Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2017. 2 (179)
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 82:801.6; 82-1/-9; 82-93; 087.5 00! 10.23951/1609-624Х-2017-2-128-134
ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИБИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА (ОТЧЕТ ПО ГРАНТУ РГНФ И АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Е. К. Макаренко, Е. А. Полева
Томский государственный педагогический университет, Томск
Представлен анализ результатов двухгодичной работы (2015-2016 гг.) научного коллектива кафедры литературы и методики ее преподавания Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) и соисполнителей над проблематикой гранта «Творчество сибирских писателей и сибирская тема в литературе ХХ-ХХ1 вв. для детей и юношества», поддержанного Российским гуманитарным научным фондом и Администрацией Томской области. Раскрывается актуальность поставленных задач и новизна исследования поэтики и проблематики сибирской литературы для детей и юношества, систематизации сведений, изучения биографии и творчества малоизвестных читателю современных авторов Сибирского региона. Описаны итоги и перспективы дальнейшей работы над поставленной проблематикой участниками гранта.
Ключевые слова: детская и юношеская литература, сибирские писатели и поэты, литературное краеведение, культурно-образовательное пространство, поэтика.
В 2015 г. коллектив кафедры литературы и методики ее преподавания Томского государственного педагогического университета получил грант РГНФ (Российский гуманитарный научный фонд) и Администрации Томской области на исследование творчества сибирских писателей и сибирской темы в литературе ХХ-ХХ1 веков для детей и юношества (руководитель - Е. А. Полева).
Актуальность поставленных коллективом исследовательских задач определяется возросшим интересом современного литературоведения к геокультурологическим аспектам истории национальной словесности, проблемам поэтики «локального текста». Интерес к «сибирскому тексту» периодически повышается, что связано с активностью участия сибиряков в историко-литературном процессе. Например, в 1960-е гг. он был связан с творчеством таких писателей, как В. Астафьев, С. Залыгин, В. Распутин, В. Шукшин и др. Новый всплеск внимания к «сибирскому тексту» как историко-философскому и историко-культурному явлению (А. С. Янушкевич) наблюдается в последние десятилетия; в разных сибирских регионах формируются научные коллективы, ориентированные на изучение региональной литературы [1-6].
Как отмечает К. В. Анисимов, можно выделить два подхода к изучению сибирского текста: первый предполагает изучение функционирования сибирских мифологем в художественных произведениях русской литературы [7, с. 27-35], второй ракурс
проблемы - понимание литературы Сибири как «аутентичной локальной словесности, катализатором к формированию которой служит территориальная идентичность» [6, с. 2].
Участниками гранта сибирская литература рассматривается не в узкорегиональном значении, а более широко - как включающая тексты о Сибири, творчество сибирских писателей и сложившуюся сибирскую литературную традицию. Было учтено, что «географический фактор биографии писателей сам по себе никак не обусловливает качество их произведений, поэтому вряд ли стоит акцентировать „провинциальность" в изучении творчества художников слова, если только какие-либо особенности региона (его природы, культуры, истории, др.) не входят в произведение как тема, мотив, образ» [8, с. 5]. В связи с этим причастность писателей к Сибири рассматривалась как «критерий отбора литературного материала, обусловленный темой исследования» [8, с. 5], задачи которого: во-первых, пересмотр и переосмысление творчества писателей советского периода, во-вторых, введение в научный оборот имен и произведений современных авторов Сибирского региона.
Несмотря на возросший интерес филологов к региональной литературе, активно развивающаяся в последние десятилетия детско-юношеская литература Сибири практически не изучена. В Барнауле под руководством кандидата филологических наук О. И. Плешковой действует лаборатория «По-
этика детской литературы», системно занимающаяся изучением алтайской детской литературы. Однако результаты работы региональных центров локальны: не имеют задач системного изучения детской литературы всей Сибири.
При этом актуальность изучения сибирской детско-юношеской литературы (как значимой части отечественной словесности) объясняется не только литературоведческими факторами (хотя они весомы, связаны с задачами уточнения истории детской литературы, тенденций ее современного развития), но и образовательно-просветительскими. Результаты проведенных социологических исследований круга чтения школьников указывают на закономерность: современные дети предпочитают в качестве досугового чтения зарубежную литературу; из русской современной - только книги-коммерческие проекты (например, серию о Тане Гроттер Д. Емца), а о существовании альтернативной, разножанровой отечественной, тем более создаваемой на их малой Родине, не знают [9]. Современные сибирские авторы неизвестны ни ученым, ни критикам, ни учителям, ни широкой аудитории читателей. Существуют систематизированные данные на библиотечных сайтах, но они мало востребованы, кроме того, библиографии, каталоги не дают представлений об особенностях проблематики и поэтики произведений сибирских авторов. Восполнение этого пробела обусловливает и актуальность, и новизну предпринятого исследования. За два года работы по теме гранта ученые смогли оценить масштаб изучаемого явления: сибирская детско-юношеская литература второй половины ХХ - начала ХХ1 в. представлена внушительным количеством авторов, чьи произведения заслуживают исследовательского и читательского внимания.
Участники гранта изучили каталоги библиотек и специализированные сайты разных областей Сибирского региона, включая Томскую, Кемеровскую, Новосибирскую, Иркутскую области, Алтайский край. В итоге был определен круг сибирских писателей для детей и юношества, уточнен состав творческого наследия ряда современных авторов. Сведения о детских авторах, имеющих отношение к Томской и Кемеровской областям, были систематизированы студентом историко-филологического факультета Ю. Рудницким по хронологическому и региональному принципу.
Результаты двухгодичных исследований, к проведению которых были привлечены студенты и магистранты кафедры литературы и методики ее преподавания ТГПУ, представлены в 35 докладах на научных конференциях, прошедших на базе вузов Томска, Кемерово, Новосибирска, Барнаула, Бий-ска, Екатеринбурга, Тюмени, Ярославля, Москвы;
более 20 статей были опубликованы [10-30] и сданы в печать1. Осуществленные поездки позволили расширить научные контакты исследовательской группы, установить связь с местными библиотеками, авторами, чтобы восполнить представление о творчестве конкретных писателей.
Если проза сибиряков второй половины ХХ в., входящая в круг подросткового чтения, становилась предметом изучения ранее, то произведения современных авторов были впервые открыты для научного сообщества и учителей литературы. В течение 2015-2016 гг. коллектив произвел исследования произведений более 30 писателей, поэтов, драматургов, биографически связанных с Сибирским регионом. Среди них: В. Астафьев (Красноярск), В. Распутин (Иркутск), В. Липатов (Томск), В. Крапивин (Тюмень), Р. Кошурникова (Томск), Г. Кружков (Томск), А. Бергельсон (Новосибирск), А. Оле-ар (Томск), А. Ерошин (Новосибирск), Н. Ярослав-цев (Чита), Г. Климович (Чита), Н. Сочихин (Томск), Г. Скарлыгин (Томск), А. Губайдуллина (Томск), Д. Сиротин (Воркута, Якутск), Е. Анохина (Иркутск), Р. Карапетьян (Красноярск), К. Тепуков (Алтайский край), Б. Климычев (Томск), С. Татар-кина (Бурмистрова) (Томск), Ю. Успеньева (Томск), В. Лаврина (Правда) (Кемерово, Томск), Т. Мейко (Томск), А. Никольская-Эксели (Барнаул), И. Цхай (Барнаул), А. Сумбаева (Барнаул, Кемерово), С. Данилов (Томск), О. Колпакова (Алтай), Ю. Баранов (Иркутск), Е. Ерпылёва (Томск, Когалым) и др.
Уникальность исследовательского коллектива, работающего над темой гранта, в том, что он объединил филологов разных сфер научных интересов и, соответственно, способных провести анализ произведений детско-юношеской литературы разной жанрово-родовой специфики, особенностей поэтики (психологическая, игровая, духовная литература), уровня художественности.
Заведующая кафедрой литературы и методики ее преподавания Е. А. Полева системно изучила жанровые разновидности прозаической миниатюры в современной детской литературе и провела исследования произведений, восходящих к лирико-философской сказке, фольклорным жанрам анекдота, страшилки, садистской истории, выявила особенности филологических сказочек, автобиографической миниатюры. В перспективе - изучение природоведческой сибирской миниатюры. Второй вектор исследований Е. А. Полевой - психологическая проза писателей-сибиряков (и авторов, чьи биографии связаны с Урало-Сибирским регионом) второй половины ХХ в. В сотрудничестве с магистром педагогического образования А. Е. Писарен-ко (Абрамовой) были выявлены приемы поэтики
1 См. статьи в этом номере Ю. О. Чернявской, Е. А. Полевой, А. Н. Губайдуллиной, С. Балковой, Н. В. Безменниковой.
Вестник ТГПУ (ТБРББulletin). 2017. 2 (179)
психологизма, сюжеты самоопределения детей и подростков в прозе В. Астафьева, В. Распутина, А. Алексина, В. Крапивина, Ю. Сальникова [11, 12, 15, 29]. Ряд исследований проведен совместно со студентами и магистрантами кафедры: начато изучение фантастической прозы писателей Урало-Сибирского региона, в частности В. Крапивина [14, 27], драматургии Е. Ерпылёвой [28], художественно-исторической прозы Р. Кошурниковой [30].
Доценты кафедры литературы и методики ее преподавания С. В. Бурмистрова и Е. К. Макаренко обратились к исследованию духовно-нравственной проблематики и христианских мотивов в произведениях для детской читательской аудитории. С. В. Бурмистровой собран и систематизирован корпус текстов сказок В. Л. Лавриной (Томск, Кемерово). В качестве материалов для анализа ею были отобраны те произведения («Чудесные платья», «Пять сестер» и др.), в которых воплощается библейская аксиологическая парадигма [8, с. 4254]. Методологическая установка исследования связана с использованием специальной интерпретационной модели - номологоаксиологической, направленной на изучение механизмов выражения религиозной картины мира в поэтике детской литературы. Е. К. Макаренко обратилась к исследованию появившегося в последние два десятилетия достаточно обширного, нового и неисследованного корпуса житийных произведений для детей, которые были описаны и систематизированы с учетом ориентации автора на определенную жанровую традицию и предтексты [8, с. 54-68]. Особое внимание было уделено исследованию поэтики агиографической литературы для детей, посвященной сибирским святым и написанной томскими писателями [24, 25].
Доцент кафедры литературы и методики ее преподавания Ю. О. Чернявская совместно со студентами ИФФ выявила специфику сюжетов самоопределения молодежи в повестях и романах Виля Липатова, обнаружила приемы пародирования штампов массовой литературы [8, с. 85-109], используемые и в современной подростковой прозе. Второе направление исследований Ю. О. Чернявской - литературная сказка в творчестве С. Данилова, В. Шкаликова, Ю. Буркина.
Для участия в гранте приглашена А. Н. Губай-дуллина, доцент НИ ТГУ, автор книги стихов для детей, имеющая значительный опыт исследования детской поэзии. А. Н. Губайдуллина проделала масштабную работу по выявлению, систематизации данных о творчестве сибирских поэтов, по анализу игровой и неигровой поэтики; благодаря ее научным изысканиям в научной обиход впервые введено творчество более десяти авторов [19, 20, 21].
Кроме того, к сотрудничеству с томскими филологами были приглашены ученые из других городов. В частности, соавтором коллективной монографии, подводящей итоги первого года исследования, стал специалист по изучению алтайской детской литературы из Барнаула, кандидат филологических наук О. И. Плешкова, занимающаяся изучением жанра литературной сказки и ее эволюции в творчестве писателей Алтая [8, с. 6-27]. В перспективе - издание второго тома монографии «Сибирская литература ХХ-ХХ1 века для детей и юношества: тенденции и контекст развития», имеющей принципиальное значение для ознакомления с результатами работы участников гранта и приглашенных исследователей широкой аудитории (не только ученых, но и учителей, библиотекарей, школьников, родителей).
Важно для решения образовательных и просветительских задач то, что результаты исследования внедрены в практику подготовки томских учителей-словесников, литераторов, транслируются на конференциях и курсах повышения квалификации учителей, то есть создаются условия для расширения круга чтения школьников и взрослых за счет включения в орбиту их внимания произведений сибиряков.
Уже очевиден положительный отклик на работы участников гранта учителей, остро нуждающихся в знаниях для реализации основных дисциплин, элективных курсов по детскому, подростковому чтению, литературному краеведению. Такие требования времени, как проблемы гражданской и культурной идентичности подрастающего поколения, необходимость позиционирования региона для определения его культурного своеобразия, образовательно-просветительские задачи, проблема повышения уровня читательской грамотности, обосновывают необходимость подобных исследований.
При несомненной продуктивности проведенной работы и значимости результатов, очевидно, что заявленная тема далеко не исчерпана. Проведенный анализ позволил увидеть многовекторность развития сибирской детско-юношеской литературы, определить перспективы научного направления, которое уже сложилось на базе кафедры литературы и методики ее преподавания Томского государственного педагогического университета и интенсивно развивается в сотрудничестве с учеными из других регионов Сибири и Урала, с учителями, студентами и школьниками.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 1514-70005 а (р) «Творчество сибирских писателей и сибирская тема в литературе ХХ-ХХ1 веков для детей и юношества».
Список литературы
1. Сибирский текст в русской культуре: сб. ст. Томск, 2002. 276 с.
2. Алтайский текст в русской культуре: сб. науч. ст. / под ред. М. П. Гребневой. Барнаул: Изд-во АлтГУ. 2002. Вып. 1. 158 с.
3. Алтайский текст в русской культуре. Вып. 2. Барнаул, 2004.
4. Алтайский текст в русской культуре. Вып. 3. Барнаул, 2006.
5. Сибирский текст в русской культуре: сб. ст. Вып. 2. Томск, 2007.
6. Сибирский текст в национальном сюжетном пространстве. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. 226 с.
7. Тюпа В. И. Мифологема Сибири: к вопросу о «сибирском тексте» русской литературы // Сибирский филологический журнал. 2002. № 1. С. 27-35.
8. Сибирская литература для детей и юношества: тенденции и контекст развития (1950-2010-е гг.) / Е. А. Полева, С. В. Бурмистрова, А. Н. Губайдуллина, Е. К. Макаренко, О. И. Плешкова, Ю. О. Чернявская, др.; под ред. Е. А. Полевой. Т. 1. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2016. 198 с.
9. Брякотнина Е. Б., Полева Е. А. Изучение круга чтения подростков как педагогическая проблема // Научно-педагогическое обозрение (Pedagógica! Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 129-134.
10. Полева Е. А. Художественное своеобразие прозаических миниатюр-сказок Татьяны Мейко // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 10 (163). С. 172-178.
11. Полева Е. А. «Уроки французского» В. Распутина в контексте традиций литературы второй половины XIX века о детях // Творческая личность Валентина Распутина: живопись - чувство - мысль - воображение - откровение: сб. науч. тр. / под. ред. И. И. Плехановой. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. С. 212-220.
12. Полева Е. А., Абрамова А. Е. Функции перволичного повествования и приема портретирования в повести А. Г. Алексина «Безумная Евдокия» // Русская литература в современном культурном пространстве: сб. ст. по материалам VII Всерос. науч. конф. (30-31 октября
2015 г.) / отв. ред. М. А. Хатямова. Томск: Изд-во ТГПУ, 2015-2016. С. 172-180.
13. Полева Е. А. Художественное своеобразие цикла миниатюр «Сказки сиреневого леса» Анны Никольской в контексте развития жанра лирико-философской сказки // Русская литература в современном культурном пространстве: сб. ст. по материалам VII Всерос. науч. конф. (30-31 октября 2015 г.) / отв. ред. М. А. Хатямова. Томск: Изд-во ТГПУ, 2016. С. 156-164.
14. Полева Е. А., Маслова Е. С. Пространство в романе-трилогии В. П. Крапивина «Голубятня на желтой поляне» // Научные исследования и разработки в эпоху глобализации: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: Аэтерна 2016. С. 78-81.
15. Полева Е. А., Писаренко А. Е. Приемы психологизма в рассказе В. Распутина «Уроки французского» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 11 (176). С. 131-136.
16. Чернявская Ю. О. Повесть В. Липатова «Еще до войны»: сюжет персонального самоопределения в хронотопе колхозной деревни // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 6 (159). С. 201-207.
17. Чернявская Ю. О., Балобанова Т. К. «Деревенский детектив» В. Липатова как пародия на милицейский роман // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. № 3 (168). С. 135-139.
18. Чернявская Ю. О., Колмаков С. Ю. Литературный контекст в романе В. Липатова «И это все о нем» // Русская литература в современном культурном пространстве: сб. ст. по материалам VII Всероссийской науч. конф. (30-31 октября 2015 г.) / отв. ред. М. А. Хатямова. Томск: Изд-во ТГПУ, 2016. С. 164-172.
19. Губайдуллина А. Н. Миниатюры Александра Бергельсона в контексте современной русской поэзии для детей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 10 (163). С. 166-171.
20. Губайдуллина А. Н. Случай и событие в современной сибирской поэзии для детей (А. Олеар, Н. Ярославцев, А. Ерошин) // Сибирская литература для детей и юношества: тенденции и контекст развития (1950-2010-е гг.). Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2016. С. 140-151.
21. Губайдуллина А. Н. Поэзия Дмитрия Сиротина для детей: мышление аналогиями // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 11 (176). С. 148-152.
22. Макаренко Е. К. Жанровое своеобразие «Жития святого праведного старца Феодора Томского»: к проблеме современного агиографического канона». Часть I // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 9 (150). С. 114-120.
23. Макаренко Е. К. Жанровое своеобразие «Жития святого праведного старца Феодора Томского»: к проблеме современного агиографического канона». Ч. II // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 6. С.161-168.
24. Макаренко Е. К. Жанровые модификации современных агиографических произведений для детей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 10. С. 157-165.
25. Макаренко Е. К. Поэтика современной сибирской агиографической литературы для детей (на материале житийных произведений о святом праведном старце Феодоре Томском) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 9 (174). С. 159-168.
26. Бурмистрова С. В. Библейские аллюзии в современной детской литературе (на материале сказки В. Л. Лавриной «Чудесные платья») // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 10 (163). С. 179-183.
27. Маслова Е. С. Своеобразие системы персонажей в романе-трилогии В. П. Крапивина «Голубятня на желтой поляне» // VI Всероссийский фестиваль науки. XX Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (г. Томск, 18-22 апреля
2016 г.): в 5 т. Т. II: Филология. Ч. 1: Русский язык и литература. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2016. С. 269-275.
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 2 (179)
28. Чернышёва Д. М. Семантика названия пьесы Елены Ерпылёвой «Я буду Балдой, тетя!» // VI Всероссийский фестиваль науки. XX Ме-ждунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (г. Томск, 18-22 апреля 2016 г.): в 5 т. Т. II: Филология. Ч. 1: Русский язык и литература. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2016. С. 275-279.
29. Абрамова А. Е. Семантика лексем «конь» и «пряник» в рассказе Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» // Роль инноваций в трансформации современной науки: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (15 января 2016 г., г. Тюмень): в 3 ч. Ч. 3. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 76-78.
30. Рябченко К. С., Рудницкий Ю. А. «Стоит над Томью град старинный...» Р. Кошурниковой: места, события, люди // Символ науки: междунар. науч. журнал. 2016. № 3. С. 143-146.
Макаренко Евгения Константиновна, кандидат филологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Полева Елена Александровна, кандидат филологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 02.11.2016
DOI 10.23951/1609—624X-2017-2-128-134
RESULTS AND PROSPECTS OF STUDIES OF MODERN SIBERIAN LITERATURE FOR CHILDREN AND YOUTH (REPORT ON THE GRANT OF RUSSIAN FOUNDATION FOR THE HUMANITIES AND THE ADMINISTRATION OF TOMSK REGION)
E. K. Makarenko, E. A Poleva
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The article is published with financial support of RGNF within the scientific project No. 15-14-70005 a (p) "Works of the Siberian writers and the Siberian subject in literature of the XX-XXI century for children and youth".
The article presents the analysis of results of biennial work (2015-2016) of the research staff of the department of literature and methods of teaching of TSPU and the accomplices over the grant issues "Works of the Siberian writers and the Siberian subject in literature of the 20th-21st century for children and youth", supported by the Russian humanitarian scientific fund and the administration of the Tomsk region. It reveals the relevance of the objectives and the novelty of the research of poetics and the perspective of the Siberian literature for children and youth, the systematization of data, the study of the biography and creative work of the little-known to the reader modern writers of the Siberian region. Describes the results and the prospects of further work on the perspective put by participants of the grant.
Key words: children's and youth literature, Siberian writers and poets, literary history, cultural-educational space, poetics.
Referenoes
1. Sibirskiy tekst vrusskoy kul'ture: sbornik statey [Siberian text in Russian culture: collection of articles]. Tomsk, 2002. 276 p. (in Russian).
2. Altayskiy tekst v russkoy kul'ture: sbornik nauchnykh statey. Pod red. M. P. Grebnevoy [Altai-text in Russian culture: collection of scientific articles. Under the editorship of M. P. Grebneva]. Barnaul, Altai State University Publ., 2002, iss. 1, 158 p. (in Russian).
3. Altayskiy tekst v russkoy kul'ture: sbornik nauchnykh statey. Pod red. M. P. Grebnevoy [Altai-text in Russian culture: collection of scientific articles. Under the editorship of M. P. Grebneva]. Barnaul, Altai State University Publ., 2004, iss. 2. 201 p. (in Russian).
4. Altayskiy tekst v russkoy kul'ture: sbornik nauchnykh statey [Altai-text in Russian culture: collection of scientific articles]. Under the editorship of M. P. Grebneva. Barnaul, Altai State University Publ., 2006, iss. 4. 444 p. (in Russian).
5. Sibirskiy tekst v russkoy kul'ture: sbornik statey [Siberian text in Russian culture: collection of articles]. Tomsk, 2007, iss. 2. 276 p. (in Russian).
6. Sibirskiy tekst v natsional'nom syuzhetnom prostranstve [Siberian text in the national narrative space]. Krasnoyarsk: Siberian Federal University Publ., 2010. 226 p. (in Russian)
7. Tyupa V. I. Mifologema Sibiri: k voprosu o "sibirskom tekste" russkoy literatury [Mythologeme of Siberia: on the issue of "Siberian texts" of Russian literature]. Sibirskiy filologicheskiy zhurnal- Siberian Philological Journal, 2002, no. 1, pp. 27-35 (in Russian).
8. Poleva E. A., Burmistrova S. V., Gubaydullina A. N., Makarenko E. K., Pleshkova O. I., Chernyavskaya Yu. O. Sibirskaya literatura dlya detey i yunoshestva: tendentsiii kontekst razvitiya (1950-2010-e gg.) [Siberian literature for children and youth: trends and development context (1950-2010-ies.)]. Edited by E. A. Poleva. Tomsk, Izd-vo Tomskogo TsNTI Publ., 2016. 198 p. (in Russian).
9. Bryakotnina E. B., Poleva E. A. Izucheniye kruga chteniya podrostkov kak pedagogicheskaya problema [Survey of teen's reading as a pedagogical problem]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, no. 2 (12), pp. 129-134 (in Russian).
10. Poleva E. A. Khudozhestvennoye svoeobraziye prozaicheskikh miniatyur-skazok Tat'yany Meyko [Artistic pequliarities of Tatiana Meyko's prosaic short fairy tales]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 10 (163), pp. 172-178 (in Russian).
11. Poleva E. A. "Uroki frantsuzskogo" V. Rasputina v kontekste traditsiy literatury vtoroy poloviny XIX veka o detyakh ["French lessons" by V. Rasputin in the context of literature tradition in the second half of the nineteenth century about children]. Tvorcheskaya lichnost' Valentina Rasputina: zhivopis'- chuvstvo - mysl'- voobrazheniye - otkroveniye: sb. nauch. tr. [Creative personality of Valentin Rasputin: painting - fee ling - thought - imagination - revelation: collection of scientific works]. Edited by I. I. Plekhanova. Irkutsk, Irkutsk State University Publ., 2015. Pp. 212-220 (in Russian).
12. Poleva E. A., Abramova A. E. Funktsii pervolichnogo povestvovaniya i priyoma portretirovaniya v povesti A. G. Aleksina "Bezumnaya Evdokiya" [Function first person narration and reception of portraiture in the novel by A. Aleksin, "Crazy Evdokia"]. Russkaya literatura v sovremennom kul'turnom prostranstve: sbornik statey po materialam VII Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii (30-31 oktyabrya 2015 g.) [Russian literature in modern cultural space: a collection of articles on materials of VII all-Russian scientific conference (30-31 October 2015)]. Edited by M. A. Khatyamova. Tomsk, TSPU Publ., 2015-2016. Pp. 172-180 (in Russian).
13. Poleva E. A. Khudozhestvennoye svoeobraziye tsikla miniatyur "Skazki sirenevogo lesa" Anny Nikol'skoy v kontekste razvitiya zhanra liriko-filosofskoy skazki [The artistic originality of a cycle of miniatures "Tales of the purple forest" by Anna Nikolskaya in the context of the development of the genre of lyrical-philosophical tales]. Russkaya literatura v sovremennom kul'turnom prostranstve: sbornik statey po materialam VII Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii (30-31 oktyabrya 2015 g.) [Russian literature in modern cultural space: a collection of articles on materials of VII all-Russian scientific conference (30-31 October 2015)]. Edited by M. A. Khatyamova. Tomsk, TSPU Publ., 2016, pp. 156-164 (in Russian).
14. Poleva E. A., Maslova E. S. Prostranstvo v romane-trilogii V. P. Krapivina "Golubyatnya na zheltoy polyane" [Space in the novel trilogy by V. P. Krapivin "Dovecot on the yellow glade"]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki v epokhu globalizatsii: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Research and development in the era of globalization: collection of articles of International scientific-practical conference]. Ufa, Aeterna Publ., 2016. Pp. 78 - 81 (in Russian).
15. Poleva E. A., Pisarenko A. E. Priemy psikhologizma v rasskaze V. Rasputina "Uroki frantsuzskogo" [Methods of psychologism in V. Rasputin's story "French Lessons"]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, no. 11 (176), pp. 131-136 (in Russian).
16. Chernyavskaya Yu. O. Povest' V. Lipatova "Eshche do voyny": syuzhet personal'nogo samoopredeleniya v khronotope kolhoznoy derevni [The novella of Vil Lipatov "Back before the war": story of personal self-determination in the chronotope of a kolkhoz village]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 6 (159), pp. 201-207 (in Russian).
17. Chernyavskaya Yu. O., Balobanova T. K. "Derevenskiy detektiv" V. Lipatova kak parodiya na militseyskiy roman ["Village detective" by Vil Lipatov as a parody of a police novel]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, no. 3 (168), pp. 135-139 (in Russian).
18. Chernyavskaya Yu. O., Kolmakov S. Yu. Literaturnyy kontekst v romane V. Lipatova "I eto vse o nem" [The literary context of the novel by V. Lipatov "And it's all about him"]. Russkaya literatura v sovremennom kul'turnom prostranstve: sbornik statey po materialam VII Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii (30-31 oktyabrya 2015 g.) [Russian literature in modern cultural space: a collection of articles on materials of VII all-Russian scientific conference (30-31 October 2015)]. Edited by M. A. Khatyamova. Tomsk, TSPU Publ., 2016 p. (in Russian)
19. Gubaydullina A. N. Miniatyury Aleksandra Bergel'sona v kontekste sovremennoy russkoy poezii dlya detey [Poetic miniatures of Alexander Bergelson in the context of contemporary Russian poetry for children]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2015, no. 10 (163), pp. 166-171 (in Russian).
20. Gubaydullina A. N. Sluchay i sobytiye v sovremennoy sibirskoy poezii dlya detey (A. Olear, N. Yaroslavtsev, A. Eroshin) [Case and event in modern Siberian poetry for children (A. Olear, N. Yaroslavtsev, A. Eroshin)]. Sibirskaya literatura dlya detey i yunoshestva: tendentsii i kontekst razvitiya (1950-2010-e gg.) [Siberian literature for children and youth: trends and context of development (1950-2010-ies)]. Tomsk, Izd-vo Tomskogo TsNTI Publ., 2016. Pp. 140-151 (in Russian).
21. Gubaydullina A. N. Poeziya Dmitriya Sirotina dlya detey: myshleniye analogiyami [Poetry of Dmitriy Sirotin for children: thinking with analogies]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, no. 11 (176), pp. 148-152 (in Russian).
22. Makarenko E. K. Zhanrovoye svoeobraziye "Zhitiya svyatogo pravednogo startsa Feodora Tomskogo": k probleme sovremennogo agiograficheskogo kanona". Chast' I [Genre originality of "the Life of the righteous elder Theodore of Tomsk": the problem of the modern canon of hagiographic". Part I]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no. 9 (150), pp. 114-120 (in Russian).
23. Makarenko E. K. Zhanrovoye svoeobraziye "Zhitiya svyatogo pravednogo startsa Feodora Tomskogo": k probleme sovremenno-go agiograficheskogo kanona". Chast' II [Genre originality of "The life of righteous elder Feodor of Tomsk": the problem of the modern hagiographic canon". Part II]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 6, pp. 161-168 (in Russian).
24. Makarenko E. K. Zhanrovye modifikatsii sovremennykh agiograficheskikh proizvedeniy dlya detey [Genre modifications of modern hagiographic works for children]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 10, pp. 157-165 (in Russian).
25. Makarenko E. K. Poetika sovremennoy sibirskoy agiograficheskoy literatury dlya detey (na materiale zhitiynykh proizvedeniy o svyatom pravednom startse Feodore Tomskom) [Poetics of contemporary Siberian hagiographic literature for children (on the material of hagiographic
BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2017. 2 (179)
works about the Holy righteous elder Theodore of Tomsk)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, no. 9 (174), pp. 159-168 (in Russian).
26. Burmistrova S. V. Bibleyskiye allyuzii v sovremennoy detskoy literature (na materiale skazki V. L. Lavrinoy "Chudesnye plat'ya") [Biblical allusions in contemporary children's literature (based on the fairy tale of V. L. Lavrina "Fancy Dresses")]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 10 (163), pp. 179-183 (in Russian).
27. Maslova E. S. Svoeobraziye sistemy personazhey v romane-trilogii V. P. Krapivina "Golubyatnya na zheltoy polyane" [The originality of the system of characters in the novel-trilogy by V. P. Krapivin "Dovecot on the yellow glade"]. VI Vserossiyskiy festival' nauki. XX Mezhdunarodnaya konferentsiya studentov, aspirantov i molodykh uchenykh "Nauka i obrazovaniye" (g. Tomsk, 18-22 aprelya 2016 g.): V 5 t. T. II: Filologiya. Ch. 1: Russkiy yazyk i literatura [VI all-Russian festival of science. XX international conference of students, postgraduates and young scientists "Science and education" (Tomsk, April 18-22, 2016): In 5 volumes. Vol. II: Philology. Part 1: Russian language and literature]. Tomsk, TSPU Publ., 2016. Pp. 269-275 (in Russian).
28. Chernyshova D. M. Semantika nazvaniya p'esy Eleny Erpylevoy "Ya budu Baldoy, tetya!" [The semantics of the name of the play by Elena Erpyleva "I'm a Fruitcake, aunt!"]. VI Vserossiyskiy festival'nauki. XXMezhdunarodnaya konferentsiya studentov, aspirantovimolodykh uchenykh "Nauka i obrazovaniye" (g. Tomsk, 18-22 aprelya 2016 g.): V 5 t. T. II: Filologiya. Ch. 1: Russkiy yazyk i literatura [VI all-Russian festival of science. XX international conference of students, postgraduates and young scientists "Science and education" (Tomsk, April 18-22, 2016): In 5 volumes. Vol. II: Philology. Part 1: Russian language and literature]. Tomsk, TSPU Publ., 2016. Pp. 275-279 (in Russian).
29. Abramova A. E. Semantika leksem "kon'" i "pryanik" v rasskaze Viktora Astaf'eva "Kon' s rozovoy grivoy" [The semantics of the lexemes "horse" and "gingerbread" in the story of Victor Astafiev "Horse with pink mane"]. Rol' innovatsiy v transformatsii sovremennoy nauki: sbornik statey Mezhdunarodnoynauchno-prakticheskoykonferentsii(15yanvarya2016g., g. Tyumen'): v 3 ch. Ch. 3. [The role of innovation in the transformation of modern science: collection of articles of International scientific-practical conference (January 15, 2016, Tyumen): in 3 parts. Part. 3]. Ufa, Aeterna Publ., 2016. Pp. 76-78 (in Russian).
30. Ryabchenko K. S., Rudnitskiy Yu. A. "Stoit nad Tom'yu grad starinnyy..." R. Koshurnikovoy: mesta, sobytiya, lyudi ["Ancient city on the the river Tom..." by R. Koshurnikova: places, events, people]. Simvol nauki: mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal - Symbol of science: international scientific journal, 2016, no. 3, pp. 143-146 (in Russian).
Makarenko E. K., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).
E-mail: [email protected]
Poleva E. A., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).
E-mail: [email protected]