С. 56-63
УДК 343.988
Основные социально-виктимологические меры защиты детей-сирот в Российской Федерации
Глянц Е. М.
Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП), г. Казань, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Аннотация. В работе рассматриваются особенности виктимизации детей-сирот как наиболее незащищенной группы несовершеннолетних, анализируются изменения в российском законодательстве, согласно которым дети-сироты отнесены к категории детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации мер социально-виктимологической защиты детей-сирот в Российской Федерации. Предмет исследования — нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения, связанные с мерами социальной защиты детей-сирот в Российской Федерации; исследования отечественных и зарубежных ученых. В результате проведенного исследования выявлены причины виктимизации детей-сирот, обращено внимание на влияние институционального воспитания на социальную эксклю-зию детей-сирот, способствующую их последующей виктимизации. Кроме того, выделены основные меры социально-виктимологической защиты детей-сирот в Российской Федерации; уделено внимание таким мерам, как виктимологическое воспитание и вик-тимологическое просвещение детей-сирот.
Ключевые слова: дети-сироты, виктимность несовершеннолетних, виктимность детей-сирот, виктимологическая защита, меры социально-виктимологической защиты, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Для цитирования: Глянц, Е. М. Основные социально-виктимологические меры защиты детей-сирот в Российской Федерации / Е. М. Глянц // Виктимология. — 2021.—Т. 8, № 1.— С. 56-63.
Ye. M. Glyants
Timiryasov Kazan Innovative University Kazan, Russian Federation e-mail: [email protected].
Abstract. The paper examines the features of victimization of orphans as the most vulnerable group of minors, analyzes changes in Russian legislation, according to which orphans are classified as children in a difficult life situation. The object of the research is social relations arising in the process of implementing measures of social and victimological protection of orphans in the Russian Federation. The subject of the research is normative legal acts governing
The Main Social and Victimological Measures for the Protection of Orphans in the Russian Federation
legal relations related to measures of social protection of orphans in the Russian Federation; research by domestic and foreign scientists.
As a result of the study, the reasons for the victimization of orphans were identified, attention was paid to the influence of institutional education on the social exclusion of orphans, which contributes to their subsequent victimization. In addition, the main measures of social and victimological protection of orphans in the Russian Federation are highlighted; attention is paid to such measures as victimological education and victimological education of orphans. Keywords: orphans, victimization of minors, victimization of orphans, victimological protection, measures of social and victimological protection, children in difficult life situations. For citation: Glyants, Ye. M. The Main Social and Victimological Measures for the Protection of Orphans in the Russian Federation. Viktimologiya [Victimology], 2021, vol. 8, no. 1, pp. 56-63. (In Russ.)
Актуальность темы исследования
В настоящее время в Российской Федерации уделяется большое внимание правам несовершеннолетних. Это действительно одна из самых незащищенных категорий граждан. Эффективно функционирует институт уполномоченного по правам ребенка, как на федеральном, так и на региональном уровне, активно работают специализированные органы публичной власти, совершенствуется законодательство.
Однако категория несовершеннолетних лиц неоднородна. Наиболее уязвимыми из них являются дети—сироты.
В статье 1 ФЗ Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дается определение понятию дети-сироты. Это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети-сироты часто воспитываются в специализированных учреждениях. Это так называемое институциональное воспитание, которое приводит к социальной эксклюзии (исключенности из общества) сироты.
Последствия институционального воспитания долгосрочные и проявляются в течение всей жизни.
Статус сироты («чужой», «ничей») деформирует систему ценностей и взаимоотношений с обществом. Сирота начинает перекладывать принятие решений на других, теряет контроль над своей жизнью [2, с. 674-681].
Неблагоприятные условия, в которых живут и воспитываются сироты, приводят
к их виктимизации либо к криминализации их поведения.
8 июня 2020 года президент Российской Федерации В. В. Путин подписал закон о внесении изменений в Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В абз. 3 ст. 1 указанного закона слова «дети, оставшиеся без попечения родителей» были заменены словами «дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей».
Теперь дети-сироты отнесены к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В настоящее время в отечественной науке отсутствуют работы, исследующие виктимность детей-сирот как отдельной специфической категории, не разработаны в полной мере меры социально-виктимо-логической защиты детей — сирот с учетом их особого социального, психологического и правового статуса.
Целью исследования является изучение мер социально-виктимологической защиты детей-сирот в Российской Федерации.
Задачи исследования:
— анализ новеллы законодательства Российской Федерации, касающейся отнесения детей-сирот к детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
— раскрытие понятия «дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации»;
— описание мер социально-виктимоло-гической защиты детей-сирот в Российской Федерации.
Методология и методика исследования
В основу методологии проведенного исследования легли общенаучные методы
познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, а также сравнительно-правовой метод исследования.
Теоретической основой проведенного исследования являются труды современных российских и зарубежных специалистов в сфере виктимологии, социологии, психологии и педагогики.
Процесс проведения исследования
и его результат
8 июня 2020 года были внесены изменения в федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
К категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации были отнесены дети-сироты.
С нашей точки зрения, новелла носит прогрессивный характер.
Изменения в законе позволят охватить социальной поддержкой, о которой говорится в законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», и детей-сирот1.
Понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» расширено, и в настоящее время включает в себя следующие категории детей:
— дети-сироты;
— дети, оставшиеся без попечения родителей;
— дети-инвалиды;
— дети с ограниченными возможностями здоровья, т. е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
— дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
— дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети—жертвы насилия;
— дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных
1 Новоселова Е. Дети-сироты вошли в категорию находящихся в трудной жизненной ситуации // Российская газета. 2020. 8 июня : [сайт]. URL: https:// rg.ru/2020/06/08/deti-siroty-voshli-v-kategorüu-nahodiashchihsia-v-trudnoj-zhiznennoj-situacii.html (дата обращения: 20.01.2021).
организациях для обучающихся с девиант-ным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа);
— дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи2.
К проблеме детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обращаются Л. А. Ситак и Е. Г. Ларионова.
По мнению этих авторов, любой ребенок в различные периоды своей жизни, в зависимости от социальных условий может попасть в трудную жизненную ситуацию. Л. А. Ситак и Е. Г. Ларионова анализируют разные подходы к определению трудной жизненной ситуации и определяют трудную жизненную ситуацию как ситуацию, обозначающую тревогу человека, попавшего в положении, которое всерьез сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда может выйти при помощи собственных сил. В этом случае ему требуется помощь. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации [7, с. 71-76].
Авторы уделяют особое внимание социально-педагогическому аспекту проблемы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Л. А. Ситак и Е. Г. Ларионова указывают на необходимость социально-педагогического сопровождения этих детей и определении наиболее оптимальных путей оказания помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Ключевая цель такого сопровождения — создать в наибольшей степени оптимальные условия для жизни ребенка и его воспитания [7, с. 71-76].
2 Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
Однако расширение понятия «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» имеет большое значение не только для социально-педагогической сферы.
Новелла должна оказать влияние и на виктимологический аспект этой проблемы.
А. К. Есаян и Ю. В. Трунцевский выделяют детей—жертв преступлений в отдельную группу. Авторы указывают, что группа жертв — детей — является признанной по всему миру в рамках отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Государство должно способствовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой, защитить от любых видов пренебрежения, эксплуатации и злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов [4].
Ганс фон Хентиг также выделяет в отдельную категорию жертв так называемых «молодых»—это дети и младенцы. Они характеризуются особой уязвимостью [9].
Дети физически слабее, имеют меньше умственных способностей, имеют меньше юридических прав и экономически зависят от своих опекунов (родителей, опекунов, учителей и т. д.). Они также могут быть подвержены более широкому спектру вреда, чем взрослые. Дети чаще всего не способны себя защитить. В тех случаях, когда дети обращаются за помощью, им не всегда верят, ссылаются на детскую склонность к преувеличению и искажению информации [4].
Жертвы, как считает фон Хентиг, рождаются или формируются обществом во многом так же, как преступники [9].
Группа «жертвы-дети», на наш взгляд, неоднородна. Дети-сироты—это еще более незащищенная группа несовершеннолетних, обладающая большей виктимностью.
По мнению Т. Г. Бахматовой и Ю. А. Чусо-вой, одним из наиболее значимых криминогенных факторов долгосрочного действия, входящих в детерминационный комплекс преступности, является социальная исключенность (эксклюзия) человека из полноценной жизни, связанная
с проблемами неравенства, бедности, маргинализации, депривации, социального отторжения, изоляции [2, с. 674-681].
Социальная исключенность (эксклю-зия) детей-сирот может привести как к их криминогенному поведению, так и к их виктимизации.
По словам руководителя фонда «Ювента» М. Садовниковой, зачастую в «проблемном» ребенке взаимосвязаны два статуса—жертвы и преступника: «Когда права несовершеннолетнего ущемляют, то он либо остается жертвой долгое время, либо меняет тактику поведения на агрессивную»1.
Неоднократно говорила о детях-сиротах как об особой категории лиц, нуждающихся в социальной поддержке, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева: «Мы неоднократно говорили о необходимости помощи семьям, детям, и есть особая категория детей-сирот, лишившихся обоих или одного из родителей»2.
Исследования отечественных психологов показывают, детские дома и интернаты формируют совершенно иной тип детской личности, отличающийся от того, который создается в семье.
Специфика развития детей-сирот приводит к большим трудностям в их жизни, к негативным личностным отклонениям, которые, по мнению большинства специалистов, максимально проявляются в эмоционально-волевой сфере и в итоге ведут к психическим расстройствам и сложностям в социальной адаптации. В одних случаях это может проявляться как тенденция к пониженной активности, приводящая к социальной апатии; в других случаях, наоборот, может привести к гиперактивности с направленностью на асоциальную (криминальную) деятельность [1, с. 303-305].
Изменения в Федеральном законе № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
1 О подростковой преступности // Новости ИА Телеинформ : [сайт]. URL: http://irkutsk.aldana.ru/new/ view/id/42701 (дата обращения: 20.01.2021).
2 Госдума расширила категорию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации // Парламентская газета. 2020. 27 мая.
Федерации» позволят сформировать слаженную систему мер социально-виктимо-логической защиты, отвечающей специфике категории детей-сирот.
Система мер социально-виктимологи-ческой защиты должна включать в себя следующие элементы:
1. Виктимологическое воспитание и просвещение детей-сирот. Дети-сироты отличаются от других детей рядом психологических особенностей (отсутствие критики к окружающим, доверчивость либо наоборот, настороженность и агрессивность и т. д.).
Виктимологическое воспитание детей-сирот должно соответствовать специфике этой категории несовершеннолетних.
О необходимости виктимологического воспитании детей пишет К. В. Вишневецкий. Он считает виктимологическое воспитание основой предупреждения преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних [3, с. 93-95].
Виктимологическое воспитание детей-сирот должно выработать у детей-сирот критичность к собственным действиям, осмотрительность в формировании круга общения и т. д.
У детей-сирот необходимо вырабатывать навыки поведения в нестандартных ситуациях.
А. Н. Щеголева и Е. П. Новикова обращают внимание на то, что для отвергнутых родителями подростков важным фактором социализации выступает школа. Она должна предотвратить возникновение и развитие
отрицательных взглядов и негативных проявлений [8, с. 190-196].
2. Социальная поддержка детей-сирот. Обеспечение жильем, выплата пенсий по потере кормильца, социальными выплатами и пособиями.
3. Устройство детей-сирот в семьи. Сокращение числа детей-сирот, проживающих в специальных учреждениях.
По мнению некоторых исследователей, одной из причин неудач сирот в трудовой сфере является отсутствие значимого взрослого, поддержки со стороны, предвзятое отношение окружающих [2, с. 674-681].
Искусственная ограниченность пространства образовательного учреждения,
недостаток жизненного опыта и когнитивной сферы детей-сирот могут привести к неразвитости социального интеллекта, к непониманию норм социума, незнанию собственных прав и обязанностей [1, с. 303-305].
4. Организация социально полезной занятости и досуга детей-сирот, социальный контроль за их поведением. О значимости государственной системы организации досуга несовершеннолетних упоминают А. Н. Щеголева и Е. П. Новикова. По мнению этих авторов, распад традиционных государственной и общественной систем организации социально полезной занятости и досуга несовершеннолетних, социального контроля за их поведением при отвержении ребенка родителями и школой ведет к тому, что в числе основных «воспитателей» нравов, вкусов и моделей поведения оказываются СМИ. Они полностью заполняют время ребенка и не несут никакой культурно значимой информации [8, с.190-196].
5. Медицинская помощь детям-сиротам. Этой категории детей медицинские работники должны уделять особое внимание. Медицинская помощь в данном случае должна включать пропаганду здорового образа жизни и иные воспитательные аспекты.
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатная медицинская помощь в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, и осуществляется их направление на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения1.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2013 года № 116 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» утвержден порядок проведения диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновлённых (удочерённых), принятых под опеку (попечительство), в приёмную или патронатную семью.
Указанное постановление также обязывает Министерство здравоохранения РФ обеспечить мониторинг проведения диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и оказания им в случае выявления у них заболеваний медицинской помощи всех видов, включая специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь2.
Однако имеющихся правовых норм недостаточно.
Остро стоит проблема сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в больницах.
Российские общественные организации уже в течение 20 лет настаивают на создании государственной услуги сопровождения сирот и детей без родительского попечения в медицинских учреждениях.
Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дает право родителю, опекуну либо члену семьи находиться с ребенком при госпитализации его в медицинский стационар. Это право предоставляется бесплатно в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. Опекунами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
1 О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : Федер. з-н от 21.12.1996 № 159-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.
2 О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи детям-сиротам и детям, остав-
шимся без попечения родителей : постановление Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. № 116 // Собрание законодательства РФ. 2013. № 7. Ст. 660.
родителей и живущих в домах ребенка, детских домах, являются руководители этих учреждений, и они не прекращают исполнять свои обязанности, даже если ребенок находится в больнице. Таким образом, руководители указанных учреждений обязаны заботиться о ребенке в стационаре, требовать соблюдения его прав и законных интересов.
Но этого не происходит. В учреждениях не хватает персонала и далеко не каждый сотрудник готов лечь в больницу с воспитанником3.
6. Психологическая помощь детям-сиротам. Она должна быть направлена на нейтрализацию последствий трудной жизненной ситуации, в которой оказался ребенок: снижение агрессии, развитие самокритики и критики к окружающим, развитие навыков контроля эмоционального состояния.
По мнению Е. А. Жариковой, работу по психическому развитию ребенка, оставшегося без попечения родителей, можно начать только после восстановления эмоционального равновесия ребенка, коррекции последствий разного вида травм (психологических, физических, эмоциональных, сексуальных).
Работа психолога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, должна быть индивидуальной. Важным фактором эффективной работы является установление открытого эмоционального контакта психолога с ребенком [5, с. 50-52].
7. Правовая помощь детям-сиротам. Большинство детей-сирот не знают своих прав, не могут воспользоваться мерами социальной поддержки в силу сложной для них процедуры их оформления.
Поэтому необходимо оказывать им постоянную правовую поддержку, помогать усваивать правовые знания, повышать уровень правовой культуры.
Формирование правовой культуры является непременным элементом общего процесса включения личности в общественные отношения.
3 Алленова О. Сопровождение в больнице ребенка, не имеющего родителей,— это вопрос жизни и смерти // Коммерсантъ. 2020. 11 июля : [сайт]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4408522 (дата обращения: 20.01.2021).
Воспитание законопослушного поведения детей-сирот—комплекс мер, направленный на формирование установки на гражданственность, уважение к праву и соблюдение правовых норм, предотвращение правонарушений.
Уважение права и законов должно стать во главу угла мировоззрения ребенка [9, с. 303-305].
8. Помощь в трудоустройстве по достижению ими возраста, с которого допускается заключение трудового договора, обеспечение их полной занятости.
Большинство сирот имеет негативный опыт в трудовой сфере. Они становятся жертвами недобросовестных, нечестных работодателей, отказывающихся оплачивать их труд [2, с. 674-681].
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы государственной службы занятости населения (далее — органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывают содействие указанным лицам в подборе подходящей работы и трудоустройстве, организуют их профессиональную ориентацию в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования1.
9. Виктимологическое просвещение детей-сирот. Оно направлено на снижение
1 О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : Федер. з-н от 21.12.1996 № 159-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.
возможности детей-сирот стать жертвами преступлений. Виктимологическое просвещение может осуществляться с помощью средств массовой информации, литературы, лекций, бесед [6, с. 38-64].
Выводы по результатам
проведенного исследования
1. Назрела необходимость в выделении жертв — детей-сирот в отдельную группу. Эта категория жертв преступлений обладает большей виктимностью по сравнению с другими несовершеннолетними.
Наряду с тем, что дети-сироты физически слабее взрослых, экономически не самостоятельны, их психика и интеллект еще не сформированы, они воспитываются в условиях социальной эксклюзии.
Поэтому они нуждаются в особой соци-ально-виктимологической защите.
2. Проведенный нами анализ основных мер социально-виктимологической защиты детей-сирот показал, что законодательством Российской Федерации предусмотрен широкий спектр этих мер.
Однако они нуждаются в доработке, в сведении их в единую комплексную систему, направленную на снижение вик-тимности детей-сирот.
3. Изменения в законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», согласно которым к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, были отнесены дети-сироты, носят прогрессивный характер.
Это важный шаг в выработке системы меры социально-виктимологической зажиты детей-сирот.
4. Кроме того, требуются дополнительные научные исследования, изучающие особенности виктимности детей-сирот как категории несовершеннолетних с наиболее высоким виктимологическим потенциалом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова, С. Н. Правовая культура детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как социально-педагогическая проблема / С. Н. Александрова // Теория и практика общественного развития. — 2015.—№ 18. — С. 303-305.
2. Бахматова, Т. Г. Социальная эксклюзия сирот как детерминант криминогенного поведения / Т. Г. Бахматова, Ю. А. Чусова // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2015.—Т. 9, № 4. — C. 674-681.
3. Вишневецкий, К. В. Виктимологическая характеристика несовершеннолетних / К. В. Вишне-вецкий // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 21. —С. 93-95.
4. Есаян, А. К. Виктимология: corrige praetertum, praesens rege, cerne futurum : монография / А. К. Еса-ян, Ю. В. Трунцевский.—Москва : Изд-во Московского гуманитарного университета, 2021. — 264 с.
5. Жарикова, Е. А. Оказание психологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей / Е. А. Жарикова // Вестник клинической больницы № 51. — 2012. — № 1-2. — С. 50-52.
6. Кабанов, П. А. Виктимологическое антикоррупционное просвещение: понятие, содержание, формы и средства осуществления / П. А. Кабанов // Юридические исследования.—2017.—№ 6.—С. 38-64.
7. Ситак, Л. А. Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и их социально-педагогическая характеристика / Л. А. Ситак, Е. Г. Ларионова // Гуманитарный научный журнал.—2017.—№ 1.—С. 71-76.
8. Щеголева, А. Н. Особенности виктимности несовершеннолетних и пути ее снижения / А. Н. Ще-голева, Е. П. Новикова // Вестник Воронежского института МВД России. — 2015. — № 1. — С. 190-196.
9. Hentig, H. The Criminal and His Victims. New Haven: Yale University Press Publ., 1948. 461 p.
REFERENCES
1. Aleksandrova, S. N. Pravovaya kultura detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley, kak sotsialno-pedagogicheskaya problema / S. N. Aleksandrova // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. — 2015.—№ 18. — S. 303-305.
2. Bakhmatova, T. G. Sotsialnaya eksklyuziya sirot kak determinant kriminogennogo povedeniya / T. G. Bakhmatova, Yu. A. Chusova // Kriminologicheskiy zhurnal Baykalskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava. — 2015.—T. 9, № 4. — C. 674-681.
3. Vishnevetskiy, K. V. Viktimologicheskaya kharakteristika nesovershennoletnikh / K. V. Vishnevetskiy // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya.—2015.—№ 21. —S. 93-95.
4. Yesayan, A. K. Viktimologiya: corrige praetertum, praesens rege, cerne futurum : monografiya / A. K. Yesayan, Yu. V. Truntsevskiy.—Moskva : Izd-vo Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, 2021.— 264 s.
5. Zharikova, Ye. A. Okazanie psikhologicheskoy pomoshchi detyam, ostavshimsya bez popecheniya roditeley / Ye. A. Zharikova // Vestnik klinicheskoy bolnitsy № 51. — 2012. — № 1-2. — S. 50-52.
6. Kabanov, P. A. Viktimologicheskoe antikorruptsionnoe prosveshchenie: ponyatie, soderzhanie, formy i sredstva osushchestvleniya / P. A. Kabanov // Yuridicheskie issledovaniya. — 2017.—№ 6.—S. 38-64.
7. Sitak, L. A. Deti, okazavshiesya v trudnoy zhiznennoy situatsii i ikh sotsialno-pedagogicheskaya kharakteristika / L. A. Sitak, Ye. G. Larionova // Gumanitarnyy nauchnyy zhurnal. — 2017. — № 1. — S. 71-76.
8. Shchegoleva, A. N. Osobennosti viktimnosti nesovershennoletnikh i puti ee snizheniya / A. N. Shchegoleva, Ye. P. Novikova // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii.—2015.—№ 1.—S. 190-196.
9. Hentig, H. The Criminal and His Victims. New Haven: Yale University Press Publ., 1948. 461 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Глянц Екатерина Михайловна, адвокат, коллегия адвокатов «Рыбак, Коган и партнеры»; аспирант, Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимиря-сова (ИЭУП), Московская ул., д. 42, г. Казань, 420111, Российская Федерация; e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Ye. M. Glyants, Lawyer, Board of Lawyers "Rybak, Kogan i Partnery"; Postgraduate Student, Timiryasov Kazan Innovative University, 42 Moskovskaya Str., Kazan 420111, Russian Federation; e-mail: ekaterina1714@ mail.ru.
Дата поступления в редакцию / Received: 27.01.2021. VICTIMOLOGY • 2021. Vol. 8, no. 1
63