УДК339 9 Л.Э. Слуцкий
DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2500-3925-2023-3-46-55
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
Москва, Россия
Вызовы и перспективы евразийской интеграции в меняющемся мире
Цель исследования заключается в анализе влияния современной трансформации международных экономических отношений на интеграционные процессы в Евразийском экономическом союзе. В соответствии с обозначенной целью, задачами исследования являются: 1. определить современные вызовы и угрозы евразийской интеграции; 2. оценить перспективы дальнейшего развития Евразийского экономического союза и способность интеграционного объединения противостоять этим въаовам в новых геополитических реалиях.
Материалы и методы исследования. В процессе подготовки статьи использованы данные международных, межрегиональных и национальных докладов и отчетов, аналитические статистические материалы, научные труды российских и зарубежных ученых. В ходе работы применялись статистические методы анализа экономических явлений, использовались методы логического и системного анализа, динамический, структурный анализ макроэкономических показателей, межрегиональный анализ оценки данных, а также табличные методы визуализации результатов исследования.
Результаты. В представленной статье проанализированы отдельные макроэкономические показатели, характеризующие современное состояние и развитие экономики Евразийского экономического союза в целом и ее стран-участниц. В результате проведенного исследования были определены основные вызовы
евразийской интеграции и проведена оценка перспектив и способности интеграционного объединения противостоять этим вызовам в современных геополитических условиях. Заключение. Евразийская интеграция для Российской Федерации является стратегическим выбором, который определяет одно из важнейших направлений развития внешней политики России. Интеграционный процесс в рамках Евразийского экономического союза, традиционно сопровождается рядом противоречий, которые с нарастанием глобальных вызовов и угроз могут, в зависимости от многих факторов, как усилиться, так и ослабнуть. Именно поэтому, в настоящее время, в полной мере оценить перспективы дальнейшего развития евразийской интеграции не представляется возможным. При этом, несмотря на высокую вероятность рецессии в крупнейших центрах мировой экономической системы, Евразийский экономический союз оказался одним из интеграционных объединений, способных в определённой степени противостоять негативным тенденциям в мировой политике и экономике, а странам-участницам Евразийского экономического союза удалось не просто предотвратить масштабный спад экономики, но и обеспечить макроэкономическую стабильность.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), интеграционные процессы, вызовы евразийской интеграции, экономическое развитие, интеграционное объединение.
Leonid E. Slutsky
The Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
Challenges and Prospects of Eurasian Integration in a Changing World
The purpose of the study is to analyze the impact of the modern transformation of international economic relations on the integration processes in the Eurasian Economic Union. In accordance with the designated goal, the objectives of the study are: 1. to identify current challenges and threats to Eurasian integration; 2. to assess the prospects for further development of the Eurasian Economic Union and the ability of the integration association to withstand these challenges in the new geopolitical realities.
Materials and methods of research. In the process of preparing the article, data from international, interregional and national reports, analytical statistical materials, scientific works of Russian and foreign scientists were used. In the course of the work, statistical methods of analysis of economic phenomena were used, methods of logical and system analysis, dynamic, structural analysis of macroeconomic indexes, interregional analysis of data evaluation, as well as tabular methods of visualization of research results were used. Results. The article analyzes some macroeconomic indexes characterizing the current state and development of the economy of the Eurasian Economic Union as a whole and its member- countries. As a result of the conducted research, the main challenges of Eurasian integration were identified and the prospects and ability of
the integration association to withstand these challenges in modern geopolitical conditions were assessed.
Conclusion. Eurasian integration is a strategic choice for the Russian Federation, which determines one of the most important directions of development of Russia's foreign policy. The integration process within the framework of the Eurasian Economic Union has traditionally been accompanied by a number of contradictions, which, depending on many factors, may either intensify or weaken with the increase in global challenges and threats. That is why, at present, it is not possible to fully assess the prospects for further development of Eurasian integration. At the same time, despite the high probability of recession in the largest centers of the world economic system, the Eurasian Economic Union turned out to be one of the integration associations capable to some extent of resisting negative trends in world politics and the economy, and the member-countries of the Eurasian Economic Union managed not only to prevent a large-scale economic downturn, but also to ensure macroeconomic stability.
Keywords: Eurasian Economic Union (EAEU), integration processes, challenges of Eurasian integration, economic development, integration association.
Введение
Сегодня мы являемся свидетелями трансформации мирового порядка, действительно, на смену многолетнему дискурсу о трансформации пришли реальные геополитические и геоэкономические сдвиги, приобретающие лавинообразный характер, скорость и разворот которых удивляет даже самых смелых в предположениях экспертов.
Мы наблюдаем изменения, происходящие во всех сферах экономики, перестраивается система международных экономических отношений, меняются сами основы международного сотрудничества, переформатируются внешнеэкономические связи стран, смещаются траектории товаропотоков, финансово-кредитных потоков, перенастраивается логистика топливно-энергетического комплекса, трансформация затронула и валютные рынки, в целом мы являемся свидетелями смены экономического уклада во всем мире.
Вышеперечисленное неминуемо влечет за собой инфраструктурные сдвиги. Трансформации в международных отношениях, во внешней торговле, валютно-финансовой, кредитных сферах ставят под вопрос эффективность функционирования базовых международных институтов, созданных после Второй мировой войны и призванных, в свое время, обеспечить стабильность послевоенного мира, а сегодня действующих исключительно в интересах группы стран, составляющих всего 15% населения планеты, самостоятельно возложивших на себя функции построения и поддержания мирового порядка.
В сложившихся условиях ангажированности можно говорить о подрыве основ, в том числе и правовых и, соответственно, потери доверия к существующим международным
институтам разного рода, так как они неспособны в равной степени уважать суверенитет и учитывать национальные интересы всех народов и государств.
Институты международной интеграции также штормит. Экономические ожидания в 2023 году ухудшаются, рост экономики замедляется, а вероятность рецессии в центрах мировой экономической системы высока. Сплоченность Европейского союза (ЕС) в борьбе с Россией отнюдь не означает действительного единства, особенно в условиях нарастания кризисных явлений в экономике стран-участниц ЕС, которые на поверхности характеризуются, к примеру, такими показателями как рекордная двухзначная инфляция, нестабильность на энергетическом рынке, и, соответственно, рост цен на энергоносители, рост безработицы и сопутствующие экономические эффекты.
В этой связи представляется интересным проанализировать каким образом текущая трансформация может повлиять на интеграционные процессы в Евразийском эконмическом союзе (ЕАЭС), определить вызовы и оценить способность интеграционного объединения противостоять этим вызовам в современных геополитических реалиях.
Вызовы и перспективы евразийской интеграции в меняющемся мире
С 1 января 2023 года Россия приняла председательство в Высшем Евразийском экономическом совете, Евразийском межправительственном совете и Совете Евразийской экономической комиссии. В этой связи, следует, прежде всего, обратить внимание на недавнее обращение Председателя Высшего Евразийского экономического совета, Президента Российской Федерации Владимира Путина к главам государств — членов ЕАЭС по слу-
чаю председательства России в органах Союза в 2023 году от 23.01.2023.
«С момента основания в 2015 году Евразийский экономический союз уверенно развивается, наглядно демонстрирует свою эффективность и востребованность....Наша тесная интеграция стала достойным ответом на такие обострившиеся в связи с пандемией и применением рядом стран нелегитимных санкций глобальные проблемы, как бедность, изменения климата, дефицит ресурсов, включая важнейшие из них — продовольствие, воду, энергоносители. Очевидно, что у Союза есть все возможности для того, чтобы стать одним из мощных, самостоятельных, самодостаточных полюсов формирующегося многополярного мира, быть центром притяжения для всех разделяющих наши ценности и стремящихся к сотрудничеству с Евразэс независимых государств»[1].
Мною уже отмечалось ранее, что евразийская интеграция для Российской Федерации является стратегическим выбором, который определял и определяет сегодня одно из важнейших направлений развития внешней политики России.
Напомним, что идея формирования Евразийского Союза Государств принадлежит Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, который озвучил ее еще в марте 1994 года, в ходе первого официального визита в Россию, в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. С 1994 года Евразийский союз прошел длинный путь развития и сегодня ЕАЭС является международной организацией региональной экономической интеграции, с населением 183,6 млн человек[2], обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе в 2015[3].
Процесс становления Евразийского Союза протекал в череде сложнейших экономических и политических потрясений, разных по характеру, но неизменных с точки зрения влияния на развитие региональной интеграционной группы. Пожалуй, это единственное интеграционное объединение, испытавшее на себе в период формирования такое количество кризисов.
Итак, ЕАЭС, созданный после очередного экономического потрясения в 2013—2014 годах и испытывавший на себе санкционное давление 2014, затем в 2020—2021 годах переживший шок от пандемии коронавируса, вступает в 2022 год, характеризующийся уже беспрецедентным по масштабам санкционным давлением и, соответствующей, перезагрузкой экономических процессов. Все эти вызовы и следует проанализировать с точки зрения влияния на развитие интеграции на евразийском пространстве.
Санкционные эффекты приводят к экономическим потерям, в первую очередь, это касается двух союзных государств: Российской Федерации и Республики Беларусь, хотя и остальные страны-участницы также испытывают на себе последствия санкцион-ного давления. При этом, уже представляется очевидным, что ожидаемого инициаторами антироссийских санкций краха экономики, прежде всего, России, не случилось. Можно предположить, что при сегодняшнем уровне санкционного давления, он вполне мог бы состояться в 2014 году, когда экономика России не была в должной мере готова к таким масштабным санкционным решениям. Сегодня ситуация иная и, ничуть не сомневаясь в искренности намерений «Нормандской четверки» при подписании Минских соглашений 2014 года, (как оказалось, совершенно напрасно после не-
давних заявлений А.Меркель [4] и Ф. Олланда [5]) Россия вела в эти годы активную работу по укреплению базовых отраслей экономики, а также созданию финансового суверенитета. Именно результаты этой работы не позволили экономике России в 2022 году рухнуть под давлением бесчисленного множества пакетов санкций, не имеющих примеров в истории и не знающих аналогов по своим масштабам.
Минэкономразвития, спустя несколько месяцев после начала специальной военной операции (СВО) на Украине в мае 2022, давало прогноз по снижению ВВП России в размере 7,8% [6]. Некоторые аналитики прогнозировали снижение ВВП более 10% [7]. Эти опасения не оправдались и, хотя официальные итоги 2022 года еще не подведены, оценки сокращения экономики России составляют около 2,9% [8].
В таблице 1 представлена динамика ВВП ЕАЭС и его стран-участниц. Далее, подробнее рассмотрим показатели экономического роста каждой из стран ЕАЭС и влияющие на него факторы.
Относительно Российской Федерации в целом, можно сказать, что экономическая динамика в 2022 году является неоднородной. Низкая потребительская активность ведет к замедлению инфляции. Неопределенность воздействия эмбарго Европейского союза на покупку российской нефти и нефтепродуктов, а также сохраняющиеся повышенны-
ми инфляционные ожидания населения и бизнеса предопределяют преобладание про-инфляционных рисков [9, 10]. Экономическая активность сдержанная и дифференцированная в секторах. Отраслями, которые «вытягивают» нашу экономику сегодня можно назвать и металлургию, и производство строительных материалов, и промышленный комплекс, и машиностроение, металлообработка, военно-промышленный комплекс. Высокие темпы роста также демонстрирует строительство и сельское хозяйство. В то же время потребительский спрос остается слабым, а повышенная неопределенность и сокращение реальных доходов домо-хозяйств усугубляет ситуацию. Существенный спад осенью 2022 г. наблюдался в оптовой торговле и транспортной отрасли, что во многом связано с уменьшением экспорта природного газа и сокращением авиаперевозок [9, 10].
Что касаемо прогнозов роста экономики России на 2023 год, можно отметить положительную динамику в прогнозах экспертов. Международный Валютный Фонд 31.01.2023 опубликовал прогноз, в котором указывается, что в России в 2022 году не случилось ожидавшегося экономического спада на 3,4%: теперь снижение оценивается в 2,2%, а за ним последует «умеренно позитивный рост в 2023 году». МВФ прогнозирует, что в 2023 году экономика России вырастет на 0,3% [11].
Таблица 1 (Table 1)
Динамика ВВП ЕАЭС, % [9, 10] Dynamics of EAEU GDP, % [9, 10]
2017 2018 2019 2020 2021 2022 (прогноз)
ЕАЭС 2,1 3,0 2,4 -2,6 4,6 -2,2-2,9
Армения 7,5 5,2 7,6 -7,2 5,7 14,5
Беларусь 2,5 3,1 1,4 -0,7 2,3 -4,7
Казахстан 4,1 4,1 4,5 -2,5 4,1 2,5
Кыргызстан 4,7 3,8 4,6 -8,4 3,6 7,0
Россия 1,8 2,8 2,2 -2,7 4,7 -2,5-3,0
В прогнозе октября 2022 Всемирный банк также констатировал положительную динамику и ожидал спада экономики России в 2023 году на 3,3% вместо 3,6%, заявленных ранее. Прогноз на 2024 год прежний — рост на 1,6% [12].
Прогноз Минэкономразвития РФ пока составляет 0,8% спада в 2023 году и рост на 2,6% в 2024 году[13]. Прогноз МВФ в Минэкономразвития прокомментировали следующим образом[13]:
• Оценки экспертов начинают сближаться с российскими прогнозами.
• Действительно, российская экономика уверенно преодолевает санкционные барьеры недружественных стран.
• Дальнейшее восстановление экономики будет зависеть от восстановления потребительского спроса, а также мер по обеспечению роста кредитования: как корпоративного, так и потребительского.
Самый значительный из стран ЕАЭС экономический спад в 2022 году демонстрирует Республика Беларусь, он по прогнозам около 4,7% (см. таблицу 1). Как и в России, экономическая активность в Республики Беларусь остается сдержанной и дифференцированной в секторах. Сельское хозяйство в Беларуси — это та отрасль, которая может являться драйвером восстановления ВВП, но вследствие сезонности влияние это не перманентно положительно. В результате санкционных ограничений и, соответственно, сложностей сбыта продукции на внешние рынки динамика обрабатывающей промышленности также отрицательна. Падает и сектор информационных технологий вследствие релокации бизнеса. В результате введения новой системы ценового регулирования инфляция резко замедлилась. Кроме того, наблюдается слабый внутренний спрос, сильно подрывают динамику ВВП отрицательные значения
инвестиций в основной капитал и сокращение розничного товарооборота по итогам 2022 года [9, 10].
Нужно отметить, что Республика Беларусь испытывает на себе беспрецедентное санкци-онное давление, наряду с Российской Федерацией. Начиная с 2020 года против Беларуси ввели более 6 пакетов санкций, а с началом российской СВО на Украине, санкции были усилены, с обоснованием санкций: «ввиду ситуации в Беларуси и вовлеченности Беларуси в российскую агрессию против Украины».
В этих условиях российско-белорусские отношения становятся только крепче. «Укрепление белорусско-российских связей стало естественным ответом на меняющуюся ситуацию в мире, в которой нас постоянно проверяли и проверяют на прочность. Считаю, что, несмотря на некоторые шероховатости, мы всё же находим эффективные ответы на различные вызовы и угрозы. Судьбоносные решения о более тесной интеграции наших государств вновь демонстрируют всему миру, что только сообща можно преодолеть любые пандемии, кризисы или санкции. Благодаря совместным шагам нам в целом удалось преодолеть возможные негативные эффекты санкционного давления. Специалисты Беларуси и России хорошо потрудились над союзными программами, которые мы с Владимиром Владимировичем в своё время утвердили. Определённые подвижки есть практически по всем направлениям, но пока не всё получилось, и это сдерживает наше развитие» [14].
Примечательно, что самый значительный рост экономики из стран-членов ЕАЭС в 2022 году демонстрирует Республика Армения. Рост составляет 14,5% (см. таблицу 1).
По итогам 10 месяцев 2022 года экономику Армении под-
держивают все сектора, однако именно сектор услуг демонстрирует колоссальную динамику (только в октябре 2022 года +34,9%). В среднем за 10 месяцев рост сектора услуг составил 27,9%. Причем более половины динамики этого сектора обеспечили расширение банковской деятельности (49%) и разработка программного обеспечения (38,3%) [9, 10].
Столь высокие показатели объясняются увеличением числа нерезидентов, часть из которых экономически активна и становится трудовым ресурсом, расширением их спроса на товары и услуги, а также притоком иностранного капитала. Рост ускорился и в секторах строительства, транспорта, ресторанного и гостиничного бизнеса на фоне сильного внешнего спроса, а также внутреннего спроса, поддержанного денежными переводами вместе с укреплением курса рубля. Инфляция замедлилась в основном за счет замедления роста цен в продовольственном сегменте [9, 10].
Таким образом, мы наблюдаем тесную интеграцию Российской Федерации и Республики Армении в рамках ЕАЭС, особенно в части трудовой миграции и финансового сектора, которая, благодаря, в том числе, релакантам из РФ, позволяет нашему партнеру, Армении, демонстрировать высокие показатели экономической динамики.
Киргизская Республика также имеет положительную динамику экономического развития. Прогноз на 2022 год составляет 7%. Золоторудный сектор продолжает оказывать поддержку экономике. Производство основных металлов выросло на 32,1% за 10 месяцев 2022 года, промышленный сектор вырос на 3,3%, на 6,7% растет сельскохозяйственный сектор, строительный сектор также прирастает. Вследствие растущего спроса со стороны
нерезидентов растет оборот розничной и оптовой торговли (7,3%), услуг гостиниц и ресторанов (19,3%). Также в 2022 году наблюдается рекордный рост депозитов нерезидентов [9, 10].
Одна из крупнейших экономик в ЕАЭС — Республика Казахстан также имеет положительную динамику экономического развития. Прогноз роста ВВП Казахстана 2,5% и большинство отраслей поддерживают рост. К примеру, сфера услуг сохранила высокие показатели: рост секторе информация и связь составил 7,6%, в торговле 4,8%, в транспорте и складировании 4,0%. Кроме того, рост сельскохозяйственного сектора составил 8,5%. Платежный баланс Казахстана по прогнозу профицитный. Положительное сальдо торгового баланса увеличилось в 2,2 раза, экспорт вырос за 10 месяцев 2022 года на 47,9%. А стоимостной объем поставок нефти и газового конденсата за рубеж вырос за тот же период на 63,4% [9, 10].
Таким образом, в условиях высоких доходов от экспорта, экономика Республики Казахстан демонстрирует рост, в том числе и на перспективу, несмотря на внутренние структурные дисбалансы, инфляцию, рост продовольственных цен и издержек.
В целом по ЕАЭС спад ВВП по итогам 2022 года составит порядка 2,2—2,9% (см. таблицу 1). При этом, необходимо отметить, что спустя несколько месяцев после начала СВО озвучивались достаточно пессимистичные прогнозы по ВВП ЕАЭС в размере -8,6% [7]. Однако, несмотря на вызовы 2022 года ЕАЭС и входящим в него странам в целом удалось сохранить макроэкономическую стабильность.
ЕАЭС, характеризуя итоги 2022 года отмечает:
• ВВП ЕАЭС составил 1,7 трлн долл. за 9 месяцев (в 2021 году 2,1 трлн долл., т.е. 98,8%
к уровню аналогичного периода прошлого года). По итогам года спад ВВП может составить 2,2-2,9%.
• Производство сельскохозяйственных товаров в ЕАЭС составило около 140 млрд долл. за 10 месяцев и увеличилось более чем на 5%. Выросло промышленное производство, достигнув к ноябрю 1,3 трлн долл.
• Инвестиции в основной капитал за 9 месяцев составили 267,4 млрд долл., что на 5,3% больше уровня прошлого года.
• Численность безработных, зарегистрированных в службах занятости, на конец октября была меньше, чем год назад, на 19,6%. Среднемесячная зарплата увеличилась во всех государствах ЕАЭС.
• Объем взаимной торговли в ЕАЭС достиг 67 млрд долл. за 10 месяцев и увеличился на 13,2%. Ожидается, что доля платежей в нацвалютах во взаимных расчетах по итогам года составит порядка 80% [15].
Представляет отдельный интерес анализ внешнеторговых связей ЕАЭС, так как именно торговля является как отправной точкой, так и индикатором развития интеграции. В таблице 2 приведены базовые показатели внутренней и внешней торговли ЕАЭС за период 2017-2021 гг. Если не принимать во внимание 2020 год, характеризующийся спадом вследствие пандемии, мы можем констатировать уве-
ренный рост как показателей взаимной торговли, так и показателей торговли с третьими странами на протяжении всего периода.
При этом, как отмечалось ранее, по итогам 2022 года прогнозируется рост взаимной торговли в ЕАЭС и цифры могут достигать 80-83 млрд долл. (на 10 месяцев 2022 года он достиг уже 67 млрд долл.) [15].
Новые возможности роста для некоторых экономик создают изменения в производственно-логистических цепочках. Например, по данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), экспорт Армении в Белоруссию и Россию по итогам 10 месяцев 2022 года вырос в 2,8 и 2,5 раза, экспорт Киргизии в эти страны увеличился в 2 и 2,6 раза соответственно. Экспорт Казахстана увеличился в 1,2 раза в каждую из стран[15].
В 2022 году наблюдается рекордный объем товарооборота и экспорта в Россию из Республики Беларусь.
В ходе очередного официального визита в Минск в декабре 2022 В.В. Путин, подчеркнул, что Белоруссия - не только добрый сосед, с которым мы работаем, учитывая интересы друг друга на протяжении всех предыдущих десятилетий, но и союзник, поэтому все экономические вопросы решаются, исходя из этого, а также отметил, что экономика является приоритетом в отношениях РФ с Белоруссией. То-
Таблица 2 (Table 2)
Торговля ЕАЭС (взаимная и с третьими странами), млрд долл. США[9] EAEU trade (mutual and with third countries), billion US dollars [9]
2017 2018 2019 2020 2021
Взаимная торговля товарами в ЕАЭС 54,7 60,3 61,6 55,1 72,6
Внешнеторговый оборот ЕАЭС с третьими странами 634,1 753,8 735,8 624,6 844,2
Экспорт товаров во внешней торговле со странами вне ЕАЭС 386,9 490,7 460,8 364,8 525,7
Импорт товаров во внешней торговле со странами вне ЕАЭС 247,2 263,1 275,0 259,8 318,5
Торговое сальдо ЕАЭС 139,7 227,6 185,8 105,0 207,2
варооборот между странами за 10 месяцев 2022 года вырос на 10%, и скорее всего будет новый рекорд — 40 млрд долл.[16].
Тут важно заметить, что за 23 года со времени подписания союзного договора товарооборот между Россией и Белоруссией вырос в 4 раза.
Премьер-министр республики Беларусь Роман Голов-ченко, отмечает, что в 2022 году наблюдается рекордный объём экспорта в Россию из Белоруссии. «По итогам 10 месяцев наш экспорт в Россию составляет более 18 миллиардов долларов. Это больше, чем когда-либо за целый год. По итогам года мы выйдем за цифру в 20 миллиардов долларов поставок. И, соответственно, практически минимизируем отрицательное торговое сальдо с Россией» [17].
Действительно, как уже упоминалось выше, 2022 год был отмечен беспрецедентными санкциями и, в том числе поэтому, он стал особым для развития российско-белорусских отношений, активизировались интеграционные процессы в рамках Союзного государства, а большое количество совместных проектов позволят уже в ближайшей перспективе заместить критически важный для отраслей импорт из стран Запада. Речь идет, в первую очередь, об импортозамещении в машиностроении, электронике и аграрном секторе. Важной задачей для Белоруссии было перестроить логистику и переориентировать свои поставки на рынки дружественных стран, в первую очередь, на российский рынок.
Отдельно следует рассмотреть торговлю Российской Федерации с одной из крупнейших экономик ЕАЭС — Республикой Казахстан. На встрече с президентом Казахстана Касым-Жомартом Тока-евым в ноябре 2022 года премьер-министр России Михаил Мишустин заявил: «Несмотря на сложную геополитическую
ситуацию, во внешнеэкономической конъюнктуре тоже не все просто, но в январе-октябре этого года наш товарооборот вырос более чем на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года — и составил 22 миллиарда 200 миллионов долларов, что рекорд. Мы ускоряем все проекты, которые есть между нами: в промышленности, машиностроении, в мирном атоме, в сельском хозяйстве, в цифровизации» [18].
Цифры прироста существенные, однако в разы отстают от темпов роста товарооборота Казахстана с другими странами (без учета РФ). Торговля Казахстана с остальным миром за исключением России за анализируемый период выросла на 44,4%. Экспорт Республики Казахстан в Российскую Федерацию вырос на 15,1% до 5,9 млрд долл., тогда как импорт из РФ вырос всего на 0,8% до 12,4 млрд долл. [19].
Темпы роста экспорта Казахстана сохраняют высокие показатели за счет таких основных категорий, как металлы и металлоизделия, минеральные продукты, химическая продукция, машины, аппараты и оборудование, а также сельскохозяйственная продукция и продукты питания. Более чем в 2 раза возросли поставки в РФ природного урана, оксида алюминия, цинка. Что касается импорта Казахстана из России популярными категориями являются машины и оборудование, металлы и изделия из них, продукты агропромышленного комплекса и продовольственные товары, продукция химической промышленности и минеральные продукты, в том числе на 22% возросли закупки полуфабрикатов из стали, на 35% увеличился импорт нефтепродуктов, на 20% выросли руды драгоценных металлов и в 2 раза импорт пшеницы. При этом в 3,6 раз снизились закупки российских автомобилей и на 30% закупка золота[19,20].
В целом, в результате анали-
за торговых показателей Казахстана, можно сделать вывод о том, что Республика Казахстан пытается найти баланс между тремя полюсами силы: Россия, Китай и Запад, причем сокращение или потеря хотя бы одной из составляющих ощутимо ударит по динамике экономического развития страны. Результаты как внешнеторговой, так и финансовой политики Казахстана свидетельствуют о том, что он не будет помогать России обходить санкции, но и слепо следовать им тоже не будет.
Таким образом, не менее важным представляется проанализировать торговые показатели стран ЕАЭС с третьими странами.
Опережающая динамика торговли стран ЕАЭС с внешними партнерами, в первую очередь с Китаем, а также доминирование и рост иностранных инвестиций при слабости взаимных инвестиций свидетельствуют об усилении центробежных тенденций. Эти тенденции наблюдались и в прошлые годы, а в 2022 году для всех стран ЕАЭС они усиливаются многократно. Причем страны ЕАЭС относительно свободные от санкций становятся своеобразным ха-бом для переброски санкцион-ных товаров по обе стороны, при этом экспортно-импортные операции их также многократно растут. А странам переживающим экономическую блокаду Запада вполне естественно переориентировать свои внешнеторговые связи на Восток.
Удельный вес торговли стран ЕАЭС с Китаем, Индией и азиатскими странами будет только повышаться. И в этой связи нужно разобраться в структуре экспортно-импортных потоков. Необходимо, чтобы взаимная торговля давала позитивный импульс дальнейшему качественному развитию стран ЕАЭС и позволяла по-новому выстраи-
вать и укреплять свои позиции в международном разделении труда и международной кооперации.
Одной из особенностей внешней торговли России является то обстоятельство, что на протяжении длительного времени в товарной структуре экспорта России в Европейский союз и другие страны дальнего зарубежья преобладает топливно-энергетический сектор.
При этом сегодня можно констатировать, что санкцион-ные пакеты, введение эмбарго и потолка цен на энергоносители, инициированные «недружественными» странами, а также физическое разрушение веток газопроводов Северный поток существенно снижают стоимостной объём экспорта энергоносителей в общей структуре экспорта России, ломают сложившиеся еще после распада Советского Союза географическую и товарную структуры внешней торговли России, угрожая платежному балансу, однако тем самым дают возможность создавать новые товаропотоки, логистические схемы в ЕАЭС и с ближайшими партнерами, и, что самое важное, интенсивно развивать наукоемкие производства как внутри страны, так и научно-технологическое сотрудничество в рамках ЕАЭС.
Изоляция России от мировой финансовой системы также стала одним из основополагающих пунктов практически в каждом санкционном пакете. Такие мероприятия, наблюдаемые в 2022 году, как арест (с перспективой экспроприации) золотовалютных резервов и зарубежных активов российских банков, предпринимателей и частных лиц, попавших в санк-ционные списки, блокировка карточных платежных систем, отключение российских банков от SWIFT и прочее, диктуют нам необходимость перехода к новой национальной финансовой системе, и многое в этом направлении уже сделано. Од-
нако нельзя забывать о наших партнерах по ЕАЭС, и с точки зрения дальнейшего качественного развития интеграционных отношений следует развивать новую финансовую систему на межрегиональном уровне, а не использовать возможности финансовых рынков стран-участниц ЕАЭС, не попадающих под санкционный режим.
Интересную мысль, высказанную в докладе ВЭБ РФ о том, что ведущие мировые резервные валюты доллар и евро превращаются в «токсичные активы» [7] для России можно поддержать, развить и констатировать очевидный факт, что ситуация с арестованными золотовалютными резервами и зарубежными активами России становится примечательной и требующей пристального внимания со стороны всех стран, имеющих активы и резервы в указанных валютах за рубежом. Речь идет не только о Китае, лидеру по объему резервов, но и о других странах. На примере России, всему миру стало очевидно, что ни одна из стран не может быть уверена в том, что их резервы не экспроприируют в случае разногласий с «держателями» этих резервов.
Важным элементом стабильности новой финансовой системы является переход на торговлю в рублях или в валютах дружественных стран в международных расчетах России и ЕАЭС. Владимир Путин в декабре 2022 отметил, что доля рубля и валют дружественных стран в международных расчетах РФ в декабре превысила 50%, а объем рублевых операций за год удвоился [21].
Президент Киргизии Садыр Жапаров сообщил, что более 75% взаимных расчетов между странами ЕАЭС уже переведены на национальные валюты и в перспективе это позволит не только диверсифицировать валютные портфели, но и сократить давление импортируемой инфляции. Президент Белоруссии Александр Лукашенко от-
мечает, что его удовлетворяет состояние расчетов в российских рублях [22].
Что касается главного внешнеторгового партнера России Китая, в национальных валютах ведется уже около 50% торговли, как отмечает премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян подчеркнул, что многие финансовые институты двух стран уже подключились к платежным системам друг друга и работают через них [22].
При этом особое внимание уделяется переходу на национальные валюты в торговле энергоресурсами. По словам вице-премьера РФ Александра Новака, Китай уже платит за российский газ на паритетной основе в рублях и юанях, и на эту схему активно переводятся поставки нефти, нефтепродуктов и угля [22]. Помимо естественного снижения рисков, все это может стать отправной точкой в трансформации рубля и юаня в мировые резервные валюты.
Более 40% товарооборота между Россией и Ираном осуществляется в рублях, Турция планирует оплачивать рублями четверть поставок российского газа, с Индией ведутся переговоры по переводу расчетов в рупиях [22].
Подобные наблюдаемым сегодня геоэкономические сдвиги, ставят вопрос об изменении основополагающих принципов действующей международной валютно-финансовой системы, об изменении корзины мировых резервных валют, диктуют необходимость расширения платежей в национальных валютах, а может даже и возврат к механизму определения прямой товарной и золотой стоимостной основы национальных валют.
Заключение
2022 стал годом вызовов и испытаний, текущий год не обещает быть спокойнее, гло-
бальные вызовы, угрозы, и связанными с ними риски возрастают, поэтому в настоящее время в полной мере оценить перспективы дальнейшего развития евразийской интеграции не представляется возможным.
Вероятность затяжной и глубокой рецессии в крупнейших центрах мировой экономической системы остается вполне ощутимой. При этом, нужно отметить, что именно ЕАЭС оказался одним из интеграционных объединений, способных в определённой степени противостоять негативным тенденциям в мировой политике и экономике, а странам-участницам ЕАЭС удалось не просто предотвратить масштабный спад экономики, но и обеспечить макроэкономическую стабильность.
Однако, интеграционный процесс в рамках ЕАЭС, как и в рамках любого другого интеграционного сотрудничества традиционно сопровождается рядом противоречий, которые носят как внутренний, так и внешний характер. В существующих на сегодняшний день реалиях эти противоречия могут как усугубить, так и, наоборот, усилить интеграционные тенденции союзных государств.
Государства-члены ЕАЭС, сегодня не попавшие под санкционную «гребенку» вместе с Россией и Белоруссией пока придерживаются весьма осторожной политики, развивая отношения внутри Союза, и при этом поддерживая
торговые отношения с «недружественными» странами, однако и они все чаще оказываются перед выбором, а рано или поздно, выбор предстоит делать, как представляется, балансировать будет все труднее. Пути всего два: первый — совместные усилия по импортозамещению на общем пространстве ЕАЭС, усиление торговых связей и научно-технологического взаимодействия между странами-членами, переконфигурация транспор-тно-логистических маршрутов, координация действий на продовольственном рынке и обеспечение продовольственной безопасности, совместные действия на энергетическом рынке и конечно совместная работа по созданию общей финансовой системы и укреплению финансовой независимости ЕАЭС, второй — это ослабление внешнеторговых связей, сокращение товаро-потоков и внешнеторгового оборота соответственно, уход с российского санкционного рынка из-за угрозы вторичных санкций и ориентация на «недружественные» европейские, североамериканские рынки.
Хочется верить, что ЕАЭС и дальше пойдет по первому пути, что в перспективе усиление интеграции позволит наиболее эффективно использовать социально-экономический и природно-ресурсный потенциалы каждой страны ЕАЭС, будут способно обеспечить социальную стабильность, рост благосостояние
народов и выход на новый уровень устойчивого развития.
Второй путь в конечном счете приведет к дезинтегра-ционным последствиям, так как в основе любых интеграционных процессов лежат торговые связи. В таких условиях будущее интеграционной группы представляется достаточно неопределенным, поскольку нестабильность способствует росту изоляционизма, основанного на стремлении стран решать проблемы внутри своих государственных границ за счет союзников или партнеров.
Таким образом, несмотря на непростые условия, результаты функционирования ЕАЭС в целом, а в 2022 году в частности впечатляют, можно сказать, что мы наблюдаем эффективный симбиоз качественного регионального сотрудничества при сохранении национальной экономической идентичности стран-участниц.
Наше видение перспектив развития евразийской интеграции отражено в обращении Президента России Владимира Путина к главам государств-членов Евразийского экономического союза. Это технологический и финансовый суверенитет, продовольственная и энергетическая безопасность, промышленная кооперация и гуманитарная повестка. Планомерная совместная работа по этим направлениям будет способствовать превращению ЕАЭС в один из центров нового многополярного мира [1].
Литература
1. Обращение Председателя Высшего Евразийского экономического совета, Президента Российской Федерации Владимира Путина к главам государств — членов ЕАЭС по случаю председательства России в органах Союза в 2023 году [Электрон. ресурс]. Режим доступа: ЫА^:// eec.eaeunion.org/news/obrashchenie-prezidenta-rossiyskoy-federatsii-vladimira-putma-k-glavam-gosudarstv-chlenov-eaes-po-s.
2. Официальный сайт Евразийского экономического союза [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.eaeuni0n.0rg/#ab0ut.
3. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.eaeunion.org/files/ history/2014/2014_2.pdf.
4. Меркель заявила, что минские соглашения были попыткой «дать Украине время» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://tass. ru/mezhdunarodnaya-panorama/l6526199.
5. Олланд вслед за Меркель назвал минские соглашения способом дать Киеву время усилить армию [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/16724811.
6. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru.
7. Вызовы и перспективы евразийской интеграции в условиях особой геополитической ситуации. Институт исследований и экспертизы ВЭБ.РФ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://inveb-docs.ru/attachments/article/828/%D 0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B3%D 1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20 %D0%B2%20%D1%83%D1%81%D0%BB%D0% BE%D0%B2%D0%B8~.pdf.
8. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов от 10.10.2022. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/ea2fd3 ce38f2e28d51c312acf2be0917/prognoz_socialno_ ekonom_razvitiya_rf_2023-2025.pdf.
9. Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник; Евразийская экономическая комиссия. Москва: 2022. 189 с.
10. Макроэкономический обзор. Декабрь 2022. Евразийский банк развития [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://eabr.org/analytics/ montЫy-review/makroekonomicheskiy-obzor-eabr-dekabr-2022.
11. Официальный сайт МВФ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.imf.org.
12. Официальный сайт Всемирного Банка [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www. worldbank.org.
13. В МЭР прокомментировали прогноз МВФ по росту ВВП России [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/16924271.
14. Российско-белорусские переговоры. Выступление Лукашенко А.Г. 19.12.2022. [Элек-
References
1. Obrashcheniye Predsedatelya Vysshego Yevrazi-yskogo ekonomicheskogo soveta, Prezidenta Rossiys-koy Federatsii Vladimira Putina k glavam gosudarstv — chlenov YEAES po sluchayu predsedatel'stva Rossii v organakh Soyuza v 2023 godu = Address of the Chairman of the Supreme Eurasian Economic Council, President of the Russian Federation Vladimir Putin to the heads of the EAEU member states on the occasion of Russia's presidency in the bodies of the Union in 2023 [Internet]. Available from: https://eec.eaeunion. org/news/obrashchenie-prezidenta-rossiyskoy-fed-eratsii-vladimira-putina-k-glavam-gosudarstv-chlen-ov-eaes-po-s. (In Russ.)
2. Ofitsial'nyy sayt Yevraziyskogo ekonomich-eskogo soyuza = Official website of the Eurasian Economic Union [Internet]. Available from: http:// www.eaeunion.org/#about.
3. Dogovor o Yevraziyskom ekonomicheskom soyuze = Treaty on the Eurasian Economic Union [Internet]. Available from: http://www.eaeunion. org/files/history/2014/2014_2.pdf.
4. Merkel' zayavila, chto minskiye soglasheniya byli popytkoy "dat' Ukraine vremya" = Merkel said
трон. ресурс]. Режим доступа: http://www. kremlin.ru/events/president/news/70143.
15. ЕАЭС в цифрах: итоги 2022 года. Пресс-служба Евразийской экономической комиссии. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://t.me/EECommission/644.
16. Российско-белорусские переговоры [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www. kremlin.ru/events/president/news/70143.
17. Головченко заявил, что объемы экспорта в Россию достигли рекордного уровня [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://eurasia. expert/golovchenko-zayavil-chto-obemy-eksporta-v-rossiyu-dostigli-rekordnogo-urovnya/?utm_ source=e-cis.info&utm_medium=referral&utm_ campaign=e-cis.info&utm_referrer=e-cis.info.
18. Товарооборот России и Казахстана вырос до рекордного уровня [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20221128/ tovarooborot-1834835350.html.
19. Торговля Казахстана с Россией в 2022 году. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https:// economy.kz/ru/Novosti_instituta/id=5538.
20. В 2022 году товарооборот между Казахстаном и Россией вырос на 5% и составил $18,4 млрд [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https:// bizmedia.kz/2022/12/06/v-2022-tovarooborot-mezhdu-rk-i-rossiej.
21. Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. 15 декабря 2022 года. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/70086.
22. Три четверти расчетов в ЕАЭС и половина с КНР. Как Россия переводит торговлю на нацвалюты [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/16616997.
that the Minsk agreements were an attempt to "give Ukraine time" [Internet]. Available from: https:// tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/16526199. (In Russ.)
5. Olland vsled za Merkel' nazval minski-ye soglasheniya sposobom dat' Kiyevu vremya usilit' armiyu = Hollande, following Merkel, called the Minsk agreements a way to give Kyiv time to strengthen the army [Internet]. Available from: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panora-ma/16724811. (In Russ.)
6. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva ekonomichesk-ogo razvitiya RF = Official site of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation [Internet]. Available from: https://www.economy. gov.ru. (In Russ.)
7. Vyzovy i perspektivy yevraziyskoy integrat-sii v usloviyakh osoboy geopoliticheskoy situatsii. Institut issledovaniy i ekspertizy VEB.RF = Challenges and prospects for Eurasian integration in a special geopolitical situation. Institute for Research and Expertise VEB.RF [Internet]. Available from: http://inveb-docs.ru/attachments/article /828/%D0%B8% D0%B D%D1%82%D0%B5%D
0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1% 8F%20%D0%B2%20%D1%83%D1%81%D0%B-B%D0%BE%D0%B2%D0%B8~.pdf. (In Russ.)
8. Prognoz sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na 2023 god i na planovyy period 2024 i 2025 godov ot 10.10.2022. = Forecast of the socio-economic development of the Russian Federation for 2023 and for the planned period of 2024 and 2025 dated 10.10.2022 [Internet]. Available from: https://www.economy.gov.ru/material/file/ ea2fd3ce38f2e28d51c312acf2be0917/prognoz_social-no_ekonom_razvitiya_rf_2023-2025.pdf. (In Russ.)
9. Yevraziyskiy ekonomicheskiy soyuz v tsifrakh: kratkiy statisticheskiy sbornik; Yevraziyskaya ekono-micheskaya komissiya = Eurasian Economic Union in figures: a brief statistical compendium; Eurasian Economic Commission. Moscow: 2022. 189 p. (In Russ.)
10. Makroekonomicheskiy obzor. Dekabr' 2022. Yevraziyskiy bank razvitiya = Macroeconomic review. December 2022. Eurasian Development Bank [Internet]. Available from: https://eabr.org/ana-lytics/monthly-review/makroekonomicheskiy-ob-zor-eabr-dekabr-2022.
11. Ofitsial'nyy sayt MVF = Official website of the IMF [Internet]. Available from: https://www. imf.org.
12. Ofitsial'nyy sayt Vsemirnogo Banka = Official website of the World Bank [Internet]. Available from: https://www.worldbank.org.
13. V MER prokommentirovali prognoz MVF po rostu VVP Rossii = The MED commented on the IMF forecast for Russia's GDP growth [Internet]. Available from: https://tass.ru/ekonomi-ka/16924271. (In Russ.)
14. Rossiysko-belorusskiye peregovory. Vystu-pleniye Lukashenko A.G. 19.12.2022 = Russian-Be-larusian negotiations. Speech by Lukashenka A.G. 12/19/2022. [Internet]. Available from: http://www. kremlin.ru/events/president/news/70143. (In Russ.)
15. YEAES v tsifrakh: itogi 2022 goda. Press-slu-zhba Yevraziyskoy ekonomicheskoy komissii = EAEU in numbers: results of 2022. Press Service
of the Eurasian Economic Commission [Internet]. Available from: https://t.me/EECommission/644.
16. Rossiysko-belorusskiye peregovory = Rus-sian-Belarusian negotiations [Internet]. Available from: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/70143. (In Russ.)
17. Golovchenko zayavil, chto ob"yemy eksporta v Rossiyu dostigli rekordnogo urovnya = Golovchenko said that exports to Russia have reached a record level [Internet]. Available from: https://eurasia. expert/golovchenko-zayavil-chto-obemy-ekspor-ta-v-rossiyu-dostigli-rekordnogo-urovnya/?utm_ source=e-cis.info&utm_medium=referral&utm_ campaign=e-cis.info&utm_referrer=e-cis.info. (In Russ.)
18. Tovarooborot Rossii i Kazakhstana vyros do rekordnogo urovnya = Trade turnover between Russia and Kazakhstan rose to a record level [Internet]. Available from: https://ria.ru/20221128/tovaroob-orot-1834835350.html. (In Russ.)
19. Torgovlya Kazakhstana s Rossiyey v 2022 godu = Trade of Kazakhstan with Russia in 2022 [Internet]. Available from: https://economy.kz/ru/ Novosti_instituta/id=5538.
20. V 2022 godu tovarooborot mezhdu Kazakh-stanom i Rossiyey vyros na 5% i sostavil $18,4 mlrd. = In 2022, the trade turnover between Kazakhstan and Russia increased by 5% and amounted to $18.4 billion [Internet]. Available from: https://bizmedia. kz/2022/12/06/v-2022-tovarooborot-mezhdu-rk-i-rossiej.
21. Zasedaniye Soveta po strategicheskomu raz-vitiyu i natsional'nym proyektam. 15 dekabrya 2022 goda = Meeting of the Council for Strategic Development and National Projects. December 15, 2022 [Internet]. Available from: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/70086. (In Russ.)
22. Tri chetverti raschetov v YEAES i polovina s KNR. Kak Rossiya perevodit torgovlyu na natsvaly-uty = Three quarters of settlements in the EAEU and half with China. How Russia translates trade into national currencies [Internet]. Available from: https://tass.ru/ekonomika/16616997. (In Russ.)
Сведения об авторе
Леонид Эдуардович Слуцкий
Д.э.н, заведующий кафедрой международных отношений и интеграционных процессов Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия. Эл. почта: [email protected]
Information about the author
Leonid E. Slutsky
Dr. Sci. (Economics), Head of the Department of International Relations and Integration Processes The Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia E-mail: [email protected]