УДК 37
Сумкина Л.Н.
студентка кафедры педагогики и психологии, Гуманитарный институт (г. Северодвинск, Россия)
Научный руководитель: Михеева Г.В.
канд. педагог. наук доцент кафедры педагогики и психологии Гуманитарный институт (г. Северодвинск, Россия)
ЦЕЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ РОДНОГО КРАЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье рассматривается цель, содержание, методы в аспекте формирования знаний о творчестве писателей родного края у младших школьников.
Ключевые слова: литературное чтение, литературное творчество, родной край, творчество писателей родного края, младшие школьники.
Литературное чтение - одна из базовых дисциплин в начальной школе.
Чтение как сложная деятельность имеет две стороны - техническую (способы чтения, правильность, темп, выразительность) и содержательную (понимание и восприятие художественного текста). Содержательная сторона зависит от специфики текста и может рассматриваться как речевая деятельность, если читается научный текст, и как эстетическая деятельность, если читается художественное произведение [24]. Мы, главным образом, рассматриваем
чтение как деятельность эстетическую, связанную с искусством слова -литературой.
Основная цель литературного чтения в начальной школе -способствовать формированию личности ребенка с помощью искусства слова, воспитывать потребность в общении с искусством, ввести учащихся в мир художественной литературы. Художественные произведения, предлагаемые учащимся начальных классов, должны подбираться с учетом специфики целей и содержания литературного образования.
На начальном этапе литературного образования решаются следующие задачи: формирование читательских и речевых умений во взаимосвязи; формирование литературоведческих и речеведческих знаний; обучение приемам анализа художественного произведения и приемам работы с научно -познавательным текстом; развитие мышления, воображения, эмоций; формирование ценностных ориентиров личности; расширение читательского кругозора, знакомство с лучшими произведениями художественной и научно -познавательной литературы, адресованной младшим школьникам; совершенствование навыков чтения (беглости, правильности, осознанности, выразительности); формирование библиографических умений [14].
Для нашего исследования значимым являются задачи: 1) формирование литературоведческих и речеведческих знаний; 2) обучение приемам анализа художественного произведения на предмет выявления региональной специфики; 3) знакомство с лучшими произведениями региональной художественной литературы, адресованной младшим школьникам.
Решение первой задачи связано со второй: обучение приемам анализа литературного произведения, с помощью которых необходимо уметь определять тему, идею (основную мысль) читаемого произведения, знать основные жанры литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка загадка, пословица, и т.д.), находить изобразительные и выразительные средства словесного искусства и определять их роль («живописание словом», сравнение,
олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
Решение второй задачи связано с такими приемами анализа художественного текста как: беседа, выборочное чтение, словесное рисование, чтение по ролям, постановка вопросов к тексту самими учащимися, деление текста на части, подготовка к пересказу, драматизации, выразительному чтению, составление характеристики героев произведения и рассказов о них, а также, неотъемлемым элементом анализа является словарная работа.
А для решения третьей задачи важно отобрать для изучения такие произведения региональной художественной литературы, предназначенные младшим школьникам, которые будут интересны и понятны, а также познакомят с особенностями региона, например, с изобразительно-выразительными средствами конкретной местности, природой, характером местных жителей и т.п.
В нашем исследовании требуется определить такое понятие как «творчество писателя».
Ожегов С.И. определял писателя как «человека, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения» [31, с. 764].
Творческая деятельность - форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего [2, с. 175].
Существует множество видов творческой деятельности, к которой относится и литературное творчество.
Мы считаем, что понятия «литературное творчество» и «творчество писателей» равнозначны. Человек (писатель) создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие литературные произведения.
Далее, проанализировав различные источники [13, 31, 36], мы выделили понятие «родной край», который определяется как место, населенный пункт,
район, область, край или страна, в которой родился и/или вырос человек. В нашем исследовании под родным крем понимается Архангельская область.
Следовательно, творчество писателей родного края - это литературная деятельность писателей, родившихся в Архангельской области или писавших о ней. Ими созданы качественно новые, никогда ранее не существовавшие литературные произведения, тема которых связана с Русским Севером.
Региональная составляющая в литературном аспекте всегда была объектом изучения в том или ином плане. Исследование литературы Архангельской области довольно интересно. Северный край богат знаменитыми писателями-земляками. С ним связаны имена Ф.А. Абрамова, С.Г. Писахова, Б.В. Шергина, Н.М. Рубцова, И.Д. Полуянова и др.
В учебниках по литературному чтению практически не присутствует региональная составляющая, но сейчас в нашей стране во многих городах в начальной школе появляются дисциплины, посвященные краеведению. Направленность краеведческих программ раскрывается в названии курсов и пособий. Например, «Я - Петербуржец» (Л.Н. Махинько),
«Здравствуй, Москва» (Н.М. Поникарова, Н.А. Горелова),
«Екатеринбург - мой любимый город» (И.Я. Мурзина, Н.Г. Кряжева), «Морянка» (И.Э. Гмырина, Л.В. Большакова, О.В. Макарова, И.Ф. Полякова, О.В. Яговкина).
Именно в таких краеведческих программах рассматривается творчество писателей родного края, но эти программы не являются обязательными, поэтому не все учителя используют их в педагогическом процессе, и, следовательно, не все дети на начальной ступени образования получают знания о творчестве писателей родного края.
Также, известный педагог Л.С. Скепнер разработала региональную программу «Малая моя родина - Архангельская земля» для Архангельской области по литературе, но эта программа предназначена для учеников 5-8 классов [34].
Для младших школьников Архангельской области разработана региональная программа «Морянка» (И.Э. Гмырина, Л.В. Большакова, О.В. Макарова, И.Ф. Полякова, О.В. Яговкина) [25]. Данный курс рассчитан на 3 года обучения (2-4 классы). Весь материал курса распределен по пяти содержательным линиям, посвященным истории, культуре и духовным традициям Русского Севера, знаменитым и талантливым людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, а также художникам, писателям, поэтам, музыкантам Архангельской области и самому школьнику.
В данном краеведческом курсе предусмотрено изучение творчества писателей и поэтов родного края, но младшие школьники знакомятся с ними кратко, только с отдельными фактами из биографии, вне их взаимосвязи с литературным творчеством. На одном занятии дети могут знакомиться с творчеством сразу несколько писателей или поэтов. Произведения писателей, как правило, являются иллюстрацией при знакомстве с природой, историей, культурой родного края. Мы считаем, что необходимо изучать биографию и творчество писателей и поэтов родного края более содержательно, уделяя этому больше времени и занятий, чтобы дети поняли и осознали всю важность данных людей для Архангельской области, что подтверждает актуальность нашего исследования.
Изучив региональные программы, можно выделить следующие составные компоненты творчества писателей родного края, которые целесообразно предъявлять школьникам:
1) интересные факты из биографии писателя, повлиявшие на специфику (тематику, систему образов, отбора изобразительно-выразительных средств и др.) его творчества;
2) сами литературные произведения и их элементы (название, тема, главные герои, сюжет и др.);
3) выразительные средства, обусловленные природой и социальной действительностью края (эпитеты, сравнения, метафоры и др.).
Например, к первому компоненту можно отнести то, что известный северный писатель Ф.А. Абрамов жил и трудился над своими произведениями в деревне Веркола Архангельской области, и именно это повлияло на то, что в его творчестве используется большое количество диалектных слов (напр., робить, матенька, баушка, амбар, повойник, поленница и др.)
Ко второму компоненту можно отнести главного героя своеобразных сказок С.Г. Писахова Сеню Малину.
К последнему компоненту можно отнести такие выразительные средства, которые можно описать как «всякие подковырки, заковырки, все по-Северному крупно, размашисто...», что также говорит о речи С.Г. Писахова [34, с. 85].
В качестве вывода отметим следующее: знание творчества писателей в краеведческом аспекте поможет школьникам ощутить самобытность региональной литературы, лучше понять художественную достоверность произведений, своеобразие писательского языка и художественных образов. Важность изучения региональной литературы заключается в том, что она расширяет и обогащает знания младших школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает лучше ощутить и осознать связь литературы с жизнью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеев Н.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству в школе [Текст] / Н.Г. Алексеев, Э.Г. Юдин / под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. - М., 1969. - 247 с.
2. Кудрявцева К.С., Понятие «родной край» как компонент содержания современного школьного образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://lomonosovmsu.ru/archive/Lomonosov_2021/data/21923/125357_uid564867_r eport.pdf., свободный (дата обращения: 15.04.2023).
3. Ланин Б.А. Методика преподавания литературы [Текст] : Учебная хрестоматия-практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Б.А. Ланин. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2007. - 512 с.)
4. Методика обучения литературному чтению [Текст] : учебник для студ. учереждений высш. проф. образования / [М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева]; под ред. М.П. Воюшиной. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.
5. Морянка: краеведческий курс: учеб.-метод. пособие [Текст] / авт.-сост. И.В. Богданова и др.; отв. ред. И.Ф. Полякова. - 2-е изд., перераб. и доп. -Архангельск, 2017. - 144 с.
6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов / ред. Л.И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс [и др.], 2009. - 1359 с.
7. Скепнер Л.С. Литературный Север [Текст] : Книга для учащихся 5-8 классов / Сост. Л.С. Скепнер. - Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. - 431 с.
8. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний [Текст] / Д.Н. Ушаков. - М.: Альта-Принт [и др.], 2008. - 1239 с.
Sumkina L.N.
student of the Department of Pedagogy and Psychology, Humanitarian Institute (Severodvinsk, Russia)
Scientific advisor: Mikheeva G.V.
Candidate of Pedagogical Sciences Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology
Humanitarian Institute (Severodvinsk, Russia)
PURPOSE, CONTENT, METHODS & TECHNIQUES OF FORMATION OF KNOWLEDGE ABOUT WORK OF WRITERS OF NATIVE LAND AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN
Abstract: the article discusses the purpose, content, methods in the aspect of the formation of knowledge about the work of writers of the native land among younger schoolchildren.
Keywords: literary reading, literary creativity, native land, creativity of writers of native land, junior schoolchildren.