МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России, e-mail: g.maу[email protected]
МАЙСТРЕНКО Анна Григорьевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России, e-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ
Аннотация. В статье исследуются правовые аспекты социальной политики Российской Федерации в области защиты прав и интересов детей - сирот и детей, оставшихся без родителей. Говорится об усилении государственных мер по охране законных прав и интересов этой группы детей. Подчеркивается важность соблюдения международных стандартов в части защиты гражданских прав данной категории несовершеннолетних.
Ключевые слова: дети-сироты, социальное обеспечение, несовершеннолетние, защита, права, интересы, правовое регулирование.
MAISTRENKO Grigoriy Aleksandrovich,
PhD in Law,Senior Researcher of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,
DOI: 10.24412/2076-1503-2022-2-153-158 NIION: 2018-0076-2/22-451 MOSURED: 77/27-023-2022-2-650
MAISTRENKO Anna Grigorievna,
PhD in Lawassociate Professor of Department of Civil and Entrepreneurial Law, All-Russian Academy of Foreign Trade of the Ministry of Economic Development of the Russia,
SOCIAL PROTECTION OF THE RIGHTS AND INTERESTS OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTS
Annotation. The article examines the legal aspects of the social policy of the Russian Federation in the field of protecting the rights and interests of orphans and children left without parents. It is said about the strengthening of state measures to protect the legitimate rights and interests of this group of children. The importance of compliance with international standards in terms of protecting the civil rights of this category of minors is emphasized.
Key words: orphans, social security, minors, protection, rights, interests, legal regulation.
Как отмечают представители экспертного сообщества, за последнее десятилетие в России наконец-то появилось осознание того, что права человека являются величайшей ценностью человечества, которую необходимо бережно хранить и защищать [20, а 18]. При этом важно осознавать, что в современном мире социальная защита населения государством является одним из самых существенных требований разумной политики, направленной на создание равновесного состояния всех слоев общества
[22, а 41]. Бесспорно, что такого рода усилия особенно важны в отношении слабозащищенных групп населения, особенно, несовершеннолетних.
Рассматривая одну из основных задач российского государства в области социальной политики, важно подчеркнуть, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются самой социально незащищенной группой общества. Социальное обеспечение таких лиц возможно только посредством детализированных законодательных актов, которые в полной мере
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022
способны реализовать достойное жизненное развитие данной категории граждан.
Основное содержание социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключается во всесторонней защите их прав, постоянном контроле в части условий их содержания, социальной реабилитации и адаптации, всесторонней помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем [17, а 56].
М.Г. Ковязина и Е.В. Антропова указывают, что структура социально-правового обеспечения детства состоит из четырёх этапов: локального, регионального, федерального, международного. Эта структура представляет собой ряд социальных институтов, регулирует их работу, нормативно-правовую базу, механизмы реализации и защиты этих прав [19, а 542].
В России права детей регулируются следующими законодательными актами: Конституцией РФ [3], Семейным кодексом РФ [5], Федеральным законом от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [13], Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [7], Федеральным закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [8] и иными нормативно-правовыми актами.
Так, на защиту семьи, материнства, детства ориентирован Гражданский кодекс РФ [4], содержащий общие нормы права в отношении опеки и попечительства, а также Семейный кодекс РФ, регулирующий брачно-семейные отношения, обеспечивающие охрану прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи [5]. В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации ребенку предоставлены следующие неимущественные и имущественные права: жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ) [5].
При этом проблемы сиротства сегодня как никогда особенно актуальны. В стране в настоящее время сложилась непростая социально-экономическая ситуация, которая затрудняет процесс полноценной защиты этой группы населения.
Чтобы в полной мере обеспечить защиту интересов данной категории детей, предоставить им дополнительные права и гарантии принимается ряд нормативных правовых актов, как на международном, так и на национальном уровне.
Глобальный уровень включает акты международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ и др.). Кроме того, на региональном уровне имеются многочисленные межгосударственные соглашения по охране материнства и детства.
В 80-х гг. ХХ в. правовые аспекты детства стала предметом рассмотрения в рамках ООН,
результатом многолетней работы стало принятие Конвенции ООН по правам ребенка [1]. Она была принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. Согласно правовым стандартам данной Конвенцией каждый ребёнок обладает правом на достойный уровень жизни, необходимый для его духовного, физического, нравственного, умственного и социального развития. В тексте документа также изложены принципы организации надзора за детьми, оставшимися без попечения родителей. Определено, что ребёнок, который временно или постоянно был лишён семейной заботы, имеет право на особую помощь и защиту, со стороны государства, которое в лице специальных органов обеспечивает уход за таким ребенком. Международный договор определяет права детей на образование, пользование достижениями культуры, на отдых и досуг. Ст. 25 закрепляет обязанность государственных органов ухаживать за детьми-сиротами, защищать их права, а также лечить от физических и психических травм [1].
Кроме того, 30 сентября 2000 г. в Нью-Йорке в дополнение к вышеупомянутой Конвенции была принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей [2].
В результате принятия этих важнейших международных актов мировое сообщество внесло свою лепту в защиту детей, признав тем самым приоритет их интересов для благополучия и выживания всего человечества.
И.В. Бондаренко и Э.Н. Иванюк отмечают, что вышеперечисленные документы закрепляют интересы ребенка, основанные на применении принципов демократии, равенства, недискриминации, мира и социальной справедливости, а также определенные обязанности взрослых и государства перед детьми (материальная поддержка, образование, здравоохранение, государственная помощь) [18, а 94].
В отечественном законодательстве принципы правового регулирования, в первую очередь, закреплены Конституцией РФ [3], которая возложила на государство обязанность вырастить и воспитать гармоничных личностей, которые имеют также и крепкое физическое здоровье. Основной закон подтверждает важность ратифицированных документов, определяя необходимость правового регулирования в данном направлении. В соответствии с Конституцией РФ все дети имеют право на защиту и особую заботу со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Инновационные изменения в систему социального обслуживания привнес, вступивший в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022
силу с 1 января 2015 г. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который определяет систему социальных служб, принципы, на которых основывается предоставление социальных услуг, требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку их предоставления [11].
В Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» описана специальная категория детей, которые нуждаются в защите и поддержке со стороны государства, к такой категории и относятся дети, которые остались без опеки со стороны родителей. Закон определяет оказание социальной адаптации и социальной реабилитации детям, которым нужна поддержка и защита, которые оказались в трудной жизненной ситуации [13].
Непосредственно регулирующим вопросы оказания социальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [6]. В соответствии с этим законодательным актом, органы государственной власти предоставляют данной категории детей объемный ряд гарантий, и следят за их исполнением посредством различных органов государственной власти и управления. Гарантии затрагивают практически все аспекты жизни несовершеннолетних и приравненных к ним лиц, такие как право на образование, на медицинское обеспечение, на имущество и жилое помещение, а также на труд и социальную защиту от безработицы.
Также дополнительные гарантии устанавливаются ФЗ «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ [9], который запрещает проведение клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения с участием в качестве пациентов данных категорий детей.
М.Г. Ковязина и Е.В. Антропова анализируя социальное сиротство обращают внимание на его профилактику, ссылаясь на Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [12]. По действующему законодательству, безнадзорным считается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, контроль за поведением которого отсутствует. Контроль всегда предполагает соблюдение контролируемым лицом определенных ограничений (условий), что особенно важно в отношении несовершеннолетних, не имеющих твердых социальных установок и достаточного жизненного опыта.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022
Отсутствие контроля за несовершеннолетним зачастую приводит к совершению им противоправных действий [19, а 545].
Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» регулирует вопросы, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей [10]. В нём также регламентирована деятельность специализированных учреждений и лиц, осуществляющих надзор за перечисленной выше категорией детей [10].
Помимо законов федерального уровня издается множество подзаконных актов, которые в некотором роде уточняют и разъясняют положения закона, и при этом должны быть в строгом соответствии с ним. К примеру, Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» является одним из таких документов [15]. Этим документом утверждено «Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». Оно устанавливает перечень осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [15].
Можно отметить и тот факт, что Указом Президента № 240 от 29.05.2017 текущее десятилетие (2018-2027 гг.) объявляется «Десятилетием детства в РФ» [14]. В рамках данного Указа Правительство РФ приняло Распоряжение № 122-р от 23.01.2021, в котором был утвержден план основных мероприятий, направленных на укреплении и охрану здоровья детей, создание благоприятных условий для гармоничного развития детей, а также повышении благосостоянии данной категории граждан, до 2027 года [16].
Таким образом, существующая нормативно-правовая база является правовой основой для деятельности государственных органов и должностных лиц, которые работают в направлении улучшения жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К указанным субъектам следует отнести органы опеки и попечительства, правоохранительные органы, суды и иные структуры государственной власти и управления.
По мнению Е.М. Сыбанкулова важную роль в данной системе играют органы прокуратуры, которые посредством прокурорского надзора осуществляют охрану и защиту прав детей в целом, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в частности. Прокурорский над-
зор, как надведомственный государственный контроль за реализацией законности в стране, позволяет своевременно выявлять нарушения прав детей, привлекать к ответственности нарушителей и восстанавливать нарушенные права [23, с. 348].
Помимо работы органов прокуратуры, заметное значение в процессе обеспечения прав детей имеет Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Следует отметить, что в России также эффективно действуют уполномоченные по правам ребенка в разных субъектах федерации, которые направляют свою работу на несовершеннолетних граждан, непосредственно проживающих на определенной территории [21, с. 504].
Можно констатировать, что в современных условиях властные государственные институты предпринимают в правовом поле разного рода усилия с целью добиться того, что бы обеспечение благополучия и защиты детства стало одним из основных национальных приоритетов России.
Список литературы:
[1] Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 14.02.2022).
[2] Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сентября 2000 г.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/decl_child90. shtml(дата обращения: 14.02.2022).
[3] Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 14.02.2022).
[4] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_5142/ (дата обращения: 14.02.2022).
[5] Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 14.02.2022).
[6] Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп.) [Электрон-
ный ресурс]. - URL: https://base.garant. ru/10135206/ (дата обращения: 14.02.2022).
[7] Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения: 14.02.2022).
[8] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 14.02.2022).
[9] Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_99350/ (дата обращения: 14.02.2022).
[10] Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/ (дата обращения: 14.02.2022).
[11] Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения: 14.02.2022).
[12] Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_23509/ (дата обращения: 14.02.2022).
[13] Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/179146/ (дата обращения: 14.02.2022).
[14] Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_288278/ (дата обращения: 14.02.2022).
[15] Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (вступило в силу с 1 сентября 2015 г.) // Российская газета. 27 мая. 2014.
[16] Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года»
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022
[Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375249/f62 ee45faefd8e2a11 d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения: 14.02.2022).
[17] Агафонов В.А. Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Право и личность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 ноября 2018 г. - Екатеринбург: [б. и.], 2018. - С. 56-64.
[18] Бондаренко И.В., Иванюк Э.Н. Содержание государственной политики в области правого обеспечения деятельности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». 2021. № 24. - С. 94-98.
[19] Ковязина М.Г., Антропова Е.В. Социальное сиротство как проблема современного общества // Новеллы права, экономики и управления 2020: сборник научных трудов по материалам VI международной научно-практической конференции, Гатчина, 25-26 ноября 2020 г. - Гатчина: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2021. - С. 541-546.
[20] Права человека в России: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. Л.Ю. Грудцыной. - М.: Юркомпани, 2022. - 272 с.
[21] Рудь Ю.А. Проблемные аспекты защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пути их решения // Вопросы российской юстиции. 2020. № 9. - С. 501-511.
[22] Рыжов В.Б. Правовые аспекты формирования социальной политики Европейского союза: история и современность // Вестник Дипломатической академии МИД России. Международное право. 2018. № 1 (9). - С. 40-55.
[23] Сыбанкулов Е.М. Прокурорский надзор в системе современной государственной защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 6. - С. 348-351.
Spisok literatury:
[1] Konvenciya o pravah rebenka (odobrena General'noj Assambleej OON 20.11.1989) (vstupila v silu dlya SSSR 15.09.1990) [Elektronnyj resurs]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_9959/ (data obrashcheniya: 14.02.2022).
[2] Vsemirnaya deklaraciya ob obespechenii vyzhivaniya, zashchity i razvitiya detej (prinyata Vsemirnoj vstrechej na vysshem urovne v interesah detej, N'yu-Jork, 30 sentyabrya 2000 g.) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.un.org/ru/documents/
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022
decl_conv/declarations/decl_child90.shtml(data obrashcheniya: 14.02.2022).
[3] Konstituciya Rossijskoj Federacii» (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) [Elektronnyj resurs]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/ (data obrashcheniya: 14.02.2022).
[4] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.11.1994 № 51-FZ [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5142/ (data obrashcheniya: 14.02.2022).
[5] Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii» ot 29.12.1995 № 223-FZ (red. ot 02.07.2021) [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_8982/ (data obrashcheniya: 14.02.2022).
[6] Federal'nyj zakon ot 21.12.1996 № 159-FZ «O dopolnitel'nyh garantiyah po social'noj podder-zhke detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popech-eniya roditelej» (s izm. i dop.) [Elektronnyj resurs]. -URL: https://base.garant.ru/10135206/ (data obrashcheniya: 14.02.2022).
[7] Federal'nyj zakon «O zashchite detej ot informacii, prichinyayushchej vred ih zdorov'yu i raz-vitiyu» ot 29.12.2010 № 436-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_108808/ (data obrashcheniya: 14.02.2022).
[8] Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 14.02.2022).
[9] Federal'nyj zakon «Ob obrashchenii lekarst-vennyh sredstv» ot 12.04.2010 № 61-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_99350/ (data obrashcheniya: 14.02.2022).
[10] Federal'nyj zakon "Ob opeke i popechi-tel'stve" ot 24.04.2008 № 48-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_76459/ (data obrashcheniya: 14.02.2022).
[11] Federal'nyj zakon "Ob osnovah social'nogo obsluzhivaniya grazhdan v Rossijskoj Federacii" ot 28.12.2013 № 442-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_156558/ (data obrashcheniya: 14.02.2022).
[12] Federal'nyj zakon "Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesover-shennoletnih" ot 24.06.1999 № 120-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_23509/ (data obrashcheniya: 14.02.2022).
[13] Federal'nyj zakon "Ob osnovnyh garanti-yah prav rebenka v Rossijskoj Federacii" ot 24.07.1998 № 124-FZ (s izm. i dop.) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://base.garant.ru/179146/ (data obrashcheniya: 14.02.2022).
[14] Ukaz Prezidenta RF ot 29.05.2017 № 240 "Ob ob"yavlenii v Rossijskoj Federacii Desyatiletiya detstva" [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_288278/ (data obrashcheniya: 14.02.2022).
[15] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 24.05.2014 № 481 "O deyatel'nosti organ-izacij dlya detej-sirot i detej, ostavshihsya bez pope-cheniya roditelej, i ob ustrojstve v nih detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej" (vstupilo v silu s 1 sentyabrya 2015 g.) // Rossijskaya gazeta. 27 maya. 2014.
[16] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 23.01.2021 № 122-r «Ob utverzhdenii plana osnovnyh meropriyatij, provodimyh v ramkah Desyatiletiya detstva, na period do 2027 goda» [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_375249/f62ee45faefd8e2a11 d6d-88941 ac66824f848bc2/ (data obrashcheniya: 14.02.2022).
[17] Agafonov V.A. Social'noe obespechenie detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej // Pravo i lichnost': Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarod-nym uchastiem, Ekaterinburg, 27 noyabrya 2018 g. - Ekaterinburg: [b. i.], 2018. - S. 56-64.
[18] Bondarenko I.V., Ivanyuk E.N. Soderzh-anie gosudarstvennoj politiki v oblasti pravogo obe-
specheniya deyatel'nosti po social'noj zashchite detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej // Vestnik obshchestvennoj nauchno-issledo-vatel'skoj laboratorii «Vzaimodejstvie ugolovno-ispol-nitel'noj sistemy s institutami grazhdanskogo obsh-chestva: istoriko-pravovye i teoretiko-metodologich-eskie aspekty». 2021. № 24. - S. 94-98.
[19] Kovyazina M.G., Antropova E.V. Social'noe sirotstvo kak problema sovremennogo obshchestva // Novelly prava, ekonomiki i upravleniya 2020: sbornik nauchnyh trudov po materialam VI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Gatchina, 25-26 noyabrya 2020 g. - Gatchina: Gosudarstvennyj institut ekonomiki, finansov, prava i tekhnologij, 2021. - S. 541-546.
[20] Prava cheloveka v Rossii: Uchebnik / Pod red. d.yu.n., prof. L.Yu. Grudcynoj. - M.: Yurkom-pani, 2022. - 272 s.
[21] Rud' Yu.A. Problemnye aspekty zashchity prav detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, i puti ih resheniya // Voprosy rossijskoj yus-ticii. 2020. № 9. - S. 501-511.
[22] Ryzhov V.B. Pravovye aspekty formirovaniya social'noj politiki Evropejskogo soyuza: istoriya i sovremennost' // Vestnik Diplomaticheskoj akademii MID Rossii. Mezhdunarodnoe pravo. 2018. № 1 (9). - S. 40-55.
[23] Sybankulov E.M. Prokurorskij nadzor v sisteme sovremennoj gosudarstvennoj zashchity prav detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2017. № 6. - S. 348-351.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022