Научная статья на тему 'Усиление роли судебной фармации в системе государственного контроля по противодействию наркопреступности и наркомании в Украине'

Усиление роли судебной фармации в системе государственного контроля по противодействию наркопреступности и наркомании в Украине Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
152
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ФАРМАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НАРКОПРЕСТУПНОСТЬ / НАРКОМАНИЯ / FORENSIC PHARMACY / STATE CONTROL / DRUG TRAFFICKING / DRUG ADDICTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаповалов В. В.

В статье обоснована необходимость усиления роли судебной фармации в общей системе государственного контроля по противодействию в Украине наркопреступности и наркомании. Предложены основные направления по внедрению на региональном уровне мероприятий в области незаконного оборота психоактивных веществ, наркотизации общества, методологического обеспечения правоохранительных органов, применения специальных знаний при расследовании наркопреступлений, преподавании фармацевтического и медицинского права в учебных вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шаповалов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTHENING THE ROLE OF THE forensic PHARMACY IN THE STATE CONTROL system TO COUNTER drug crime and drug addiction in Ukraine

The article justifies the need to strengthen the role of the forensic pharmacy in the general system of state control to combat drug crime in Ukraine and drug addiction. The main directions for the implementation at the regional level of the activities like illicit substance use; anesthesia society; methodological support for law enforcement, application expertise in the investigation of drug-related crimes, the teaching of pharmaceutical and medical law at educational institutes.

Текст научной работы на тему «Усиление роли судебной фармации в системе государственного контроля по противодействию наркопреступности и наркомании в Украине»

УДК 343.985 (343.9.01)

В. В. Шаповалов,

д-р фарм. наук, руководитель Межотраслевого союза ветеранов Афганистана и участников боевых действий на территории других государств при СУ ГУМВД Украины в Харьковской обл.,

полковник милиции, г. Харьков

УСИЛЕНИЕ РОЛИ СУДЕБНОЙ ФАРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ И НАРКОМАНИИ В УКРАИНЕ

Президент Украины В. Ф. Янукович принял участие в ежегодном заседании Совета глав государств СНГ, которое состоялось в Москве 10 декабря 2010 г., на которой проинформировал присутствующих о позиции Украины о дальнейшем сотрудничестве в рамках Содружества. Это является важным направлением реализации ее внешнеполитических и внешнеэкономических интересов, направленных на: а) преодоление последствий мирового финансово-экономического кризиса; б) укрепление связей и активизацию участия Украины в СНГ, что подтверждается участием во всех заседаниях его руководящих органов на максимально высоком уровне; в) усиление сотрудничества в сферах безопасности и экономики по стратегии экономического развития СНГ до 2020 г. и плана мероприятий по ее реализации, о чем свидетельствует назначение нового представителя Украины в Экономическом совете СНГ и подписание Президентом Украины соответствующих указов («Оприсоединении к решениям о Национальных координаторах» и «О Правилах процедуры высших органов СНГ»); г) инвентаризацию участия Украины в рамках СНГ через призму прежде всего национальных интересов; д) заключение договора о зоне свободной торговли, направлена на либерализацию торгового режима между странами СНГ [8].

Во вступительном слове на этом заседании президент России Д. А. Медведев подчеркнул, что это уже 3-й саммит за последнее время, решение которого найдут внедрения в конкретных делах, таких как: а) дальнейшее укрепление СНГ, повышение эффективности и приоритетов в сотрудничестве; (б) создание надлежащих условий для ведения партнерских дел на принципах ВТО зоны свободной торговли для стран СНГ; в) создание сотрудничества в сфере фундаментальной науки и в долгосрочных инновационных программах с целью улучшения экономической конкурентоспособности СНГ; г) углубление сотрудничества молодежи путем участия в различных форумах, чему должно способствовать открытие университета СНГ, в состав которого входят 18 вузов из 9-ти стран СНГ; д) развитие гуманитарного сотрудничества и культурных связей [10].

Правовым основанием для Украины и стран СНГ в противодействии наркопреступности и наркомании служат национальные конституции и национальные законы, отвечающие требованиям Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года (далее - Конвенция) [11].

В статьях этого международно-правового документа содержатся соответствующие правоотношения и санкции, однако указывается, что каждая Сторона, в соответствии со своим законодательством, принимает меры, которые могут быть приемлемыми, по некоторым уголовным преступлениям и правонарушениям, осуществляемых намеренно. Причем действует принцип, что описание правонарушений, о которых говорится в Конвенции, относится к компетенции национального законодательства каждой Стороны и что преследование и наказание за них осуществляются в соответствии с этим законодательством.

К таким уголовным преступлениям относятся:

1. Производство, изготовление, экстрагирование, приготовление, предложение, предложение для продажи, распространение, продажа, поставка на любых условиях, посредничество, переправка, транзитная переправка, транспортировка, импорт или экспорт любого наркотического средства или любого психотропного вещества при нарушении положений Конвенции 1961 г., Конвенции с поправками или Конвенции 1971 г.;

2. Культивирование опийного мака, кокаинового куста или растения каннабис в целях производства наркотических средств при нарушение положений Конвенции 1961 г. и Конвенции с поправками;

3. Хранение или покупка любого наркотического средства или психотропного вещества с целью проведения любого из видов деятельности, перечисленных выше п. 1;

4. Изготовление, транспортировка или распространение оборудования, материалов или веществ, предназначенных для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

5. Организация, руководство или финансирование любых правонарушений, перечисленных в вышеуказанных пунктах.

Правонарушениями в этой области являются: хранение, приобретение или культивирование любого наркотического средства или психотропного вещества для личного потребления при нарушении положений Конвенции 1951 г., Конвенции 1961 г. с поправками или Конвенции 1971 г.

Повышение уровня развития экономики, торговли, транспорта, машиностроения, энергетики, сельского хозяйства требует обеспечения медико-социальной помощи гражданам Украины и стран СНГ, особенно их трудоспособной части в возрасте 18 - 45 лет. Чтобы избавиться от больших психоневрологических и психологических нагрузок они прибегают к употреблению психоактивных веществ (наркотических, одурманивающих средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, прекурсоров, алкоголя, табака и т.п.).

Именно поэтому приобретенными направлениями оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел стран СНГ в целом и Украины, в частности, которые находятся в стадии реформирования, являются усовершенствование правоохранительной системы, внесение изменений в УПКУ с целью сокращения продолжительности времени от возбуждения уголовного дела до установления истины, находящихся в плоскости соблюдения прав человека и гражданина, противодействия насилию в семье, совершению преступлений в отношении несовершеннолетних и самими несовершеннолетними, противодействия нелегальному обороту психоактивных веществ (ПАВ), наркобизнеса, наркотизации населения. [См.: 8; 10].

Проведенный судебно-фармацевтический мониторинг показал, что за 10 месяцев 2010 г. в Украине зарегистрировано 156911 потребителей наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, которые отнесены к ПАР. Больше всего потребителей наркотиков зарегистрировано в Днепропетровской области - 18542, Луганской - 15595, Донецкой - 15292, Одесской - 12230, г. Киеве - 11449, АР Крым -9290, Запорожской - 8607, Черкасской - 5733, Харьковской - 5711 и Черниговской - 5681. Выявлено 50724 преступления в сфере незаконного оборота ПАВ, что на 2,1% меньше чем в прошлом году. Активнее выявлялись наркопреступления в АР Крым - 2890, Днепропетровской области - 4585, Донецкой - 4301, г. Киеве - 3504, Луганской - 4362 и Харьковской - 3588.

Министерством внутренних дел Украины поставлена задача направить работу подразделений службы БНОН на разоблачение тяжких и особо тяжких наркопреступлений. За 10 месяцев 2010 г. разоблачено 18 956 преступлений, (динамика увеличения составляет +1,6 %). Наибольше разоблачено преступлений в АР Крым - 1176 (+9,8 %), Днепропетровской области - 1544 (-0,6 %), Донецкой - 1152 (+9,1 %), Луганской области - 1665 (+1,2 %), Одесской области - 1070 (+3,4 %) и Харьковской - 1243 (+3,1 %).

Повысилась эффективность работы с документированием фактов сбыта ПАР (ст. 307 УК Украины). Разоблачены 15706 фактов незаконного производства, перевозки, сбыта ПАР, на +3,6 % больше чем в прошлом году (15 159). Их удельный вес от общего количества разоблаченных наркопреступлений составляет 31%, из которых в группе - 2997 (динамика увеличения - +3,5 %). Наибольшее количество фактов сбыта документально оформлено среди таких областей Украины, как Житомирская - 369 (удельный вес от общего количества разоблаченных наркопреступлений 35,6 %), Запорожская - 953 (35,1 %), Ивано-Франковска - 207 (43,3 %), Одесская - 896 (33,2 %), Полтавская - 891 (46,7 %), г. Севастополь - 215 (44,1 %), Тернопольская - 204 (32,9 %), Харьковская - 1137 (31,7 %), Херсонская - 659 (39,9 %), Хмельницкая -292 (32,9 %), Черкасская - 615 (41,2 %), Черниговская - 285 (33,5 %) и Черновицкая - 279 (60 %).

Работниками службы БНОН выявлено 34 организованные преступные группы, занимавшиеся сбытом ПАР, вовлекали к употреблению последних других лиц, в основном молодежь и подростков. Зафиксировано 106 преступлений, связанных с отмыванием средств, полученных от преступной деятельности. Ликвидировано 1970 наркопритонов, всего в АР Крым - 113, Днепропетровской - 168, Донецкой - 172, Запорожской - 108, Луганской - 289, Одесской - 106 и Харьковской - 213 областях. Из них 510 -организаций, изготавливающих наркотические средства; всего их в следующих областях: Днепропетровской - 48, Запорожской - 60, Луганской - 56, Одесской - 36 и Харьковской - 20.

В течение 2010 г. разоблачено 223 подпольных лабораторий по изготовлению полусинтетических и синтетических наркотических средств, психотропных веществ (ст. 313 УКУ), из них больше всего в таких областях, как Днепропетровская (37), Запорожская (12), Киевская (14), Луганска (37) и Одесская (49). Разоблачены 566 фактов склонения к употреблению ПАВ (ст. 315 УК), в том числе несовершеннолетних -150 человек. Больше всего таких фактов в Винницкой области - 47 (из них несовершеннолетних - 13), Луганской - 87 (21), Николаевской - 34 (15) и Харьковской - 28 (7).

Примеры из судебно-фармацевтической практики свидетельствуют о необходимости усиления судебных химико-фармацевтических экспертных (СХФЕ) исследований, которые дают возможность изучить причины и условия, способствующих совершению наркопреступлений, их обобщению и предоставлению предложений руководителям служб ГУМВД всех уровней, в том числе приграничных областей, граничащих со странами СНГ, в частности Россией и Беларусью) [См.: 1; 3; 12; 15; 19]. Рассмотрим некоторые из них.

Пример 1. Следователем прокуратуры Ивано-Франковской области возбуждено уголовное дело относительно работника милиции по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 368 УКУ

[19]. На досудебном следствии установлено, что оперативные работники СВБ ГУМВД Украины в Ивано -Франковской области и СБУ, реализуя оперативную информацию, задержали местную жительницу гр. К. во время получения им денег (2500 грн) для последующей передачи их старшему оперуполномоченному

сектора БНОН одного из городских отделов милиции Ивано-Франковска как вознаграждение за то, что последний не будет проверять факты незаконного хранения наркотического средства и не привлечет к уголовной ответственности ее знакомого гр. А. (признаки ст. 309 УК). Досудебное следствие продолжается.

Пример 2. Следователем прокуратуры Хмельницкой области возбуждено уголовное дело относительно работника милиции по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 307 УКУ [1]. В ходе досудебного следствия выяснено, что сотрудники СВБ ГУБОП и СБУ задержали начальника сектора уголовного розыска одного из территориальных подразделений городского отдела ГУМВД Украины в Хмельницкой области, который сбывал больным наркоманией маковую соломку, которая является особо опасным наркотическим средством. Установлено, что 35-летний задержанный А. старший лейтенант милиции, прослужил в ОВД более 14 лет. Он наладил преступную схему поставок маковой соломки лицам, которые в дальнейшем изготавливали из нее опий ацетилированый, который относится к опасным наркотическим средствам и сбывали его наркозависимым. Задержанный гр. А. находится под стражей. Досудебное следствие продолжается.

Пример 3. Следователем СО Овидопильського РО ГУМВД Украины в Одесской области возбуждено уголовное дело против гр. В. по признакам состава преступлений, предусмотренных частями 2 статей 307 и 317 УК. На досудебном следствии выявлено, что работники службы УБНОН, отрабатывая Овидопильський район, обнаружили в одном из домов поселка Николаевка так называемый «наркопритон», где в доме одной из местных жительниц В. оперативными работниками в присутствии понятых было обнаружено 4 кг маковой соломки, 40 мл раствора опия ацетилированого, 10 медицинских шприцев с остатками жидкости опия, которая по классификационно-правовому признаку отнесена к особо опасным наркотическим средствам, а также принадлежности для изготовления последних. По словам В., изъятое принадлежало ее сожителю С. и его 43-летнему товарищу А. Во время допросов гр. С. и гр-ки В. показали, что они длительное время изготавливали для сбыта и личного употребления опий ацетилированый. Как установлено, гр. С. течение 4-х лет употребляет внутривенно опий, при этом его основной компонент -маковую соломку - он собирает на огородах односельчан. После этого он вместе с гр. А. изготовлял опий по месту проживания хозяйки дома гр-ки В., которая не возражала против того, чтобы мужчины изготовляли, хранили, сбывали и употребляли наркотические средства у нее дома. Оба мужчины нигде не работают, и перебиваются случайными заработками, которые предлагают им крестьяне. Задержанные граждане С. и А. находятся под стражей. Досудебное следствие продолжается.

Пример 4. Следователем СО Белгород-Днестровского РО ГУМВД Украины в Одесской области возбуждено уголовное дело против гр. А. по признакам состава преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 307 УКУ. В ходе досудебного следствия установлено, что, проверяя оперативную информацию, сотрудники службы БНОН Белгород-Днестровского РО в присутствии понятых, осматривая домохозяйство 37-летнего жителя райцентра гр. А. обнаружили и изъяли более 9 кг вещества растительного происхождения, которое согласно СХФЕ отнесена к марихуане - особо опасного наркотического средства и как объяснил гр. А. следователю, это вещество он привез из-за границы, чтобы перепродать в Одессе наркоманам. Задержанный гр. А. находится под стражей. Досудебное следствие продолжается.

Пример 5. Следователем СО Закарпатского ГУМВД Украины возбуждено уголовное дело относительно группы лиц - граждан А., Б. и В. по признакам состава преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 307 УКУ. В течении досудебного следствия выяснено, что за проверкой оперативной информации сотрудникам службы ДБНОН удалось перекрыть международный канал поступления опия-сырца из Венгрии в центральные региош Украины. Так, в ночь на 24 октября 2010 г. на территории пограничной зоны Закарпатской области задержана организованная преступная группа при сбыте партии опия экстракционного весом 3 кг которая была изъята в присутствии понятых. Это вещество согласно заключению СХФЕ относится к особо опасным наркотическим средствам. Снабжением и сбытом опия занимались 2 преступника и 3 группы обеих стран. Для задержания дельцов в департаменте была разработана спецоперация, после проведения заключительного этапа которой контрабандисты были задержаны. Задержанные граждане А., Б. и В. находятся под стражей. Досудебное следствие продолжается.

Судебно-фармацевтическое изучение на принципах криминалистики последствий наркопреступности

[20] является крайне актуальной и не только важной уголовно-правовой, медико-фармацевтической и социально-экономической, но и духовно-просветительской проблемой. Ей была посвящена VII Международная научно-практическая конференции «Судебная фармация, доказательная фармация и фармацевтическое законодательство как составляющие фармацевтического права в программе реализации государственной политики в сфере борьбы с преступностью и нарушениями правил оборота психоактивных веществ на 2001 - 2017 гг.», проведенная 19-20 ноября 2010 г. на базе Главного управления МВД Украины в Харьковской области .

По результатам обсуждения представленных материалов ее участники в рамках Концепции реализации государственной политики в сфере противодействия распространению наркомании, борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств на 2011 - 2015 гг, предложили к внедрению основные направления и мероприятия [13]:

1. В сфере усиления государственного контроля в борьбе с незаконным оборотом психоактивных веществ, наркопреступностью, наркотизация общества:

1.1. Создать Следственный комитет при МВД Украины для повышения качества досудебного следствия, защиты прав и свобод, жизни и здоровья граждан, что должно найти отражение в проекте новой редакции УПКУ.

1.2. Организовать в городских и районных органах ГУ УМВД судебно-фармацевтические и химикофармацевтические лаборатории НИЭКЦ для повышения качества экспертных исследований психоактивных веществ и качественного обеспечения экспертных исследований при проведении досудебного следствия.

1.3. Усилить: а) государственный контроль со стороны правоохранительных и контролирующих органов за выполнением постановления КМУ от 31 мая 2010, № 373 «О внесении изменений в перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» относительно оборота курительных смесей, в состав которых входят психотропные вещества (например, сибутрамин, JWH-018); б) меры по прекращению ввоза на территорию Украину функциональных пищевых продуктов, курительных смесей и лекарственных средств, содержащих психоактивные вещества, а при фиксировании фактов нарушения оборота вышеуказанных веществ предоставлять соответствующую информацию в МВД Украины и Харьковской медицинской академии последипломного образования; в) общественный контроль за организацией оперативно-розыскной работой и досудебного следствия правоохранительными органами с целью выявления, фиксирования и изъятия из оборота функциональных пищевых продуктов, курительных смесей и лекарственных средств, в состав которых входят психоактивные вещества, что позволит защитить права и свободы, жизни и здоровья граждан Украины, особенно несовершеннолетних и молодежи.

2. В сфере методологического обеспечения, внедрение новейших современных научно-технических средств и информационных технологий в деятельность правоохранительных органов в современных условиях:

2.1. Продолжить разработку и внедрение в практику технических средств дистанционного и экспресс-выявления психоактивных веществ различных классификационно-правовых групп (алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ и т.п.).

2.2. Создать единую межведомственную автоматизированную систему сбора, анализа и обобщения информации о лицах, причастных к незаконному обороту психоактивных веществ различных классификационно-правовых групп (наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров).

2.3. Осуществлять мероприятия по обеспечению обмена опытом и информацией с зарубежными партнерами, международными правительственными и неправительственными организациями по совершенствованию законодательства и новейших методов борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств.

2.4. Участвовать в международном сотрудничестве в сфере противодействия немедицинскому употреблению и злоупотреблению психоактивных веществ различных классификационно-правовых групп: алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств.

2.5. Совершенствовать методики и тактики расследования уголовных дел, возбужденных по фактам незаконного оборота функциональных пищевых продуктов и курительных смесей, содержащих психоактивные компоненты различных классификационно-правовых групп.

2.6. Рассмотреть вопрос относительно создания новых проблемных комиссий МЗ Украины и АМНУ и внести дополнения в их совместный приказ от 11 марта 2010 № 29/12.

3. В сфере использования специальных знаний по судебной фармации при расследовании наркопреступлений на современном этапе:

3.1. Оптимизировать проведение судебно-фармацевтического мониторинга наркоситуации в Украине, уровня наркотизации общества, нелегального оборота психоактивных веществ, преступности на национальном и региональном уровнях.

3.2. На базе ведущего медицинского вуза организовать Институт судебных экспертиз (в составе кафедр: судебной медицины, психиатрии, наркологии, судебно-медицинской токсикологии, медицинского и фармацевтического права) с целью: а) повышение квалификации медицинских, фармацевтических и судебно-экспертных кадров; б) проведения постоянного судебно-фармацевтического мониторинга нарушений правил оборота (хранение, употребление, введение, лечение и др.) психоактивных веществ различных классификационно-правовых групп, которые употребляются не по назначению врача или с нарушением правил и режима дозирования, что может вызывать возникновения психических и поведенческих расстройств здоровья, а в дальнейшем привести к наркомании, токсикомании, суицидам, дорожно-транспортным происшествиям, убийствам и другим преступлениям.

3.3. Кафедре фармацевтического права Национального фармацевтического университета предоставить соответствующие предложения для дальнейшей профилактики нерационального применения новых психоактивных веществ, вызывающих развитие аддиктивных расстройств здоровья, распространение преступности и наркопреступности.

3.4. Проанализировать уже зарегистрированые функциональные пищевые продукты, пересмотреть их инструкции для применения и рекомендовать специалистам медицины и фармации не назначать детям и подросткам в возрасте до 18 лет те из них, которые имеют в составе психотропные вещества.

3.5. Принять участие в проведении судебно-фармацевтических исследований по разработке методик анализа функциональных пищевых продуктов и курительных смесей, в состав которых входят психоактивные вещества различных классификационно-правовых групп.

3.6. Кафедре медицинской токсикологии Харьковской медицинской академии последипломного образования совместно с кафедрой фармацевтического права НФаУ (г. Харьков) разработать методические рекомендации по изучению: а) судебно-фармацевтических подходов к профилактике совершения правонарушений в состоянии алкогольного опьянения; (б) проблемы наркомании среди подростков.

4. В сфере преподавания в вузах медицинского и фармацевтического права (составляющие: судебная фармация, фармацевтическое право, доказательная фармация,):

4.1. Повысить уровень судебно-фармацевтической научно-исследовательской работы по специальности 15.00.01 (технология лекарств, организация фармацевтического дела и судебная фармация), в связи с чем, привести в соответствие программу кандидатского экзамена по этой специальности от 9 ноября 2010 г. с учетом основной и дополнительной программ под этим же названием.

4.2. Систематически проводить в школах, училищах, техникумах и вузах работу, направленную на разъяснение негативных последствий употребления табака, алкоголя, топливных смесей и лекарственных средств, содержащих психоактивные вещества или имеющих психоактивные свойства, что может привести к наркомании, токсикомании, ВИЧ / СПИДа и других сопутствующих заболеваний сердечнососудистой системы, психоневрологических и других расстройств здоровья.

4.3. Ввести специальные курсы по фармацевтическому праву и судебной фармации в высших учебных заведениях разных уровней аккредитации.

4.4. Ввести преподавание медицинского и фармацевтического права (судебной фармации) в системе додипломного образования для будущих юристов, врачей, провизоров на 1 - 5-м курсах, способствовать повышению их правовой культуры и правосознания в деле защиты прав и свобод, жизни и здоровья людей .

4.5. Продолжить работу по созданию института судебной фармации с организацией судебнофармацевтического (экспертно-криминалисти-ческого) направлении для подготовки таких специалистов, как «провизор-криминалист», «провизор-эксперт» или «провизор-судебный»

4.6. Продолжить работу по созданию опорной кафедры медицинского и фармацевтического права.

4.7. В порядке ст. 231 УПКУ решить вопрос по организации на стационарных отделениях фармацевтических вузов и факультетов кафедры фармацевтического права, предоставив возможность студентам изучать правовую дисциплину на 1 - 5-м курсах, а в системе последипломного образования - в интернатуре в течение одного года.

4.8. Продолжать повышение квалификации специалистов, деятельность которых связана с оборотом психоактивных веществ различных классификационно-правовых групп на кафедре фармацевтического права в системе последипломного образования.

Список литературы: 1. З оперативників - у фігуранти. Без відриву від служби // Моменти. - 2010. - № 9. - С. 4 - 5. 2. Керівництво з розслідування злочинів : наук.-практ. посіб. / за ред. В. Ю. Шепітька. - Х. : Одіссей, 2010. - 960 с. 3. Ларіна П. Гербарій на мільйон / П. Ларіна // Моменти. - 2010. - N° 9. - С. 6 - 7. 4. Лекарственные средства в неврологии, психиатрии и наркологии / под ред. В. А. Шаповаловой, П. В. Волошина, А. В. Стефанова и др. - Х. : Факт, 2003. - 784 с. 5. МалінінаН. Як боротися з наркобізнесом / Н. Малініна, М. Зієнко // Слобідський край. - 2010. - № 144. - С. 12. 6. Могильов А. Для українських міліціонерів віднині є лише один орієнтир - Закон / А. Могильов // Іменем закону. - 2010. - № 50. - С. 3-4. 7. План заходів щодо виконання Концепції реалізації державної політики у сфері протидії поширенню наркоманії, боротьби з незаконним обігом наркотичних засобів, психотропних речовин та прекурсорів на 2011-2015 роки: Розпорядж. КМУ від 22.11.2010 р. № 2140-р [Електрон. ресурс]. - Режим доступу : http://www.kmu.gov.ua. 8. Прес-служба Президента України Віктора Януковича. Президент України у Москві взяв участь у розширеному засіданні Ради глав держав-учасниць СНД / Офіц. сайт Президента України [Електрон. ресурс]. - Режим доступу : http://www.president.gov.ua /news/18924.html. 9. Прес-служба Президента України Віктора Януковича. Президент України переводить боротьбу з незаконним обігом наркотиків на якісно новий рівень / Офіц. сайт Президента України [Электрон. ресурс]. - Режим доступу : http://www.president.gov.ua./news/17536.html. 10. Пресс-служба Президента России Д. Медведева. Вступительное слово на заседании Совета глав государств - участников СНГ / Офиц. сайт Президента РФ [Електрон. ресурс]. - Режим доступа : http://www.kremlin.ru/transcripts/9784. 11. Про ратифікацію Конвенції Організації Об’єднаних Націй про боротьбу проти незаконного обігу наркотичних засобів і психотропних речовин 1988 р. : постанова Верхов. Ради УРСР // ВВР України. - 1991. - № 24. - С. 277. 12. Сатановська Т. «Кайф» зіпсували / Т. Сатановська // Моменти. - 2010. - № 9. - С. 8 - 9. 13. Судова фармація, доказова фармація та фармацевтичне законодавство як складові фармацевтичного права у програмі реалізації державної політики у сфері боротьби із злочинністю та порушеннями правил обігу психоактивних речовин на 2001 - 2017 рр.: матеріали VII Міжнар. наук.-практ. конф. (19-20 лист. 2010 р., м. Харків) / за ред В. В. Шаповалова, В. В. Шаповалова (мол.), В. О. Шаповалової // Укр. вісн. психоневрології. - 2010. -Т. 18. - Вип. 2 (додаток). - С. 190. 14. Тацій В. Я. Імплементація запропонованих Єврокомісією принципів нової архітектури у міжрегіональному співробітництві як необхідна умова зниження рівня наркотизації населення в Україні / В. Я. Тацій // Судова фармація, доказова фармація та фармацевтичне законодавство, як складові фармацевтичного права у програмі реалізації державної політики в сфері боротьби із злочинністю та порушеннями правил обігу психоактивних речовин на 2001 - 2017 рр. : матеріали VII Між нар. наук.-практ. конф. / (19-20 лист. 2010 р.) // Укр. вісн. психоневрології - 2010.- Т. 18. - Вип. 2 (додаток). - С. 20-21. 15. Торгоненко А. Опт не відбувся / А. Торгоненко // Моменти. - 2010. - № 9. - С. 7-8. 16. Украина и РФ наращивают сотрудничество по борьбе с наркотиками [Электрон. ресурс]. - Режим доступа : http://ua.rian.ru/ukraine_news/20101115/78562265.html. 17. Фаринник В. Головний постулат у діяльності міліції - дотримання прав і свобод громадян / В. Фаринник // Іменем закону. - 2010. - № 49. - С. 2-3. 18. Фармацевтичне законодавство : навч. посіб. / за заг. ред. В. О. Шаповалової. - 2-ге вид. - Х. : НФаУ, 2010. - 142 с. 19. Чи торгував «бноновець» законом // Моменти. - 2010. - № 9. - С. 4. 20. Шаповалова В. А. Организационно-правовые и нравственные аспекты изучения проблемы распространения наркомании (на примере каннабиса) в современном обществе в свете духовного наследия православной церкви / В. А. Шаповалова, В. В. Шаповалов, С. Н. Негрецкий // Укр. вісн. психоневрології - 2010. - Т. 18. - Вип. 2. - С. 97-101.

УСИЛЕНИЕ РОЛИ СУДЕБНОЙ ФАРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ И НАРКОМАНИИ В УКРАИНЕ

Шаповалов В. В.

В статье обоснована необходимость усиления роли судебной фармации в общей системе государственного контроля по противодействию в Украине наркопреступности и наркомании. Предложены основные направления по внедрению на региональном уровне мероприятий в области незаконного оборота психоактивных веществ, наркотизации общества, методологического обеспечения правоохранительных органов, применения специальных знаний при расследовании наркопреступлений, преподавании фармацевтического и медицинского права в учебных вузах.

Ключевые слова: судебная фармация, государственный контроль, наркопреступность, наркомания.

STRENGTHENING THE ROLE OF THE FORENSIC PHARMACY IN THE STATE CONTROL SYSTEM TO COUNTER DRUG CRIME AND DRUG ADDICTION IN UKRAINE Shapovalov V. V.

The article justifies the need to strengthen the role of the forensic pharmacy in the general system of state control to combat drug crime in Ukraine and drug addiction. The main directions for the implementation at the regional level of the activities like illicit substance use; anesthesia society; methodological support for law enforcement, application expertise in the investigation of drug-related crimes, the teaching of pharmaceutical and medical law at educational institutes.

Key words: forensic pharmacy, state control, drug trafficking, drug addiction.

Поступила в редакцию 02.02.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.