Научная статья на тему 'К вопросу о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

К вопросу о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1736
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
дети-сироты / несовершеннолетние / государственная поддержка / гарантии / гарантии социальной поддержки / защита прав детей. / orphan children / children / state suppport / guarantees / guarantees of social support / protection of the rights of children.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вдовина В. В.

Статья посвящена государственной поддержке в Российской Федерации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Объектом исследования является государственная политика по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предметом исследования выступает нормативно-правовая база, устанавливающая гарантии социальной поддержки детямсиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT ADDITIONAL GUARANTEES ON SOCIAL SUPPORT OF CHILDREN-ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

The article deals with state support in the Russian Federation of orphan children and children without parental support. An object of a research is state policy on social support of orphan children and children without parental support. An object of research is laws, which guarantee social support to orphan children and children without parental support. Authors analyzes of the regional legislation, which establishes additional guarantees of social support of orphan children and children without parental support.

Текст научной работы на тему «К вопросу о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

178

JURISPRUDENCE / <<Ш^ШетиМ-ШУ©Ма1>>#91Ш,2©1]9

УДК: 349.3

Вдовина В.В.

Студент

Оренбургский Государственный Университет Юридический факультет Научный руководитель: Рузаева Елена Михайловна DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10254 К ВОПРОСУ О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Vdovina Viktoriya Vladimirovna

student

Orenburg state University Law faculty Supervisor: Ruzaeva E. M.

TO THE QUESTION ABOUT ADDITIONAL GUARANTEES ON SOCIAL SUPPORT OF CHILDREN-ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

Аннотация.

Статья посвящена государственной поддержке в Российской Федерации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Объектом исследования является государственная политика по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предметом исследования выступает нормативно-правовая база, устанавливающая гарантии социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Abstract.

The article deals with state support in the Russian Federation of orphan children and children without parental support. An object of a research is state policy on social support of orphan children and children without parental support. An object of research is laws, which guarantee social support to orphan children and children without parental support. Authors analyzes of the regional legislation, which establishes additional guarantees of social support of orphan children and children without parental support.

Ключевые слова: дети-сироты, несовершеннолетние, государственная поддержка, гарантии, гарантии социальной поддержки, защита прав детей.

Key words: orphan children, children, state suppport, guarantees, guarantees of social support, protection of the rights of children.

Защите прав и интересов детей повышенное внимание уделяют как на российском, так и международном уровне. В частности, в 1990 году была принята Конвенция о правах ребенка, которая была ратифицирована государственными органами власти СССР, действие данной конвенции распространяется и на нынешние реалии. Кроме того, одной из целей государственной политики Российской Федерации в интересах детей согласно Федеральному Закону «Об основных гарантиях прав ребенка» является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений. Во исполнение данной цели и, тем самым обеспечивая и защищая права детей, на федеральном и региональном уровнях создаются специальные институты - Уполномоченные по правам ребенка.

Необходимо отметить тот факт, что в настоящее время все более актуальна проблема увеличения количества детей, оставшихся без попечения родителей. По статистическим данным на 2018 г. в

Российской Федерации 57 тысяч детей лишились родителей либо их опеки.

Вопрос защиты прав детей, особенно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является актуальным, поскольку данная категория нуждается в особой защите и поддержке со стороны государства.

Указом Президента РФ от 29.05.2017 г. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства 2018 - 2027 годы объявлены в Российской Федерации Десятилетием Детства. Мероприятия, проведенные под эгидой «Десятилетия детства», должны повысить уровень жизни несовершеннолетних в стране, снизить смертность детей и уменьшить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

А.В. Прялухина отмечает, что «жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - один из острейших социальных вопросов современного российского общества» [9, С - 116]. Статья 16 Европейской Социальной Хартии содержит требование от государств-участников развития экономической, правовой и социальной

<<ШУШетиМ~^®У©Ма1>#9(113)),2Ш9 / JURISPRUDENCE

защиты семейной жизни посредством социальных и семейных льгот» [1]. Государства должны защищать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и закреплять ряд гарантий.

Декларация прав ребенка от 20.11.1959 г. закрепляет, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения. Конвенция «О правах ребенка» от 20.11.1989 г. обязывает государства защищать и помогать детям, которые лишены своего семейного окружения [2]. Конституция Российской Федерации закрепляет за государством обязанность по защите детства и предоставлению гарантий социальной защиты [3]. Семейный кодекс Российской Федерации конкретизирует данную норму и закрепляет обязанность органов опеки и попечительства осуществлять социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [4]. В Семейном Кодексе Российской Федерации также закреплено, что «если международным договором Российской Федерации устанавливаются иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора» [4].

При отсутствии родительской опеки государство устанавливает и нормативно закрепляет достаточно широкий перечень гарантий. В связи с этим немаловажным является то, что согласно разъяснению Верховного суда в тех спорах, где вопрос касается социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подлежит применению общий срок исковой давности [5].

К основным мерам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно отнести:

- назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца;

- выплаты социальной стипендии во время обучения на очной форме в образовательном учреждении среднего и высшего образования;

- полного государственного обеспечения сезонной одеждой, обувью, учебными принадлежностями и иными предметами первой необходимости;

- заработной платы в период производственной практики, а также другие меры.

Дополнительные гарантии для детей-сирот устанавливаются и на региональном уровне.

Например, на территории Оренбургской области действует Постановление Правительства Оренбургской области от 7 августа 2014 года N 552-п «Об утверждении порядков предоставления дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, на территории Оренбургской области». Данный нормативно-правовой акт устанавливает меры поддержки детей, потерявших родителей, а именно закрепляет:

179

- порядок выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

- порядок обеспечения выпускников - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучавшихся за счет средств областного бюджета в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, по очной форме обучения, одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием;

- порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся за счет средств областного бюджета по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения, одеждой, обувью, мягким инвентарем.

В некоторых регионах приняты специализированные социальные кодифицированные акты, которые в том числе закрепляют дополнительные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Например, в Ярославской области принят Социальный кодекс, который предусматривает для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возможность санаторно-курортного лечения. Но, претенденты на такое лечение могут рассчитывать не более одного раза в год и должны иметь медицинское заключение, согласно которому можно сделать вывод о нуждаемости в данном лечении. Социальный кодекс Санкт-Петербурга устанавливает, что при предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам, академического отпуска по медицинским показаниям, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет за ними на весь период данных отпусков сохраняется полное государственное обеспечение и выплачивается государственная социальная стипендия.

Федеральное и региональное законодательство Российской Федерации устанавливает достаточно широкий перечень гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Однако, более детально проанализировав региональное законодательство в этой сфере, можно сделать вывод о том, что самостоятельная правотворческая деятельность в сфере установления дополнительных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации находится на достаточно низком уровне и нуждается в дальнейшем развитии [7].

180

JURISPRUDENCE / <<Ш^Ш(МУМ-ШУГМа1>>#9(1Ш,2(0]9

В заключении хотелось бы отметить, что повысить уровень жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно только общими усилиями государства и общества. Особое внимание необходимо уделить расширению социальных гарантий данной категории граждан путем их закрепления в нормативных актах регионального уровня.

Литература:

1. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 120807/ (дата обращения 16.04.2019).

2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 9959/ (дата обращения 16.04.2019).

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 28399/ (дата обращения: 16.04.2019).

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ / Правовой Сервер Консуль-

тантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 16.04.2019);

5. Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2013 № 31-КГ13-2 / Портал «Гражданский ко -декс. Законы, комментарии, судебная практика» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lawnotes.ru/pract/Opredelenie-VS-RF-N-9-KG13-2-ot-17-maya-2013-g./ (дата обращения: 16.04.2019);

6. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/71684480/#friends (дата обращения: 16.04.2019);

7. Рузаева Е.М. Пути модернизации системы обязательного социального страхования в предмете трудового права / Е.М. Рузаева // Известия Оренбургского государственного аграрного университет. — 2015 — № 3. — С.348.

8. Куралин В.В. Государственная поддержка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Российский и зарубежный опыт / В.В. Куралин, К.Г. Пинаева // Юридический факт. — 2018. — № 28. — С. 107-118.

9. Прялухина А.В. Психологический анализ готовности кандидатов к замещающему родительству / А.В. Прялухина, О.Н. Тузова // Казанский педагогический журнал. — 2015. — № 5-2 (112). — С. 379-384.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.