Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ИНСТИТУТА ФИЛОЛОГИИ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И. С. ТУРГЕНЕВА'

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ИНСТИТУТА ФИЛОЛОГИИ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И. С. ТУРГЕНЕВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
176
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Антонова М.В.

Преподавание дисциплины «Родная литература» в школах Орловской области требует от выпускников магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование приобретения научных знания и практических навыков в области изучения и преподавания региональной литературы и фольклора. Программа «Литературное образование», разработанная в ОГУ имени И. С. Тургенева, включает в себя хорошо структурированный модуль «Региональная литература и методика её преподавания», что способствует выполнению данной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL LITERATURE AND FOLK CULTURE OF THE NATIVE LAND IN THE SYSTEM OF TRAINING OF MASTERS OF THE INSTITUTE OF PHILOLOGY OF THE OREL STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I. S. TURGENEV

Teaching the discipline «Native literature» in schools of the Orel region requires graduates of the master's degree in the direction of training 44.04.01 Pedagogical education to acquire scientific knowledge and practical skills in the study and teaching of regional literature and folklore. The program «Literary education», developed at OSU named after I. S. Turgenev, includes a well-structured module «Regional literature and methods of its teaching», which contributes to this task.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ИНСТИТУТА ФИЛОЛОГИИ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И. С. ТУРГЕНЕВА»

УДК 378.016 АНТОНОВА М.В.

доктор филологических наук, профессор, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: gavrila05@yandex.ru

UDC 378.016

ANTONOVA M.V.

Doctor of Philology, Professor, Orel State University E-mail: gavrila05@yandex.ru

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ИНСТИТУТА ФИЛОЛОГИИ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ИМЕНИ И. С. ТУРГЕНЕВА

REGIONAL LITERATURE AND FOLK CULTURE OF THE NATIVE LAND IN THE SYSTEM OF TRAINING OF MASTERS OF THE INSTITUTE OF PHILOLOGY OF THE OREL STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I. S. TURGENEV

Преподавание дисциплины «Родная литература» в школах Орловской области требует от выпускников магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование приобретения научных знания и практических навыков в области изучения и преподавания региональной литературы и фольклора. Программа «Литературное образование», разработанная в ОГУ имени И. С. Тургенева, включает в себя хорошо структурированный модуль «Региональная литература и методика её преподавания», что способствует выполнению данной задачи.

Ключевые слова: родная литература, литературное образование, региональная литература, литературное краеведение.

Annotation. Teaching the discipline «Native literature» in schools of the Orel region requires graduates of the master's degree in the direction of training 44.04.01 Pedagogical education to acquire scientific knowledge and practical skills in the study and teaching of regional literature and folklore. The program «Literary education», developed at OSU named after I. S. Turgenev, includes a well-structured module «Regional literature and methods of its teaching», which contributes to this task.

Keywords: native literature, literary education, regional literature, literary local lore.

Орловский край является общепризнанным «литературным гнездом». С ним связаны имена великих русских писателей и поэтов И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, А. А. Фета, И. А. Бунина, Л. Н. Андреева, а также многих литераторов «второй величины». Биобиблиографический словарь «Писатели-орловцы», вышедший в 1981 году, включает более 150 имен [4], и этот список продолжает пополняться не только за счет ныне здравствующих членов писательских организаций, но и с возвращением и включением в научный оборот имен писателей и поэтов, чье творчество оказалось забытым или запрещенным по идеологическим причинам в советский период.

Не удивительно, что в Орловском государственном университете, ныне носящим имя Ивана Сергеевича Тургенева, традиционно уделялось большое внимание не только научным исследованиям творчества писателей-орловцев, но и литературно-краеведческой работе со студентами. Более 30 лет в учебные планы подготовки специалистов-словесников, а затем бакалавров педагогического образования по профилю «Русский язык и литература» ведется преподавание дисциплины «Литературное краеведение», научно-исследовательская работа студентов, тематика курсовых и выпускных квалификационных работ традиционно связана с проблемами изучения творчества писателей-орловцев и методикой преподавания в школе произведений Тургенева и Лескова, Андреева и Бунина, Тютчева и Фета [1, с. 28 - 30]. Студенты Института филологии ОГУ имени И. С. Тургенева по-

стоянные посетители литературных пяти музеев Орла, в которых проводятся не только экскурсии или культурно-просветительские мероприятия, но и научные конференции, в том числе с участием молодых исследователей. В университете активно работает Тургеневское научное студенческое общество, а студенческий театр «Ювента» с энтузиазмом готовит спектакли по произведениям писателей-орловцев.

В связи с тем, что большинство выпускников Института филологии трудоустраиваются в орловских школах, обращение к проблемам истории и теории региональной литературы, расценивается преподавателями литературоведческих дисциплин как одна из важных задач подготовки не только бакалавров, но и магистров направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. С 1 февраля 2019 года в обязательную программу общего и полного образования включен предмет «Родная литература», что также усиливает актуальность введения в учебные планы дисциплин литературно-краеведческого профиля.

В настоящее время Орловским институтом развития образования разработаны примерные рабочие программы: «Родная литература» для образовательных организаций, реализующих программы на уровне основного общего образования [2] и «Родная (русская) литература» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования [3]. В программы, основанные на многолетнем опыте орловских учителей

© Антонова М.В. © Antonova M.V.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

и ориентированные на обучающихся соответственно в 5 - 9 и в 10 - 11 классах, вошли темы, посвященные традиционной народной культуре в ее региональном воплощении и творчеству в основном широко известных писателей-земляков. Сложность разработки и реализации подобного курса в Орловской области очевидна. С одной стороны, значительное литературное и культурное наследие облегчает задачу учителя, но с другой стороны - определенная часть произведений, созданных выдающимися писателями-орловцами, изучается в школе в рамках предмета «Литература».

Анализ рабочих программ, созданных Орловским Институтом развития образования, показывает, что обращение только к творчеству писателей «первой величины» при изучении региональной литературы и народного творчества являетсянедостаточным, чтобы сформировать у школьников целостное представление о словесном культурном наследии родного края. В то же время понятно, что методическое направление, принятое в Институте филологии ОГУ имени И. С. Тургенева, соответствует учительским практикам, в рамках которых в курс «родная литературе» включаются разделы посвященные и фольклору, и собственно литературе.

На кафедре истории русской литературы XI - XIX вв. Института филологии ОГУ имени И. С. Тургенева разработана и апробирована магистерская программа по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Литературное образование, в рамках которой литературное краеведение и освоение его методического обеспечения стало одним из ключевых направлений.

В часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, нами введена дисциплина «Региональный текст русской литературы: научное изучение и школьное преподавание», в которой даются общие представления о региональной литературе, истории научного изучения вопроса, рассматриваются современные подходы к изучению петербургского, московского, сибирского, пермского крымского и пр. текстов русской литературы, формулируются основные принципы выделения орловского текста, а также анализируются примеры методическихразработок, направленные на изучение областной (региональной) литературы в школах разных регионов России.

Углубленное и расширенное обращение к орловской региональной культуре и литературе предполагает модуль «Региональная литература и методика ее преподавания», в которомпредставлены два основных направления: орловский фольклор и собственно региональная орловская литература, которая включает произведения не только писателей-классиков, но и литераторов «второго», а иногда и «третьего эшелонов».

Дисциплины «Картина мира в фольклоре Орловского края» и «Локально-топографическое изучение регио-

нального фольклора» не только знакомят магистрантов с фольклорными текстами, зафиксированными в нашем регионе, с ключевыми теориями ментальности и картины мира в научной литературе, теоретическими представлениями о различных механизмах проявления ментальности в фольклорном тексте, но и способствуют приобретению практических навыков собирания фольклорных текстов, текстологической работы в области фольклористики, а также формируютготовность магистрантов создавать, участвовать и возглавлять работу школьников по изучению и собиранию регионального фольклора.

Дисциплины «Литературно-краеведческие основы изучения биографии писателя» и «Геопоэтика русской классики» в целом имеют историко- и теоретико-литературный характер, обеспечивая магистранта необходимыми знаниями в области научного изучения биографии писателя в соотношении с историей родного края, исследования особенностей художественного произведения в свете региональной территориальной специфики, а также обеспечивая обучающихся методологическим литературоведческим инструментарием, необходимым для анализа конкретных художественных текстов в соответствующих аспектах. Несомненно, особый акцент в программах данных дисциплин делается на орловский материал, произведения писателей как родившихся в Орле, так и связанных с орловским краем по тем или иным причинам (в круг таких литераторов входят А. С. Пушкин, В. А, Жуковский, И. А. Крылов, М. Н. Карамзин, А. Д. Кантемир и многие другие).

И, наконец, дисциплины «Педагогическое проектирование в области литературного краеведения» и «Организация внеклассной работы по литературному краеведению» отвечают непосредственной методической задаче организации преподавания региональной литературы в школе и проведения литературной краеведческой работы с обучающимися. В процессе преподавания данных дисциплин учитывается опыт работы орловских учителей, с которым магистранты знакомятся во время педагогической практики. Как правило, эти дисциплины преподаются учителями-практиками, работающими в школах города Орла. Они не только знакомят студентов со своими методиками, приемами и технологиями, но и помогают разрабатывать собственные проекты, что является непременной составляющей обучения в магистратуре.

Таким образом, в системе подготовки магистров педагогического образования в Институте филологии ОГУ имени И. С. Тургенева учитываются традиции литературного образования, сформировавшиеся за годы существования факультета, а также активно реализуются новые подходы к проектированию образования, отвечающие задачам современной школы и требованиям работодателей.

Библиографический список

1. АнтоноваМ.В. Литературно-краеведческий компонент в подготовке учителей русского языка и литературы (из опыта работы института филологии Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева //Подготовка учителя русского языка и литературы в системе вузовского образования: проблемы и перспективы. Сборник научных статей по итогам III Всероссийской научно-практической конференции «Подготовка учителя русского языка и литературы в системе вузовского образования: проблемы и перспективы», Москва, 16 мая 2017 г. М.: РАО, Центр русского языка и славистики, 2017. С. 28 - 30.

2. ГуроваВ.Я., Мелихова Т.В. Примерная рабочая программа «Родная литература» для образовательных организаций, реализующих программы на уровне основного общего образования. 2018. Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования».URL: http://xn--h1alqa.xn--p1ai/page/metodicheskie-raboty/litrussss (дата обраще-

ния 28.10.2019).

3. Гурова В.Я., Мелихова Т.В., Цыганкова М.Е. Примерная программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования. 2018. Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования».URL: http://xn--h1alqa.xn--p1ai/page/metodicheskie-raboty/litrussss (дата обращения 28.10.2019).

4. Писатели Орловского края. Биобиблиографический словарь. - Орел: Орловское отделение Приокского книжного издательства, 1981. 416 с.

References

1. Antonova M.V. Literary and local history component in the training of teachers of Russian language and literature (from the experience of the Institute of Philology of The I. S. Turgenev Oryol state University // Training of teachers of Russian language and literature in the system of higher education: problems and prospects. Collectionofscientificarticlesontheresultsofthe III all-Russianscientific-practicalconference "TrainingofteachersofRussianlanguageandliteratureinthesystemofUniversityeducation: problemsandprospects", Moscow, 16 may, 2017. M.: RussianAcademyofeducation, CenterofRussianlanguageandSlavicstudies, 2017. Pp. 28 - 30.

2. Gurova V.Ya., Melikhova T. V. Approximate work program «Native literature» for educational organizations that implement programs at the level of basic General education. 2018. BudgetaryinstitutionoftheOrelregionofadditionalprofessionaleducation «Instituteofeducationdevelopment». URL: http://xn--h1alqa.xn--p1ai/page/metodicheskie-raboty/litrussss (accessed 28.10.2019).

3. Gurova V.Ya., Melikhova T. V., TsygankovaM.E. Sample program on the subject "Native (Russian) literature" for educational organizations that implement programs of secondary General education. 2018. Budgetary institution of the Orel region of additional professional education "Institute of education development". URL: http://xn--h1alqa.xn--p1ai/page/metodicheskie-raboty/litrussss (accessed 28.10.2019).

4. Writers of the Orel region. Bio-bibliographicdictionary. - Orel: OrelbranchofPriokskybookpublishinghouse, 1981. 416 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.