Научная статья на тему 'УРОВНИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СИРОТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

УРОВНИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СИРОТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
101
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сиротство / дети-сироты / социальный сирота / Российская Федерация / социальная защита / социальная помощь / государство. / orphanhood / orphans / social orphan / Russian Federation / social protection / social assistance / state.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Аюпова Эльфрида Раильевна

Социальная функция государства выражается в заботе с его стороны о наиболее нуждающихся категориях населения. В Российской Федерации к числу таковых относятся дети-сироты, количество которых, особенно сирот социальных, неуклонно увеличивается, негативным образом сказываясь на развитии российского общества. В статье автором анализируются понятия «сирота» и «социальный сирота», а также содержание социальной защиты сиротства, рассматриваются уровни ее реализации и значение государственной помощи детям-сиротам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS OF SOCIAL PROTECTION OF ORPHANHOOD IN THE RUSSIAN FEDERATION

The social function of the state is expressed in its concern for the neediest categories of the population. In the Russian Federation, these include orphans, the number of which, especially social orphans, is steadily increasing, negatively affecting the development of Russian society. In the article, the author analyzes the concepts of «orphan» and «social orphan», as well as the content of social protection of orphanhood, examines the levels of its implementation and the importance of state assistance to orphans.

Текст научной работы на тему «УРОВНИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СИРОТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Эльфрида Раильевна АЮПОВА - кандидат филологических наук, выпускающим редактор научного журнала «Тюменский научный журнал» Россия, г. Тюмень, e-mail: i@eajupova.ru

УДК 364.65

Для цитирования: Э.Н. Аюпова. Уровни социальной защиты сиротства в Российской Федерации // Журнал «Общество и государство». 2023. № 3 (43). С. 82-85. DOI: 10.24412/2224-9125-2023-3-82-85

УРОВНИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СИРОТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АННОТАЦИЯ

Социальная функция государства выражается в заботе с его стороны о наиболее нуждающихся категориях населения. В Российской Федерации к числу таковых относятся дети-сироты, количество которых, особенно сирот социальных, неуклонно увеличивается, негативным образом сказываясь на развитии российского общества.

В статье автором анализируются понятия «сирота» и «социальный сирота», а также содержание социальной защиты сиротства, рассматриваются уровни ее реализации и значение государственной помощи детям-сиротам.

Ключевые слова: сиротство, дети-сироты, социальный сирота, Российская Федерация, социальная защита, социальная помощь, государство.

Elfrida Railevna AYUPOVA - Candidate of Philological Sciences, editor-in-chief of a scientific journal

«Tyumen Scientific Journal»

Russia, Tyumen,e-mail: i@eajupova.ru

LEVELS OF SOCIAL PROTECTION OF ORPHANHOOD IN THE RUSSIAN FEDERATION

ANNOTATION

The social function of the state is expressed in its concern for the neediest categories of the population. In the Russian Federation, these include orphans, the number of which, especially social orphans, is steadily increasing, negatively affecting the development of Russian society.

In the article, the author analyzes the concepts of«orphan» and «social orphan», as well as the content of social protection of orphanhood, examines the levels of its implementation and the importance of state assistance to orphans.

Keywords: orphanhood, orphans, social orphan, Russian Federation, social protection, social assistance, state.

Значимость изучения особенностей социальной защиты детей-сирот в России определяется негативным влиянием сиротства как общественного явления на будущее института семьи, основной задачей которой является воспитание и обучение подрастающего поколения, подготовка его к самостоятельной жизни. В свою очередь, дети, по разным причинам лишенные родительского внимания, с трудом компенсируют это в будущей взрослой жизни.

Несмотря на сокращение численности детей-сирот в наши дни, по сравнению с предшествующими периодами, следует отметить, что в России продолжают сохраняться и углубляться причины, обуславливающие количественный рост детей-сирот, в том числе - сирот социальных, лишенных родительской опеки в силу асоциального образа жизни их биологических родителей, злоупотребления последних алкоголем и наркотиками. Кроме того, по мнению М. С. Хуснутдиновой, увеличение

численности сирот связано с переоценкой ценностей в российском государстве, широком внедрении в общество западных идей о ненужности и неважности воспитания ребёнка ответственным и преданным отечеству гражданином [9, с. 110].

Прежде чем переходить к рассмотрению уровней социальной защиты детей-сирот в Российской Федерации, необходимо первоначально определить и разграничить такие понятия как «сиротство» и «социальное сиротство».

Изучение сущности социальной защиты сиротства в России отсылает к необходимости исследования различий между такими включенными в данную категорию терминами, как сирота и социальный сирота.

Под первым термином, согласно статье 1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попече-

ния родителей», следует понимать лиц, находящихся в возрасте до 18 лет, потерявших одного, либо обоих родителей, либо оставшихся без их попечения [2]. Последнее обстоятельство, как следует из текста данного Федерального Закона, может быть обусловлено различными причинами. В частности, лишением, либо ограничением родителей в их правах по отношению к детям, утратой родителями дееспособности, пребыванием их в местах лишения свободы, отказом выполнять свои обязанности по отношению к детям, а также забирать их из медицинских, социальных и образовательных организаций, случаями, когда личность обоих родителей не установлена [2]. Сиротство по своей сути есть социальная категория, отражающая положение детей, родителей которых либо нет в живых, либо они не проявляют заботы о своих детях [8, с. 3171]. Также к понятию «сирота» принято относить детей, не находящихся постоянно, либо в течение определенного времени, в кругу своей семьи по определенным причинам и обстоятельствам, в силу чего они могут рассчитывать на помощь со стороны государства.

Социальными же сиротами принято именовать детей, которые имеют биологических родителей, однако, последние не желают, либо не имеют возможности заботиться о них. Несмотря на то, что причины сиротства и социального сиротства могут быть различны, защита интересов детей в обоих случаях переходит в ведение общественных институтов и шире - государства. При этом к социальным сиротам относятся дети, о которых должно заботиться общество не обязательно в силу утраты родителями законных прав, но и по независящим от них причинам. Например, в результате признания родителей недееспособными, пропавшими без вести и т. д. Защита детей-сирот со стороны государства в лице компетентных в данном вопросе органов в последнее время приобретает особое значение именно в силу в силу расширения социального сиротства. Несмотря на сравнительно стабильные показатели, относительно уровня жизни российского населения, число неблагополучных семей, в которых дети являются «лишними», продолжает расти. При этом, несмотря на то, что в настоящее время существуют системы учета и контроля численности беспризорности, общее число детей, де-факто являющихся социальными сиротами, на территории страны установить крайне сложно.

Следует отметить, что как само понятие «социальной защиты сиротства», так и его содержание представляют собой динамические категории в силу того, что сам институт защиты сиротства в Российской Федерации являлся отнюдь не статичной единицей и изменялся с течением времени. Так, зародившись, как благотворительная деятельность со стороны государства и прогрессивной общественности, забота о сиротах как направление социальной работы пережило целый ряд трансформаций. Необходимо учитывать, что понятие социальной защиты сиротства по-разному определяется учеными, однако, в данных дефинициях присутствуют и общие черты. В частности, многие из них определяют социальную защиту как совокупность мер экономического, общественного и правового характера, базирующихся на нормах права и направленных на поддержку различных групп населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. С точки зрения А.Н. Аверина, анализирующего проблему

государственной системы социальной защиты населения, социальная защита сиротства предполагает реализацию комплекса мер общественного и экономического характера, которые дают возможность генерировать и поддерживать нормальные условия жизни, избегать ситуаций риска [3, с. 25]. Это, по мнению исследователя, в полной мере относится не только к сиротам, но также и к другим социально незащищенным категориям населения. С точки зрения Е.В. Нечуйкиной, занимавшейся вопросами понятийного, категориального и терминологического аппарата социальной защиты, последняя заключается в реализации обществом мер, направленных на полное устранение, сокращение и профилактику социально-неблагополучных моментов в жизни населения [6], в том числе - детей.

Цель и вектор социальной защиты различных категорий населения Российской Федерации раскрывается в Основном Законе страны. В частности, ст. 7 Конституции гласит, что Россия является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].

Сложившаяся система социальной защиты населения в РФ призвана обеспечить поддержку тем категориям населения, которые испытывают в ней наибольшую необходимость. Социальная защита в России, в особенности в отношении детей, базируется на таких основополагающих ценностях, как гуманизм и социальная справедливость. Под гуманизмом принято понимать построение человеческих отношений в соответствии с идеей отождествления жизни каждого человека с высшей ценностью, в силу чего она не должна соприкасаться с опасными или некомфортными условиями. В свою очередь, социальная справедливость предполагает построение справедливых отношений между индивидом и обществом. По мнению Н. С. Григорьевой, уровень социальной справедливости призван отобразить самые разные условия общественной жизни, в частности, политические, нравственные и проч. [4].

В отношении всех категорий детей политика государства направлена на содействие гармоничному развитию личности ребенка, оказание поддержки семьям в области воспитания и образования подрастающего поколения, сохранение и развитие физического и психологического здоровья детей. В то же время, социальная защита, как уже отмечалось выше, распространяется преимущественно на те категории граждан, которые испытывают в этом острую необходимость. В частности, дети-сироты представляют собой объект наиболее пристального внимания со стороны государства в силу их невозможности самостоятельно реализовывать свои интересы и удовлетворять потребности.

Для понимания сущности социальной защиты сиротства в РФ целесообразно обратиться к системе социальной защиты детей-сирот, действующей в российском государстве. Она функционирует одновременно на нескольких уровнях, а именно: местном, региональном, федеральном и международном. Соответственно, работа каждого из них обеспечивается общественными институтами, целью которых является обеспечение соблюдения прав детей и их охрана от возможных нарушений.

Несколько иное деление уровней социальной помощи

детям-сиротам представлено в работе Л. П. Якушева, отмечающего, что первым уровнем помощи таким детям в РФ является государственный, в рамках которого государство выступает как самостоятельный субъект вспомоществования сиротства, а также действуют различные общественные федеральные и муниципальные службы, в компетенцию которых также входит поддержка детей-сирот [10, с. 22].

Второй уровень организации исследуемого направления помощи представляют собой учреждения смешанного типа (государственные и коммерческие), которые оказывают преимущественно психологическую помощь детям-сиротам и детям, оказавшимся без попечения родителей.

Наконец, третий уровень представлен организациями и учреждениями благотворительной направленности, к которым следует относить различного рода центры социальной помощи [10, с. 22]. Содержание деятельности вышеперечисленных организаций, в свою очередь, заключается в создании условий для успешной адаптации в обществе детей-сирот. Реализации комплекса мер, направленных на исправление личностного отношения детей к родителям, которые не выполняли в отношении их своих обязанностей, а также в формировании правильных ценностных ориентаций в условиях образования и воспитания вне семьи, в стенах организаций, целью которых является попечение о детях-сиротах и т.д. Последние играют особую роль в охране прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. К их числу относятся приюты, детские дома, интернаты, реабилитационные центры и проч. [7, с. 154-155].

Представляет интерес точка зрения А. А. Кудрявцева, согласно которой сущность социальной защиты в отношении детей-сирот также раскрывается на двух основных уровнях. Первый уровень защиты - это те меры, которые направлены на поддержание нормальной жизнедеятельности ребенка, реализующиеся в повседневной жизни, в привычной обстановке. Второй уровень защиты требуется детям, которые оказались в чрезвычайных или сложных жизненных обстоятельствах [5, с. 97-98]. Автор отмечает, что, если первый уровень защиты реализуется в рамках института семьи, то второй требуется преимущественно по причине ее утраты, когда ребенок, оказавшийся без попечения родителей, не в состоянии самостоятельно удовлетворить свои потребности, а также в случае катастрофических явлений социального и экологического характера.

Анализ положений российского законодательства, а также содержания научно-исследовательских работ, позволяет заключить, что главная роль в поддержке сиротства в России в настоящий момент отводится государству в силу его социальной направленности. Сущность его политики в области защиты детей-сирот сводится к предоставлению им ряда социальных гарантий, которые являются законодательно закрепленными в РФ. Как и дети из благополучных семей, дети-сироты имеют доступ к бесплатному образованию всех ступеней, в том числе, к высшему. Обладают правом свободного выбора профессии, а также последующего трудоустройства, на защиту труда и выполнение своих трудовых обязанностей в надлежащих условиях. Сверх того, дети-сироты имеют право на получение второго

среднего профессионального образования и ежегодного пособия на приобретение необходимой для обучения литературы и письменных принадлежностей (п. 2, 4 ст. 6 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Дополнительных образовательных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [2]. Также в соответствии со ст. 7 упомянутого закона они имеют право на бесплатное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение с оплатой проезда. Путевки в места отдыха и оздоровления детям-сиротам должны предоставлять соответствующие органы государственной власти в первоочередном порядке в соответствии с п. 2 статьи 7 данного документа [2].

Наконец, дети-сироты, в большей степени, по сравнению с детьми из благополучных семей, нуждающиеся в материальной поддержке, должны получать ее от государства в виде пособий, выплата которых предусмотрена законодательством РФ. Оказание такого рода помощи признается расходным обязательством российского государства [2].

Таким образом, социальное сиротство, негативные последствия которого очевидны, является общественным явлением, свойственным российской действительности. Несмотря на относительную стабильность социально-экономических условий, сиротство имеет тенденцию к расширению, в особенности, если говорить о сиротстве социальном. Вне зависимости от причин возникновения рассматриваемого явления, основные обязательства по поддержке нуждающихся детей берет на себя государство в лице институтов, в обязанность которых входит обеспечение прав и законных интересов детей-сирот, а также защита их от возможных нарушений.

Попечение государства и общественности не способно полно заменить детям-сиротам заботу со стороны близких родственников. Однако, благодаря такой опеке, реализуется социальная функция государства. Формируется база для дальнейшего развития института социальной защиты наиболее нуждающихся категорий российского населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW 28399/(дата обращения: 06.03.2023).

2. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_12778/079e7b4a2591f06b6af03599d9aab ef165d65ec6/ (дата обращения: 06.03.2023).

3. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: учебное пособие. — М: Изд-во РАГС, 2007. - 120 с.

4. Григорьева Н. С. Социальная справедливость:

эволюция понятия и практики // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2008. Т.1. № 6. - С. 112-122.

5. Кудрявцев А. А. Социально-правовая защита детей-сирот в современной России//Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2013. № 17. - С. 97-98.

6. Нечуйкина Е.В. Социальная защита: понятие, категории, терминология // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 49. - С. 145-147.

7. Орлова К. Ю. Содержание и сущность деятельности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей//Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2013. № 1. - С. 154-157.

8. Самарина Н. И. Сиротство как социальная проблема. Министерство образования Оренбургской области, г. Оренбург. - С. 3171-3177. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://elib.osu.ru/bitstre am/123456789/2091/1/3171-3177.pdf (дата обращения: 06.03.2023).

9. Хуснутдинова М. С. Социальная защита детей-сирот // Образование и право. 2022. № 8. - С. 110-113.

10. Якушев Л. П. Социальная защита. Социальная работа: конспект лекций. - М.: А-Приор, 2010. - 144 с.

SPISOK LITERATURY:

1. «Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii» (prinyata vsenarodnym golosovaniyem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v khode obshcherossiyskogo golos-ovaniya 01.07.2020). [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW 28399/ (data obrashcheniya: 06.03.2023).

2. Federal'nyy zakon ot 21.12.1996 N159-FZ (red.

ot 25.12.2018) «O dopolnitel'nykh garantiyakh po sotsi-al'noy podderzhke detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley». [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_12778/079e7b4a2591f06b6af03599d9aabef-165d65ec6/(data obrashcheniya: 06.03.2023).

3. Averin A.N. Gosudarstvennaya sistema sotsial'noy zashchity naseleniya: uchebnoye posobiye. - M: Izd-vo RAGS, 2007. - 120 s.

4. Grigor'yeva N. S. Sotsial'naya spravedlivost': evoly-utsiya ponyatiya ipraktiki // Kontury global'nykh trans-formatsiy: politika, ekonomika, pravo. 2008. T.1. № 6.

- S. 112-122.

5. Kudryavtsev A. A. Sotsial'no-pravovaya zashchita detey-sirot v sovremennoy Rossii // Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013. № 17. - S. 97-98.

6. Nechuykina Ye. V. Sotsial'naya zashchita: ponyati-ye, kategorii, terminologiya // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2008. № 49. - S. 145-147.

7. Orlova K. YU. Soderzhaniye i sushchnost' deya-tel'nosti po sotsial'noy zashchite detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley //Lichnost' v kul'ture i obrazovanii:psikhologicheskoye soprovozhdeniye, razviti-ye, sotsializatsiya: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii. 2013. № 1. - S. 154-157.

8. Samarina N. I. Sirotstvo kak sotsial'naya problema. Ministerstvo obrazovaniya Orenburgskoy oblas-ti, g. Orenburg. - S. 3171-3177. [Elektronnyy resurs]

- Rezhim dostupa: URL: http://elib.osu.ru/bitstre am/123456789/2091/1/3171-3177.pdf (data obrash-cheniya: 06.03.2023).

9. Khusnutdinova M. S. Sotsial'naya zashchita detey-sirot // Obrazovaniye i pravo. 2022. № 8. - S. 110-113.

10. Yakushev L. P. Sotsial'naya zashchita. Sotsial'naya rabota: konspekt lektsiy. — M.: A-Prior, 2010. — 144 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.