УДК 365 DOI: 10.22394/2079-1690-2021-1-2-28-33
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Кузнецова кандидат социологических наук, доцент, Пермский национальный Полина исследовательский политехнический университет (614000, Россия,
Юрьевна г. Пермь, Комсомольский пр., 29). E-mail: [email protected]
Николаева студент бакалавриата по направлению подготовки «Государственное Ксения и муниципальное управление», Пермский национальный
Сергеевна исследовательский политехнический университет (614000, Россия, г. Пермь, Комсомольский пр., 29]. E-mail: [email protected]
Аннотация
Целью работы является анализ нормативного обеспечения и практики реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в сфере обеспечения жилищных прав детей-сирот, определение проблем и разработка рекомендаций по их решению. Отмечаются проблемы недостаточного нормативного регулирования в сфере определения срока реализации жилищных прав детей-сирот, что требует доработки на уровне федерального законодательства. Существенной проблемой является низкий уровень обеспечения детей-сирот жильем по причине отсутствия достаточного количества жилья в специализированном жилом фонде. В качестве перспективных методов реализации жилищных прав детей-сирот отмечено предоставление сертификатов, дающих возможность детям-сиротам приобрести жилье самостоятельно.
Ключевые слова: жилищные права, дети-сироты, специализированный жилой фонд, сертификат, государственные гарантии, социальная поддержка, отдельные государственные полномочия, договор социального найма, договора найма специализированных жилых помещений.
Определение в ст. 7 Конституции РФ важнейшей характеристики Российской Федерации как социального государства1, предусматривает разработку и реализацию государственной социальной политики в отношении социально незащищенных групп населения. Как отмечает Н.Р. Хамидуллин, целью социальной политики в РФ является повышение качества жизни граждан и снижение уровня социального неравенства [1, с. 50]. По мнению О.М. Луговой, осуществление социальной политики представляет собой предоставление населению гарантированных услуг, поддерживающих определенное качество жизни [2, с. 11]. Защита и обеспечение прав детей-сирот является одной из важнейших задач Российской Федерации. Поправки, внесенные в Конституцию РФ в 2020 году, определили детей в качестве важнейшего приоритета государственной политики России. В ст. 67.1. Конституции РФ закреплено, что государство берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения2. Вместе с тем, реализация конституционных прав детей-сирот на меры социальной защиты сопровождается рядом правовых и управленческих проблем.
Решение задачи по разработке эффективных мер поддержки детей-сирот в РФ имеет важное научное и практическое значение. Следует согласиться с мнением исследователя Виноградовой М.Ю. о том, что положение детей-сирот в современной России напрямую зависит от обеспечения социальных прав данной категории детей [3, с. 70].
Дети-сироты относятся к категории незащищенных слоев населения, в особенности нуждаются в поддержке, поэтому им государством гарантируются меры социальной защиты. Важнейшей мерой материальной поддержки признается право детей-сирот на однократное получение жилого помещения по месту жительства. Однако реализация жилищных прав детей-сирот характеризуется наличием ряда проблем. Во-первых, несвоевременность предоставления детям-сиротам жилья. Во-вторых, отсутствие возможностей органов государственной власти субъекта и органов местного самоуправления предоставить жилые помещения всем нуждающимся детям-сиротам.
1 Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 10.03.2021).
2 Там же.
В России ежегодно возрастает количество детей-сирот, получивших право на предоставление жилья, но обеспечивается жильем ежегодно в среднем не более 10% детей-сирот. Счетная палата РФ отмечает, что в субъектах РФ отсутствует комплексный подход к организации взаимодействия органов власти в сфере обеспечения жильем детей-сирот. Темпы обеспечения жильем детей-сирот ниже темпов роста численности детей-сирот, получающих данное право 1. На совещании Правительства РФ по вопросу об обеспечении жильем детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, была приведена следующая статистика: за 2018 г. жильём было обеспечено 25 тыс. граждан, а на конец 2019 г. в очереди на получение жилья стояло 280 тыс. человек2. По состоянию на 1 января 2020 г. более 279 тысяч детей-сирот состояло на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жильем. Обязательства государства по обеспечению жильем детей-сирот, чье право возникло, но не реализовано, определены в отношении 191 тыс. человек (68 % общего числа детей-сирот, состоящих на жилищном учете)3. При этом, ежегодный прирост числа детей-сирот, имеющих право на получение жилья, составляет в среднем 13 тыс. человек. На начало 2019 г. в Пермском крае на учете в органах опеки и попечительства состояло 11 195 детей-сирот, из них 4 068 детей-сирот имело право на предоставление жилья в 2019 г.4 По информации Федеральной службы статистики, в Пермском крае доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовавших свое право на улучшение жилищных условий, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2018 году составила 11,2%, в 2019 году -14,3% 5. Эти показатели выше, чем средние показатели по РФ, однако доля детей-сирот в Пермском крае, не реализовавших свои жилищные права, является стабильно высокой.
Условия и процесс обеспечения жилищных прав детей-сирот определен в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»6. Следует отметить, что, во-первых, реализация жилищных прав детей-сирот имеет заявительный характер, автоматическая реализация прав (включение в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем) не предусмотрена. Во-вторых, жилье предоставляется на условиях договора найма специализированных жилых помещений, и лишь через пять лет, по истечении срока действия договора, с ребенком-сиротой в отношении данного жилого помещения может быть заключен договор социального найма.
Как отмечает Е.А. Ежова, право на жилище имеет две составные части: обязанность государства содействовать обеспечению жильем, во-вторых, гарантированная государством возможность пользоваться жилищем [4, с. 61].
Основными полномочиями в сфере реализации жилищных прав детей-сирот наделяются органы государственной власти субъектов РФ, которые вправе принимать нормативные правовые акты с целью определения форм и методов реализации жилищных прав в регионе,
1 Мониторинг эффективности расходования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2016-2017 годах и полугодии 2018 года. [Электронный ресурс]. - URL: https://ach.gov.ru/news/inklyuzivnost-v-proverkakh-schetnoy-palaty (дата обращения: 10.02.2021).
2 Совещание Правительства РФ от 17.12.2019 «Об обеспечении жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/news/38620/ (дата обращения: 10.03.2021).
3 Отчет Счетной палаты РФ о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка выполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленных на улучшение жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за период 2017-2019 годов» [Электронный ресурс]. - URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/caf/cafa7c08b272e3db63b65ed7f525b2cf.pdf (дата обращения: 10.02.2021).
4 Ежегодный доклад Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае «О соблюдении и защите прав и законных интересов ребенка и деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае в 2019 году» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.perm-deti.ru/work/annual_report/(дата обращения: 10.02.2021).
5 Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовавших свое право на улучшение жилищных условий, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13807(дата обращения: 15.02.2021).
6 Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/ (дата обращения: 15.02.2021).
расширения льгот, а также они обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, предоставляемых по договору найма специализированных жилых помещений и по договору социального найма.
В настоящее время в регионах РФ наработан определенный опыт в решении проблемы реализации жилищных прав детей-сирот, вместе с тем, ряд практик при реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ вызывает определенные вопросы о целесообразности и эффективности их применения. В частности, в Саратовской области в 2016 г. обеспечение права детей-сирот на получение жилья происходило путем лотереи [5, с. 100]. В Республике Тыва предоставление жилых помещений детям-сиротам осуществляется только за счет строительства жилых домов, в результате не более 17 % детей-сирот в год могут быть обеспечены жильем [6, с. 109]. Аналогичная практика сложилась в Самаре, где детям-сиротам с 2014 г. перестали выдавать сертификаты на покупку квартир. Органы местного самоуправления оформляют специальные жилищные фонды в новостройках [7, с. 164]. Следовательно, процесс предоставления жилья детям-сиротам замедлился. По мнению О.А. Лаврищевой, реализация органами государственной власти субъектов РФ полномочий в области обеспечения жилищных прав детей-сирот не является эффективной, поскольку осуществление права детей-сирот на жилье находится в зависимости от экономических и социальных показателей региона [8, с.83].
В Пермском крае жилищные права детей-сирот раскрываются в региональном законодательстве и в муниципальных нормативных правовых актах. Основным нормативным правовым актом в этом вопросе является Закон Пермской области от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»1. Статья 6 данного закона вводит помимо существующих норм, установленных в ФЗ № 159 новые, распространяющиеся непосредственно на Пермский край. Этим законом установлены условия предоставления жилья в пределах муниципального района (городского округа). Во-первых, претендовать на получение жилья может только житель Пермского края. Во-вторых, претендующий не может иметь в собственности жилье, а также быть нанимателем по договору найма или членом семьи нанимателя. Однако если лицо попадает под эти критерии, то претендовать он может только в случае признания его проживания невозможным в этом жилище. В-третьих, установлены нормы размера площади жилья, предоставляемого детям-сиротам: не менее 28 квадратных метров общей, не менее 14 квадратных метров жилой площади.
В 2017 г. в Пермском крае предоставление жилья детям-сиротам было передано органам местного самоуправления как отдельное государственное полномочие и для формирования муниципального спецжилфонда ежегодно предусматривается передача бюджетных ассигнований из федерального и краевого бюджета в местные бюджеты. В связи осуществлением органами МСУ данных полномочий, процесс включения детей-сирот в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем и процедуры заключения договоров социального найма стали значительно доступней.
По достижении возраста 14 лет детям-сиротам необходимо предоставить перечень документов и заявление в управление жилищных отношений администрации города Перми. В момент наступления у гражданина, включенного в список, права орган МСУ в течение 20 рабочих дней принимает решение о предоставлении жилья. В течение 3 рабочих дней орган МСУ направляет гражданину уведомление о решении и приглашение заключить договор с указанием даты и времени. В течение 10 рабочих дней орган МСУ заключает с гражданином договор найма на 5 лет. В течение 5 рабочих дней копия договора направляется в территориальный орган Министерства социального развития Пермского края по месту жительства гражданина. По истечении пятилетнего срока действия найма специализированных жилых помещений, орган МСУ по решению Министерства социального развития Пермского края о наличии или отсутствии обстоятельств по преодолению сложной жизненной ситуации у гражданина, в течение 10 рабочих дней принимает решение о заключении нового договора найма на 5 лет, либо об исключении жилья из муниципального спецжилфонда и заключении с гражданином договора социального найма (бессрочного).
1 Закон Пермской области от 29.12.2004.№ 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]. - URL: http://docs2.cntd.ru/document/911510984 (дата обращения: 05.02.2021)
Для анализа реализации государственного полномочия органами МСУ в г. Перми рассмотрим статистику. На 1 января 2020 г. численность детей-сирот, подлежащих обеспечению жильём составляла 964 человека, а приобретено было лишь 168 квартир (или 17,4% от необходимого). В 2021 г. жилье должны получить 139 ребенка-сироты. При этом, жилье приобреталось исключительно путём заключения договоров купли-продажи жилых помещений. Таким образом, в связи с ежегодным приростом числа детей-сирот, получающих право на обеспечение жильем, при данных темпах его предоставления, длительные сроки реализации жилищных прав сохранятся.
Реформа по передаче полномочий в сфере реализации жилищных прав детей-сирот органам МСУ имеет разные последствия. С одной стороны, процесс предоставления жилья стал проще, так как вопрос решается непосредственно в муниципальном образовании, где и формируется список детей-сирот, претендующих на жилье. Но с другой стороны, показатели обеспечения жильем отличаются в разных муниципальных образованиях, а количество детей-сирот, получивших жилье, не увеличивается. По-прежнему дети-сироты вынуждены стоять в очереди и несколько лет ожидать реализацию своего жилищного права. Несмотря на ежегодный рост федерального и регионального финансирования с целью формирования специализированного жилого фонда для предоставления детям-сиротам жилья, в муниципальных образованиях наблюдается достаточно высокий уровень неисполненных бюджетных назначений. Причинами неполного освоения бюджетных средств являются длительность процедур закупки жилых помещений, признание закупок несостоявшимися; нарушение застройщиками (поставщиками) сроков исполнения контрактов; отсутствие на вторичном рынке необходимого количества жилья, отвечающего установленным в законодательстве требованиям. Следовательно, социальная поддержка детей-сирот во многом зависима от экономических показателей самого государства [1, с. 57].
Таким образом, несмотря на то, что постепенно совершенствуется механизм обеспечения жильем детей-сирот как на федеральном, так на региональном и муниципальном уровнях, существует ряд важных проблем в сфере обеспечения жилищных прав детей-сирот.
Во-первых, в отношении проблемы отсутствия достаточного количества жилья в специализированном жилом фонде решением проблемы могло бы стать внедрение дифференцированного подхода при обеспечении жильем детей-сирот: нет необходимости каждому предоставлять жилье из специализированного жилого фонда. Социально-адаптированным семьям необходимо предоставлять средства, чтобы они могли самостоятельно приобрести жилое помещение.
С начала 2020 г. в Пермском крае реализуется в экспериментальном режиме проект предоставления детям-сиротам сертификата, на средства которого он вправе самостоятельно приобрести жилье. Изначально это право распространялось только на достигших возраста 23 лет детей-сирот, которые считаются социализировавшимися, то есть имеют свою семью, работу и доход. Летом 2020 г. на заседании Правительства Пермского края в данный порядок были внесены изменения: сертификат могут получить не только трудоустроенные дети-сироты, но и студенты очной формы обучения, а также сироты, состоящие в браке с трудоустроенными. За такой поддержкой обратились около 80 чел., 70 чел. получили положительные решения. В общей сложности в 2020 г. выдано детям-сиротам 95 жилищных сертификатов. В 2021 году планируется выдать 75 сертификатов1. Сумма сертификата составляет 1 160 000 руб. Размер выплаты определен на основе расчета средней стоимости 1 кв. м. в Пермском крае, которая составляет 33 тыс. руб. К этим средствам допускается возможность добавить собственные или заемные средства, использовать материнский капитал. Таким образом, на средства только сертификата можно приобрести жилье площадью 35 кв. м. Однако стоимость 1 кв. м. жилья отличается в зависимости от муниципального образования. Постановлением Правительства Пермского края №910-п от 25.11.2020 года на 1 квартал 2021 г. утверждена средняя расчетная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья. В г. Перми средняя расчетная стоимость 1 кв. м. составляет 56 429 руб. На средства сертификата в г. Перми можно приобрести жилье площадью только 20 кв. м., что меньше установленной региональным законодательством нормы. Но, например, в г. Губахе средняя стоимость 1 кв. м. жилья составляет 36 394 руб.,
1 Министерство социального развития Пермского края: [сайт]. — URL:https://minsoc.permkrai.ru/news/v-permskom-krae-nachalsya-priem-zayavleniy-na-zhilishchnye-sertifikaty-dlya-detey-sirot-na-2021-god/(дата обращения: 10.02.2021)
соответственно в этом городском округе можно приобрести жилье площадью 33 кв. м. В Крас-новишерском городском округе можно приобрести жилье площадью 38 кв. м., так как средняя стоимость 1 кв. м. составляет 30 061 руб.1 Идея с сертификатом действительно является важным направлением решения жилищной проблемы детей-сирот. Если эта практика в ближайшие годы увеличит показатели получения жилых помещений детьми-сиротами в крае, то ее можно распространить на другие регионы РФ. Предоставляемой суммы достаточно для того, чтобы приобрести жилье размером больше закрепленного (28 кв. м.), но не во всех муниципальных образованиях Пермского края.
Во-вторых, еще одной значимой проблемой считается законодательно незакрепленный срок предоставления жилья детям-сиротам, что вносит неопределенность в процесс предоставления жилья со стороны органов власти, закрепляет зависимость от выделения субвенций, сроков строительства и приобретения жилья. Следует согласиться с мнением Ю.В. Бекузаровой о том, что отсутствие закрепленного в законодательстве срока вносит правовую неопределенность при реализации жилищных прав детей-сирот [5, с. 100].
В-третьих, дети-сироты, получившие в распоряжение жилье, нередко не располагают средствами для оплаты коммунальных услуг. На конец 2019 года задолженность составила 31 741 891,84 руб. Вопрос возмещения убытков управляющим компаниям из бюджета сейчас прорабатывает Министерство социального развития Пермского края. Для решения проблемы необходимо предоставить субсидии детям-сиротам на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказание государственной социальной помощи на основе социального контракта. Косвенным направлением решения проблемы будет являться содействие в обучении и трудоустройстве детей-сирот [9, с. 14]. Следовательно, необходимо проработать меры поддержки детей-сирот в сфере трудоустройства на уровне Пермского края.
Как справедливо отмечают Г.А. Сульдина и К.С. Доренко, федеративное устройство РФ требует достижения оптимального сочетания экономической и социальной политики всех уровней управления [10, с. 185]. Следовательно, вопрос адекватного распределения полномочий между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления в сфере правового регулирования обеспечения жильем детей-сирот стоит остро. Мы полагаем, что закрепление в законодательстве порядка субсидирования детей-сирот на оплату жилищно-коммунальных услуг, нормативное установление сроков предоставления жилья детям-сиротам, расширение возможностей применения жилищных сертификатов создадут дополнительные гарантии реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Литература
1. Хамидуллин Н.Р. Социальные проблемы современного общества и их политические решения: учебно-методическое пособие. Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017. 101 с.
2. Луговая О.М., Черникова И.В. Проектирование и прогнозирование пакета социальных услуг : практикум. Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2018. 152 с.
3. Виноградова М.Ю. Особенности социального обеспечения детей-сирот // Проблемы науки. 2019. №10 (46). С. 70 - 72.
4. Ежова Е.А. Конституционно-правовые основы реализации права ребенка на жилье // Закон и право. 2021. № 1. С. 60 - 63.
5. Бекузарова Ю.В. Проблемы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот // Вестник СГЮА. 2019. №1 (126). С. 99 - 101.
6. Васильева Е.Ю., Фролова Е.В., Рогач О.В. Реализация права на жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России // Урбанистика. 2020. № 1. С. 104 - 121.
1 Постановление Правительства Пермского края от 25.11.2020 № 910-п «Об утверждении на I квартал 2021 года корректирующих коэффициентов по муниципальным районам (городским, муниципальным округам) Пермского края и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским, муниципальным округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений» [Электронный ресурс]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5900202011260001 (дата обращения: 10.02.2021).
7. Тхабисимова Л.А., Тепсуев М.С. Гарантии жилищных прав детей-сирот в Российской Федерации: закон и практика // Социально-гуманитарные знания. 2017. №12. С. 158 - 166.
8. Лаврищева О.А. Современные проблемы реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Государственная служба и кадры. 2019. №3. С. 82 - 86.
9. Серова Н.А. Решение проблем постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кемеровской области // Образование. Карьера. Общество. 2020. № 2 (65). С. 13 - 16.
10. Сульдина Г.А., Доренко К.С. К вопросу о генезисе конституционной модели социального государства // Право и управление. XXI век. 2013. № 2 (27). С. 181 - 187.
Kuznetsova Polina Yurievna, Assistant Professor, Candidate of Sociological Sciences, Perm National Research Polytechnic University (29, Komsomolsky prospect, Perm, 614000, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Nikolaeva Ksenia Sergeevna, undergraduate student in the direction of training "State and Municipal Administration", Perm National Research Polytechnic University (29, Komsomolsky prospect, Perm, 614000, Russian Federation). E-mail: [email protected]
IMPROVEMENT OF COOPERATION BETWEEN AUTHORITIES IN THE IMPLEMENTATION OF HOUSING RIGHTS OF ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL CARE
Abstract
The aim of the work is to analyze the regulatory framework and practice of the implementation by state authorities and local authorities of powers in the field of ensuring the housing rights of orphans, identifying problems and developing recommendations for their solution. The problems of insufficient normative regulation in the field of determining the period for the implementation of the housing rights of orphans are noted, which requires revision at the level of federal legislation. A significant problem is the low level of housing for orphans due to the lack of sufficient housing in the specialized housing stock. As promising methods of realizing the housing rights of orphans, it was noted the provision of certificates that enable orphans to purchase housing on their own.
Keywords: housing rights, orphans, specialized housing stock, certificate, state guarantees, social support, certain state powers; social employment contract, rental contract for specialized residential premises.
References
1. Hamidullin N.R. Social'nye problemy sovremennogo obshchestva i ih politicheskie resheniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Orenburg: Orenburgskij gosudarstvennyj universitet, EBS ASV, 2017. 101 p.
2. Lugovaya O.M., CHernikova I.V. Proektirovanie i prognozirovanie paketa social'nyh uslug : praktikum. Stavropol' : Severo-Kavkazskij federal'nyj universitet, 2018. 152 p.
3. Vinogradova M.YU. Osobennosti social'nogo obespecheniya detej-sirot // Problemy nauki. 2019. №10 (46). P. 70 - 72.
4. Ezhova E.A. Konstitucionno-pravovye osnovy realizacii prava rebenka na zhil'e // Zakon i pravo. 2021. № 1. P. 60 - 63.
5. Bekuzarova YU.V. Problemy obespecheniya zhilymi pomeshcheniyami detej-sirot // Vestnik SGYUA. 2019. №1 (126). P. 99 - 101.
6. Vasil'eva E.YU., Frolova E.V., Rogach O.V. Realizaciya prava na zhil'e detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej v Rossii // Urbanistika. 2020. № 1. P. 104 - 121.
7. Thabisimova L.A., Tepsuev M.S. Garantii zhilishchnyh prav detej-sirot v Rossijskoj Federacii: zakon i praktika // Social'no-gumanitarnye znaniya. 2017. №12. P. 158 - 166.
8. Lavrishcheva O.A. Sovremennye problemy realizacii zhilishchnyh prav detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2019. №3. P. 82 - 86.
9. Serova N.A. Reshenie problem postinternatnogo soprovozhdeniya vypusknikov organizacij dlya detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, v Kemerovskoj oblasti // Obrazovanie. Kar'era. Ob-shchestvo. 2020. № 2 (65). P. 13 - 16.
10. Sul'dina G.A., Dorenko K.S. K voprosu o genezise konstitucionnoj modeli social'nogo gosudarstva // Pravo i upravlenie. XXI vek. 2013. № 2 (27). P. 181 - 187.