Научная статья на тему 'Северный текст русской литературы для детей как компонент регионального содержания в школьном изучении'

Северный текст русской литературы для детей как компонент регионального содержания в школьном изучении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
790
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ / REGIONAL CONTENTS IN SCHOOL STUDYING OF LITERATURE / СЕВЕРНЫЙ ТЕКСТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ / THE NORTHERN TEXT OF THE RUSSIAN LITERATURE FOR CHILDREN / ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ / PRINCIPLES OF STUDYING / МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ / STUDYING METHODS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Давыдова А.В.

Статья посвящена рассмотрению Северного текста русской литературы для детей как возможного компонента регионального содержания в школьном изучении. Предлагается выделить два критерия (историко-литературный и жанрово-тематический), на которых базируется типология произведений и которые могут быть рассмотрены как ведущие логические принципы при отборе литературного регионального материала для изучения в школе и при разработке системы уроков по Северному тексту русской литературы для детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NORTHERN TEXT OF THE RUSSIAN LITERATURE FOR CHILDREN AS THE COMPONENT OF REGIONAL CONTENTS IN SCHOOL STUDYING

Article is devoted to consideration of the Northern text of the Russian literature for children as possible component of regional contents in school studying. It is offered to allocate two criteria (historico-literary and genre and thematic) on which the typology of works is based and which can be considered as the leading logical principles at selection of literary regional material for studying at school and at development of the system of lessons of the Northern text of the Russian literature for children.

Текст научной работы на тему «Северный текст русской литературы для детей как компонент регионального содержания в школьном изучении»

АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ASPECTS OF RESEARCHING OF FICTION

УДК 372.882

Северный Арктический Федеральный университет им. М.В. Ломоносова канд. филол. наук, доцент кафедры литературы Давыдова А.В.

Россия, г. Архангельск, тел. (8182) 660588 e-mail: davaliona@rambler.ru

The Northern Arctic Federal University named after M. V. Lomonosov The department of literature PhD, associate professor Davydova A. V.

Russia, Arkhangelsk, (8182) 660588 e-mail: davaliona@rambler.ru

А.В. Давыдова

СЕВЕРНЫЙ ТЕКСТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ КАК КОМПОНЕНТ РЕГИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ

Статья посвящена рассмотрению Северного текста русской литературы для детей как возможного компонента регионального содержания в школьном изучении. Предлагается выделить два критерия (историко-литературный и жанрово-тематический), на которых базируется типология произведений и которые могут быть рассмотрены как ведущие логические принципы при отборе литературного регионально -го материала для изучения в школе и при разработке системы уроков по Северному тексту русской литературы для детей.

Ключевые слова: региональное содержание в школьном изучении литературы; Северный текст русской литературы для детей; принципы изучения; методы изучения.

A.V. Davydova

THE NORTHERN TEXT OF THE RUSSIAN LITERATURE FOR CHILDREN AS THE COMPONENT OF REGIONAL CONTENTS IN SCHOOL STUDYING

Article is devoted to consideration of the Northern text of the Russian literature for children as possible component of regional contents in school studying. It is offered to allocate two criteria (historico-literary and genre and thematic) on which the typology of works is based and which can be considered as the leading logical principles at selection of literary regional material for studying at school and at development of the system of lessons of the Northern text of the Russian literature for children.

Key words: regional contents in school studying of literature; The Northern text of the Russian literature for children; principles of studying; studying methods.

Воспитательное, образовательное и эстетическое значение художественной литературы для детей обосновал ещё В.Г. Белинский [1; с. 78]. Помимо того что произведения, созданные для ребёнка, решают целый спектр психолого-педагогических задач, дают информацию о мире, воспитывают, формируют особое коммуникативное поле и эстетический вкус, они также являются важнейшим средством передачи подрастающему поколению культурно-исторического и духовного опыта, средством для становле-

© Давыдова А.В., 2016

ния гармоничной, адекватной национальному восприятию картины мира личности.

Особую роль в решении этих задач играет региональное содержание в литературном образовании современного российского школьника, закреплённое в Федеральном законе «Об образовании» (статья 29, п. 8), где указывается, что субъекты Российской Федерации в области образования могут устанавливать «региональные (национально-региональные) компоненты государственных образовательных стандартов» [6]. Рассмотрим специфику Северного текста русской литературы для детей как компонента регионального содержания литературного образования школьников.

Прежде чем перейти к сути вопроса, необходимо уточнить, что мы будем понимать под термином «Северный текст русской литературы». В последние годы заметно возрос интерес учёных-филологов к исследованию локальных художественных текстов, которые воспринимаются как выражение национального менталитета. В связи с этим наряду с традиционными для русской литературы петербургским и московским текстами сегодня говорят и о Северном тексте. Это понятие в современной науке не сложилось окончательно. В данной работе будем руководствоваться определением Е.Ш. Галимовой: «это создававшийся преимущественно на протяжении полутора столетий (с середины XIX века до наших дней) в творчестве многих русских писателей особый северорусский вариант национальной картины мира (курсив. - Е.Г.), наделённый наряду с индивидуальными, отражающими своеобразие мировидения каждого из авторов, также и общими, типологическими чертами» [3; с. 405]. Исследовательница важнейшей характеристикой Северного текста считает восприятие «Русского Севера как мифопоэтического пространства, таящего в себе в "запечатлённом" виде загадку русской жизни, русской истории, русской культуры, русской духовности, самой души Руси, а также тайну русского поэтического слова» [Там же; с. 408]. Кроме того, она отмечает, что это «смысловое ядро» Северного текста дополняется и другими оценками с противоположной семантикой: мифологическими (Север как «край земли», «край света», место гибели и страданий), конкретно-историческими (место ссылки, каторги, мучений, смерти), бытовыми и пр.

Исследовательница вслед за Д.С. Лихачёвым и В.Л. Яниным отмечает, что под Русским Севером понимается «прежде всего территория Архангельской и Вологодской областей, бассейны рек, текущих в Белое море» [8; с. 115]. Такое определение границ содержания Северного текста русской литературы, на наш взгляд, близко к пониманию термина «регион» в образовательной концепции, предложенной Т.С. Буториной: «Мы отмечаем, что понимаем регион широко, включая в это понятие не только территорию Архангельской области, но и районы Баренцева региона. Регион нельзя обособлять от всех остальных территориальных образований. Иначе разрушается очень ценное в нашем наследии - интернациональное и коллективное начало» [2; с. 30].

Особой и важной частью Северного текста русской литературы являются книги, предназначенные для детского чтения. Своеобразным общим местом у специалистов, занимающихся проблемами детского чтения, стало утверждение, что ни одна взрослая книга не сможет заменить ребёнку произведения, созданного специально для него. Это в полной мере относится и к Северному тексту русской литературы, образцы которого, несомненно, могут и должны стать органичной частью регионального содержания в школьном изучении. Они призваны не просто создать некую проекцию, слепок северорусского мира в произведении, но и решить сверхтекстовые задачи формирования внутреннего мира юных северян. Важно также отметить, что «восприятие Севера как мифопоэтического пространства», характерное для Северного текста русской литературы, удивительно родственно детскому образу мышления с его способностью соеди-

нять реальность и сказку, тяготением к чуду, стремлением создавать условные миры. Не оттого ли многие произведения Северного текста, не предназначенные изначально для юных читателей, так органично вошли в круг их чтения? Так, например, в хрестоматиях, ориентированных на школьников, где собраны произведения писателей и поэтов Русского и Европейского Севера [4,7], мы встретим имена Н. Тряпкина, Н. Рубцова, А. Яшина, О. Фокиной, Ф. Абрамова, Е. Овсянкина и др.

Не имея возможности подробно описать весь корпус текстов, составляющих Северный текст и входящих в круг детского чтения, мы остановимся только на произведениях, созданных писателями специально для читателя-ребёнка. Детскую читательскую группу мы предлагаем определять в контексте этой работы довольно широко - от 7 до 17 лет, только для того, чтобы в самом общем смысле провести границу между литературой «для взрослых» и «для детей». Кроме того, не останавливаясь на подробном анализе отдельных произведений, попытаемся предложить типологический обзор Северного текста русской литературы для детей.

При характеристике последнего, на наш взгляд, два критерия могут стать основными, они же могут быть рассмотрены как ведущие логические принципы при отборе литературного регионального материала для изучения в школе и при разработке системы уроков по северному тексту русской литературы для детей.

Первый принцип - историко-литературный. Его сформулировал и обосновал в статье «Север России в истории русской литературы XX века (по материалам словаря Пушкинского Дома)» [9] А.М. Любомудров. Мы, вслед за ним, предлагаем свой опыт типологии той части Северного текста русской литературы, которая имеет своим адресатом ребёнка.

Определяющим критерием разграничения писателей и их произведений мы предлагаем считать специфику художественной картины мира, во многом обусловленную тем местом, которое занимает Русский Север в жизни конкретного автора. Для одних он - малая Родина, причём, на наш взгляд, здесь нужно различать писателей и поэтов -уроженцев Севера, представителей русской нации и малочисленных коренных народностей: слишком оригинально и самобытно художественное мировосприятие последних. Для других Север - не дом по рождению, но место, где прошли долгие годы жизни. Восприятие Русского Севера у этих авторов отличается от видения мира и представителей первой группы (оно несколько отстранённо), и от отношения тех литераторов, которые были уроженцами других мест и лишь ненадолго приезжали на Север.

Итак, среди великих певцов Севера, родившихся и выросших в Архангельске, прежде всего следует назвать Б.В. Шергина (1896 - 1973) и С.Г. Писахова (1879 -1960). Их творчество питает сама суть поморской жизни с её строгими нравственными традициями, бесконечной и глубокой верой; неповторимым северным говором; суровыми, стойкими, жертвенными и живыми русскими характерами; с её чуткостью к красоте внешнего мира и человеческой души. Таланты этих авторов были настолько велики, а их личностный опыт столь самобытен и целен, что они не могли не повлиять в житейском и творческом планах на современников и последователей.

Особое место в Северном тексте детской литературы принадлежит наследию Е.С. Коковина (1913 - 1977), автора трилогии о жизни архангельских мальчишек «Детство в Соломбале», «Морская школа» и «Первая любовь». Е. Коковин, журналист и художник, умеет сочетать информативность и вымысел, публицистические объективность и точность с проникновенным лиризмом. Искренняя интонация его книг, воздействующая на ребёнка лучше любого прямого наставления, берёт своё начало в том личном

опыте, который автор кладёт в основу многих своих произведений. Так, неудивительно, что большая часть книг писателя, родившегося в семье моряка и закончившего мореходную школу, связана с темой моря («Жили на свете ребята», «Экипаж боцмана Рябова, или Необыкновенные приключения маленьких матросов на большой реке», «Мы поднимаем якоря», «Возвращение корабля», «Корабли моего детства» и др.). Творчество Е. Коковина ещё раз подтверждает мысль о том, что хорошая детская книга не может быть неискренна, и, чтобы воспитывать, она должна точно улавливать веяния эпохи и одновременно говорить о вечном, о дружбе, любви, верности, призвании...

К произведениям Е. Коковина (по авторской интонации и стремлению максимально объективно отразить жизнь) близки повести Н.А. Вурдова - «Робинзоны студёного острова» и «Дорога на всю жизнь». В дилогии писатель повествует о реальных событиях, об организованной в 1942 г. школьной экспедиции на Новую землю, где дети работали, чтобы помочь голодающему населению Архангельска. Это книги о подчас непростых отношениях подростков, о дружбе, преодолении себя, взрослении, любви к родному краю и ответственности за него.

Центральным образ Русского Севера и, в частности, Архангельска становится в книгах современных писателей, задача которых - в художественной и занимательной форме рассказать ребёнку об истории, культуре, традициях Поморья. Это особая разновидность детской литературы - книги-учебники, каким было, например, знаменитое «Путешествие Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции» С. Лагерлёф.

Таковы произведения писательницы и талантливого архитектора, реставратора С.А. Ефремовой «Сказка о девочке Вере и застывшей музыке», «Сказка о поющем и говорящем доме», «Каргопольская сказка», «Сказка Красного Бора», «Сказание о старом поморе».

В Северном тексте русской литературы для детей нашла своё отражение традиция подростковой прозы. Среди современных писателей - уроженцев Севера, которые в своём творчестве обращаются к вопросам нравственного и социального самоопределения личности подростка, взаимоотношений ребёнка со сверстниками, родителями, учителями и переосмысляют в связи с новыми общественными и литературно-художественными тенденциями популярный жанр «школьной повести», нужно назвать имя писательницы из Сыктывкара Е.В. Габовой (1952 г.р.). Её повести и рассказы из сборников «Никто не видел рыжего», «Не вставайте с левой ноги» и другие помимо того, что рассматривают устойчивые для подростковой прозы темы, оригинально отражают северорусское поэтическое восприятие мира.

Опирается на традиции детской юмористической литературы в своём творчестве архангельская писательница Е.Б. Антропова (1959 г.р.). Её книги - «Сказка про ШляПу Китайскую», «Волшебная пуговка Путси-Там», дилогия о Потеряшкине, «Ляп-Пузырия» и «Чепушиные истории» - тяготеют к сказочному жанру, предназначены для читателей младшего возраста, отличаются смысловой цельностью, искренностью и просвечивающей сквозь простоту формы и языка нравственной глубиной. Проза Е.Б. Антроповой по своей нескрываемой авторской любви к герою и маленькому читателю приближается к поэзии.

Давая общую характеристику Северного текста, А.М. Любомудров замечает: «Литераторы Севера преимущественно поэты. Лирическая стихия преобладает над эпико-прозаической» [9; с. 18]. Это не совсем справедливо для Северного текста детской литературы. Так, например, из русских поэтов - уроженцев Севера, которые ориентируются в своём творчестве на детскую аудиторию, мы можем назвать, пожалуй, только Н.С. Вла-сенкову (1937 г.р.), члена Союза писателей, профессионального педагога, всю жизнь по-

святившую работе в детском саду. Первый поэтический сборник автора - «Лягушата» -издан в 1999, затем появились добрые и светлые книги «Зонтик для друзей», «Чудо-сундучок», «Ёжик без сапожек», «Лесные тропинки». Поэзия для самых маленьких -жанр «лёгкий» лишь на первый взгляд. Чтобы для малышей сочинить хорошие стихи, недостаточно просто зарифмовать строки. Нужно уметь видеть мир таким, каким его видит ребёнок. Этим удивительным даром, несомненно, обладает поэтесса.

Куда больше имён можно назвать, если вспомнить писателей, которые обращаются к детской аудитории лишь в некоторых своих произведениях. Назовём, например, имя М.И. Барышева (1923-1979), чьи детство и юность прошли в рыбачьем стане Тери-берка на берегу Баренцева моря. В 1956 г. вышел его сборник рассказов для детей «Маленькие поморы», затем была издана повесть «Особый патруль» и автобиографический сборник рассказов «Панозеро».

Традиционную для детской литературы «природоведческую» линию развивает в своём творчестве вологодский писатель И.Д. Полуянов (1926-2008). Он продолжает традиции М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, В. Бианки, Л. Кассиля. Большинство его произведений посвящены родному северному краю: «Барабанщики весны», «За синей птицей», «Певучий мостик», «Горох на тысячу дорог», «Месяцелов». Важно, что, рассказывая о жизни природы детям, автор поднимает вечные, всегда значимые проблемы взаимоотношения человека и окружающего мира, такие актуальные сегодня проблемы экологического просвещения, а также стремится передать народный, фольклорный взгляд на северный мир.

Особое место книги для детей занимают и в творчестве известного современного писателя М.К. Попова (1947 г.р.), живущего и работающего в Архангельске. Он автор сказки «Онежская жемчужина», в которой добрый молодец Никита спасает красоту Онеги; «Истории перламутровой раковины»; уже упомянутой книги «Золотой ларец», где читатель вместе с главным героем - мальчиком-помором Санькой - сможет узнать больше о своём крае. Перу М. Попова принадлежит и художественно-историческая повесть «Берестяная история, или Приключения отрока Онфима», действие в которой происходит в первой половине XIII века, а главный герой мальчик Онфим в своих берестяных грамотках описывает весь недолгий век святого князя Александра Невского.

Интересны также произведения северорусских авторов, где освещена столь актуальная для региона тема взаимоотношений русских и представителей малочисленных коренных народов. Так, ярким именем в истории северной детской литературы является имя Пэли Пунуха / Т.П. Синицина (1894-1971), педагога, журналиста и писателя. Новый мир открыл для себя П. Пунух, работая в 1920-е годы учителем в ненецких школах на Новой Земле, в Канино-Тиманской тундре. Этот опыт лёг в основу его книг для детей 1930-х гг. «Борька в тундре», «Девочка Савоне», «Пята тысячелетий» («Из-под пяты веков») и др.

Другой опыт национальных взаимоотношений показан в повести Е. Коковина «Полярная гвоздика» и ряде рассказов автора, повествующих о дружбе ненецких и русских детей.

Однако в Северном тексте детской литературы отражён также взгляд на диалог культур с другой стороны. Особое место здесь занимает творчество писателей и поэтов, относящихся к малым коренным народам Крайнего Севера, в чьих произведениях отражён уникальный мифопоэтический взгляд на мир и человека в нём.

Одним из первых писателей-ненцев, книги которого отчасти посвящены детям, называют А.П. Пырерка (1905-1941), учёного-лингвиста, создателя ненецкой письмен-

ности, фольклориста. Сказки и книга «Единственный сын старушки» опираются на традиционные ненецкие мифологические представления о жизни. Автобиографическая повесть А. Пырерка «Младший сын Вэдо» рассказывает о трудной судьбе ненецкого мальчика-сироты, о его опыте общения с русскими людьми и русской культурой, достоверно передаёт национальное мироощущение.

Автобиографична и повесть ненецкого писателя, педагога и общественного деятеля П.А. Явтысого (1932-2005) «Рождённые в нартах». В ней автор обращается к своему детству, выпавшему на страшные 1940-е, рассказывает о том, как подростки, заменив отцов, трудились для общей победы. Поэтические сборники П. Явтысого («След аргиша», «Бег оленя», «Праздник оленевода» и др.) не адресованы непосредственно детям, но сам строй его лирики, простота образов и приёмов, отсутствие подтекста, искренность и предельность в выражении чувств лирического героя делают его стихи близкими детскому восприятию.

В 1998 г. П.А. Явтысый создал детскую литературно-творческую группу «Суюко-ця» («Оленёнок») при Этнокультурном центре НАО вместе с ненецким прозаиком и поэтом А.И. Пичковым (1934-2006). Особое место в творчестве последнего занимают стихи и проза для детей: повести «Розовый узор» и «Сятук», поэтический сборник «Едем в тундру на оленях». Любовью к родине и людям проникнуты и посвящённые детям стихи В.Н. Ледкова (1933-2002) из сборников 1960-х гг. «Детям моего стойбища», «Быстроногий оленёнок» и др. «Певцом Ямала» называют критики поэта Л.В. Лапцуя (1939-1982), автора поэм и стихов для детей: «Мальчик из стойбища», «Эдей-ка», поэма-сказка «Тер» и др.

Писатели искренне переживают проблемы и трудности своего народа, ратуют за сохранение национальных традиций, с одной стороны, и мечтают о просвещении ненцев - с другой. Большинство из них ясно осознаёт, что будущее народа - в руках детей, возможно, поэтому почти все яркие литераторы интуитивно выходят к материалу детской литературы. Это тот случай, когда неразделимыми оказываются история, традиции, сила художественного слова и задачи воспитания юношества; это литература действенная, призванная не только отражать жизнь, но и сберегать её, и менять.

Произведения для детей в творчестве всех названных в этой части обзора авторов составляют лишь часть творческого наследия, но для нас, разумеется, особенно интересны авторы, чей художественный интерес прежде всего сосредоточен на создании книг для юных читателей. Так, талантливо пишет для детей Н.Н. Куратова (1930 г.р.) из Сыктывкара. Даже названия её произведений пронизаны пафосом радостного приятия жизни: «Давайте знакомиться и дружить», «Горсть солнца», «Миша растёт с каждым днём».

На коми и на русском пишет прозу для детей младшего школьного возраста Е.В. Козлова (1954 г.р.). Любимый жанр писательницы - рассказ. Со сборником рассказов «Синее стёклышко» она входит в литературу в 1988 г.; затем были изданы книги «Я и братишка Ивук», «Снежный человек», «Волшебные очки», «Озорник».

Произведения Северного текста детской литературы, созданные представителями коренных народов, на наш взгляд, наделяются их авторами особыми дополнительными функциями. Северорусские писатели, подчёркивая региональную самобытность жизни, традиций, природы в своих книгах на первое место всё-таки ставят человека, героя. Это личностно ориентированная литература. Писатели Крайнего Севера часто стремятся к яркой презентации своего народа, делая упор на универсальные обобщения, на создание подробнейшей модели национальной жизни. Это можно объяснить особым типом мировосприятия, основанного на коллективно-мифологическом начале, когда человек мыс-

лится малой частью вселенского мира. С другой стороны, многие современные авторы всё чаще создают свои произведения для детей на национальных наречиях, словно пытаясь зафиксировать, закрепить в языке традицию, сохранить её для будущих поколений.

Вторую большую группу создателей Северного текста детской литературы составляют писатели, не являющиеся уроженцами Русского Севера, но на протяжении долгого времени проживающие на его территории.

Многие годы плодотворно пишет для детей В.П. Чиркин. Он родился в 1937 г. в Дагестане, а живёт в Котласе Архангельской области. Его «поэтическую прозу» составляют рассказы («В гостях у дедушки в деревне», «Размороженные воробьи: рассказики о детях») и сказки («Брыкадил: почемучные сказки для детей и взрослых», «Сладкоежка и дымовой: настоящая сказка»). В разных регионах России известно творчество Т.Н. Ломбиной (1949 г. р.), живущей в Сыктывкаре. Её книги адресованы детям разного возраста: и подросткам (сборник рассказов «Из пункта "А" в пункт "Б"»), и дошкольникам (учебники-сказки «Читайка» и «Грамотейка»). Не менее известны и книги О.М. Гарнат (Ольги Максимовой), писателя, поэта, члена Товарищества детских и юношеских писателей России. Она родилась в 1954 г. в Украине, но уже долгие годы живёт в Мурманске и пишет замечательные книги для детей. Среди самых талантливых - повесть «Долгая дорога к дому, или Приключения щенка Фунтика», посвящённая отцу писательницы; повесть для подростков «Найди свою Трою»; повесть для взрослых и детей о семье «Мой любимый соловей». Работа над произведениями для детей и о детях есть и в творческом опыте архангельского писателя и поэта, родившегося в Ленинграде, В.Н. Чубара (1962 г.р.). Он является автором повести для подростков «Вместе весело шагать, или Мы стоим за гаражами», успевшей получить положительные отклики современных критиков.

Дар живо и лаконично передавать настроение и эмоции, понятные детям, был присущ поэту и писателю В.М. Калинкину (1910-1981), который с 1936 г. жил и работал в Холмогорах. В 1955 г. в Архангельском книжном издательстве вышел сборник его стихов «Первая книжка», в 1958 - «Стихи детям». Позже увидели свет сборники «Малютка», «Солнце в блюдечке», «Первое знакомство». Н.К. Жернаков писал о стихах В. Калинкина: «В них то особенное, глубокое понимание воспитательной силы художественного слова, то поэтическое осмысление мира в детском восприятии, без назидательного нравоучения, которые отличают поэта истинного... в них светлая душа и золотое сердце автора» [5; с. 6].

Нельзя не вспомнить также имя Ю.А. Горбунова (1929-1994), поэта и прозаика из Северодвинска, создававшего замечательные книги для малышей - «Алёшкин мостик», «Как стать капитаном», «Кораблик с белым парусом».

В различных жанрах прозы и поэзии для детей работает О.С. Бундур (1974 г. р.) из г. Кандалакша Мурманской области. С 1973 г. было издано около 20 книг автора; писатель часто публикует свои произведения в детских литературно-художественных журналах «Чиж и ёж», «Кукумбер», «Весёлые картинки», «Познайка» и др. Главная тема лирики Олега Бундура для детей - поэзия гармоничных семейных отношений, без которой невозможно развитие цельной человеческой личности. Об этом его книги «Книжка про нас», «Если в доме каждый рад», «Без папы скучаю», «Как воспитывать папу», «Папу с мамой берегу», «Мама в командировке», «Папа приехал». Даже в названиях поэтических сборников запечатлено удивительно светлое, доброе и открытое авторское отношение к миру, которое передаётся читателю, - «Здравствуй, день!», «Здравствуй, солнце!», «Друг без друга не прожить». Писатель искренне восхищается удивительным миром Севера,

ставшим для него родным, что нашло отражение в сборниках рассказов «Медвежка», «У нас на Крайнем Севере», «Заповедный кордон» и целом ряде стихотворений (сборники «Каша с видами на море», «В гостях у белого медведя»).

К третьей группе создателей Северного текста детской литературы мы отнесли литераторов, лишь ненадолго приезжавших на Русский Север. Однако даже краткое пребывание на поморской земле порой оставляло в творчестве художников заметный след. Среди представителей этой группы собственно детских писателей не так уж много. Прежде всего назовём Л.А. Кассиля (1905-1970). Целый ряд его рассказов 19301940-х гг. связаны с «северными» впечатлениями («Батарейный заяц», «Вторая половинка песни», «Федя из Подплава», «Черемыш - брат героя»), а статья, посвященная Е. Коковину и обращённая к юным читателям «Сиверко - поморский ветер», характеризует писателя не только как талантливого критика, но и человека, влюблённого в Русский Север. Вспомним также имя М.С. Пляцковского (1935-1991). Известного детского поэта, прозаика и драматурга. Его впечатления от путешествия в Арктику и на Чукотку отразились в лирике (стихотворения «Морошка», «Чукотка», «Высокие широты», поэтический сборник «Ёлка бегает по тундре»), художественно-музыкальной композиции «Белый Север», созданной совместно с С.Г. Гладковым и нескольких рассказах («Умка хочет летать», «Тюлентяй» и др.).

Другие писатели, которых нельзя не назвать в этой части нашего обзора, пишут главным образом для взрослых, но нравственный, воспитательный и художественный потенциал их произведений о Севере так велик, что эти книги по праву входят в круг детского чтения. Так, З.С. Давыдов (1892-1957) не был собственно детским писателем, лишь одно его произведение - роман «Беруны» - примыкает к детской литературе. Книга посвящена истории Крайнего Севера и увлекательно рассказывает юным читателям о приключениях поморов, вынужденных несколько лет прожить на необитаемом арктическом острове Малый Берун. В историю Северного текста детской литературы как автор одного романа вошёл и В.А. Каверин/Зильбер (1902-1989). Это знаменитая книга «Два капитана», повествующая о том, как честь, упорство, благородство, сила духа и любопытство помогают человеку не только найти истинные дружбу и любовь, но и исполнить свои мечту и долг. Особое место среди авторов Северного текста детской литературы принадлежит двум москвичам - Ю.П. Казакову (1927-1982) и Ю.И. Ковалю (1938-1995). Удивительно одарённые люди, тонкие художники, которые, однажды соприкоснувшись с Севером, уже не смогли вырвать его из своих сердец. Их произведения о природе и людях Севера («Никишкины тайны», «Мальчик из снежной ямы» Ю. Казакова; «Чистый Дор», «Листобой» Ю. Коваля) воссоздают образ Поморья как волшебного, чудесного края, таящего в себе несметные природные и духовные сокровища.

Подобный историко-литературный подход позволяет при изучении упорядочить пёстрый художественный материал, выстроить его по хронологическому принципу и связать Северный текст русской литературы для детей с наиболее общими тенденциями в развитии отечественного литературного процесса ХХ-ХХ1 вв.

При таком подходе к характеристике интересующего нас регионального материала, несомненно, решается задача формирования неких общих системных представлений о детской литературе, связанной с Севером, но при этом довольно сложно сформировать у учащихся целостное понимание художественной картины мира, которая, как в метатексте, возникает в произведениях о Русском Севере; в рамках историко-литературного подхода внимание уделяется прежде всего индивидуально-авторским особенностям восприятия мира, обусловленным тем местом, которое занимает Русский Север в жизни конкретного литератора.

Постижение универсальной северорусской художественной картины мира, образа Севера в самом общем смысле должно стать важнейшей задачей при изучении Северного текста русской литературы для детей с опорой на другой - жанрово-тематический - принцип. Тогда в основе типологии произведений будут лежать прежде всего особенности хронотопа, поскольку именно они определяют специфическую геопоэтику любого регионального, в том числе Северного, текста. В связи с этим, думается, можно условно, выделить несколько групп произведений, в каждой из которых определяющим для развития сюжета, авторской идеи, художественной системы текста будет тот или иной его элемент - образ или мотив, - который будет как бы продуцировать возникновение специфической для Северного текста картины мира. И даже при наличии индивидуально-авторских особенностей восприятия при анализе текстов явно можно выделить общие места, некую универсальную опорную образно-мотивную систему, отражающую мифопоэтическую картину мира, характерную для Северного текста русской литературы для детей.

Так, например, мы предлагаем выделять произведения, где основными для формирования образа Севера являются пространственные локусы города и деревни. Необходимо уточнить, что существует целый ряд текстов, в основе которых находится смысловая оппозиция или антиномия «город - деревня», традиционная для русской литературы и, в связи с северным текстом, особенно актуальная для деревенской прозы второй половины XX века. Именно противопоставление или сопоставление города и деревни рождает образ Севера в повестях Г. Аксёнова «Бажоный», А. Ломковского «Я -Абакшин!», А. Мошковского «Не опоздай к приливу», А. Петухова «Сить - таинственная река», отчасти в сказках С. Писахова.

В Северном тексте русской литературы для детей важное место занимают произведения, где центральным становится образ Архангельска. Вспомним рассказы Б. Шергина «Миша Ласкин», «Детство в Архангельске»; автобиографическую повесть М. Маркова «Трудное детство»; прозу Е. Коковина (трилогия «Детство в Соломбале», «Экипаж боцмана Рябова», «Жили на свете ребята», «Мы поднимаем якоря» и др.). Кроме того, инварианты образа города можно найти в прозе Е. Габовой (Сыктывкар в книге «Никто не видел рыжего», образ северного города в рассказе «И отец мой, и мама моя») и А. Мош-ковского (заполярный город Матросск в повести «Не погаснет, не замёрзнет»).

Следующим ярким локусом, формирующим специфический инвариант Северного текста для детей является остров. В детской литературе о Севере он часто связан с мотивом освоения арктических островов (Е. Коковин «Полярная гвоздика», «Первая любовь»; Л. Платов «Архипелаг исчезающих островов»), мотивом робинзонады (М. Скороходов «Северные робинзоны», Н. Вурдов «Робинзоны студёного сотрова», З. Давыдов «Беруны») либо природоведческой тематикой, когда северный остров видится как отдельный природный космос (О. Бундур «Каша с видами на море», «Заповедный кордон»; В. Хлебович «Животные и мы»).

В Северном тексте русской литературы для детей особняком стоят произведения, где жанрово- и сюжетообразующим является символический мотив пути как постижения героем мира и самого себя. Интересно, что центральным пространственным образом при этом в Северном тексте становится не традиционный для русской литературы образ дороги, как, например, в повести Н. Вурдова «Дорога на всю жизнь», но различные инварианты гидронимов - море и река. Морское путешествие совершают герои книги Б. Шергина «Океан-море русское», романа Н. Аурова «Под полуночным солнцем», рассказа М. Попова «Иванова кочка» и др. Вдоль по северным рекам пролегает

путь персонажей таких книг, как «Самая лёгкая лодка в мире» Ю. Коваля, «В белую ночь у костра» Ю. Коринца; «Мальчик и река», «Экипаж боцмана Рябова» Е. Коковина, «Певучий мостик» И. Полуянова. Именно в связи с образом реки часто в Северном тексте русской литературы для детей возникает и важный для художественной северорусской картины мира образ леса/тайги, тогда как в связи с образом моря через мотив отражения появляется образ северного неба, с одной стороны, и антиномичный морю образ тундры - с другой.

И наконец, назовём группу произведений, в центре которых изображение образа Крайнего Севера, Арктики. Об этом пишут как русские авторы (М. Курунный «Дымок над чумом», Э. Аленник и К. Фаворская «Малая зимовка», А. Мошковский «Три белоснежных оленя», А. Членов «Как Алёшка жил на Севере», Е. Коковин «Рассказы зимовщика», О. Бундур «У нас на Крайнем Севере», «В гостях у белого медведя»), так и, естественно, представители малых коренных народов Севера.

Таким образом, жанрово-тематический подход к рассмотрению Северного текста русской литературы для детей помогает вписать восприятие региона у конкретных авторов в единую систему художественных представлений о Севере, которая сформировалась в русской литературе, ориентированной на ребёнка.

Изучение Северного текста русской литературы для детей как специфического компонента регионального содержания школьного филологического образования предполагает владение навыками различных видов литературоведческого анализа. Имеются в виду не только традиционные для практики школьного изучения методы биографического, композиционного, пообразного анализа, но и специфические, обусловленные художественной природой Северного текста. Первым таким подходом может служить локально-исторический метод, основные теоретические положения которого были сформулированы Н.П. Анциферовым и развивались в трудах Д.С. Лихачёва, Ю.М. Лотмана, Р.Д. Тименчика и А.Л. Осповат, В.Н. Топорова и др. В XXI веке метод Н.П. Анциферова перерастает границы «петербургского текста» и расширяется тематически, о чём свидетельствуют, например, труды Д.С. Московской. Кроме того, понимание Русского Севера как «мифопоэтического пространства» естественно обусловливает необходимость использования при интерпретации произведений метода мифопоэтического анализа, который будет в рамках Северного текста сближаться с разработанным М. М. Бахтиным хро-нотопическим анализом, поскольку в центре изображения у писателей находится тот или иной вариант северорусской пространственно-временной картины мира.

Даже такой конспективный обзор позволяет сделать вывод о том, насколько разнообразен и обширен Северный текст детской литературы, насколько мощный историко-литературный, воспитательный потенциал содержится в нём, какие обширные горизонты для методического и педагогического творчества открывает региональное содержание.

Библиографический список

1. Белинский В. Г. Подарок на Новый год. Детские сказки дедушки Иринея // Белинский В. Г., Чернышевский Н. Г. Добролюбов Н. АО детской литературе. М., 1954. С. 81-85.

2. Буторина Т. С. НРК в образовании и воспитании в условиях Архангельской области // Национально-региональный компонент в образовании (для школ Архангельской области) / Отв. ред. Т.С. Буторина. Архангельск, 1994. С. 3-30.

3. Галимова Е.Ш. Северный текст русской литературы как региональный сверхтекст // Геокультурное пространство Европейского Севера: генезис, структура, семантика:

сборник научных статей. Материалы V и VI Поморских чтений по семиотике культуры / Под ред. Н.М. Теребихина. Архангельск: САФУ, 2011. 504 с.

4. Детская литература стран Баренцева региона: хрестоматия / Отв. Ред. Э. И. Николаева. Архангельск: Поморский университет, 2005. 290 с.

5. Жернаков Н.К. Таким он был. // Правда Севера. - 1981 - 31 января. С. 6.

6. Закон Российской Федерации «Об образовании». URL: http://www.ozpp.ru/zknd/obra.

7. Литературный Север: Книга для учащихся 5-8 классов / Сост. Л.С. Скепнер. Архангельск: изд-во Поморского педуниверситета, 1995. 431 с.

8. Лихачёв Д.С., Янин В.Л. Русский Север как памятник отечественной и мировой культуры // Коммунист. 1986. № 1. С. 115-118.

9. Любомудров А.М. Север России в истории русской литературы XX века (по материалам словаря Пушкинского Дома) // Северный текст русской литературы. Вып. 1 / Сост. Е.Ш. Галимова. Архангельск: Поморский университет, 2009. С. 5-19.

References

1. Belinsky V.G. A gift for New year. Children's fairy tales of the grandfather Irenaios//Belinsky V.G., Chernyshevsky N.G. Dobrolyubov NA. About children's literature. M, 1954. P. 81-85.

2. Butorina T.S. NRK in education and education in the conditions of the Arkhangelsk region/The National and regional component in education (for schools of the Arkhangelsk region) / Ed/ of T.S. Butorinaa. Arkhangelsk, 1994. P. 3-30.

3. Galimova E.Sh. Northern text of the Russian literature as regional supertext//Geocultural space of the European North: genesis, structure, semantics: collection of scientific articles. Materials V and VI of the Pomor readings on culture semiotics / Ed. of N.M. Terebikhin. Arkhangelsk: SAFU, 2011. 504 p.

4. Children's literature of the countries of the Barents region: anthology / Ed/ of E.I. Nikolaev. Arkhangelsk: Pomor university, 2005. 290 p.

5. Zhernakov N.K. It was it.//North truth. - 1981 - January 31. P. 6.

6. The law of the Russian Federation "About education". URL: http://www.ozpp.ru/zknd/obra.

7.Literary North: The book for pupils of 5 - 8 classes /Ed. of L.S. Skepner. Arkhangelsk: Pomor teachers training university, 1995. 431 p.

8. Likhachyov D.S., Yanin V.L. Russian North as monument of domestic and world culture// Communist. 1986. № 1.P. 115-118.

9. Lyubomudrov A.M. The North of Russia in the history of the Russian literature of the 20th century (on materials of the dictionary of the Pushkin House)//The Northern text of the Russian literature. Vol.1 / Ed. of E.Sh. Galimova. Arkhangelsk: Pomor university, 2009. P. 5-19.

УДК 821.161.1

Санкт-Петербургский государственный St. Petersburg State Medical University

Медицинский университет им. И.И. Меч- named after I.I.Mechnikov

никова

канд. филол. наук, доцент кафедры рус- PhD, associate professor of Russian

ского языка language

Белова А.В. Belova A.V.

Россия, Санкт-Петербург, +79119447714 Russia, Saint-Petersburg, +79119447714

e-mail: annaventina@gmail.com e-mail annaventina@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.В. Белова

ЧЕХОВСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ: СТАРШИЙ БРАТ АЛЕКСАНДР ЧЕХОВ

В статье рассматривается личность старшего брата Антона Чехова - писателя Александра Павло -вича Чехова.

Ключевые слова: Антон Чехов, личность, биография, мемуары.

A.V. Belova

CHEKHOV'S ENVIRONMENT: ELDER BROTHER ALEXANDER CHEKHOV

In article the identity of the elder brother Anton Chekhov - the writer Alexander Pavlovich Chekhov is considered.

Key words: Anton Chekhov, personality, biography, memoirs.

Интерес к чеховскому миру, его личности, окружению, семье не уменьшается, что подтверждают, например, киноработы последних лет, такие как «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова (1994 г.), а также фильм Михаила Угарова «Братья Ч» (2014 г.) В канву повествования о семье комдива Котова в фильме «Утомлённые солнцем» вплетаются последние, предсмертные слова Александра Павловича Чехова, старшего брата Антона Павловича, которые вкладываются в уста одного из героев фильма, умирающего в собственном доме посёлка ХЛАМ: «Я прожил такую длинную жизнь и что же я вижу перед смертью? Какие-то поезда с гусями! Как обидно глупо!».

«В основе сюжета фильма «Братья Ч» - события одного летнего дня из жизни семьи Чеховых на даче в середине 80-х годов 19 века. 26-летний Антон самоотверженно, с трудом содержит большую и неблагополучную семью: разорившегося отца, болезненную мать, сестру, старших и младших братьев.

С утра до вечера он занят поденной литературной работой - пишет короткие комические рассказы в дешевые журналы. Антон Чехов, будущий великий писатель, в фильме только осознает собственный дар.

Рядом с Антоном его старшие братья - Николай, талантливый художник, так и не написавший своего живописного шедевра, и Александр, ближайший друг и отчаянный завистник Антона, одаренный писатель, «профукавший свой талант» [13].

В 2012 году в издательстве «Захаров» вышла книга «Александр и Антон Чеховы. Воспоминания, переписка», в которой собраны в хронологии сохранившиеся письма

© Белова А.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.