Научная статья на тему 'Методика межпредметного изучения художественного своеобразия рассказа В. П. Астафьева "Васюткино озеро" в современной школе'

Методика межпредметного изучения художественного своеобразия рассказа В. П. Астафьева "Васюткино озеро" в современной школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3295
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ / LITERATURE FOR TEENAGERS / ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / LITERARY TRADITIONS / В. АСТАФЬЕВ / V. ASTAFYEV / СИБИРСКАЯ ПРОЗА / SIBERIAN PROSE / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / METHODS OF TEACHING LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Полева Елена Александровна, Ломакина Марина Ильинична

Дается представление о месте малой прозы В. П. Астафьева в современных школьных программах по литературе, раскрываются особенности проблематики и поэтики рассказа «Васюткино озеро». Отмечается, что специфика сюжета (выживание подростка в тайге) позволяет рассматривать рассказ в контексте нескольких литературных традиций (волшебной сказки, робинзонады, художественной автобиографии о детстве, реалистической художественно-психологической прозы, каникулярной прозы). С учетом специфики литературного материала предложен вариант методической организации учебно-исследовательской деятельности в русле межпредметного подхода к преподаванию литературы. Рассматривается групповая форма работы с распределением ролей в классе на литературоведов, лингвистов, психологов, натуралистов-географов, спасателей и др. Сформулированы рекомендации по проведению учебно-исследовательской работы (описаны задания для каждой группы, алгоритмы их выполнения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF INTERDISCIPLINARY STUDY OF ARTISTIC ORIGINALITY OF THE STORY “VASYUTKA’S LAKE” BY V.P. ASTAFYEV IN MODERN SCHOOL

The article gives an idea of the place of V. P. Astafyev’s small prose in modern school programs on literature and reveals the peculiarities of the problems and poetics of the story “Vasyutka’s Lake”. It is noted that the specific feature of the plot (the survival of a teenager in the taiga) allows us to consider the story in the context of several literary traditions (a magic fairy tale, a Robinsonade, an art autobiography about the childhood, a realistic artisticpsychological prose, a vacation prose). Taking into account the specific nature of the literary material, the authors of the article propose a variant of the methodical organization of educational and research activities in the direction of the interdisciplinary approach to the teaching of literature. Group work with the distribution of roles in the classroom for literary critics, linguists, psychologists, naturalists-geographers and rescuers is offered. The article formulates recommendations for educational research work (tasks for each group and algorithms for their implementation are described). Activity of all groups can be organised within the framework of an after-school course on development of skills of semantic reading. The approach described in the article will ensure the comprehensive development of all types of universal learning activities (subjective, cognitive, communicative, regulatory, personal) and will allow to deepen the idea of methods in which to analyse artistic texts.

Текст научной работы на тему «Методика межпредметного изучения художественного своеобразия рассказа В. П. Астафьева "Васюткино озеро" в современной школе»

ТВОРЧЕСТВО СИБИРСКИХ ПИСАТЕЛЕМ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XXI ВЕКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ

УДК 82:801.6; 82-1/-9; 82-93; 087.5

001 10.23951/1609-624^2018-6-120-127

МЕТОДИКА МЕЖПРЕДМЕТНОГО ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СВОЕОБРАЗИЯ РАССКАЗА В. П. АСТАФЬЕВА «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО» В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Е. А. Полева, М. И. Ломакина

Томский государственный педагогический университет, Томск

Дается представление о месте малой прозы В. П. Астафьева в современных школьных программах по литературе, раскрываются особенности проблематики и поэтики рассказа «Васюткино озеро». Отмечается, что специфика сюжета (выживание подростка в тайге) позволяет рассматривать рассказ в контексте нескольких литературных традиций (волшебной сказки, робинзонады, художественной автобиографии о детстве, реалистической художественно-психологической прозы, каникулярной прозы). С учетом специфики литературного материала предложен вариант методической организации учебно-исследовательской деятельности в русле межпредметного подхода к преподаванию литературы. Рассматривается групповая форма работы с распределением ролей в классе на литературоведов, лингвистов, психологов, натуралистов-географов, спасателей и др. Сформулированы рекомендации по проведению учебно-исследовательской работы (описаны задания для каждой группы, алгоритмы их выполнения).

Ключевые слова: литература для подростков, литературные традиции, В. Астафьев, сибирская проза, методика преподавания литературы.

Творчеству Виктора Петровича Астафьева (1924-2002) особое внимание уделяется в средних классах общеобразовательной школы. По программе Г. С. Меркина предусмотрено изучение ряда рассказов: «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет», «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка», «Родные березы», «Весенний остров» [1]. Такое внимание к малой прозе писателя представляется справедливым, перспективным. Во-первых, в каждом произведении В. П. Астафьева ставятся важные нравственные проблемы, даются ответы на онтологические (бытийные) и экзистенциальные вопросы. Во-вторых, произведения красноярского писателя, созданные на автобиографической основе, помогают читателям представить жизнь человека в Сибири первой половины ХХ в. Рассказы В. Астафьева, основанные на личном жизненном опыте, способствуют постижению феномена отдельной личности, достойно принявшей свою судьбу, преодолевшей сложнейшие жизненные перипетии. Творчество Виктора Петровича интересно и тем, что позволяет познать специфику развития региональной литературы второй полвины ХХ в.

Глубокая связь рассказов с географией конкретного региона, думается, должна учитываться в практике преподавания прозы В. Астафьева в школе. Оптимально для реализации межпредметного подхода к преподаванию литературы подходит рассказ «Васюткино озеро» (1952), входящий в автобиографическую книгу «Последний поклон». Выбор обоснован следующими факторами:

- рассказ - малый жанр прозы (учащимся пятого класса будет легче проанализировать его, чем более объемный текст);

- специфика центрального персонажа: Васют-ка - подросток (соответственно, обучающимся будет интересно следить за перипетиями судьбы своего сверстника, а это создаст дополнительную мотивацию для углубленного изучения текста);

- в рассказе получают развитие несколько литературных традиций, уже знакомых пятиклассникам из курса «Литературное чтение» в начальной школе и предшествующей программы по литературе; значит, соблюдается принцип изучения нового материала на основе уже усвоенных знаний. Выявление признаков разных литературных традиций в одном небольшом произведении позволит сформи-

ровать или закрепить представления о преемственности и непрерывности развития художественной словесности.

Об истории создания этого рассказа В. Астафьев вспоминал многократно и всегда в связи с личностью своего учителя литературы - сибирского поэта И. Д. Рождественского, который однажды предложил «написать... о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провел один, и вот обо всем этом и написал. Сочинение мое было напечатано в рукописном школьном журнале под названием „Жив". Много лет спустя я вспомнил о нем, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось „Васюткино озеро" - мой первый рассказ для детей» [2]. Автобиографическая природа произведения позволяет выделить образовательные задачи его изучения: предметные (понять специфику соотношения биографического автора, повествователя и автобиографического героя); личностные (осмысление опыта другого может способствовать самоопределению юного поколения).

Установка автора - реалистически воссоздать быт жителей Сибири. Но при этом фабульные события рассказа (подросток Васютка заблудился в тайге) отсылают и к сказочному сюжету инициации (подробнее о фольклорных мотивах в рассказе см.: [3, с. 103]) (взросления через преодоление смертельной опасности, испытаний), и к литературной традиции робинзонады, предполагающей приключенческий сюжет выживания человека, оказавшегося обособленным от социума, в недостаточно знакомой среде [4]. Можно говорить и о развитии в рассказе традиций каникулярной прозы, изображающей какие-либо происшествия со школьниками на каникулах, когда досуг детей не организован, а контроль взрослых ослаблен. События в рассказе разворачиваются во время летних каникул, в глухой тайге, где мальчик находился с родителями и бригадой рыболовов, возглавляемой его отцом: «Совсем скучное житье началось у Васютки. Поиграть не с кем - нет товарищей, сходить некуда» [5, с. 8]. От скуки и от желания быть полезным мальчик и отправился в лес за кедровыми орехами.

Васютка заблудился, потому что, поддавшись охотничьему азарту, не вспомнил основных правил поведения в тайге: потеряв затеси (зарубки на деревьях, служащие ориентирами), оставаться на одном месте, ждать, пока найдут взрослые. Васютка не по-детски точно, без иллюзий осознает свое положение, поэтому испытывает страх и даже отчаяние. Описывая подростка в экстремальной ситуации, В. Астафьев использует приемы поэтики психологизма - через речь, мысли мальчика передает все нюансы его переживаний. Важно, что Васютка, выросший в среде сибирских охотников и рыболовов, находит в себе силы не поддаться панике,

вспоминает уроки, полученные от старших членов семьи и общины: как и чем питаться в тайге, как подготовиться к ночлегу. Главное, как он понимает, вспоминая слова деда, - не сдаваться: «Кормилица, тайга наша, хлипких не любит» [5, с. 18]. Проведя четыре дня в лесу, Васютка сам нашел выход к реке, вернулся к людям. Спасение обусловлено не просто способностью внутренне собраться, сориентироваться в ситуации и не просто знаниями инструкций по выживанию в тайге, но и умением усвоить многовековой опыт народа, который передается ему отцом и дедом в форме поучений, поговорок, примет.

Вышеперечисленные художественные особенности текста обусловливают межпредметный подход к изучению рассказа в формате учебно-исследовательской работы. Можно предложить учащимся занять разные ролевые позиции: литературоведов, лингвистов, фольклористов, историков-биографов, географов-натуралистов, спасателей, психологов, режиссеров. Все зависит от образовательных условий (аудиторного и внеаудиторного времени, личностных ресурсов учителя, интересов обучающихся, численного состава класса). Обучающиеся добровольно, в соответствии со своими склонностями делятся на группы, получают задания, в совместном поиске находят ответы на вопросы, представляют результаты работы. Условия для успешного начала исследовательской работы -предварительное знакомство с биографией писателя и чтение рассказа.

Обозначим возможные формулировки заданий1 для каждой группы «специалистов».

Литературоведы. Основа рассказа автобиографична, но он является не документальным, а художественным произведением, значит, собственный опыт в нем переосмыслен, изменен, обобщен. Учитывая особенности рассказа, интересно понять, как в тексте различаются позиции автора-повествователя и персонажа. Чтобы ответить на этот

1 На специализированных сайтах представлены различные методические разработки уроков по рассказу «Васюткино озеро» [6, 7]. В них акцентируется изучение автобиографической основы рассказа, работа над особенностями лексики, изучение приключенческого сюжета (робинзонады). В данной работе авторы опираются на опыт методистов, описавших такие приемы, как составление словаря, проведение межпредметного (литература и основы безопасности жизнедеятельности) урока-робинзонады. При этом обозначим и собственную литературоведческую и методическую позицию. При разработке межпредметного урока в рамках изучения литературы задания должны, с одной стороны, быть направлены на формирование целостной картины мира, выводить к пониманию взаимосвязанности разных областей знаний, науки и искусства. С другой стороны, они не должны уводить от анализа собственно литературной составляющей произведения, а наоборот, служить дополнительным инструментом для изучения художественного своеобразия текста, его проблематики и поэтики.

вопрос, следует исследовать повествовательный уровень поэтики рассказа. Прежде чем приступить к анализу, нужно четко различать зоны персонажа и повествователя. Опираясь на работы Б. О. Кормана [8], можно дать следующие характеристики, доступные пониманию пятиклассников:

Повествователь Персонаж

Ведет рассказ от третьего лица1, вводит персонажей в повествование, объясняет поступки персонажей, может описать их мысли, чувства, в том числе, через несобственно-прямую речь Г оворит от первого лица, передает собственные мысли и чувства, выражает свое отношение к кому- или чему-либо. Через речь персонажа проявляется его индивидуальность, передается внутренний мир, психологическое состояние человека в тех или иных обстоятельствах

Его кругозор шире, чем у персонажа, так как он видит события со стороны Его кругозор уже, чем у повествователя, ограничен своим опытом. Он переживает события, происходящие с ним, и не может взглянуть на себя и свою жизнь со стороны

Он, как правило, ближе к автору, часто в его слове выражается позиция автора, проясняется идея произведения Он, как правило, дальше от автора (биографического и создателя текста), чем повествователь

Разъяснения учителя и постановка проблемы: в таблице отражены общие наблюдения над различиями между повествователем и персонажем. Но рассказ В. Астафьева автобиографический. Как же в этом случае различить повествователя, персонажа, биографического автора? Можно ли предположить, что в этом рассказе персонаж знает столько же, сколько повествователь и сам В. Астафьев, что автор, повествователь и герой являют единое сознание? Попробуем понять это через анализ текста. Чтобы разобраться, вначале следует выделить и проанализировать фрагменты текста, принадлежащие разным субъектам: персонажу, повествователю (учащимся рекомендуется обратить внимание на то, от какого лица (первого или третьего) ведется повествование), а также отметить несобственно-прямую речь (она формально принадлежит повествователю, но содержательно передает мысли персонажа). Например:

I. Речь повествователя: «Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки»; «Васютка всегда немного робел перед своим большим, неразговорчивым отцом, хотя тот никогда его не обижал»; «Он посмотрел

1 Знакомство с категорией перволичного повествования не предусмотрено в пятом классе; учитель может дать сопутствующие краткие разъяснения, если это будет уместно, с учетом уровня подготовленности класса и образовательных задач.

кругом. Деревья ничем не отличались от тех, на которых были сделаны зарубки» [5, с. 5, 7, 14].

II. Прямая речь персонажей: «Ффу-ты, черт! Где же затеси? <...> Ладно, не робей. Найдем избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь. Ну вот, все в порядке, а ты, чудак, боялся!», «Енисеюшко! Славный, хороший.» [5, с. 15, 35].

III. Несобственно-прямая речь: «А много ли в жизни хотелось узнать и увидеть Васютке? Много. Узнает ли? Выберется ли из тайги? Затерялся в ней точно песчинка. А что теперь дома? Там, за тайгой, люди словно в другом мире: смотрят кино, едят хлеб... может, даже конфеты. Едят сколько угодно. В школе сейчас, наверное, готовятся встречать учеников. Над школьными дверями уже вывешен новый плакат, на котором крупно написано: „Добро пожаловать!"» [5, с. 28].

Чтобы помочь выполнить это сложное для пятиклассников задание по лексико-синтаксическому и смысловому анализу выделенных ими отрывков, следует конкретизировать вопросы, ответы на которые помогут понять специфику речи и сознания повествователя и Васютки:

1. Кто из них владеет информацией, объясняет, что и почему произошло, а кто выражает эмоциональную реакцию на события?

2. Сравните синтаксические особенности речи. У кого предложения полные, распространенные, а у кого речь прерывистая, мало сложных предложений, а больше коротких фраз, выражающих чувства, переживания?

3. Наконец, подумайте, почему автор не вложил какие-то слова, мысли в уста Васютки, а передал их через несобственно-прямую речь? Способен ли подросток, еще и находящийся в экстремальной ситуации, развернуто и четко сформулировать свои мысли? Можно ли сказать, что повествователь в этом случае, зная мысли Васютки, оформляет их и передает в виде связной речи? Предположите, для чего автором используется вопросно-ответная форма при передаче внутренней речи (мыслей) Ва-сютки?

4. Попробуйте сделать вывод о том, кто в этом автобиографическом рассказе (по объему знания, по широте взгляда на изображаемые события, по способности обобщать жизненный опыт) ближе к биографическому автору - В. П. Астафьеву, а кто дальше: персонаж или повествователь?

Предполагается, что ответы на вопросы помогут учащимся понять, что осведомленность концепиро-ванного повествователя больше, чем персонажа. Важно подвести учащихся к пониманию: биографический автор не совпадает ни с повествователем (который является речевой инстанцией, голосом и не отражает в полной мере личность и жизненный

опыт конкретного человека), ни с персонажем, чей образ рожден из воспоминания о себе, но не совпадает ни со взрослым В. Астафьевым, ни даже с его личностью в детстве. В отличие от Васютки биографический автор представляет иное сознание, способное не просто понять смысл происходивших когда-то с ним событий, но и художественно обобщить свой опыт, создать из воспоминания отдельного происшествия самостоятельный образ человека и завершенный сюжет, т. е. идейное и композиционное целое, относящееся уже не к жизни, а к условному миру искусства. В качестве аргумента можно сопоставить биографию писателя и рассказ. Например, В. Астафьев рано остался без мамы, а у Васютки - полная семья.

Лингвисты. Рассказ В. Астафьева был написан более полувека назад и отражает реалии жизни мальчика из сибирской деревни, проведшего летние каникулы в тайге с рыбацкой бригадой, в которой работал отец. Внимательно прочитайте «Ва-сюткино озеро», выделите непонятные слова (или лексемы, которые, возможно, будут непонятны другим читателям). Составьте специализированный словарь или сформулируйте комментарии-сноски к рассказу (подобное задание предложено Л. А. Доброносовой [7]). Ученики могут пользоваться словарями (рекомендуемый интернет-ресурс - «Словари-онлайн» [9]), определять значение слова с помощью подбора однокоренных слов и морфемного анализа, контекста. Например:

Затесь - в прямом значении - зарубки на стволах деревьев; в переносном значении - знания, которые необходимо запомнить, передаваемые от предков потомкам, выражающие народную мудрость. Ср. «заруби/затеши себе на носу» - крепко запомни. И в прямом, и в переносном значении -ориентиры, помогающие человеку найти путь домой, к своим истокам, выпутаться из сложной ситуации.

Фарт - от «фортуна» - судьба, случай, счастье. «Нет фарту» означает «нет везения». И так далее.

После выполнения этого этапа работы учащимся рекомендуется посмотреть на полученные результаты в целом. Сформулируйте лексико-повест-вовательные особенности текста, ответив на вопросы:

- Какова специфика выделенных вами слов? (Учитель может предложить варианты (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, устаревшие слова), если подготовленность класса не предполагает знание или нахождение ответов самостоятельно.)

- Кому в рассказе (персонажам, повествователю) принадлежат выделенные вами слова?

- Зачем/почему автор использует такую лексику? Для достижения какой цели, какого эффекта служат в тексте отмеченные вами слова?

В случае затруднений у группы учитель направляет ее работу.

Фольклористы. Васютка попал в трудную ситуацию, ослушавшись советов старших. Он понял свою ошибку, поэтому во время плутания в лесу герой вспоминает пословицы, поговорки, приметы, отражающие опыт народа. Кроме того, сюжет рассказа напоминает сюжет фольклорной сказки (отлучка из дома, преодоление трудностей, борьба со смертью, возвращение домой победителем). Найдите в тексте все фразы, выражения, отрывки, которые дадут представление о темах фольклора заполярного таежного края. Например: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!», «Вызвездило - к холоду!» [5, с. 18, 27]. Сравните сюжет рассказа с сюжетом волшебной сказки. Действительно ли есть сходства? И в чем отличия?

Историки работают с контекстом эпохи и, учитывая особенности создания рассказа (он имеет автобиографическую основу), с биографией В. П. Астафьева, изложенной в учебнике, представленной в справочной литературе. Задача группы - ответить на вопросы:

- В какое время происходили события? По каким деталям можно это определить? Какие сведения исторического характера можно почерпнуть из данного художественного произведения?

- Попытайтесь как можно более полно и точно установить, какие факты биографии писателя легли в основу рассказа, а что в тексте не соответствует реалиям жизни писателя.

- Можно ли, исходя только из анализа текста, точно сказать, в какое историческое время происходят события? Как вы думаете, как конкретизация историко-культурных реалий или, наоборот, размывание исторических примет раскрывают авторский замысел, идею произведения?

Возможно, группе историков потребуется направляющая помощь учителя. Место действия в рассказе - сибирская тайга, и в повествовании нет прямых указаний на историческое время, когда происходят события. Значит, нужно искать опосредованные приметы (например, упоминание колхозов, названия судов («Серго Орджоникидзе»), отсутствие современных средств связи у мальчика; особенности речи персонажей). Получается, в рассказе исторические реалии не несут основной смысловой нагрузки. Неслучайно история Васютки накладывается на сюжет волшебной сказки, в котором герой, отправляясь в лес, побеждает смерть, справляется с трудностями и через это взрослеет. Получается, В. Астафьев воссоздает (облекая в индивидуализированный художественный сюжет) универсальный опыт человечества, который повторяется в каждом поколении вне зависимости от исторического времени.

Географы-натуралисты работают с образом художественного пространства в рассказе, а конкретно с топосами тайги, проточного озера и реки Енисей. Задание для этой группы учеников-исследователей может быть конкретизировано следующим образом: найдите в тексте описание тайги (например, эпизод, когда Васютка влез на дерево, чтобы осмотреться). Какие свойства тайги описываются в тексте? Чтобы выполнить задание, ответьте на сопутствующие вопросы, используя материалы из различных источников: учебников географии, биологии, научно-популярной литературы, произведений писателей-натуралистов, например, Н. Сладкова. Выберите и используйте те сведения, которые помогут лучше понять сюжет рассказа и положение центрального персонажа.

- Кратко расскажите о тайге. Что вам известно об обитателях заполярной тайги, какова ее фауна, водятся ли в ней хищные звери?

- Подумайте, почему для Васютки было очень важно выйти к реке Енисей? Как соотносятся пространства реки и таежного леса? Дайте географическую справку об Енисее.

- Какое старинное правило при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать человек? Найди-

те его формулировку в тексте. Объясните значимость этого правила, аргументируя знаниями об особенностях тайги.

- Какому отношению к природе учит рассказ В. Астафьева? Как относился к тайге мальчик, когда понял, что заблудился? Как и когда он понимает слова дедушки о том, что тайга - кормилица? (При формулировании этих вопросов можно дать комментарий: творчество писателя принадлежит к деревенской прозе, представители которой призывают к существованию в гармонии с природой.)

Спасателям необходимо разработать инструкцию, дать советы, как действовать человеку, заблудившемуся в лесу. (За основу этого задания взята методическая разработка Л. А. Синютиной [6].) Для составления рекомендаций нужно понять, с какими испытаниями (физическими и психологическими) человек может столкнуться. Основные трудности и способы справиться с ними описаны в рассказе. Для выполнения задания необходимо не только проанализировать текст, но и использовать справочную литературу по основам безопасности жизнедеятельности, географии и пр. Полученные результаты можно представить в виде таблицы. Пример заполнения представлен ниже.

Трудность Действия Васютки (цитаты из текста или краткий пересказ) Инструкция

Холод «Таков старинный порядок: идешь в лес - бери еду, бери спички». «Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородо-ча, искрошил мелко сучки, сложил все в кучу и поджег Огонек, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Мох вспыхнул - вокруг посветлело. Васютка подбросил еще веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше» Отправляясь в лес, взять с собой спички или зажигалку, нож, тепло одеться. Помни, что спички нельзя мочить. Перед походом развить навык розжига костра. И т. д.

Голод Васютка подстрелил глухаря, испек его в ямке с углями, подстрелил уток, собирал и ел ягоды, орехи, экономил хлеб: «От орехов уже болел язык, но он решил: пока хватит терпения, не трогать хлеб, а питаться орехами, мясом, чем придется» Основное правило - перед отправкой в лес следует знать, какие съедобные растения есть в этом конкретном лесу (грибы, ягоды и т. д.). В зависимости от времени года и характера местности могут быть даны разные советы. Зимой - растопить снег; весной - пить березовый или кленовый сок, в пакет положить сорванные растения, листья, плотно завязать концы и собрать потом влагу со стенок. И т. п.

Организация ночлега в лесу «Поужинав, Васютка сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь еще не добрался до харчей, и принялся готовить место для ночлега. Он перенес в сторону костер, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лег, накрывшись телогрейкой. Снизу подогревало» При организации ночлега нужно учитывать все факторы (наличие хищных животных, вероятность замерзнуть). Но и засыпать совсем близко от костра (который согреет и отпугнет зверей) нельзя - одежда может загореться. И т. д.

Продолжение таблицы

Трудность Действия Васютки (цитаты из текста или краткий пересказ) Инструкция

Звери «Заполярная тайга не страшна зверьем. Медведь здесь редкий житель. Волков нет. Змей - тоже. Бывает, встречаются рыси и блудливые песцы. Но осенью корма для них полно в лесу, и едва ли они могли позариться на Васюткины запасы. И все-таки было жутко. Он зарядил одноствольную переломку, взвел курок и положил ружье рядом» Если есть ружье, держать его наготове, быть внимательным. Если нет оружия, можно зажечь факел (костер): многих животных это отпугнет. Можно залезть на дерево

Как ориентироваться в лесу, какое направление движения выбрать, чтобы выбраться Васютка залез на дерево, чтобы осмотреться. «Рассудил он просто: в южную сторону тайга тянется на тысячи километров, в ней вовсе затеряешься. А если идти на север, то километров через сто лес кончится, начнется тундра. <.. > Поселения там очень редки, и едва ли скоро наткнешься на людей. Но ему хотя бы выбраться из лесу, который загораживает свет и давит своей угрюмостью». «Да, если озеро проточное и из него вытекает речка, она в конце концов приведет его к Енисею» Постарайтесь вспомнить ориентиры, связанные с солнцем (с южной стороны богаче мох, больше ветвей на деревьях). Попробуйте сориентироваться по сторонам света и определить, в какой стороне дом, дорога. И т. д.

Таблица наглядно демонстрирует, что Васютка грамотно применил комплекс знаний, чтобы сориентироваться. Например, он знал, как определить стороны света по веткам, найти по типу леса реку, понять проточный характер озера, выбрать направление перехода тайги в тундру, предсказать погоду на завтра и т. д. «Он внимательно следил за природой. и благодаря способности применить имеющиеся знания, то есть культурным и нравственным „затесям", вышел к Енисею, где его подобрал ры-босборочный катер-бот» [6]. Результаты работы спасателей позволяют понять, что одна из задач для выживания в экстремальной ситуации - преодолеть свой страх, сохранять спокойствие, не поддаваться панике, чтобы начать обдуманно решать трудности. Как справился с этим Васютка, выяснят психологи.

Психологи анализируют эмоциональное состояние героя и особенности его личности. Обратите внимание на то, какие эмоции и чувства испытывает герой (спокойная уверенность, азарт, отчаяние, страх, надежда, радость и пр.). Следует выделить и обозначить последовательную смену настроения персонажа, обусловленную сюжетными событиями и своеобразием его личности. Подумайте, какими способами в художественном произведении передаются психологические особенности человека? Какие лексемы будут самыми информативными? Какие части речи передают состояние и поведение человека в разных жизненных обстоятельствах? Помогают ли передать эмоциональное состояние знаки препинания? (Вспомните, что знаки препинания передают интонацию и ритм речи.) Чем характеризуется речь Васютки? Какую информацию о внутреннем мире несут синтаксические особенности речи, конструкции предложений? Использу-

ет ли В. Астафьев передачу внутреннего состояния через описание внешности (покраснение, поблед-нение, состояние одежды, жесты и т. п.)?

При необходимости учитель может конкретизировать вопросы о способах проявления того или иного чувства (состояния). Например: обратите внимание, как писатель рисует постепенное нарастание азарта Васютки. Какие глаголы помогают передать этот азарт? Какую роль играет описание тайги (пейзаж) в передаче отчаяния мальчика? Использует ли автор прием антитезы или параллелизма, передавая состояние природы и человека? Как выражается страх, решимость и т. д.?

Группа психологов, по сути, работает с такими литературоведческими понятиями, как образ человека, способы характеристики героя, приемы психологизма. Проделанная работа должна привести к выявлению характерных внешних и внутренних черт героя, к созданию его портрета, восстановленного из текста. На основе их результатов можно обсуждать, что за человек Васютка и достоин ли он уважения, можно ли у него чему-нибудь научиться. Например, контролировать страх, не отчаиваться, ориентироваться в трудной ситуации.

Перечень групп специалистов можно продолжить. Например, режиссерам предложить поработать с сюжетом и композицией рассказа, готовя сценарий для фильма, подбирая актеров на роли и т. д. Художники могут проиллюстрировать ключевые эпизоды рассказа (само выделение узловых моментов будет указывать на особенности рецепции рассказа школьниками, способствовать пониманию организации сюжета), акцентировать те образы, семантическая значимость которых не очевидна при беглом прочтении. Например, почему используется

образ глухаря? Случайно ли в момент погони за глухарем Васютка перестает слышать голос разума, упускает из виду затеси? Соотносится ли образ мальчика с мушкой, попавшей в паутину? Если да, то как в этот момент мальчик воспринимает тайгу? Как это можно визуально представить? И так далее.

Системно деятельность всех групп может быть организована в рамках внеурочного курса по развитию навыков смыслового чтения и исследовательских компетенций школьников. Логика разворачивания работы может быть следующей: на первом (или нескольких, в случае возможности) занятии учащиеся, предварительно прочитавшие текст и биографию писателя, знакомятся с логикой исследовательской работы, с этапами работы, конечной целью, осмысляют задания, предложенные для разных «специалистов», делятся на группы, распределяют обязанности. Далее самостоятельно и внеаудиторно ученики собирают, отбирают, структурируют необходимую информацию из разных источников: энциклопедий, статей, справочных ресурсов сети Интернет, документальных фильмов, учебников и пр. На следующем занятии группы работают над определением единой и максимально полной позиции и представляют ее в публичном выступлении. Дальнейший этап предполагает обсуждение содержания докладов каждой

группы в классе, затем группы с учетом замечаний, рекомендаций корректируют или дополняют (при необходимости) свои материалы и подготавливают электронную презентацию (или раздаточный материал). Наконец, должно состояться итоговое занятие, призванное соединить полученные каждой группой результаты в единое композиционно-смысловое целое, чтобы уйти от узконаправленного взгляда, складывающегося у учащихся, разрабатывающих только один конкретный аспект проблематики и поэтики произведения. На последнем этапе обязательна рефлексия учащихся, из которой участникам совместной деятельности должно стать понятно, насколько изменилось первичное читательское восприятие, что было усвоено из всей проделанной классом работы (как с точки зрения изучения предмета, так и освоения видов деятельности). Такое построение работы обеспечит комплексное развитие всех типов универсальных учебных действий (предметных, когнитивных, коммуникативных, регулятивных, личностных) и позволит углубить представление о способах анализа художественного текста.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (РГНФ) и Правительства Томской области в рамках научного проекта № 17-14-70004а(р).

Список литературы

1. Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / авт.-сост. Г. С. Меркин и др. 2-е изд. М.: Русское слово, 2013.

2. Астафьев В. П. Предисловие к сборнику рассказов «Конь с розовой гривой». URL: http://romanbook.ru/book/1671898/7pageH (дата обращения: 16.10.2017).

3. Полева Е. А. Рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро» в контексте фольклорной и литературной традиции // Русский язык и литература в образовательном пространстве Азиатского региона: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию со дня образования кафедры рус. языка и общ. языкознания, кафедры рус. и зарубеж. литературы Бурятского гос. ун-та (г. Улан-Удэ, 13-14 октября 2017 г.) / ред. О. А. Колмакова. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2017. С. 103-107.

4. Козьмина Е. Ю. Робинзонада как разновидность географического романа приключений // Вестн. БГУ. 2016. № 4 (30). URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/robinzonada-kak-raznovidnost-geograficheskogo-romana-priklyucheniy (дата обращения: 16.11.2017).

5. Астафьев В. Васюткино озеро // Конь с розовой гривой: рассказы. М.: Детская литература, 2001. С. 5-45.

6. Синютина Л. А. Урок литературы в 5-м классе на тему «Виктор Петрович Астафьев. Рассказ "Васюткино озеро". Робинзонада». URL: https://infourok.ru/urok-rasskaz-v-p-astafeva-vasyutkino-ozero-robinzonada-405726.html (дата обращения: 14.12.2017).

7. Доброносова Л. А. «Робинзонада» маленького героя. Обобщающий урок по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро». URL: https:// nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/12/03/robinzonada-malenkogo-geroya-obobshchayushchiy-urok-po-rasskazu (дата обращения: 14.12.2017).

8. Корман Б. О. Избранные труды по теории и истории литературы / предисл. и составл. В. И. Чулкова. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1992. 236 с.

9. Словари-онлайн. URL: https://slovaronline.com/ (дата обращения: 16.11.2017).

Полева Елена Александровна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: polevaea@sibmail.com

Ломакина Марина Ильинична, ассистент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: hfsdg@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 22.03.2018.

DOI 10.23951/1609-624X-2018-6-120-127

THE METHOD OF INTERDISCIPLINARY STUDY OF ARTISTIC ORIGINALITY OF THE STORY "VASYUTKA'S LAKE" BY V.P. ASTAFYEV IN MODERN SCHOOL

E. A. Poleva, M. I. Lomakina

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article gives an idea of the place of V. P. Astafyev's small prose in modern school programs on literature and reveals the peculiarities of the problems and poetics of the story "Vasyutka's Lake". It is noted that the specific feature of the plot (the survival of a teenager in the taiga) allows us to consider the story in the context of several literary traditions (a magic fairy tale, a Robinsonade, an art autobiography about the childhood, a realistic artistic-psychological prose, a vacation prose). Taking into account the specific nature of the literary material, the authors of the article propose a variant of the methodical organization of educational and research activities in the direction of the interdisciplinary approach to the teaching of literature. Group work with the distribution of roles in the classroom for literary critics, linguists, psychologists, naturalists-geographers and rescuers is offered. The article formulates recommendations for educational research work (tasks for each group and algorithms for their implementation are described). Activity of all groups can be organised within the framework of an after-school course on development of skills of semantic reading. The approach described in the article will ensure the comprehensive development of all types of universal learning activities (subjective, cognitive, communicative, regulatory, personal) and will allow to deepen the idea of methods in which to analyse artistic texts.

Key words: literature for teenagers, literary traditions, V. Astafyev, Siberian prose, methods of teaching literature.

Referenoes

1. Literatura: uchebnik dlya 5 klassa obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy: v 2 ch. 2-e izd. [Textbook for grade 5 of general educational institutions: in 2 parts. Part 2. Author-compiler G. S. Merkin et al. 2nd ed.]. Moscow, Russkoye slovo Publ., 2013 (in Russian).

2. Astaf'yev V. P. Predisloviye ksborniku rasskazov "Kon's rozovoygrivoy" [Preface to the collection of stories "A horse with a pink mane"] (in Russian). URL: http://romanbook.ru/book/1671898/?page=1 (accessed 16 February 2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Poleva E. A. Rasskaz V. P. Astaf'yeva "Vasyutkino ozero" v kontekste fol'klornoy i literaturnoy traditsii ["Vasyutka's lake" in the context of folklore and literary tradition]. Russkiy yazyk i literatura v obrazovatel'nom prostranstve Aziatskogo regiona: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 85-letiyu so dnya obrazovaniya kafedry russkogo yazyka i obshchego yazykoznaniya, kafedry russkoy izarubezhnoy literatury Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta (Ulan-Ude, 13-14 oktyabrya 2017 g.) [The Russian language and literature in the educational space of the Asian region: materials of the international scientific and practical conference, dedicated to the 85th anniversary of the founding of the department of the Russian language and general linguistics, the department of the Russian and foreign literature of the Buryat State University (Ulan-Ude, October 13-14, 2017). Ed. O. A. Kolmakova]. Ulan-Ude, BSU Publ., 2017. Pp. 103-107 (in Russian).

4. Koz'mina E. Yu. Robinzonada kak raznovidnost' geograficheskogo romana priklyucheniy [Robinsonade as a kind of geographic adventure novel]. Vestnik BGU - The Bryansk State University Herald, 2016, no. 4 (30) (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/articleMobinzonada-kak-raz-novidnost-geograficheskogo-romana-priklyucheniy (accessed 16 November 2017).

5. Astaf'yev V. Vasyutkino ozero [Vasyutka's lake]. Kon's rozovoy grivoy: rasskazy [A horse with a pink mane: stories]. Moscow, Detskaya literatura Publ., 2001. Pp. 5-45 (in Russian).

6. Sinyutina L. A. Urok literatury v 5 klasse na temu"Viktor Petrovich Astafev. Rasskaz "Vasyutkino ozero". Robinzonada" [A literature lesson in the 5th grade on the topic "Viktor P. Astafyev. The story "Vasyutka's Lake". Robinsonade"] (in Russian). URL: https://infourok.ru/urok-rasskaz-v-p-astafeva-vasyutkino-ozero-robinzonada-405726.html (accessed 14 December 2017).

7. Dobronosova L. A. "Robinzonada"malen'kogo geroya. Obobshhayushchiy urokpo rasskazu V. P. Astafyeva "Vasyutkino ozero" ["Robinsonade" of the little hero. A generalizing lesson on the story of V. P. Astafiev "Vasyutka's Lake"] (in Russian). URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/li-brary/2016/12/03/robinzonada-malenkogo-geroya-obobshchayushchiy-urok-po-rasskazu (accessed 14 December 2017).

8. Korman B. O. Izbrannyye trudy po teorii i istorii literatury [Selected works on the theory and history of literature. Preface and compilation by V. I. Chulkov]. Izhevsk, UdSU Publ., 1992. 236 p. (in Russian).

9. Slovari-onlayn [Online dictionaries]. URL: https://slovaronline.com/ (accessed 16 November 2017) (in Russian).

Poleva E. A., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: polevaea@sibmail.com, hfsdg@rambler.ru

Lomakina M. I., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: hfsdg@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.