Научная статья на тему 'Педагогическая модель формирования основ читательской компетентности младших школьников'

Педагогическая модель формирования основ читательской компетентности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2179
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / КОМПОНЕНТЫ / ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ / READING COMPETENCE / MODELING / COMPONENTS / INFORMATION-DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PRODUCTIVE READING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колганова Наталья Евгеньевна

Разработанная модель формирования основ читательской компетентности младших школьников включает характеристику компонентов: методологического, целевого, содержательного, деятельностного, технологического и диагностико-мониторингового, направленных на активизацию читательской деятельности младших школьников и формирование ключевых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL MODEL OF FOUNDATIONS OF READING COMPETENCE OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS

The developed model of basic reading competence of younger students includes profiles of components: methodological, aim, content, activity, process and diagnostics and monitoring, aimed at enhancing the reading of the younger students and the formation of core competencies.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель формирования основ читательской компетентности младших школьников»

УДК 371.044.2

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Наталья Евгеньевна КОЛГАНОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель, кафедра общей педагогики и образовательных технологий, е-тай:кпе69@тай.га

Разработанная модель формирования основ читательской компетентности младших школьников включает характеристику компонентов: методологического, целевого, содержательного, деятельностного, технологического и диагностико-мониторингового, направленных на активизацию читательской деятельности младших школьников и формирование ключевых компетенций.

Ключевые слова: читательская компетентность; моделирование; компоненты; информационноразвивающая образовательная среда; технология продуктивного чтения.

Одним из существенных факторов формирования основ читательской компетентности младших школьников является теоретическое осмысление процесса в виде модели. Исходными педагогическими позициями, которыми мы руководствовались при составлении модели, можно считать следующие характеристики: целостность процесса обучения чтению младших школьников; единство трех функций в качестве цели обучения чтению: мотивационной, коммуникативной и развивающей; целенаправленный выбор

приемов и организационных форм обучения, которые определяются спецификой учебного материала [1].

Под читательской компетентностью младших школьников мы понимаем высокий уровень читательской самостоятельности, сформированность потребности в чтении, наличие продуктивных способов, умений и качеств навыка чтения, проявление читательского кругозора [2]. В настоящее время возникает необходимость формирования этих составляющих читательской деятельности младших школьников и поиска путей совершенствования процесса чтения как задачи, определенной Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования [3]. Данные проблемы явились основой разработки педагогических условий и педагогической модели формирования читательской компетентности младших школьников.

Рассмотрим подробнее структурные элементы педагогической модели (рис. 1) формирования основ читательской компетентности младших школьников. Моделиро-

вание предполагает формирование компетентного читателя в рамках полипарадиг-мального процесса, включающего следующие подходы:

- системно-деятельностный подход позволяет рассматривать взаимодействие всех компонентов образовательного процесса, при которых деятельность учителя и учащегося будет эффективно влиять на формирование потребности учащихся в чтении, умения ориентироваться в книжном окружении, умения на предельно-возможном уровне воспринимать содержание прочитанной книги, позволяет сформулировать педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников;

- личностно-ориентированный подход обеспечивает личностное развитие младших школьников в процессе деятельности, создание оптимальных условий, при которых обучающиеся реализуют имеющиеся у них способности к чтению: способности воображения, памяти, мышления, воли, чувственной сферы;

- компетентностный подход является логическим продолжением системно-деятельностного подхода, обеспечивает преемственность учебной и практической самостоятельной читательской деятельности младших школьников, ориентирует на результативность обучения и высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.

Подходы реализуются принципами:

- принцип научности предполагает, что знания должны отвечать требованиям времени, ориентирует учеников на самостоятель-

ный поиск информации, необходимой для выполнения творческих заданий, умение отличать научные знания и знать способы их добывания, способствует расширению проблематики чтения, кругозора читателей и освоению учебного материала по принципу обобщения литературоведческих представлений и сложившихся читательских интересов;

- принцип организации деятельности, ориентированный на поэтапное формирование универсальных читательских умений и охватывающий различные виды деятельности на уроке чтения при ведущей роли учебно-игровой и учебно-речевой деятельности для первоклассника, познавательной деятельности по всем предметам для второклассника, коммуникативно-познавательной - для третьеклассника и организации чтения как эстетической деятельности к четвертому классу;

- принцип непрерывности развития личности обеспечивает ведущую роль обучения в развитии ребенка, нормальную преемственность этапов формирования читательской компетентности, постепенный переход развития в саморазвитие личности;

- принцип интегративности обеспечивает взаимосвязь содержания процесса обучения чтению, форм и методов, использующихся в ходе формирования читательской компетентности младших школьников, благодаря чему построение урока зависит от цели, типа и специфики учебного материала, предполагает трехступенчатое восприятие художественного произведения - от общего к частному и новому обобщению; координацию действий ученика и учителя;

- принцип доступности предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и обосновывает, что обучение должно быть в меру трудным, когда ученик, работая в зоне своего ближайшего развития, самостоятельно или прибегая к помощи, решает поставленные задачи, этот принцип требует продуманного отбора учебного материала по актуальной проблематике и доступности произведений читателям с несовершенным навыком чтения;

- принцип прогностичности предусматривает предвидение результатов обучаемости, при этом деятельность учащегося разграничивается на две части осваиваемого предметного действия: его понимание и уме-

ние его выполнять. Данный принцип продиктован двумя важными условиями формирования читательской компетентности младших школьников: во-первых, необходимостью формирования доступного книжного окружения, во-вторых, необходимостью развития всех подвидов читательской деятельности: учебной, речевой, познавательной, коммуникативной, эстетической;

- принцип самоорганизации ориентирует на развитие у школьника мотивации, самостоятельной актуализации и совершенствования читательской деятельности в условиях предметно-развивающей информационной образовательной среды. Для развития мотивации чтения перед учащимися необходимо ставить не отдаленные цели, а ближайшие: вводная беседа, первичное чтение, беседа по восприятию. Смена видов и приемов чтения поддерживает интерес к уроку, создает положительный эмоциональный настрой и формирует познавательный опыт.

Системообразующей основой модели читательской компетентности младших школьников является целевой компонент, определяющий структуру построения процесса чтения и включающий задачи, которые необходимо решить в процессе чтения: формирование познавательной, коммуникативной и ценностно-смысловой компетенций. Основу целеполагания и содержания модели составляет теория формирования типа правильной читательской деятельности Н.Н. Светловской [4] как обязательного условия для формирования читательской самостоятельности младших школьников, а также авторская программа «Детская литература в начальных классах» Г.М. Первовой [5] как ее методическое обеспечение.

В содержательно-деятельностном блоке модели выделяются две линии. Первая линия направлена на формирование основ читательской компетентности младших школьников и раскрывает сущность взаимодействия информационно-развивающей образовательной среды с субъектами образовательного процесса. Так как читательская компетентность младших школьников рассматривается в процессе обучения чтению как специфический процесс познания, управляемый педагогом, роль учителя на уроках чтения в начальной школе рассматривается с позиций его педагогического мастерства. Формирова-

ния полноценного восприятия литературы, качественного навыка чтения и читательской самостоятельности в работе с книгой можно достичь только тогда, когда на уроке создана атмосфера, обеспечивающая личностное развитие субъектов образовательного процесса как учителя, так и ученика. То есть образовательная среда становится информационноразвивающей путем формирования книжного окружения, отбора качественного материала для детского чтения, моделирования учебного процесса, активного сотрудничества субъектов образовательного процесса, коррекции деятельности и рефлексии. Рефлексия на уроках чтения предполагает способность учащихся к самоанализу и анализу деятельности субъектов образовательного процесса, выработку на этой основе адекватной оценки. Высокий уровень рефлексии вырабатывает у учащихся способность к пониманию окружающих, критическое мышление и повышает коммуникативную культуру младших школьников.

Вторая содержательная линия раскрывает способности педагога применять определенные методы и технологии в процессе обучения чтению. Опираясь на существующие методы чтения, мы выделяем технологию продуктивного чтения, интегрированную с элементами технологии критического мышления и проектной технологии, поэтапное формирование основ читательской компетентности младших школьников, применение индивидуальных, групповых, коллективных и интерактивных форм читательской деятельности. Кроме того, нами применяется метод ситуационного обучения, дискуссии, ИКТ-технологии с мультимедийными средствами, другие апробированные в методической науке методы: чтения-рассматривания, словесные методы, упражнения и т. д.

В процессе формирования основ читательской компетентности младших школьников необходимо проведение диагностических процедур. Целевая установка на осознанное формирование основ читательской компетентности младших школьников обусловила необходимость выделения критериев и показателей их развития у младших школьников [5].

Содержание когнитивного критерия заключается в проявлении умения включаться в совместную работу в ходе обучения чте-

нию по схеме ученик-учитель, что ориентирует на результативность обучения и определяет развитие личностных качеств ученика-читателя. Данный критерий характеризуется наличием читательского кругозора и литературоведческих представлений и находится в логической взаимосвязи с другими компонентами, т. к. отражает структуру любого вида деятельности: цели, мотивы, содержание, способы осуществления задания, оценку и результаты.

Мотивационный критерий характеризуется возможностью учащихся регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Мотивационный компонент в структуре обучения чтения выделяется, потому что изучаемый материал и умственное развитие младших школьников происходит в процессе их собственной активной учебнопознавательной деятельности, успешность которой зависит от наличия познавательной мотивации. Показателями мотивационного критерия являются: сформированность потребности в чтении, подразумевающая умения: ставить цели чтения, пересказывать текст полно, выборочно, кратко; выделять ключевые слова в тексте, формулировать идейный смысл произведения; наличие читательской самостоятельности в работе с текстом, которая определяется личностным свойством читателя, имеющего сформированные мотивы (учебные, познавательные, развивающие, досуговые, личностные).

Деятельностный критерий проявляется в умении самостоятельно решать задачи, поставленные в соответствии с осознанной целью и характеризует процессуальную сущность обучения, связанную с освоением знаний, формированием умений и навыков чтения. Содержание деятельностного компонента раскрывается через методы, формы, приемы и средства обучения и практические действия, посредством которых происходит процесс читательского познания. Показатели данного критерия: наличие продуктивных способов чтения, постепенное овладение следующими способами чтения: чтение целыми словами, чтение словосочетаниями, фразовое чтение, результативно про себя, поисковым способом по заданной проблематике; качество навыка чтения определяют показатели: правильность, осознанность,

беглость и выразительность.

>[

Социальный заказ общества + личностная инициатива |

| Цель: обеспечить читательскую компетентность младших школьников |

| Концептуально-целевой блок

Ч

Кі

Подходы

Принципы Задачи: формирование основ читательской компетентности младших школьников

научности деятельности, непрерывности

развития, доступности, интегративности Компетенции:

прогностичности самоорганизации Познавательная

Коммуникативная

Ценностно-смысловая

Читательские

функции

учащихся

Содержательно-деятельностный блок

Позиция учителя

Целевые установки

Формирование компетенций

Методы обучения операционным действиям

Рефлексия

о

Информационно-развивающая образовательная среда

&

о

Є

у

и

я с & . И 2

: І ю

о

к

е

сг г • к

н

о

К

Л ^

лс

ок

& <и н 5 я

ое X & и

о

Позиция ученика

Активность учащегося как субъекта читательской деятельности

Самопознание

Самоизменение

Самореализация

Механизмы реализации: технология продуктивного чтения

Этапы Действия Формы работы

Адаптационно-мотивационный Учимся любить книгу, чтение - рассматривание книги Индивидуальные Групповые Коллективные Интерактивные

Познавательно-деятельностный Осваиваем алгоритм работы с книгой

Коммуникативно-активный Формирование читательской деятельности

Самореализации Формирование читательской самостоятельности

Диагностико-мониторинговый блок

К о м п о н е н т ы Уровни

Мотивационный Деятельностный Когнитивный Высокий

К р и т е р и и Средний

Сформирован- Наличие Наличие Качество Наличие читательского Низкий

ность потребности читательской продуктивных навыка кругозора

в чтении самостоятельно- сти способов чтения чтения и литературоведческих представлений

V

> Результат: сформированность основ читательской компетентности младших школьников

Рис. 1. Модель формирования основ читательской компетентности младших школьников

Взаимодействие данных критериев направлено на совместную деятельность субъектов учебного процесса, в ходе которой будут закреплены читательские знания и умения, достигнута читательская самостоятельность как основа читательской компетентности. Выделенные компоненты находятся между собой в диалектическом единстве, поскольку изменение одного из них влечет за собой изменение всех других, но при необходимости они могут быть рассмотрены как отдельная целостная система.

Степень выраженности критериев и показателей явилась основанием для выделения уровней читательской компетентности младших школьников: высокий уровень характеризуется наличием ключевых компетенций и сформированностью всех показателей не ниже 70 %; средний - не ниже 50 %; низкий уровень - ниже 50 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Позитивными факторами реализации модели (рис. 1) являются: насыщенная информационно-развивающая образовательная среда на уроках чтения, методическая система, учебная программа и учебный план, система читательских ситуаций, критерии определения успешности читательских действий, предрасположенность ученика к освоению литературы, готовность учителя к обучению.

Таким образом, разработанная теоретическая модель формирования читательской компетентности младших школьников представляет собой целенаправленный педагогический процесс комплексного развития читательской самостоятельности и возможности ее совершенствования. В процессе обучения, с использованием модели формирования основ читательской компетентности младших

школьников, ученик должен приобрести вполне конкретные практико-ориентирован-ные читательские знания и умения, развить определенные качества, владея которыми он сможет стать компетентным читателем, способным адаптироваться в обществе.

Мы предполагаем, что реализация педагогической модели будет способствовать положительной динамике сформированности основ читательской компетентности младших школьников, выведению процесса чтения на качественно новый уровень.

1. Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2005.

2. Колганова Н.Е., Первова Г.М. Понятие о компетентном читателе // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: сборник материалов 4 Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. Л.Н. Макарова, И. А. Шаршов. Тамбов, 2012. С. 186-191.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2009.

4. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Наука становления личности средствами чтения-общения. М., 2011.

5. Первова Г.М. Детская литература в начальных классах. Тамбов, 1999.

6. Сластенин В.А., Иваев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. М., 2002.

Поступила в редакцию 22.10.2012 г.

UDC 371.044.2

EDUCATIONAL MODEL OF FOUNDATIONS OF READING COMPETENCE OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS

Natalya Evgenyevna KOLGANOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor, General Pedagogics and Educational Technologies, e-mail:[email protected]

The developed model of basic reading competence of younger students includes profiles of components: methodological, aim, content, activity, process and diagnostics and monitoring, aimed at enhancing the reading of the younger students and the formation of core competencies.

Key words: reading competence; modeling; components; information-developing educational environment; productive reading technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.