Научная статья на тему 'РЕСУРСЫ СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ'

РЕСУРСЫ СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ БИБЛИОТЕКИ / КРАЕВЕДЕНИЕ / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА / РЕСУРС СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Мосинцев Даниил Дмитриевич, Староверова Мария Владимировна

Статья посвящена изучению ресурсов сельских библиотек и возможности их применения в организации краеведческой работы с младшими школьниками. Стоит отметить историко-педагогический характер статьи. Так же в статье проведен анализ понятий: «ресурс сельской библиотеки», «краеведческая работа» и «краеведение». Установлено единое терминологическое поле для дальнейшего исследования. Рассматривается целое множество комплектов, основанных на системе книга + настольная игра. Перечислены направления в выборе комплектов. Приведены данные из краеведческих материалов. Дано описание литературному краеведению. В статье дано обоснование развитию литературного краеведения, применяя материалы сборника красноярских авторов. Описано влияние мероприятий проводимых с использованием ресурсов сельских библиотек на интерес к истории родного края у младших школьников. В статье уделяется внимание сохранению социокультурной памяти региона, как главному направлению деятельности сельских библиотек. Приводятся примеры книг, которые помогут расширить кругозор детей младшего школьного возраста по биологии и географии. В статье дан ответ на вопрос: «Как создать условия для достижения предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов?». На основе изученного материала составлен список из комплектов и книг для эффективной краеведческой работы. Исследование может быть полезно всем тем, кто считает библиотеки частью культурного достояния родного края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Мосинцев Даниил Дмитриевич, Староверова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCES OF THE RURAL LIBRARY AND THE POSSIBILITIES OF THEIR USE IN THE ORGANIZATION OF LOCAL HISTORY WORK WITH YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the study of resources and the library of possibilities for their use in the organization of local history work with younger students. It is worth noting the historical and pedagogical nature of the article. The article also analyzes the concepts: "source of resources", "local history work of the library" and "local history". A unified terminological field for ongoing research has been established. A whole set of sets based on the book + board game system is considered. The directions in the selection of kits are listed. Data from local history materials are given. The description of literary local history is given. The article provides a rationale for the development of literary local history, a collection of materials from Krasnoyarsk authors be used. The influence of activities carried out using the resources of nature libraries, which are of interest to the history of the native land among younger schoolchildren, is described. The article paid special attention to the socio-cultural memory of the region, as the main area of activity of libraries. Examples of books are used that expand the horizons of primary school children in biology and geography. The article answers the question: "How to create conditions for achieving subject, meta-subject and educational results." Based on the experimental material, a list of sets and books for initial local history work was compiled. The study can be useful for all those who consider the library of their native land to be part of the cultural heritage.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСЫ СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ»

Педагогика

УДК 371.3

кандидат педагогических наук, доцент Колокольникова Зульфия Ульфатовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск); студент Мосинцев Даниил Дмитриевич

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Староверова Мария Владимировна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

РЕСУРСЫ СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Аннотация. Статья посвящена изучению ресурсов сельских библиотек и возможности их применения в организации краеведческой работы с младшими школьниками. Стоит отметить историко-педагогический характер статьи. Так же в статье проведен анализ понятий: «ресурс сельской библиотеки», «краеведческая работа» и «краеведение». Установлено единое терминологическое поле для дальнейшего исследования. Рассматривается целое множество комплектов, основанных на системе книга + настольная игра. Перечислены направления в выборе комплектов. Приведены данные из краеведческих материалов. Дано описание литературному краеведению. В статье дано обоснование развитию литературного краеведения, применяя материалы сборника красноярских авторов. Описано влияние мероприятий проводимых с использованием ресурсов сельских библиотек на интерес к истории родного края у младших школьников. В статье уделяется внимание сохранению социокультурной памяти региона, как главному направлению деятельности сельских библиотек. Приводятся примеры книг, которые помогут расширить кругозор детей младшего школьного возраста по биологии и географии. В статье дан ответ на вопрос: «Как создать условия для достижения предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов?». На основе изученного материала составлен список из комплектов и книг для эффективной краеведческой работы. Исследование может быть полезно всем тем, кто считает библиотеки частью культурного достояния родного края.

Ключевые слова: сельские библиотеки, краеведение, краеведческая работа, ресурс сельской библиотеки.

Anmtation. The article is devoted to the study of resources and the library of possibilities for their use in the organization of local history work with younger students. It is worth noting the historical and pedagogical nature of the article. The article also analyzes the concepts: "source of resources", "local history work of the library" and "local history". A unified terminological field for ongoing research has been established. A whole set of sets based on the book + board game system is considered. The directions in the selection of kits are listed. Data from local history materials are given. The description of literary local history is given. The article provides a rationale for the development of literary local history, a collection of materials from Krasnoyarsk authors be used. The influence of activities carried out using the resources of nature libraries, which are of interest to the history of the native land among younger schoolchildren, is described. The article paid special attention to the socio-cultural memory of the region, as the main area of activity of libraries. Examples of books are used that expand the horizons of primary school children in biology and geography. The article answers the question: "How to create conditions for achieving subject, meta-subject and educational results." Based on the experimental material, a list of sets and books for initial local history work was compiled. The study can be useful for all those who consider the library of their native land to be part of the cultural heritage.

Key words: rural libraries, local history, local history work, rural library resource.

Введение. В современном мире одним из главных направлений деятельности сельских библиотек является сохранение социокультурной памяти региона. Этот процесс происходит за счет формирования и последующего хранения целостной документальной базы, которая является частью мирового интеллектуального и культурного наследия для будущих поколений. Библиотеки как часть культурного достояния края всегда были источником духовности, центрами распространения национальной и мировой культуры, школой патриотизма для подрастающего поколения. Существует тенденция, связанная с ростом интереса к изучению истории и современной жизни нашего края. Знакомясь с природными богатствами родного края, его хозяйством и экономикой, историей, общественно-политической жизнью и культурой, краеведение позволяет воссоздать своеобразие края как единого организма с его историей и культурным наследием, природно-географическими и социально-экономическими характеристиками. Говоря о краеведческом просвещении детей и подростков, исследователи обращают внимание на проблему нехватки новой литературы как художественной, так и тематической. Существует проблема, связанная с невозможностью долго удерживать внимание детей на книжных источниках. Поэтому на наш взгляд необходимо найти такой ресурс сельской библиотеки и такую форму её работы, чтобы были решены актуальные проблемы.

Изложение основного материала статьи. Актуальность нашего исследования определяется: с одной стороны, исследованиями отечественных авторов, которые анализируют степень сформированности ценностного отношения к миру у младших школьников (Л. Ю. Савиновой и О. В Солнцевой); предлагают формы и способы изучения родного края и малой Родины через организацию досуговой деятельности (Д.А. Гусева); определяют место педагогического содействия в формировании духовного опыта ребёнка при изучении краеведения (Т.Г. Русаковой); изучают развитие духовно-нравственного потенциала младших школьников через изучение ближайшего природного и социального окружения (Е.А. Гриневой, Л.Х. Давлетшиной) [3]; с другой стороны, информацией, представленной в «Основах государственной культурной политики» (утв. Указом Президента РФ от 24.12.20l4 г. № 808), согласно которой определена ведущая роль библиотек в собирании, хранении, изучении и популяризации региональной и местной культуры, в сохранении этнического, культурного, языкового и религиозного разнообразия и самобытности.

Говоря об организации краеведческой работы с младшими школьниками на базе сельской библиотеки, необходимо отметить, в каких направлениях или разделах краеведения будет вестись эта работа. Согласно Большой Советской Энциклопедии выделяются следующие разделы краеведения: географическое, историческое, литературное, этнографическое, топонимическое, библиографическое [1]. В последние годы появились новые разделы краеведения -архивное, экономическое, экологическое, сохранение памятников культуры. Краеведческую работу с детьми младшего школьного возраста целесообразнее проводить в географическом, историческом, этнографическом, литературном, топонимическом, экологическом разделах, где есть возможность использовать уже имеющиеся знания детей об окружающем мире. Основным методом работы с младшими школьниками будет игровой, но также важную роль в изучении

местного материала с детьми будут выполнять методы непосредственного наблюдения, экскурсии, беседы и частично -поисковый метод. Краеведческая работа с младшими школьниками будет организована через внеурочную деятельность в проведение различных мероприятий на базе сельской библиотеки в групповой и индивидуальной форме.

Проблема с удержанием внимания ребёнка решается посредством интересной для него системы: книга + настольная игра. Существует целое множество комплектов, основанных на системе книга + настольная игра. Такие комплекты обладают огромным количеством направленностей: по природным ресурсам Красноярского края «Сокровища Красноярского края» [11], по заповедникам и природным паркам «Путешествие по заповедному краю» [8], по истории участия красноярцев в Великой Отечественной войне - «Как красноярцы Победу приближали» [2], по традициям и обычаям народов, населяющих Красноярский край «Историческое путешествие. Кто живёт в Красноярском крае» [7]. Игровой метод в проведении краеведческой работы с младшими школьниками и будет опираться на использовании в первую очередь книжных ресурсов сельской библиотеки.

Комплект: книга + игра по природным ресурсам Красноярского края «Сокровища Красноярского края» можно использовать для организации учебной и внеучебной работы с учениками. Во время занятий - как дополнение к учебнику по Окружающему миру, так как текст книги знакомит младших школьников с полезными ископаемыми, водными и лесными богатствами, разнообразием животного мира Красноярского края. Работа с данной книгой поможет в формировании у младших школьников навыков бережного отношения к окружающему миру. Для закрепления полученных на уроках знаний можно использовать творческие задания, помещённые в тексте самой книги, а для развития познавательного интереса -игровое поле. Также игра «Ресурсы Красноярского края» даёт детям и первичные навыки экономических знаний и навыков. Условия игры позволяют задействовать большое количество игроков.

Комплект: книжка + игра по заповедникам и природным паркам «Путешествие по заповедному краю» можно использовать в направлении географического краеведения. Текст книги в увлекательной форме рассказывает детям о заповедниках, природных парках и заказниках Красноярского края, прилагаемая к игре карта края поможет педагогу формировать навыки работы с картой, уметь определять стороны света, находить и показывать природные объекты Красноярского края. И игра, и книга также подробно повествуют о животных, ореалом распространения которых является наш край. Творческие задания, помещённые в книге, помогут в закреплении полученных знаний.

Комплект: книжка + игра по истории участия красноярцев в Великой Отечественной войне - «Как красноярцы Победу приближали» очень важна для получения детьми младшего школьного возраста знаний о вкладе жителей края в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны и приближении Победы. В отсутствии пропедевтического курса истории в начальной школе села Вагино - информация из данной книги поможет педагогу в организации и проведении классных часов по патриотическому воспитанию. Чувство сопричастности к историческим событиям, воспитание чувства гордости за земляков и уважительного отношения к прошлому можно формировать на примере рассказов из книги об обороне Диксона и боях на севере Красноярского края, о трудностях прокладывания и работы воздушной трассы «АлСиб. Игра «АлСиб - Красноярская воздушная трасса» рассказывает младшим школьникам о крупнейшем проекте переправки самолётов из Америки в СССР и доставки их через Тихий океан, территорию Дальнего Востока и Сибири до Красноярска на расстояние - 6500 км, о трудностях и опасностях, которые преодолевали советские лётчики.

Комплект: книжка + игра по традициям и обычаям народов, населяющих Красноярский край «Историческое путешествие. Кто живёт в Красноярском крае?» - хороший помощник педагога в проведении занятий по этнографическому и историческому краеведению. Материалы книги в форме увлекательных рассказов повествуют о народах, населяющих Красноярский край, об истории переселения на эти территории, традициях и обычаях коренных народов Сибири и о традициях и культуре пришлого населения, о переплетении и взаимовлиянии культур. В книге рассказывается о праздниках, национальной одежде, жилищах, еде народов Красноярского края, о влиянии исторических процессов на формирование современной культуры. Творческие задания на страницах книги помогают образному восприятию информации, закреплению полученных знаний. Игра «Путешествие по Сибири» знакомит детей с картой маршрутов первых исследователей Сибири, важнейшими вехами в присоединении и освоении этих земель русскими первопроходцами.

Литературное краеведение можно развивать, применяя материалы сборника красноярского этнографа и фольклориста Марии Васильевны Красноженовой «Сказки нашего края» [6]. Эта книга может быть использована и на уроках, и во внеучебных мероприятиях. Книга включает в себя 53 сказки, анекдоты и побасенки, собранные Марией Васильевной во время фольклорных экспедиций по территории Приенисейского края в начале ХХ века. Сибирские сказки и побасенки записаны с сохранением фонетических и лексических особенностей говора и диалекта рассказчика, что более точно отражает дух эпохи и колорит жизни в Сибири. В сказках хорошо прослеживаются реальные элементы быта сибиряков, их образа жизни и занятий, а некоторые герои сказок названы именами людей, известных в Красноярске.

Краеведческий материал содержится и в сборнике сказок, стихов и рассказов автора составителя В. Нестеренко «Добрых слов кораблик полон» [4], состоящий из интересных произведений для детей, написанных современными детскими авторами Красноярского края.

В книге Костомарова Николая Ивановича «Быт и нравы русского народа» [9] в форме очерков показаны нравы и быт русского народа допетровского времени. В увлекательной форме рассказывается о традиционной пище, одежде, обрядах и праздниках, быте, семейных нравах и воспитании детей, о выращиваемых в садах и огородах культурах, об основных товарах, которые производили на Руси и покупали. Также даются определения слов, вышедших сейчас из употребления (посад, слобода, утварь, подклеть, мыльня, десятина и др.), чем отличаются деревни от сёл, история Москвы, самого слова «город». Подробно описываются дома бедного люда и зажиточных людей, казённые здания, домашняя мебель и предметы обихода, посуда, обувь. Очень интересно описываются увеселения и игры. Книга снабжена цветными репродукциями картин знаменитого русского художника Аполлинария Васнецова, черно-белыми репродукциями картин русских и иностранных художников, рисунками, гравюрами, портретами. Книга даёт очень интересный и ценный материал для изучения культуры русского народа, взаимосвязи с культурой народов, населяющих Россию, преемственности в сфере культуры. Способствует развитию познавательного интереса, формированию читательской компетенции, осознанию культурных основ в развитии России, сохранению культурных ценностей, расширению кругозора детей.

С обитателями знаменитого Красноярского парка флоры и фауны «Роев ручей» ребята могут познакомиться в книге Анатолия Статейнова [12], содержащей не только описание представителей животного и природного мира планеты и Красноярского края, но и яркие фотографии. Книга поможет расширить кругозор детей младшего школьного возраста по биологии и географии.

Книга проекта «Путешествия по Красноярскому краю» редактора - составителя Ларисы Репиной «Проекты будущего сегодня» [9] в форме увлекательного путешествия знакомит с промышленными городами края, с запасами полезных ископаемых края и перспективами их разработки, с планами по созданию новых отраслей промышленности в крае, с уникальным природным парком Ергаки и возможностями спортивного и туристического развития нашего региона. Большой

акцент делается на экологичность и экономичность современных промышленных предприятий для сохранения окружающей среды и очистки её от результатов жизнедеятельности человека. В книге также представлены наиболее интересные сочинения и проекты сибирских школьников и студентов по экономическому развитию родного Красноярья. Материалы можно использовать преподавателю при разработке творческих заданий для учащихся младшего школьного возраста и в качестве дополнительной информации.

Книга «Культура и традиции» авторов Ларисы Репиной, Елены Лалетиной, Анастасии Брейнер и др. [10], является продолжением проекта «Путешествия по Красноярскому краю». Книга повествует о первых землепроходцах и освоении русскими новых земель, о коренных народах Сибири, о взаимосвязи старых и новых традиций в культуре, переплетении и взаимодействии культур, рассказывает о традициях, обычаях, культуре народов, проживающих в далёком прошлом и сегодня на территории нашего края. Здесь даётся описание жизни самых многочисленных национальных сообществ, их традиционных праздниках, повседневной жизни, обрядах и верованиях, сказках и песнях. Эта книга даёт много дополнительной информации и может быть образцом для учащихся в пробуждении интереса к исследованиям, т.к. в книгу вошли рассказы школьников из различных районов края об украшениях, нарядах, куклах, других игрушках и развлечениях народов.

Обе книги проекта «Путешествия по Красноярскому краю» богаты цветными иллюстрациями и фотографиями, содержат пояснения и дополнительный справочный материал, знакомя читателей с терминами и понятиями.

Мероприятия, проводимые с использованием ресурсов сельской библиотеки, должны вызывать интерес у младших школьников, поэтому и названия их должны быть привлекательными для детей, содержать тайну, соревновательный импульс. А так как основной метод - игровой, то и названия соответствующие (Лабиринт, Самый умный, Эрудит, Зоркий глаз, Художник, творческая лаборатория «Своими руками» и др.). Вся работа с детьми основывается на изучении материалов книг, с применением различных приёмов, например: мероприятие «Зоркий глаз» проводится с применением приёмов: «найди отличия / общие черты»; «Эрудит» и «Самый умный» с применением приёма толстых и тонких вопросов. Все мероприятия помогают формированию читательской и функциональной компетентности у детей, развивают творческие способности, «пытливость» ума, формируют навыки индивидуальной и командной работы, способствуют патриотическому воспитанию младших школьников.

Выводы. Таким образом, ресурсы сельской библиотеки, в первую очередь - книжные, а также: информационные, пространственные, человеческие, методические могут выступать средством организации краеведческой работы с младшими школьниками для достижения ее целей в патриотическом и гражданско-правовом воспитании, позволят создать условия для достижения предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов.

Литература:

1. Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 13 / гл. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - Москва: Советская энциклопедия, 1973. - 608 с.

2. Глебов, Ю.К. Как красноярцы Победу приближали: комплект [книжка + игра] / Ю.К. Глебов. - Красноярск: Поликолор, 2018. - 72 с.

3. Гринева, Е.А. Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект: монография / Е.А. Гринева, Л.Х. Давлетшина. - 1-е изд. — Москва: Прометей, 2015. - 158 с.

4. Добрых слов кораблик полон: Сборник сказок, стихов и рассказов / составитель В.Л. Нестеренко, Художник Н.С. Пронько. - Красноярск: ИД Класс Плюс, 2014. - 184 с.: ил.

5. Костомаров, Н.П. Быт и нравы русского народа / Н.П. Костомаров. - 1-е изд. - Москва: Э, 2016. - 400 с.

6. Красноженова, М.В. Сказки нашего края: сборник / М.В. Красноженова. - Красноярск: Тренд, 2012. - 272 с.

7. Лалетина, Е.И. Историческое путешествие. Кто живёт в Красноярском крае: комплект [книжка + игра] / Е.И. Лалетина, Е.В. Щелканова. - Красноярск: Поликолор, 2018. - 72 с.

8. Пыхтина, Ю.Г. Литературное краеведение: учебное пособие / Ю.Г. Пыхтина, О.Н. Проваторова. - Оренбург: ОГУ, 2017. - 129 с.

9. Репина, Л.С. Путешествие по Красноярскому краю. Проекты будущего сегодня / Гл. ред., Л.С. Репина. -Красноярск: Поликолор, 2010. - 192 с.

10. Репина, Л.С. Путешествие по Красноярскому краю. Культура и традиции / Л.С. Репина, Е.В. Лалетина, А.Б. Брейнер и [др.]. - Красноярск: Поликолор, 2012. - 192 с.

11. Солнцева, С.С. Сокровища Красноярского края [комплект: книга + игра] / составит: С.С. Солнцева, Н.А. Кузьминых. - Красноярск: ООО "Издательство Поликолор", 2019. - 72 с.

12. Статейнов, А.А. Флора и фауна мира. Красноярский парк флоры и фауны «Роев ручей» / А.А. Статейнов. - 2-е изд, перераб. и доп. - Красноярск: Буква, 2017. - 192 с.

Педагогика

УДК 378

преподаватель кафедры огневой подготовки, капитан полиции Кочесоков Рустам Хажмударович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ОБРАЩЕНИЮ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ (ДИСЦИПЛИНА «ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА»)

Аннотация. Изучив материалы данного исследования, приходится констатировать ряду выводов, а именно: 1. Методика теоретического обучения по дисциплине «Огневая подготовка» претерпевает значительные изменения и актуализируется в соответствии с потребностями современной правоохранительной практики. 2. Обучающиеся не прикладывают достаточных усилий при прохождении теоретической подготовки в силу самых различных причин. В качестве примера одного из путей решения можно задуматься о создании специального портала для обучающихся образовательных организаций МВД России, в котором будут храниться аудио или видеозаписи лекций, семинаров и практических занятий по различным направлениям подготовки. Учебный процесс в любом своем проявлении должен нести индивидуальный характер, а не общий. Если задуматься, то каждый человек уникален по-своему и у каждого есть своя, особая методика запоминания, кому-то достаточно лишь раз взглянуть на текст, и он остается в его памяти в виде изображения, кто-то лучше усваивает информацию не читая текст, а переписывая его, кому-то достаточно пару раз прочитать и текст запоминается и таких методов можно перечислить десятки. Соответственно, когда речь идет о подготовке высококвалифицированных кадров для системы правоохранительных органов, особое внимание должно быть уделено учебному процессу, по завершении которого обучающиеся должны запомнить как можно больше информации по каждой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.