Научная статья на тему 'ЧИТАТЕЛЬСКИЙ КРУГОЗОР МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМА ДЕФИНИЦИИ И ДИАГНОСТИКИ'

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ КРУГОЗОР МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМА ДЕФИНИЦИИ И ДИАГНОСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ЧИТАТЕЛЬСКИЙ КРУГОЗОР / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДИАГНОСТИКА / READER'S CULTURE / READER'S OUTLOOK / PRIMARY GENERAL EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милюгина Е. Г.

Статья посвящена проблеме формирования читательского кругозора младших школьников в контексте развития их читательской культуры: сформулировано определение читательского кругозора применительно к учащимся начальной школы, предложена его структура. Разработана диагностика уровня его сформированности у младших школьников по выделенным компонентам, описана программа соответствующей практической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READER’S OUTLOOK OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN: THE PROBLEM OF DEFINITION AND DIAGNOSTICS

The article is devoted to the forming the primary schoolchildren’s reading outlook. The author formulated the definition of the primary schoolchildren’s reading outlook and suggested its structure. The author has developed a diagnosis of its formation level of primary schoolchildren by selected components and described the program of the relevant practical work.

Текст научной работы на тему «ЧИТАТЕЛЬСКИЙ КРУГОЗОР МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМА ДЕФИНИЦИИ И ДИАГНОСТИКИ»

ба», «родственные отношения», «верность слову»:

3 «Рассказ Битова наглядно показывает, как второклассник Зайцев воссоединился с отцом. Он долго ждал того момента, когда у него появится хороший верный друг, вот этот момент настал. Оказалось, что Зайцеву не нужно было искать своего друга далеко. Ведь родной близкий человек никогда не бросит и протянет руку» (Мария Р.).

3 «Зайцев встал перед трудным выбором: семья или "друзья". Выбрав второе, он ошибся. Настоящие друзья так не поступают. Родители прощают сына, и жизнь у него начинает налаживаться. Я думаю, если приходится выбирать между

ЛИТЕРАТУРА _

семьей и друзьями, нужно подумать, с кем ты общаешься. Ведь друг—это другой я. Он должен тебя понимать и поддерживать, как и ты его» (Иван Г.).

В заключение следует отметить, что такой подход к изучению литературного произведения позволяет учащимся при совместном взаимодействии на уроке корректировать личную норму, нарабатывать «социальный слух». Негативизм «трудных» учеников претерпевает удивительные изменения при уважительном отношении к их мнению. Согласование словесных формул-концептов автора и читателя помогает выйти на уроке к историческому инварианту (например, «чти отца твоего и матерь твою»).

1. Гвишиани, Н. Б. Язык научного общения / Н. Б. Гвишиани. — М. : Изд-во ЛКИ, 2017. — 280 с.

2. Клейникова, Т. П. Детский негативизм: признаки и причины его появления / Т. П. Клейникова // Научный диалог. — 2013. — № 8 (20) — С. 131—139.

3. Тивикова, С. К. Современные подходы к речевому развитию младших школьников / С. К. Тивикова // Речевое развитие младших школьников: коммуникативно-деятельностный подход : сборник статей / под ред. С. К. Тивиковой. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2011. — С. 12—18.

4. Тихонова, С. В. Чтение как педагогический феномен новой школы : монография / С. В. Тихонова. — Н. Новгород : НИРО, 2014. — 125 с.

5. Шамрей, Л. В. Интерпретирование произведений искусства как учебная деятельность / Л. В. Шамрей // Интерпретирование произведений искусства как учебная деятельность в школе : монография / под ред.

Л. В. Шамрей, М. И. Шутана. — Н. Новгород : НИРО, 2012. — С. 3—6.

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ КРУГОЗОР МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМА ДЕФИНИЦИИ И ДИАГНОСТИКИ

Е. Г. МИЛЮГИНА,

доктор филологических наук,

профессор кафедры русского языка

с методикой начального обучения ТвГУ (Тверь)

[email protected]

Статья посвящена проблеме формирования читательского кругозора младших школьников в контексте развития их читательской культуры: сформулировано определение читательского кругозора применительно к учащимся начальной школы, предложена его структура. Разработана диагностика

уровня его сформированное™ у младших школьников по выделенным компонентам, описана программа соответствующей практической работы.

The article is devoted to the forming the primary schoolchildren's reading outlook. The author formulated the definition of the primary schoolchildren's reading outlook and suggested its structure. The author has developed a diagnosis of its formation level of primary schoolchildren by selected components and described the program of the relevant practical work.

Ключевые слова: читательская культура, читательский кругозор, начальное общее образование, компетентностный подход, диагностика

Key words: reader's culture, reader's outlook, primary general education, competence approach, diagnostics

При обучении литературному чтению мы руководствуемся намерением приобщить школьников к миру книг, научить воспринимать книгу в качестве источника информации и мудрого собеседника.

В условиях социокультурных процессов и проблем, с которыми Россия сталкивается в переходный период в ходе политических и экономических реформ и развития информационного общества, одной из наиболее актуальных признана проблема читательской культуры россиян. Основные направления и средства ее решения сформулированы в Национальной программе поддержки и развития чтения на 2007—2020 годы [7] и Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации [4]. Педагогическое сообщество России связывает решение этой проблемы с воспитанием у читателей уважения к книге как источнику знаний, хранилищу духовно-нравственных и эстетических ценностей и творческого опыта человечества, накопленного за тысячелетия его развития.

В этом контексте для нас актуален поиск продуктивных педагогических технологий формирования читательского кругозора младших школьников и диагностического инструментария отслеживания этого процесса. При обучении литературному чтению мы руководствуемся намерением приобщить школьников к миру книг, научить воспринимать книгу в качестве

источника информации и мудрого собеседника, хранящего духовно-нравственный опыт предшествующих поколений, и тем самым способствовать формированию читательских знаний, умений, навыков и го-товностей учащихся и воспитанию их читательской культуры.

Отношение к книгам (активное или пассивное) складывается в начальных классах, когда происходит становление личности как читателя. Этот процесс в научно-методической литературе описывается с помощью смежных понятий: круг чтения, читательская самостоятельность, читательский опыт, читательский кругозор, читательская компетентность. Разграничив перечисленные понятия и опираясь на работы Н. Н. Светловской, Т. С. Троицкой, Н. А. Пагис [7; 9; 10], мы сформулировали рабочее определение термина «читательский кругозор» применительно к уровню начального общего образования как объем знаний и представлений юного читателя о мире книг в целом и круге доступного ему чтения, позволяющий ему выстроить систему понятий об окружающей действительности, обусловливающей его познавательный интерес к литературе как искусству слова, характеризующий уровень его интеллектуального развития и представляющий собой культурно-ценностную составляющую читательской деятельности.

Для продуктивного формирования чи-

тательского кругозора младших школьников, используя предложенный И. А. Зимней комплексный подход к построению структуры компетенций [1], мы выделили когнитивный, мотивационный, эмоционально-ценностный и деятельностный (поведенческий) компоненты читательского кругозора. Когнитивный компонент мы связали с формированием полноценного восприятия учащимися литературного произведения и овладением элементарными навыками необходимого для этого литературоведческого анализа; мотивацион-ный — с воспитанием интереса к чтению, желания знакомиться с литературой разных тем, стилей и жанров; эмоционально-ценностный — с осмыслением прочитанного в контексте духовно-нравственных исканий человечества; деятельност-ный — с умением оперировать полученной информацией, соотносить ее с собственным жизненным опытом.

Эмпирическое исследование проблемы формирования читательского кругозора младших школьников мы провели в средней школе № 53 г. Твери. В исследовании приняли участие второклассники, занимающиеся по программе «Перспектива». Рабочая выборка составила 90 человек. В основу разработки диагностического инструментария была положена описанная выше структура читательского кругозора младших школьников. По выделенным компонентам мы разработали систему показателей и поведенческих индикаторов, подобрали соответствующие диагностические задания и в зависимости от степени проявления каждого компонента выявили уровни (низкий/средний / высокий) сформированности читательского кругозора учащихся. Ниже представлено более подробное описание разработанного нами диагностического инструментария.

Сформированность когнитивного компонента мы определяли по таким показателям, как:

3 круг чтения — знание произведений отечественных и зарубежных авторов,

входящих в рекомендованный список детского чтения, способность распознавать жанры произведений;

3 умение работать с текстом — определять тему и главную мысль, выявлять позицию автора, характеризовать героя, последовательно передавать сюжет, разбивать текст на части, анализировать роль литературных средств.

Для проверки первого показателя мы использовали модифицированный опросник «Какой ты читатель», основанный на методике С. В. Казариновой [2]. Каждому школьнику были предложены задания на проверку знания произведений отечественных и зарубежных авторов и сфор-мированности умения распознавать жанры произведений.

Уровни поведенческих индикаторов учащегося:

3 высокий — обладает широким читательским кругозором, может перечислить авторов и названия полюбившихся произведений, корректно их пересказывает, знает содержание произведений, помнит иллюстрации, заголовки и оформление книг, определяет сюжет знакомых книг по иллюстрациям;

3 средний — обладает определенным читательским кругозором, знает некоторые жанры, выделяет из круга чтения отдельных авторов и полюбившиеся произведения;

3 низкий — читательский кругозор ограничен, учащийся слабо знает авторов и произведения, рекомендованные для чтения.

Второй показатель мы проверяли с помощью текстовых заданий, сформированных по методике Н. Г. Малаховой [5]. Задания, предложенные школьникам, мы направили на проверку умения работать с текстом: формулировать тему и главную мысль, выявлять позицию автора, характеризовать героя, последовательно

Каждому школьнику были предложены задания на проверку знания произведений отечественных и зарубежных авторов и сформи-рованности умения распознавать жанры произведений.

передавать сюжет, разбивать текст на части и анализировать роль литературных средств.

Уровни поведенческих индикаторов учащегося:

3 высокий — грамотно и умело работает с текстом, бегло и правильно читает, определяет тему и главную мысль, выявляет позицию автора, характеризует образ героя, последовательно передает сюжет, разбивает текст на части, анализирует роль литературных средств;

3 средний — владеет базовым набором текстовых навыков, читает без ошибок, но невыразительно, последовательно передает сюжет и разбивает текст на части с негрубыми ошибками;

3 низкий — владеет минимальным набором текстовых навыков, читает невыразительно, с ошибками, не определяет тему и главную мысль текста, непоследовательно передает сюжет.

Сформированность мотивационного компонента читательского кругозора младших школьников мы проверяли по следующим показателям:

3 желание знакомиться с новыми произведениями;

3 стремление к освоению литературоведческих знаний.

Для проверки первого показателя мы использовали модифицированный опросник «Узнай свой читательский интерес» по методике А. П. Кашкарова [3].

Вопросы ориентированы на выявление желания знакомиться с новыми произведениями, расширять круг чтения.

Чтобы проверить второй показатель, мы модифицировали методику незаконченных предложений, разработанную А. П. Каш-каровым [там же]. Завершение предложений должно было выявить наличие/отсутствие у учащихся стремления к освоению литературоведческих знаний.

Сформированность мотивацион-ного компонента читательского кругозора младших школьников мы проверяли по следующим показателям: желание знакомиться с новыми произведениями; стремление к освоению литературоведческих знаний.

Уровни поведенческих индикаторов учащегося:

3 высокий — отвечает на все вопросы, четко осознает и объясняет мотивы читательской деятельности;

3 средний — частично отвечает на все вопросы, осознает только основные мотивы читательской деятельности;

3 низкий — отвечает не на все вопросы, плохо осознает мотивы своей читательской деятельности.

Показателями сформированности эмоционально-ценностного компонента читательского кругозора младших школьников мы выбрали:

3 уважительное отношение к литературе как национальному и мировому достоянию;

3 освоение посредством чтения основных нравственно-эстетических ценностей.

Для проверки первого показателя мы использовали модифицированный опросник по методике С. В. Казариновой [2]. Каждому школьнику было предложено пять вопросов, направленных на проверку его отношения к литературе как национальному и мировому достоянию.

Уровни поведенческих индикаторов школьника:

3 высокий — отвечает на все вопросы, выражает уважительное отношение к литературе как национальному и мировому достоянию и аргументирует свое мнение;

3 средний — частично отвечает на вопросы, уважительно относится к литературе, при этом не всегда аргументированно;

3 низкий — не отвечает на вопросы, неуважительно относится к литературе как национальному и мировому достоянию или пренебрежительно отзывается о книгах и чтении.

Для проверки второго показателя мы модифицировали методику С. В. Казари-новой [там же]: предложили школьникам прочитать сказку О. Пройслера «Маленькая Баба-яга» вместе с учителем и затем выполнить задания, ориентированные на проверку освоения в ходе чтения основных нравственно-эстетических ценно-

стей. Диагностика проводилась с использованием групповой (дискуссия) и индивидуальной (подготовка монологического высказывания) форм работы.

Уровни поведенческих индикаторов учащегося:

3 высокий — читает правильно, выразительно, понимает и аргументированно объясняет на основе прочитанного нравственно-эстетические ценности и нормы поведения человека в мире;

3 средний — читает правильно, но невыразительно, в целом понимает отраженные в книге нравственно-эстетические ценности и нормы поведения человека в мире, объясняет их с негрубыми ошибками или неточно;

3 низкий — читает невыразительно и с ошибками, не может объяснить отраженные в книге нравственно-эстетические ценности и нормы поведения человека в мире.

В качестве показателей сформирован-ности деятельностного (поведенческого) компонента читательского кругозора младших школьников мы выбрали умения:

3 апеллировать к источнику знаний, оперировать полученной информацией;

3 пользоваться формами чтения (вслух и молча) и основными видами чтения.

Диагностика проходила в форме беседы в соответствии с требованиями ФГОС НОО [8]. Каждому школьнику было предложено выполнить два задания на: 3 поиск и обработку информации; 3 анализ текста и соотнесение его с собственным жизненным опытом.

Уровни поведенческие индикаторов учащегося:

3 высокий — находит и адекватно обрабатывает информацию, анализирует текст с использованием элементов литературоведческого анализа и соотносит авторскую идею с собственным жизненным и читательским опытом;

3 средний — частично находит и обрабатывает информацию по заданию, в целом справляется с анализом текста и соотносит его результаты с собственным жизненным опытом;

3 низкий — не находит и/или неправильно обрабатывает информацию, не владеет навыком анализа текста, не соотносит его с собственным жизненным опытом.

Результаты проведенной нами диагностики по описанной программе в средней школе № 53 г. Твери свидетельствуют, что у 22 % второклассников низкий уровень сформированно-сти читательского кругозора, у 41 % — средний, у 37 % — высокий. В ходе диагностики было выявлено, что школьники в целом хорошо ориентируются в мире книг, имеют стойкий интерес к урокам литературного чтения, умеют работать с текстом, находить главную мысль, однако читательский кругозор сформирован только на основе литературы, включенной в учебную программу. Наименее развитыми являются читательская самостоятельность в выборе книги и вида работы с ней (текстовые умения, аналитическое осмысление); эмоционально-ценностное отношение к книге. В ближайшем будущем мы планируем расширить круг участников эмпирического исследования для получения более репрезентативных данных, однако и эта выборка представляется нам достаточно убедительной, поскольку были выявлены основные проблемы формирования читательской культуры и читательского кругозора младших школьников и определены ключевые направления соответствующей практической работы. В связи с этим мы приняли решение разработать программу, способствующую расширению читательского кругозора учащихся путем проведения интегрированных уроков по предметам филологического цикла. Содержательно ядро программы должен составить комплекс занятий по формированию познавательного интереса к мировой литературной классике. Важным разделом работы должна стать литературо-

В ходе диагностики было выявлено, что школьники в целом хорошо ориентируются в мире книг, имеют стойкий интерес к урокам литературного чтения, однако читательский кругозор сформирован только на основе литературы, включенной в учебную программу.

ведческая пропедевтика, реализуемая на программном и внепрограммном материале. Программа призвана интегрировать учебную и внеучебную читательскую дея-

тельность обучающихся и предполагает формирование читательских сообществ школьников в реальном и виртуальном пространствах и т. д.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.

2. Казаринова, С. В. Социальный портрет пользователя детской библиотеки г. Новосибирска / С. В. Казаринова // Читали, читаем и будем читать! : исследования и анализ отношения к книге и чтению пользователей библиотек Новосибирской области. — Новосибирск, 2015. — С. 6—34.

3. Кашкаров, А. П. Личностный интерес ребенка / А. П. Кашкаров//Вестник детской литературы. — 2011. — Вып. 2. — С. 126—130.

4. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации : утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.06. 2017 № 1155-р. — URL: http:// static.government.ru.

5. Малахова, Н. Г. «Я читаю потому, что мне немного нравится читать»: о мотивах чтения подростков // Homo legens | Человек читающий. — М. : Школьная библиотека, 2006. — С. 241— 251.

6. Национальная программа поддержки и развития чтения на 2007—2020 годы. — URL: http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_doc=1122 &o_s.

7. Пагис, Н. А. Формирование читательского кругозора старшеклассников в процессе изучения иностранного языка: на материале английской литературы : дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Пагис. — Тамбов, 2002. — 184 с.

8. Светловская, Н. Н. Введение в науку о читателе / Н. Н. Светловская. — М. : Библио-маркет, 1997. — 156 с.

9. Троицкая, Т. С. Проблемы детской художественной словесности : учебное пособие для студентов Института детства / Т. С. Троицкая. — М. : Прометей, 2016. — 253 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СВОЕГО КРАЯ

Л. А. МЕДНИКОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и акмеологии личности Института педагогики и психологии Костромского государственного университета [email protected]

В статье рассмотрены особенности организации краеведческого образования в начальной школе, способствующего формированию творческих способностей учащихся, развитию у них познавательного интереса, обогащению знаниями о родном крае, воспитанию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.