DOI: 10.24412/2076-1503-2021-6-209-216 ЧЕРНЫХ Кристина Ивановна,
социальный педагог ГУ РК «Детский дом № 3», г. Сыктывкар, e-mail: [email protected]
РОЛЬ СЛУЖБЫ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА БАЗЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В ПЕРИОД ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Аннотация. Проблемам социальной адаптации и самостоятельного жизнеустройства выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в последнее время уделяют достаточно большое внимание в педагогической литературе. Учреждения для лиц из числа данной категории детей апробируют различные модели постинтернатного сопровождения выпускников. Поэтому в настоящее время вопрос о постинтернатном сопровождении выпускников детских домов является особенно актуальным. Однако в педагогической науке исследованию вопроса о роли службы постинтернатного сопровождения на базе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для успешной социальной адаптации и интеграции выпускников в постинтернатный период уделено недостаточно большое внимание. Впервые автором проанализированы проблемы, с которыми обращаются выпускники в учреждение для детей-сирот, а также изучена модель постинтернатного сопровождения выпускников детского дома с участием социальных партнеров и наставников учреждения.
Цель: выявить роль служб постинтернатного сопровождения выпускников на базе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в успешной адаптации выпускников.
Методология и методики исследования: В работе автор использовал следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, построение гипотез), эмпирические (наблюдение, тестирование), экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперименты), а также анализ нормативных правовых актов в части, касающейся обеспечения социальными гарантиями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе исследования автор исследовал трудности выпускников, которые возникают в постинтернатный период, в связи с чем, приходит к выводу о необходимости создания в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Служб постинтернатного сопровождения (далее - СПС).
Результаты: анализ деятельности СПС ГУ РК «Детский дом № 3» г. Сыктывкара при разработке и реализации программ постинтернатной адаптации выпускников детского дома, а также условий постинтернатной адаптации выпускников позволили автору прийти к выводу о том, что осуществление постинтернатного сопровождения помогает выпускникам наиболее успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.
Научная новизна работы: В результате исследования выявлена эффективная роль службы постинтернатного сопровождения выпускников на базе учреждений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Практическая значимость: Данные исследования могут быть использованы в области социальной адаптации выпускников детских домов в качестве совершенствования системы работы по воспитанию и обучению воспитанников, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из детского дома.
Ключевые слова: служба постинтернатного сопровождения; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; социально-психолого-медико-педагогическое сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социальная адаптация выпускников; постинтернатная адаптация выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Благодарность: автор статьи выражает благодарность руководству Государственного учреждения Республики Коми «Детский дом № 3» г. Сыктывкара за представленную возможность по внедрению и апробации модели постинтернатного сопровождения выпускников на базе учреждения.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021
CHERNYKH Kristina Ivanovna,
social pedagogue GU RK "Children's home No. 3" Syktyvkar
THE ROLE OF POSTINTERNATIONAL SUPPORT SERVICES BASED ON INSTITUTIONS FOR ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN SUCCESSFUL SOCIAL ADAPTATION DURING THE PERIOD OF POST-INTERNATIONAL SUPPORT
Annotation. The problems of social adaptation and independent life arrangement of graduates of institutions for orphans and children left without parental care have recently been given quite a lot of attention in the pedagogical literature. Institutions for persons from this category of children are testing various models of post-international support for graduates. Therefore, at present, the issue of post-international support for graduates of orphanages is particularly relevant. However, in pedagogical science, not enough attention is paid to the study of the role of the post-international support service on the basis of institutions for orphans and children left without parental care for the successful social adaptation and integration of graduates in the post-boarding period. For the first time, the author analyzes the problems that graduates face in an institution for orphaned children, and also studies the model of post-international support for graduates of an orphanage with the participation of social partners and mentors of the institution.
Objective: to identify the role of post-international support services for graduates on the basis of institutions for orphans and children left without parental care in the successful adaptation of graduates.
Methodology and methods of research: In the work, the author used the following research methods: theoretical (analysis, synthesis, generalization, hypothesis building), empirical (observation, testing), experimental (ascertaining and forming experiments), as well as analysis of regulatory legal acts in terms of providing social guarantees for orphans and children left without parental care. In the course of the study, the author investigated the difficulties of graduates who arise in the post-international period, in connection with which, he comes to the conclusion that it is necessary to create post - international Support Services in institutions for orphans and children left without parental care (hereinafter referred to as PCA).
Results: the analysis of the activities of the SPS of the State Institution of the Republic of Kazakhstan "Orphanage No. 3" in Syktyvkar during the development and implementation of programs for post-international adaptation of graduates of the orphanage, as well as the conditions for post-international adaptation of graduates allowed the author to come to the conclusion that the implementation of post-international support helps graduates to adapt most successfully to a new social environment, build a constructive strategy for independent life, create new and strong social contacts, both with the close environment and with state structures.
Scientific novelty of the work: As a result of the study, the effective role of the post-international support service for graduates on the basis of institutions for orphans and children left without parental care was revealed.
Practical significance: These studies can be used in the field of social adaptation of graduates of orphanages as an improvement of the system of work on the upbringing and training of pupils, preparing them for independent life after graduation from the orphanage.
Key words: post-international support service; orphans and children left without parental care; socio-psychological, medical and pedagogical support of persons from among orphans and children left without parental care; social adaptation of graduates; post-international adaptation of graduates of institutions for orphans and children left without parental care.
Gratitude: the author of the article expresses gratitude to the management of the State Institution of the Komi Republic "Orphanage No. 3" in Syktyvkar for the opportunity to introduce and test the model of post-international support of graduates on the basis of the institution.
Переход выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из условий полного государственного обеспечения к условиям
самостоятельной жизни сопровождается трудностями и проблемами социальной адаптации и самостоятельного жизнеустройства. В связи с этим, учреждения для лиц из числа данной катего-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021
рии детей апробируют различные модели постинтернатного сопровождения выпускников. Поэтому в настоящее время вопрос о постинтернатном сопровождении выпускников детских домов является особенно актуальным.
Изучение отдельными авторами социально-психолого-педагогических проблем выпускников детских домов и школ-интернатов показывают, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа нуждаются в особом сопровождении, который включал бы в себя содействие со стороны взрослых в решении жилищных, правовых, социальных и многих других вопросов.
Проблема социализации выпускников детских домов освещена в работах И.В. Дубровиной [2], М.И. Рожкова [5], Л.В. Байбородовой [1], Т.Н. Сапожниковой [6] и др. Данные авторы утверждают, что трудности социальной адаптации выпускников детских домов обусловлены рядом следующих факторов:
- неготовность к самостоятельной жизни;
- неумение управлять своей свободной самостоятельной жизнью;
- отсутствие значимых людей, под контролем которых они находились долгие годы;
- невозможность быстро адаптироваться к новым условиям;
- сложности в устройстве на работу, учебу, потеря взаимоотношений с родственниками и др.
Так же авторы выделяют и ряд других социально-психолого-педагогических особенностей выпускников детских домов, которые вызывают определенные трудности в успешной адаптации в постинтернатный период:
- иждивенческая позиция выпускника [7];
- недостаточное использование своих внутренних ресурсов (часто надеются на покровительство со стороны взрослых);
- недостаточное развитие социального интеллекта;
- проблемы с самооценкой выпускника и неадекватность уровня притязаний;
- низкий уровень социальной компетентности;
- перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения без достаточного противовеса положительных ценностей и образцов успеха, готовность принимать асоциальные формы поведения;
- повышенная внушаемость, повышенный уровень виктимности (высокой вероятности стать жертвой насилия, шантажа, обмана, жестокости) [6].
Мы поддерживаем точку зрения вышеуказанных исследователей о трудностях, возникающих при социальной адаптации выпускников в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021
постинтернатный период. Автор считает, что подготовка к успешной социализации и интеграции в обществе воспитанников детских домов должна проводиться именно в период нахождения воспитанника в детском доме, создавая для него условия, в рамках проживания в учреждении, максимально приближенные к семейным.
В связи с изданием постановления Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» [8] в учреждениях для детей-сирот постепенно меняется система работы в постинтернатной подготовке выпускников.
Пунктом 57 вышеуказанного Постановления предусматривается обязанность учреждений для детей-сирот в оказании помощи в социальной адаптации детей в возрасте до 18 лет и лиц в возрасте от 18 лет и старше, подготовке детей к самостоятельной жизни, в т.ч. в осуществлении мер по защите их прав и законных интересов. Данная работа осуществляется организациями для детей-сирот посредством оказания консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, содействия в получении образования и трудоустройстве, защите прав и законных интересов, представительства детей в государственных органах и органах местного самоуправления, организациях, а также посредством предоставления при необходимости возможности временного проживания в порядке, определяемом законами или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанного Постановления в ГУ РК «Детский дом № 3» г. Сыктывкара приказом директора была создана служба постинтернатного сопровождения, разработана программа постинтернатной подготовки выпускников детского дома (начиная с 8 класса), положение о службе постинтернатного сопровождения выпускников, а также алгоритм деятельности по индивидуальному сопровождению выпускника детского дома.
В связи с этим, одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников детского дома является совершенствование системы работы по воспитанию и обучению воспитанников, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из детского дома. В нашем учреждении ведется целенаправленная работа по подготовке детей-сирот к дальнейшей жизни в обществе и начинается она с момента поступления ребенка в наш детский дом. Данная работа включает в себя:
1. Создание в детском доме условий, которые максимально приближены к условиям семейного воспитания (формируются разновозрастные «семейные группы», преимущественно в группах работают постоянные воспитатели).
2. Разработку и реализацию программ воспитания и социальной адаптации воспитанников, которые обеспечивают их комплексное индивидуально-ориентированное, психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение. Программы также содержат маршруты постинтернатной адаптации выпускников, которые основаны на оценке их реальных потребностей и возможностей.
3. Обеспечение качественного образования воспитанников, организацию работы по их профессиональному самоопределению и поиску для них конкурентоспособных профессий.
4. Формирование законопослушного поведения и правовой грамотности среди воспитанников.
Служба постинтернатного сопровождения является структурным подразделением детского дома и обеспечивает эффективное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка во время его проживания в детском доме, постинтернатном периоде и после его выпуска в самостоятельную жизнь. Основной целью деятельности службы постинтернатного сопровождения является успешная социализация, социальная адаптация и самореализация выпускников в обществе.
Одна из функций СПС - разработка и реализация индивидуального плана постинтернатного сопровождения выпускника; осуществление мониторинга и оценки эффективности реализуемых мероприятий индивидуального плана постинтернатного сопровождения выпускников с целью определения наиболее эффективных форм и методов работы. Так же СПС оказывает без заключения договора педагогическую, психологическую, социальную и юридическую помощь выпускникам в форме индивидуальных или групповых консультаций, тренингов, семинаров, коррекцион-ных занятий, клуба выпускников.
В состав команды СПС включаются только специалисты, постоянно работающие с ребенком на определенном промежутке времени; оптимальное количество - не более 5 человек. Состав специалистов меняется с учетом изменяющихся потребностей ребенка и ситуации. При этом, один и тот же специалист на одном этапе работы может быть членом команды, на другом этапе являться привлекаемым специалистом.
Исследователи в настоящее время разрабатывают различные модели постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [см., напр. 4]. Автор ста-
тьи делится опытом модели постинтернатной подготовки выпускников ГУ РК «Детский дом № 3» г. Сыктывкара, которая включает в себя 2 этапа.
1 этап - предпостинтернатная подготовка воспитанника. Целью данного этапа является оценка возможностей и выработка мер по подготовке к социальной адаптации воспитанника. По итогам составления индивидуальной программы постинтернатной подготовки воспитанника проводится заседание ПМПК детского дома, на котором обсуждаются и обобщаются выявленные показатели и основные проблемы и вырабатываются пути их решения, а также даются рекомендации специалистами. Индивидуальная программа постинтернатной подготовки воспитанника (далее - ИППП) является социально-педагогической технологией, которая направлена на активное включение воспитанника в процесс разрешения своих проблем и удовлетворения своих потребностей. Следует отметить, что любая технология - это программа деятельности по решению каких-либо задач для достижения определенной цели. ИППП является фактически договором между ребенком и специалистами, где указывается роль и ответственность каждого участника и, соответственно, он является открытым документом для воспитанника, в котором фиксируется его согласие на реализацию плана.
ИППП включает в себя систему мероприятий, которые разрабатываются специалистами совместно с воспитанником и направлены на развитие его умений и навыков самостоятельной жизни, а также создание условий для их активного применения. Индивидуальный план подготовки -цикличный процесс, который включает в себя следующие этапы: планирование мероприятий на определенный период; выполнение мероприятий; мониторинг; критический анализ достигнутого. Таким образом, структура ИПП условно состоит из блоков: анализа ситуации, содержания работы, организации работы и анализа результативности работы.
2 этап - постинтернатное сопровождение. Целью данного этапа является реализация практических мер по постинтернатному сопровождению адаптации в зависимости от типа выпускника.
Следует отметить, что учет особенностей психологического, социального, медицинского статуса выпускников, а также разработка индивидуальных программ постинтернатной подготовки выпускников, отвечающих потребностям каждой из перечисленных групп, являются важными аспектами организации их постинтернатного сопровождения.
По итогам реализации всех направлений первого этапа, подводятся итоги социальной подготовки выпускника. Второй этап реализации про-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021
граммы предполагает использование дифференцированного подхода с определением сложности проблем жизнеустройства выпускника и постановки его на учет в одном из трех типов сопровождения. По степени сложности проблем, с которыми сталкивается в период постинтернатной адаптации выпускники, специалисты СПС подразделяют их на несколько категорий выпускников.
Категория «Поддержка» - это выпускники, которые имеют достаточно высокий уровень социальной компетентности, хорошо структурированные жизненные планы, получившие общее образование и готовые продолжать обучение в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования, либо устроиться на работу. Выпускники данной категории могут нуждаться в социально-педагогической и психологической поддержке в начальный период жизнеустройства по завершении пребывания в детском доме.
Категория «Помощь» - к данной категории относятся выпускники, у которых недостаточно сформированы социальные навыки, четкие жизненные планы. Они не способны к самостоятельному принятию решений, недостаточно активны, испытывают проблемы с коммуникацией, закреплением в коллективе по месту обучения или работы. В связи с этим, данная категория выпускников нуждается в информационной, социально-педагогической и психологической поддержке. Все это заключается в интенсивном сопровождении и оказании содействия выпускнику в жизнеустройстве.
Категория «SOS» - выпускники, которые имеют нарушения в физическом или психическом развитии, а также нарушения, связанные с социальной дезадаптированностью. Данная категория выпускников не обладает достаточно развитыми социальными навыками, испытывает серьезные проблемы с адаптацией в обществе, а также при продолжении образования и трудоустройстве. Эта категория выпускников отличается высоким уровнем конфликтности и низкой социальной компетентностью. Такие выпускники нуждаются в специальной помощи и организации сопровождения. Контроль за их жизнью в целях преодоления сложной жизненной ситуации оказывают специалисты различного профиля (воспитатель, психолог, врач, социальный педагог).
Следует отметить, что в связи с изданием постановления правительства Республики Коми № 379 от 12.09.2011 г. «Об организации в Республике Коми постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в настоящее время утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РК № 251 от 17.05.2021 г.) впервые на
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021
нормативном уровне Республики Коми было закреплено понятие постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под которым понимается комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия и направленных на успешную социальную адаптацию лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социализацию и самореализацию, снижение числа совершаемых указанными лицами правонарушений и преступлений.
Постановлением Правительства Республики Коми № 251 от 17 мая 2021 г. «Об организации сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Коми» [10] утвержден Порядок организации сопровождения вышеуказанных лиц. Согласно п. 2 вышеуказанного постановления, сопровождение лиц из числа детей-сирот осуществляется организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Республики Коми и организациями социального обслуживания Республики Коми.
За 2010-2020 гг. автором были обследованы условия постинтернатной адаптации 37 выпускников Государственного учреждения Республики Коми «Детский дом № 3» г. Сыктывкара. Именно трудности выпускников, возникающие в социальной адаптации в постинтернатный период, обусловили необходимость создания в нашем учреждении службы постинтернатного сопровождения выпускников. Анализ полученных данных показал, что выпускники испытывают следующие трудности:
- проблемы в решении жилищных вопросов - это вопросы, возникающие при включении в Список нуждающихся в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; вопросы погашения задолженности по оплате за ЖКУ, оформления субсидий; вопросы по разделению лицевых счетов по оплате за ЖКУ с совместно проживающими гражданами и другие (58 обращений). СПС направляет и консультирует выпускников при решении данных вопросов, при необходимости оказывает юридическую помощь при составлении исков и представительства в судах. Также учреждением в рамках исполнения Постановления Правительства РФ № 481 от 24.05.2014 г. предоставляется возможность выпускникам, не имеющим закрепленного жилья, временно проживать и питаться в каникулярное время до 23 лет.
Необходимо отметить, что в связи с изданием постановления Правительства РФ от
04.04.2019 г. № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» [9], у выпускников появилось право при перемене места жительства обращаться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с заявлением об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства. Учитывая, что наши выпускники являются студентами ведущих ВУЗов субъектов России, в дальнейшем они хотели бы остаться в городах, где они обучаются с целью дальнейшего трудоустройства, издание вышеуказанного Постановления изменило в корне социальную привязанность выпускников к предыдущему месту своего жительства и открыло перед ними новые возможности для самореализации на иных уровнях. В настоящее время, в рамках постинтернатного сопровождения выпускников учреждением ведется работа в отношении 4 человек по данному направлению.
- проблемы при трудоустройстве - несмотря на достаточно высокую мотивацию выпускников на трудовую деятельность, ряд из них испытывают определенные трудности при трудоустройстве по специальности. Например, О.М. окончил образовательное учреждение высшего профессионального образования по специальности: «Экономика и менеджмент». По окончанию вуза выпускник обратился за помощью к специалистам службы постинтернатного сопровождения детского дома (далее - СПС) с вопросом: «А в какой области мне работать по специальности?» (несмотря на то, что производственные практики он проходил в различных организациях). После проведенной беседы, выявили предпочтения выпускника и благодаря выстроенным социальным сетям, СПС ГУ РК «Детский дом № 3» г. Сыктывкара предоставила возможность попробовать пройти стажировку под наставничеством «шефов» нашего учреждения. Итог: выпускник трудоустроился налоговым инспектором в Межрайонную инспекцию ФНС России по Республике Коми. Вза-
имодействие СПС в постинтернатный период в социальном партнерстве с органами исполнительной власти и местного самоуправления, субъектами профилактики, правоохранительными органами, иными органами и учреждениями позволяет формировать у выпускников высокий уровень личной ответственности, адекватно относиться к первоначальной установленной заработной плате, а также формирует способность защищать свои личные и профессиональные интересы (7 обращений);
- проблемы при оформлении документов -неумение оформлять документы, которые необходимы для получения социальных выплат, для обращения в суд и другие органы по решению жилищных вопросов и т.п. (47 обращений). В связи с достаточно высоким количеством обращений по данному вопросу, в нашем учреждении ведется работа по формированию правовой и финансовой грамотности среди воспитанников, одним из направлений которого является проведение семинаров, обучающих практикумов для выпускников по оформлению документов. С 14 лет воспитанники под руководством социального педагога оформляют заявления: на получение паспорта, на назначение пенсии, на назначение региональной социальной доплаты к пенсии, о включении в Список нуждающихся в жилом помещении и др. Выпускникам оказывается помощь при составлении ходатайств, исковых заявлений, писем и др.
Таким образом, осуществление постинтернатного сопровождения помогает выпускникам наиболее успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.
Следует отметить, что положительную роль в системе поддержки воспитанников и выпускников играет «наставничество». В предвыпускном и выпускном периоде к каждому выпускнику закрепляется значимый взрослый. В качестве таких взрослых выступают воспитатели, социальный педагог, психолог, «шефы» и социальные партнеры детского дома (УФНС России по РК, прокуратура г. Сыктывкара, МЧС по РК, УНК УМВД России по г. Сыктывкару, Сыктывкарская Епархия и др.), иные организации, занимающиеся решением вопросов социальной адаптации детей-сирот (учреждения профессионального образования, органы исполнительной власти, общественные организации), а также волонтеры.
Анализ системы работы Службы постинтернатного сопровождения выпускников ГУ РК «Детский дом № 3» г. Сыктывкара по организации постинтернатного сопровождения выпускников позволяет сделать вывод о том, что данная
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021
система работы СПС является эффективной и приносит весьма существенные результаты.
За период с 2010 - 2020 гг. выпускниками нашего детского дома стали 37 человек. Из них обучаются (-лись) в вузах 27 человек, в сузах - 10 человек. Так, наши выпускники обучаются не только в учебных учреждениях Республики Коми, но и в других субъектах РФ. Например, обучались (-ются) в Ярославской медицинской академии, Российском университете дружбы народов, Московском государственном университете, Российском химико-технологическом университете им. Д.И. Менделеева, Балтийском государственном технического университета «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, Рязанском высшем воздушно-десантном командовании училищем именем генерала армии им. В.Ф. Маргелова, Северном государственном медицинском университете, Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации, Сыктывкарском государственном университете, Сыктывкарском лесном институте, Сыктывкарском торгово-экономическом колледже, Кировском медицинском колледже и многих других.
За вышеуказанный период 19 человек из числа выпускников окончили учебные заведения и трудоустроены по специальностям. Так, сегодня наши выпускники являются сотрудниками правоохранительных органов в системе МВД России, СК РФ, военнослужащими, налоговыми инспекторами в инспекциях ФНС России по Республике Коми, юристами, сотрудниками ПАО «Сбербанка России», провизорами, учителями, фельдшерами-лаборантами, экологами, ветеринарными врачами, специалистами в органах исполнительной власти, священнослужителями, стюардессами, поварами, кондитерами и др.
В настоящее время законодательство гарантирует выпускникам все права и дополнительные льготы, которые позволяют обеспечить их социальную защиту в постинтернатный период (материальную поддержку, право на жилье, возможности образования, поддержку при трудоустройстве, медицинское обслуживание). В связи с этим, работа в детском доме по подготовке детей к самостоятельной жизни должна быть выстроена таким образом, чтобы реализация законодательной базы в части касающейся дополнительных прав и льгот детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была эффективной.
Таким образом, роль службы постинтернатного сопровождения, как структурного подразделения детского дома, является значимым и эффективным инструментом, который способствует успешной постинтернатной адаптации выпускников. Включая в себя 4 подразделения: психологическое, социальное, медицинское и
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021
педагогическое, служба постинтернатного сопровождения способствует формированию у выпускников достаточного социального и личностного потенциала для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе.
Список литературы:
[1] Байбородова Л.В. Взаимодействие субъектов сопровождения профессиональной подготовки выпускников детских домов // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 3. - С. 17 - 24.
[2] Дубровина И.В. Психологическое развитие воспитанников детского дома. - М., 1990. - 264 с.
[3] Куркова М.П. Постинтернатное сопровождение выпускников детских домов // Образование. Карьера. Общество. - 2019. - № 4 (63). - С. 23
- 25.
[4] Плохова И.А., Бибикова Н.В., Гринева Е.А. Модель постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Известия Волгоградского педагогического ун-та. - 2017. - № 5. - С. 22 - 28.
[5] Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учеб. и практикум для академического бакалавриата. - 2-е изд., доп. и пере-раб. - М.: Юрайт, 2018. - С. 275.
[6] Сапожникова Т.И. Социализация воспитанников детских учреждений: особенности становления сироты как личности // Вестник Забайкальского гос. ун-та. - 2013. - № 4 (95). - С. 75 - 83.
[7] Хакимова Л.Я. Организационно-педагогические условия социализации воспитанников детского дома // Вестник Башкирского университета.
- 2014. - № 7. - С. 23-28.
[8] Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481 (ред. от 19.05.2021) «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. - 2014. - Ст. 2887.
[9] Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 г. № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации
по новому месту жительства» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 30.06.2021).
[10] Постановление Правительства Республики Коми № 251 от 17 мая 2021 г. «Об организации сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Коми» // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. - 2021. - № 7. - Ст. 148.
Spisok literatury:
[1] Bajborodova L.V. Vzaimodejstvie sub»ektov soprovozhdeniya professional'noj podgotovki vypusk-nikov detskih domov // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2015. - № 3. - S. 17 - 24.
[2] Dubrovina I.V. Psihologicheskoe razvitie vospitannikov detskogo doma. - M., 1990. - 264 s.
[3] Kurkova M.P. Postinternatnoe soprovozhde-nie vypusknikov detskih domov // Obrazovanie. Kar'era. Obshchestvo. - 2019. - № 4 (63). - S. 23 - 25.
[4] Plohova I.A., Bibikova N.V., Grineva E.A. Model' postinternatnogo soprovozhdeniya detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej // Izvestiya Volgogradskogo pedagogicheskogo un-ta. - 2017. - № 5. - S. 22 - 28.
[5] Rozhkov M.I., Bajborodova L.V. Teoriya i metodika vospitaniya: ucheb. i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. - 2-e izd., dop. i per-erab. - M.: Yurajt, 2018. - S. 275.
[6] Sapozhnikova T.I. Socializaciya vospitannikov detskih uchrezhdenij: osobennosti stanovleniya siroty kak lichnosti // Vestnik Zabajkal'skogo gos. un-ta. - 2013. - № 4 (95). - S. 75 - 83.
[7] Hakimova L.Ya. Organizacionno-pedagog-icheskie usloviya socializacii vospitannikov detskogo doma // Vestnik Bashkirskogo universiteta. - 2014. -№ 7. - S. 23-28.
[8] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24.05.2014 g. № 481 (red. ot 19.05.2021) «O deyatel'nosti organ-izacij dlya detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, i ob ustrojstve v nih detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej» // SZ RF. - 2014. -St. 2887.
[9] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 04.04.2019 g. № 397 «O formirovanii spiska detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, lic iz chisla detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, lic, kotorye otnosilis' k kategorii detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, lic iz chisla detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, i dostigli vozrasta 23 let, kotorye podlezhat obespecheniyu zhilymi pomeshcheniyami, isklyuchenii detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, lic iz chisla detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, iz spiska v sub»ekte Rossijskoj Federacii po prezhnemu mestu zhitel'stva i vklyuchenii ih v spisok v sub»ekte Rossijskoj Federacii po novomu mestu zhitel'stva» [Elek-tronnyj resurs] // Informacionno-pravovoj portal «Garant» (data obrashcheniya: 30.06.2021).
[10] Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Komi № 251 ot 17 maya 2021 g. «Ob organizacii soprovozhdeniya lic iz chisla detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej v Respublike Komi» // Vedomosti normativnyh aktov organov gosu-darstvennoj vlasti Respubliki Komi. - 2021. - № 7. -St. 148.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021