Научная статья на тему 'Проблемные вопросы судебной защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей'

Проблемные вопросы судебной защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1815
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ / ORPHAN CHILDREN / CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT / JUDICIAL CHILD PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жиляева С. К.

Рассматриваются вопросы судебной защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дается краткая характеристика наиболее распространенных требований по искам, связанным с нарушением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день наиболее острая проблема — обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. Ситуация с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями в субъектах Российской Федерации разная и зависит от их финансовой обеспеченности. В дотационных регионах этот вопрос решается весьма сложно. Автором обозначены проблемы исполнения решений судов, обязывающих субъекты Российской Федерации обеспечить жилыми помещениями конкретных лиц из числа детей-сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM QUESTIONS OF JUDICIAL PROTECTION OF THE RIGHTS OF CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT

In this article questions of judicial protection of the rights of orphan children and children without parental support are considered. In article the short characteristic of the most widespread requirements for the claims connected with violation of the rights of orphan children and children without parental support is given. In article it is noted that, today the most acute problem is providing orphan children with premises. The situation with providing orphan children with premises in subjects of the Russian Federation different also depends on their financial security. In subsidized regions this question is solved very difficult. The author designated problems of execution of the decisions of the courts, obliging subjects of the Russian Federation to provide with premises of particular persons from among orphan children.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы судебной защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

С.К. ЖИЛЯЕВА,

кандидат юридических наук, доцент, на чальник кафедры гражданско-правовых и экономических дисциплин

Орловского юридического института МВД России, полковник полиции Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

E-mail: zhilyaevask@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы судебной защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дается краткая характеристика наиболее распространенных требований по искам, связанным с нарушением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На сегодняшний день наиболее острая проблема — обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. Ситуация с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями в субъектах Российской Федерации разная и зависит от их финансовой обеспеченности. В дотационных регионах этот вопрос решается весьма сложно.

Автором обозначены проблемы исполнения решений судов, обязывающих субъекты Российской Федерации обеспечить жилыми помещениями конкретных лиц из числа детей-сирот.

Ключевые слова: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; судебная защита детей.

PROBLEM QUESTIONS OF JUDICIAL PROTECTION OF THE RIGHTS OF CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT

S.K. ZHILYAEVA,

candidate of jurisprudence, assistant professor, chief of chair of civil-law and economic disciplines of the Ministry of Internal Affairs Oryol legal institute of Russia, colonel of police

Annotation. In this article questions of judicial protection of the rights of orphan children and children without parental support are considered. In article the short characteristic of the most widespread requirements for the claims connected with violation of the rights of orphan children and children without parental support is given.

In article it is noted that, today the most acute problem is providing orphan children with premises. The situation with providing orphan children with premises in subjects of the Russian Federation different also depends on their financial security. In subsidized regions this question is solved very difficult.

The author designated problems of execution of the decisions of the courts, obliging subjects of the Russian Federation to provide with premises of particular persons from among orphan children.

Keywords: orphan children; children without parental support; judicial child protection.

Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по общеустановленным правилам, т.е. в порядке, установленном процессуальным законодательством.

Необходимость судебной защиты возникает в случае нарушения прав и законных интересов действиями, бездействием или решениями третьих лиц. В отдельных случаях удается урегулировать вопрос в «мировом», претензионном порядке. Когда стороны путем переговоров приходят к урегулированию спорного вопроса, то необходимость обращения в суд отпадает. Однако, к сожалению, нарушения прав детей являются неотъемлемой частью современной действительности.

Как показывает практика, наиболее часто в суд предъявляются и рассматриваются такие требования, которые направлены на то, чтобы:

а) обязать органы исполнительной власти и местного самоуправления предоставить детям жилые помещения;

б) обязать органы исполнительной власти и местного самоуправления привести имеющееся жилье в состояние, пригодное для проживания детей;

в) получить возмещение убытков, в том числе упущенной выгоды, которую ребенок мог бы получить, но не получил;

г) признать незаконным неправомерный отказ органов исполнительной власти в постановке на учет ребенка-сироты как нуждающегося в жилье по договору социального найма;

д) признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в неустановлении попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и т.п.1.

Учитывая, что предоставление детям-сиротам жилых помещений является наиболее острой пробле-

1 Шашкова О.В. Комментарий к ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» / под ред. Т.С. Гусевой. «ЭлКниги», 2012.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

мой, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в декабре 2009 г. направил парламентский запрос высшим должностным лицам 46 субъектов Российской Федерации по вопросу реализации Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части обеспечения жилой площадью. Обобщив информацию об ответах на указанный парламентский запрос, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации выразил серьезную обеспокоенность в связи с неудовлетворительным состоянием финансирования мероприятий, связанных с реализацией жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее — дети-сироты)2.

В целом по всем субъектам Российской Федерации за последние три года жильем обеспечено более 26 тыс. детей-сирот, из них 10,8 тыс. — в 2009 г. Однако, по состоянию на 1 января 2010 г. около 60 тыс. детей-сирот не были обеспечены жилыми помещениями в соответствии с указанным Федеральным законом. Всего же на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении состоит 183 069 детей-сирот3.

Во исполнение поручения Президента РФ Генеральная прокуратура России в январе 2010 г. провела проверку исполнения субъектами Российской Федерации законодательства в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Она показала, что одной из основных причин несвоевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот является проблема финансирования.

Ситуация с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями в субъектах Российской Федерации разная и зависит от их финансовой обеспеченности. В дотационных регионах этот вопрос решается весьма сложно.

Не решают проблему и предоставляемые на эти цели субсидии из федерального бюджета в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1203 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под

опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения»4. Выделяемые субсидии явно недостаточны для решения проблемы обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.

К примеру, в 2009 г. из федерального бюджета субсидия на эти цели Иркутской области не выделялась, в то время как для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями региону необходимо более шести млрд руб.; Кемеровской области требуется 6,3 млрд руб., а из федерального бюджета направлено около 15,99 млн руб.; Забайкальскому краю необходимо пять млрд руб., выделено 2,01 млн руб. В 2010 г. для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями предусмотрены субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в размере лишь 1105,38 млн руб.5.

Предусмотренные на 2010 г. бюджетами субъектов РФ средства на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот не позволили исполнить даже решения судов, обязывающие субъекты РФ обеспечить жилыми помещениями конкретных лиц из числа детей-сирот.

По данным Федеральной службы судебных приставов, в 2009 г. на принудительном исполнении находилось 1830 исполнительных документов, взыскателями по которым являются дети-сироты.

По информации Генеральной прокуратуры РФ, несвоевременное исполнение решений судов обусловлено отсутствием в собственности субъектов РФ и му-

2 Постановление СФ ФС РФ от 25 декабря 2009 г. № 554-СФ «О парламентском запросе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации по вопросу реализации Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части обеспечения жилой площадью» // КонсультантПлюс, 2012.

3 Обращение СФ ФС РФ от 19 июля 2010 г. № 372-СФ «К Правительству Российской Федерации по вопросу реализации жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» // КонсультантПлюс, 2012.

4 Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1203 (ред. от 30 декабря 2011 г.) «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» // Кон-сультантПлюс, 2012.

5 Обращение СФ ФС РФ от 19 июля 2010 г. № 372-СФ «К Правительству Российской Федерации по вопросу реализации жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» // КонсультантПлюс, 2012.

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

ниципальных образований свободных жилых помещений и необходимостью приобретения их на рынке первичного либо вторичного жилья на конкурсной основе. Совет Федерации Федерального Собрания РФ считает, что дети-сироты в большей степени, чем кто-либо, нуждаются в поддержке и помощи государства. У выпускников детских учреждений, не имеющих жилой площади, нигде не зарегистрированных, затруднены возможности трудоустройства и получения квалифицированной медицинской помощи. Кроме того, отсутствие жилого помещения увеличивает риск асоциального поведения указанной категории граждан, что негативно влияет на общество в целом.

В связи с изложенным Совет Федерации Федерального Собрания РФ предложил Правительству РФ рассмотреть вопрос об увеличении размера субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями с учетом расходов, необходимых для исполнения субъектами РФ судебных решений6.

Что касается исковых заявлений, то в одном исковом заявлении может быть одновременно заявлено несколько требований как имущественного, так и неимущественного характера, связанных между собой. То действие, о совершении которого истец просит, т.е. само исковое требование называется содержанием искового требования. Например, содержанием иска может быть признание права ребенка, оставшегося без попечения родителей, на получение пособия.

Истцами по делу являются лица, которые подают исковое заявление. Как указано в ст. 10 ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в качестве истцов за защитой своих прав могут обращаться дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор7.

Законными представителями несовершеннолетних, согласно п. 1 ст. 52 ГПК РФ, могут являться родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которыми для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются органы опеки и попечительства8.

Права опекунов и попечителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждаются опекунским удостоверением. Оно выдается органами опеки и попечительства.

Функции опеки или попечительства в отношении ребенка орган опеки и попечительства вправе взять на себя, если ребенку, нуждающемуся в опеке (попечительстве), в течение одного месяца не назначен опекун (попечитель). Специализированное учреждение — приют, реабилитационный центр, в которое ребенок может быть временно помещен, пока решается вопрос о выборе формы его постоянного устройства, не может выполнять функции законного представителя, в том числе обращаться в суд за защитой интересов ребенка. Права и обязанности опекуна (попечителя) остаются только за органами опеки и попечительства.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защите семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защите, включая социальное обеспечение; обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, охране здоровья, включая медицинскую помощь, обеспечении права на благоприятную окружающую среду, образование.

Из приведенного положения следует, что прокурор вправе по своей инициативе обратиться за защитой прав ребенка, являющегося сиротой или оставленного без попечения родителей, а также по заявлению лица, достигшего совершеннолетия, о нарушении его прав — за защитой прав такого лица.

6 Обращение СФ ФС РФ от 19 июля 2010 г. № 372-СФ «К Правительству Российской Федерации по вопросу реализации жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» // КонсультантПлюс, 2012.

7 Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 21 ноября 2011 г., с изм. от 29 февраля 2012 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Консультант-Плюс, 2012.

8 ГПК РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 23 апреля 2012 г.) // КонсультантПлюс, 2012.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

Ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, может самостоятельно защищать свои права по достижении совершеннолетия, ссылаясь при этом на нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Например, В. обратился в суд с иском к отделу по учету и распределению жилплощади мэрии г. Ульяновска о признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением и обеспечение жилым помещением за счет средств муниципального жилищного фонда. По данному делу суд сделал вывод о том, что поскольку за В. закреплено жилое помещение в г. Барыше, право на которое в силу п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» сохраняется за ним на период пребывания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободыI, право на внеочередное получение социального жилого помещения у него не возникло, и на этом основании отказал В. в удовлетворении иска9.

В последнее время большое внимание органы прокуратуры РФ уделяют исправлению ситуации, связанной с непредоставлением в срок жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Генеральной прокуратурой РФ с привлечением прокуроров субъектов РФ проводятся регулярные проверки соблюдения законодательства о защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также исполнения расходных обязательств по финансированию мероприятий по обеспечению жильем данной категории граждан. Ведь в некоторых субъектах РФ дети-сироты ждут квартиры годами.

Основаниями для обращения в суд работников прокуратуры чаще всего являются результаты проверок по обращениям из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или их законных представителей.

Так, прокуратурой Астраханской области по обращению гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была проведена проверка по факту нарушения его жилищных прав, в результате которой было выявлено, что гражданин, достигший совершеннолетия, имеет право на внеочередное получение жилого помещения в соответствии со ст. 6 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей» и вправе защищать свои права в судебном порядке. В силу того, что из-за недостаточности образовательного уровня гражданин не смог самостоятельно обратиться в суд, а в силу материального положения — за квалифицированной юридической помощью к адвокату, прокурором области в интересах этого гражданина был предъявлен в Кировский районный суд иск к исполнительным органам власти о предоставлении ему жилого помещения согласно установленным социальным нормам10.

Ответчиками по делу являются лица, к которым обращен иск. В качестве ответчиков могут выступать:

а) любые граждане, в том числе родители несовершеннолетнего, его родственники, соседи, иные нарушители его прав;

б) государственные учреждения, центры, государственные органы, в том числе в лице их территориальных управлений, отделений, других органов на местах;

в) органы местного самоуправления;

г) должностные лица вышеуказанных органов;

д) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в том числе коммерческие и некоммерческие организации.

В суде истцу необходимо доказать обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование заявленных им требований. Например, по иску о незаконном непредоставлении в срок жилья ребенку, оставшемуся без попечения родителей, истцу необходимо доказать наличие у ребенка права, предоставленного Законом, на получение жилья и факт отсутствия у него другого пригодного для проживания жилья.

Иски подаются в суд общей юрисдикции. В зависимости от категории дела, его рассмотрение относится или к компетенции мирового судьи (например, имущественные требования в сумме до 100 тыс. руб.), или к компетенции районного (городского) суда.

Требования к оформлению искового заявления, перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению, установлены в ст. 131, 132 ГПК РФ.

Прокуроры и истцы при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка освобождены от оплаты государственной пошлины (ст. 333.36 НК РФ).

9 Определение Ульяновского областного суда от 10 февраля 2009 г. URL://http://www.uloblsud.ru/ Мех^р?орйоп=сот_соп-tent&task=view&id= 192&Itemid=63&idCard= 11767.

10 Прокуратура Астраханской области. URL://http://www.astr-prok.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.