Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
253
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД / ДОГОВОР НАЙМА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ / ДОГОВОР СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА / ВЫСЕЛЕНИЕ ИЗ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ / ЧЛЕНЫ СЕМЬИ НАНИМАТЕЛЯ / РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА НАЙМА / ДОСТАТОЧНОЕ ЖИЛИЩЕ / HOUSING STOCK / RENTAL AGREEMENT FOR SPECIALISED RESIDENTIAL PREMISES / SOCIAL RENTAL AGREEMENT / EVICTION FROM PREMISES / TENANT'S FAMILY MEMBERS / TERMINATION OF THE RENTAL AGREEMENT / SUFFICIENT HOUSING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тарасова Анна Евгеньевна

В статье рассматриваются направления совершенствования нового порядка жилищного обеспечения детей-сирот, действующего в РФ с 01.01.2013, которым предусмотрено двухступенчатое предоставление жилых помещений детям-сиротам, по договору срочного специализированного найма, после его окончания - по договору бессрочного социального найма. С 01.01.2019 вступают в силу изменения и дополнения в новый порядок жилищного обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей. Изменения направлены как на совершенствование процедуры формирования специализированного (социального) жилищного фонда для данной категории граждан, так и на корректировку положений о самом договоре, правах, обязанностях и ответственности нанимателей жилых помещений. Не все изменения можно оценить положительно, ряд из них может привести к коллизиям правоприменительной практики, а также создать риски нарушения прав детей-сирот. При том, что в целом новые положения, безусловно, направлены на улучшение общей ситуации с решением жилищного вопроса детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых РФ и субъекты РФ выполняют непосредственную обязанность по предоставлению жилых помещений. В статье анализируются новеллы Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING HOUSING FOR CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE. ANALYSIS OF CHANGES IN LEGISLATION

The article considers ways to improve the new housing procedure for orphans, which operates in the Russian Federation since 01.01.2013. The procedure implies a two-stage provision of residential premises for orphans - first under a specialised fixed-term rental agreement, then, after its completion, under a termless rental agreement. There are a few changes and additions to this new housing procedure, coming into force on 01.01.2019. The changes are aimed at both improving the formation of a specialised social housing stock for this category of citizens, and adjusting the provisions concerning the agreement itself, the rights, duties and responsibilities of tenants of residential premises. Not all the changes can be assessed positively; some of them may lead to conflicts in administration of law, as well as create risks for violation of orphans’ rights. On the whole, however, the new provisions are doubtlessly aimed at a better solution of the housing issue for children left without parental care - in respect of which the Russian Federation and its subjects bear a direct responsibility of providing residential premises. The article analyses the novelties of Federal Law 267 of 29.07.2018: “On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in terms of providing accommodation for orphans and children left without parental care”.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

Тарасова Анна Евгеньевна

кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой международного права юридического факультета Южного федерального университета, [email protected]

УДК 365

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются направления совершенствования нового порядка жилищного обеспечения детей-сирот, действующего в РФ с 01.01.2013, которым предусмотрено двухступенчатое предоставление жилых помещений детям-сиротам, по договору срочного специализированного найма, после его окончания — по договору бессрочного социального найма. С 01.01.2019 вступают в силу изменения и дополнения в новый порядок жилищного обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей. Изменения направлены как на совершенствование процедуры формирования специализированного (социального) жилищного фонда для данной категории граждан, так и на корректировку положений о самом договоре, правах, обязанностях и ответственности нанимателей жилых помещений. Не все изменения можно оценить положительно, ряд из них может привести к коллизиям правоприменительной практики, а также создать риски нарушения прав детей-сирот. При том, что в целом новые положения, безусловно, направлены на улучшение общей ситуации с решением жилищного вопроса детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых РФ и субъекты РФ выполняют непосредственную обязанность по предоставлению жилых помещений. В статье анализируются новеллы Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: жилищный фонд; договор найма специализированного жилого помещения; договор социального найма; выселение из жилых помещений; члены семьи нанимателя; расторжение договора найма; достаточное жилище.

© Тарасова А.Е., 2018

СОВЕРШЕНСТВОВ НИЕ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТ ВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Н ЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ З КОНОД ТЕЛЬСТВ *

С1 января 2019 г. вступают в силу поправки в Жилищный кодекс РФ и статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части совершенствования порядка жилищного обеспечения детей-сирот, а также более четкой регламентации отношений найма жилых помещений, нанимателями которых выступают дети, оставшиеся без попечения родителей (лица из их числа).

Новый порядок жилищного обеспечения детей-сирот применяется с 01.01.2013 и направлен на выполнение государством своей прямой обеспечительной функции по предоставлению жилых помещений бесплатно определенным категориям граждан, нуждающимся в жилье

* Статья подготовлена в рамках государственного задания ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» на 2018 год № 25.12608.2018/12.1.

(статья 40 Конституции РФ). Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по достижении ими 18-летнего возраста должны незамедлительно обеспечиваться жилыми помещениями из государственного и/или муниципального жилищного фонда. С 01.01.2013 форма решения жилищного вопроса лиц указанной категории была изменена в жилищном законодательстве с тем, чтобы создать для детей-сирот дополнительные правовые гарантии защиты их права на жилище, недопустимости его произвольного лишения, обеспечения социальной адаптации указанных граждан. С 01.01.2013 субъекты РФ формируют жилые помещения публичного жилищного фонда для детей-сирот в специализированный жилищный фонд и предоставляют указанным гражданам по достижении ими 18-летнего возраста на условиях договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок, в течение которого согласно особому режиму специализированных жилых помещений, наниматели не могут приватизировать и произвести отчуждение жилых помещений, обменять жилые помещения, вселить поднанимателей. Таким образом, специализированный жилищный наем для лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, служит целям обеспечения сохранности жилого помещения на период социальной адаптации указанных лиц. И только по окончании срока договора в отношении занимаемого нанимателем жилого помещения подлежит заключению договор социального найма, являющийся бессрочным.

Жилые помещения детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются в постоянное пользование, с решением их жилищной проблемы. Временный характер первично заключаемого договора найма специализированного жилого помещения выполняет функцию дополнительной гарантии. Таким образом, отношения по пользованию специализированным жилым помещением относятся к нетипичным отношениям специализированного найма по общему правилу, рассчитанным на временное проживание в жилом помещении, в то время как предоставленное жилое помещение лицам из числа детей-сирот обеспечивает их постоянную потребность в жилье.

Более того, нормами ЖК РФ не было до недавнего времени предусмотрено выселение из жилого помещения нанимателей из числа детей-сирот за нарушение обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, что объяснялось стремлением обеспечивать повышенную защиту от лишения указанных граждан жилых помещений в период их социальной адаптации в качестве нанимателей по договорам специализированного найма (ч. 5 ст. 103 ЖК РФ в редакции до 01.01.2019)1. Отсутствие возможности выселения нанимателей, с одной стороны, и обязанность заключить с ними по окончании срока договора новый договор социального найма, имеющий бессрочный характер, с другой стороны, создавали признаки наиболее абсолютного права пользования у нанимателей из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставленное жилое помещение. Это соответствовало положениям ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ о возможности оказания нанимателям в период срока действия договора найма специализированного жилого помещения содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, и на этом основании возможности повторного заключения договора срочного найма, с тем, чтобы действие повышенных гарантий в виде невозможности выселения, оказания содействия, невозможности изъятия, приватизации и отчуждения жилого помещения было продолжено.

В отличие от специальных гарантий применительно к договору специализированного жилого помещения для детей-сирот, правилами о договоре социального найма жилого помещения закреплены основания расторжения договора и выселения виновных лиц из жилого помещения за нарушающие действия (ст. ст. 90, 91 ЖК РФ).

С 01.01.2019 отмеченные для договора специализированного найма гарантии недопустимости выселения из жилого помещения отме-

1 Согласно ч. 5 ст. 103 ЖК РФ в редакции до 01.01.2019 предусматривалось, что дети-сироты и дети, оставшие-

ся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.

няются и вводятся основания для расторжения срочного договора и выселения нанимателя, несмотря на сохранение мер по оказанию содействия нанимателю в преодолении трудной жизненной ситуации в период срока договора найма и возможность заключения договора найма на новый срок2.

Основания расторжения договора регламентированы новой ч. 4 ст. 101 ЖК РФ, действующей с 01.01.2019, согласно которой «договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в случае:

1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг;

2) разрушения или систематического повреждения жилого помещения нанимателем или проживающими совместно с ним членами его семьи;

3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;

4) использования жилого помещения не по назначению».

При этом в новой редакции ч. 5 ст. 103 ЖК РФ предусматривается, что при расторжении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот

2 Кроме того, с 01.09.2019 предусматривается возможность неоднократного заключения договора специализированного найма жилого помещения при необходимости содействия нанимателю. Согласно новой редакции части 6 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

и детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения по указанным основаниям, наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.

Представляется, что данная мера жилищной ответственности в виде расторжения договора специализированного найма и выселения из жилого помещения является спорной с позиции ее пропорциональности в отношении такой категории граждан, как дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, нуждающиеся в социальной адаптации. И в данном случае выселение, хотя и предусмотрено в судебном порядке и по основаниям, установленным законом, такая мера может привести к еще более худшим последствиям (результатам), с которыми призван бороться институт выселения из жилого помещения. Это ставит вопрос о соблюдении в отношении детей-сирот принципов и критериев достаточного жилища, регламентированного международным правом прав человека3.

Кроме того, сами основания для расторжения договора найма и выселения из жилого помещения нанимателя из числа детей-сирот, предусмотренные в ч. 4 ст. 101 ЖК РФ, не отвечают требованиям правовой определенности, что приведет к достаточно широкому их толкованию на практике. Применительно к институту выселения из жилого помещения такое положение не соответствует условиям допустимого выселения и противоречит критериям достаточного жилища, уважению права на жилище в понимании международного права4.

3 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) (статья 25); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года (статья 11); Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) (статья 31); Конвенция о защите прав человека и основных свобод БТ8 N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями и дополнениями) (статья 8).

4 Право на достаточное жилище является правом человека, признаваемым в международном праве прав че-

Положение части 4 ст. 101 ЖК РФ сформулировано таким образом, что расторжение договора найма возможно при любом неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения. Дополнительно к общему основанию закреплены виды нарушений — случаев, перечисленные в пунктах 1-4 части 4 статьи 101 ЖК РФ. Подобного широкого закрепления оснований расторжения договора найма не установлено ни для социального найма, ни для коммерческого найма. Так, например, согласно ч. 4 ст. 83 ЖК РФ, предусматривающей основания для расторжения договора социального найма, исчерпывающе закреплены основания расторжения по требованию наймодателя, это конкретные виды нарушений нанимателем и членами его семьи обязательств по договору, а не общее основание - нарушение обязательств по договору. Таким образом, совершенно очевидно, что не любое нарушение обязанностей нанимателя по договору социального найма может влечь расторжение договора и выселение из жилого помещения, а только наиболее серьезные нарушения, которые носят систематический характер и

ловека как часть права на достаточный жизненный уровень. Впервые ссылка на него делается в пункте 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, который, согласно широко распространенному мнению, является центральным механизмом защиты права на достаточное жилище, говорится о праве каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни (статья 11). На региональном уровне право на достаточное жилище признается в пересмотренной Европейской социальной хартии (1996 года). В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года нет прямой ссылки на право на достаточное жилище, в судебной практике защита этого права вытекает из осуществления других прав человека, таких как право на неприкосновенность частной жизни, право собственности, право на защиту семьи. Европейская социальная Хартия в ст. 31 предусматривает принятие государствами мер по содействию доступу к жилью, отвечающему должным требованиям, предотвращению бездомности и сокращению ее масштабов с целью ее постепенной ликвидации, обеспечения доступности цен на жилье для людей, не имеющих достаточных средств. В практике ЕСПЧ защита права на жилище находится в рамках ст. 8 ЕКПЧ, предусматривающей право на уважение частной и семейной жизни, включая уважение жилища.

случаи которых (основания) четко перечислены в законе. Именно такой подход отвечает условиям законности и пропорциональности выселения и соответствует гарантиям обеспечения гражданам достаточного жилища и уважения права на жилище.

В принятых Комитетом Организации Объединенных Наций по экономическим, социальным и культурным правам замечаниях общего порядка № 4 (1991) о праве на достаточное жилище и № 7 (1997) о принудительных выселениях отмечаются меры по защите от принудительных выселений5. Защита от принудительных выселений является ключевым элементом права на достаточное жилище и тесно связана с гарантированностью проживания. Принудительные выселения определяются как «постоянное или временное выселение отдельных лиц, семей и/или общин из их домов и/или с их земель против их воли, без предоставления надлежащей правовой или иной защиты или без обеспечения доступа к такой защите». По данным Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Ха-битат), замечание общего порядка № 7, говорится, что «запрещение принудительных выселений, однако, не относится к выселениям, осуществляемым в принудительном порядке в соответствии с законом и согласно положениям международных пактов в области прав человека» (пункт 3). При этом делается важный вывод, что во многих случаях принудительные выселения еще более усугубляют проблему, ради решения которой они предположительно и осуществлялись. Гарантии в случае выселений в тех случаях, когда выселение может быть оправданным из-за того, что жилец систематически не вносит арендную плату или причиняет ущерб имуществу без уважительной причины, государство должно обеспечивать, чтобы выселение осуществлялось законным, разумным и соразмерным образом и согласно международному праву. Именно с учетом указанных подходов международного права прав человека представляется спорной новая мера ЖК РФ о выселении нанимателя из жилого помещения из числа детей-сирот за нарушения

5 Право на достаточное жилище. Изложение фактов № 21/К.еуЛ/ ООН. Управление Верховного комиссара по правам человека // https://www.ohchr.org/Documents/ Publications/FS21_rev_1_Housing_ru.pdf

обязательств по договору, даже если такие нарушения носят существенный характер, ввиду того, что принудительное выселение может еще более усугубить проблему, для решения которой такое выселение предусмотрено и будет предприниматься: ухудшение жилищных условий и социального положения нанимателя, его дальнейшая десоциализация, лишение нанимателя возможности получить помощь в преодолении трудной жизненной ситуации, замена гарантированного жилищного обеспечения временным жильем и т. п.

Введение института выселения за нарушения обязательств по договору специализированного найма, причем в самом широком и неопределенном виде, является преждевременной мерой до создания в субъектах РФ полноценной системы и порядка оказания содействия нанимателям в преодолении трудной жизненной ситуации. Согласно ч. 6 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ порядок выявления обстоятельств, требующих содействия, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Логично предположить, что и меры по содействию, а также порядок их оказания должны быть разработаны на уровне законодательства субъектов РФ, что в настоящее время не сделано в полной мере и во всех субъектах РФ. Более того, существует еще одна проблема, которая не находит четкого разрешения в законодательстве и практике его применения — место предоставления жилого помещения. Исходя из нормы ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ жилые помещения должны предоставляться лицам из числа детей-сирот по месту жительства, однако на практике возникают сложности с определением места жительства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для целей предоставления им жилых помещений. Место предоставления жилых помещений уполномоченными органами власти субъектов РФ или муниципального управления выбирается по своему усмотрению, не всегда в интересах будущих нанимателей, что приводит к использованию предоставленных жилых помещений гражданами не по назначению. Наниматели не проживают в жилых помещениях, сдают их неофициально в поднаем, что запрещено правилами о договоре специализированного найма, не содержат жилое помещение ввиду невозможности проживания в нем. Ука-

занные обстоятельства формально подпадают под предусмотренное ч. 4 ст. 101 ЖК РФ в новой редакции основание для расторжения договора и выселения нанимателя из жилого помещения (ч. 5 ст. 103 ЖК РФ). Однако в действительности такая ситуация является следствием системных сбоев (несовершенства) в практике предоставления жилых помещений без учета потребностей и интересов нанимателей из числа такой категории граждан, как дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, без их социальной адаптации и социализации в обществе, обеспечения их жилыми помещения вдалеке от места работы и т. п. Так, под местом жительства детей-сирот, лиц из их числа уполномоченные органы власти понимают место первичного выявления детей, оставшихся без попечения родителей, место сохранения за ними непригодного жилого помещения или жилого помещения, в котором остались проживать родители, лишенные в отношении этих детей родительских прав, в других случаях под местом жительства понимают место устройства и нахождения под опекой (попечительством), в некоторых случаях место фактического преимущественного проживания лица, как это предусмотрено в ст. 20 ГК РФ. Обостряется проблема и тем, что субъекты РФ или муниципальные образования предоставляют жилые помещения указанным гражданам не всегда своевременно. Поэтому в период ожидания граждане изменяют свое место жительства, трудоустраиваются, однако в отношении них не признается право на выбор места жительства и жилищное обеспечение реализует по последнему месту учета (месту включения в список, месту нахождения под контролем территориального органа опеки и т. п.). Таким образом, все риски несвоевременного предоставления жилого помещения и обеспечения жилым помещением не по месту фактического проживания и социализации лица (трудоустройства) перекладываются на гражданина.

Ввиду того, что субъекты РФ передают выполнение государственного обязательства по жилищному обеспечению муниципальным образованиям, в то время как указанное обязательство является региональным, и предусмотрено правило о формировании единого списка детей-сирот, нуждающихся в получении жилья, на уровне субъекта РФ, фактическое пре-

доставление жилых помещений ограничивается территорией конкретного муниципального образования, которое получило соответствующее полномочие, что нельзя признать правильным подходом. Представляется, что дети-сироты, включенные в региональный список, имеют право получить жилое помещение на территории субъекта РФ, не ограничиваясь территорией конкретного муниципального образования, например, в случае переезда, устройства на работу, отсутствия в конкретном муниципальном образовании жилых помещений и процесса их строительства в ближайшей перспективе.

На устранение данного несоответствия и в целях исключения дискриминации в отношении детей-сирот, в ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ внесена новая ч. 3.1, пункт 3, которая учитывает возможность изменения лицом места жительства и, соответственно, допустимость получения жилья по новому месту жительства. В новых положениях закрепляется такое основание исключения из списка, как включение граждан в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. При этом порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства должен устанавливаться Правительством Российской Федерации.

На основании изложенного следует сделать вывод о преждевременном и непродуманном внесении изменений в ЖК РФ в части закрепления мер по расторжению договора специализированного найма и выселению из жилых помещений нанимателей из числа детей-сирот в период срока действия договора найма, несмотря на то, что в законодательство внесены новые положения, направленные на решение системных проблем, которые создавали ситуации использования жилых помещений нанимателями не по назначению вследствие невозможности проживания в них территориально.

Еще одним несоответствием законодательства, связанным с новыми положениями о расторжении договора найма и выселении из жилого помещения, является условие предоставления жилого помещения при выселении и

его параметры. По рассмотренным основаниям (нарушение обязательств по договору) выселение из специализированного жилого помещения происходит с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие. Нормы вселения в общежитие в РФ предусмотрены для такого вида специализированного жилого помещения, как общежитие. Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека (ч. 1 ст. 105 ЖК РФ). Однако подобная норма не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, предоставляемому детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Согласно ч. 7 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Согласно ч. 1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления жилого помещения рассчитывается исходя из общей площади жилого помещения, которая состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (ст. 15 ЖК РФ).

Таким образом, жилое помещение, предоставляемое детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, в т. ч. при выселении из одного помещения и вселении в другое, не может быть комнатой в коммунальной квартире или комнатой в общежитии и составлять только жилую площадь для нанимателя, это

должна быть квартира или жилой дом, состоящие из жилой площади и помещений вспомогательного использования.

Важно учитывать и то, как реализуется гарантия жилищного обеспечения детей-сирот в РФ с 01.01.2013. Указанная гарантия является адресной и предоставляется только льготнику из числа лиц указанной категории, хотя из закона такой ограничительный подход не следует. По существу законодательство о специализированном найме в его правоприменительном истолковании ограничивает норму предоставления жилого помещения одним нанимателем без учета членов его семьи, например, несовершеннолетних детей и супруга. В то время как до 01.01.2013, когда жилые помещения предоставлялись сразу по договорам социального найма, минуя специализированный наем, общая площадь предоставляемого жилого помещения рассчитывалась по норме предоставления на всех членов семьи нанимателя. Таким образом, гарантия жилищного обеспечения для детей-сирот является уже усеченной, и жилые помещения, строящиеся или приобретаемые для специализированного фонда, являются малогабаритными, однокомнатными квартирами общей площадью 20 кв. м. в среднем по РФ на одиноко проживающего нанимателя. Выселение из такого жилого помещения в еще меньшее по площади и являющееся коммунальным жилым помещением, что допускается с учетом нового положения ч. 5 ст. 103 ЖК РФ, представляется нарушением права лиц указанной категории на достаточное жилище и существенным сокращением гарантии жилищного обеспечения, которое имеет все шансы получить произвольное толкование и применение на практике.

Ввиду того, что гарантия жилищного обеспечения детей-сирот применяется на практике адресно, и жилое помещение рассчитывается по норме предоставления на одного человека-льготника, законодательно не был решен вопрос о праве пользования жилым помещением членов семьи нанимателя. В то время как, исходя из природы договора специализированного найма для детей-сирот, следует, что указанный договор как форма решения жилищного вопроса указанной категории граждан рассчитан в итоге на постоянное обеспечение жилым помещением и должен создавать и сохранять все гарантии социального

найма для нанимателей. Это подтверждается и применением к договору специализированного найма по аналогии закона норм о социальном найме, и механизмом субсидиарного применения положений о социальном найме к специализированному в случаях, предусмотренных законом, и промежуточным характером договора специализированного найма для детей-сирот как гарантии защиты жилищного права на период социальной адаптации нанимателя, а также прямым закреплением в ч. 7 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ положения о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот по норме предоставления, установленной для договора социального найма. Таким образом, промежуточное предоставление жилого помещения по договору специализированного найма с последующим закреплением этого же жилого помещения на условиях социального найма должно обеспечивать все гарантии социального жилья для нанимателя изначально, а не представлять собой меру по сокращению жилищных гарантий и изменению по существу формы жилищного обеспечения. Договор социального найма всегда учитывал членов семьи нанимателя, закрепляя за ними равные права пользования жилым помещением, кроме того, жилое помещение в социальный наем предоставляется изначально с учетом членов семьи нанимателя. В отношении жилищного обеспечения детей-сирот по новой модели, через договор специализированного найма, практика пошла по пути применения нормы предоставления только в отношении нанимателя. Однако при последующем заключении в отношении жилого помещения, рассчитанного на одного нанимателя, договора социального найма учесть членов его семьи не представляется возможным, так как общая площадь жилого помещения не подлежит изменению, сохраняется тот же объект жилищных прав.

С 01.01.2019 введены положения о праве пользования жилым помещением нанимателя для членов его семьи, несовершеннолетних детей, супруга. Согласно новой части 3 ст. 109.1 ЖК РФ в жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жи-

лых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения. При этом жилое помещение продолжает оставаться однокомнатной квартирой и норма предоставления на членов семьи не учитывается ни при заключении договора специализированного найма, ни при заключении в отношении предоставленного жилого помещения договора социального найма в последующем, что обнаруживает явное противоречие требованиям жилищного законодательства к социальному жилью и не соответствует критериям достаточного жилища в смысле, придаваемом ему нормами международного права. Кроме того, подобная усеченная гарантия снижает привлекательность жилищного фонда, состоящего исключительно из однокомнатных квартир, рассчитанных на одиноко проживающих нанимателей, а также не соответствует принципам государственной поддержки семьи в РФ.

Литература

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 10.12.1998.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

3. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // Бюллетень международных договоров. 2010. № 4, апрель. С. 17-67.

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями и дополнениями) // Бюллетень международных договоров. 2001. № 3.

5. Право на достаточное жилище. Изложение фактов № 21/Rev.1/ ООН. Управление Верховного комиссара по правам человека // URL: https://www.ohchr.org/ Documents/Publications/FS21_rev_1_Housing_ru.pdf

6. Федеральный закон от 29.07.2018 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета. 01.08.2018. № 166.

IMPROVING HOUSING FOR CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE. ANALYSIS OF CHANGES IN LEGISLATION

Tarasova, Anna Yu., PhD in Law, Associate Professor, Head of Chair of International Law, Law Faculty,

Southern Federal University

ANNOTATION. The article considers ways to improve the new housing procedure for orphans, which operates in the Russian Federation since 01.01.2013. The procedure implies a two-stage provision of residential premises for orphans — first under a specialised fixed-term rental agreement, then, after its completion, under a termless rental agreement. There are a few changes and additions to this new housing procedure, coming into force on 01.01.2019. The changes are aimed at both improving the formation of a specialised social housing stock for this category of citizens, and adjusting the provisions concerning the agreement itself, the rights, duties and responsibilities of tenants of residential premises. Not all the changes can be assessed positively; some of them may lead to conflicts in administration of law, as well as create risks for violation of orphans' rights. On the whole, however, the new provisions are doubtlessly aimed at a better solution of the housing issue for children left without parental care — in respect of which the Russian Federation and its subjects bear a direct responsibility of providing residential premises. The article analyses the novelties of Federal Law 267 of 29.07.2018: "On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in terms of providing accommodation for orphans and children left without parental care".

KEYWORDS: housing stock; rental agreement for specialised residential premises; social rental agreement; eviction from premises; tenant's family members; termination of the rental agreement; sufficient housing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.