УДК 37
Сумкина Л.Н.
студентка кафедры педагогики и психологии, Гуманитарный институт (г. Северодвинск, Россия)
Научный руководитель: Михеева Г.В.
канд. педагог. наук доцент кафедры педагогики и психологии Гуманитарный институт (г. Северодвинск, Россия)
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЗНАНИЙ О ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ РОДНОГО КРАЯ У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
Аннотация: в статье представлены уровни сформированности и особенности знаний о творчестве писателей родного края у учащихся 3 класса.
Ключевые слова: результаты, уровни сформированности знаний, особенности знаний, творчество писателей родного края.
В ходе изучения знаний учащихся о творчестве писателей родного края с помощью метода анкетирования была поставлена цель - выявление уровней сформированности и особенностей знаний о творчестве писателей родного края у учащихся 3 классов. Анкетирование проводилось в двух экспериментальных группах: группа А и группа Б в одной из школ г. Северодвинска. Возраст детей: учащиеся 3 классов. В диагностическом исследовании прияло участие 25 учащихся группы А и 26 учащихся группы Б.
Опишем результаты экспериментальной работы.
Первое задание не оценивалось, оно включено с целью проверки, каких писателей (не только региональных) дети читали.
Самыми успешными по правильным ответам являются 7 и 10 задания, которые дети группы А выполнили на 73 и 72% соответственно. Дети группы Б справились с этими заданиями на 60 и 48% соответственно. Мы считаем, что 7 задание было достаточно легким для выполнения, на него можно ответить логически. Суть задания заключалась в том, что необходимо было соединить две части название произведения. Но, главное, что это задание связано с 8 и являлось как бы подготовительным, с которым дети справились на 6% (группа А) и 8% (группа Б), что говорит о том, что дети не знают произведений Б.В. Шергина. С этим заданием обе группы справились хуже всего. Т.к. группа А успешно справилась с 10 заданием, это говорит о том, что многие дети знают, что Б.В. Шергин и С.Г. Писахов родились в г. Архангельске. В группе А 2 учащихся не выбрали ни одного правильного ответа, 10 детей выбрали правильно одного из писателей и 13 детей выбрали правильно всех писателей. В группе Б 8 детей не справились с заданием, 11 детей выбрали верно одного из писателей и 7 детей выбрали верно обоих писателей. Ошибочно чаще всего дети выбирали И.Д. Полуянова.
Следующими по успешности группа А выполнила такие задания: 13 (46%), 11 (40%), 12 (36%) и 9 (33%). В 13 задании 6 детей не выбрали ни одного правильного ответа, 15 детей верно выбрало одного из поэтов Архангельской области и 4 человека верно выбрали обоих поэтов. Суть задания была в том, что необходимо было выбрать поэтов из перечисленных авторов. Ошибочно к поэтам дети относили И.Д. Полуянова и Ф.А. Абрамова. Больше половины детей группы А слышали хотя бы об одном их двух поэтов Архангельской области.
Суть 11 задания заключалась в том, что необходимо было выбрать названия сказок С.Г. Писахова из перечня названий различных региональных произведений. В этом задании 3 человека не знают ни одного произведения
С.Г. Писахова, 14 человек знают хотя бы одно произведение и 8 человек знают хотя бы два произведения. Никто из группы не выбрал верно все три произведения. Чаще всего дети правильно выбирали произведение «Как поп работницу нанимал», возможно, дети с ним были знакомы ранее. Ошибочно к произведениям С.Г. Писахова чаще всего выбирали «Шиш и трактирщица». В 12 задании 16 детей не знают, что С.Г. Писахов, был не только прекрасным сказочником, но и художником, остальные 9 детей верно выполнили задание. В 9 задании 8 детей не знают, как выглядят писатели Архангельской области, 7 человек узнали портрет хотя бы одного писателя, 7 человек узнали портреты хотя бы двух писателей, чаще всего Б.В. Шергина и Ф.А. Абрамова. 3 человека успешно выполнили задание и соотнесли правильно всех четырех писателей с их портретами.
Задание 3 выполнено группой А на 29%, 6 на 24%, 2 на 23% и 4 на 20%. В 3 задании необходимо было соединить стрелкой название произведения с его автором. 5 детей не знают названия произведений писателей Архангельской области, 5 детей знают название произведения хотя бы одного писателя. 10 детей знают название произведений хотя бы двух писателей, 3 человека знают названия произведений трех писателей, 1 человек знает названия произведений четырех писателей и 1 человек знает названия произведений всех писателей. В основном дети правильно соотносили хорошо известных им писателей Н.Н. Носова «Живая шляпа» и В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». В 6 задании 18 человек не знают, что характерно для сказок С.Г. Писахова и 7 человек знают, что для сказок C. Писахова характерны оригинальные эпитеты и сравнения, метафоры, волшебные предметы, выдумки, быль и небыль и реалистичность событий. Во 2 задании 5 детей не знают ни одного писателя Архангельской области, 8 детей знают хотя бы одного писателя, 6 детей знают 2 писателей области, 4 человека знают трех писателей, 2 человека знают четырех писателей. Ни один ребенок группы А не знает всех писателей Архангельской области, представленных в задании. Чаще всего к писателям Архангельской
области относили С.Г. Писахова и Н.М. Рубцова. Часто ошибочно дети выбирали Н.Н. Носова и В.Ю. Драгунского. В 4 задании 20 детей не знают, что главным героем сказок С.Г. Писахова является Сеня Малина и всего 5 детей знают об этом.
С 5 и 14 заданием дети справились на 17% и 12% соответственно. В 5 задании, суть которого заключалась в том, чтобы соединить стрелкой предложения с одним из средств выразительности, 13 детей не смогли найти ни одного выразительного средства в предложениях, 10 детей смогли найти одно выразительное средство в предложениях, в основном это сравнение, 2 человека нашли в предложениях 2 выразительных средства. Никто из детей не справился с данным заданием полностью, вызывает затруднение такие выразительное средство как метафора. Возможно, дети с ним плохо знакомы. В 14 задании 22 человека не знают, что родиной Ф.А. Абрамова является д. Веркола, всего 3 человека справилось с этим заданием. Чаще всего ошибочным ответом выбирали В. Чиркина.
Хуже всего справились с 8 заданием, про что мы писали выше.
Группа Б справилась с заданиями анкетирования практически также как и группа А, поэтому мы не видим смысла описывать их результаты.
Проанализировав результаты анкетирования экспериментальных групп А и Б, можно сделать вывод, что у 56% учеников группы А и у 65% учеников группы Б сформированность знаний о творчестве писателей родного края находится на низком уровне. У 44% учеников группы А и 35% учеников группы Б сформированность знаний на среднем уровне.
Примеры ответов детей на разных уровнях сформированности знаний о творчестве писателей родного края на констатирующем этапе представлены в приложении В.
Уровни сформированности знаний о творчестве писателей родного края учащихся 3 классов представлены на рисунке 1.
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Низкий уровень Средний уровень Уровень выше Высокий уровень
■ Группа А ■ Группреднего
Рисунок 5 - Уровни сформированности знаний о творчестве писателей родного края у учащихся 3 классов. Группа А и группа Б
Можно выделить следующие особенности знаний у учащихся 3 класса о творчестве писателей родного края:
многие дети не знают писателей Архангельской области, произведения писателей Архангельской области, героев произведений;
дети не знают фактов из биографии писателей Архангельской области; учащиеся демонстрируют низкий уровень знаний о средствах выразительности, используемых в произведениях писателей Архангельской области.
Ни по одному из компонентов творчества писателей родного края дети не показали высокий уровень знаний или выше среднего. Мы предполагаем, что это связано с тем, что в начальной школе работа по формированию знаний о творчестве писателей родного края проводится недостаточно эффективно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Контрольно-измерительные материалы за курс 3 класса [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://clck.ru/34Lv9F., свободный (дата обращения: 07.05.2023). - Загл. с экрана.
2. Литературное чтение. 3 класс [Текст] : Учеб. для общеобразоват. учреждений в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с.
3. Морянка: краеведческий курс: учеб.-метод. пособие [Текст] / авт.-сост. И.В. Богданова и др.; отв. ред. И.Ф. Полякова. - 2-е изд., перераб. и доп. -Архангельск, 2017. - 144 с.
4. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч.ред. Э.И. Николаева; сост. отв. ред. И.Ф. Полякова. - Архангельск: ГАОУ «АОИППК РО», 2011. - 240 с.
5. Скепнер Л.С. Литературный Север [Текст] : Книга для учащихся 5-8 классов / Сост. Л.С. Скепнер. - Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. - 431 с.
Sumkina L.N.
student of the Department of Pedagogy and Psychology, Humanitarian Institute (Severodvinsk, Russia)
Scientific advisor: Mikheeva G.V.
Candidate of Pedagogical Sciences Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology
Humanitarian Institute (Severodvinsk, Russia)
LEVELS OF FORMATION & FEATURES OF KNOWLEDGE ABOUT WORK OF WRITERS OF NATIVE LAND OF 3RD GRADE STUDENTS
Abstract: the article presents the levels offormation and features of knowledge about the work of writers of the native land of 3rd grade students.
Keywords: results, levels of knowledge formation, features of knowledge, creativity of writers of native land.