Научная статья на тему 'Формирование у младших школьников читательского кругозора на начальном (основном) этапе обучения чтению'

Формирование у младших школьников читательского кругозора на начальном (основном) этапе обучения чтению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3800
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ КРУГОЗОР / СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ / ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронова Е. Н.

В статье рассматривается вопрос о развитии читательского кругозора у младших школьников на начальном этапе обучения чтению, представлены формы организации внеклассного чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у младших школьников читательского кругозора на начальном (основном) этапе обучения чтению»

Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе

УДК: 81.271

Воронова Е. Н.

студентка 4 курса факультета дошкольного и начального образования Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)

Научный руководитель: Жесткова Е. А.

к.ф.н., доцент кафедры методики дошкольного и начального образования

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧИТАТЕЛЬСКОГО КРУГОЗОРА НА НАЧАЛЬНОМ (ОСНОВНОМ) ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

В статье рассматривается вопрос о развитии читательского кругозора у младших школьников на начальном этапе обучения чтению, представлены формы организации внеклассного чтения.

Ключевые слова: читательский кругозор, специальная литература, семейное чтение, читательская самостоятельность, круг детского чтения, внеклассное чтение.

Читательский кругозор — это системное, качественное освоение учеником доступного круга чтения. Чтобы развить читательский кругозор учеников, нужно как можно раньше приобщать ребенка к книге. Для этого нужна помощь родителей. Они должны читать детям сказки вслух еще в дошкольном возрасте, пробовать заинтересовать ребенка при помощи интонации, игры, специальной литературы, которая привлекает внимание и самых маленьких. Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам. Учителю же остаётся только руководить и направлять его деятельность... для шестилетнего ребёнка, ещё не овладевшего навыком чтения, слушание литературных произведений, которые читает ему учитель, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи, воображения» [ 1, 2].

В первые школьные годы нарушается систематическое и полноценное общение с книгой: быстро уменьшается чтение взрослого ребёнку. Сам учащийся начнёт тянуться к книге в тех случаях, когда станет читать легко, в отсутствии напряжения. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Его интеллектуальная энергия уходит на автоматическое складывание из букв и слогов слов, а из них текста в целом. Чтобы данный период не был затянутым, ребёнку нужно посодействовать — обучить его хорошо читать, да и помочь родителям справиться с данной проблемой. Роль чтения вслух для детей подчёркивается во многих исследованиях, причём чтение вслух важно не только лишь для младших школьников, но и в наиболее старшем возрасте. Родителям важно осознавать, что они не имеют возможности и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению [3].

Семейное чтение — чрезвычайно важный нюанс в формировании читательской самостоятельности. Когда чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это воспринимает и впитывает. Впечатления, приобретенные в своей семье, остаются неким масштабом для сопоставления, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и

Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе

любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом характеризует не только лишь отношение к книге, но и круг чтения ребёнка.

В ходе формирования у учеников любви к чтению и читательской самостоятельности роль учебных материалов могут играть лишь детские книги из доступного младшим школьникам круга чтения. Наименьшей единицей учебного материала при этом считается детская книга — вещественный объект в единстве формы и содержания. Потому нам следует знать единые и специальные свойства книги: объект; фактическое состояние, процессы и явления, определяющие доступный младшим школьникам круг чтения.

Круг детского чтения — это определенный объем и список книг и прочих изданий, созданных для читателей определённого возраста с целью их развития, воспитания и изучения, имеющих исторически определенную и индивидуальную направленность.

Круг чтения младших школьников систематизируется по довольно различным параметрам: обычно — по темам чтения; видожанровым разновидностям; по соотнесённости со временем и пространством; по уровню трудности, по чисто внешним показателям.

Все виды классификации доступного младшим школьникам круга чтения, учителю нужно знать и изучить профессионально, так как все классификации в совокупности и неважно какая из них может помочь начинающему читателю накапливать и равномерно, но последовательно расширять собственный читательский кругозор, не рискуя бросить без внимания что-либо из находящейся вокруг реальности, что уже в состоянии познать [8].

Огромное воздействие на формирование круга детского чтения делает то время, в которое живет читатель: его мысли, идеалы, запросы. Подбирая книгу для чтения, мы непременно должны думать о формировании положительных эмоций ребенка, его положительной работы вследствие осмысления содержания произведения. Создание круга детского чтения подразумевает управление детским чтением. По этому поводу есть противоположные мнения. Одни считают, что управление детским чтением лишает ребенка свободного выбора книжек для своего чтения. Другие говорят о надобности грамотной поддержки ребенка [6].

Детский круг чтения не может и не обязан быть одинаковым. Вместе с чтением, содержание которого зависит от образовательной программы, исполняемой в учреждении, присутствует домашнее, семейное чтение. Домашнее чтение — это вариативная часть чтения, содержание которой зависит от образования, познания детской литературы, вкуса и возможностей родителей. Вариативность чтения играет позитивную роль, потому что способствует сохранению уникальности ребенка-читателя [7]. Формирование детского круга чтения считается серьезным теоретическим и практическим вопросом, требующим постоянного обновления. К его решению невозможно подходить исключительно с педагогической точки зрения.

Попытки активизировать внеклассное чтение объясняются тем, что невозможно воспитать читателя, если на протяжении учебного года предоставлять учащемуся лишь одну книгу для чтения — учебную хрестоматию, то есть книжку для общего чтения учителем и обучающимися. Не формируется подходящего кругозора, начитанности, то есть не выполняется первый закон формирования читателя — закон познания книг. Детская книга в начальных классах считается тем же учебным материалом, как и произведения, помещенные в хрестоматию [4].

Формы организации внеклассного чтения в начальной школе различны [5]:

- литературные кружки. Одним из обязательных критерий удачной работы литературного кружка считается вариативность и разнообразие форм и видов работы, которые содействуют развитию креативных способностей учеников, ставя школьника в позицию энергичного участника. В этом кружке могут проводиться конкурсы, к примеру, на наилучший рисунок по прочитанному рассказу. И еще могут проводиться викторины, к примеру, «Знаешь ли ты героев волшебных сказок?», сказочных турниров, состязаний.

Таврический научный обозреватель www.tavг.science

- уголок внеклассного чтения. Уголок внеклассного чтения размещён в классе, то есть ему отведены специальные стеллажи, стол либо стенд на которых расположена детская литература. В основном это те книжки, которые оформляют классную библиотеку и возможный в условиях школы передвижной фонд. Все книжки расставлены по темам, которые обозначены яркими разделителями, а внутри каждой темы по алфавиту. Ребятам кроме того можно предложить работу в уголке чтения это, к примеру, участие в составлении книжных выставок по теме и жанру, поддержание порядка в уголке чтения (организация и сохранность книжного фонда).

- литературные игры. Есть разные виды литературных игр, но все их объединяет то, что любая литературная игра — это практически постоянно игра с литературным текстом. В начальной школе употребляются следующие виды литературных игр: викторины, литературные турниры, разные конкурсы и олимпиады, КВН и др.

Таким образом, в формировании у младших школьников читательского кругозора на начальном этапе обучения чтению играют важную роль множество факторов: активное участие учителя, родителей в формировании читательского кругозора; обогащение учебного материала; включение младших школьников во внеклассное чтение.

Литература

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. — М., 2005.

2. Гусев Д.А., Фролов И.В., Артюхин О.И. О направлениях деятельности научной лаборатории дидактики сельской школы // Современные проблемы науки и образования, 2015. — № 4. — С. 264.

3. Гусев Д.А. Сельская школа: возвращение к истокам народного прикладного творчества // Фундаментальные исследования, 2014. — № 12-8. — С. 1742-1745.

4. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Методическое пособие. — 2-е изд., дораб. — М.: Вентана — Граф, 2005. — 224 с.

5. Жесткова Е.А. Творческие задания как средство формирования читательской компетентности младших школьников [Текст] / Е. А. Жесткова, Л. В. Филиппова // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». — 2013. — №3 (10). — С.17-20.

6. Жесткова Е.А. К вопросу о художественном осмыслении исторической эпохи Иоанна Грозного [Текст] / Е.А. Жесткова. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки. — 2013. — № 4. — С.58-63.

7. Жесткова Е.А. Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках литературного чтения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL:http://web.snauka.гu/issues/2014/12/42197 (дата обращения: 17.12.2014).

8. Жесткова Е.А. Мир детства и способы его воплощения в цикле рассказов В.И. Даля «Картины из быта русских детей» // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2014. — № 2 (3). — С.34-38.

9. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа, 2003. — №1. — С.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.