УДК 37.02; 82:801.6; 82-1/-9; 82-93; 087.5 DOI: 10.23951/1609-624Х-2019-1-136-145
МЕТОДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИБИРСКОЙ И УРАЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ: ОПЫТ РЕГИОНОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ КРУГЛОГО СТОЛА)*
Е. А. Полева
Томский государственный педагогический университет, Томск
Введение. Изучение литературы для детей - актуальное направление современного гуманитарного знания, требующее междисциплинарного подхода, соединения усилий филологов, методистов, библиотекарей и учителей. Цель работы - проанализировать сложившийся в разных регионах Сибири и Урала методический и исследовательский опыт изучения региональной литературы для детей, выявить проблемы и перспективы в этой области. Материалы и методы. Методика исследования - экспертное оценивание, экспертный анализ. Результаты и обсуждение. Анализ экспертных мнений о сложившейся практике изучения краеведческой литературы для детей в разных городах Сибири и Урала позволил выделить ряд актуальных вопросов. Прежде всего это: критерии определения региональности (по рождению, месту временного/постоянного проживания автора, наличию специфического культурного кода в художественном тексте, указывающего на тот или иной регион, например, топонимы или др.), оценка художественного уровня и педагогического потенциала произведений, проблема поиска и атрибутирования писателей по критерию сопричастности тому или иному региону). Отдельная исследовательская проблема - в отсутствии печатных изданий, представленных в Сети текстов современных региональных писателей или, наоборот, в отсутствии в Интернете полнотекстовых версий книг, что затрудняет исследовательскую и образовательную литературно-краеведческую работу. Учет адресата (для детей) актуализирует дополнительные вопросы, относящиеся не только к региональной, но и в целом ко всей детской литературе (разграничение детства и подростничества, различение детской литературы и «общей» литературы, входящей в круг детского чтения). А это напрямую касается методики преподавания сибирской и уральской литературы (критерии отбора текстов для изучения, выборка произведений для определенного возраста, разработка методического сопровождения и заданий, соответствующих конкретному уровню литературного образования школьников и пр.). Заключение. При активном изучении отдельно краевой и детской словесности региональная литература для детей гораздо реже попадает в поле внимания исследователей. Приводятся примеры продуктивного опыта решения вышеназванных проблем, в том числе указана методическая литература, созданная на базе научно-образовательных подразделений педагогических вузов Томска и Барнаула. В заключении обозначены перспективы литературоведческой и методической работы по литературному краеведению.
Ключевые слова: детская и юношеская литература, литературное краеведение, методика преподавания региональной литературы для детей, Сибирь, Урал.
Введение
На базе «Сибирского научно-образовательного центра изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения» Томского государственного педагогического университета 7 сентября 2018 года прошел круглый стол «Региональная детско-юношеская литература: проблемы и перспективы ее изучения». Свой опыт представили филологи, педагоги, издатели из Томска, Барнаула, Кемерово, Екатеринбурга, Челябинска.
Внимание к заявленной теме объясняется рядом факторов. Прежде всего интересом современной гуманитарной науки к феномену региональности, понимаемой не как «провинциальность» или «обособленность», а как необходимая в условиях глобализации и уравновешивающая ее тенденция к
при финансовой поддержке РФФИ
определению собственного культурного облика1, который может характеризоваться не только своеобразием, самобытностью, но и вписанностью в общие тенденции культурного развития и (или) конкретные традиции. Как отметил А. С. Янушкевич, говоря о феномене «сибирского текста», именно «взаимодействие местного (сибирского) и общерусского - ключ к пониманию своеобразия и проблематики, и поэтики литературы Сибири...» [12, с. 227].
Во-вторых, вниманием современной науки и общества к культуре детства, в которой художественная словесность и гуманитарное образование играют первостепенные роли. Библиотечные сети провели масштабную работу, реализовав общероссийский проект «Поэты и писатели - детям». Однако созданного в каждом регионе библиотечного
и Правительства Томской области в рамках научного проекта
* Исследование выполнено № 17-14-70004а(р)-ОГН
1 Во многих областях Сибири и Урала развиваются литературоведческие и методические направления, ориентированные как на изучение творческого наследия конкретных авторов (например, Г. Гребенщикова, В. Шукшина - в Алтайском крае, В. Распутина, В. Вампилова - в Иркутской области, В. Астафьева - в Красноярске, В. Липатова, В. Колупаева - в Томске, П. Бажова, Н. Коляды - на Урале и т. д.), так и на осмысление специфики «регионального текста» в целом (см., например, [1-11]).
краеведческого ресурса недостаточно для осуществления образовательной деятельности по изучению литературы родного края, так как учителя нуждаются в литературоведческой интерпретации произведений и методических рекомендациях.
Именно на современном этапе развития педагогики и литературоведения наметился подход, предполагающий преодоление междисциплинарных барьеров в осмыслении художественной литературы для детей. По точному выражению О. И. Плеш-ковой, «рассмотрение педагогической составляющей литературы о детях и для детей без обращения к художественным особенностям произведений, к их поэтике недопустимо...» [13, с. 229].
Закономерно, что на базе именно педагогических университетов складываются исследовательские коллективы, имеющие профессиональный ресурс и установки изучать литературу для детей. Об этом свидетельствуют издания (см., например, [14-17]) и регулярные конференции, посвященные литературе для детей и о детстве, проводимые на базе педвузов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Томска, Барнаула и др. городов1.
При этом сегодня только разрабатываются подходы к системному научному и методическому изучению региональной детской литературы, причем не только прошлых эпох, но и современной. Передовой опыт в этой сфере наработан не только столичными вузами, но и региональными (Томска, Барнаула, Екатеринбурга), однако он не повсеместен. Кроме того, стратегии поддержки и продвижения детской литературы различны в разных регионах. Поэтому для обозначения проблемных зон и перенесения в образовательную практику имеющихся достижений необходимы обмен опытом и осмысление результатов разных научных коллективов и профессиональных сообществ.
Материал и методы
Материал исследования - выступления участников круглого стола, посвященного вопросам изучения региональной детской литературы. Методы исследования - экспертное оценивание, экспертный анализ.
Результаты исследования и обсуждение
Обсуждение вопросов изучения и преподавания региональной детской литературы на базе Томского государственного педагогического университета
уникально тем, что участники круглого стола -представители разных городов Сибири и Урала; при наличии общего интереса к детской литературе каждый из экспертов специализируется на своей теме, знает детскую литературу своего края. Кроме того, участники диалога совмещают научную деятельность с преподавательской/издательской/литературно-творческой, что обусловливает разноплановость их взглядов. Указанные факторы позволили обсудить широкий спектр вопросов по заявленной теме.
Коллеги из Екатеринбурга и Челябинска затронули вопросы, связанные с изданием детской региональной литературы, созданием профессиональных объединений детских писателей, и отметили, что Уральский регион успешно решает ряд задач по поддержке писательского сообщества, обеспечению сотрудничества издателей, писателей, критиков, ученых, читателей.
Исследователь современной уральской литературы (см., например [18, 19]), автор диссертации о творчестве П. П. Бажова Екатерина Владимировна Харитонова (Екатеринбург) отметила: «Если говорить о прикладных аспектах бытования региональной детской литературы, то в качестве отличительной черты на современном этапе ее существования можно отметить тенденцию к интеграции и консолидации для решения задач поддержки писательского сообщества и популяризации детской литературы. Например, в Екатеринбурге в начале 2010 года было создано „Содружество детских писателей " по инициативе Ольги Колпа-ковой, Светланы Лавровой, Андрея Щупова и др. Председателем Содружества с момента возникновения по настоящее время является О. В. Колпако-ва. Целью литературной организации стала попытка создания благоприятных условий для развития детской литературы на Урале. Стратегические направления деятельности Содружества включают в себя информирование учителей, библиотекарей, читателей о новинках детской литературы, встречи с читателями в школах и библиотеках, выпуск сборников произведений детских писателей Урала. Усилиями Содружества возрождена Международная детская литературная премия им. Владислава Крапивина (с 2010 года)».
Остап Михайлович Давыдов, филолог, литературный редактор православного журнала для детей «Колокольчик» (Челябинск) подтвердил позитив-
1 Приведем ряд конференций, подтверждающих, что внимание к детской литературе проявлено во многих регионах России. «Мировая словесность для детей и о детях» (Москва, МПГУ, ежегодно), «Детская литература как событие» (Москва, МГПУ, ежегодно), «Детские чтения», (Санкт-Петербург, СПбГУКИ, регулярно), «Книга в культуре детства» (Москва, Симферополь, регулярно), «Русская детская литература: национальное и региональное» (Пермь, ПГПУ, 2008); «Детская литература сегодня» (Екатеринбург, УрГПУ, 2010) «Литература о детях и для детей: историко-литературный, теоретический и методический аспекты» (Барнаул, АлтГУ, 2017), «Детская книга как энциклопедия мира детства» (Нижний Тагил, РГППУ, 2017); «Русская литература в современном культурном пространстве: Детство в литературе и литература о детстве» (Томск, ТГПУ, 2018), «Дети и детство в русской литературе: занятия с иностранцами» (Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, 2018).
ные тенденции как развития детской литературы на Урале, так и ее поддержки издателями, критиками, сотрудниками библиотек и учебных заведений: «Детская литература на Урале переживает сегодня пусть не стремительный, но ощутимый подъем. Продолжают работать „патриархи", приобретшие известность еще в советское время, такие как поэт Нина Пикулева, прозаик Владислав Крапивин, критик Надежда Капитонова. Плечом к плечу с ними работает новое зрелое поколение -Елена Сыч, Янис Грантс, Елена Раннева, Константин Рубинский, др. Действуют многочисленные литературные объединения.
В Челябинске детскую литературу выпускают издательства Марины Волковой и „Край Ра", в Екатеринбурге - издательство О. Колпаковой и „Сократ". Кроме того, развиваются специализированные периодические издания. В Екатеринбурге под руководством Марии Литовской вышло уже 13 выпусков литературоведческого альманаха „Детские чтения", посвященного критике прошлого и современности детской книги. В Челябинске на протяжении шести лет ежемесячно выпускается журнал „Колокольчик", нерегулярно - журнал „Тропинка"».
Вопросы издания детской литературы и поддержки современных писателей в рамках обсуждаемой темы крайне важны и первостепенны, так как для оптимальной работы филологов и методистов необходимо, чтобы произведения региональных авторов были опубликованы и желательно (учитывая возраст адресата) в бумажном, а не (не только) в электронном формате.
Сложившая традиция осмысления уральского текста русской литературы зиждется на четкой самоидентификации, которая проявляется во многих текстах уральских писателей и, соответственно, «считывается» исследователями. О. М. Давыдов указал и на отличия внутри уральской литературы: «Литература Южного Урала отличается от литературы Урала как минимум по мифопоэтике ландшафта. Южный Урал - место встречи гор и степи, камня и воды, Европы и Азии, славянского и сибирского геопоэтических фронтиров. Традиционное для северного Урала влияние финно-угорского эпоса здесь сменяется тюркским и алтайским, что делает еще разнообразнее инструменты геопоэтики, в том числе и детской южно-уральской книги».
Но следует отметить, что слаженная поддержка развития детской литературы на Урале, как и ориентация многих уральских писателей, в том числе для детей, на «краевую» идентичность, отличает этот регион от многих других. Кроме того, задачи научно-методического обеспечения изучения краевой литературы на Урале остаются актуальными.
На ряд методологических вопросов изучения детской краевой литературы указала томский литературовед, преподаватель литературного творчества, автор книги стихотворений для детей «Посиделки» (2013) Анастасия Николаевна Губайдуллина1. Проводимое ею в последние годы исследование современной поэзии для детей, создаваемой авторами разных областей Сибири (Томской, Кемеровской, Новосибирской, Красноярской и др.)2, позволило выявить общие концептуальные проблемы:
«1. Трудности, связанные с поиском материала. Тексты маргинальных в географическом отношении авторов мало публикуются в центральных изданиях. Авторы почти не имеют изданных книг и зачастую пишут ,,в стол". Даже члены профессионального сообщества (библиотекари, филологи и так далее), живущие в одном городе с писателем, порой не имеют представления о его деятельности, хотя им могут быть известны даже молодые авторы центральной России.
2. Проблемы отбора материала и „со-зависимости" исследователя. Занимаясь творчеством своего земляка, исследователь часто теряет позицию „вненаходимости" (М. Бахтин), а вместе с ней - беспристрастное научное отношение к произведениям этого автора.
Стремление обнаружить в своем городе как можно больше талантов, сформировать литературную среду или культурный миф о регионе приводит к тому, что в литературных антологиях и региональных журналах представлены авторы самого разного уровня, произведения, зачастую не обладающие высокими литературными достоинствами.
3. Третья группа проблем носит более глубокий, общекультурный, характер и касается самой правомерности разговора о региональной (в данном случае сибирской) литературе и о наличии сибирской литературной „школы". В каком случае автора можно причислять к „сибирской" школе? Детские писатели последнего времени не стремятся сохранять в книгах приметы природного
1 Позиция А. Н. Губайдуллиной обусловлена и тем, что она имеет опыт анализа детской литературы «центральных» авторов (см., например, [20, 21]), что дает ей дополнительный материал для сравнения и выявления специфических литературоведческих проблем.
2 В рамках грантов РГНФ и РФФИ, полученных ТГПУ: № 15-14-70005 а(р) «Творчество сибирских писателей и сибирская тема в литературе ХХ-ХХ1 века для детей и юношества» (2015-2016 гг.); № 17-14-70004а(р)-0ГН «Творчество сибирских писателей второй половины XIX -начала XXI века для детей и молодежи в контексте литературных традиций» (2017-2018 гг.), руководитель проектов - канд. филол. наук, зав. кафедрой русской литературы ТГПУ Е. А. Полева.
космоса малой родины; не актуализируют в произведениях особый „код" Сибири. Встает вопрос: что обеспечивает сибирскую идентичность тексту в условиях глобализации и цифровизации литературного мира?».
Присоединяясь к мнению А. Н. Губайдуллиной, отметим, что в детской сибирской литературе есть произведения, воссоздающие топологию родного края, его культурное своеобразие1. Однако преобладают тексты, не ориентированные в принципе на использование культурного «кода» региона, как отсутствует у многих, особенно современных авторов, установка позиционировать себя как сибирского (регионального) писателя. Это объясняется не пренебрежением к малой Родине, а вполне очевидными причинами: во-первых, художественный замысел произведения далеко не всегда связан воссозданием «местного колорита», во-вторых, сам автор может переживать свою «региональность» как ограниченность; желание стать частью общего (российского, мирового) литературного процесса естественно. Поэтому одной из самых актуальных методологических проблем изучения региональной литературы в целом и адресованной детям в частности является проблема определения «ее статуса и соотношения с общенациональным литературным процессом, а также проблема выявления ее специфики» (Е. В. Харитонова).
Методических вопросов изучения краевой литературы для детей не меньше. Их можно классифицировать следующим образом:
1) отсутствие у учителей знаний о краевой литературе (особенно современной), отвечающей возрастным потребностям школьников разных классов;
2) проблема выработки методических форм и поиска образовательных ресурсов для изучения региональной литературы школьниками (не во всех школах практикуется ведение краеведческих внеурочных курсов);
3) отсутствие созданной профессионалами методической литературы, обеспечивающей комплексное изучение региональной литературы;
4) отсутствие системного взаимодействия общественных и государственных структур, необходимого для оптимизации процесса изучения детской региональной литературы. К таким структурам относятся:
- писательские организации;
- издательства и библиотеки, обеспечивающие «доступ» произведений к читателю;
- университетские кафедры, на базе которых филологами разрабатываются предметные основания преподавания региональной литературы, дается профессиональная литературоведческая интер-
1 Среди томских писателей можно назвать «Стоит над Томью град с о людях добрых: рассказы по мотивам жития праведного Федора То
претация произведений, выявляется специфика рецепции региональных текстов школьниками, разрабатываются и ведутся специализированные дисциплины в системе подготовки учителей-словесников;
- кафедры педвузов и объединения школьных учителей, решающие задачи выявления педагогического потенциала текстов местных авторов, разработки методических приемов, форм, технологий изучения региональной литературы, выработки системы интеграции курсов краеведения в школьное литературное образование; создание учебно-методической литературы для обучающихся и учителей.
Опыт решения данных вопросов на круглом столе представили коллеги из Барнаула, Кемерово и Томска.
Светлана Леонтьевна Старовойтова, почетный работник общего образования, учитель русского языка и литературы гимназии № 25 г. Кемерово отметила позитивный опыт использования внеурочных форм изучения краевой литературы, входящей в круг детского чтения: «Региональная литература детьми может изучаться в рамках научно-практических конференций. В Кемеровской области секции по литературному краеведению работают в ряде таких мероприятий: „Кузбасские истоки", „Я кемеровчанин!", „Эрудит" (на базе КемГУ), „Литературное наследие Кузбасса". Проводятся Балибаловские чтения (на базе музея-заповедника „Красная горка"), Киселевские чтения, включающие конкурс чтецов стихотворений поэта, творческие встречи читателей с кемеровскими писателями.
Знакомство с личностями и творческим наследием талантливых писателей Кузбасса в форме деловой игры организует юношеская библиотека. Для студентов проводятся онлайн-лекции. Большую работу проводят именные библиотеки: имени В. М. Мазаева, имени И. Киселева, детская библиотека А. М. Береснева, областная научная библиотека имени В. Д. Федорова. В областной библиотеке есть разработанные литературные маршруты по местам, связанным с жизнью и творчеством поэта В. Федорова в Марьевку, писателя В. Чивилихина - в Тайгу. Также с литературными местами Кузбасса знакомят детей с помощью экскурсий, организованных Краеведческим музеем. Для организованных групп открыт Государственный архив Кемеровской области, где регулярно работают именные выставки писателей.
По новым федеральным стандартам образования в школах открывается возможность вести внеурочные занятия, разрабатывать программы по знакомству учеников с региональной литерату-
мнный...» Р. Кошурниковой, «О дивном старце, стороне сибирской и ;кого» С. Татаркиной (Бурмистровой), «Томские сказки» Т. Мейко.
рой. Методическим объединением учителей района и города, кураторами от вузов города проводятся творческие конкурсы (конкурсы чтецов, конкурсы иллюстраций к текстам поэтов и писателей Кузбасса, конкурсы сочинений по данной тематике), в которых принимают участие не только студенты, но и ученики старших классов.
Литература для детей популяризируется через выпуск Союзом писателей Кемеровской области сборников, творческие встречи с юными читателями, проведение викторин и уроков-концертов. Материал по творчеству региональных писателей включается в традиционные Уроки Города. В журнале „Огни Кузбасса" можно найти и стихи для детей, и отзывы по мероприятиям.
Но несмотря на развитие самых разных методических форм работы по литературному краеведению, существуют проблемы в освоении очень значимого пласта нашей культуры - региональной детской литературы. Во-первых, в основном краеведение ориентировано на изучение „общей", а не детской литературы. Во-вторых, современные авторы могут сами инициировать встречу с читателями, но такой возможности нет у писателей и поэтов прошедших эпох, ряду которых сегодня уделяется недостаточно внимания (вспоминаются, например, удивительные произведения Геннадия Блинова, Екатерины Дубро, сказки Софрона Тотыша, стихи Александра Береснева и Владимира Матвеева)».
Думается, указанные проблемы могут решаться в регионах при наличии профессиональных и административных ресурсов. Анализ современных практик организации изучения краевой литературы, адресованной детям, показывает, что профессиональные коллективы складываются именно (за редким исключением) в педагогических вузах, на филологических или педагогических кафедрах, в специальных лабораториях, центрах.
Опыт своего коллектива представила Ольга Игоревна Плешкова, зав. лабораторией «Поэтика детской литературы» Алтайского государственного педагогического университета: «Детская литература Алтайского края очень богата и представлена именами таких авторов, как Иван Злывко, Нина Головина, Глеб Горышин, Марк Юдалевич, Владимир Свинцов, Владимир Башунов, Василий Нечуна-ев, Валентина Новичихина, Юлия Нифонтова, Юстасия Тарасава, Елена Бызова, Анна Николь-ская-Эксели и др. Изучение региональной детской литературы необходимо как для формирования представления о полноценном отечественном литературном процессе, так и для развития чувства патриотизма, гордости за „малую родину".
Студенты института психологии и педагогики Алтайского государственного педагогического
университета изучают курс „Региональная детская литература" после освоения таких дисциплин, как „Теория литературы и практика читательской деятельности" и „Детская литература". Данные курсы составляют системное единство в литературном образовании будущих учителей начальных классов, которых готовит наш вуз. Следует отметить, что наша кафедра теории и методики начального образования имеет продолжительный опыт литературоведческого преподавания детской литературы (анализ художественных особенностей, поэтики произведений). Воспитательная функция детской литературы нами не исключается, но не абсолютизируется. Данный подход к изучению поэтики детской региональной литературы обеспечивается двумя учебными пособиями для студентов высшей школы (см. [22, 23]).
В 2008-2009 гг. сотрудники нашей кафедры активно работали над созданием системы учебников „Литература родного края", которые были рекомендованы для учащихся начальной школы в рамках внеклассного чтения и регионального компонента. Учебники сопровождаются учебно-методическими пособиями [24-28].
Безусловно, системному изучению поэтики региональной детской литературы способствует лаборатория „Поэтика детской литературы", при содействии которой проводятся конференции по детской литературе с последующим изданием материалов и выходят ежегодные сборники исследований молодых ученых „Зеленое яблоко".
Будущие учителя начальных классов заинтересованы в изучении поэтики региональной детской литературы, что, вне сомнений, находит отражение в процессе литературного образования младших школьников».
Комплексно решаются задачи изучения детской региональной литературы и в Томском государственном педагогическом университете. Специфика работы коллектива кафедры русской литературы и «Сибирского научно-образовательного центра изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения» (директор - Е. А. Полева), во-первых, в многовекторности исследовательских направлений: анализ художественного мира произведения, особенностей рецепции текста, выявление соответствия формы и содержания произведений возрастным психологическим особенностям адресата, исследование педагогического потенциала детской литературы и разработка методического инструментария ее изучения (в школе, на базе музеев, библиотек и других культурно-образовательных площадок). Во-вторых, в том, что члены одного коллектива имеют разные научные интересы в сфере детской региональной литературы, что по-
зволяет составить наиболее полную картину: духовно-нравственная литература (в том числе агиографии для детей, жанры рождественской [29] и пасхальной словесности), психологическая, исповедальная подростковая литература, игровая лирика и проза, массовая детская литература (детективы и пр.), сказочная проза (в том числе лирико-фи-лософские, притчевые сказки) и др. В-третьих, исследовательские интересы коллектива не ограничиваются ориентацией на конкретный период школьного обучения: изучаются произведения, адресованные детям и подросткам разных возрастов. В-четвертых, региональность понимается нами широко: в фокусе внимания не только Томская область, а детская сибирская литература в целом. Отчасти это вызвано спецификой нашего региона: многих авторов из других областей России (чаще Сибири) с Томском связывает учеба/работа в университетах. Но это не определяющий фактор. Географическая широта позволяет увидеть единство литературных процессов и обнаружить своеобразие разных регионов Сибири. Наконец, в-пятых, практикуется комплексное использование литературоведческих, методических и рецептивных методов исследования детской литературы. Теоретическое осмысление литературного материала имеет практическое значение, так как осуществляется для методической работы с учителями и учащимися. Такой подход позволяет снять ряд иллюзорных представлений о готовности/неготовности школьников к восприятию литературы той или иной направленности. В частности, интересен опыт филологического анализа и организации изучения школьниками адаптированных для детей житийных текстов. Е. К. Макаренко провела работу по систематизации, типологизации современных адаптированных для детей агиографий, вместе со студентами и магистрантами были разработаны внеурочные курсы для школы, проведено исследование читательской рецепции [30, 31]. Е. К. Макаренко отметила: «Изначально предполагалось, что проявятся сложности художественно-коммуникативного функционирования детских текстов о святых, обусловленные их религиозной тематикой, которая, казалось бы, близка и интересна только людям христианского мировосприятия. Светская или иначе конфессионально ориентированная читательская аудитория, вероятно, может остаться равнодушной к подобным текстам. Однако, как показал проведенный научно-педагогический эксперимент, воцерковленные и совершенно светские дети с одинаковым интересом воспринимают такие произведения, если учитель культурологически и литературоведчески грамотно знакомит с ними».
Апробация результатов научной работы в аудитории с учителями и школьниками позволяет оце-
нить и востребованность исследования, и его применимость в практике обучения, просвещения, воспитания.
Для развития обсуждаемой области научной и методической работы, точно подметила О. И. Плеш-кова, стратегически важно выстроить систему подготовки учителей-словесников, готовых работать с детско-юношеской литературой, знающих литературу для детей своего региона, умеющих методически организовывать учебное и досуговое литературное чтение учащихся. В ТГПУ «Детская литература» читается не только педагогам начальной школы, но и филологам (региональный компонент учтен в учебно-методическом пособии Е. А. Полевой [32]). Кроме этого, созданный на базе кафедры русской литературы «Сибирский научно-образовательный центр изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения» представляет собой пространство для встречи и диалога учащихся школ, студентов (апробирующих свои исследования, организующих и соучаствующих в образовательных мероприятиях), учителей (присутствующих в качестве кураторов школьников или участников круглых столов, дебатов и пр.), преподавателей педвуза, в отдельных случаях - писателей. Многосубъектное взаимодействие позволяет всем участникам повысить уровень своего литературного образования, выйти из привычных коммуникативных и социальных ролей (практически в каждой группе школьников наблюдается перевоплощение пассивного в классе ученика в активного литературоведа; отметим важность для студента попробовать себя в роли преподавателя и пр.), расширить свои представления о литературе.
Вместе с тем пока слабо проработанными остаются формы именно системного (а не локального) взаимодействия с библиотеками, писательскими организациями, внедрения результатов исследований в школы не только Томска, но и Томской области.
Заключение
Сосредоточившись на профессиональных аспектах обсуждения темы, участники круглого стола не обсуждали очевидную необходимость административной поддержки, без которой системную работу организовать крайне трудно, а также важность финансовой помощи, без которой издание и распространение результатов работы научно-методических коллективов невозможно. (Именно грантовая поддержка РГНФ и РФФИ дала стимул и условия для комплексного изучения региональной детской литературы в Томском государственном педагогическом университете.)
В заключение отметим, что участники круглого стола, учитывая формат мероприятия, не имели возможности представить развернутую аналитику
по своему региону и обозначили те проблемы и их решения не возникло. Акцентирование каждым
достижения, которые видятся им, исходя из их той или иной проблемной и (или) перспективной
сферы профессиональных интересов и собствен- области обсуждаемой темы позволило составить
ного опыта. Сообщения участников строились по общую картину, выявить тенденции изучения ре-
принципу взаимодополнения; концептуальных гиональной детско-юношеской литературы в Си-
противоречий в понимании проблем и перспектив бири и на Урале.
Список литературы
1. Алексеев М. П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей: введение, тексты и комментарий. 2-е изд. Иркутск, 1941.
2. Азадовский М. К. Очерки литературы и культуры Сибири. Иркутск, 1946.
3. Тюпа В. И. Мифологема Сибири: к вопросу о «сибирском тексте» русской литературы // Сибирский филол. журн. 2002. № 1. С. 27-35.
4. Сибирский текст в русской культуре: сб. ст. Томск, 2002. 276 с.
5. Алтайский текст в русской культуре: сб. науч. ст. / под ред. М. П. Гребневой. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002. Вып. 1. 158 с.
6. Алтайский текст в русской культуре: сб. науч. ст. / под ред. М. П. Гребневой. Барнаул, 2004. Вып. 2.
7. Алтайский текст в русской культуре: сб. науч. ст. / под ред. М. П. Гребневой. Барнаул, 2006. Вып. 3.
8. Сибирский текст в русской культуре: сб. науч. ст. / под ред. А. С. Янушкевича. Томск, 2007. Вып. 2.
9. Сибирский текст в национальном сюжетном пространстве / под ред. К. Анисимова. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2010. 226 с.
10. Абашев В. Русская литература Урала. Проблемы геопоэтики. Пермь, 2012. 140 с.
11. Плеханова И. И. Русская литература Сибири. Период революции и советского строительства 20-30-х годов: учеб. пособие. Иркутск, 2010. 110 с.
12. Янушкевич А. С. Сибирский текст: взгляд извне и изнутри: материалы Междунар. науч. конф. (24-26 сентября 2004 г.) / под ред. И. И. Плехановой. Иркутск, 2004. С. 227-235. URL: http://mion.isu.ru/filearchive/mion_publcations/sbomik_Sib/ (дата обращения: 19.10.2018).
13. Плешкова О. И. Научные встречи: Междунар. науч. конф. «Русская литература в культурном пространстве» // Культура и текст. 2018. № 3. (34). С. 228-232.
14. Алтай литературный: сб. метод. материалов в помощь работе библиотек по продвижению произведений алтайских писателей / сост. Т. А. Старцева; ред. Т. В. Смелова. Барнаул: РИО АКУНБ, 2012. 213 с.
15. Детская литература сегодня: сб. науч. ст. Екатеринбург: УрГПУ, 2010. 154 с.
16. Сибирская литература для детей и юношества: тенденции и контекст развития (1950-2010-е гг.) / Е. А. Полева, С. В. Бурмистрова, А. Н. Губайдуллина, Е. К. Макаренко, О. И. Плешкова, Ю. О. Чернявская и др. / под ред. Е. А. Полевой. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2016. Т. 1. 198 с.
17. Сибирская литература для детей и юношества: тенденции и контекст развития (1950-2010-е гг.) / Е. А. Полева, С. В. Бурмистрова, А. Н. Губайдуллина, Е. К. Макаренко, О. И. Плешкова, Ю. О. Чернявская, Е. В. Харитонова и др. / под ред. Е. А. Полевой. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2017. Т. 2. 168 с.
18. Харитонова Е. В. Формы авторефлексии в современной детской литературе Урала // Филологический класс. 2016. № 2 (44). С. 70-76.
19. Харитонова Е. В. Малая проза в творчестве современных детских писателей Урала: жанрово-стилевая вариативность // Филологический класс. 2018. № 3. С. 135-141.
20. Gubaydullina A. N., Gorenintseva V. N. Mother as donor, hero or villain: new sides of the mother's image in Sergey Sedov's "Fairy tales about mums" // Children's Literature in Education. 2017. Т. 48, № 3. Р. 201-213.
21. Губайдуллина А. Н. Роль отца в современной детской прозе // Вестник Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2016. № 1 (33). С. 34-38.
22. Плешкова О. И. Теория литературы и практика читательской деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. 208 с.
23. Плешкова О. И. Технологии литературного образования: кино- и мультипликация в процессе изучения литературы. Барнаул: АлтГПА, 2014. 154 с.
24. Литература родного края: учебно-метод. пособие для 2-го класса начальной школы / сост. Л. Н. Зинченко, И. В. Фёдорова. 2-е изд., испр. Барнаул: БГПУ, 2009.
25. Литература родного края: учебно-метод. пособие для 3-го класса начальной школы / сост. Л. Н. Зинченко, И. В. Фёдорова. Барнаул: БГПУ, 2008.
26. Литература родного края: учебно-метод. пособие для 4-го класса начальной школы / сост. Л. Н. Зинченко, И. В. Фёдорова. Барнаул: БГПУ, 2009.
27. Литература родного края: метод. рекомендации / Л. Н. Зинченко, О. И. Плешкова, И. В. Фёдорова и др. Барнаул: БГПУ, 2008. 67 с.
28. Литература родного края. 3-й класс: метод. рекомендации / Л. Н. Зинченко, О. И. Плешкова, И. В. Фёдорова и др. Барнаул: БГПУ, 2008. 60 с.
29. Отечественная рождественская проза и поэзия XIX-XXI веков: хрестоматия с вопросами и заданиями / Е. К. Макаренко, Е. А. Полева, Е. А. Сафонова. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2018. 264 с.
30. Макаренко Е. К. Жанровые модификации современных агиографических произведений для детей // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 10 (163). С. 157-165.
31. Макаренко Е. К. Анализ рецепции детской современной агиографической литературы рядовым читателем подросткового возраста. Часть 2. Опыт экспериментального исследования // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 6 (195). С. 128-136.
32. Полева Е. А. Детская литература: учебно-метод. пособие для бакалавров. Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. 143 с.
Полева Елена Александровна, кандидат филологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 12.12.2018.
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-1-136-145
METHODICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF STUDYING SIBERIAN AND URAL LITERATURE FOR CHILDREN: REGIONAL EXPERIENCE (BASED ON THE MATERIALS OF THE ROUND TABLE)
E. A Poleva
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
Introduction. The study of the literature for children is a topical direction of modern humanitarian thought, requiring an interdisciplinary approach, joint efforts of philologists, methodologists, librarians and teachers. Aim and objectives. The aim of the work is to analyse the methodical and methodological approaches, developed in different regions of Siberia and Ural, to the study the regional literature for children; to reveal problems and prospects in this area. Materials and research methods. Expert evaluation, expert analysis. Results and discussion. The analysis of the expert opinion on the developed practice literary study of local lore in different cities of Siberia and Ural has allowed us to select a number of pressing questions. These questions include: the criteria of regional (birthplace, temporary/constant residing place of the author, specific cultural code in the text specifying one or another region e.g. toponyms), quality evaluation of the artistic level and pedagogical potential of the works of the authors, the problem of the search and the assignment one or another region to the authors). A separate research problem is in the lack of printing editions of the texts of modern regional authors published on the Internet or on the contrary, in the lack of text-through versions of books on the Internet that complicates the research and educational literary regional study work. The consideration of the addressee (children) raises additional questions concerning not only regional but also the children's literature as a whole (differentiation of the childhood and adolescence, a distinction of the children's literature and the literature belonging to the children's reading list). And it directly concerns techniques of studying of the Siberian and Ural literature (the criteria of selection of texts for studying at school, the choice of books for certain age, the development of methodological support and the assignments corresponding to the certain level of literary education of school children etc.). Conclusion. As an example of the positive experience of the solution of these issues, the methodological literature created on the basis of the scientific educational centres of pedagogical higher schools of Barnaul and Tomsk is given.
Key words: children's and youth literature, literary history, literary study of local lore, teaching methods of the regional literature for children.
References
1. Alekseev M. Sibir' v izvestiyakh zapadnoevropeyskikh puteshestvennikov i pisateley: vvedeniye, teksty i kommentariy. 2-e izd. [Siberia in the news of Western European travelers and writers: introduction, texts and commentary. 2nd. ed.]. Irkutsk, 1941 (in Russian).
2. Azadovskiy M. K. Ocherkiliteraturyikul'turySibiri [Essays on literature and culture of Siberia]. Irkutsk, 1946 (in Russian).
3. Tyupa V. I. Mifologema Sibiri: k voprosu o «sibirskom tekste» russkoj literatury [Mythologeme of Siberia: on the issue of «Siberian» texts of Russian literature]. Sibirskiy filotogicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Philology, 2002, no. 1, pp. 27-35 (in Russian).
4. Sibirskiy tekst vrusskoy kul'ture: sbornik statey [Siberian text in Russian culture: collection of articles]. Tomsk, 2002. 276 p. (in Russian).
5. Altayskiy tekst v russkoy kul'ture: sbornik nauchnykh statey. Pod redaktsiey M. P. Grebnevoy [Altai text in Russian culture: collection of scientific articles. Under the editorship of M. P. Grebneva]. Barnaul, AltSU Publ., 2002, issue 1, 158 p. (in Russian).
6. Altayskiy tekst v russkoy kul'ture: sbornik nauchnykh statey. Pod redaktsiey M. P. Grebnevoy [Altai-text in Russian culture: collection of scientific articles. Under the editorship of M. P. Grebneva]. Barnaul, AltSU Publ., 2004, issue 2, 201 p. (in Russian).
7. Altayskiy tekst v russkoy kul'ture: sbornik nauchnyh statey. Pod redaktsiey M. P. Grebnevoy [Altai-text in Russian culture: collection of scientific articles. Under the editorship of M. P. Grebneva]. Barnaul, AltSU Publ., 2006, issue 4, 444 p. (in Russian).
BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2019. 1 (198)
8. Sibirskiy tekst vrusskoy kul'ture: sbornik statey. Pod red. A. S. Yanushkevicha [Siberian text in Russian culture: collection of articles. Under the editorship of A. S. Yanushkevich]. Tomsk, 2007, issue 2, 276 p. (in Russian).
9. Sibirskiy tekst v natsional'nom syuzhetnom prostranstve. Pod red. K. Anisimova [Siberian text in the national narrative space. Ed. K. Anisimov]. Krasnoyarsk, SFU Publ., 2010. 226 p. (in Russian).
10. Abashev V. Russkaya literatura Urala. Problemy geopoetiki [Russian literature of the Urals. Problems of geopoetics]. Perm, 2012. 140 p. (in Russian).
11. Plekhanova I. I. Russkaya literatura Sibiri. Period revolyutsii i sovetskogo stroitel'stva 20-30-kh godov: ucheb. posobiye [Russian literature of Siberia. The period of revolution and Soviet construction 20-30-ies: tutorial]. Irkutsk, 2010. 110 p. (in Russian).
12. Yanushkevich A. S. Sibirskiy tekst: vzglyad izvne i iznutri [Siberian text: look from the inside and from the outside]. Dukhovnoye izmereniye prostranstva: materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferenttsii (24-26 sentyabrya 2004). Pod red. I. I. Plekhanovoy [Spiritual dimension of space: proceedings of the International scientific conference (24-26 September 2004). Under the editorship of I. I. Plekhanova]. Irkutsk, 2004. Pp. 227-233. URL: http://mion.isu.ru/filearchive/mion_publcations/sbornik_Sib/ (accessed 19 October 2018) (in Russian).
13. Pleshkova O. I. Nauchnye vstrechi: Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya "Russkaya literatura v kul'turnom prostranstve" [Scientific meetings: international scientific conference «Russian literature in the cultural space»]. Kul'tura i tekst - Culture and text, 2018, no. 3. (34), pp. 228-232 (in Russian).
14. Altay literaturnyy: sbornik metodicheskikh materialov. Sost. T. A. Startseva; Red. T. V. Smelova [Literary Altay: collection of methodical materials to support the work of libraries in the promotion of the works of the Altai writers. Comp. T. A. Startseva; Ed. T. V. Smelova]. Barnaul, RIO AKUNB Publ., 2012. 213 p. (in Russian).
15. Detskaya literatura segodnya: sb. nauch. st. [Children's literature today: collection of scientific articles]. Yekaterinburg, UrSPU Publ., 2010. 154 p. (in Russian).
16. Poleva E. A., Burmistrova S. V., Gubaydullina A. N., Makarenko E. K., Pleshkova O. I., Chernyavskaya Yu. O., et al. Sibirskaya literatura dlya detey iyunoshestva: tendentsii i kontekst razvitiya (1950-2010-e gg.). Pod red. E. A. Polevoy [Siberian literature for children and youth: trends and development context (1950-2010s). ED. by E. A. Poleva]. Tomsk, Tomsk TsNTI Publ., 2016. Volume 1. 198 p. (in Russian).
17. Poleva E. A., Burmistrova S. V., Gubaydullina A. N., Makarenko E. K., Pleshkova A. I., Chernyavsky Yu. O., Kharitonova E. V., et al. Sibirskaya literatura dlya detey i yunoshestva: tendentsii i kontekst razvitiya (1950-2010-e gg.). Pod red. E. A. Polevoy [Siberian literature for children and youth: trends and development context (1950-2010s). Ed. E. A. Poleva]. Tomsk, TSPU Publ., 2017. Vol. 2.168 p. (in Russian).
18. Kharitonova E. V. Formy avtorefleksii v sovremennoy detskoy literature Urala [Forms of self-reflection in contemporary children's literature of the Urals]. Filologicheskiy klass - Philological Class, 2016, no. 2 (44), pp. 70-76 (in Russian).
19. Kharitonova E. V. Malaya proza v tvorchestve sovremennykh detskikh pisateley Urala: zhanrovo-stilevaya variativnost' [Small prose in the works of modern children's writers of the Urals: genre-style variability]. Filologicheskiy klass - Philological Class, 2018, no. 3, pp. 135-141 (in Russian).
20. Gubaydullina A. N., Gorenintseva V. N. Mother as donor, hero or villain: new sides of the mother's image in Sergey Sedov's "Fairy tales about mums". Children's Literature in Education, 2017, vol. 48, no. 3, pp. 201-213.
21. Gubaydullina A. N. Rol' ottsa v sovremennoy detskoy proze [The role of the father in modern children's prose]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science, 2016, 1 (33), pp. 34-38 (in Russian).
22. Pleshkova O. I. Teoriya literatury ipraktika chitatel'skoy deyatel'nosti. 2-e izd, pererab. i dop. [Literary theory and practice of readers' activities. 2nd ed., revised and enlarged]. Moscow, FLINTA: Nauka Publ., 2016. 208 p. (in Russian).
23. Pleshkova O. I. Tekhnologiiliteraturnogo obrazovaniya: kino- imultiplikatsiya vprotsesse izucheniya literatury [Technologies of literary education: cinema and animation in the process of studying literature (for students, undergraduates, teachers)]. Barnaul, AltSPU, 2014. 154 p. (in Russian).
24. Zinchenko L. N., Fedorova I. V. Literatura rodnogo kraya: uchebno-metodicheskoye posobiye dlya 2 klassa. 2-e izd., ispr. [Literature of his native land: textbook for 2nd grade of elementary school. 2nd ed., corrected]. Barnaul, BSPU Publ., 2009. (in Russian).
25. Zinchenko L. N., Fedorova I. V. Literatura rodnogo kraya: uchebno-metodicheskoye posobiye dlya 3 klassa [Literature of the native land: textbook for the 3d grade of elementary school]. Barnaul, BSPU Publ., 2008 (in Russian).
26. Zinchenko L. N., Fedorova I. V. Literatura rodnogo kraya: uchebno-metodicheskoe posobie dlya 4 klassa [Literature of the native land: textbook for the 4th grade of elementary school]. Barnaul, BSPU Publ., 2009 (in Russian).
27. Zinchenko L. N., Pleshkova O. I., Fedorova I. V. et al. Literatura rodnogo kraya: metodicheskiye rekomendatsii [Literature of the native land: method. Recommendations]. Barnaul, BSPU Publ., 2008. 67 p. (in Russian).
28. Zinchenko L. N., Pleshkova O. I., Fedorova I. V. et al. Literatura rodnogo kraya. 3 klass: metodicheskiye rekomendatsii [Literature of his native land. grade 3: method. Guidelines]. Barnaul, BSPU Publ., 2008. 60 p. (in Russian).
29. Makarenko E. K., Poleva E. A., Safonova E. A. Otechestvennaya rozhdestvenskaya proza ipoeziyaXIX-XXI vekov: khrestomatiya s voprosami i zadaniyami [Patriotic Christmas prose and poetry of the XIX-XXI centuries: a reader with questions and assignments]. Tomsk, TSPU Publ., 2018. 264 p. (in Russian).
30. Makarenko E. K. Zhanrovye modifikatsii sovremennykh agiograficheskikh proizvedeniy dlya detey [Genre modifications of modern hagiographic works for children]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 10 (163), pp. 157-165 (in Russian).
31. Makarenko E. K. Analiz retseptsii detskoy sovremennoy agiograficheskoy literatury ryadovym chitatelem podrostkovogo vozrasta. Chast' 2. Opyt ehksperimental'nogo issledovaniya [Analysis of the reception of modern children's hagiographic literature by an average adolescent reader. Part 2. Experience of experimental research]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2018, no. 6 (195), pp. 128-136 (in Russian).
32. Poleva E. Detskaya literatura: uchebno-metodicheskoye posobiye dlya bakalavrov [Children's literature: educational and methodical manual for bachelors]. Tomsk, TSPU Publ., 2013. 143 p. (in Russian).
Poleva E. A., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]