ведческая пропедевтика, реализуемая на программном и внепрограммном материале. Программа призвана интегрировать учебную и внеучебную читательскую дея-
тельность обучающихся и предполагает формирование читательских сообществ школьников в реальном и виртуальном пространствах и т. д.
ЛИТЕРАТУРА_
1. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.
2. Казаринова, С. В. Социальный портрет пользователя детской библиотеки г. Новосибирска / С. В. Казаринова // Читали, читаем и будем читать! : исследования и анализ отношения к книге и чтению пользователей библиотек Новосибирской области. — Новосибирск, 2015. — С. 6—34.
3. Кашкаров, А. П. Личностный интерес ребенка / А. П. Кашкаров//Вестник детской литературы. — 2011. — Вып. 2. — С. 126—130.
4. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации : утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.06. 2017 № 1155-р. — URL: http:// static.government.ru.
5. Малахова, Н. Г. «Я читаю потому, что мне немного нравится читать»: о мотивах чтения подростков // Homo legens | Человек читающий. — М. : Школьная библиотека, 2006. — С. 241— 251.
6. Национальная программа поддержки и развития чтения на 2007—2020 годы. — URL: http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_doc=1122 &o_s.
7. Пагис, Н. А. Формирование читательского кругозора старшеклассников в процессе изучения иностранного языка: на материале английской литературы : дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Пагис. — Тамбов, 2002. — 184 с.
8. Светловская, Н. Н. Введение в науку о читателе / Н. Н. Светловская. — М. : Библио-маркет, 1997. — 156 с.
9. Троицкая, Т. С. Проблемы детской художественной словесности : учебное пособие для студентов Института детства / Т. С. Троицкая. — М. : Прометей, 2016. — 253 с.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СВОЕГО КРАЯ
Л. А. МЕДНИКОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и акмеологии личности Института педагогики и психологии Костромского государственного университета [email protected]
В статье рассмотрены особенности организации краеведческого образования в начальной школе, способствующего формированию творческих способностей учащихся, развитию у них познавательного интереса, обогащению знаниями о родном крае, воспитанию
патриотизма, экологически грамотного поведения в природе. В статье представлены модель программы, краткое содержание, формы и виды деятельности младших школьников, которые можно использовать на материале любого региона.
The article deals with the features of the organization of local history education in primary school, contributing to the formation of creative abilities of younger students, the development of patriotism, cognitive interest, enrichment of students with knowledge about their native land, education of love for him, education of environmentally competent behavior in nature. The article describes the program model, summary, forms and activities of students that can be used on the material of any region.
Ключевые слова: творчество младших школьников, изучение своего края, проектная деятельность, программа
Key words: creativity of primary school children, study of a native region, project activity, the program
Десятый год в начальной школе страны реализуется федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, важнейшей задачей которого являются развитие личности учащихся, формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться как способность к саморазвитию и самосовершенствованию [10]. Эта задача решается путем творческого, сознательного, активного присвоения младшими школьниками социального опыта, выполнения ряда практических действий на предметном содержании в процессе изучения основ определенных научных областей. При этом знания, умения и навыки рассматриваются и как результат соответствующих видов действий, и как средство познания.
Известно, что комплекс знаний, умений и навыков эффективно формируется, применяется и сохраняется в тесной связи с активными действиями самих учащихся, в специально организованной учебной деятельности, в условиях системно-деятельностного подхода. Этот подход предполагает активность обучающихся как субъектов, когда знание или способ действия не передается им в готовом виде, а осваивается учащимися в процессе организованной познавательной деятельности. В этом случае учение превращается в творческое сотрудничество — со-
вместную работу учителя и учеников по добыванию нового знания и способов деятельности при решении проблем или учебных задач.
В данной статье мы опираемся на педагогическую трактовку понятия творческой деятельности, которая предполагает создание человеком качественно новых для него ценностей, продуктов, важных для формирования личности как общественного субъекта и имеющих общественное значение. Стимулом к творческой деятельности может послужить проблемная ситуация, которая, согласно деятельностному подходу, решается с помощью гибкого и критического мышления, умения взаимодействовать.
В результате творческой деятельности младших школьников по изучению своего края создается новый продукт (материальный или духовный), дающий новые знания об окружающем мире, что проявляется в новом отношении к действительности. Опыт показывает, что такая деятельность в начальной школе способствует эффективному формированию и раскрытию творческого потенциала, достижению планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных.
Согласно ФГОС выпускник начальной школы — это личность, любящая свой край и свое Отечество, уважающая свой народ, его культуру и духовные традиции, осознающая свою этнокультурную и рос-
сийскую идентичность, сопричастность к настоящему и будущему своей страны и родного края; толерантная к культурным традициям других народов.
Среди метапредметных результатов определены регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, умения участвовать в совместной деятельности и работать с информацией.
Мы полагаем, что самым благоприятным условием для решения ряда воспитательных и развивающих задач, поставленных стандартом, а также для раскрытия у младших школьников творческих способностей являются занятия краеведением и технологии организации творческой деятельности младших школьников (данные технологии опираются на ведущую для данного возраста учебную деятельность). Организуя поисковую работу на краеведческом материале, важно давать возможность учащимся самим формулировать цель, задачи, генерировать идеи, искать и анализировать информацию, рефлексировать и самостоятельно оценивать способы и результаты деятельности.
Эффективному формированию познавательных умений благоприятствует проектная деятельность учеников, предполагающая поиск необходимой информации в различных источниках (справочниках, книгах, интернете, музеях и т. д.), анализ и преобразование добытых сведений, в том числе умение представлять их в закодированной форме (таблицах, диаграммах, схемах). Коммуника тивные умения школьников успешно формируются во взаимодействии, выстраивании диалогов и полилогов, когда учащиеся договариваются, распределяют задания, обмениваются мнениями, задают вопросы и формулируют убедительные доказательства своих мыслей, чему также
Организуя поисковую работу на краеведческом материале, важно давать возможность учащимся самим формулировать цель, задачи, генерировать идеи, искать и анализировать информацию.
могут способствовать занятия краеведением.
Трактовка термина «краеведение» изменялась на протяжении нескольких десятилетий. В начале прошлого века оно понималось как «метод синтетического изучения какой-либо определенной территории, выделяемой по административным, политическим и хозяйственным признакам» [3, с. 160]. В середине XX века — как «комплекс различных по содержанию и частным методам исследования научных дисциплин, ведущих к всестороннему научному познанию мира» [3, с. 160]. В конце XX века было принято следующее определение: «Краеведение — это всестороннее познание определенной территории (части страны, района, города или рабочих поселений) местными жителями, для которых она является родным краем» [2, с. 13].
Согласно концепции краеведческого образования детей и молодежи Костромской области, краеведение предполагает изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры родного края.
Весомый вклад в развитие краеведения как науки внесли такие известные российские и советские ученые и педагоги, как М. В. Ломоносов, А. С. Барков, Н. X. Вессель, А. А. Половинкин, К. Д. Ушинский, Д. С. Лихачев и другие, многие из них предлагали изучать краеведение в школе. Это связано с тем, что близкие школьнику природное окружение, жизненные и бытовые ситуации значительно понятнее и проще в изучении, чем отдаленное и чужое [1, с. 52]. При этом школьное краеведение предполагает научную разработку содержания, методов и организации краеведческой работы, а это дело достаточно трудоемкое. Академик Д. С. Лихачев уделял огромное внимание воспитательному значению краеведения и подчеркивал, что «краеведение не только наука, но и деятельность» [4, с. 160]. Поэтому мы предлагаем организовывать изучение своего края в начальных классах на уроках по любому
предмету, во внеурочной и внеклассной деятельности.
Значительный вклад в развитие школьного краеведения внесли авторы, рассматривающие региональные подходы к решению данной проблемы [1; 2; 5; 6; 7; 8; 9; 11 и др.].
На уроках окружающего мира младшие школьники могут изучать свой край в процессе рассмотрения следующих тем программы:
3 «Москва на карте России, регион и его главный город»;
3 «Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона»;
3 «Важные события прошлого и настоящего России, родного края»;
3 «Культурные объекты страны и родного края (достопримечательности, музейные экспонаты); хозяйственные занятия жителей родного края»;
3 «Животный и растительный мир своего региона».
Для реализации образовательных задач информация о своем регионе, как правило, подбирается учителями начальных классов самостоятельно, адаптируется соответственно возрастному восприятию и предлагается учащимся для изучения, с использованием в активных формах информационно-коммуникационных технологий.
Включая краеведческую составляющую на уроках математики, учителя предлагают учащимся задачи соответствующего содержания, которые педагоги составляют самостоятельно. Например, учителем начальных классов гимназии № 15 Костромы Т. О. Мишиной разработан специальный сборник задач разных типов с использованием краеведческого материала, решая которые (на уроках математики или во внеурочное время) школьники получают дополнительные интересные сведения о географии и истории Костромского края.
Пример задачи на движение: «Протяженность Костромской области с севера на юг 260 км, а с запада на восток —
420 км. В исследовательскую экспедицию по области отправились две группы старше-классников: одна с севера на юг, другая с запада на восток. Сколько дней потребуется каждой группе, чтобы преодолеть эти расстояния и вернуться назад, если в сутки они будут проходить по 20 км?»
Пример задачи на нахождение доли: «В Костроме в годы Великой Отечественной войны (1941—1945) были мобилизованы на фронт 37 000 человек, что составляло 1/3 часть всего населения города. Сколько человек проживало в Костроме в годы войны? Сколько осталось в городе после мобилизации? Потери костромичей в годы этой войны составили 13 000 человек. Какой вопрос еще можно задать?»
На уроках русского языка и литературного чтения учителя предлагают детям читать и записывать тексты с краеведческим содержанием, дают задания на распознавание звуков, букв, орфограмм, постановку ударений в словах, характерных для данной местности. Преподаватели Костромской области разработали дидактические пособия для уроков обучения грамоте и русского языка с использованием краеведческого материала.
Педагогами школы № 31 Костромы И. В. Никитиной, Н. К. Афанасьевой, О. В. Григорец созданы программа внеурочной деятельности «Моя Россия — город Кострома», электронное приложение и рабочая тетрадь. Программа состоит из десяти тематических разделов (история, архитектура, памятные и заповедные места, герои-патриоты, литературные произведения, народные промыслы, спортивные достижения земляков), по которым школьники изучают историю родного края. В дидактические материалы включены искусствоведческие викторины, тесты, кроссворды, задания для работы с текстами.
Для реализации образовательный задач информация о своем регионе, как правило, подбирается учителями начальный классов самостоятельно, адаптируется соответственно возрастному восприятию и предлагается учащимся для изучения.
Внеурочная деятельность социального или общеинтеллектуального направлений предоставляет возможность для организации краеведческого образования.
В данной статье мы предлагаем вниманию программу внеурочной деятельности «Мой Костромской край», которую можно применить для организации краеведческой деятельности в любом регионе страны.
Программа предполагает творческое изучение младшими школьниками природы (животного и растительного мира) родного края, его географии, истории, народных промыслов, культуры; а также создание информационных проектов о своей местности: школьники составляют
азбуку, словари, сборники игр, произведений, организуют выставки поделок и фотографий, изучают сказки и другие литературные произведения авторов, чье творчество связано с родным поселком, городом, регионом.
Учащиеся могут использовать различные площадки: городской (поселковый) и школьный музеи, зоопарк, станцию юннатов, библиотеки, выставки; а также информацию с интернет-ресурсов (сайтов организаций дополнительного образования, электронной библиотеки, электронного справочника Костромы и других).
Предлагаем модель творческой краеведческой деятельности в 1—4-х классах (см. таблицы 1—4).
Таблица 1
Организация краеведческой деятельности в 1-м классе
Тема Краткое содержание Эффективные виды деятельности
Азбука родного края 3 При обучении грамоте учащиеся знакомятся с такими понятиями, как мое имя, моя семья, малая родина, а также символами региона (муниципалитета). 3 Изучают достопримечательности города (поселка), улиц и главных учреждений; биографии выдающихся земляков; узнают, какие растения и животные занесены в Красную книгу Костромской области. 3 Оформляют страницы «Азбуки родного края»: на каждую букву алфавита добавляют полезную информацию Для создания долгосрочного, коллективного, информационного проекта проводится поисковая работа. Дети готовят устные рассказы с демонстрацией фотографий, раскрашивают рисунки, выполняют аппликации, рисуют схемы, сочиняют четверостишия, разгадывают загадки, ребусы, беседуют со взрослыми, читают и подбирают информацию о своем крае, участвуют в виртуальной экскурсии по улицам и достопримечательностям города (поселка)
Таблица 2
Результатом коллективного информационного проекта в 1-м классе становится альбом «Азбука родного края» (города, поселка), содержащий краткую информацию об объектах на каждую букву,
оформленный фотографиями и рисунками.
Данный итоговый продукт можно продемонстрировать родителям и администрации школы, сделав презентацию.
Организация краеведческой деятельности во 2-м классе
Тема Краткое содержание Эффективные виды деятельности
Читаем и рассуждаем о родном крае Знакомство с литературными произведениями (рассказами, стихотворениями, сказками) писателей, чье творчество связано с родным краем. Примерные разделы: «Фольклор и народные поверья», «Сказки», «Природа родного края», «Мир детства» Чтение и обсуждение художественных произведений, встречи с авторами — нашими современниками, выполнение творческих заданий по созданию текстов и занимательных заданий на краеведческом материале
Для организации читательской деятельности второклассников произведения писателей и поэтов родного края (В. И. Арсентьева, М. Ф. Базанкова, В. А. Бочар-никова, Н. Ф. Грамматина, Ю. В. Жадов-ской, Т. Н. Иноземцевой, И. М. Касатки-
Организация краев
на, С. В. Максимова, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, А. Н. Плещеева, Марфы Соколич, Е. В. Честнякова, В. И. Шапошникова и многих других) собраны в хрестоматию и могут изучаться в следующих классах.
Таблица 3
неской деятельности в 3-м классе
Тема Краткое содержание Эффективные виды деятельности
Изучаем родной край 3 Расширение представлений о малой родине, о городе; накопление социального опыта деятельности, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений; приобщение к миру культуры. 3 Решение проектных задач на географические, исторические, культурологические темы: «Мой город», «Наша область», «Путешествие вглубь веков», «Кострома — сказочный край Снегурочки» Посещение музеев, библиотек; проведение ролевых игр, встреч с творческими земляками населенного пункта, мастер-классов, виртуальных экскурсий и выполнение творческих заданий (создание аппликации, эскиза театрального костюма, рисование, роспись, создание коллажа, слайд-презентации, написание сценария мультфильма, сочинение рассказа, загадки, эссе)
Таблица 4 Организация краеведческой деятельности в 4-м классе
Тема Краткое содержание Эффективные виды деятельности
Создаем ресурс о родном крае Углубленное изучение края, систематизация информации и выполнение исследовательских проектов: «История Костромского края», «Патриоты земли Костромской», «Кострома — богохранимый край», «Заповедные места Костромской области», «Промыслы Костромской области», «Достопримечательности города», «Кострома спортивная», «Бренды нашего региона» 3 Выполнение индивидуальных, парных или групповых проектов исследовательского характера. 3 Посещение музеев, библиотек, выставок, изучение местных сайтов, встречи с выдающимися земляками, организация экскурсий по экологической тропе, на предприятие, проведение школьного праздника «Моя малая родина»
Итогом творческой поисковой деятельности младших школьников может быть разработка электронного ресурса по краеведению на базе школьной медиатеки, школьного краеведческого словаря (энциклопедии), путеводителя по родному краю. В частности при апробации данной программы учениками начальных классов экспериментальных школ созданы:
3 путеводитель «Литературная карта Костромской области» (2-й класс);
3 сборник «Костромское купечество» (3-й класс);
3 путеводитель «Костромская область» (4-й класс);
3 буклеты «Сувениры Костромы», «Бренды Костромского края», «Петровская игрушка», «Храмы Костромской земли» и др. (4-й класс).
Таким образом, краеведение в начальной школе является одним из эффективных средств развития познавательного интереса и мотивации учащихся, обогащения их знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданской позиции, воспитания толерантности, уважения к ветеранам, ценностям народа, населяющего область. Краеведческое образование способствует расширению имеющихся представлений о культуре, истории региона и своего населенного пункта; присвоению ребенком социальных ценностей; воспитанию экологически грамотного поведения в природе.
Именно изучение родного края закладывает морально-нравственные основы для воспитания деловых творческих людей, патриотов своей страны.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Иванова, А. В. Изучение истории родного края во внеурочной деятельности / А. В. Иванова // Начальная школа. — 2014. — № 12. — С. 51—54.
2. Костромское краеведение: опыт работы и перспективы развития: материалы науч.-метод. конф. — Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2015. — 222 с.
3. Красильникова, Э. С. История развития краеведения как социокультурный феномен 1920—1980 гг. XX века / Э. С. Красильникова // Форум молодых ученых. — 2016. — № 4. — С. 489—493.
4. Лихачев, Д. С. Краеведение как наука и как деятельность /Д. С. Лихачев // Русская культура / Д. С. Лихачев. — М. : Искусство, 2000. — С. 159—173.
5. Одегова, В. Ф. Особенности формирования читательской компетентности на основе литературного краеведения / В. Ф. Одегова // Нижегородское образование. — 2016. — № 3. — С. 76—84.
6. Организация внеурочной деятельности младших школьников : сборник программ / авт.-сост. С. К. Тивикова. — М. : Русское слово — учебник, 2013. — 128 с.
7. Панова, В. Н. Краеведение как средство патриотического воспитания / В. Н. Панова // Образование и воспитание. — 2015. — № 2. — С. 43—45.
8. Приятелева, М. К. Патриотизм как результат сформированности гражданской идентичности личности / М. К. Приятелева // Нижегородское образование. — 2014. — № 3. — С. 211—214.
9. Раицкая, Г. В. К вопросу о реализации национально-регионального компонента первой ступени в Красноярском крае / Г. В. Раицкая // Начальная школа. — 2007. — № 2. — С. 52— 53.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Рос. акад. образования. — М. : Просвещение, 2010. — 31 с.
11. Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников : монография. / И. И. Бондарева, Н. Н. Деменева, Н. Н. Морозова [и др.] — Н. Новгород : НИРО, 2014. — 230 с.
В 2018 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышло в свет издание:
Вариативные формы дошкольного образования (в том числе детей раннего возраста) в условиях государственно-частного партнерства: организационно-правовой аспект: Сборник информационно-методических материалов / Авт. кол.: Р. Ю. Белоусова, А. Н. Новоселова, Н. М. Подоплелова, Т. А. Ревягина. 149 с.
В сборнике рассмотрены научно-теоретические и правовые основы государственно-частного партнерства (ГЧП) в системе образования, понятийный аппарат, нормативно-правовое, финансовое, организационное направления развития ГЧП в дошкольном образовании, функционирование вариативных форм дошкольного образования детей (в том числе детей раннего возраста) в регионах РФ, обозначены целевые ориентиры развития дошкольного образования в Нижегородской области на период с 2019 по 2024 год (стратегии, программы и региональные проекты) и обобщен перспективный опыт внедрения вариативных форм дошкольного образования (в том числе детей раннего возраста) в условиях ГЧП в Нижегородской области, предложен глоссарий по теме. Приложения имеют четкую практико-ориентированную направленность (примерные локальные акты и др.).