 году составят 35 трлн рублей, расходы — 36,6 трлн рублей. Ненефтегазовые доходы вдвое превысят нефтегазовые (8 трлн рублей). На реализацию нацпроектов (демография, безопасные качественные дороги, здравоохранение, образование, цифровая экономика) будет выделено около 3 трлн рублей. Свыше 760 млрд рублей поступит в течение 3 лет на выполнение инициатив социально-экономического развития. Приоритетами будут поддержка нуждающихся граждан, укрепление обороноспособности страны, интеграция новых регионов, технологическое развитие и расширение инфраструктуры.

Бюджетный дефицит будет покрываться за счет заимствований путем привлечения средств с внутреннего финансового рынка в размере более 4 трлн рублей ежегодно. Размер ФНБ на конец 2024 года составит 6,7 трлн рублей, а бюджетный нераспределенный ресурс — 3,7 трлн рублей. В бюджете фонда обязательного медицинского страхования увеличится финансирование регионов на 13,5%. Государственный фонд «Защитники отечества» получит 5 млрд рублей.

Существенная переориентация экономики на использование в основном внутренних ресурсов потребовала усиления роли государства,

без чего невозможно было преодолеть инерцию развития по краткосрочным рыночным критериям. Это радикальное изменение экономической политики вызывает опасения со стороны отдельных экспертов и государственных служащих. Так, глава Банка России Э. Набиуллина в своем выступлении на ПМЭФ-2023 сказала: «Наша экономика на глазах очень хорошо перестраивается. И не надо ее трогать. Есть риски вмешательства. Не надо государству здесь проявлять слишком большую активность. Соблазн управлять структурной перестройкой российской экономики может привести к подавлению частной инициативы и возвращению к Госплану» [14]. Успешность дальнейших преобразований будет зависеть от нахождения оптимального сочетания между свободной инициативой частного бизнеса и государственным регулированием ради приоритетного развития производств и технологий, критически важных для обеспечения экономического суверенитета страны.

Литература

1. Встреча В. В. Путина с заместителем председателя правительства, министром промышленности и торговли Д. В. Мантуровым 24 октября 2023 года. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/transcripts/725792 (дата обращения: 20 января 2024 года).

2. Встреча В. В. Путина с мэром Москвы С. С. Собяниным 7 февраля 2023 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/70467 (дата обращения: 20 января 2024 года).

3. Встреча с первым заместителем председателя Правительства А. Р. Белоусовым 7 ноября 2023 года. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/72679 (дата обращения: 20 января 2024 года).

4. Пленарное заседание съезда РСПП. 16 марта 2023 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/70688 (дата обращения: 20 января 2024 года).

5. Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 21 декабря 2023 года. URL: http://www.kremlin. ru/events/councils/by-council/1029/73083 (дата обращения: 20 января 2024 года).

6. Итоги года с Владимиром Путиным. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/transcripts/statements/729947 (дата обраще-

ния: 20 января 2024 года).

7. Качелин А. Технологический суверенитет в нефтегазовом комплексе // Мир перемен. 2023. № 1.

8. Пленарное заседание международного форума «Российская энергетическая неделя». URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/724809 (дата обращения: 20 января 2024 года).

9. Российский статистический ежегодник 2022 года. URL: rosstat. gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2022.pdf (дата обращения: 20 января 2024 года).

10. Совещание по экономическим вопросам 17 января 2022 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/70364 (дата обращения: 20 января 2024 года).

11. Совещание с членами Правительства 11 января 2023 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/ deliberations/70338 (дата обращения: 20 января 2024 года).

12. Совещание с членами Правительства 22 ноября 2023 года. URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-soveschanija-vladimira-putina-s-chlenami-pravitelstva-22-11-2023.html?ysclid= lsswqkzbnc222688505 (дата обращения: 20 января 2024 года).

13. Стратегическая сессия Правительства Российской Федерации 18 апреля 2023 года. URL: http://government.ru/news/48281/ (дата обращения: 20 января 2024 года).

14. Набиуллина предупредила о риске возврата к плановой экономике. URL: https://www.rbc.ru/economica/15/06/2023/648ab8ad9 a7947f53f2fdb2c (дата обращения: 20 января 2024 года).

References

1. Vladimir Putin's meeting with Deputy Prime Minister, Minister of Industry and Trade D. V. Manturov on October 24, 2023. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/725792 (accessed: 20 January, 2024) (in Russian).

2. Vladimir Putin's meeting with Moscow Mayor Sergei Sobyanin on February 7, 2023. Available at: http://www.kremlin.ru/events/presi-dent/news/70467 (accessed: 20 January, 2024) (in Russian).

3. Meeting with First Deputy Prime Minister A. R. Belousov on November 7, 2023. Available at: http://www.kremlin.ru/events/

president/news/72679 (accessed: 20 January, 2024) (in Russian).

4. The plenary session of the RSPP Congress. March 16, 2023. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/70688 (accessed: 20 January, 2024) (in Russian).

5. Meeting of the Council for Strategic Development and National Projects on December 21, 2023. Available at: http://www.kremlin. ru/events/councils/by-council/1029/73083 (accessed: 20 January, 2024) (in Russian).

6. The results of the year with Vladimir Putin. Available at: http://www. kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/729947 (accessed: 20 January, 2024) (in Russian).

7. Kachelin A. Technological sovereignty in the oil and gas complex. MirPeremen [World of Change], 2023, no. 1 (in Russian).

8. Plenary session of the international forum "Russian Energy Week". Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/tran-scripts/724809 (accessed: 20 January, 2024) (in Russian).

9. Russian Statistical Yearbook 2022. Available at: rosstat.gov.ru/stor-age/mediabank/Ejegodnik_2022.pdf (accessed: 20 January, 2024) (in Russian).

10. Meeting on economic issues on January 17, 2022. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/70364 (accessed: 20 January, 2024) (in Russian).

11. Meeting with members of the Government on January 11, 2023. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/ deliberations/70338 (accessed: 20 January, 2024) (in Russian).

12. Meeting with members of the Government on November 22, 2023. Available at: http://prezident.org/tekst/stenogramma-sove-schanija-vladimira-putina-s-chlenami-pravitelstva-22-11-2023. html?ysclid=lsswqkzbnc222688505 (accessed: 20 January, 2024) (in Russian).

13. Strategic session of the Government of the Russian Federation on April 18, 2023. Available at: http://government.ru/news/48281 / (accessed: 20 January, 2024) (in Russian).

14. Nabiullina warned about the risk of a return to a planned economy. Available at: https://www.rbc.ru/economica/15/06/2023/648ab8ad9 a7947f53f2fdb2c (accessed: 20 January, 2024) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.