Научная статья на тему 'Судебная фармация как инструмент таможенных служб Украины, России и Таджикистана в противодействии незаконному обороту наркотических средств на основе инноваций в криминалистике'

Судебная фармация как инструмент таможенных служб Украины, России и Таджикистана в противодействии незаконному обороту наркотических средств на основе инноваций в криминалистике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
559
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ФАРМАЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЕ СЛУЖБЫ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / КРИМИНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаповалов В. В.

В данной работе с позиции судебной фармации рассматривается деятельность таможенных служб Украины, России и Таджикистана в противодействии незаконному обороту психоактивных веществ. На основе судебно-фармацевтических исследований установлено, что незаконный оборот наркотических средств находится в причинно-следственных связях с их незаконным хранением без цели сбыта для собственного употребления. Повышение уровня координационной работы между таможенными службами, в рамках Украины, России, Таджикистана, обеспечит систематическое взаимодействие и обмен оперативно-розыскной, судебно-фармацевтической и криминалистической информацией, направленной на эффективное противодействие наркоугрозе со стороны транснационального, международного и приграничного организованного наркобизнеса и наркотрафика, который осуществляют члены организованных наркопреступных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шаповалов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Судебная фармация как инструмент таможенных служб Украины, России и Таджикистана в противодействии незаконному обороту наркотических средств на основе инноваций в криминалистике»

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ СеРия Философия. Социология. Право.

ЩШ 2015. № 2 (199). Выпуск 31

УДК 615.21

СУДЕБНАЯ ФАРМАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ УКРАИНЫ, РОССИИ И ТАДЖИКИСТАНА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИЙ В КРИМИНАЛИСТИКЕ

В данной работе с позиции судебной фармации рассматривается деятельность таможенных служб Украины, России и Таджикистана в противодействии незаконному обороту психоактивных веществ. На основе судебно-фармацевтических исследований установлено, что незаконный оборот наркотических средств находится в причинно-следственных связях с их незаконным хранением без цели сбыта для собственного употребления. Повышение уровня координационной работы между таможенными службами, в рамках Украины, России, Таджикистана, обеспечит систематическое взаимодействие и обмен оперативно-розыскной, судебно-фармацевтической и криминалистической информацией, направленной на эффективное противодействие наркоугрозе со стороны транснационального, международного и приграничного организованного наркобизнеса и наркотрафика, который осуществляют члены организованных наркопреступных групп.

В.В. ШАПОВАЛОВ

Департамента здравоохранения Харьковской областной государственной администрации

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: судебная фармация, таможенные службы, незаконный оборот, наркотические средства, психоактивные вещества, криминалистика.

Углубление политико-правового, таможенно-правоохранительного, финансово-экономического, культурно-духовного, научно-образовательного, медико-фармацевтического и экспертно-криминалистического межгосударственного сотрудничества Украины, России и Таджикистана в составе Содружества Независимых Государств (СНГ) в соответствии с Конвенциями Организации Объединенных Наций, по противодействию транснациональному, международному и приграничному организованному наркобизнесу и наркотрафику, который осуществляют члены организованных наркопреступных групп и обществ (ОНПГ), /например, в 2014 г. в России ликвидировано 5 тыс. ОНПГ/1, а также международной уголовно-правовой политике государств, направленной на уменьшение спроса среди населения вследствие незаконного оборота (изготовление, производство, перевозка, сбыт, хранение, приобретение, распространения, рекламы, употребление и др.) психоактивных веществ (наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, далее ПАВ)2.

Основой таможенного сотрудничества между Украиной, Российской Федерацией (РФ) и Республикой Таджикистан (РТ), являются следующие нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в таможенной сфере и имеющие общие принципы (законность; равенства граждан перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод; профессионализм и компетентность; гласность и прозрачность; пресечение незаконного оборота через таможенную границу ПАВ; защита суверенитета и экономической безопасности страны и др.), а именно:

1 Директор ФСКН России Виктор Иванов подвел итоги работы ведомства в прошедшем году в интервью ШеМе«« [Электронный ресурс]: Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, 04.01.2015. - Режим доступа к документу: http://www.fskn.gov.ru/includes/periodics/events_main/20i5/0i04/203234582/detail.shtml.

2 Шаповалов В.В. Судебно-фармацевтическое изучение уровня борьбы с современной наркотической угрозой для России и Украины [Электронный ресурс]: Научные ведомости БелгГУ. Серия: Философия. Социология. Право. - № 2 (173), 2014. - Выпуск 27. - С. 141-156. - Режим доступа к документу: http://unid.Ъsu.edu.ru/upload/iЪlock/46o/N%202( 173)%20%Б0%В2%Б 1 %8В%Б0%ВБ%2027^£

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 2 (199). Выпуск 31

- Таможенный кодекс Украины (в редакции закона принятого Верховной Радой Украины от 02.09.2014 № 1657-УП)

- Федеральный Закон Российской Федерации от 27.11.2010 г. № ЗП-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» (в редакции от 21.12.2013 № 362-фз) 4;

- Таможенный кодекс республики Таджикистан (в редакции Закона РТ от 3.03.200бг.№ 169) 5;

Судебно-фармацевтические исследования свидетельствуют о том, что: - незаконный оборот (контрабанда и сбыт) ПАВ находится в причинно-следственных связях с незаконным хранением ПАВ без цели сбыта для собственного употребления, в т.ч. и в лечебных целях без назначения врача (боли различного генеза) и образует уголовно-наказуемое деяние (признаки преступления, предусмотренного ст. 200-205 УК Республики Таджикистан6, ст. 305-321 УК Украины7, ст. 228-234 УК Российской Федерации8); -гражданин и больной, находясь в состоянии наркотического (токсикоманического) опьянения (ремиссии), совершает суициды, дорожно-транспортные преступления, убийства, кражи, грабежи, разбои, изнасилования, хулиганские действия и др. тяжкие и особо тяжкие преступления. Последствия наркобизнеса - незаконного оборота ПАВ в Украине, Росси, Таджикистане и странах СНГ способствуют увеличению числа лиц-больных, страдающих наркоманией, токсикоманией, туберкулезом, ВИЧ/СПИД, гепатитом, психическими, неврологическими и др. расстройствами здоровья и сопутствующими заболеваниями (системы кровообращения, пищеварения, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной системы и др.)9. Политика государств, к сожалению, часто сводится к правильной постановке глобальных задач. Жаль только, что к реальной ситуации большинство вполне разумных предложений, принятых законодательными органами, как отмечает Тонков Е.Е., имеют пока весьма отдаленное отношение10. При этом, в законодательных и нормативно-правовых актах, перегруженных детальным описанием тяжелых последствий наркобизнеса, который приводит к увеличению числа граждан, страдающих наркоманией, ВИЧ/СПИД, токсикоманией и алкоголизмом, декларативными призывами к их преодолению, нет даже призрачных намеков на фактически осуществимые технологии и ресурсы, с помощью которых Россия совершит преодоление их уголовно-правовых последствий. В свою очередь, в выступлениях руководителей государства, правительства и правоохранительных органов нередко говорится о том, что решения и меры, принимаемые органами государственной власти, основываются на принципах законности, соблюдения конституционных прав и свобод граждан, открытости, обеспечения равенства всех перед законом и неотвратимости ответственности, опоры на поддержку общества. При этом, Тонков Е.Е., констатирует, что если бы в российском обществе соблюдались указанные принципы, общество и государство давно победили бы и наркоманию, и алкоголизм, и коррупцию, а Россия стало бы процветающим государством. Общество в России настолько переполнено противоречиями, вызванными полным несоответствием государственной политики реальным условиям, что механизм его самосохранения работает вычурно, с подменой понятий. Проблема, по всей видимости, заключается в запредельном

3 Митний кодекс Украши // В1домост1 Верховно! Ради Украши№ 44-45, № 4б-47,№ 48, стор. 1858

4 Федеральный Закон Российской Федерации от 27.11.2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в РФ» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс, 21.12.2013. - Режим доступа к документу: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 163984/

5 Таможенный кодекс республики Таджикистан [Электронный ресурс]: Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан, 09.10.2014. - Режим доступа к документу: http://mmk.ti/ ru/legislation/legislation-base/codecs/.

6 Уголовный кодекс Республики Таджикистан // Ахбори Маджлиси оли Республики Таджикистан. - 1998. - №9. - С. 68-70.

7 Кримшальний кодекс Украши: Науково-практичний коментар /Ю.В. Баулш, В.1. Борисов, С.В. Гавриш та ш.; За ред. В.В. Сташиса, В.Я. Тащя. - К.: Концерн «Видавничий Д1м «1н Юре», 2003. -С. 1196.

8 Уголовный Кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - С. 2954.

9 Сосин И.К., Чуев Ю.Ф. Героиновая наркомания. - Харьков: Издательство «Полиграфсервис», 2002. - 147 с.

10 Тонков E.E. Россия на пути к правовому государству: болезни роста или атавизмы империи? // Научные ведомости БелгГУ. - № 2 (173). - 2014. - Выпуск 27. - С. 128-135

140 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ р] Серия Философия. Социология. Право.

2015. №2(199). Выпуск 31

нарастании энтропии внутри самой системы. Сложившаяся политико-правовая ситуация во взаимоотношениях России с ЕС и США, которая сопровождается усилением интереса к рассмотрению региональных и глобальных проблем в различных сферах правового регулирования, требует качественно иных видов анализа и мониторинга, выявления и прогнозирования тенденций развития права, по сути дела, обоснованию новой методологии, способной в определенной степени упорядочить формирующиеся новые направления научного знания (междисциплинарных научных исследований), что приведет к трансформации мышления и духовности общества, отдельного человека, гражданина и пациента в его правосознании и правовой культуре, необходимости ведения здорового образа жизни, занятием физкультурой и спортом10.

Научному, теоретичному и практическому изучению и решению проблемы, связанной с современной наркополитикой Украины, России и Таджикистана, а также устранению причин и условий, способствующих наркобизнесу и борьбы с ОНПГ посвящены научные работы в области конституционного права, уголовного права, уголовно-процессуального права, таможенного права, медицинского и фармацевтического права, криминалистики, судебной фармации, судебной наркологии, судебной психиатрии, судебной неврологии и судебной медицины ведущих ученых Украины и России, а именно

Трахтенберга И.М., Тация В.Я., |Сташиса В.В.|, Гетьмана А.П., Танкова Е.Е., Баулина Ю.В.

Бандурки A.M., Шепитко В.Ю., Тимошенко В.А., Коноваловой В.Е., Салтевского М.В., Яб-локова Н.П., Шаповаловой В.А., Волошина П.В., Маруты H.A., Сосина И.К., Линского И., Минко А.И., Российской Е.Р., Комарова И.М., Баева О.Я., Эксархопуло A.A., Борисова В.И., Панов Н.И. и др.

Изучение научно-теоретических и практико-методических работ, указанных ученых способствуют дальнейшему развитию фармацевтического и медицинского права, судебно-фармацевтической криминалистики и проведению судебно-фармацевтических экспертиз вещественных доказательств, связанных с борьбой правоохранительных и таможенных органов с организованной наркопреступностью, данные о которой свидетельствует о том, что, например, в первом полугодии 2012 г. из незаконного оборота изъято ПАВ, а именно: - Агентством по контролю за наркотиками Республики Таджикистан (АКН РТ) - 3,38 т. (из них 364 кг героина); - Службой УБНОН МВД Украины - 4,064 т. (из них 1 кг 190 г. героина); - ФСКН Российской Федерации - 69 т. 249 кг, из них 9 т. 009 кг наркотических средств (из них 628 кг 167 гр. героина).

Судебно-фармацевтический анализ свидетельствует о том, что Таможенные органы Российской Федерации (РФ) в I полугодии 2013 г. в ходе таможенного контроля физических лиц, транспортных средств и грузов, а также оперативно-розыскных мероприятий, проводимых самостоятельно или во взаимодействии с российскими или зарубежными правоохранительными органами11: - выявили и пресекли 763 случая контрабанды ПАВ, по которым возбуждено 413 уголовных дел по ст. 229.1 УК РФ; - изъято из незаконного оборота 195 кг ПАВ (судебно-фармацевтический анализ) - героин (64 кг.), 13 кокаин (13 кг.), препараты каннабисной групп (гашиш - 53 кг., марихуана - 5 кг., - сибутрамин 7 кг, наркотические средства синтетитического происхождения входящих в «спайсы» (18 кг), прекурсоры (2,17 т.); - проведено 164 оперативно-розыскных мероприятия и международных операций «контролируемая поставка», из которых успешно завершены 56 мероприятий, из незаконного международного оборота изъято 75,4 кг наркотиков; - приняли участие в 9 специальных оперативно-профилактических операциях, в т. ч. международных («Анаконда», «Балтийский ветер-2013», «Звезда Каспия-2013», «Норд-0ст-2013», «Цунами-2013», «Восток-2013», «Мак-2013», «Алхимик» (почтовые отправления), «Путешественник»).

Для сравнения, в Украине в 2013 г. органами МВД Украины обнаружено 32,7 тыс. криминальных правонарушений в сфере незаконного оборота ПАВ, ликвидировано 33 ОНПГ, 139 международных каналов наркотрафика через государственную границу Укра-

11 Борьба таможенных органов с контрабандой наркотиков в I полугодии 2013 года [Электронный ресурс]: Сайт ФТС РФ, 12.08.2013. - Режим доступа к документу: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=l7994.

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 2 (199). Выпуск 31

ины12. При этом оперативные службы таможенных органов Украины, России и Таджикистана, а также ФСКН РФ, УБНОН МВД Украины, СБУ, ФСБ РФ, АКН РТ прокуратуры и следствия (ГСУ МВД Украины, СК РФ) осуществляя борьбу с членами ОНПГ изучают причины и условия этому способствовавшие и ухищренные способы незаконного оборота ПАВ (упаковка, хранение, перевозка, доставка, сбыт, передача и т.п.) и применяют современные инновации в криминалистике направленные на выявление, пресечение и противодействии организованному наркобизнесу. Этому свидетельствует судебно-фармацевтическая практика по расследуемым уголовным делам (примеры 1-4), о задержании членов ОНПГ, при пересечении таможенных границ стран СНГ, обнаружения и изъятия из незаконного оборота ПАВ.

Пример 1. Следователем следственно-оперативной группы при АКН РТ возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 200 УК РТ 13> 14. В ходе предварительного следствия установлено, что сотрудниками АКН РТ совместно с представителями Таможенной службы при правительстве РТ и других силовых структур 22.10.2013 в ходе проведения «Спецоперация» на таможенной границе задержано 4 наркокурьера, у которых изъято порошкообразное вещество, являющиеся по заключению судебно-фармацевтической экспертизы героином и кокаином общим весом 28 кг, отнесенным к наркотическим средствам, оборот которых запрещен. В отношении наркокурьеров избрана мера пресечения содержание под стражей, остальные члены организованной наркопреступной группы (ОНПГ) разыскиваются. Операция имела многоэтапный характер, и её подготовка была начата после получения оперативными сотрудниками информации о том, что членами ОНПГ осуществляется «наркотрафик» по каналу транспортировки афганских наркотических средств транзитом через Таджикистан в Россию и другие страны СНГ. В ходе следственных действий, на основе аналитических и оперативно-розыскных данных установлено: -основной состав членов ОНПГ; - маршруты оборота (перевозки, поставки, хранения) наркотических средств по маршруту «нарколаборатория Афганистан - наркотрафик через южную пограничную Хатлонскую область - север Таджикистана - страны СНГ (Центрально-Азиатский регион) - Российская Федерация». В ходе расследования уголовного дела следственно-оперативная группа АКН ведет расследование, оперативно-розыскные мероприятия по установлению и задержанию остальных членов ОНПГ.

Пример 2. Следователем СО ГУ СБ Украины в г. Киеве и Киевской области возбуждено уголовное дело по признакам ч. 3 ст. 305, ч. 3 ст. 307 УК Украины15. В ходе досудебного следствия было установлено, что 17.08.2012 в аэропорту «Борисполь» (г. Киев, Украина) сотрудниками таможенной службы и СБ Украины задержан наркокурьер из Таджикистана, который пытался перевезти в желудке 46 контейнеров с порошкообразным веществом. Из материалов уголовного следует, что гр. А., 17-ти лет, гражданин РТ самолетом «Душанбе-Киев» прибыл в Украину, пассажир избрал прохождение таможенного контроля в режиме «зеленый коридор» без заполнения таможенной декларации. Во время выборочного таможенного контроля вещей пассажиров на рентген-аппарате, после пересечения белой линии, обозначающей окончание прохождения таможенного контроля в режиме «зеленый коридор», гр. А. был приглашен в служебную комнату таможни. На основании ст. 340 Таможенного кодекса Украины и согласно решению начальника Киевской областной таможни, в присутствии понятых и врача был проведен личный досмотр, после чего гр. А. был доставлен в одну из центральных районных больниц, где при проведении компьютерной томографии органов брюшной полости было обнаружено

12 Прес-релiз Зниження попиту на наркотики - стратепчний прюритет наркополггики Украши «Скорочення попиту на наркотики - обнадшлнва перспектива оздоровления людського життя» [Елект-ронний ресурс]: Державна служба Ураши з контролю за наркотиками, 11-12.09.2014 р. - Режим доступу до документу: http://narko.gov.ua.

13 Баринов В., Петелин Г. МВД модернизирует борьбу с наркобизнесом [Электронный ресурс]: Сайт ОАО «Газета Известия», 19.03.2013. - Режим доступа к документу: http://izvestia.ru/news/546827.

14 Шепитько В.Ю. К читателю / / Криминалисть первопечатный, 2010. № 1. С. 4-5.

15 В «Борисполе» задержан наркокурьер с 46 контейнерами с героином в желудке [Электронный ресурс]: Информационное агентство Ютан. - 16.08.2012. - Режим доступа к документу: http://www.unian.net/society/684770-v-Ъorispole-zaderjan-narkokurer-s-46-konteynerami-s-geroinom-v-

jeludke.html.

большое количество посторонних предметов овальной формы. Впоследствии гр. А. был доставлен во второе клиническое медицинское учреждение, где повторно обследован врачом с использованием рентген-обследования, вследствие чего у гр. А. в течение трех дней было выявлено 46 капсул, обмотанных полиэтиленом, общим весом брутто 316,95 г с содержанием порошкообразного вещества светло-серого цвета весом 300 г., являющегося по заключению судебно-фармацевтической экспертизы героином, особо опасным наркотическим средством, оборот которого в Украине запрещен. Организатор и руководитель ОНПГ «наркотрафика» брат задержанного, гражданин РТ, долгое время проживавший в АР Крым (ранее был осужден по ст. 307 УК Украины), которого сотрудники СБ Украины впоследствии задержали. Преступники задержаны и находятся под стражей, досудебное следствие закончено, уголовное дело направлено в суд.

Пример 3. Следователем СК РФ по г. Москве возбуждено уголовное дело по признакам ч. 4 ст. 229.1 УК РФ16. В ходе следствия было установлено, что 18.08.2012 при проведении таможенного контроля авиарейса «Куляб-Москва», в международном зале прилета аэропорта Домодедово (г. Москва), при проведении таможенного контроля пассажиров, прилетевших рейсом из Таджикистана, в «зеленом коридоре» сотрудников Домодедовской таможенной службы внимание привлек гр. Б., являющийся гражданином РТ. В ходе устного опроса о наличии у него товаров, подлежащих письменному декларированию, гр. Б. повел себя неадекватно, нервничал, при этом незаконно попытался покинуть зону таможенного контроля. В последующем, в ходе таможенного досмотра принадлежащей гр. Б. сумки, среди личных вещей и продуктов были обнаружены четыре лепешки, внутри которых находились 229 резиновых контейнеров круглой формы с веществом серо-белого цвета. Проведенный судебно-фармацевтический экспресс-анализ дал положительный результат на наличие в порошкообразном веществе наркотического средства -морфин, общим весом 1217 г. Вину в инкриминируемом преступлении, предусмотренном ч. 4 ст. 229.1 УК РФ гр. Б. признал полностью, в содеянном чистосердечно раскаялся и показал, что лепешки и содержащееся в них вещество, являющееся наркотическим средством, ему передал гр. А. в аэропорту г. Куляб для последующей передачи гр. В. в г. Москве.

Важно отметить, что по мнению журналистов раздела «Новости» интернет сайта «Mail.Ru», борьба правоохранительных органов с наркотрафиком в страны СНГ из Афганистана через Таджикистан17-18 в последние годы проводится эффективно, о чем свидетельствует судебно-фармацевтическая статистика подтверждающая, что сотрудники АКН РТ с начала 2013 г. выявлено и изъято у членов ОНПГ 4 т. наркотических средств и других ПАВ (свидетельствует о росте производства героина в Афганистане к уровню 2000 г. В 2012 г. афганские наркосиндикаты вырастили 3500 тонн опийного мака, что позволило им выработать 350 тонн героина высокой очистки)19. Об росте эффективности сотрудников таможни и АКН РТ и их взаимодействия с сотрудниками таможенной службы РФ и ФСКН РФ подтверждают следующие примеры из судебно-фармацевтической практики20.

16 В лепешку желудке [Электронный ресурс]: TKS.RU - все о таможне. Таможня для всех - российский таможенный портал. - 22.08.2012. - Режим доступа к документу: http://www.tks.ru/crime/2012/08/22/03.

17 В Таджикистане изъято свыше 28 кг опия и героина, предназначенных для поставки в РФ [Электронный ресурс]: сайт «Новости Mail.Ru», 22.10.2013. - Режим доступа к документу: http://news.mail.ru/incident/15307077.

18 МВД России и Таджикистана проведут операции по борьбе с наркотрафиком [Электронный ресурс]: Сайт «Новости Mail.Ru», 27.08.2013. - Режим доступа к документу: http://news.mail.ru/incident/14494601.

19 Обзор деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков [Электронный ресурс]: Таможенная служба при правительстве Республики Таджикистан, 31.12.2014. - Режим доступа к документу:

http://www.customs.tj/index.php?option=com_content&view=category&layout=Ъlog&id=5l&Itemid=86&lang =га.

20 Гриднева Г., Жуков В. Упрочение позиций среднего класса в Таджикистане будет способствовать снижению оттока трудовых мигрантов из страны - МОТ [Электронный ресурс]: ИТАР-ТАСС, 29.11.2013. - Режим доступа к документу: http://www.ilo.org/puЪlic/russian/region/eurpro/moscow/news/press/tajikstenmariko.pdf.

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 2 (199). Выпуск 31

Пример 4. Оперативными сотрудниками Таможенной службы при правительстве РТ, ФСКН РФ и таможенных служб в ходе взаимодействия по оперативной поставке ПАВ выявлена и пресечена преступная деятельность членов ОНПГ, материалы в отношении которых передано в соответствующие территориальные следственные подразделения Таджикистана и Росии19> 21, а именно:

- 05.06.2013 на территории Таджикистана задержан водитель, который на автомобиле «КамАЗ» осуществлял незаконный оборот (перевозка, хранение, сбыт) порошкообразное вещества, являющееся по заключению судебно-фармацевтической экспертизы наркотическим средством героин весом 123 кг, предназначенного для «наркотрафика» в Российскую Федерацию;

- 13.06.2013 на территории России в г. Екатеринбурге в ходе совместной «спецоперации» с участием сотрудников ФСКН РФ задержан гражданин Таджикистана, у которого в одном из гаражей обнаружено и изъято порошкообразное вещества, являющееся по заключению судебно-фармацевтической экспертизы наркотическим средством героин весом 19 кг, предназначенного для сбыта гражданам России, страдающих психоневрологическими расстройствами здоровья в следствии наркомании и являющихся больными-преступниками;

- 11.07.2013 на территории России в г. Зеленоград Московской области, в ходе совместной «спецоперации» с участием сотрудников ФСКН РФ была пресечена деятельность двух ОНПГ, у членов которых было обнаружено и изъято порошкообразное вещества, являющееся по заключению судебно-фармацевтической экспертизы наркотическим средством героин весом 155 кг, предназначенного для сбыта лицам из числа страдающих наркоманией и являющихся преступниками. В ходе предварительного следствия выяснено, что один из задержанных преступников разыскивается МВД Таджикистана за убийство, другой - во время гражданской войны воевал на стране исламских боевиков;

- 12.08.2013 на территории Таджикистана в г. Душанбе в ходе совместной операции служб республики Таджикистан во время проведения обыска, в установленном законом порядке, в доме одного из жителей обнаружено и изъято порошкообразное вещества, являющееся по заключению судебно-фармацевтической экспертизы наркотическим средством героин весом 10 кг, афганского производства, предназначенного для «наркотрафика» в Россию и сбыта пациентам-преступникам, страдающим наркоманией.

Отмеченные примеры (1-4) из судебно-фармацевтической практики свидетельствуют, о том, что лицами-преступниками (в т.ч. больными страдающими наркоманий, ВИЧ/СПИД и др. коморбидными состояниями), осуществляющими незаконную оборот, и прежде всего перевозку, ПАВ в СНГ (из Таджикистана в Россию и Украину), являются граждане РТ, а предметом незаконного оборота являются ПАВ: - героин (весом более 3 тонн); - мофин (весом 1217 кг).

Названные ПАВ пользующихся незаконным спросом среди определенной части населения, страдающей психоневрологическими расстройствами здоровья, болями различного генеза (психической и физической зависимостью от ПАВ), вызывает необходимость углубления углубление и оптимизацию сотрудничество в области здравоохранения и фармации, науки и культуры, а также оперативно-розыскных служб Украины, России, США, Таджикистана, Пакистана, Афганистана, Перу и Кубы в борьбе с наркотрафиком осуществляемого ОНПГ по коридору «Афганистан-Таджикистан-Пакистан-Россия-Украина-страны ЕС и СНГ» и «Перу-Куба-Россия-Украина-страны ЕС и СНГ», что позволит более эффективно: - проводить контролируемые международные оперативные поставки в рамках «ОРД»; - создать международный банк данных изымаемых из незаконного оборота ПАВ (родовой объект, цвет, % содержание действующих веществ, % добавок их название, прекурсоры используемые для синтеза, страна поставки прекурсоров, их название, предприятия и руководители поставляющие прекурсоры, др. лабораторное оборудование и технику, и др. данные); - полно, объективно и всесторонне документировать все этапы незаконного оборота ПАВ; - точно выявлять не только перевозчиков ПАВ,

21 Гриднева Г. Спецслужбы Таджикистана перекрыли крупный канал поставки наркотиков из Афганистана в РФ [Электронный ресурс]: ИТАР-ТАСС, 22.10.2013. - Режим доступа к документу: Ы^^/^^ tass.com/proisshestviya/1523584.

но и лиц, которые являются руководителями-организаторами их осуществления, планирования, финансирования, производства (закупки прекурсоров), т.е. незаконные действия в цепочке «организатор - производитель - перевозчик - соучастник/исполнитель - оптовик-сбытчик/опт-сбытчик/розница - потребитель»; - создания на базе одного из ведущих вузов (например, Белгородского Государственного Университета на общественных началах: - судебно-фармацевтического - экспертно-криминалистического факультета /для подготовки провизоров-криминалистов/; института «Судебной фармации» на основе изучения оперативно-розыскной, следственно-криминалистической, судебно-медицинской и судебной практики для прогноза ПАВ, которые необходимо вносить в соответствующие перечни и др.).

Пришло время, когда каждому из нас (родителям, врачам, государственным сотрудникам, политикам, законодателям, ученым и др.) важно понимать, что в мире нет ни одной страны, которая рано или поздно не становилась бы рынком сбыта тех или иных ПАВ (героин, кокаин, опий, амфетамин, каннабис и др.). Поэтому, как отмечает В. Тимошенко надо опасаться того, что вначале страна вовлекается в транзитную сферу оборота -наркотрафика, который оставляет «наркослед», при этом эти ПАВ проходя через любую территорию страны, обязательно частично оседают на ней и находят своих розничных сбытчиков и лиц-наркопотребителей-преступников22. Эффективная ликвидация канала наркотрафика осуществляется правоохранительными (следственными) и судебными органами, при участии таможенной службы, только тогда, когда между ними налажено доверительное, прозрачное и конструктивное сотрудничество ликвидируют вся цепочка от организатора-производителя-поставщика до потребителя-преступника. Если же сотрудники оперативных служб выявили в этом канале «наркотрафика» - незаконного оборота одного преступника, осуществляющего поставку какой-то единичной партии ПАВ, то буквально на следующий день организатор-поставщик спланирует «новый безопасный обходной маршрут» длиннее на 200-700 км, через другие населенные пункты, что приведет к тому, что правоохранительным органам придется оперативно-розыскную работу и досудебное следствие придется начинать сначала. Поэтому, Государственная служба Украины по контролю за наркотиками сотрудничая с ФСКН РФ, ЦРУ и БЕА США в совместном планировании и проведении международных операций направленных на выявление и ликвидацию транснациональных ОНПГ в т.ч. в банковской сфере, каналов «наркотрафика», лабораторий связанных с производством героина и других ПАВ. При этом следует изучать международный опыт свидетельствующий о том, что Национальная наркополитика США в 2014 г. базировалась на стратегии выработанной еще в 2010 г., которая определила обновленный курс направленный на сокращение незаконного потребления наркотических средств среди населения и усиления противодействия его негативных последствий для страны, т.е. подход, который отвергает ложный выбор между принудительной ориентированных «войны с наркотиками» и легализации наркотиков 23. При этом научно обоснованный подход показал, что наркомания в обществе США не является аморальным являем, а является доказанной болезнью мозга человека, которую можно предотвратить и лечить. Поэтому основной стратегией США в противодействии наркотиказации населения является, баланс доказательного здравоохранения и безопасности с акцентом на таких ключевых областях и прежде всего здравоохранении на: - профилактике злоупотребления ПАВ; - лечении граждан злоупотребляющих ПАВ; - восстановление здоровья лиц, страдающих зависимостью от ПАВ; - защита прав и законных интересов в суде и правоохранительных органах, граждан и пациентов (в т.ч. и преступников) страдающих болезнями связанными с последствиями злоупотребления ПАВ.

Следует согласится с высказанным тезисом Н. А. Чайцевой и Р. А. Павловым о том, что именно Федеральная таможенная служба РФ, принимает необходимые меры по усилению безопасности государственных границ направленную на защиту общества, здоро-

22 Тимошенко В. В Украине проблема с наркотиками достигла критической точки [Электронный ресурс]: Информационный портал «Нотариус», 02.07.2014. - Режим доступа к документу: http://justus.com.ua/ua/inter/2010/07/02/968/.

23 National Drug Control Strategy [Electronic resource]: The White House President Barack Obama, 2014/ - Access to the document: http://www.whitehouse.gov/ondcp/national-drug-control-strategy.

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 2 (199). Выпуск 31

вья населения и экономики страны от незаконного оборота (перемещения) ПАВ через таможенную границу РФ 24, чему способствует своевременное оборудование таможенных постов информационными системами и инновационными ресурсами по выявлению и фиксации фактов незаконного оборота (ухищренным способом) ПАВ на базе новейших инспекционно-досмотровых комплексов, а также развития Кинологических центров. Примеры судебно-фармацевтической криминалистики свидетельствуют о том, что логистика, мышление, сноровка, изобретательность, изощренность и коммуникабельность некоторых перевозчиков-преступников ПАВ очень развита, при этом часто, инженерные средства выявления и фиксации, а также кинологические службы оказываются бессильными в процессе выявления и пресечения комбинаций наркотрафика. Именно четкое исполнение процедуры досмотра в совокупности профессиональных качеств и оперативного опыта сотрудников таможенных служб остаются одним из самых эффективных способов выявления контрабанды ПАВ, поэтому Федеральная таможенная служба России делает акцент на оперативно-аналитические способы борьбы, развивая оперативно-розыскную подготовку своих сотрудников и поддерживая обмен практическими и теоретическими знаниями с сотрудниками российских и зарубежных таможенных органов, правоохранительных, экспертно-криминалистических и судебно-медицинских служб.

Внедрение в работу таможенной службы Украины, России, Таджикистана и других стран СНГ инновационных криминалистических технологий вызывает необходимость модернизации инфраструктуры служб МВД, что выведет на новый качественный уровень работы всех служб, связанных с борьбой уличного, бытового наркобизнеса и членами ОНПГ в этих странах. Руководством МВД РФ выделено 50 млн рублей на разработку производственным объединением «Специальная техника и связь» опытно-конструкторской работы под шифром «Модернизация Наркобизнес» (МН) связанной с внедрением новейшей инновационно-информационно-криминалистической системы (сопоставимой с банком данных DEA США) для подразделений полиции Главного управлении уголовного розыска (ГУУР), специализирующихся на борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которая будет осуществлять не только связь с базами данных таможни и ФСКН России, но и отслеживание потока данных в интернете (агрегаторах: Яндекс, Google, Rambler, Ново-тека, Yahoo, Skype, Viber, WhatsApp и др.), включая поиск по фотографиям, голосу и определение маршрутов наркотрафика 25. Разработка и внедрение инновационно-криминалистической системы «МН» позволит оперативнику, следователю и эксперту запросить и найти «пробить» нужную информацию относительно организации, предприятия, учреждения, конкретного человека, подозреваемого-пациента, обвиняемого (лица находящегося в розыске) осужденного или автомобиль в течение нескольких минут. В разработанной системе «МН» информация скоординирована с ресурсами экс-пертно-криминалистического центра, ГИБДД и уголовного розыска МВД, базами данных о ДНК и ПАВ (составом, формулой фармацевтическим и химическим средством и веществом), таможни, ФСКН и др. служб, что позволит осуществлять следующие задачи: - оптимизации правоотношений в сфере оперативно-розыскной работы между МВД РФ, ФТС РФ и ФСБ РФ; - поиск информации о гражданине в налоговых базах и базах данных об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах; - в режиме реального времени осуществлять обработку материалов, голосов, фотографий, маршрутов «наркотрафика», о лицах - предполагаемых членов ОНПГ, обобщать информацию в виде таблиц, графических и логистических схем, мониторингов и прогнозов; - формированию максимально полной и объективной картины о состоянии безопасности государства (стран), что позволит отслеживать риски и негативные тенденции, осуществляя региональные, краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития криминогенной обстановки в отдельных регионах (странах), в сфере незаконного оборота ПАВ, установления причинно-следственных связей между ростом заболеваемости, наркобизнесом и кримино-

24 Чайцева Н. А. Деятельность таможенных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ / Н. А. Чайцева, Р. А. Павлов // Молодой ученый. — 2014. — №6. - С. 892-893.

25 Баринов В., Петелин Г. МВД модернизирует борьбу с наркобизнесом [Электронный ресурс]: ОАО «Газета Известия» . - 19.03.2013. - Режим доступа к документу: http://izvestia.ru/news/546827.

генной ситуации; - выведения сотрудников отделов районных и окружных управлений полиции МВД и ФСКН РФ на качественной новый уровень, взаимодействия между ними, что позволит более четкого разделения (искоренения дублирования) между подразделениями МВД и ФСКН уровня борьбы с наркобизнесом. МВД - бытовой (уличный) наркобизнес, ФСКН - приграничный и международный; - обмену опытом между профессиональными (опытными) сотрудниками МВД, ФСКН, здравоохранения, юстиции, гепроку-ратуры и таможни по накопленному опыту и наработки методик с использованием инноваций в криминалистике направленных на борьбу с незаконным оборотом ПАВ, новыми методиками судебно-фармацевтической экспертизы (экспресс-анализа) ПАВ, проведения судебно-медицинских, -наркологических, -психиатрических, дактилоскопических экспертиз, а также развития агентурной сети и негласного аппарата осведомителей, благодаря работы с которым раскрывается значительное количество не только наркопреступлений, но и убийств, краж, грабежей, разбойный нападений, террористических актов.

Для более эффективного противодействия незаконного оборота ПАВ и наркотрафика необходимо повысить уровень внедрения инновационных технологий в современное развитие криминалистки, судебной фармации и судебной медицине, без знаний которых, как отмечает В.Ю. Шепитько, не возможна деятельность следователей, прокуроров, судей, экспертов и других сотрудников правоприменительной и правоохранительной сферы 14, что вызывает необходимость таможенным службам приобретения и оборудования всех таможенных постов: - портативными газоанализаторами для обнаружения ПАВ, способствующих повышению эффективности работы таможенной службы по обнаружению у транзитно перевозимых вещах, сумках, ручной клади спрятанных ухищренным способом ПАВ; - стационарными сканерами, для обследования пассажиров; - медицинским кабинетом (аэропорт, ж/д-, авто- и др. вокзалы и терминалы) для проведения судебно-медицинского освидетельствования лиц, которые обоснованно подозреваются в незаконном обороте (при теле или в организме) запрещенных к обороту ПАВ, а также обеспечения участия квалифицированных судебных врачей и провизоров криминалистов; - местом, для содержания служебно-розыскными собаки кинологического подразделения таможни, т.к. специально обученные собаки, участвуют в таможенном контроле направленные на выявление из незаконного оборота ПАВ у лиц осуществляющих, внутригосударственные и международные авиационные, железнодорожные, автомобильные, морские переезды.

Для координации работы и обмена накопленного опыта в международном сотрудничестве таможенных служб, в противодействии незаконного оборота ПАВ на базе комплекса «Голд Хаус» состоялось (5.09.2012 в г. Петропавловск-Камчатский, РФ):

- 5-е заседание Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза;

- 43-е заседание Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС);

- 56-е заседание Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ, в котором приняли участие делегации таможенных служб Российской Федерации, Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Украины.

Следует отметить, что 7.09.2012 в г. Владивостоке, РФ, был проведен деловой саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который способствует тому, чтобы тихоокеанский регион стал центром глобального экономического сотрудничества. В нем приняли участие наиболее представительные делегации более чем 30 стран тихоокенского бассейна, в связи с председательством России в саммите, приняли участие от России (более 190 компаний), КНР и Гонконга (170 компаний) и США (40 компаний). На саммите обсуждались вопросы преодоления угроз для экономической, правовой и политической стабильности стран в связи с глобализацией процессов в современном мире, о будущем валют, об энергетической и продовольственной безопасности, что затрагивает углубления сотрудничества в экспертно-криминалистической сфере про противодействию наркотрафика. Участие Украины и Таджикистана в торгово-экономическом, финансово-банковском и политико-правовом сотрудничестве с АТЭС и

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 2 (199). Выпуск 31

Приморским краем, обладающих большим человеческим ресурсом и капиталами приведет к углублению регионального развития экономики, высокотехнологичным производствам, робототехнике, энергетики, металлургии, IT-технологии, инновационных производствах, медицины, фармации, взаимодействия правоохранительных органов и таможенных служб, а также инвестированию: - в развитие транспортно-логистической инфраструктуры (оптимизации механизма повышения пропускной способности железных дорог (например, маршрут «Черное море/Одесса-Харьков-Белгород-Владивосток/Тихий океан»), модернизации инфраструктуры портов, сдачи в эксплуатацию современные скоростных магистралей); - в развитие науки, производства и образования.

Реализация международных проектов приведен к тому, что член, ОНПГ будут стараться вовлечь в наркобизнес и наркотрафик широкие слои населения, в последние годы Украина, Россия и др. страны СНГ столкнулась с феноменальными темпами наркомании и токсикомании новых синтезированных ПАВ (спайсы, курительные смеси и др.), которые поступают в незаконный оборот. За последнее десятилетие, как отмечает В. Иванов, Россия столкнулась с феноменальным темпом синтеза новых ПАВ, являющихся синтетическими наркотическими средствами (класс опиатов), которые вызывают такую же физическую и психическую зависимость как героин, опий, марихуана, гашиш и кокаин (эйфорию и аналогичный метаболизм и фармакологическим свойства в организме, стимулируя повышенною /гиппер/ жизненную активность, снимая усталость и боли различного генеза)26,27. Только в 2013 г. сотрудниками ФСКН выявлено и изъято из незаконного оборота около 24 т. ПАВ, следователями проведено расследований по 48 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом ПАВ, экспертами-криминалистами проведено (по нашим прогнозам) более 100 тыс. судебно-фармацевтических экспертиз (анализов) ПАВ. Для углубления координации международного сотрудничества представители ФСКН проходят службу во всех федеральных округах РФ, а также в (штаб-квартиры) Австрии, Афганистане, Казахстане, Киргизии, Китае и Таджикистане. Планируется открытие представительств в Бразилии, Таиланде и ЮАР, что вызывает необходимость открытия представительства (в качестве предложения автора) в г. Киеве и оптимизации взаимодействия с МВД Украины, а также в г. Нью-Йорке и возобновления сотрудничества с DEA США. При этом, в руководстве ФСКН отмечают, что всеми субъектами РФ проводится работа по реализации Государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков» (принята 15.04.2014, требуется 1,5 млрд. руб.) и плана реализации госпрограммы «Противодействие незаконному обороту наркотиков» на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов предусматривает обязанность инвестиций в медико-фармацевтикую реабилитацию наркозависимых граждан (каждый доллар или рубль, вложенный в реабилитацию, возвращается десятикратной экономией бюджетных средств, т.к. уменьшаются расходы на оперативно-розыскную, следственную, экспертно-криминалистическую и судебную систему28, 29. В Украине и Таджикистане приняты аналогичные государственная программа и план, а именно:

26 Глава ФСКН Виктор Иванов о гуманитарных программах ведомства «Каждый рубль, вложенный в реабилитацию, возвращается десятикратной экономией средств» [Электронный ресурс]: Газета «Коммерсантъ», № 209, 19.11.2014. - Режим доступа к документу: http://www.kommersant.ru/ doc/26l3973?isSearch=True.

27 Марута Н.О. Прпнцнпп фармацевтичного i медичного права як запорука вчасного доступу до лжарських засобiв та психiатричноi допомоги вс1х верств населення // Украшський вюник психоневрологи. - 2014. - Т. 22, вип. 2 (79). - С. 297.

28 Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 299 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков»» [Электронный ресурс]: Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, 15.04.2014 - Режим доступа к документу: http://www.fskn.gov.ru/pages/main/info/official_information/22132/index.shtml.

29 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.05.2014 № 864-р «Об утверждении плана реализации госпрограммы «Противодействие незаконному обороту наркотиков» на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов» [Электронный ресурс]: Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, 15.04.2014. - Режим доступа к документу: http://www.fskn.gov.ru/pages/main/info/official_information/22132/index.shtml.

- Стратегия государственной политики относительно наркотиков на период до 2020 и План мероприятий по выполнению Концепции реализации государственной политики в сфере противодействия распространения наркомании, борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на 2011-2015 года 3°> 31;

- Национальная стратегия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы и План мероприятий по реализации Стратегии по борьбе

с незаконным оборотом наркотиков в Республике Таджикистан на 2013-2020 го-

ды32> 33.

Большая роль отводится ученым представляющим и углубляющих междисциплинарные исследования в области науки уголовного права, фармацевтического права, криминалистики, судебной фармации, судебной наркологии и судебной психиатрии, которые развивают межгосударственное сотрудничество в области подготовки кадров для МВД, таможни, прокуратуры и др. органов - следователей, прокуроров, судей, адвокатов, экспертов-криминалистов и провизоров-криминалистов. Поэтому обращаясь с приветственным словом в рамках международной научно-практической конференции «Наука кримшального права в систем! м1ждисциплшарних зав'язюв» (09.10.2014, г. Харьков, Украина) В.Я. Таций отметил, что по утверждению специалистов, ученых и экспертов в области методологии научного поиска, наилучшие идеи, гипотезы и концепции в науке возникают как раз на стыке разных дисциплинарных парадигм, культур, традиций, междисциплинарных комплексных дисциплин, что базируется на трех векторах взаимодействия уголовного права, как составной системы34: - научных знаний с гуманитарными и даже естественными отраслями; - связи с другими правовыми науками (на наш взгляд, фармацевтического и медицинского права /судебной фармации/); - взаимодействия с другими науками уголовно-правового блока.

Развитие позиции и мнения Тация В.Я., Трахтенберга И.М., Гетьмана А.П., Борисова В.И., Шепитько В.Ю., Петришина А.В., Тетюгина В.И., Батыргареевой В.С., Панова Н.И., Хвисюк А.Н., Галацана А.В., Волошина П.В., Чучалина А.Г.. Маруты Н.А., Шаповаловой В.А., Георгиевского В.П., Сосина И.К., Линского И.В., Минко А.И., Тихонова А.И., Шаповалова Валентина В. О необходимости развития междисциплинарных научных исследований, находит отражение в ежегодных научно-практических конференциях «XI науково-практична конференщя за участю м1жнародних спещал1спв «Слобожансью чи-тання. Медичне 1 фармацевтичне право Украши: шновацй, яюсть, безпека 1 перспективи розвитку» (13-14.11.2014, г. Харьков, Украина) /проводятся на базе: ГУ МВД Украины, в Харьковской области; Департамента здравоохранения Харьковской областной государственной администрации/ на которой рассматривались фармацевтической деятельности;

30Постанова Кабшету Мiнiстрiв Украши в1д 28.08.2013 р. № 735-р «Про схвалеиия Стратеги дер-жавио! поливки щодо иаркотиюв на перюд до 2020» // Офщшиий вгсиик Украши — 2013. - № 76. -С. 270.

31 Розпоряджеиия Кабшету Мiиiстрiв Украши в1д 22.11.2010 № 2140-р «Про затверджеиия плану заходiв щодо виконання Концепци реалiзацц державно! полггики у сферi протидц поширенню нарко-манп, боротьби з незаконним обпюм иаркотичиих засобiв, психотропних речовин та прекурсорiв на 2011-2015 роки» // Урядовий кур'ер —2010. — № 230.

32 Национальная стратегия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: Агенство по контролю за наркотиками при призеденте Республики Таджикистан, 26.02.2013. - Режим доступа к документу: http://rus.akn.tj/index.php?option=com_content&view=article&id=8l5:-20l3-2020-&catid=3l:programy-strategiya&Itemid=46.

33 План мероприятий по реализации Стратегии по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: Агенство по контролю за наркотиками при призеденте Республики Таджикистан, 13.01.2014. - Режим доступа к документу: http://rus.akn.tj/index.php?option=com_content&view=article&id=l077:-20l3-2020-&catid=3l:programy-strategiya&Itemid=46

34 Тацiй В.Я. Передне слово, до учасниюв м1жиародио! иауково-практичио! коифереицii «Наука кримiиальиого права в системi мiждисциплiиариих зв'зкiв» //Мат. м1жиар. наук. практ. коиф. «Наука кримшального права в системi мiждисциплiнарних зв'зкiв» (9-10 жовтня 2014). - Харюв: «Право», 2014. - С. 3-6.

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 2 (199). Выпуск 31

- Государственный контроль за качеством, эффективностью и доступностью лекарственных средств всех номенклатурно-правовых и классификационно-правовых групп; контрафактные, фальсифицированные, некачественные, субстандартные средства и вещества; - Юридическая опека в системе правоотношений «врач - пациент - провизор». Контролирующие, правоохранительные, прокурорские, судебные, адвокатские учреждения. Защита прав, свобод, жизни и здоровья пациентов (также тех, кто находится в учреждениях пенитенциарной системы); - Судебная химико-фармацевтическая экспертиза (медицинский газоанализ на основе халькогенидного лазера, химическая, биологическая, цитологическая, токсикологическая, медицинская, психиатрическая, наркологическая, криминалистические, физико-техническая, почерковедческая, ДНК, документальная, бухгалтерская, взрыво-техническая, пожарно-техническая, дактилоскопическая и др.); - Досудебное и судебное следствие. Таким образом, судебная фармация, является составной частью науки фармацевтического права, которая тесно взаимодействует в составной частью науки фармацевтического права, которая тесно взаимодействует в системе следующих направлений 35.

- Лицензирование медицинской и междисциплинарных связей с уголовным правом и криминалистикой, также является действенным инструментом экспертного обеспечения оперативных таможенных служб Украины, России, Таджикистана и других стран СНГ в противодействия незаконному обороту ПАВ (наркотических средств и др. ПАВ) на основе инноваций. Примеры из судебно-фармацевтической практики показывают об угрозах, которые стоят перед органами здравоохранения (героиновая, кокаиновая, опийная, спайсная, амфетаминовая наркомания и токсикомания), например, в России, ежегодно, к уголовной ответственности за незаконный оборот ПАВ привлекается 140 тыс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 См.: Рищенко О.О., Рогожшкова О.В., Хмелевский М.О. Медичне та фармацевтичне право як ш-струмент державноi полггики щодо розвитку медичноi галуз^ збереження та поновлення здоров'я населения, втшення шиовацш, якосп та безпеки лж1в [Электронный ресурс]: Медиа-комания «Время». -№176 (17521), 05.12.2014. - Режим доступа к документу: http://timeua.info/pr/051214/88417.html; Слобо-жансью читання. Медичне i фармацевтичне право Украши: шиовацп, якють, безпека i перспективи розвитку: матерiали XI наук. практ. конф. за уч. м1жнар. спещалюйв /За ред. В.В. Шаповалова, В.В. Шаповалова (мол.), В.О. Шаповаловой Ю.В. Васшоь X., 2014. С. 287-374; Шаповалова В.О. Предмет «Медичне i фармацевтичне право». Взаемозв'язок з медичними, фармацевтичними i юридичними дисциплшами. Закоиодавче забезпечення охорони здоров'я в Украш //Укр. вюник психоневрологл/Гол. ред. П.В. Волошин. - Т. 22, вип. 2 (79), додаток, 2014. С. 8-20; Шаповалов В.В. Судова фармацiя: нормативно-правове закршлеиия прав i свобод, життя i здоров'я людини, громадяиииа i иаркозалежиих пащенйв у новому Закон Украши «Про прокуратуру» / В.В. Шаповалов, 6.В. Капельижова // Украшський вюник психоневрологи. 2014. Т. 22, вип. 2 (79). С. 30-34; Шаповалов В.В. Визначення стабшьиосп оптовоi цши на лжарський замб Морфш за судово-фармацевтичиим та екоиомiчиим показниками на осиовi фарма-цевтичного права / В.В. Шаповалов, О.В. Рогожшкова // Украшський вюник психоневрологи. - 2014. -Т. 22, вип. 2 (79). С. 115-119; Васша Ю.В. Фармацевтичне право: вивчення рiвня доступносп пащенйв, що страждають иа цукровий дiабет, до обпу екстемпоральиих лiкарськпх засобiв / Ю.В. Васша, В.В. Шаповалов, В.О. Шаповалова // Украшський вюник психоневрологи. 2014. Т. 22, вип. 2 (79). С. 21-25; Сосш 1.К. 1нтегрований пвдхвд до терапп гашишноi залежиостi з застосуваииям сучасиих апаратних та меди-камеитозиих техиологiй / 1.К. Сосiи, Ю.Ф. Чуев, А.6. Горбаиь, О.Ю. Гончарова, О.С. Волков, В.О. Шаповалова, П.Т. Петрюк, О.П. Закревський, В.В. Шаповалов, В.В. Шаповалов (мол.), О.В. Кюсев, В.О. Скобелев, О.А. Осипов, С.М. Негрецький, М.Ю. Сухая // Украшський вюник психоневрологи. - 2014. - Т. 22, вип. 2 (79). С. 123-128; Линский И.В. Генетические, средовые и судебно-фармацевтические детерминанты развития состояний зависимости в условиях современной Украины / И.В. Линский, А.И. Минко, В.В. Шаповалов (мл.) // Украшський вюник психоневрологи. 2014. Т. 22, вип. 2 (79). С. 325-331; Галацан О.В. Розробка та впровадження иацiоиальиоi стратеги реформування i побудови новоi системи охорони здоров'я в Украш иа перюд 2015 - 2025 р.р., иа засадах фармацевтичного та медичного права // О.В. Галацан, В.О. Шаповалова, В.В. Шаповалов // Украшський вюник психоневрологи. - 2014. - Т. 22, вип. 2 (79). С. 311-318; Рищенко О.О. Аналiз наркотичних лжарських засобiв, що використовуються для фарма-цевтичноi корекцп больового синдрому онколопчного походження иа засадах медичного та фармацевтичного права // Украшський вюник психоневрологи. 2014. Т. 22, вип. 2 (79). С. 258-263; Радюиова В.О. Фармакоекономiчний аналiз лжарських засобiв, що використовуються у схемах фармакотерапп иiкотпиовоi залежиосп у жшок // Украшський вюник психоневрологи. 2014. Т. 22, вип. 2 (79). С. 244252; Малшша Н.В. Судова фармацiя: оргаиiзацiйио-правовi аспекти використания фармако-економiчного аиалiзу щодо забезпечеиня обiгу харчових продукпв спецiальиого дiетпчиого споживаиия (шдгрупа «продукта дитячого харчуваиия») в Украш // Украшський вюник психоневрологи. 2014. Т. 22, вип. 2 (79). С. 252-258; и др.

граждан, 150 тыс. человек (пациентов-преступников) - к административной, что вызывает от общества затраты на карательную уголовно-правовую политику государства в отношении потребителей ПАВ, вследствие болезненных состояний (любопытства и т.п.) в сумме равной в 96 млрд руб.26.

Судебно-фармацевтическое изучение вещественных доказательств (изымаемых из незаконного оборота ПАВ), выявленных в сотрудничестве таможенными, правоохранительными и экспертно-криминалистическими службами Украины, России, Таджикистана в рамках сотрудничества стран СНГ, вызывает необходимость: -внедрения интернет-технологий в работу служб; -использования сотрудниками инновационных технологий в криминалистике исследований и выявления новых видов и групп ПАВ (разработку новых методик аназа, усовершенствований спецтехники и др.); - создания на базе одного из ведущих вузов (например, Белгородского Государственного Университета на общественных началах: - судебно-фармацевтического - экспертно-криминалистического факультета /для подготовки провизоров-криминалистов/; института «Судебной фармации» на основе изучения оперативно-розыскной, следственно-криминалистической, судебно-медицинской и судебной практики для прогноза ПАВ, которые необходимо вносить в соответствующие перечни и др.). Повышение уровня координационной работы между таможенными службами, в рамках стран СНГ и ЕС, а также Украины, России, Таджикистана, США, Афганистана, Китая и Пакистана обеспечит систематическое взаимодействие и обмен оперативно-розыскной, судебно-фармацевтической и криминалистической информации, направленной на эффективное противодействие наркоугрозе со стороны в противодействии транснациональному, международному и приграничному организованному наркобизнесу и наркотрафику, который осуществляют члены ОНПГ и, таким образом, защите прав и свобод, жизни и здоровья каждого человека, гражданина и пациента от заболеваемости, связанной с наркоманий, токсикоманией, ВИЧ/СПИД, гепатит и др. сопутствующих заболеваний, ведению здорового способа жизни и занятием физкультурой и спортом.

1. Директор ФСКН России Виктор Иванов подвел итоги работы ведомства в прошедшем году в интервью LifeNews [Электронный ресурс]: Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, 04.01.2015. - Режим доступа к документу: http://www.fskn.gov.ru/includes/periodics/events_main/20i5/0i04/203234582/detail.shtml.

2. Шаповалов В.В. Судебно-фармацевтическое изучение уровня борьбы с современной наркотической угрозой для России и Украины [Электронный ресурс]: Научные ведомости БелгГУ. Серия: Философия. Социология. Право. - № 2 (173), 2014. - Выпуск 27. - С. 141-156. - Режим доступа к документу: http://unid.bsu.edu.ru/upload/iblock/460/N%202( 173)%20%D0%B2%D 1 %8B%D0%BF%2027.pdf.

3. Митний кодекс Украши // Вщомост1 Верховно! Ради Украши № 44-45, № 4б-47,№ 48, стор.

1858.

4. Федеральный Закон Российской Федерации от 27.11.2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в РФ» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс, 21.12.2013. - Режим доступа к документу: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 163984/

5. Таможенный кодекс республики Таджикистан [Электронный ресурс]: Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан, 09.10.2014. - Режим доступа к документу: http://mmk.ti/ru/legislation/legislation-base/codecs/.

6. Уголовный кодекс Республики Таджикистан // Ахбори Маджлиси оли Республики Таджикистан. - 1998. - №9. - С. 68-70.

7. Кримшальний кодекс Украши: Науково-практичний коментар /Ю.В. Баулш, В.1. Борисов, С.В. Гавриш та ш.; За ред. В.В. Сташиса, В.Я. Тащя. - К.: Концерн «Видавничий Д1м «1н Юре», 2003. - С. 1196.

8. Уголовный Кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - С. 2954.

9. Сосин И.К., Чуев Ю.Ф. Героиновая наркомания. - Харьков: Издательство «Полиграфсер-вис», 2002. - 147 с.

10. Тонков E.E. Россия на пути к правовому государству: болезни роста или атавизмы империи? // Научные ведомости БелгГУ. - № 2 (173). - 2014. - Выпуск 27. - С. 128-135

Список литературы

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ рИ Серия филосоФия- Социология. Право.

IЩ ' 2015. № 2 (199). Выпуск 31

11. Борьба таможенных органов с контрабандой наркотиков в I полугодии 2013 года [Электронный ресурс]: Сайт ФТС РФ, 12.08.2013. - Режим доступа к документу: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=l7994.

12. Прес-служба ДСКН Украши. Прес-релiз Зниження попиту на наркотики - стратепчний прюритет наркополiтики Украши. до мiжнародноi науково - практично! конференцп «Скорочення попиту на наркотики - обнадiйлива перспектива оздоровлення людського життя» [Електронний ресурс]: Офщшний сайт Державно! служби Ураши з контролю за наркотиками, 11-12 вересня 2014 р. - Режим доступу до документу: http://narko.gov.ua

13. Баринов В., Петелин Г. МВД модернизирует борьбу с наркобизнесом [Электронный ресурс]: Сайт ОАО «Газета Известия», 19.03.2013. - Режим доступа к документу: http://izvestia.ru/news/546827.

14. Шепитько В.Ю. К читателю //Криминалисть первопечатный, 2010. - № 1. - С. 4-5.

15. В «Борисполе» задержан наркокурьер с 46 контейнерами с героином в желудке [Электронный ресурс]: Информационное агентство Юшан. - 16.08.2012. - Режим доступа к документу: http://www.unian.net/society/684770-v-borispole-zaderjan-narkokurer-s-46-konteynerami-s-geroinom-v-jeludke.html.

16. В лепешку желудке [Электронный ресурс]: TKS.RU - все о таможне. Таможня для всех -российский таможенный портал. - 22.08.2012. - Режим доступа к документу: http://www.tks.ru/crime/2012/08/22/03.

17. В Таджикистане изъято свыше 28 кг опия и героина, предназначенных для поставки в РФ [Электронный ресурс]: сайт «Новости Mail.Ru», 22.10.2013. - Режим доступа к документу: http://news.mail.ru/incident/15307077.

18. МВД России и Таджикистана проведут операции по борьбе с наркотрафиком [Электронный ресурс]: Сайт «Новости Mail.Ru», 27.08.2013. - Режим доступа к документу: http://news.mail.ru/incident/14494601.

19. Обзор деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков [Электронный ресурс]: Таможенная служба при правительстве Республики Таджикистан, 31.12.2014. -Режим доступа к документу: http://www.customs.tj/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=51&Itemid=86 &lang=ru.

20. Гриднева Г., Жуков В. Упрочение позиций среднего класса в Таджикистане будет способствовать снижению оттока трудовых мигрантов из страны - МОТ [Электронный ресурс]: ИТАР-ТАСС, 29.11.2013. - Режим доступа к документу: http: //www.ilo.org/public/russian/ region/eurpro/moscow/ news/press/tajikstenmariko.pdf.

21. Гриднева Г. Спецслужбы Таджикистана перекрыли крупный канал поставки наркотиков из Афганистана в РФ [Электронный ресурс]: ИТАР-ТАСС, 22.10.2013. - Режим доступа к документу: http: //itar-tass.com/proisshestviya/1523584.

22. Тимошенко В. В Украине проблема с наркотиками достигла критической точки [Электронный ресурс]: Информационный портал «Нотариус», 02.07.2014. - Режим доступа к документу: http://justus.com.ua/ua/inter/2010/07/02/968/.

23. National Drug Control Strategy [Electronic resource]: The White House President Barack Oba-ma, 2014/ - Access to the document: http://www.whitehouse.gov/ondcp/national-drug-control-strategy.

24. Чайцева Н. А. Деятельность таможенных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ / Н. А. Чайцева, Р. А. Павлов // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 892-893.

25. Баринов В., Петелин Г. МВД модернизирует борьбу с наркобизнесом [Электронный ресурс]: ОАО «Газета Известия» . - 19.03.2013. - Режим доступа к документу: http://izvestia.ru/news/546827.

26. Глава ФСКН Виктор Иванов о гуманитарных программах ведомства «Каждый рубль, вложенный в реабилитацию, возвращается десятикратной экономией средств» [Электронный ресурс]: Газета «Коммерсантъ», №209, 19.11.2014. - Режим доступа к документу: http://www.kommersant.ru/doc/2613973?isSearch=True.

27. Марута Н.О. Принципи фармацевтичного i медичного права як запорука вчасного доступу до лшарських засобiв та психiатричноi допомоги всх верств населення // Украшський вюник психоневрологи. - 2014. - Т. 22, вип. 2 (79). - С. 297.

28. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 299 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков» » [Электронный ресурс]: Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, 15.04.2014 - Режим доступа к документу: http://www.fskn.gov.ru/pages/main/info / official_information /22132/index.shtml.

29. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.05.2014 № 864-р «Об утверждении плана реализации госпрограммы «Противодействие незаконному обороту наркотиков» на

2014 год и на плановый период 2015-2016 годов» [Электронный ресурс]: Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, 15.04.2014. - Режим доступа к документу: http://www.fskn.gov.ru/pages/main / info /official_information/22132/index.shtml.

30. Постанова Кабшету Мшю^в Украши вщ 28.08.2013 р. № 735-р «Про схвалення Стратеги державно! полiтики щодо наркотигав на перюд до 2020» / / Офщшний вюник Украши — 2013. -№ 76. - С. 270.

31. Розпорядження Кабшету Мшгстрш Украши вщ 22.11.2010 № 2140-р «Про затвердження плану заходiв щодо виконання Концепци реалiзацii державно! политики у сферi протиди поширен-ню наркомани, боротьби з незаконним обтом наркотичних засобiв, психотропних речовин та пре-курсорiв на 2011-2015 роки» // Урядовий кур'ер —2010. — № 230.

32. Национальная стратегия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: Агенство по контролю за наркотиками при призеденте Республики Таджикистан, 26.02.2013. - Режим доступа к документу: http://rus.akn.tj/index.php?option=com_content&view=article&id=815:-2013-2020-&catid=31:programy-strategiya&Itemid=46.

33. План мероприятий по реализации Стратегии по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: Агенство по контролю за наркотиками при призеденте Республики Таджикистан, 13.01.2014. - Режим доступа к документу: http://rus.akn.tj/index.php?option=com_content&view=article&id=1077:-2013-2020-&catid=31:programy-strategiya&Itemid=46

34. Тацш В.Я. Передне слово, до учаснигав мiжнародно! науково-практично! конференци «Наука кримшального права в системi мiждисциплiнарних зв'згав» //Мат. мiжнар. наук. практ. конф. «Наука кримшального права в системi мiждисциплiнарних зв'зкiв» (9-10 жовтня 2014). -Харкiв: «Право», 2014. - С. 3-6.

35. Рищенко О.О., Рогожшкова О.В., Хмелевский М.О. Медичне та фармацевтичне право як шструмент державно! полiтики щодо розвитку медично! галуз^ збереження та поновлення здоров'я населення, втшення iнновацiй, якостi та безпеки лтв [Электронный ресурс]: Медиа-комания «Время». - №176 (17521), 05.12.2014. - Режим доступа к документу: http://timeua.info/pr/051214/88417.html

36. Слобожансьш читання. Медичне i фармацевтичне право Укра!ни: шновацп, якiсть, безпе-ка i перспективи розвитку: матерiали XI наук. практ. конф. за уч. мiжнар. спещалюпв /За ред.

B.В. Шаповалова, В.В. Шаповалова (мол.), В.О. Шаповалово!, Ю.В. Васшо!. - X., 2014. - С. 287-374.

37. Шаповалова В.О. Предмет «Медичне i фармацевтичне право». Взаемозв'язок з медични-ми, фармацевтичними i юридичними дисциплшами. Законодавче забезпечення охорони здоров'я в Укра!ш //Укр. вiсник психоневрологи/Гол. ред. П.В. Волошин. - Т. 22, вип. 2 (79), додаток, 2014. - С. 8-20.

38. Шаповалов В.В. Судова фармащя: нормативно-правове закршлення прав i свобод, життя i здоров'я людини, громадянина i наркозалежних пацiентiв у новому Законi Укра!ни «Про прокуратуру» / В.В. Шаповалов, 6.В. Капельнiкова // Украшський вюник психоневрологи. - 2014. - Т. 22, вип. 2 (79). - С. 30-34.

39. Шаповалов В.В. Визначення стабшьносп оптово! цши на лшарський зашб Морфiн за судо-во-фармацевтичним та економiчним показниками на основi фармацевтичного права / В.В. Шаповалов, О.В. Рогожшкова // Украшський вюник психоневрологи. - 2014. - Т. 22, вип. 2 (79). -

C. 115-119.

40. Васша Ю.В. Фармацевтичне право: вивчення рiвня доступносп пащенпв, що страждають на цукровий дiабет, до обiгу екстемпоральних лiкарських засобiв / Ю.В. Васша, В.В. Шаповалов, В.О. Шаповалова // Украшський вюник психоневрологи. - 2014. - Т. 22, вип. 2 (79). - С. 21-25.

41. Сосш I.K. 1нтегрований пщхщ до терапи гашишно! залежностi з застосуванням сучасних апаратних та медикаментозних технологи / I.K. Сосiн, Ю.Ф. Чуев, А.6. Горбань, О.Ю. Гончарова, О.С. Волков, В.О. Шаповалова, П.Т. Петрюк, О.П. Закревський, В.В. Шаповалов, В.В. Шаповалов (мол.), О.В. Юосев, В.О. Скобелев, О.А. Осипов, С.М. Негрецький, М.Ю. Сухая // Украшський вюник психоневрологи. - 2014. - Т. 22, вип. 2 (79). - С. 123-128.

42. Линский И.В. Генетические, средовые и судебно-фармацевтические детерминанты развития состояний зависимости в условиях современной Украины / И.В. Линский, А.И. Минко, В.В. Шаповалов (мл.) / / Украшський вюник психоневрологи. - 2014. - Т. 22, вип. 2 (79). - С. 325-331.

43. Галацан О.В. Розробка та впровадження нацюнально! стратеги реформування i побудови ново! системи охорони здоров'я в Укра!ш на перюд 2015 - 2025 р.р., на засадах фармацевтичного та медичного права // О.В. Галацан, В.О. Шаповалова, В.В. Шаповалов // Украшський вюник психоневрологи. - 2014. - Т. 22, вип. 2 (79). - С. 311-318.

44. Рищенко О.О. Аналiз наркотичних лжарських засобiв, що використовуються для фарма-цевтично! корекци больового синдрому онколопчного походження на засадах медичного та фар-

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 2 (199). Выпуск 31

мацевтичного права // Украшський вюиик психоневрологи. - 2014. - Т. 22, вип. 2 (79). -С. 258-263.

45. Радюнова В.О. ФармакоекоиомГчиий аналiз лшарських засобiв, що використовуються у схемах фармакотерапп шкотииово! залежностi у жГиок // Украшський вiсиик психоневрологи. -2014. - Т. 22, вип. 2 (79). - С. 244-252.

46. Малшша Н.В. Судова фармацiя: оргаиiзацiйио-правовi аспекти використаиия фармако-економiчного аиалiзу щодо забезпечеиия обiгу харчових продуктiв спецiальиого дiетичиого спо-живання (пiдгрупа «продукти дитячого харчуваиия») в Укршш / / Украшський вюник психоневрологи. - 2014. - Т. 22, вип. 2 (79). - С. 252-258.

47. Шаповалов В.В. (мол.) Судова фармащя в системi мiждисциплiиариих зв'ягав для забезпечеиия досудового слiдства у сферi боротьби з иезакоииим обiгом психоактивних речовии та проти-дГ! поширеиию наркоманп / В.В. Шаповалов (мол.), В.В. Шаповалов, В.О. Шаповалова, О.В. Гала-цаи, Ю.В. Кутепов, В.О. Омельчеико, А.Г. Мовсюяи, М.Ю. Сухая, К.Д. Гапоиов // Украшський вюник психоневрологи. - 2014. - Т. 22, вип. 2 (79). - С. 214-229.

48. Шаповалов В.В. Судово-фармацевтичш ризики щодо доступу населения до о6Ггу Гмуиог-лобулшу антирабiчного в Укршш / В.В. Шаповалов, В.О. Шаповалова, К.1. Ковальова // Украшський вюник психоневрологи. - 2014. - Т. 22, вип. 2 (79). - С. 144-150.

49. Волошин П.В. Тенденцп розвитку психГатричио'! допомоги населению иа осиовГ принцишв фармацевтичного г медичного права в Укршш // Украшський вюник психоневрологи. - 2014. -Т. 22, вип. 2 (79). - С. 296-297.

50. Чучалин А.Г. XXI Российский национальный конгресс «Человек и лекарство» в развитии этики, медицинского и фармацевтического права, деонтологии, морали современного врачебного сообщества / / Украшський вюник психоневрологи. - 2014. - Т. 22, вип. 2 (79). - С.296.

FORENSIC PHARMACY AS A TOOL FOR THE CUSTOMS SERVICES OF UKRAINE, RUSSIAN FEDERATION AND TAJIKISTAN IN COMBATING OF THE ILLEGAL CIRCULATION OF NARCOTIC DRUGS BASED ON INNOVATION IN CRIMINALISTICS

Department of healthcare of Kharkiv regional state administration

V.V. SHAPOVALOV

e-mail: [email protected]

In this article, from the perspective of forensic pharmacy reviewed the activities of the customs services of Ukraine, Russian Federation and Tajikistan in combating of the illegal circulation of psychoactive substances. Based on the forensic and pharmaceutical research found that drug circulation is a cause-and-effect relationships with their illegal possession without intent to sell for their own use. Improving the coordination of work between the customs services within the framework of Ukraine, Russian Federation and Tajikistan, will provide a systematic interaction and exchange of operational and investigative, forensic, pharmaceutical, criminal information aimed at effectively countering the drug threat from transnational, international and cross-border organized illegal drug circulation groups, which carried out by members of organized drug crime groups.

Key words: forensic pharmacy, customs, illegal circulation, drugs, psychoactive drugs, criminalistics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.