Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ВОСПИТАНИИ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ'

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ВОСПИТАНИИ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
169
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ЗАМЕЩАЮЩИЕ СЕМЬИ / ПОДОПЕЧНЫЙ / ОБСЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбачев А. Н., Жолнерова Л. К.

В статье исследуются вопросы, совершенствования механизма защиты прав детей, находящихся на воспитании в замещающих семьях. В процессе обследования условий жизни несовершеннолетнего предлагается использовать анкету уровня благополучия, заполняемую при непосредственном участии подопечного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF IMPROVING THE MECHANISM OF PROTECTING THE RIGHTS OF CHILDREN IN FOUNDATION IN SUBSTITUTE FAMILIES

The article examines the issues of improving the mechanism for protecting the rights of children who are in foster care. In the process of examining the living conditions of a minor, it is proposed to use a questionnaire on the level of well-being, completed with the direct participation of the ward.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ВОСПИТАНИИ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ»

УДК 347.642

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ВОСПИТАНИИ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ

Горбачев А.Н.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Жолнерова Л.К.

Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области

В статье исследуются вопросы, совершенствования механизма защиты прав детей, находящихся на воспитании в замещающих семьях. В процессе обследования условий жизни несовершеннолетнего предлагается использовать анкету уровня благополучия, заполняемую при непосредственном участии подопечного. Ключевые слова: опека и попечительство, замещающие семьи, подопечный, обследование условий жизни несовершеннолетнего

Актуальные задачи органов опеки и попечительства определены Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 [3]. В соответствии с данным Указом на территории Брянской области реализуется Межведомственный комплекс дополнительных мер, направленных на совершенствование работы организаций и органов системы профилактики в целях защиты прав и интересов несовершеннолетних подопечных, находящихся на воспитании в семьях и под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и недопущения их гибели и жестокого обращения с ними, на 2018-2020 годы (далее - Межведомственный комплекс), утвержденный распоряжением Губернатора Брянской области от 12 марта 2018 года № 217-рг [13].

В соответствии с положениями Межведомственного комплекса в регионе проводятся различные мероприятия, направленные на организацию и принятие дополнительных мер по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее -детей-сирот). Среди таких детей и их законных представителей ведется системная разъяснительная работа по вопросам профилактики преступлений и правонарушений с привлечением специалистов различной ведомственной принадлежности.

Чтобы предотвратить совершение преступлений детьми-сиротами и в отношении детей-сирот, совместно с сотрудниками Следственного комитета РФ по Брянской области организуются профилактические и обучающие мероприятия, практико-ориентированные конференции, собрания опекунов и др. Департаментом образования и науки Брянской области, в чьем ведении находятся организации для детей-сирот, проводится работа по соблюдению безопасности детей, находящихся под надзором в этих организациях.

Чтобы усилить контроль за подопечными и предотвратить их постановку на учет в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) вследствие совершения преступлений и иных правонарушений, сотрудники органов опеки и попечительства ежемесячно запрашивают сведения из учебных заведений о посещении занятий подопечными. Это позволяет специалистам по опеке и попечительству отслеживать пропуски занятий детьми-сиротами без уважительных причин и своевременно предотвращать случаи совершения правонарушений детьми-сиротами в свободное от учебы время.

Следует отметить, что количество детей-сирот, пропускающих учебные занятия без уважительных причин, ежегодно сокращается. Поскольку это дети, входящие в группу риска, за ними осуществляется усиленный контроль, как со стороны законных представителей, так и со стороны специалистов органов опеки и попечительства и администраций учебных заведений, в которых они обучаются.

В Брянской области создан реестр замещающих семей, оказавшихся в кризисном по-

ложении и нуждающихся в усиленном сопровождении. В данный реестр внесено около сорока семей. С целью недопущения повторного сиротства в реестр вносятся семьи, у которых кризис в отношениях с приемными детьми только начинает зарождаться, и с которыми проводится систематическая работа.

В муниципальных образованиях успешно работают районные клубы приемных родителей. Кроме того, в соответствии с Межведомственным комплексом, созданы советы замещающих семей, в которые включены многодетные приемные родители и опекуны, имеющие положительный опыт воспитания детей, а также опыт общественной, благотворительной и волонтерской работы с детьми, представители СМИ, сотрудники служб системы профилактики, руководители органов ЗАГС, образовательных, медицинских организаций и организаций социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов. Все вопросы, требующие компетентного вмешательства в замещающие семьи, рассматриваются на заседаниях советов замещающих семей (в истекшем году такие советы работали в режиме онлайн).

Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области, в рамках реализации Межведомственного комплекса, направляются в Министерство просвещения РФ незамедлительные уведомления с письменными разъяснениями о случаях насильственной смерти или от внешних причин, в том числе суицида ребенка, оставшегося без попечения родителей, переданного на воспитание в семьи граждан, а также о фактах жестокого обращения с детьми данной категории. Необходимо подчеркнуть, что в 2020 году случаев суицида детей-сирот в Брянской области не было.

В то же время, в истекшем году в регионе один приемный родитель по инициативе органа опеки и попечительства г. Брянска был отстранен от своих обязанностей по причине жестокого обращения с несовершеннолетним приемным ребенком. По данному факту была проведена проверка. В отношении приемного родителя было возбуждено уголовное дело, по которому уже вынесен обвинительный приговор.

С целью недопущения подобного отношения к детям, воспитывающимся в замещающих семьях, по факту случившегося всем муниципальным органам опеки и попечительства было рекомендовано в течение рабочей недели провести внеплановые проверки условий жизни всех детей - сирот, находящихся на воспитании в замещающих семьях. Органами опеки и попечительства муниципальных образований Брянской области были проведены внеплановые проверки условий жизни приемных и подопечных детей, проживающих в замещающих семьях. По итогам обследований нарушений, вызывающих опасения за жизнь и здоровье детей, не выявлено. Взяты на особый контроль семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста и детей-инвалидов.

Приняты дополнительные меры по улучшению качества подбора и подготовки приемных родителей, организации сопровождения замещающих семей, оказанию им своевременной и необходимой помощи в преодолении проблем, возникающих в воспитании детей, обеспечению преемственности программ подготовки и сопровождения замещающих родителей. Программа подготовки кандидатов в замещающие родители в 2020 году дополнена требованием к их обязательному психологическому тестированию, а по желанию - и членов их семей. Данная мера направлена на сокращение количества случаев возврата детей из замещающих семей. Кроме того, работа по подготовке граждан сопровождается рекомендациями о привлечении специалистов органов и учреждений системы профилактики (психологов, педагогов, врачей-психиатров).

Во всех муниципальных органах опеки и попечительства полномочия по подготовке граждан переданы Центрам психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, и ГАУ ДПО «Брянский институт повышения квалификации работников образования». С целью профилактики повторного сиротства и улучшения качества подготовки замещающих родителей, специалистами органов опеки и попечительства проведены проверки исполнения переданных полномочий во всех таких Центрах.

Своевременно осуществляется информирование граждан и их обучение. Детям-

сиротам, опекунам (попечителям), приемным родителям своевременно оказывается правовая, организационная, психолого-педагогическая помощь и социальная поддержка.

За истекший год специалистами органов опеки и попечительства было проведено более 10 000 выездов в замещающие семьи. В результате проведения работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, на территории Брянской области в 2020 году случаев отобрания детей, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни и здоровью, не было.

В муниципальных образованиях Брянской области, кроме традиционных профилактических мероприятий, проводимых с семьями группы риска и семьями, находящимися в социально опасном положении, проводятся рейды в дневное и вечернее время, в ходе которых проверяются дети и родители по месту жительства, а также работа сельских учреждений культуры по вовлечению детей и молодежи в досуговую деятельность. Кроме того, в ходе рейдов специалисты КДНиЗП, органов опеки и попечительства, социальные работники выясняют в какой помощи нуждается семья. В случае необходимости помощь оказывается незамедлительно.

Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области со специалистами по опеке и попечительству проводятся совещания и обучающие семинары в онлайн формате, на которых, наряду с другими вопросами, рассматриваются вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, сопровождение выпускников организаций для детей-сирот, организации индивидуальной профилактической работы с семьями, входящими в группу риска, оказывается консультативная и методическая помощь.

Представляется целесообразным особо остановиться на вопросах контроля за условиями жизни детей сирот в замещающих семьях. Семейный кодекс РФ [1] презюмирует такой контроль в отношении всех детей, оставшихся без родительского попечения, в том числе: усыновленным, находящимся в приемных семьях и специализированных организациях. Федеральное законодательство об опеке и попечительстве [2] относит проверку условий жизни подопечных к полномочиям соответствующих органов и предусматривает, что порядок такой проверки определяется Правительством РФ [4]. На региональном уровне полномочия органов опеки и попечительства также определяются законом [12]. В свою очередь, за деятельностью таких органов осуществляется надзор согласно требованиям Административного регламента [5].

В свое время Минобрнауки РФ были разработаны рекомендации по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъектах РФ [8], по профилактике жестокого обращения с детьми в субъектах РФ [9], утверждена форма акта проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного [6], а также разработаны методические рекомендации по применению законодательства об опеке и попечительстве в отношении несовершеннолетних [10]. В недавнем прошлом был утвержден Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей [7], а также разъяснены отдельные вопросы проверки условий проживания подопечных детей [11].

В то же время, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время действующее законодательство и принятые в соответствии с ним нормативные акты органов исполнительной власти, не содержат прямого указания на то, что обследование условий жизни несовершеннолетних включает выявление мнения последних. Должно быть проверено достаточно большое количество параметров (состояние здоровья подопечного, уровень удовлетворения его базовых потребностей, жилищно-бытовые условия и т.д.). При этом многие параметры вполне могут быть определены исключительно со слов законного представителя, без непосредственного общения с ребенком и без какой-либо проверки (взаимоотношения со сверстниками, отношение к принятым в обществе нормам поведения, сведения о социальных связях и т.д.). Однако подобная ситуация сама по себе если и не провоцирует злоупотребления, то, по крайней мере, не препятствует им.

Как известно, гармоничное развитие ребенка предполагает атмосферу счастья, любви

и понимания. Разумеется, объективно определяемая сохранность имущества подопечного и удовлетворенность его материальных интересов имеют большое значение, но не менее важной целью проверки должно стать именно выявление мнения подопечного по вопросу условий его жизни. Разумеется, разработка механизма выявления такого мнения должна быть результатом взаимодействия различных специалистов, прежде всего - детских психологов. Этот механизм должен дифференцироваться с учетом возраста и уровня развития ребенка не только по форме (так, по общему правилу опрос дошкольника или ученика начальной школы не может быть проведен письменно), но и по содержанию (необходима некая «шкала перевода» возможных нарочито эпатажных ответов ребенка-подростка на язык, который позволит соотнести его подлинное мнение с высказанным). Для этих целей следует разработать анкету уровня благополучия («счастья») подопечного, заполняемую непосредственно подопечным или, как минимум, с его слов (начиная с определенного возраста).

Список литературы

1. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-Ф3 (ред. от 04.02.2021, с изм. от 02.03.2021) // Собрание законодательства РФ. № 1. Ст. 16.

2. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.

3. Указ Президента РФ от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 14.11.2017) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 2). Ст. 7860.

4. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (ред. от 10.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 21. Ст. 2572.

5. Приказ Минобрнауки РФ от 24.09.2010 № 957 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 50.

6. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1642 «Об утверждении формы акта проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей» // Российская газета. 2015. № 49.

7. Приказ Минпросвещения России от 10.01.2019 № 4 «О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru, 27.03.2019 (дата обращения 14.03.2021).

8. Письмо Минобрнауки РФ от 25.06.2007 № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» // Вестник образования. 2007. №16.

9. Письмо Минобрнауки РФ от 10.03.2009 № 06-224 «Об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми» // Вестник образования. 2009. № 12.

10. Письмо Минобрнауки РФ от 31.08.2010 № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» // Вестник образования. 2010. № 19.

11. Письмо Минпросвещения России от 27.04.2020 № СК-310/07 «Об организации деятельности по опеке и попечительству» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения 14.03.2021).

12. Закон Брянской области от 11.01.2008 № 1-З «Об организации и осуществлении

деятельности по опеке и попечительству в Брянской области" (ред. от 30.11.2020) // Официальная Брянщина. 2008. № 1.

13. Распоряжение Губернатора Брянской области от 12.03.2018 № 217-рг «Об утверждении межведомственного комплекса дополнительных мер, направленных на совершенствование работы организаций и органов системы профилактики в целях защиты прав и интересов несовершеннолетних подопечных, находящихся на воспитании в семьях и под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и недопущения их гибели и жестокого обращения с ними, на 2018 - 2020 годы» // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/3200201803130003?rangeSize=50 (дата обращения 14.03.2021).

Об авторах

Горбачев А.Н. - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой земельного, трудового и экологического права ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», [email protected]

Жолнерова Л.К. - начальник отдела по опеке и попечительству Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, [email protected]

UDK 347.642

TO THE QUESTION OF IMPROVING THE MECHANISM OF PROTECTING THE RIGHTS OF CHILDREN IN FOUNDATION IN SUBSTITUTE FAMILIES

Gorbachev A.N.

Academician I.G. Petrovskii Bryansk State University

Zholnerova L.K.

Department of Family, Social and Demographic Policy of the Bryansk Region

Abstract: the article examines the issues of improving the mechanism for protecting the rights of children who are in foster care. In the process of examining the living conditions of a minor, it is proposed to use a questionnaire on the level of well-being, completed with the direct participation of the ward.

Key words: guardianship and trusteeship, foster families, ward, examination of the living conditions of a minor.

References

1. Semejnyj kodeks RF ot 29.12.1995 № 223-FZ (red. ot 04.02.2021, s izm. ot 02.03.2021) // Sobranie zakonodatel'stva RF. № 1. St. 16.

2. Federal'nyj zakon ot 24.04.2008 № 48-FZ «Ob opeke i popechitel'stve» (red. ot 08.12.2020) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2008. № 17. St. 1755.

3. Ukaz Prezidenta RF ot 28.12.2012 № 1688 «O nekotoryh merah po realizacii gosudar-stvennoj politiki v sfere zashchity detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej» (red. ot 14.11.2017) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012. № 53 (ch. 2). St. 7860.

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 18.05.2009 № 423 «Ob otdel'nyh voprosah osushchestvleniya opeki i popechitel'stva v otnoshenii nesovershennoletnih grazhdan» (red. ot 10.02.2020) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2009. № 21. St. 2572.

5. Prikaz Minobrnauki RF ot 24.09.2010 № 957 «Ob utverzhdenii Administrativnogo re-

glamenta ispolneniya Federal'noj sluzhboj po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki gosudarstvennoj funkcii po osushchestvleniyu kontrolya za deyatel'nost'yu organov opeki i popechitel'stva v otnoshenii nesovershennoletnih grazhdan» // Byulleten' normativnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti. 2010. № 50.

6. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 29.12.2014 № 1642 «Ob utverzhdenii formy akta prover-ki uslovij zhizni nesovershennoletnego podopechnogo, soblyudeniya opekunom prav i zakonnyh interesov nesovershennoletnego podopechnogo, obespecheniya sohrannosti ego imushchestva, a takzhe vypolneniya opekunom trebovanij k osushchestvleniyu svoih prav i ispolneniyu svoih obyazannostej» // Rossijskaya gazeta. 2015. № 49.

7. Prikaz Minprosveshcheniya Rossii ot 10.01.2019 № 4 «O realizacii otdel'nyh voprosov osushchestvleniya opeki i popechitel'stva v otnoshenii nesovershennoletnih grazhdan» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii pravo.gov.ru, 27.03.2019 (data obrashcheniya 14.03.2021).

8. Pis'mo Minobrnauki RF ot 25.06.2007 № AF-226/06 «Ob organizacii i osushchestvlenii deyatel'nosti po opeke i popechitel'stvu v otnoshenii nesovershennoletnih» // Vestnik obrazovaniya. 2007. №16.

9. Pis'mo Minobrnauki RF ot 10.03.2009 № 06-224 «Ob organizacii v sub"ektah Ros-sijskoj Federacii raboty po profilaktike zhestokogo obrashcheniya s det'mi» // Vestnik obrazovani-ya. 2009. № 12.

10. Pis'mo Minobrnauki RF ot 31.08.2010 № 06-364 «O primenenii zakonodatel'stva po opeke i popechitel'stvu v otnoshenii nesovershennoletnih» // Vestnik obrazovaniya. 2010. № 19.

11. Pis'mo Minprosveshcheniya Rossii ot 27.04.2020 № SK-310/07 «Ob organizacii deyatel'nosti po opeke i popechitel'stvu» // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya 14.03.2021).

12. Zakon Bryanskoj oblasti ot 11.01.2008 № 1-Z «Ob organizacii i osushchestvlenii deyatel'nosti po opeke i popechitel'stvu v Bryanskoj oblasti" (red. ot 30.11.2020) // Oficial'naya Bryanshchina. 2008. № 1.

13. Rasporyazhenie Gubernatora Bryanskoj oblasti ot 12.03.2018 № 217-rg «Ob utver-zhdenii mezhvedomstvennogo kompleksa dopolnitel'nyh mer, napravlennyh na sovershenstvovanie raboty organizacij i organov sistemy profilaktiki v celyah zashchity prav i interesov nesovershen-noletnih podopechnyh, nahodyashchihsya na vospitanii v sem'yah i pod nadzorom v organizaciyah dlya detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, i nedopushcheniya ih gibeli i zhestokogo obrashcheniya s nimi, na 2018 - 2020 gody» // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/3200201803130003?rangeSize=50 (data obrashcheniya 14.03.2021).

Author's information

Gorbachev A.N. - candidate of Juridical Sciences, associate Professor, Head of the Chair of Land, Labour and Environmental law, Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, [email protected]

Zholnerova L.K. - Head of the Guardianship and Trusteeship Division of the Department of Family, Social and Demographic Policy of the Bryansk Region, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.