Научная статья на тему 'УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЗНАНИЙ О ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ РОДНОГО КРАЯ У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА'

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЗНАНИЙ О ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ РОДНОГО КРАЯ У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ / ОСОБЕННОСТИ ЗНАНИЙ / ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЕЙ РОДНОГО КРАЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сумкина Л.Н.

В статье представлены уровни сформированности и особенности знаний о творчестве писателей родного края у учащихся 3 класса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS OF FORMATION & FEATURES OF KNOWLEDGE ABOUT WORK OF WRITERS OF NATIVE LAND OF 3RD GRADE STUDENTS

The article presents the levels of formation and features of knowledge about the work of writers of the native land of 3rd grade students.

Текст научной работы на тему «УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЗНАНИЙ О ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ РОДНОГО КРАЯ У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА»

УДК 37

Сумкина Л.Н.

студентка кафедры педагогики и психологии, Гуманитарный институт (г. Северодвинск, Россия)

Научный руководитель: Михеева Г.В.

канд. педагог. наук доцент кафедры педагогики и психологии Гуманитарный институт (г. Северодвинск, Россия)

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЗНАНИЙ О ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ РОДНОГО КРАЯ У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

Аннотация: в статье представлены уровни сформированности и особенности знаний о творчестве писателей родного края у учащихся 3 класса.

Ключевые слова: результаты, уровни сформированности знаний, особенности знаний, творчество писателей родного края.

В ходе изучения знаний учащихся о творчестве писателей родного края с помощью метода анкетирования была поставлена цель - выявление уровней сформированности и особенностей знаний о творчестве писателей родного края у учащихся 3 классов. Анкетирование проводилось в двух экспериментальных группах: группа А и группа Б в одной из школ г. Северодвинска. Возраст детей: учащиеся 3 классов. В диагностическом исследовании прияло участие 25 учащихся группы А и 26 учащихся группы Б.

Опишем результаты экспериментальной работы.

Первое задание не оценивалось, оно включено с целью проверки, каких писателей (не только региональных) дети читали.

Самыми успешными по правильным ответам являются 7 и 10 задания, которые дети группы А выполнили на 73 и 72% соответственно. Дети группы Б справились с этими заданиями на 60 и 48% соответственно. Мы считаем, что 7 задание было достаточно легким для выполнения, на него можно ответить логически. Суть задания заключалась в том, что необходимо было соединить две части название произведения. Но, главное, что это задание связано с 8 и являлось как бы подготовительным, с которым дети справились на 6% (группа А) и 8% (группа Б), что говорит о том, что дети не знают произведений Б.В. Шергина. С этим заданием обе группы справились хуже всего. Т.к. группа А успешно справилась с 10 заданием, это говорит о том, что многие дети знают, что Б.В. Шергин и С.Г. Писахов родились в г. Архангельске. В группе А 2 учащихся не выбрали ни одного правильного ответа, 10 детей выбрали правильно одного из писателей и 13 детей выбрали правильно всех писателей. В группе Б 8 детей не справились с заданием, 11 детей выбрали верно одного из писателей и 7 детей выбрали верно обоих писателей. Ошибочно чаще всего дети выбирали И.Д. Полуянова.

Следующими по успешности группа А выполнила такие задания: 13 (46%), 11 (40%), 12 (36%) и 9 (33%). В 13 задании 6 детей не выбрали ни одного правильного ответа, 15 детей верно выбрало одного из поэтов Архангельской области и 4 человека верно выбрали обоих поэтов. Суть задания была в том, что необходимо было выбрать поэтов из перечисленных авторов. Ошибочно к поэтам дети относили И.Д. Полуянова и Ф.А. Абрамова. Больше половины детей группы А слышали хотя бы об одном их двух поэтов Архангельской области.

Суть 11 задания заключалась в том, что необходимо было выбрать названия сказок С.Г. Писахова из перечня названий различных региональных произведений. В этом задании 3 человека не знают ни одного произведения

С.Г. Писахова, 14 человек знают хотя бы одно произведение и 8 человек знают хотя бы два произведения. Никто из группы не выбрал верно все три произведения. Чаще всего дети правильно выбирали произведение «Как поп работницу нанимал», возможно, дети с ним были знакомы ранее. Ошибочно к произведениям С.Г. Писахова чаще всего выбирали «Шиш и трактирщица». В 12 задании 16 детей не знают, что С.Г. Писахов, был не только прекрасным сказочником, но и художником, остальные 9 детей верно выполнили задание. В 9 задании 8 детей не знают, как выглядят писатели Архангельской области, 7 человек узнали портрет хотя бы одного писателя, 7 человек узнали портреты хотя бы двух писателей, чаще всего Б.В. Шергина и Ф.А. Абрамова. 3 человека успешно выполнили задание и соотнесли правильно всех четырех писателей с их портретами.

Задание 3 выполнено группой А на 29%, 6 на 24%, 2 на 23% и 4 на 20%. В 3 задании необходимо было соединить стрелкой название произведения с его автором. 5 детей не знают названия произведений писателей Архангельской области, 5 детей знают название произведения хотя бы одного писателя. 10 детей знают название произведений хотя бы двух писателей, 3 человека знают названия произведений трех писателей, 1 человек знает названия произведений четырех писателей и 1 человек знает названия произведений всех писателей. В основном дети правильно соотносили хорошо известных им писателей Н.Н. Носова «Живая шляпа» и В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». В 6 задании 18 человек не знают, что характерно для сказок С.Г. Писахова и 7 человек знают, что для сказок C. Писахова характерны оригинальные эпитеты и сравнения, метафоры, волшебные предметы, выдумки, быль и небыль и реалистичность событий. Во 2 задании 5 детей не знают ни одного писателя Архангельской области, 8 детей знают хотя бы одного писателя, 6 детей знают 2 писателей области, 4 человека знают трех писателей, 2 человека знают четырех писателей. Ни один ребенок группы А не знает всех писателей Архангельской области, представленных в задании. Чаще всего к писателям Архангельской

области относили С.Г. Писахова и Н.М. Рубцова. Часто ошибочно дети выбирали Н.Н. Носова и В.Ю. Драгунского. В 4 задании 20 детей не знают, что главным героем сказок С.Г. Писахова является Сеня Малина и всего 5 детей знают об этом.

С 5 и 14 заданием дети справились на 17% и 12% соответственно. В 5 задании, суть которого заключалась в том, чтобы соединить стрелкой предложения с одним из средств выразительности, 13 детей не смогли найти ни одного выразительного средства в предложениях, 10 детей смогли найти одно выразительное средство в предложениях, в основном это сравнение, 2 человека нашли в предложениях 2 выразительных средства. Никто из детей не справился с данным заданием полностью, вызывает затруднение такие выразительное средство как метафора. Возможно, дети с ним плохо знакомы. В 14 задании 22 человека не знают, что родиной Ф.А. Абрамова является д. Веркола, всего 3 человека справилось с этим заданием. Чаще всего ошибочным ответом выбирали В. Чиркина.

Хуже всего справились с 8 заданием, про что мы писали выше.

Группа Б справилась с заданиями анкетирования практически также как и группа А, поэтому мы не видим смысла описывать их результаты.

Проанализировав результаты анкетирования экспериментальных групп А и Б, можно сделать вывод, что у 56% учеников группы А и у 65% учеников группы Б сформированность знаний о творчестве писателей родного края находится на низком уровне. У 44% учеников группы А и 35% учеников группы Б сформированность знаний на среднем уровне.

Примеры ответов детей на разных уровнях сформированности знаний о творчестве писателей родного края на констатирующем этапе представлены в приложении В.

Уровни сформированности знаний о творчестве писателей родного края учащихся 3 классов представлены на рисунке 1.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Низкий уровень Средний уровень Уровень выше Высокий уровень

■ Группа А ■ Группреднего

Рисунок 5 - Уровни сформированности знаний о творчестве писателей родного края у учащихся 3 классов. Группа А и группа Б

Можно выделить следующие особенности знаний у учащихся 3 класса о творчестве писателей родного края:

многие дети не знают писателей Архангельской области, произведения писателей Архангельской области, героев произведений;

дети не знают фактов из биографии писателей Архангельской области; учащиеся демонстрируют низкий уровень знаний о средствах выразительности, используемых в произведениях писателей Архангельской области.

Ни по одному из компонентов творчества писателей родного края дети не показали высокий уровень знаний или выше среднего. Мы предполагаем, что это связано с тем, что в начальной школе работа по формированию знаний о творчестве писателей родного края проводится недостаточно эффективно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Контрольно-измерительные материалы за курс 3 класса [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://clck.ru/34Lv9F., свободный (дата обращения: 07.05.2023). - Загл. с экрана.

2. Литературное чтение. 3 класс [Текст] : Учеб. для общеобразоват. учреждений в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с.

3. Морянка: краеведческий курс: учеб.-метод. пособие [Текст] / авт.-сост. И.В. Богданова и др.; отв. ред. И.Ф. Полякова. - 2-е изд., перераб. и доп. -Архангельск, 2017. - 144 с.

4. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч.ред. Э.И. Николаева; сост. отв. ред. И.Ф. Полякова. - Архангельск: ГАОУ «АОИППК РО», 2011. - 240 с.

5. Скепнер Л.С. Литературный Север [Текст] : Книга для учащихся 5-8 классов / Сост. Л.С. Скепнер. - Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. - 431 с.

Sumkina L.N.

student of the Department of Pedagogy and Psychology, Humanitarian Institute (Severodvinsk, Russia)

Scientific advisor: Mikheeva G.V.

Candidate of Pedagogical Sciences Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology

Humanitarian Institute (Severodvinsk, Russia)

LEVELS OF FORMATION & FEATURES OF KNOWLEDGE ABOUT WORK OF WRITERS OF NATIVE LAND OF 3RD GRADE STUDENTS

Abstract: the article presents the levels offormation and features of knowledge about the work of writers of the native land of 3rd grade students.

Keywords: results, levels of knowledge formation, features of knowledge, creativity of writers of native land.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.