УДК 615.21
СУДЕБНО- ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ БОРЬБЫ С СОВРЕМЕННОЙ НАРКОТИЧЕСКОЙ УГРОЗОЙ ДЛЯ РОССИИ И УКРАИНЫ
В статье показано, что развитие международного сотрудничества между Россией и Украиной в сфере борьбы с организованными формами наркобизнеса включает в себя и углубленные научные исследования в области противодействия наркотизации всех слоев населения, реабилитации пациентов, профилактике причин и условий, которые способствуют наркомании, ВИЧ/СПИД, психическим и другим сопутствующим заболеванием, которым подвержены наиболее работоспособные группы населения. Наркобизнес несет угрозы для генофонда нации, прав и свобод, жизни и здоровья отельного человека, гражданина и пациента. Современное судебно-фармацевтическое и криминалистическое изучение уровня борьбы с наркотической угрозой способствуют повышению качества подготовки следователей, экспертов-криминалистов, оперативных сотрудников в эффективном сборе доказательств, методах химико-фармацевтического анализа, работе со свидетелями и использовании в качестве доказательств судебно-медицинских, дактилоскопических, судебно-наркологических, судебно-психиатрических и других видов экспертиз.
Ключевые слова: судебная фармация, международное сотрудничество, борьба с наркобизнесом, коррупция, правовое регулирование, жизнь, здоровье, права, свобода, криминалистика, наркомания, ВИЧ/СПИД, реабилитация.
Современное международное сотрудничество между Россией и Украиной, в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), несомненно затрагивает и приграничное сотрудничество между Белгородской и Харьковской областями в рамках Еврорегиона «Слобожанщина», а также взаимодействие в сфере борьбы с наркобизнесом и организованной наркопреступностью, развития здравоохранения, обеспечением прав и свобод, жизни и здоровья человека, гражданина и пациента, что основывается на Конвенциях Организации Объединенных наций г, 2.
Судебно-фармацевтические исследования свидетельствуют о том, что именно наркобизнес способствует незаконному обороту (производство, приобретение, хранение, сбыт, перевозка, контрабанда, употребление и др.) психоактивных веществ (наркотических средств, психотропнвх веществ и прекурсоров, далее ПАВ) в цепочке «сбыт-приобретение» между преступниками «гражданином-сбытчиком - пациентом-потребителем» з, 4, 5, б, что приводят к необратимым последствиям связанным с распро-
1 Шаповалов В.В. Конвенція ООН (1988 р.) «Червоний список» (2006 р.) як основа подальшого розвитку судової фармації в удосконаленні контрольно-дозвільної системи обігу прекурсорів в Україні/ В.В. Шаповалов / Проблеми законності: акад. зб. науч. пр. /Відп. ред. В.Я. Тацій. - Х.: Нац. юрид акад. України, 2010. - Вип. 112. - С. 154-166.
2 Шаповалов В.В. Єдина конвенція ООН про наркотичні засоби (1961 р.) «Жовтий перелік» (2010 р.) як основа подальшого розвитку судової фармації в державній концепції протидії наркозлочин-ності на міжнародному рівні / В.В. Шаповалов / Проблеми законності: акад. зб. науч. пр. /Відп. ред.
В.Я. Тацій. - Х.: Нац. ун-т «ЮАУ» ім. Я. Мудрого, 2012. - Вип. 112. - С. 183-191.
3 Фармацевтическое право в наркологии /Под ред. В.А. Шаповаловой, И.К. Сосина, В.В. Шаповалова. - Х.: Факт, 2004. - 800 с.
4 Фармацевтичне законодавство: навч. посіб. з грифом МОН України (серія: Фармацевтичне право) / В.О. Шаповалова, В.В. Шаповалов, М.М. Халін, В.В. Шаповалов (мл.), В.В. Бондаренко, М.М. Ніконов, Ю.В. Васіна, В.О. Петренко. - [2-е вид.]. - Х., 2010. - 142 с.
5 Судово-фармацевтичне вивчення світової наркоситуації щодо вилучених із незаконного обігу психоактивних речовин на засадах криміналістики [Електронний ресурс] / Шаповалов В., Мусоєв
В.В. ШАПОВАЛОВ
Департамент здравоохранения Харьковской областной государственной администрации г. Харьков, Украина
e-mail: krisa83@bk.ru
странением наркомании среди наиболее трудоспособной части населения (несовершеннолетние, молодежь), страдающим расстройством здоровья на ВИЧ/СПИД, токсикоманию, а также развитием одного или несколько из сопутствующим заболеванием (туберкулез, онкологические, психоневрологические, сердечно-сосудистые, системы кровообращения и др.) определенные в МКБ-10, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.
Для организации эффективной борьбы с наркоугрозой, противодействия незаконному обороту ПАВ между Россией и Украиной, состоялось (г. Москве 17.12.2013 г.) шестое заседание украинско-российской межгосударственной комиссии под руководством президентов Виктора Януковича и Владимира Путина в ходе которого Стороны заключили соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, между Федеральной службой РФ по контролю над оборотом наркотиков (ФСКН РФ, директор - В. Иванов) и Государственной службой Украины по контролю за наркотиками (голова - В. Тимошенко), который включает в себя 16: - регулярный обмен статистическими и аналитическими данными, информационными базами данных; - взаимодействие по вопросам организации и проведения профилактики и лечения граждан незаконно употребляющих ПАВ; - обмен законодательными и другими нормативно-правовыми актами, а также материалами свидетельствующими об их практическом применении; - проведение совместных научных исследований по проблемам контроля за оборотом ПАВ; - предупреждение увеличения масштабов незаконного оборота ПАВ и злоупотребления ими; - сов-
С. Шаповалова В. / Юридичний Журнал. - 2012. - № 9. - Режим доступу до документу: http://www.justinian.com.ua/article.php?id=3879.
6 Шаповалов В.В. Посилення ролі судової фармації в системі державного контролю щодо протидії наркозлочинності і наркоманії в Україні / В.В. Шаповалов / Проблеми законності: акад. зб. науч. пр. /відп. ред. В.Я. Тацій. - X.: Нац. Уп-т «ЮАУ ім. Я. Мудрого», 2011. - Вип. 117. - С.120-131.
7 Шаповалов В. В. Судово-фармацевтичне вивчення злочинів, пов'язаних з незаконним обігом
наркотичного засобу кокаїн (криміналістичні засади) [Електронний ресурс] / Шаповалов В. В. /Теорія і практика правознавства: Електронне наукове фахове видаппя Національного університету «Юридична академія України імепі Ярослава Мудрого» /відп. ред. Гетьмап А.П. - 2013. - Вип. 1(3). - 14 с. - Режим доступу до документу: http://nauka.jur-
academy.kharkov.ua/index.php?option=com_content&view=category&id=98&Itemid=220&lang=uk.
8 Фармацевтичне право та судова фармація: алгоритм для дефініції статусу каннабіноїдної нар-комапії (F12) /Шаповалов В.В. (мол.), Шаповалова В.О., Шаповалов В.В. та ін.: Сб. науч. трудов SWorld. -Иваново: ПЦ «Домино», 2013. - С. 16-19.
9 Тацій В.Я. Судова фармація: щодо оповлеппя антинаркотичної політики та її втілення люди-ноцентриському підході і зміни їх стратегічного курсу від репресивних заходів впливу до запобіжних /
В.Я. Тацій / Укр. віспик психоневрології. - Т. 20, вип. 2 (71), додаток. - 2012. - С. 15.
10 Гетьмап А.П. Взаимосвязь экологического права и фармацевтического права в защите прав человека, гражданина и пациента па основе конвенций Организации Объединенных Наций / А.П. Гетьман / Укр. вісник психоневрології. - Т. 20, вип. 2 (71), додаток. - 2012. - С. 16.
11 Шаповалов В.В. (мол.) Судово-фармацевтичне вивчеппя наркоманії в Україні та сучасні підходи для її фармакотерапії із використанням нанотехнологій / В.В. Шаповалов (мол.) / Укр. віспик психоневрології. - Т. 20, вип. 2 (71), додаток. - 2012. - С. 107-111.
12 Шаповалов Валентин В. Медичпе та фармацевтичне право: здоров’я Слобожанщини па заса-
дах інновацій, якості та безпеки [Електронний ресурс] / Шаповалов Валентин В., Капєльпікова Є.В / Медиа-компания Время, прес-реліз. - 25.11.2013. -Режим доступу до документу:
http://timeua.info/pr/251113/82522.html.
13 Рищенко О.О. Медичпе та фармацевтичне право в загальнодержавній сфері судово-фармацевтичного обґрунтування організаційних заходів реабілітації наркохворих з залежністю від кан-набіноїдів (F12) [Електронний ресурс] / Рищенко О.О., Омельчепко В.О. / Медиа-компапия Время, прес-реліз. - Режим доступу до документу: http://timeua.info/pr/041213/82758.html.
14 Шаповалов Валентин В. Про підвищення рівня застосування норм медичного та фармацевти-чпого права в лапцюзі «лікар-пацієнт-провізор», як елемент захисту прав та безпеки пацієнтів [Електронний ресурс] / Валентин В. Шаповалов / Медиа-компапия Время, прес-реліз. - 31.07.2013. - № 103. -Режим доступу до документу: http://timeua.info/pr/310713/78055.html.
15 Лекарственные средства в неврологии, психиатрии и наркологии /За ред. В.А. Шаповаловой, П.В. Волошина, А.В. Стефапова, И.М. Трахтенберга, В.В. Шаповалова. - X.: Факт, 2003. - 784 с.
16 Міжнародне співробітництво Державна служби України з контролю за наркотиками [Електронний ресурс]. - 18.12.2013. - Режим доступу до документу:
http: //narko.gov.ua/index.php/diyalnist/diyalnist/520-mizhnarodne-spivrobitnitstvo-dskn.
местное проведение конгрессов, научно-практических конференций, семинаров и круглых столов.
Основные усилия территориальных подразделений управления БНОН МВД Украины, как отмечает Олег Школьний, направлены на 17: -выявление членов организованных наркопреступных групп; -пресечение каналов наркотрафика и финансовых источников; - пересечение незаконной деятельности нарколабораторий по изготовлению наркотиков; -недопущение расширения наркомании и наркопреступности; -противодействие незаконному обороту наркотиков на национальном и международном уровнях.
Это сотрудничество между Россией и Украиной является продолжением принятых государственных программ:
- «Противодействия незаконному обороту наркотиков», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.03.2013 г. № 294-р. 18;
- «Стратегии государственной политики в отношении наркотиков на период до 2020 года», утвержденной Распоряжение Кабинета Министров Украины от 28.08.2013 № 735-р 19.
Для противодействия наркотизации всех слоев населения государства принимают меры, направленные на обеспечение в сфере здравоохранения эффективного, доступного и качественного лечения граждан, страдающих на наркоманию и одновременно являющихся потребителями-преступниками, противоправные действия которых образуют преступления (хранение, приобретение, сбыт, введение, пересылка и т.п.) запрещенных к обороту как в России (ст. 228-234 УК РФ)20, так и в Украине (ст. 305-321 УК Украины)21 ПАВ (героин, опий, маковая солома, каннабис, метамфетамин, кокаин). При этом задачей спецслужб и правоохранительных органов (прежде всего МВД) является выявление, пресечение, фиксирование, раскрытие и расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом ПАВ, коррупцией и преступлений, которые совершают «наркоманы»: мошенничества, кражи, грабежи, убийства, дорожно-транспортные происшествия, раскрытие и расследование которых могут осуществить только следователи и оперативные сотрудники при проведении криминалистических операций, соответствующего планирования, используя справочную и консультационную помощь со стороны специалиста-криминалиста и обладающих специальными знаниями, как отмечает Н.А. Звертаев 22, при обработке различных данных, обеспечивающих органы предварительного следствия и оперативно-розыскные подразделения правоохранительных органов информацией, необходимой для раскрытия и расследования преступлений.
Вопросы экспертно-криминалистического обеспечения следователей, экспертов и оперативных работников регламентированы в соответствующих приказах МВД России и МВД Украины. Экспертно-криминалистическую деятельность в России осуществляет Фе-
17 Прес-служба Міністерства внутрішніх справ. Найголовніші завдання підрозділів БНОН - виявлення наркозбувачів та каналів надходження наркотиків [Електронний ресурс] / Єдиний веб-портал органів виконавчої влади - Кабінету міністрів України. - 14.06.2013. -Режим доступу до документу: http://www.kmu.gov.ua/control/publish/article?art_id=246432967.
18 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4.03.2013 г. № 294-р. "Об утвержде-
нии представленную ФСКН России государственную программу Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков» [Электронный ресурс]: Официальный сайт ФСКН России. - М.
4.03.2013. - Електронний ресурс - Режим доступа к документу:
http://youth.fskn.gov.ru/pages/main/info/legal_foundation/4043/22928/index.shtm.
19 Розпорядження Кабінету Міністрів України від 28.08.2013 № 735-р «Про схвалення стратегії державної політики щодо наркотиків на період до 2020 року» [Електронний ресурс]. - Режим доступу до документу: http: //zakon4.rada.gov.ua/laws/show/735-2013-%D1%80.
20 Уголовный кодекс Российской Федерации (ред. от 02.07.2013) //Zakoni. 02.07.2013 . -Режим доступа к документу: http:
//zakoni.ucoz.ru/news/ugolovnyj_kodeks_rossijskoj_federacii_redakcija_ot_02_07_2013/2013-07-22-169.
21 Кримінальний кодекс України: Науково-практ. коммент. /Ю.В. Байлін, В.І. Борисов, С.Б. Гав-риш та ін. За заг. ред. В.В. Сташиса, В.Я. Тація. Вид. четверте. доповн. - X.: ТОВ «Одісей», 2008. - 1204 с.
22 Звертаев НА. Формы специальных зпапий и основные направления их использования по уголовным делам о нераскрытых преступлениях прошлых лет [Электронный ресурс] / Н.А. Звертаев / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Философия, Социология, Право. -2013. - № 16 (159). - Вып. 25. - С. 179-186.
Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 23 (166). Выпуск 26
деральное государственное казенное учреждение «Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации»23, 24, а в Украине - Государственный научно-исследовательский экспертно-криминалистический центр МВД Украины 25, 2б, 27.
В свою очередь, ведомственное понятие экспертно-криминалистических учетов регламентируется приказом МВД РФ от 10.02.2006 N 70 (ред. от 21.05.2008) «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации»28, в котором определено, что они являются системами хранения и поиска экспертно-криминалистической информации об объектах учета, используемые для решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел. Так же отмечено, что экспертно-криминалистическая информация представляет собой индивидуальную совокупность криминалистически значимых признаков объекта учета, выявляемых и фиксируемых с использованием специальных знаний, экспертнокриминалистических методов и средств.
Экспертно-криминалистической регистрации как в России, так и в Украине подлежат и многочисленные объекты из уголовных дел, о нераскрытых преступлениях прошлых лет, в т.ч. и связанные с наркобизнесом, к которым относятся: - следы пальцев рук с мест нераскрытых преступлений; - дактокарты лиц, представляющих оперативный интерес; - данные ДНК биологических объектов, изъятых с мест происшествий; - ДНК неопознанных трупов; - предметы со следами орудий взлома и их копии; - следы подошв обуви, протекторов шин автотранспортных средств; - оружие и следы его применения; -поддельные денежные знаки и ценные бумаги, поддельные документы, изготовленные полиграфическим способом, и др. 29, 30, 31.
23 Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29.06.2005 г. N 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Зарегистрирован в Минюсте РФ
23 августа 2005 г. р N 6931. -Режим доступа к документу: http://www.rg.ru/2005/08/30/ekspertiza-dok.htm.
24 Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15.10.2012 г. N 939 «О внесении изменений в приказ МВД России от 29 июпя 2005 г. N 511» [Электронный ресурс]. - Режим доступу до документу: http://www.rg.ru/2013/02/13/mvd-dok.html.
25 Наказ МВС України від 09.08.2012 № 691 «Про затвердження Положення про Експертну
службу Міністерства внутрішніх справ України» [Електронний ресурс]: Зареєстрований в Міністерстві юстиції України 7.09.2012 р. за № 1541/21853. - Режим доступу до документу
http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z1541-n2.
26 Наказ МВС України від 16.10.2012 № 917 «Про внесення зміп до деяких наказів Міністерства внутрішніх справ України, які регулюють діяльність Експертної служби МВС України» [Електронний ресурс]: Зареєстрований у Міністерстві юстиції України 06.11.2012 за № 1857/22169. - Режим доступу до документу: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/RE22169.html.
27 Наказ МВС України від 26.10.2012 № 962 "Про затвердження Інструкції про участь працівників Експертної служби МВС України в кримінальному провадженні як спеціалістів" [Електронний ресурс]: Зареєстрований у Міністерстві юстиції України 21.11.2012 за № 1946/22258. - Режим доступу до документу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z1946-12.
28 Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 10.02.2006 N 70 «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации», «Правилами ведения экспертно-криминалистических учетов в органах внутренних дел Российской Федерации») [Электронный ресурс]: Информационно-правовой портал Bestpravo, июль 2011 г. - Режим доступа к документу: http://bestpravo.ru/rossijskoje/pt-normy/z7k.htm.
29 Наказ МВС України від 10.09.2009 № 390 «Про затвердження Інструкції з організації функці-
онування криміналістичних обліків експертної служби МВС» [Електронний ресурс]: Зареєстрований у Міністерстві юстиції України 15.10.2009 за № 963/16979. - Режим доступу до документу:
http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z0963-09.
30 Наказ МВС України від 21.07.2011 N 454 «Про впесеппя зміп до Інструкції про порядок функціонування дактилоскопічного обліку експертної служби МВС України» [Електронний ресурс]: Зареєстрований в Міністерстві юстиції України 9.08.2011 р. за N 962/19700. - Режим доступу до документу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z0962-11.
Следует отметить, что экспертами проводятся следующие экспертиза исследования: - материалов, веществ и изделий (физико-химическая); - наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, прекурсоров; - специальных маркирующих веществ; - волокон и волокнистых материалов; - лакокрасочных материалов и лакокрасочных покрытий; - маркировочных обозначений на изделиях из металлов, полимерных и иных материалов; - нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов; - стекла и керамики; - полимерных материалов и резины; - материалов письма и документов; - спиртосодержащих жидкостей и др. Уголовно-процессуальная деятельность следователя, который расследуя уголовное дела назначает экспертизы для исследования ПАВ, и как считает С.Ф.Шумилин 32, то он формулирует следующие цели, которые:
- являются критериями для определения необходимых для их достижения средств, и прежде всего системы полномочий следователя; - представляют собой единственный критерий, на основании которого можно судить о способности закреплённых в уголовнопроцессуальном законодательстве средств обеспечивать их достижение. При этом выделяются следующие цели (задачи) предварительного расследования: - быстрое и полное раскрытие преступления; - изобличение виновных и обеспечения законности; - объективное, полное и всестороннее собирание доказательств виновности (невиновности) конкретных лиц; - установление лиц, совершивших преступление, и привлечение этих лиц в качестве обвиняемых; - подготовка материалов предварительного расследования для рассмотрения в судебном разбирательстве; - обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования; - установление наличия или отсутствия вреда, причиненного преступлением, определение его характера и размера, а также создание необходимых условий для его реального возмещения; подготовка материалов к судебному разбирательству; - воспитание граждан в духе неуклонного соблюдения Конституции РФ и законов, уважения правил общежития; - охрана прав и свобод граждан и интересов общества; - способствование укреплению законности и правопорядка. Огромную роль в расследовании наркопреступлений отводится вопросам связанным с использованием справочной и консультационной помощи следователю со стороны специалиста-криминалиста (специалиста-провизора, имеющего криминалистическую подготовку) при производстве следственных действиях, связанных с осмотром места преступления (например, нарколаборатории, притона, аптеки, лечебного учреждения, автомобиля в котором перевозили ПАВ и др.), назначение и формулировании вопросов по судебнофармацевтической и другим экспертизам (например, дактилоскопической), допросе участников преступления. Многообъектные экспертизы в рамках одного вида криминалистической экспертизы не редки как отмечает И.Н. Кислицина33. Проблема их производства в экспертном учреждении обычно связана с длительными сроками исследований и получения следователем заключения эксперта. В этих обстоятельствах, при обращении следователя к специалисту криминалисту он способствует: - назначению отдельных видов экспертиз по каждому объекту и направить их в одно экспертное учреждение, где, как правило, ряд экспертно-криминалистических исследований проводятся по аналогии; -проведению судебных экспертиз сопряжено с необходимостью представления эксперту, как самого объекта экспертного исследования, так и образцов для сравнительного исследования; - нацеливанию следователя на создание определенных условий, необходимых для качественного изъятия экспериментальных образцов для экспертного исследования (обстоятельства, в которых был обнаружен и изъят объект, подлежащий экспертному ис-
31 Закон України «Про судову експертизу» [Електронний ресурс]: Відомості Верховної Ради
України (ВВР). - 1994. - N 28. - ст.232. - Режим доступу до документу:
http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/4038-12.
32 Шумилин С.Ф. Цели уголовно-процессуальной деятельности следователя: понятие и законодательное закрепление [Электронный ресурс] / С.Ф. Шумилин / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Философия. Социология. Право. - 2013. -№ 9 (152). -Вып. 24. - С. 218-230.
33 Кислицина И.Н. Справочная и консультационная деятельность специалиста-криминалиста при производстве некоторых следственных действий на стадии предварительного расследования краж [Электронный ресурс] / И.Н. Кислицина / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Философия. Социология. Право. - 2013. - № 9 (152). - Вып. 24. - С. 241-250.
Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 23 (166). Выпуск 26
следованию, при определенных обстоятельствах он может быть осмотрен специалистом-криминалистом). При этом Шепитько В.Ю. рекомендует следователям находясь на месте преступления использовать компактную, простую в использовании доступную карманную справочно-криминалистическую литературу «Справочник следователя», в котором отражен организационно-правовой порядок осмотра места происшествия, проведение допросов, алгоритм изъятий (выемок, обысков), особенности воспроизведения обстановки и обстоятельств события, процедуру опознания, участие экспертов, порядок назначения основных экспертиз (например, наркотических средств и сильнодействующих веществ), а также расположение экспертных учреждений (телефоны)34.
Следует также отметить, что важную роль в ходе досудебного производства играет использование следователем функции частной теории криминалистических операций, при этом И.М. Комаров ее характеризует следующим образом, как 35: - синтетическую, которая объединяет уголовно-процессуальные, криминалистические, психологические, кибернетические и другие знания (судебно-фармацевтические, судебно-медицинские, судебно-психиатрические) в целостную организационно-правовую систему, позволяющую их комплексное использование для систем целей (задач) досудебного производства;
- объяснительную, в качестве функции выявляющей причинные и иные зависимости, многообразие связей криминалистических операций, их существенных характеристик, совершенствования и развития; - методологическую, в качестве функции обеспечивающей формирование на базе частной теории различных способов и приемов исследования криминалистических операций; - предсказательную, в виде функции предвидения развития и совершенствования теоретического знания о свойствах метода криминалистических операций; - практическую, как функцию применения в практической деятельности органов следствия и дознания теоретических знаний о методе криминалистических операций; - эвристическую, как функцию творческой деятельности в развитии и совершенствовании знаний о криминалистических операциях; - как субъекта доказывания в качестве условия планирования, организации и проведения метода, с учетом субъектнообъектной природы последнего; - процессуального (непроцессуального) организационно-технического действия и мероприятия, методов познания, с использованием специального криминалистического метода (технико-криминалистические и структурнокриминалистические), криминалистических рекомендаций, технико-криминалистических и тактикокриминалистических приемов и др.; - связи между вышеприведенными компонентами (причинно-следственные; корреляционные; временные; пространственные; аналитико-статичные; индуктивные; закономерные; случайные; однозначные, многозначные; прямого и обратного направления; непосредственные; косвенные, многоступенчатые; связи условия с обусловленным; связи соответствия; функциональные связи; связи принадлежности вещей; логические и организационные связи).
Нельзя не отметить, что при расследовании уголовных дел, связанных с наркобизнесом соблюдение прав человека, гражданина, пациента, подозреваемого (обвиняемого), является краеугольным камнем государственной политики, как в Украине, так и в России. В статье Е.Е. Тонкова показано, что законодательное признание приоритета прав и свобод человека, его жизни и здоровья, а также установление государственной обязанности по их защите еще не является гарантией обеспечения реального исполнения органами государственной власти своих конституционных обязанностей, т.к. это связано с криминализацией страны, являющейся результатом действия не какой-то одной группы факторов, а их целостной системы, охватывающей практически все сферы общества3б. Отмечено, что государство являясь «разработчиком» экономической политики, в какой-
34 Шепитько В.Ю. Довідник слідчого / В.Ю. Шепитько. - К.: Видавничий Дім «Ін Юре», 2001. -
208 с.
35 Комаров И.М. Структура и функции частной теории криминалистических операций в досудебном производстве [Электронный ресурс] / И.М. Комаров / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Философия. Социология. Право. - 2013. - № 9 (152). - Вып. 24. -
С. 257-262.
36 Тонков Е.Е. Правозащитная функция и субъективное право: горизонты познания
[Электронный ресурс] / Е.Е. Тонков / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Философия, Социология, Право. - 2013. - № 16 (159). - Вып. 25. С. 201-207.
то момент утратило возможность выполнять свою основную функцию в условиях реформы - служить надежным барьером против криминализации и коррупции, оказалось слабым для того, чтобы справиться с уголовно-правовыми проблемами, которые спровоцировали рост бедности среди широких слоев населения, приведших к регрессу многих социально-гражданских ценностей, деформация социальных отношений, а как следствие -не приближение, а удаление от модели правого гражданского общества. При этом наблюдается опасность все возрастающего влияния в обществе в целом, и среди молодежи, в частности, субкультуры преступного поведения и развития «наркокультуры». Представители преступного мира навязывают государству и обществу принятию их «уголовных» норм, ценностей и правил, что соответственно ведет к девиантному поведению среди молодежи. Преодоление кризиса в российском обществе инициировало обострение в противовес намеченной президентом страны модернизации, а именно: -возрастающее в геометрической прогрессии хаотическое усложнение социального устройства, невиданный ранее рост структурной и функциональной дифференциации, институциональную неразбериху; -значительное усиление влияния коррупции в обществе привело к осложнениям в политико-правовой, социально-экономической и медико-фармацевтической сферах регулируемых государством. Преодоление негативных тенденций и выхода из полосы перманентной нестабильности в уголовно-правовой сфере требует незамедлительного ее решения и, в первую очередь, путем интеграции различных государственных и общественных структур в процессе противодействия наркопреступности, затрагивающей нормативно-правовое развитие экономики, медицины и фармации, а также обеспечения права пациента-преступника-наркомана доступа к государственным программам «защиты свидетеля» и современной медики-фармацевтической помощи (ресоциализации), гарантируемой государством. Являясь атрибутивным признаком криминализированной государственной власти, коррупция связанная с наркобизнесом развивается по спирали и связана бюрократическим произволом и многочисленными маргинальными слоями, причем ситуация усугубляется значительной территориальной неоднородностью населения. Развитие рыночных отношений, базирующихся на демократических принципах, поддерживаемых руководством государства, влияют на формирование гражданского общества, развитию реальной демократии, создание правовых институтов и правового государства, где фундаментом всех процессов является господство Конституционных норм, закона и права. Современное и сильное государство, соответствующее современному характеру и структуре общества, должно располагать не менее эффективной методологией и реальным инструментарием, позволяющими осуществлять надежное противостояние возникающим угрозам и противостоять коррупции, наркобизнесу и терроризму. Усилия государства по созданию и совершенствованию законодателем необходимых фундаментальных основ для реализации демократических правовых принципов в сфере совершенствования правозащитной функции должно найти продолжение в соответствующей соответствующая государственной политики, направленной на оптимизацию управления государственных структур в сфере противодействием наркотизации общества, повышения уровня доступности пациентов страдающих болями различного генеза (онкологические заболевания) к контролируемым государственным органам средствам и веществам. Правозащитная деятельность государства - это не строгая и жесткая регламентация, а обеспечение направленности развития общества на основе его собственной правовой активности, направленной на защиту прав пациентов на доступ к соответствующему уровню медико-фармацевтического обеспечения и социально-экономической помощи. Требования времени способствуют тому, что появляются новые стратегические направления деятельности государства, которые ориентированы на потребности формирующегося гражданского общества и вызовам в режиме реального времени, что и реально, и гипотетически обусловливает совершенствование и расширение правозащитного горизонта и участия адвокатов в области внедрения принципов медицинского и фармацевтического права, составной частью которого является судебная фармация изучающая причины и условия способствующие росту наркобизнеса в отдельных регионах России и Украины 37.
37 Рябчун Ю. Получили бесценный опыт. Украина и Россия подписали новые соглашения о сотрудничестве [Электронный ресурс] / Ю. Рябчун / Коммерсантъ Украина. - 18.12.2013. - №211 (1914).
Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 23 (166). Выпуск 26
При этом на наш взгляд к вызовам времени, которые стоят перед специальными службами, правоохранительными и следственными органами неразрывно связанного со стратегическим направлением деятельности любого государства, ориентированного на правовое регулирование потребностей формирующегося и развивающегося гражданского общества не только для России и Украины, а и для США, других стран СНГ и ЕС, является наркоугроза, которая исходит из Афганистана, Таджикистана, Пакистана, Ирана, Ирака, Боливии, Перу, Венесуэлы, Мексики и других стан, где активно действуют члены транснациональных организованных наркопреступных сообществ и групп, развита сеть наркобизнеса и наркотрафика, оптового и розничного сбыта ПАВ, вовлекая молодёжь в наркопотребление (наркомания, ВИЧ/СПИД), а эффективность борьбы с наркобизнесом свидетельствуют примеры из судебно-фармацевтической практики.
Пример 1. Следователем следственного комитета РФ по Ульяновской области в январе 2014 г. возбуждено уголовное дело по ст. 228 УК РФ 38. В ходе предварительного следствия было установлено, что в ходе проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий в начале января 2014 г. в г. Ульяновской области сотрудниками Федеральная служба безопасности России пресечена транснациональная преступная наркогруппа (в состав входили граждане РФ и Таджикистана), которая занималась контрабандой ПАВ, у членов которой обнаружено и изъято из незаконного оборота 10 кг. вещества, являющегося согласно судебно-фармацевтической экспертиз героином афганского производства, равной 90000 разовых доз, стоимостью 60 млн. рублей (1,8 млн. дол. США), предназначенного для сбыта (продажи) гражданам страдающим зависимостью от ПАВ.
Пример 2. Правоохранительные органы Стран Европейского Союза при координации усилий со стороны Европола 21.10.2013 г. закончили одну из крупнейших совместных оперативно-розыскных операций «ЕПетка», которая осуществлялась при поддержке Европола, в ходе которой было арестовано 71 преступник, входивших в преступное сообщество в Албании, которое наладило наркотрафик героина по каналу «Албания-Италия, через Косов-Боснию и Герцеговину» 39. Операция началась в октябре 2009 г. в ходе которой Итальянские карабинеры (ROS), под руководством районной прокуратуры в г. Акви-ле и Национального управления по борьбе с наркотиками (DCSA) при поддержке и координации усилий с международными полицейскими силами, в ходе расследования и документирования преступной деятельности, провели в качестве доказательства оперативную поставку незаконного наркотрафика (хранения, перевозки с целью сбыта) 600 кг афганского героина и 500 кг марихуаны предназначенного для уличного сбыта лицам из числа страдающих зависимостью от ПАВ.
Пример 3. Следователями следственного отдела уголовного розыска графства Ховард офиса совместно с отделом уголовного розыска Полицейского Департамента полиции по борьбе с наркотиками и национальной безопасности г. Биг Спринг, графстве Ховард , штат Техас , СШ А после 6-ти месячного расследования было арестовано 4 человека (в возрасте - 34, 34, 36 и 39 лет), при следующих обстоятельствах 40. Так, полицейскими Департамента полиции 15.01.2014 около 6.00 час, на основании ордера выданного судом на обыск дома, расположенного в г. Биг Спринг, обнаружили и изъяли более 3 унций (0,028 кг) метамфетамина, героина, марихуаны, морфина, и других лекарственных средств отпускаемых строго по рецепту врача, на общую сумму 4000 бол. США. Кроме того офицеры полиции обнаружили доказательства причастности преступников к кражам на сумму более 10000 дол. США.
Приведенные примеры из судебно-фармацевтической практики свидетельствуют о том, что в незаконно обороте большим спросом пользуется ПАВ (героин, марихуана,
- Режим доступа к документу: http://www.kommersant.ua/doc/237i048.
38 Heroin worth $i.8m seized from drug dealers in Russia [Electronic resource] //Journal of Turkish Weekly (JTW). - 22.01.2014. - Access to the document: http://www.turkishweekly.net/news/161304/heroin-worth-l-8m-seized-from-drug-dealers-in-russia.html\.
39 71 arrested as police smash heroin trafficking ring in Italy [Electronic resource]: Europol. - The Hague, Netherlands. - 21.10.2013. - Access to the document: https://www.europol.europa.eu/content/7i-arrested-police-smash-heroin-trafficking-ring-italy
40 Four People Arrested in Big Spring Police Narcotics Investigaton [Electronic resource]: NewsWest. -№9. - 16.01.2014. - Access to the document: http://www.newswest9.com/story/24470465/four-people-arrested-in-big-spring-narcotics-investigaton.
метамфетамин) и лекарственные средства, отпускаемые строго по рецепту врача, что влечет за собой привлечение участников организованных наркогрупп к уголовной ответственности не зависимо от места проживания, страны, гражданства, происхождения, национальности, религиозных и политических убеждений. Эффективное противодействие организованным преступным наркогруппам может осуществляться только при четкой координации усилий между спецслужбами ЕС, СНГ, Росси, Украины и США, что дает возможность проведения контролируемых поставок и оперативных закупок, являющихся основным доказательством в суде при обличении членов преступных групп, совершающих особо тяжких преступлений связанным с незаконным оборотом ПАВ в особо крупных размерах и вовлекающих в наркопотребление большого количества лиц - страдающих наркоманией и другими расстройствами здоровья, которые могут выступать свидетелями, а проведение с ними судебно-медицинских, судебно-фармацевтических и судебно-наркологических экспертиз, подчеркнет правдивость их показаний и собранных доказательств, являющихся составной частью полноты, объективности и всесторонности сбора доказательств и причинно-следственных связей между сбытом и приобретением ПАВ по жизненным показаниям.
О важности для населения России, как отметил Президент РФ В.В. Путин, является проведение совместной работы с органами здравоохранения по профилактике наркомании и реабилитации пациентов этой категории, об этом он сказал в ходе рабочей встречи (г. Ново-Огарёво Московская область, 20.01.2014 г.) с В.П. Ивановым, директором ФСКН РФ 41, 42. При этом, как отмечено, ФСКН РФ в 2013 г. проведены: - межведомственные программы комплексной реабилитации (ресоциализации) наркозависимых, в ходе реализации, которой проведены совещания в 30 регионах РФ с главными специалистами здравоохранения, наркологами, юристами, психиатрами, адвокатами и общественностью, занимающимся на профессиональной основе реабилитацией наркозависи-мых; - мероприятия по ликвидации инфраструктуры контрабанды и сбыта наркотиков (расследовано 230 тысяч уголовных дел; к уголовной ответственности привлечено 110 тысяч преступников, которые находятся в настоящее время под следствием); - межрегиональные операции (проведено 700 крупных операций, 35 при участии спецслужб других государств, 5 из которых за пределами РФ на ранних подступах. В Афганистане проведено 3 операции, в ходе которых было ликвидировано: 15 нарколабораторий; уничтожено 18 т. в героиновом эквиваленте, готовых к отправке на российское направление. В Центральной Америке с полицией Никарагуа, Коста-Рики, Сальвадора и Панамы привлечены к уголовной ответственности два наркобарона, которые занимались наркотрафиком кокаина на американский, европейский и российский «рынок»; - международная научнопрактическая конференция «Партнерство государства и общества в системе комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков» (г. Москва, 5.12.2013) на базе Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в которой приняли участие ведущие ученые США, Израиль, Италия, Украины и др. государств, для интеграции опыта неправительственных организаций, в том числе Русской православной церкви 43.
При этом, в качестве примера расширения приграничного сотрудничества между между Харьковской (Украина) и Белгородской (Россия) областями, в рамках «Еврорегиона «Слобожанщина при поддержке Харьковской областной государственной администрации, и при активном участии ученых и практических работниками здравоохранения, фармации и права, сотрудников экспертно-криминалистических и правоохранительных
41 Рабочая встреча с директором Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков
Виктором Ивановым [Электронный ресурс]. - 20.01.2014. -Режим доступа к документу:
http://pda.kremlin.ru/news/20083.
42 ФСКН не дала отправить из Афганистана в Россию 18 тонн героина [Электронный ресурс]:
РИА НОВОСТИ. - 20.01.2014. - Режим доступа к документу:
http://ria.ru/world/20140120/990153476.html.
43 5 декабря 2013 года в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова пройдет
международная паучпо-практическая конференция, оргапизоваппая ФСКН России «Партнерство государства и общества в системе комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков» [Электронный ресурс] // Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. - 4.12.2013. -Режим доступа к документу:
http://www.fskn.gov.ru/includes/periodics/fskn_special_anons/2013/1204/192827708/detail.shtml
Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 23 (166). Выпуск 26
органов, службы БНОН и Госнаркоконтроля, прокуратуры, досудебного и судебного следствия, фармакопейноного центра и Харьковской эпархии Украинской православной церкви проведена работы в рамках Х научно-практической конференции с участием международных специалистов «Слобожанские чтения. Медицинское и фармацевтическое право Украины: инновации, качество, безопасность и перспективы развития» отметилось принятием рекомендаций, предложений и последующих выводов участников конференции:
1) распространение аддиктивных заболеваний, возникающих вследствие злоупотребления ПАВ различных классификационно-правовых и номенклатурно-правовых групп является одним из насущных вопросов современности, что требует комплексного подхода к их решению на региональном и государственном уровнях;
2) направления развития нашей страны требуют имплементации международных норм и качественных изменений в сфере здравоохранения по внедрению здорового образа жизни всех слоев населения, выполнения права каждого человека, гражданина и пациента на получение качественной, безопасной, эффективной и доступной медицинской, фармацевтической и юридической помощи, что является залогом предупреждения причин и условий, способствующих совершению наркопреступлений (и связанных с ними убийствами, кражами, изнасилованиями, грабежами, хулиганскими действиями), а также распространению аддиктивных заболеваний (наркомания, токсикомания, психические, неврологические, онкологические расстройства) и их осложнений (ВИЧ/СПИД, гепатит, туберкулез) в каждом регионе Украины;
3) обратиться с предложением в Верховную Раду Украины с инициативой об усилении уголовной ответственности в отношении лиц за совершение преступлений, предусмотренных статьями 305 ч. 3, 307 ч. 3 Уголовного кодекса Украины, т.е. установление уголовной ответственности от пятнадцати до двадцати пяти лет или пожизненным лишением свободы, с конфискацией имущества:
4) инициировать перед Минздравом Украины предложение о предоставлении преференций аптечным учреждениям, работающих в сельской местности, которые обеспечивают жителей самых отдаленных сельских поселений лекарственными средствами всех классификационно-правовых и нормативно-правовых групп в т.ч. наркотиками пациентов страдающих болями различного генеза (паллиативная помощь);
5) инициировать обращение к Национальной академии правовых наук Украины (Президент - д.ю.н., проф., академик НАН Украины Таций В.Я.) относительно участия в подготовке Меморандума в рамках «Еврорегиона «Слобожанщина» по повышению уровня приграничного сотрудничества, взаимодействия и научных исследований по проблеме противодействия наркопреступности и повышения уровня доступности больных наркоманией, токсикоманией и ВИЧ/СПИД к современной заместительной терапии (ресоциализации), повышения организационно-правовых мер обеспечения пациентов ХОСПИСА страдающих болями различного генеза наркотическими обезболивающим лекарственных средств, отечественного производства, на основе принципов медицинского и фармацевтического права;
6) поручить модератору организационного комитета д.ф.н., проф. Шаповалову В.В. организовать и скоординировать подготовку к проведению в XI научно-практическая конференция с участием международных специалистов «Слобожанские чтения. Медицинское и фармацевтическое право Украины: инновации, качество, безопасность и перспективы развития».
Выводы. Таким образом, судебная фармацевтическое изучение уровня борьбы с современной наркотической угрозой для населения России и Украины свидетельствует о необходимости расширения международного и приграничного сотрудничества между Харьковской (Луганской, Полтавской и Сумской областями) и Белгородской (Воронежской, Ростовской, Брянской и Курской областями) областями, при участии Гомельской области (Беларусь), в рамках «Еврорегиона «Слобожанщина при поддержке Харьковской областной государственной администрации и Правительства Белгородской области, что повысит уровень сотрудничества в этой сфере, между специальными службами и правоохранительными органами, следственными и экспертно-криминалистическими органами, а также повысит уровень участия участия врачей лечебно-профилактических учреждений в применении современного похода к реабилитации и лечению лиц (подозрева-
емых, обвиняемых, подсудимых), страдающих наркоманией, ВИЧ/СПИД, психическими и сопутствующими расстройствами здоровья. Кроме того, это будет способствовать создания банка данных ПАВ по родовому обекту, примесям, их модификации и синтезу, составлению списка ЛЗ, которым злоупотребляет и использует не за призначенням арача население, злоупотребления, имплементации нормативно-правовых актов по борьбе с наркоугрозой, а также стандартизации судебно-фармацевтического и криминалистического анализа ПАВ.
1. Шаповалов В.В. Конвенція ООН (1988 р.) «Червоний список» (2006 р.) як основа подальшого розвитку судової фармації в удосконаленні контрольно-дозвільної системи обігу прекурсорів в Україні/ В.В. Шаповалов / Проблеми законності: акад. зб. науч. пр. /Відп. ред. В.Я. Тацій. -Х.: Нац. юрид акад. України, 2010. - Вии. 112. - С. 154-166.
2. Шаповалов В.В. Єдина конвенція ООН про наркотичні засоби (1961 р.) «Жовтий перелік» (2010 р.) як основа подальшого розвитку судової фармації в державній концепції протидії на-ркозлочинності па міжнародному рівпі / В.В. Шаповалов / Проблеми законності: акад. зб. науч. пр. /Відп. ред. В.Я. Тацій. - Х.: Нац. ун-т «ЮАУ» ім. Я. Мудрого, 2012. - Вип. 112. - С. 183-191.
3. Фармацевтическое право в наркологии /Под ред. В.А. Шаповаловой, И.К. Сосина,
В.В. Шаповалова. - Х.: Факт, 2004. - 800 с.
4. Фармацевтичне законодавство: навч. посіб. з грифом МОН України (серія: Фармацевтичне право) / В.О. Шаповалова, В.В. Шаповалов, М.М. Халіп, В.В. Шаповалов (мл.), В.В. Бондаренко, М.М. Ніконов, Ю.В. Васіпа, В.О. Петренко. - [2-е вид.]. - Х., 2010. - 142 с.
5. Судово-фармацевтичне вивчення світової наркоситуації щодо вилучених із незаконного обігу психоактивних речовин па засадах криміналістики [Електронний ресурс] / Шаповалов В., Мусоєв С. Шаповалова В. / Юридичний Журнал. - 2012. - № 9. - Режим доступу до документу: http://www.justinian.com.ua/article.php?id=3879.
6. Шаповалов В.В. Посилення ролі судової фармації в системі державного контролю щодо протидії наркозлочинності і наркоманії в Україні / В.В. Шаповалов / Проблеми законності: акад. зб. науч. пр. /відп. ред. В.Я. Тацій. - Х.: Нац. Уп-т «ЮАУ ім. Я. Мудрого», 2011. - Вип. 117. - С.120-131.
7. Шаповалов В. В. Судово-фармацевтичне вивчення злочинів, пов'язаних з незаконним обі-
гом наркотичного засобу кокаїн (криміналістичні засади) [Електронний ресурс] / Шаповалов В. В. /Теорія і практика правознавства: Електронне наукове фахове видання Національного університету «Юридична академія України імені Ярослава Мудрого» /відп. ред. Гетьмап А.П. - 2013. - Вип. 1(3). -
14 с. - Режим доступу до документу: http://nauka.jur-
academy.kharkov.ua/index.php?option=com_content&view=category&id=98&Itemid=220&lang=uk.
8. Фармацевтичне право та судова фармація: алгоритм для дефініції статусу каппабіпоїд-пої наркоманії (F12) /Шаповалов В.В. (мол.), Шаповалова В.О., Шаповалов В.В. та ін.: Сб. науч. трудов SWorld. - Иваново: ПЦ «Домино», 2013. - С. 16-19.
9. Тацій В.Я. Судова фармація: щодо оновлення антинаркотичної політики та її втілення людиноцентриському підході і зміни їх стратегічного курсу від репресивних заходів впливу до запобіжних / В.Я. Тацій / Укр. віспик психоневрології. - Т. 20, вип. 2 (71), додаток. - 2012. - С. 15.
10. Гетьмап А.П. Взаимосвязь экологического ирава и фармацевтического ирава в защите прав человека, гражданина и пациента на основе конвенций Организации Объединенных Наций / А.П. Гетьмап / Укр. віспик психоневрології. - Т. 20, вип. 2 (71), додаток. - 2012. - С. 16.
11. Шаповалов В.В. (мол.) Судово-фармацевтичне вивчеппя наркоманії в Україні та сучасні підходи для її фармакотерапії із використанням нанотехнологій / В.В. Шаповалов (мол.) / Укр. віспик психоневрології. - Т. 20, вип. 2 (71), додаток. - 2012. - С. 107-111.
12. Шаповалов Валентин В. Медичпе та фармацевтичне право: здоров’я Слобожанщини па засадах інновацій, якості та безпеки [Електронний ресурс] / Шаповалов Валентин В., Капєльніко-ва Є.В / Медиа-компания Время, прес-реліз. - 25.11.2013. -Режим доступу до документу: http://timeua.info/pr/251113/82522.html.
13. Рищенко О.О. Медичпе та фармацевтичне право в загальнодержавній сфері судово-фармацевтичного обґрунтування організаційних заходів реабілітації наркохворих з залежністю від каппабіпоїдів (F12) [Електронний ресурс] / Рищенко О.О., Омельченко В.О. / Медиа-компания Время, прес-реліз. - Режим доступу до документу: http://timeua.info/pr/041213/82758.html.
14. Шаповалов Валентин В. Про підвищення рівня застосування норм медичного та фармацевтичного ирава в лапцюзі «лікар-пацієнт-провізор», як елемент захисту ирав та безпеки пацієнтів [Електронний ресурс] / Валентин В. Шаповалов / Медиа-компания Время, прес-реліз. -
31.07.2013. - № 103. - Режим доступу до документу: http://timeua.info/pr/310713/78055.html.
15. Лекарственные средства в неврологии, психиатрии и наркологии /За ред. В.А. Шаповаловой, П.В. Волошина, А.В. Стефанова, И.М. Трахтенберга, В.В. Шаповалова. - Х.: Факт, 2003. - 784 с.
16. Міжнародне співробітництво Державна служби України з контролю за наркотиками
[Електронний ресурс]. - 18.12.2013. _ Режим доступу до документу:
http://narko.gov.ua/index.php/diyalnist/diyalnist/520-mizhnarodne-spivrobitnitstvo-dskn.
Список литературы
Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 23 (166). Выпуск 26
17. Прес-служба Міністерства внутрішніх справ. Найголовніші завдання підрозділів БНОН
- виявлення наркозбувачів та каналів надходження наркотиків [Електронний ресурс] / Єдиний веб-портал органів виконавчої влади - Кабінету міністрів України. - 14.06.2013. -Режим доступу до документу: http://www.kmu.gov.ua/control/publish/article?art_id=246432967.
18. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4.03.2013 г. № 294-р. "Об утве-
рждении представленную ФСКН России государственную программу Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков» [Электронный ресурс]: Официальный сайт ФСКН России. - М. 4.03.2013. - Електронний ресурс - Режим доступа к документу:
http://youth.fskn.gov.ru/pages/main/info/legal_foundation/4043/22928/index.shtm.
19. Розпорядження Кабінету Міністрів України від 28.08.2013 № 735-р «Про схвалення стратегії державної політики щодо наркотиків на період до 2020 року» [Електронний ресурс]. -Режим доступу до документу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/735-2013-%D1%80.
20. Уголовный кодекс Российской Федерации (ред. от 02.07.2013) /^акопі. 02.07.2013 . -
Режим доступа к документу:
http://zakoni.ucoz.ru/news/ugolovnyj_kodeks_rossijskoj_federacii_redakcija_ot_02_07_2013/2013-
21. Кримінальний кодекс України: Науково-практ. коммент. /Ю.В. Байлін, В.І. Борисов,
С.Б. Гавриш та ін. За заг. ред. В.В. Сташиса, В.Я. Тація. Вид. четверте. доповн. - Х.: ТОВ «Одісей», 2008. - 1204 с.
22. Звертаев Н.А. Формы специальных зпапий и основные направления их использования по уголовным делам о нераскрытых преступлениях прошлых лет [Электронный ресурс] / Н.А. Звертаев / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Философия, Социология, Право. - 2013. - № 16 (159). - Вып. 25. - С. 179-186.
23. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29.06.2005 г. N 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Зарегистрирован в Минюсте РФ 23 августа 2005 г. р N 6931. -Режим доступа к документу: http://www.rg.ru/2005/08/30/ekspertiza-dok.htm.
24. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15.10.2012 г. N 939 «О внесении изменений в приказ МВД России от 29 июпя 2005 г. N 511» [Электронный ресурс]. - Режим доступу до документу: http://www.rg.ru/2013/02/13/mvd-dok.html.
25. Наказ МВС України від 09.08.2012 № 691 «Про затвердження Положення про Експертну службу Міністерства внутрішніх сирав України» [Електронний ресурс]: Зареєстрований в Міністерстві юстиції України 7.09.2012 р. за № 1541/21853. - Режим доступу до документу http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z1541-n2.
26. Наказ МВС України від 16.10.2012 № 917 «Про внесення зміп до деяких наказів Міністерства внутрішніх сирав України, які регулюють діяльність Експертної служби МВС України» [Електронний ресурс]: Зареєстрований у Міністерстві юстиції України 06.11.2012 за № 1857/22169.
- Режим доступу до документу: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/linkl/RE22169.html.
27. Наказ МВС України від 26.10.2012 № 962 "Про затвердження Інструкції про участь працівників Експертної служби МВС України в кримінальному провадженні як спеціалістів" [Електронний ресурс]: Зареєстрований у Міністерстві юстиції України 21.11.2012 за № 1946/22258. - Режим доступу до документу: http: //zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z1946-12.
28. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 10.02.2006 N 70 «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации», «Правилами ведения экспертно-криминалистических учетов в органах внутренних дел Российской Федерации») [Электронный ресурс]: Информационно-правовой портал Bestpravo, июль 2011 г. -Режим доступа к документу: http://bestpravo.ru/rossijskoje/pt-normy/z7k.htm.
29. Наказ МВС України від 10.09.2009 № 390 «Про затвердження Інструкції з організації функціонування криміналістичних обліків експертної служби МВС» [Електронний ресурс]: Зареєстрований у Міністерстві юстиції України 15.10.2009 за № 963/16979. - Режим доступу до документу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z0963-09.
30. Наказ МВС України від 21.07.2011 N 454 «Про внесення зміп до Інструкції про порядок функціонування дактилоскопічного обліку експертної служби МВС України» [Електронний ресурс]: Зареєстрований в Міністерстві юстиції України 9.08.2011 р. за N 962/19700. - Режим доступу до документу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z0962-ll.
31. Закон України «Про судову експертизу» [Електронний ресурс]: Відомості Верховної Ради України (ВВР). - 1994. - N 28. - ст.232. - Режим доступу до документу:
http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/4038-12.
32. Шумилин С.Ф. Цели уголовно-процессуальной деятельности следователя: понятие и законодательное закрепление [Электронный ресурс] / С.Ф. Шумилин / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Философия. Социология. Право. - 2013. - № 9 (152). -Вып. 24. - С. 218-230.
07-22-169.
33. Кислицина И.Н. Справочная и консультационная деятельность специалиста-криминалиста при производстве некоторых следственных действий на стадии предварительного расследования краж [Электронный ресурс] / И.Н. Кислицина / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Философия. Социология. Право. - 2013. - № 9 (152). - Вып.
24. - С. 241-250.
34. Шепитько В.Ю. Довідник слідчого / В.Ю. Шепитько. - К.: Видавничий Дім «Ін Юре», 2001. - 208 с.
35. Комаров И.М. Структура и функции частной теории криминалистических операций в досудебном производстве [Электронный ресурс] / И.М. Комаров / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Философия. Социология. Право. - 2013. - № 9 (152). -Вып. 24. - C. 257-262.
36. Тонков Е.Е. Правозащитная функция и субъективное право: горизонты познания [Электронный ресурс] / Е.Е. Тонков / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Философия, Социология, Право. - 2013. - № 16 (159). - Вып. 25. С. 201-207.
37. Рябчун Ю. Получили бесценный опыт. Украина и Россия подписали новые соглашения о сотрудничестве [Электронный ресурс] / Ю. Рябчун / Коммерсантъ Украина. - 18.12.2013. - №211 (1914). - Режим доступа к документу: http://www.kommersant.ua/doc/2371048.
38. Heroin worth $1.8m seized from drug dealers in Russia [Electronic resource] //Journal of
Turkish Weekly (JTW). - 22.01.2014. - Access to the document:
http://www.turkishweekly.net/news/161304/heroin-worth-1-8m-seized-from-drug-dealers-in-russia.html\.
39. 71 arrested as police smash heroin trafficking ring in Italy [Electronic resource]: Europol. -
The Hague, Netherlands. - 21.10.2013. - Access to the document:
https://www.europol.europa.eu/content/71-arrested-police-smash-heroin-trafficking-ring-italy.
40. Four People Arrested in Big Spring Police Narcotics Investigaton [Electronic resource]:
NewsWest. -№9. - 16.01.2014. - Access to the document:
http://www.newswest9.com/story/24470465/four-people-arrested-in-big-spring-narcotics-investigaton.
41. Рабочая встреча с директором Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктором Ивановым [Электронный ресурс]. - 20.01.2014. -Режим доступа к документу: http://pda.kremlin.ru/news/20083.
42. ФСКН не дала отправить из Афганистана в Россию 18 тонн героина [Электронный ресурс]: РИА НОВОСТИ. - 20.01.2014. - Режим доступа к документу:
http://ria.ru/world/20140120/990153476.html.
43. 5 декабря 2013 года в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова
пройдет международная научно-практическая конференция, организованная ФСКН России «Партнерство государства и общества в системе комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков» [Электронный ресурс] // Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. - 4.12.2013. -Режим доступа к документу:
http://www.fskn.gov.ru/includes/periodics/fskn_special_anons/2013/1204/192827708/detail.shtml.
FORENSIC PHARMACEUTICAL STUDY LEVEL MODERN COMDAT DRUG THREAT TO RUSSIA AND UKRAINE
The article shows that the development of international cooperation between Russia and Ukraine in the field of combating organized forms of drug trafficking, and includes in-depth research in the field of combating drug addiction all walks of life, rehabilitation (resocialization) patients, prevention of the causes and conditions that contribute to addiction, HIV/AIDS and other related mental illness that afflict most usable part of the population. Drug trafficking carries a threat to the health of the nation, rights and freedoms, the life and health of hotel man, citizen and patient. Modern forensic pharmaceutical and forensic study of the level of combat drug menace, raise the level of training of investigators, forensic experts, operational staff in the effective collection of evidence, methods of chemical and pharmaceutical analysis, work with witnesses and used as forensic evidence, fingerprint, forensic drug, forensic expertise other species.
Key words: forensic pharmacy, international cooperation, the fight against drug trafficking, the State, corruption, power, regulation, life, health, rights, freedom, crime, drug addiction, HIV / AIDS, rehabilitation, resocialization.
V.V. SHAPOVALOV
Department of Health Kharkiv Regional State administration Kharkov, Ukraine
e-mail: krisa83@bk.ru