Научная статья на тему 'ЦЕЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ РОДНОГО КРАЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ЦЕЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ РОДНОГО КРАЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО / РОДНОЙ КРАЙ / ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЕЙ РОДНОГО КРАЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сумкина Л.Н.

В статье рассматривается цель, содержание, методы в аспекте формирования знаний о творчестве писателей родного края у младших школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Сумкина Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PURPOSE, CONTENT, METHODS & TECHNIQUES OF FORMATION OF KNOWLEDGE ABOUT WORK OF WRITERS OF NATIVE LAND AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article discusses the purpose, content, methods in the aspect of the formation of knowledge about the work of writers of the native land among younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ РОДНОГО КРАЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37

Сумкина Л.Н.

студентка кафедры педагогики и психологии, Гуманитарный институт (г. Северодвинск, Россия)

Научный руководитель: Михеева Г.В.

канд. педагог. наук доцент кафедры педагогики и психологии Гуманитарный институт (г. Северодвинск, Россия)

ЦЕЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ РОДНОГО КРАЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье рассматривается цель, содержание, методы в аспекте формирования знаний о творчестве писателей родного края у младших школьников.

Ключевые слова: литературное чтение, литературное творчество, родной край, творчество писателей родного края, младшие школьники.

Литературное чтение - одна из базовых дисциплин в начальной школе.

Чтение как сложная деятельность имеет две стороны - техническую (способы чтения, правильность, темп, выразительность) и содержательную (понимание и восприятие художественного текста). Содержательная сторона зависит от специфики текста и может рассматриваться как речевая деятельность, если читается научный текст, и как эстетическая деятельность, если читается художественное произведение [24]. Мы, главным образом, рассматриваем

чтение как деятельность эстетическую, связанную с искусством слова -литературой.

Основная цель литературного чтения в начальной школе -способствовать формированию личности ребенка с помощью искусства слова, воспитывать потребность в общении с искусством, ввести учащихся в мир художественной литературы. Художественные произведения, предлагаемые учащимся начальных классов, должны подбираться с учетом специфики целей и содержания литературного образования.

На начальном этапе литературного образования решаются следующие задачи: формирование читательских и речевых умений во взаимосвязи; формирование литературоведческих и речеведческих знаний; обучение приемам анализа художественного произведения и приемам работы с научно -познавательным текстом; развитие мышления, воображения, эмоций; формирование ценностных ориентиров личности; расширение читательского кругозора, знакомство с лучшими произведениями художественной и научно -познавательной литературы, адресованной младшим школьникам; совершенствование навыков чтения (беглости, правильности, осознанности, выразительности); формирование библиографических умений [14].

Для нашего исследования значимым являются задачи: 1) формирование литературоведческих и речеведческих знаний; 2) обучение приемам анализа художественного произведения на предмет выявления региональной специфики; 3) знакомство с лучшими произведениями региональной художественной литературы, адресованной младшим школьникам.

Решение первой задачи связано со второй: обучение приемам анализа литературного произведения, с помощью которых необходимо уметь определять тему, идею (основную мысль) читаемого произведения, знать основные жанры литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка загадка, пословица, и т.д.), находить изобразительные и выразительные средства словесного искусства и определять их роль («живописание словом», сравнение,

олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

Решение второй задачи связано с такими приемами анализа художественного текста как: беседа, выборочное чтение, словесное рисование, чтение по ролям, постановка вопросов к тексту самими учащимися, деление текста на части, подготовка к пересказу, драматизации, выразительному чтению, составление характеристики героев произведения и рассказов о них, а также, неотъемлемым элементом анализа является словарная работа.

А для решения третьей задачи важно отобрать для изучения такие произведения региональной художественной литературы, предназначенные младшим школьникам, которые будут интересны и понятны, а также познакомят с особенностями региона, например, с изобразительно-выразительными средствами конкретной местности, природой, характером местных жителей и т.п.

В нашем исследовании требуется определить такое понятие как «творчество писателя».

Ожегов С.И. определял писателя как «человека, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения» [31, с. 764].

Творческая деятельность - форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего [2, с. 175].

Существует множество видов творческой деятельности, к которой относится и литературное творчество.

Мы считаем, что понятия «литературное творчество» и «творчество писателей» равнозначны. Человек (писатель) создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие литературные произведения.

Далее, проанализировав различные источники [13, 31, 36], мы выделили понятие «родной край», который определяется как место, населенный пункт,

район, область, край или страна, в которой родился и/или вырос человек. В нашем исследовании под родным крем понимается Архангельская область.

Следовательно, творчество писателей родного края - это литературная деятельность писателей, родившихся в Архангельской области или писавших о ней. Ими созданы качественно новые, никогда ранее не существовавшие литературные произведения, тема которых связана с Русским Севером.

Региональная составляющая в литературном аспекте всегда была объектом изучения в том или ином плане. Исследование литературы Архангельской области довольно интересно. Северный край богат знаменитыми писателями-земляками. С ним связаны имена Ф.А. Абрамова, С.Г. Писахова, Б.В. Шергина, Н.М. Рубцова, И.Д. Полуянова и др.

В учебниках по литературному чтению практически не присутствует региональная составляющая, но сейчас в нашей стране во многих городах в начальной школе появляются дисциплины, посвященные краеведению. Направленность краеведческих программ раскрывается в названии курсов и пособий. Например, «Я - Петербуржец» (Л.Н. Махинько),

«Здравствуй, Москва» (Н.М. Поникарова, Н.А. Горелова),

«Екатеринбург - мой любимый город» (И.Я. Мурзина, Н.Г. Кряжева), «Морянка» (И.Э. Гмырина, Л.В. Большакова, О.В. Макарова, И.Ф. Полякова, О.В. Яговкина).

Именно в таких краеведческих программах рассматривается творчество писателей родного края, но эти программы не являются обязательными, поэтому не все учителя используют их в педагогическом процессе, и, следовательно, не все дети на начальной ступени образования получают знания о творчестве писателей родного края.

Также, известный педагог Л.С. Скепнер разработала региональную программу «Малая моя родина - Архангельская земля» для Архангельской области по литературе, но эта программа предназначена для учеников 5-8 классов [34].

Для младших школьников Архангельской области разработана региональная программа «Морянка» (И.Э. Гмырина, Л.В. Большакова, О.В. Макарова, И.Ф. Полякова, О.В. Яговкина) [25]. Данный курс рассчитан на 3 года обучения (2-4 классы). Весь материал курса распределен по пяти содержательным линиям, посвященным истории, культуре и духовным традициям Русского Севера, знаменитым и талантливым людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, а также художникам, писателям, поэтам, музыкантам Архангельской области и самому школьнику.

В данном краеведческом курсе предусмотрено изучение творчества писателей и поэтов родного края, но младшие школьники знакомятся с ними кратко, только с отдельными фактами из биографии, вне их взаимосвязи с литературным творчеством. На одном занятии дети могут знакомиться с творчеством сразу несколько писателей или поэтов. Произведения писателей, как правило, являются иллюстрацией при знакомстве с природой, историей, культурой родного края. Мы считаем, что необходимо изучать биографию и творчество писателей и поэтов родного края более содержательно, уделяя этому больше времени и занятий, чтобы дети поняли и осознали всю важность данных людей для Архангельской области, что подтверждает актуальность нашего исследования.

Изучив региональные программы, можно выделить следующие составные компоненты творчества писателей родного края, которые целесообразно предъявлять школьникам:

1) интересные факты из биографии писателя, повлиявшие на специфику (тематику, систему образов, отбора изобразительно-выразительных средств и др.) его творчества;

2) сами литературные произведения и их элементы (название, тема, главные герои, сюжет и др.);

3) выразительные средства, обусловленные природой и социальной действительностью края (эпитеты, сравнения, метафоры и др.).

Например, к первому компоненту можно отнести то, что известный северный писатель Ф.А. Абрамов жил и трудился над своими произведениями в деревне Веркола Архангельской области, и именно это повлияло на то, что в его творчестве используется большое количество диалектных слов (напр., робить, матенька, баушка, амбар, повойник, поленница и др.)

Ко второму компоненту можно отнести главного героя своеобразных сказок С.Г. Писахова Сеню Малину.

К последнему компоненту можно отнести такие выразительные средства, которые можно описать как «всякие подковырки, заковырки, все по-Северному крупно, размашисто...», что также говорит о речи С.Г. Писахова [34, с. 85].

В качестве вывода отметим следующее: знание творчества писателей в краеведческом аспекте поможет школьникам ощутить самобытность региональной литературы, лучше понять художественную достоверность произведений, своеобразие писательского языка и художественных образов. Важность изучения региональной литературы заключается в том, что она расширяет и обогащает знания младших школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает лучше ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеев Н.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству в школе [Текст] / Н.Г. Алексеев, Э.Г. Юдин / под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. - М., 1969. - 247 с.

2. Кудрявцева К.С., Понятие «родной край» как компонент содержания современного школьного образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://lomonosovmsu.ru/archive/Lomonosov_2021/data/21923/125357_uid564867_r eport.pdf., свободный (дата обращения: 15.04.2023).

3. Ланин Б.А. Методика преподавания литературы [Текст] : Учебная хрестоматия-практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Б.А. Ланин. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2007. - 512 с.)

4. Методика обучения литературному чтению [Текст] : учебник для студ. учереждений высш. проф. образования / [М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева]; под ред. М.П. Воюшиной. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.

5. Морянка: краеведческий курс: учеб.-метод. пособие [Текст] / авт.-сост. И.В. Богданова и др.; отв. ред. И.Ф. Полякова. - 2-е изд., перераб. и доп. -Архангельск, 2017. - 144 с.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов / ред. Л.И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс [и др.], 2009. - 1359 с.

7. Скепнер Л.С. Литературный Север [Текст] : Книга для учащихся 5-8 классов / Сост. Л.С. Скепнер. - Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. - 431 с.

8. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний [Текст] / Д.Н. Ушаков. - М.: Альта-Принт [и др.], 2008. - 1239 с.

Sumkina L.N.

student of the Department of Pedagogy and Psychology, Humanitarian Institute (Severodvinsk, Russia)

Scientific advisor: Mikheeva G.V.

Candidate of Pedagogical Sciences Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology

Humanitarian Institute (Severodvinsk, Russia)

PURPOSE, CONTENT, METHODS & TECHNIQUES OF FORMATION OF KNOWLEDGE ABOUT WORK OF WRITERS OF NATIVE LAND AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Abstract: the article discusses the purpose, content, methods in the aspect of the formation of knowledge about the work of writers of the native land among younger schoolchildren.

Keywords: literary reading, literary creativity, native land, creativity of writers of native land, junior schoolchildren.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.