Научная статья на тему 'УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА'

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТЕЙ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / КУРСАНТЫ / LEVELS OF VALUES / PATRIOTIC VALUES / MILITARY HIGHER SCHOOL / CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суханова Анастасия Сергеевна

Цель исследования - выделение основных уровней сформированности патриотических ценностей курсантов военных вузов. В статье освещается роль патриотических ценностей в подготовке курсантов высших военных учебных заведений, анализируется сформированность патриотических ценностей с учетом уровней и критериальной базы. Научная новизна заключается в разработке системы уровней сформированности патриотических ценностей курсантов военных вузов. В результате определено, что сформированность патриотических ценностей проявляется на трех основных уровнях - базово-ценностном, мотивационно-ценностном и ценностно-творческом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суханова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS OF CADETS’ PATRIOTIC VALUES IN MILITARY HIGHER SCHOOL EDUCATIONAL PROCESS

The paper aims to identify the basic levels of cadets' patriotic values. The author reveals the role of patriotic values in cadets' training, analyses the process of patriotic values formation, taking into account an assessment scale and a criteria scale. Scientific originality of the study involves developing an assessment scale to evaluate the level of cadets' patriotic values. The research findings are as follows: the author proves that patriotic values manifest themselves at three basic levels - core value, value and motivational, value and creative.

Текст научной работы на тему «УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА»

i rpamoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2020. Том 5. Выпуск 6. С. 734-737 | 2020. Volume 5. Issue 6. P. 734-737

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Уровни сформированности патриотических ценностей курсантов в образовательном процессе военного вуза

Суханова А. С.

Аннотация. Цель исследования - выделение основных уровней сформированности патриотических ценностей курсантов военных вузов. В статье освещается роль патриотических ценностей в подготовке курсантов высших военных учебных заведений, анализируется сформированность патриотических ценностей с учетом уровней и критериальной базы. Научная новизна заключается в разработке системы уровней сформированности патриотических ценностей курсантов военных вузов. В результате определено, что сформированность патриотических ценностей проявляется на трех основных уровнях - базово-ценностном, мотивационно-ценностном и ценностно-творческом.

EN

Levels of Cadets' Patriotic Values

in Military Higher School Educational Process

Sukhanova A. S.

Abstract. The paper aims to identify the basic levels of cadets' patriotic values. The author reveals the role of patriotic values in cadets' training, analyses the process of patriotic values formation, taking into account an assessment scale and a criteria scale. Scientific originality of the study involves developing an assessment scale to evaluate the level of cadets' patriotic values. The research findings are as follows: the author proves that patriotic values manifest themselves at three basic levels - core value, value and motivational, value and creative.

Введение

Актуальность. Современному государству требуется поколение с высокой социальной активностью и гражданской ответственностью, способное гордиться достижениями и культурой своей страны. Наличие четкой позиции, преданность Родине, способность осуществлять нравственный выбор, строить взаимоотношения на основе сформированных ценностей - важные условия реализации в различных сферах человека, который трудится на благо страны.

Осознание обществом необходимости ориентации на патриотизм нашло отражение в ряде документов, в частности, в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы». В ряду приоритетных задач выделяется развитие «военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах» [11].

На современном этапе в военно-учебных заведениях требования к мероприятиям, связанным с патриотизмом, регламентируются документами Министерства обороны РФ. Приказом Министра обороны РФ от 12.10.2016 № 655 «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации» предусмотрены мероприятия по формированию государственно-патриотического сознания, пропаганде и развитию системы воинских традиций и ценностей [10].

Следует отметить, что курсанты, поступившие в военные учебные заведения, уже обладают определенными взглядами, в том числе на патриотизм. В вузе проводится работа в направлении сохранения традиций и развития системы ценностей обучающихся. Однако специалисты считают, что целесообразно учитывать больше возможностей среды военного вуза в практике работы с курсантами [6; 8; 13]. В связи с этим, актуальными на данный момент остаются исследования в области научной работы по расширению имеющихся знаний, изменению стереотипов, проблем формирования ценностей (патриотических, духовных, гражданских и др.) курсантов в ходе учебной и воспитательной деятельности.

Соответственно, актуальность данного исследования обусловлена тем, что в педагогической науке происходит постоянный поиск новых и более эффективных путей педагогического взаимодействия, в том числе

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped200152

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

и в такой сфере, как формирование ценностей обучающихся, в связи с чем появилась необходимость исследования сущности данного процесса с учетом различных уровней сформированное™ ценностей. Особенно этот вопрос важен в отношении обучающихся военных вузов, поскольку для курсантов как будущих офицеров основой являются патриотические ценности.

Согласно поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данному вопросу;

- определить критерии и выделить уровни сформированности патриотических ценностей.

Для осмысления данной проблемы в статье применяются следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; сравнительно-сопоставительный анализ; обобщение и систематизация опыта формирования ценностей.

Теоретической базой исследования послужили труды специалистов в области формирования ценностей: М. Н. Гончарова [5], С. В. Костылева [8], Л. В. Жежеля [6], Н. В. Батаковой [3], Е. С. Родченковой [12] и др., а также работы, в которых рассматриваются особенности педагогического процесса военных вузов: В. И. Лу-товинова [9], Р. В. Старкова [13] и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что раскрываемые в статье уровни сформи-рованности патриотических ценностей могут быть использованы преподавателями для усовершенствования педагогического процесса. Результаты исследования также могут быть интересны специалистам в области формирования патриотических ценностей обучающихся.

Основная часть

Следует отметить, что формирование патриотических ценностей курсантов - сложный процесс, неотъемлемой частью которого является не только промежуточный контроль, но и итоговое оценивание достигнутого результата. Без определения уровней невозможно выяснить текущую ситуацию сформированности патриотических ценностей, оценить результат работы педагогов по их формированию, провести анализ и обозначить направление дальнейшей деятельности.

Согласно имеющимся научным данным, проблема формирования ценностей находится в центре внимания современных ученых [3; 5; 6; 8; 12]. Исследования посвящены проблемам формирования духовно-нравственных, нравственно-патриотических, гуманистических и профессиональных ценностей применительно к курсантам, подросткам, студентам неязыковых вузов. Изучение научных источников по теме исследования позволяет нам констатировать, что процесс формирования ценностей является динамичным и предполагает наличие уровней сформированности ценностей.

Прежде чем рассматривать уровни, обратимся к критериям сформированности патриотических ценностей, которые позволяют структурно подойти к изучению процесса формирования ценностей. В отечественной педагогике существует ряд работ, посвященных данному вопросу. Применительно к результатам работы по патриотическому воспитанию В. И. Лутовинов [9, с. 17] выдвигает ряд критериев, первая группа которых относится к реализации непосредственно патриотического воспитания, а вторая группа касается оценивания качества личности, являющегося результатом работы педагога и обучающегося. Для настоящей статьи значимы критерии второй группы, позволяющие оценивать качества личности обучающегося.

Анализ и учет критериального аппарата, применяемого исследователями для оценки уровня сформированности ценностей [2; 4; 5], позволили выделить критерии диагностики результативности процесса формирования патриотических ценностей. Кроме того, структурные компоненты патриотических ценностей, являясь объектами диагностики, также легли в основу разработки критериев оценки эффективности процесса формирования патриотических ценностей.

В ходе опытно-экспериментальной работы была сформирована система взаимосвязанных критериев и соответствующих показателей сформированности патриотических ценностей. Содержание когнитивного, эмоционального, мотивационно-деятельностного, рефлексивного критериев раскрыто в Таблице.

Таблица. Критерии и показатели сформированности патриотических ценностей

Критерии Показатели

1. Когнитивный Знания, которые соотносятся с патриотическими ценностями; осознание целей и задач военно-профессиональной деятельности.

2. Эмоциональный Позитивное отношение к патриотическим ценностям, положительное отношение к профессии; наличие эмоциональной активности и внутреннего побуждения к восприятию патриотических ценностей; осознание личной ответственности за судьбу страны, убежденность в необходимости и готовность к защите национальных интересов.

3. Мотивационно-деятельностный Отношение к окружающей действительности через призму патриотических ценностей; проявление в повседневной жизни и деятельности приоритетности ценностей и интересов Отечества, готовность к профессиональной самореализации и деятельности на благо Отечества.

4. Рефлексивный Умение анализировать, оценивать и регулировать деятельность с позиций патриотических ценностей.

Следует отметить, что название каждого из критериев отражает его основную сущностную характеристику. Для когнитивного критерия значимы знания о патриотических ценностях, которыми обладает курсант.

736

Общая педагогика

Эмоциональный критерий демонстрирует наличие положительных эмоций в отношении патриотических ценностей. Мотивационно-деятельностный критерий отражает одновременно деятельность и наличие мотивов к деятельности, основанные на патриотических ценностях. Рефлексивный критерий предполагает осмысление курсантом собственных действий.

Анализ научной литературы показал, что исследователи выделяли различные уровни сформированности ценностей [1; 3; 12], в том числе применительно к сформированности патриотического мировоззрения в общем [14, с. 36], к сформированности гражданской позиции [7, с. 94] и др. Однако нет единого мнения о количестве этих уровней, что обусловлено сложностью процесса формирования ценностей. Так, А. С. Андрюнина выделяет четыре уровня (нулевой, низкий, средний и высокий) присвоения профессиональных ценностей педагогами [1, с. 13]. Наличие трех уровней сформированности ценностей обосновано в ряде исследований: в рамках анализа духовно-нравственных ценностей [3, с. 9], в контексте оценивания результативности военно-патриотического воспитания [14, с. 36], в диссертации Е. С. Родченковой выделены высокий, средний, низкий уровни освоения гуманистических ценностей [12, с. 9].

Применительно к патриотическим ценностям, с учетом описанных выше критериев сформированности, анализа педагогического опыта, считаем справедливым выделение в рамках настоящего исследования трех уровней их сформированности: низкий (базово-ценностный), средний (мотивационно-ценностный) и высокий (ценностно-творческий). Для более полного отражения сущности необходимо дополнить названия каждого из выделенных уровней описанием и дать качественную характеристику с учетом специфики военного вуза.

На низком уровне сформированности патриотических ценностей (базово-ценностном) у обучающихся заинтересованность к получению знаний в сфере патриотических ценностей проявляется эпизодически, интерес к патриотическим ценностям не является устойчивым и личностно значимым. Данный уровень характеризуется отсутствием стабильного интереса к истории, культуре России, целям государства и общества. Курсанты не ставят для себя в приоритет патриотические ценности, не готовы руководствоваться ими в повседневной жизни на регулярной основе. Низкий уровень предполагает неумение анализировать и регулировать деятельность с позиций патриотических ценностей. Курсанты не полностью осознают собственную роль в судьбе страны.

Средний уровень (мотивационно-ценностный) характеризуется заинтересованностью обучающихся в получении знаний о патриотических ценностях, наличием эмоционального отклика, но инициатива и самостоятельность присутствуют эпизодически. Данный уровень отражает неполноту знаний о содержании и недостаточное понимание сущности патриотических ценностей, присутствует осознание целей и задач, значимости и специфики военно-профессиональной деятельности. Указанный уровень характеризуется эпизодическим проявлением интереса к стране и ее будущему, неполным осознанием приоритетов и интересов общества и государства. Курсанты не обладают устойчивым умением выделять и анализировать ценностные явления окружающей действительности и аргументированно объяснять свой выбор и ценностные приоритеты. Средний уровень проявляется в эпизодическом анализе деятельности с позиций патриотических ценностей. Курсанты часто руководствуются патриотическими ценностями.

На высоком уровне сформированности патриотических ценностей (ценностно-творческом) у обучающихся присутствует интерес к патриотическим ценностям, есть устойчивая мотивация и отмечается готовность руководствоваться патриотическими ценностями. Данный уровень сформированности патриотических ценностей курсантов характеризуется достаточно полным объемом представлений о целях и интересах страны, осознанием патриотических ценностей как личностно значимых. Показателем сформированности патриотических ценностей на высоком уровне является наличие эмоциональной активности и внутреннего побуждения к восприятию патриотических ценностей, что проявляется в положительном отношении к патриотическим ценностям, осознании личного места и роли, ответственности за судьбу страны. Высокий уровень сформиро-ванности связан с осознанием патриотических ценностей как личностно значимых, готовностью следовать патриотическим ценностям и отстаивать интересы страны, а также проявляется в умении анализировать, оценивать и регулировать деятельность с позиций патриотических ценностей, в готовности к полноценной самореализации в качестве профессионала - патриота Отечества. Следует учитывать, что ценностное содержание учебного процесса не ограничено рамками периода обучения, поскольку выпускник должен иметь собственную позицию, потребность в дальнейшем руководствоваться патриотическими ценностями в своей деятельности.

Заключение

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Формирование патриотических ценностей курсантов является сложным, многокомпонентным процессом, что требует всестороннего анализа. Большое количество научных работ, посвященных рассмотрению возможностей оценки результатов формирования ценностей, подтвердило актуальность данной темы. Применительно к специфике военного вуза освещена роль патриотических ценностей в подготовке курсантов. В рамках настоящей публикации в результате анализа психолого-педагогической литературы обозначены критерии и обоснованы уровни сформированности патриотических ценностей. Сформированность патриотических ценностей проявляется на трех основных уровнях - базово-ценностном, мотивационно-ценностном и ценностно-творческом, которые отличаются друг от друга степенью выраженности качественных показателей. Определение критериев и уровней позволяет планировать и объективно оценивать процесс и результат формирования патриотических ценностей.

Статья рассматривает один из аспектов формирования ценностей - уровни, в дальнейшем исследования могут проводиться в направлении более подробного изучения характеристик и организации работы на каждом из уровней. Результаты, приводимые в настоящей статье, представляют практический интерес для педагогов высшей школы, а также исследователей вопросов, связанных с формированием и оценкой уровня сформирован-ности патриотических ценностей курсантов. Это позволит анализировать и оценивать состояние работы по формированию ценностей, а также будет способствовать развитию научно-теоретических и методических основ процесса формирования ценностей, что в конечном итоге позволит достичь более высоких результатов.

Список источников

1. Андрюнина А. С. Формирование профессиональных ценностей у будущих педагогов дошкольного образования: автореф. дисс. ... к. пед. н. Екатеринбург, 2013. 22 с.

2. Асташова Н. А., Макарова Е. А. Концептуальная модель развития профессиональных ценностей будущих учителей // Дискуссия. 2015. № 1 (53). С. 87-95.

3. Батакова Н. В. Формирование духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков в процессе воспитания: автореф. дисс. ... к. пед. н. Киров, 2010. 23 с.

4. Волгин С. И. Гражданское воспитание курсантов на основе военных традиций: автореф. дисс. ... к. пед. н. Кострома, 2007. 23 с.

5. Гончаров М. Н. Формирование нравственно-патриотических ценностей курсантов на начальном этапе социального становления в военном вузе: автореф. дисс. ... к. пед. н. Кострома, 2016. 22 с.

6. Жежель Л. В. Аксиологические основания воспитания курсантов в образовательной среде военного вуза: автореф. дисс. ... к. пед. н. Кострома, 2013. 22 с.

7. Ильюх М. П. Формирование гражданской позиции курсантов авиационных вузов средствами воинских традиций: дисс. ... к. пед. н. Карачаевск, 2017. 217 с.

8. Костылев С. В. Формирование нравственно-патриотических ценностей курсантов военных училищ в полиэтническом регионе (постановка проблемы) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. 2008. Вып. 7. С. 64-68.

9. Лутовинов В. И. Критерии и показатели оценки результатов работы по военно-патриотическому воспитанию. М.: Армпресс, 2006. 69 с.

10. Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Министра обороны РФ от 12.10.2016 № 655. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

11. Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]: государственная программа. URL: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 25.08.2020).

12. Родченкова Е. С. Формирование гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе: автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 2010. 25 с.

13. Старков Р. В. Совершенствование военно-патриотического воспитания курсантов факультетов среднего профессионального образования вузов Министерства обороны Российской Федерации: дисс. ... к. пед. н. М., 2015. 275 с.

14. Томилина С. Н. Педагогическая методика оценки уровня военно-патриотического воспитания молодежи на боевых традициях // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. Т. 3. № 1. С. 32-39.

Информация об авторах | Author information

RU

Суханова Анастасия Сергеевна1

1 Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж

EN

Sukhanova Anastasiia Sergheevna1 1 Military Educational and Scientific Center of the Air Force

"N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin Air Force Academy of the Ministry of Defence of the Russian Federation", Voronezh

1 suhnastasia@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 05.09.2020; опубликовано (published): 30.12.2020.

Ключевые слова (keywords): уровни сформированности ценностей; патриотические ценности; военный вуз; курсанты; levels of values; patriotic values; military higher school; cadets.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.