Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ КАК ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ КАК ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
623
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
замещающие родители / опекун / семейные формы устройства / приемная семья / Школа приемных родителей / компетентность родителей / substitute parents / guardian / family forms of arrangement / foster family / foster parent school / parent competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.В. Бережная, М.В. Гузева

Приемная семья отличается от традиционной российской семьи и представляет собой сложное социально-педагогическое явление, обусловленное существующими общественно-экономическими и юридическими нормами. В настоящее время увеличивается количество кандидатов в замещающие родители. В статье анализируются вопросы их подготовки в приемные родители. Выделены социально-психологические особенности замещающих семей, способствующие возникновению кризисных ситуаций. Предлагаются направления деятельности Школы приемных родителей. По мнению авторов, к реализации программ подготовки приемных родителей необходимо привлекать специалистов детского дома, психологов, медицинских работников, дефектологов, специалистов социальных служб, отдела опеки и попечительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE SUPPORT OF THE SOCIAL INSTITUTION OF THE FOSTER FAMILY AS A FORM OF LIFE FOR CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

A foster family differs from a traditional Russian family and is a complex socio-pedagogical phenomenon caused by the existing socio-economic and legal norms. Currently, the number of candidates for substitute parents is increasing. The article analyzes issues of training candidates to be foster parents. Socio-psychological features of substitute families that contribute to the emergence of crisis situations are highlighted. The researchers offer directions of activity of the School of Foster Parents. According to them, it is necessary to involve specialists of the orphanage, psychologists, medical workers, speech pathologists, specialists of social services, the department of guardianship and guardianship in the implementation of training programs for foster parents.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ КАК ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

УДК 37.04

Berezhnaya O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: olga_beregnaya@bk.ru

Guzeva M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: olga_beregnaya@bk.ru

SOME ASPECTS OF THE SUPPORT OF THE SOCIAL INSTITUTION OF THE FOSTER FAMILY AS A FORM OF LIFE FOR CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE. A foster family differs from a traditional Russian family and is a complex socio-pedagogical phenomenon caused by the existing socio-economic and legal norms. Currently, the number of candidates for substitute parents is increasing. The article analyzes issues of training candidates to be foster parents. So-cio-psychological features of substitute families that contribute to the emergence of crisis situations are highlighted. The researchers offer directions of activity of the School of Foster Parents. According to them, it is necessary to involve specialists of the orphanage, psychologists, medical workers, speech pathologists, specialists of social services, the department of guardianship and guardianship in the implementation of training programs for foster parents.

Key words: substitute parents, guardian, family forms of arrangement, foster family, foster parent school, parent competence.

О.В. Бережная, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

Е-mail: olga_beregnaya@bk.ru

М.В. Гузева, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

Е-mail: olga_beregnaya@bk.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ КАК ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Приемная семья отличается от традиционной российской семьи и представляет собой сложное социально-педагогическое явление, обусловленное существующими общественно-экономическими и юридическими нормами. В настоящее время увеличивается количество кандидатов в замещающие родители. В статье анализируются вопросы их подготовки в приемные родители. Выделены социально-психологические особенности замещающих семей, способствующие возникновению кризисных ситуаций. Предлагаются направления деятельности Школы приемных родителей. По мнению авторов, к реализации программ подготовки приемных родителей необходимо привлекать специалистов детского дома, психологов, медицинских работников, дефектоло-гов, специалистов социальных служб, отдела опеки и попечительства.

Ключевые слова: замещающие родители, опекун, семейные формы устройства, приемная семья, Школа приемных родителей, компетентность родителей.

Сегодня огромное значение имеет переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам жизнеустройства, которые являются наиболее приоритетными, так как дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации. Обеспечение благополучного и защищенного детства - одно из основных прио-ритных направлений национальной политики в России. Особая категория детей, требующая внимания и заботы со стороны государства, - это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей [1 - 15].

В обыденном смысле термин «замещающая» этимологически соотносится со смыслом слова «замещать». Объяснения значения данного слова схожи во многих толковых словарях русского языка и указывают на следующее: «Замещать. 1. Временно исполнять чьи-либо обязанности; быть заместителем кого-либо; 2. Заменять кем-либо; ставить взамен другого» [5].

В некоторых социологических справочниках и энциклопедиях также фигурирует термин «замещение», правда, он чаще употребим в отношении социально-экономических явлений и используется в сфере трудовой занятости. Но дается и общее, более широкое толкование, характерное для всех социальных феноменов: «Замещение. Англ. - substitution; нем. - Verdrängung. 1. Процесс замены одного соц. элемента другим, имеющим сходный смысл, цель, функцию. 2. Замена одних объектов и целей деятельности более доступными объектами и целями».

Основываясь на таком толковании, замещающей семьей можно назвать и семью, усыновившую (удочерившую) ребенка, и опекунскую семью попечителей, и приемную семью, и патронатную, а замещающими родителями - усыновителей (удочерителей), опекунов или попечителей, приемных родителей и патронатных воспитателей, так как те берут временно (или постоянно) на себя все обязанности родителя по отношению к принимаемым на воспитание детям. Как показывают социально-педагогические исследования, феномен «замещающей семьи» в современном гражданском сообществе понимается именно в таком, самом общем смысле. При этом большинство граждан, несмотря на активную государственную политику в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и популяризацию семейного воспитания, не различают разнообразные формы семейного устройства, не владеют полной и достоверной информацией об их особенностях, отличиях, а также не имеют достаточных знаний и умений для понимания данной проблемы. Как результат - оказываются неготовыми к принятию и воспитанию детей, лишенных родительской заботы.

Исследователи данного явления (Н.А. Хрусталькова, В.Н. Оснон и др.) под понятием «замещающая семья» понимают следующие социальные феномены: любой тип семейного устройства ребенка - приемная, патронатная, опекунская семьи, семья усыновителей, куда он помещается в силу потери кровных родителей или после изъятия его из семьи кровных родителей, которые составляют альтернативу пребыванию ребенка в сиротском учреждении; особый тип семейной

системы, результат объединения базисной семьи и приемного ребенка в новое системное целое, обладающее собственными закономерностями становления и развития [7; 12].

Таким образом, замещающая семья представляет собой специфический институт воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, образованный сложным взаимопроникновением антропологических и профессиональных элементов в воспитательную деятельность приемных родителей.

Специалисты отмечают, что замещающая семья как социальный и психолого-педагогический феномен должна решать ряд задач:

• смягчение и смещение «стресса нового образа жизни»;

• формирование благоприятных условий, содействующих развитию личности в рамках возрастной группы;

• приобщение ребенка к социокультурным и духовно-нравственным идеалам как фундаменту формирования личности и подготовки ее к будущей самостоятельной жизнедеятельности;

• выбор оптимального взаимодействия с приемным ребенком как основание для всей последующей коррекционно-психологической работы.

Сегодня Семейный кодекс РФ предусматривает четыре основных формы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данные формы различаются, во-первых, по процедуре оформления принятия в семью ребенка; во-вторых, по правовым механизмам регулирования отношений и взаимоотношений как в самой замещающей семье, так и между замещающими родителями и государственными организациями.

Приемная семья отличается от традиционной российской семьи и представляет собой сложное социально-педагогическое явление, обусловленное существующими общественно-экономическими и юридическими нормами. Современная приемная семья переживает сложный этап развития и является индикатором всех изменений в обществе, быстро и четко реагирует на них. Приемная семья столкнулась с экономическими и политическими преобразованиями в стране, что оказывает воздействие на деформацию межличностных взаимоотношений, ценностно-нравственных ориентиров.

Статья 54 Семейного Кодекса Российской Федерации гарантирует каждому ребенку право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу и проживание вместе с ними, если это не противоречит интересам несовершеннолетнего.

Признано, что семья благодаря особой психологической атмосфере любви и уважения, поддержки и понимания приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам, обладает преимуществами в социализации индивида. В семье происходит формирование и развитие личности, овладение ею социальными ролями, необходимыми для эффективной адаптации в социуме; закладываются основы нравственности; формируются модели поведения; раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества

личности. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с каким другим социальным институтом.

Семейные формы устройства детей являются наиболее приоритетными, так как они дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации, получить поддержку для саморазвития и самосовершенствования личности. При устройстве каждого ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании. Следовательно, кандидат в усыновители должен соответствовать определенным требованиям. Е. Терешко выделяет ряд таких требований к личности усыновителя:

1. Усыновителем может быть лицо, достигшее совершеннолетия.

2. Человек или супруги не должны иметь ограничений в дееспособности.

3. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

4. Кандидаты в усыновители не должны быть лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.

5. Доход усыновителей должен соответствовать прожиточному минимуму, необходимому для обеспечения усыновляемого ребенка.

6. Необходимо иметь постоянное место жительства.

7. Отсутствие уголовной ответственности, судимости.

8. Усыновители обязаны пройти обучение по программам подготовки кандидатов в приемные родители и получить соответствующий документ.

9. Отсутствие ограничений по состоянию здоровья: туберкулез, злокачественные заболевания, расстройства психики и поведения, наркомания,токсикомания, алкоголизм, заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы [11].

Приоритетная роль в жизни и воспитании ребенка отведена родителям. Правительство РФ взяло курс на максимальное размещение детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях. Кандидатам в приемные родители даны определенные льготы, и осуществляется поддержка со стороны государства, поэтому особенностям социально-педагогической подготовки кандидатам в приемные родители следует уделять особое внимание. Принятие ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью базируется на высших духовных потребностях человека. Использование этих потребностей для мотивации социально-педагогической подготовки кандидатов в приемные родители открывает огромные резервы повышения качества социально-педагогической сферы. Социально-педагогическая подготовка кандидатов в приемные родители является острой потребностью. Подготовка замещающих родителей является ключевым фактором успешного помещения ребенка в семью. В России обучение в Школе приемных родителей с 2012 года стало обязательным для тех, кто планирует взять ребенка в семью. Хорошая подготовка помогает уменьшить число поведенческих проблем у детей; наладить бесконфликтные отношения со специалистами, оказывающими семье поддержку; постоянно совершенствовать родительские навыки, не сталкиваясь с проблемой эмоционального выгорания. Наряду со значительными изменениями в развитии института замещающей семьи ряд исследователей (Отделкина Т.Н., Морозова Е.В., Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский) отмечают следующие проблемы в подготовке и сопровождении замещающих родителей: недостаточный курс обучения, формальное обучение в школах приемных родителей, недостаточно высокий уровень подготовленности специалистов в области работы с кандидатами и замещающими семьями, некачественное сопровождение замещающих семей, низкий уровень подготовки кадров в области профилактики [6; 8; 10]. Анализ научной литературы, изучение опыта работы различных учреждений по подготовке и сопровождению замещающих семей позволил выделить социально-психологические особенности семей, которые могут провоцировать различные кризисные ситуации:

• низкий уровень знаний замещающих родителей об особенностях детей, данной категории и специфике воспитания конкретного ребенка, о семье как о развивающейся системе взаимоотношений, семейных ресурсах и способах их развития, личных ресурсах и способах их развития;

• низкий уровень развития родительских компетенций;

• низкий уровень владения приемами саморегуляции, недостаточная степень умения управления стрессом, конфликтом;

• наличие у приемных родителей непроработанного личного травматического жизненного опыта;

• недостаточное владение методами самоорганизации, организации деятельности ребенка, семьи.

Обучение приемных семей является важным аспектом в ходе реализации индивидуального приемного процесса для каждого кандидата. Хороший теоретический и практический опыт во многом гарантирует качественный уход, ориентированный на благополучие детей. Серьезным аспектом этого процесса является осознание приемными родителями того, что ребенок, которого они берут в семью, отличается от их собственных детей, благодаря которым они сформировали свой педагогический опыт. Этого опыта недостаточно в условиях патронатного воспитания, учитывая вышеупомянутые проблемы приемных детей.

100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

В этом контексте вопросы исследования заключаются в следующем: в какой степени содержание обучения приемных семей готовит их к этому типу ухода; обеспечивается ли качество ухода за приемными детьми функционально; насколько образование квалифицирует родителей, чья социальная и педагогическая роль обязывает их минимизировать и компенсировать психические, эмоциональные и физические травмы приемного ребенка. Здесь важно уточнить возможности практического применения приобретенных знаний и навыков в соответствии с концептуальной формулировкой социальной услуги «приемная семья» - воспитание, ориентированное на ребенка, при педагогически адекватном отношении к конкретному ребенку со стороны принимающих семей.

Обучение приемных семей осуществляется на этапе, предшествующем фактическому осуществлению опеки, т.е. до помещения ребенка и взаимной адаптации в диаду «приемная семья - приемный ребенок». Это важно для обеспечения качества ухода, особенно с учетом того, что переход приемных родителей на этапы приемного воспитания более плавно подготавливает их к совместному проживанию с приемным ребенком, а также к контактам с его биологическими родителями. Что касается этапов данного процесса, М. Борисова выделяет четыре:

• «отбор и оценка кандидатов в приемные семьи»;

• подготовка и обучение потенциальных приемных родителей;

• процесс помещения ребенка в уже утвержденную приемную семью;

• контроль, консультации и надзор со стороны социальной службы» [9].

Можно охарактеризовать данные этапы следующим образом:

• концептуальный этап - возникновение намерения о преемственности у кандидатов, подготовка документации, исследование, согласование, обучение;

• этап «период адаптации» - размещение ребенка, консультирование и поддержка со стороны социальных работников, дополнительное обучение;

• стадия «зрелость приемной семьи» - совместное проживание с приемным ребенком, контакты с биологической семьей, присмотр.

Работа в команде (социальные службы, приемные и биологические родители, приемные дети) является условием не только для полноценной и хорошей подготовки, но и для построения положительной эмоциональной связи между принимающими семьями и приемным ребенком, для педагогически ориентированной заботы о ребенке.

Программа обучения приемных родителей должна предполагать формирование компетенций, необходимых для выполнения деятельности приемных родителей. Она предусматривает формирование социально-педагогического опыта по уходу за детьми из группы риска и предусматривать наличие таких блоков, как «Введение в патронатную семью»; «Поддержка позитивного поведения»; «Встреча ребенка»; «Обеспечение безопасности детей». По содержанию, подготовка приемных семей должна быть направлена на разъяснение сущности роли приемных родителей; осознание ответственности, которую они берут на себя по уходу и поддержке ребенка, оставшегося без попечения кровными родителями. К реализации программы Школы приемных родителей необходимо привлекать специалистов детского дома, психологов, медицинских работников, дефектоло-гов, специалистов социальных служб, отдела опеки и попечительства.

Опрос родительского сообщества замещающих семей в количестве 24 человек показал следующее: родителям наиболее интересны темы о семье как развивающейся системе взаимоотношений, об индивидуальных и семейных ресурсах (87,5%), о причинах аддиктивного поведения подростков (75%), о психологических особенностях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (70,8%), о влиянии депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие ребенка, принятого на воспитание в семью (91,6%). 79,2% родителей отметили, что в процессе прохождения программы обрели навыки конструктивного общения с ребенком; научились анализировать проблемные ситуации и учитывать индивидуальные особенности детей, их жизненный опыт, контекст конкретной ситуации и адекватные способы реагирования на «трудное» поведение ребенка; оказывать ребенку эмоциональную поддержку; понимать и принимать свои чувства и

87,5% У 1,1)70

75.0%

/и,КТо

Знания о семье как развивающейся системе

Причины аддиктивного поведения детей и подростков

Знания о психологических особенностях детей-сирот

Знания о влиянии депривации и жестоком обращении

Рис.1.Результатыопросародителей - кандидатов в приемныеродители

эмоциональные реакции, возникающие во взаимодействии с ребенком, уметь их контролировать и учить этому ребенка.

По окончании обучения каждый из кандидатов получает свидетельство установленного образца, которое является одним из необходимых условий для создания приёмной семьи или детского дома семейного типа и хранится в личном деле приёмного родителя и родителя-воспитателя. В процессе обучения кандидаты в приемные родители проходят полную психологическую диагностику. Особое внимание уделяется изучению копинг-стратегий их поведения. С принятием ребенка в семью возникнет множество проблем и вопросов. Ребенку и чле-

Библиографический список

нам приемной семьи придется вместе пройти период адаптации, найти общий язык, понимание, научиться уважать друг друга и любить. В конце концов, стать единой, полноценной семьей.

Таким образом, данные направления в рамках деятельности программы Школы приемных родителей создадут условия для развития и гармонизации дет-ско-родительских отношений; проведения коррекционно-развивающей работы с детьми; сформируют готовность к активному обмену опытом между специалистами и приемными родителями, повышению уровня компетентности и психолого-педагогической культуры родителей.

1. Семейный кодекс Российской Федерации (ред. от 30.10.2017 г). СЗ РФ. 1996; № 1.

2. Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (с изменениями и дополнениями). Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г N 423Available at: https://base.garant.ru/195610/

3. Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации. Приказ Минобрнауки РФ ст 20.08.2012 N 623. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_134551/

4. Об опеке и попечительстве. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г № 48-ФЗ. СЗ РФ. 2008; № 17, Ст. 1755

5. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Москва, 2000.

6. Морозова Е.В. Актуальные проблемы подготовки кандидатов в замещающие родители в аспекте обеспечения психологической безопасности приемных детей. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Новосибирск, 2013: 89 - 92.

7. Оснон В.Н. К концепции психологического сопровождения семьи. Психологическая наука и образование. 2009; № 3: 44 - 45.

8. Отделкина Т.Н. Формирование и сопровождение замещающей семьи как формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Диссертация ... кандидата социологических наук. Нижний Новгород, 2017.

9. Бобрышов С.В., Гузева М.В., Суменко Л.В., Кольцова И.В. и др. Педагогика и психология родительства и семейного воспитания: учебнoе пoсoбие. Москва, 2020.

10. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. Москва, 2004.

11. Терешко Е. Формы устройства ребенка в семью. Available at: http://fondiv.ru/articles/4/366/

12. Хрусталькова Н.А. Педагогическая компетентность у родителей в профессионально-замещающей семье: содержание, структура, критерии и уровни сформированно-сти. Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2008; № 3 (7): 108 - 115.

13. Bakermans-Kranenburg M.J., Bunkers K.M., DobrovaKrol N.A. et al. The development and care of institutionally-reared. Child Development Perspectives. 2012; Vol. 6, № 2: 174 - 180.

14. Kumsta R., Schlotz W., Golm D., Moser D. et al. HPA axis dysregulation in adult adoptees twenty years after severe institutional deprivation in childhood. Psychoneuroendocrinology. 2017; Vol. 86: 196 - 202.

15. Smyke A.T., Zeanah C.H., Fox N.A., Nelson C.A., Guthrie D. Placement in foster care enhances quality of attachment among young institutionalized children. Child Development. 2010; Vd. 81: 212 - 223.

References

1. Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii (red. ot 30.10.2017 g.). SZ RF. 1996; № 1.

2. Ob otdel'nyh voprosah osuschestvleniya opeki i popechitel'stva v otnoshenii nesovershennoletnih grazhdan" (s izmeneniyami i dopolneniyami). Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 18 maya 2009 g. N 423Available at: https://base.garant.ru/195610/

3. Ob utverzhdenii trebovanij k soderzhaniyu programmy podgotovki lic, zhelayuschih prinyat' na vospitanie v svoyu sem'yu rebenka, ostavshegosya bez popecheniya roditelej, i formy svidetel'stva o prohozhdenii takoj podgotovki na territorii Rossijskoj Federacii. Prikaz Minobrnauki RF ot 20.08.2012 N 623. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_134551/

4. Ob opeke ipopechitel'stve. Federal'nyj zakon ot 24 aprelya 2008 g. № 48-FZ. SZ RF. 2008; № 17, St. 1755

5. Efremova T.F. Novyj slovar' russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyj. Moskva, 2000.

6. Morozova E.V. Aktual'nye problemy podgotovki kandidatov v zameschayuschie roditeli v aspekte obespecheniya psihologicheskoj bezopasnosti priemnyh detej. Psihologiya i pedagogika: metodika iproblemy prakticheskogo primeneniya. Novosibirsk, 2013: 89 - 92.

7. Osnon V.N. K koncepcii psihologicheskogo soprovozhdeniya sem'i. Psihologicheskaya nauka iobrazovanie. 2009; № 3: 44 - 45.

8. Otdelkina T.N. Formirovanie i soprovozhdenie zameschayuschej sem'i kak formy zhizneustrojstva detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej. Dissertaciya ... kandidata sociologicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2017.

9. Bobryshov S.V., Guzeva M.V., Sumenko L.V., Kol'cova I.V. i dr. Pedagogika ipsihologiya roditel'stva i semejnogo vospitaniya: uchebnoe posobie. Moskva, 2020.

10. Sirota N.A., Yaltonskij V.M. 'Effektivnye programmy profilaktiki zavisimosti ot narkotikov i drugih form zavisimogo povedeniya. Moskva, 2004.

11. Tereshko E. Formy ustrojstva rebenka v sem'yu. Available at: http://fondiv.ru/articles/4/366/

12. Hrustal'kova N.A. Pedagogicheskaya kompetentnost' u roditelej v professional'no-zameschayuschej sem'e: soderzhanie, struktura, kriterii i urovni sformirovannosti. Izvestiya VUZov. Povolzhskij region. Gumanitarnye nauki. 2008; № 3 (7): 108 - 115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Bakermans-Kranenburg M.J., Bunkers K.M., DobrovaKrol N.A. et al. The development and care of institutionally-reared. Child Development Perspectives. 2012; Vol. 6, № 2: 174 - 180.

14. Kumsta R., Schlotz W., Golm D., Moser D. et al. HPA axis dysregulation in adult adoptees twenty years after severe institutional deprivation in childhood. Psychoneuroendocrinology. 2017; Vol. 86: 196 - 202.

15. Smyke A.T., Zeanah C.H., Fox N.A., Nelson C.A., Guthrie D. Placement in foster care enhances quality of attachment among young institutionalized children. Child Development. 2010; Vol. 81: 212 - 223.

Статья поступила в редакцию 07.05.21

УДК 378.2

Kirilina Yu.P., teacher, Astrakhan College of Culture and Art; senior teacher, Department of Applied Mathematics and Informatics, Astrakhan State University

(Astrakhan, Russia), E-mail: serene06@mail.ru

Vezirov T.G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: timur.60@mail.ru

THE MODEL OF FORMING MEDIA-CULTURE IN TEACHING AND METHODOLOGICAL ACTIVITY OF A TEACHER. The article proposes a model that serves to form media-culture in the educational and methodological activity of a teacher at a secondary vocational educational organization (SPOO) on the example of the Astrakhan College of Culture and Arts. The basis for the formation of the media-culture of the teacher is his media-literacy and media-competence, the ability to create his own media-products. The analysis to identify the media-culture of college teachers shows an insufficient level of information technology professional competence. At the same time, SPOO has all the necessary prerequisites and resources for the implementation and use of any educational technologies. The implementation of pedagogical conditions involves teachers in the creation of their own educational and professional media-projects.

Key words: informatization, digitalization, media-culture, media-technology, media-literacy, media-competence, media-education.

Ю.П. Кирилина, преп., ГБПОУ АО «Астраханский колледж культуры и искусств», ст. преп., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный

университет», г. Астрахань, E-mail: serene06@mail.ru

Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: timur.60@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.