ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, СОЦИАЛЬНЫМ ЖИЛЬЕМ
PROBLEMS OF PROVIDING ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL CARE WITH SOCIAL HOUSING
УДК 342.924
Т.Е. СУЧКОВА, А.В. БОРИСОВА
кандидат юридических наук (Вятский государственный университет,
(Вятский государственный университет, Россия, г. Вятка)
Россия, г. Вятка) [email protected] [email protected]
TATYANA E. SUCHKOVA, ANNA V. BORISOVA
Candidate of Law (Vyatka State University, Vyatka, Russia)
(Vyatka State University, Vyatka, Russia)
Аннотация: дети, оказавшиеся без родительской заботы, как правило, являются менее защищенной группой населения ввиду того, что они не всегда полноценно могут оценить ситуацию. Проблема реализации ими своих жилищных прав остается в настоящее время по-прежнему острой. Некоторые проблемы осуществления прав касаются экономических составляющих, которые напрямую воздействуют на ситуацию с предоставлением бесплатной жилой площади в рамках государственной социальной поддержки. В работе авторами исследуются вопросы правоприменительной и судебной практики, возникающие при обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Поднимаются проблемы правового регулирования при предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма. Авторы на примере Кировской области анализируют соответствие регионального законодательства в указанной сфере федеральным нормам.
Ключевые слова: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; жилое помещение.
Для цитирования: Сучкова Т.Е., Борисова А.В. Проблемы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальным жильем // Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 2. С. 34-39.
Abstract: children who find themselves without parental care, as a rule, are a less protected group of the population in view of the fact that they can not always fully assess the situation. The problem of the exercise of their housing rights by them remains at present acute. Some problems of the exercise of rights relate to economic components that directly affect the situation with the provision of free living space in the framework of state social support. In the work, the authors investigate the issues of law enforcement and judicial practice that arise when providing orphans and children left without parental care with housing. The problems of legal
regulation when providing them with premises under social rental agreements are raised. The authors, using the example of the Kirov region, analyze the compliance of regional legislation in this area with federal standards.
Keywords: orphans, children left without parental care, living quarters.
For citation: Suchkova T.E., Borisova A.V. Problems of providing orphans and children without parental care with social housing // Problems of Law Enforcement Activity. 2020. № 2. P. 34-39.
В современной России, несомненно, огромное внимание уделяется обеспечению социальных гарантий граждан, ведь это и есть одна из основных целей нашего государства. Естественно, что данное положение, в первую очередь, применимо к наиболее уязвимым и незащищенным слоям населения, в число которых входят дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Согласно данным Федеральной службы статистики, количество лиц данной категории в возрасте до 18 лет, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, с 2015 по 2018 годы возросло более чем на 120 000 человек1. Государство осуществляет ряд мероприятий социальной поддержки, а предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений является одной из таких мер.
Однако в настоящее время существует острая нехватка жилых помещений. Раньше такие дети могли получить жилье по договору социального найма и в дальнейшем произвести незамедлительную процедуру приватизации. После осуществления данных действий вследствие своих правомочий они могли лишиться уже собственного жилья по ряду оснований, среди которых недобросовестные действия других лиц, незнание законодательства и многие другие. Иными словами, сироты и лица, оставшиеся без попечения, становились вновь нуждающимися в жилых помещениях. Подобная ситуация и послужила поводом для изменения законодательства в данной сфере. Но, несмотря на вступление нового закона в силу2 (далее - Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ), ряд вопросов остается актуальным и в настоящее время.
1 Электронный ресурс URL: http://old.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ motherhood/# (Дата обращения 20.03.2020)
2 Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. 05.03.2012.
№ 10. Ст. 1163.
Если до принятия нового закона способом обеспечения жилыми помещениями было предоставление их из жилищного фонда социального использования, согласно правовым подходам Верховного суда РФ, сложилось правило обеспечения жильем из расчета всех членов семьи ребенка-сироты, то с 1 января 2013 года произошел переход на новый порядок жилищного обеспечения, что повлекло корректировку правоприменительного подхода, что было обусловлено изменением категории жилищного фонда социального использования на жилищный фонд, который предназначен целенаправленно для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с позицией Конституционного суда РФ [1] измененный порядок жилищного обеспечения предполагает предоставление жилого помещения лишь льготной категории граждан в форме по расчету нормы предоставления на него. Новый подход должен проявляться через промежуточное предоставление жилья с ограниченным режимом использования с закреплением в дальнейшем этого же жилого помещения на условиях социального найма. Однако Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ, направленный на повышение правовых гарантий в сфере жилищного обеспечения детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, на практике привел к ущемлению прав данной категории лиц.
Такое конституционное истолкование нового подхода противоречит сложившейся до 1 января 2013 г. судебной практике [2], а также констатирует ущемление в новом законе правовых гарантий детей-сирот по сравнению с ранее действовавшей редакцией Жилищного кодекса РФ и ФЗ № 159-ФЗ3.
В соответствии с действующим законодательством обязанность обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на субъекты
3 Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. 23.12.1996. № 52. Ст. 5880.
Российской Федерации4. В субъектах РФ вопросами реализации полномочий по обеспечению детей-сирот жильем занимаются различные органы, а иногда сразу несколько ведомств, курирующих вопросы образования и науки, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, земельно-имущественных отношений5. В ряде регионов полномочия по освоению выделенных средств переданы на муниципальный уровень6. Несмотря на единый механизм формирования списка нуждающихся, регулирование данного вопроса относится к ведению субъектов России, где практика учета нуждающихся формировалась неодинаково, в каждом регионе сформировались определенные особенности как при учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и при разработке порядка их жилищного обеспечения.
Об отсутствии комплексного подхода свидетельствует и тот факт, что в 2017 году более половины построенного и приобретенного жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пришлось на 16 регионов7. При этом в них проживает лишь около 33% претендентов на жилье. При этом необходимо отметить, что предоставляемая жилая площадь не всегда соответствует санитарным и техническим нормам.
Некоторые юристы полагают, что вопрос практической реализации прав данной группы населения до сих пор не урегулирован [3, с. 29-36]. Контрадикторные нормы федерального законодательства и законодательства субъектового остаются неясными для зачастую, юридически неграмотных детей-сирот, и, как следствие, доказать
4 Там же.
5 Закон Кировской области от 04.12.2012 № 222-ЗО (с изм. от 03.10.2019) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию» // Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области. 20.02.2013. № 1(145) (часть 1). Ст. 5104.
6 Постановление Администрации Омутнинского муниципального района Кировской области от 29.01.2013 г № 188 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - URL: https://base. garant.ru/17285990/ (дата обращения: 18.03.2020); Постановление Администрации Нагорского района Кировской области от 28.02.2019 № 134-П «Об утверждении положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - URL: http://nagorskadm.ru/documents/2964.html (дата обращения: 18.03.2020)
7 Электронный ресурс URL: http://www.ach.gov.ru/press_
center/news/35701 (дата обращения: 23.03.2020)
свое право на получение жилья детям-сиротам самостоятельно становится весьма проблематично.
Примером данной проблемы можно рассмотреть пункт 3 статьи 19 Закона Кировской области от 4 декабря 2012 года № 222-ЗО8, содержащий в себе следующее положение о том, что в списках органов опеки и попечительства таких муниципальных образований, как города Вятские Поляны, Киров, Кирово-Чепецк, Ко-тельнич или Слободской могут включаться и лица, которые указаны в вышеупомянутом законе, а также выявленные и первично учтенные в категории детей, которые остались без попечения родителей, соответственно на территориях вышеперечисленных муниципальных образований. Данный факт свидетельствует о прямом нарушении статьи 27 Конституции РФ, согласно которой каждый законно находящийся на территории Российской Федерации имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Для сравнения представим выдержку из п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года, где идет ссылка на то, что данной категории лиц, в случае если они не наниматели жилья по договорам социального найма, не члены семьи нанимателя жилого помещения по такому договору или собственники жилых помещений, кроме данной категории лиц, которые считаются нанимателями жилья по договорам социального найма, членами семьи нанимателя или собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях будет признано невозможным, региональные органы исполнительной власти, на чьей территории расположено место жительства рассматриваемой категории лиц, в специально установленном порядке могут однократно предоставляться благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Необходимо отметить, что в качестве места жительства принимается фактическое место проживания, а не место регистрации [4, п. 12].
Но при разрешении проблем выявляются все новые и новые трудности. Так, помещения, предоставляемые детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, в целом со-
8 Закон Кировской области от 04.12.2012 № 222-ЗО (с изм. от 03.10.2019) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию» // «Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области», 20.02.2013, № 1(145) (часть 1), ст. 5104.
ответствуя установленным законодательством требованиям, фактически не пригодны для проживания. Причиной, как правило, служит недостаточное финансирование. Несмотря на то, что каждый год для достижения данных целей выделяется огромное количество финансовых ресурсов (более 30 млрд руб.) из бюджетов всех уровней, по-прежнему в некоторых субъектах потребность в финансах превосходит выделяемые объемы. В процессе мониторинга была выявлена недостаточность средств более чем в 30% регионов. По мнению Счетной палаты России, в настоящее время для краткосрочного оперативного обеспечения жильем всех очередников необходимо порядка 168 млрд рублей, что в 5 раз больше, чем ежегодно выделяется на эти цели [5]. Кроме того, низкое качество предоставляемого жилья обусловливается не только недостаточным финансированием строительства и отсутствием заинтересованности застройщиков в строительстве подобного рода жилой площади, но и намеренным затягиванием сроков строительства, что служит одной из причин формирования очередей из нуждающихся.
Среди причин образования очередей можно выделить также тот факт, что приобретение муниципальными органами жилых помещений в целях предоставления данной категории лиц, осуществляется по завышенным ценам. Так, Контрольно-счетная палата Кировской области выявила покупку 131 квартиры для детей-сирот по ценам выше рыночных на общую сумму 30 млн рублей, хотя из выданных квартир 22 были признаны аварийными. А с учетом рыночной стоимости могло быть приобретено на 47 квартир больше [6].
В целях разрешения данного вопроса необходимо создание федерального органа исполнительной власти, целевым ориентиром которого будет осуществление нормативно-правового регулирования, установление единых подходов в принятии детей-сирот на учет, приобретении и распределении жилья. Новый эффективный механизм должен уменьшить очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с реализацией таких мер, как создание общежитий и социальных гостиниц, имеющих необходимые достойные условия для временного проживания на период обучения, службы или предоставления постоянного жилья, заключение контрактов со строительными компаниями по постройке социального жилья по ценам ниже рыночных.
Кроме того, остро стоит проблема возрастного ограничения при постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, закрепленная федеральным законодательством.
До 2019 года возможность постановки на учет была предусмотрена для данной категории лиц по достижении совершеннолетия. Однако с января 2019 г. порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, изменился. В настоящее время постановка на учет есть обязанность законных представителей, при достижении ребенком четырнадцати лет9. А в случае бездействия законных представителей в течение 3-х месяцев после исполнения подопечному четырнадцати лет - на органы опеки. С восемнадцати и до двадцати трех лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут обратиться с заявлением лично для постановки на учет10. Следовательно, чтобы реализовать свое право на получение жилья вне очереди, граждане данной категории должны были встать на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. При достижении указанного в законе возраста, а именно - 23-летия, указанная категория лиц уже не имеет право на предусмотренные федеральным законодательством меры социальной поддержки, так как они перестают соответствовать одному из закрепленных законодателем условий получения такой социальной поддержки11.
Однако нельзя ставить отказ в постановке на учет только в зависимость от предельного возраста заявителя - двадцать три года. Следует учитывать и причины, по которым такие граждане пропустили установленный законом срок. В этой связи суды выясняли причины, по которым истец своевременно не осуществил постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. При выяснении и установлении причин уважительными судам необходимо удовлетворить требование об обеспечении истца во внеочередном порядке жильем по договору социального найма [7]. Считаем необходимым введение на законодательном уровне четкого и регламентированного перечня уважительных причин, что поспособствует снижению загруженности судов и разрешению споров в досудебном порядке.
Необходимо отметить, что основной причиной является необоснованный отказ уполномоченных органов, вызванный прежде всего правовой неосведомленностью и некомпетент-
9 Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. 23.12.1996. № 52. Ст. 5880.
10 Там же.
11 Там же.
ностью. Самым распространенным основанием отказа является отсутствие регистрации заявителя по месту жительства. Согласно разъяснениям Министерства образования и науки РФ, данным в 2016 году, наличие у гражданина Российской Федерации регистрации по месту пребывания или по месту жительства на территории полномочий органов опеки и попечительства не должно являться приоритетным условием для удовлетворения заявлений граждан в рассматриваемых случаях [8].
Данный факт наглядно подтверждает имеющуюся правовую неграмотность уполномоченных органов, что свидетельствует о необходимости создания единого федерального органа исполнительной власти, занимающегося непосредственно вопросами, касающимися детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Итак, исходя из наличия многочисленных проблем, подтверждаемых имеющейся правоприменительной и судебной практикой, считаем необходимым закрепить на законодательном уровне определенный перечень причин, согласно которым дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по достижении
ими двадцатитрехлетнего возраста будут иметь право постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Это даст им возможность получить социальную поддержку от государства в виде жилого помещения.
Таким образом, проблема обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит многосторонний характер и должна решаться комплексно. Прежде всего необходимо увеличение финансирования из федерального бюджета как строительства жилых помещений для данной категории лиц, так и финансирование органов, занимающихся вопросами обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением. А переломить тенденцию роста очередей на жилье станет возможно лишь тогда, когда проблема обеспечения указанной категории лиц жилыми помещениями будет курироваться уполномоченным на решение поставленных вопросов единым органом исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.
Все эти меры способствуют защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Литература -
1. Определение Конституционного Суда РФ от 24.01.2013 № 120-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Серебренникова Николая Сергеевича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» -[Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB &n=320188#016678164371424165 (дата обращения: 10.03.2020).
2. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.05.2011 №43-Г11-9 -[Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://dogovor-urist.ru/%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0 %BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE/43-%D0%B311-9/ (дата обращения: 02.03.2020).
3. Сизов С.К., Бабин И.Г. Проблемные вопросы, относимые к жилищным правам детей-сирот и возможные пути решения / Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. - Москва: МЦНО, 2017. № 4(6).
4. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2016), (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2017. № 10-11.
5. Задача обеспечения жильем детей-сирот эффективно не решается. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www. ach.gov.ru/press_center/news/35701 (дата обращения: 09.03.2020).
6. О результатах проверки законности и результативности использования субвенций на жилые помещения для детей-сирот. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.ksp43.ru/control-and-analytical/989 (дата обращения: 09.03.2020).
7. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.04.2016 № 89-КГ15-21 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-11042016-n-89-kg15-21/ (дата обращения: 21.03.2020).
8. ФМС: отсутствие регистрации у сирот не является основанием для отказа в пособиях - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://tass.ru/obschestvo/2778991 (дата обращения: 03.03.2020).
= References =
1. Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 24.01.2013 № 120-0 «Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanina Serebrennikova Nikolaya Sergeevicha na narushenie ego konstitucionnyh prav abzacem vtorym punkta 1 stat'i 8 Federal'nogo zakona «O dopolnitel'nyh garantiyah po social'noj podderzhke detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej» -[Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=320188#016678164371424165 (data obrashcheniya: 10.03.2020).
2. Opredelenie Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 11.05.2011 №43-G11-9 -[Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https:// dogovor-urist.ru/%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B A%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE/43-%D0%B311-9/ (data obrashcheniya: 02.03.2020).
3. Sizov S.K., Babin I.G. Problemnye voprosy, otnosimye k zhilishchnym pravam detej-sirot i vozmozhnye puti resheniya / Nauchnyj forum: YUrisprudenciya, istoriya, sociologiya, politologiya i filosofiya: sb. st. po materialam VI mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Moskva: MCNO, 2017. № 4(6).
4. Obzor sudebnoj praktiki Verhovnogo Suda RF № 4 (2016g), (utv. Prezidiumom Verhovnogo Suda RF 20.12.2016) // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. 2017. № 10-11.
5. Zadacha obespecheniya zhil'em detej-sirot effektivno ne reshaetsya. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www.ach. gov.ru/press_center/news/35701 (data obrashcheniya: 09.03.2020).
6. O rezul'tatah proverki zakonnosti i rezul'tativnosti ispol'zovaniya subvencij na zhilye pomeshcheniya dlya detej-sirot. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www.ksp43.ru/control-and-analytical/989 (data obrashcheniya: 09.03.2020).
7. Opredelenie Sudebnoj kollegii po grazhdanskim delam Verhovnogo Suda RF ot 11.04.2016 № 89-KG15-21 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-11042016-n-89-kg15-21/ (data obrashcheniya: 21.03.2020).
8. FMS: otsutstvie registracii u sirot ne yavlyaetsya osnovaniem dlya otkaza v posobiyah - [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://tass.ru/obschestvo/2778991 (data obrashcheniya: 03.03.2020).
(статья сдана в редакцию 26.03.2020)
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА СОТРУДНИКА
ПОЛИЦИИ XXI ВЕКА
MASS MEDIA AS ONE OF THE FACTORS OF FORMING THE IMAGE OF A POLICE OFFICER OF THE XXI CENTURY
УДК 342.9:351.74
С.В. ЦВЕТОВ
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]
SERGEY V. TSVETOV
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
А.Ю. РЫБАЛЬЧЕНКО
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]
ANTON YU. RYBALCHENKO
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в данной статье рассмотрено влияние средств массовой информации на формирование положительного образа сотрудника полиции в современном обществе. При этом первоочередной задачей остается равновесие интересов государства и населения. Уделено внимание влиянию наиболее распространенных средств массовой информации. Эффективность выполнения сотрудниками полиции своих первоочередных задач во многом зависит от уровня доверия граждан и их взаимодействия с ними, как с представителями органов государственной власти. В соответствии с Федеральным законом «О полиции» сотрудники обязаны использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру. В этой связи необходимо учитывать положительный опыт зарубежных стран в данной области, с учетом отечественной практики подобных исследований. Также в данной статье были изучены статистические данные Всероссийского центра изучения общественного мнения. Исследование различных факторов, влияющих на формирование образа сотрудника полиции, позволит спрогнозировать определенные подходы к совершенствованию подготовки сотрудников полиции, которые будут адаптированы к новым технологическим вызовам.
Ключевые слова: средства массовой информации, сотрудник полиции, общественное мнение, влияние, позитивный имидж, образ сотрудника.
Для цитирования: Цветов С.В., Рыбальченко А.Ю. Средства массовой информации как один из факторов формирования образа сотрудника полиции XXI века // Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 2. С. 40-43.