Научная статья на тему 'УРОВНИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ: КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ'

УРОВНИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ: КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

105
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КУРСАНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микрюков Юрий Валерьевич

Современные требования к подготовке офицерских кадров определяют направления поиска более эффективных подходов и технологий обучения и воспитания курсантов в военном вузе. В статье представлены результаты анализа психолого-педагогической литературы, позволившие уточнить сущность понятий «идентичность» и «профессиональная идентичность», определить этапы формирования профессиональной идентичности в соответствии с особенностями военно-профессиональной подготовки. Профессиональную идентичность в военном образовании, мы рассматриваем как результат активного процесса, отражающего представление субъекта о себе, собственном пути развития, связывающим предстоящую деятельность с долгом перед Родиной, реализующим взаимодействие с окружающим миром, обретение курсантом самоуважения через выполнение военной деятельности. Определены критерии и показатели, позволяющие определить уровни профессиональной идентичности курсантов военного вуза: репродуктивный, продуктивный, креативный, дана их характеристика. Рассмотрены направления учебно-воспитательной работы, определены формы учебной и воспитательной деятельности, способствующие формированию профессиональной идентичности у курсанта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Микрюков Юрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL IDENTITIES OF MILITARY ACADEMIES STUDENTS:CRITERIA AND INDICATORS

Modern requirements for the training of officers determine thedirection for a search for more effective approaches and technologies for training and educating cadets in a military academy. The article presents the results of an analysis of psychological and pedagogical literature, which allowed us to clarify the essence of the concepts of "identity" and "professional identity", to determine the stages of the formation of professional identity in accordance with the features of military training. Professional identity in military education, we consider as the result of an active process that reflects the subject's idea of himself, his path of personal growth, linking the upcoming activity to the duty to the Motherland thatimplements interaction with the surrounding world,the cadet gaining self-esteem through the performance of military activities. The criteria and indicators that allow to determine the levels of professional identity of cadets of a military academy: reproductive, productive, creative, and their characteristics are given. The directions of educational work are considered, the forms of educational and educational activities that contribute to the formation of the professional identity of the cadet are determined.

Текст научной работы на тему «УРОВНИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ: КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ»

Теория и методика профессионального образования Theory and methodology of Professional Education

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-55-61 УДК 378.1

УРОВНИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ: КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ

Микрюков Юрий Валерьевич

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

г. Челябинск, Россия Mikr-yurik@yandex.ru

Аннотация: Современные требования к подготовке офицерских кадров определяют направления поиска более эффективных подходов и технологий обучения и воспитания курсантов в военном вузе. В статье представлены результаты анализа психолого-педагогической литературы, позволившие уточнить сущность понятий «идентичность» и «профессиональная идентичность», определить этапы формирования профессиональной идентичности в соответствии с особенностями военно-профессиональной подготовки. Профессиональную идентичность в военном образовании, мы рассматриваем как результат активного процесса, отражающего представление субъекта о себе, собственном пути развития, связывающим предстоящую деятельность с долгом перед Родиной, реализующим взаимодействие с окружающим миром, обретение курсантом самоуважения через выполнение военной деятельности. Определены критерии и показатели, позволяющие определить уровни профессиональной идентичности курсантов военного вуза: репродуктивный, продуктивный, креативный, дана их характеристика. Рассмотрены направления учебно-воспитательной работы, определены формы учебной и воспитательной деятельности, способствующие формированию профессиональной идентичности у курсанта.

Ключевые слова: идентичность, профессиональная идентичность, курсант, образовательный процесс, критерии, показатели

Для цитирования: Микрюков Ю.В. Уровни формирования профессиональной идентичности у курсантов военных вузов: критерии и показатели.Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. № 2. с. 55-61. DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-55-61

Originalarticle

LEVELS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL IDENTITIES OF MILITARY ACADEMIES STUDENTS: CRITERIA AND INDICATORS

Yuri V. Mikryukov

South Ural State University for thehumanities and Pedagogy Chelyabinsk, Russia Mikr-yurik@yandex.ru

Abstract: Modern requirements for the training of officers determine thedirection for a search for more effective approaches and technologies for training and educating cadets in a military academy. The article presents the results of an analysis of psychological and pedagogical literature, which allowed us to clarify the essence of the concepts of "identity" and "professional identity", to determine the stages of the formation of professional identity in accordance with the features of military training. Professional identity in military education, we consider as the result of an active process that reflects the subject's idea of himself, his path of personal growth, linking the upcoming activity to the duty to the Motherland thatimplements interaction with the surrounding world,the cadet gaining self-esteem through the performance of military activities. The criteria and indicators that allow to determine the levels of professional identity of cadets of a military academy: reproductive, productive, creative, and their characteristics are given. The directions of educational work are considered, the forms of educational and educational activities that contribute to the formation of the professional identity of the cadet are determined.

Keywords: professional identity, cadet, educational process, criteria, indicators

For citation: Mikryukov Yu.V. Levels of development of professional identities of military academies students:criteria and indicators.Pedagogy: history, prospects. 2021. Vol. 4. no. 2. PP. 55-61. (InRuss.) DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-55-61

Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации, оснащение их новыми образцами военной техники, повышают требования к подготовке военных специалистов. На коллегии Министерства обороны России, проводимой 19 декабря 2019 года Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации - Президент России В.В. Путин отметил: «Все выпускники военных вузов 2019 года - а это более 14 тысяч офицеров - получили воинские должности в соответствии со своими специальностями. Это значит, что система военного образования в целом настроена на нынешние запросы Вооруженных Сил и на перспективу, работает сбалансированно и четко, готовит новые поколения востребованных военных профессионалов, за которыми, безусловно, будущее нашей армии и флота» [1].

Это накладывает новые требования к подготовке офицерских кадров, поиска более эффективных подходов к обучению и воспитанию курсантов. На наш взгляд, решением указанной задачи является формирование профессиональной идентичности у будущих офицеров, которую необходимо рассматривать как отдельный элемент идентичности, его составную часть, позволяющую формировать у выпускников научное мировоззрение, мотивированную готовность к профессиональной деятельности в войсках.

Специфика подготовки офицеров состоит в том, что это юноши в возрасте от 18 до 25 лет, а, именно, на это период, приходится кризис идентичности (этап вторичной социализации), появляется возможность выбора другого, нового пути своего развития.

Дж. Мартиас рассматривает формирование идентичности по двум параметрам:

1) наличие или отсутствие кризиса - состояние поиска идентичности;

2) наличие или отсутствие единиц идентичности - личностно значимых целей, ценностей, убеждений. Он выделяет наиболее важные её статусы: достигнутая идентичность; мораторий; преждевременная идентичность; диффузная идентичность [2].

По мнению Н.Л. Ивановой, идентичность включает в себя три основных

блока:

1) «базисный» - узколокализованный, обусловленный ситуацией, данной человеку от рождения;

2) «индивидуально-личностный» - направленный на овладение требованиям культуры как узкого, так и более широкого сообщества;

3) «профессионально-деловой» - активно конструируемый субъектом и являющейся когнитивно-мотивационным основанием восприятия личностью новых социальных ценностей [3].

Таким образом, первый блок идентичности связан с мотивацией самозащиты, второй - с мотивацией самоуважения; третий - с мотивацией саморазвития.

Формирование профессиональной идентичности курсанта не может быть сведено ни к чистому обучению, ни к чистому воспитанию, ни, что самое главное, к сумме того и другого, а предполагает совершенно особый интегра-тивный механизм всего целостного учебно-воспитательного процесса, включая самообучение и самовоспитание будущих офицеров. Профессиональную идентичность невозможно задать извне, можно только создать благоприятные условия для её развития.

Специфика обучения в военном вузе накладывает свой отпечаток на организацию учебного процесса и формирование профессиональной идентичности, которая на индивидуальном уровне постоянно подвергается трансформации в зависимости от многочисленных факторов. К таким факторам следует отнести:

• трудности, возникающие в процессе освоения учебных программ по отдельным дисциплинам;

• затруднения в установлении межличностных отношений внутри воинского коллектива (классного отделения, курса);

• адаптация к новым требованиям, соответствующим воинскому уставу, к иным, чем в гражданских вузах, отношениям с преподавателями и офицерами-командирами курсантских подразделений,

• состояние здоровья и психологические травмы и др.

По нашему мнению, понятие профессиональной идентичности в военном образовании - это результат активного процесса, отражающего представление субъекта о себе, собственном пути развития, связывающим предстоящую деятельность с долгом перед Родиной, реализующим взаимодействие с окружающим миром, обретение им самоуважения через выполнение этой деятельности.

Процесс формирования профессиональной идентичности можно условно разделить на три уровня: репродуктивный, продуктивный, креативный [4, с. 838]. Для каждого уровня характерны свои критерии и показатели.

Репродуктивный уровень сформированности профессиональной идентичности (воспроизводящий, самовоспроизводящий).

Курсант имеет слабые представления о своей будущей специальности, ещё не адаптировался к новой для него системе обучения. Отношения в воинском коллективе не выстроены, свой собственный социальный статус в коллективе курсанту безразличен, выбор учебного заведения случайный или навязан извне, нет представления о будущей служебной деятельности. Интерес к военным дисциплинам отсутствую, нет четко представления о том, кем он хочет стать, на кого походить. Курсант не проявляет интереса к общественной жизни, старается избегать общения. В учебе отсутствует организованность, требуется постоянный контроль со стороны командиров. Могут иметь случаи нарушения воинской дисциплины. Понятия самодисциплины отсутствуют.

Учебно-воспитательная работа с курсантами, находящимися на этом уровне направлена навыработку потребности в понимании смысла военной профессиональной деятельности, формирование мотивации, ценностного отношения к миссии офицера. Это позволяет курсанту сформулировать цели подготовки к будущей профессиональной деятельности, осознать её познавательный и лич-ностно-ценностные компоненты и профессиональные функции, овладеть военно-профессиональными знаниями и умениями.

Продуктивный уровень сформированности профессиональной идентичности (создающий ценности, приносящий результаты, способный делать новообразования). Для этого уровня характерны следующие показатели: у курсанта сформированы представления о его будущей социальности, он уже частично адаптировался к системе обучения, межличностные отношения в коллективе построены и курсант ценит их. Курсант имеет социальный статус, который его устраивает, разбирается в образцах вооружения и военной техники. Принимает участие в общественной жизни, дорожит войсковым товариществом. Курсант убежден в правильности выбора учебного заведения и специальности. Представление о будущей специальности обретают четкие черты. Выработаны нормы поведения, соответствующие нормам и требованиям воинского устава и традициям воинского коллектива. Вырабатывается чувство уважения к командирам и преподавателя, начинается поиск идеала, к достижению которого он стремится. В учебе проявляется организованность, контроль практически не требуется, либо эпизодический [5, 6].

Учебно-воспитательная работа на этом уровне направлена на формирование у курсанта ценностей военной профессии, ценностных ориентаций, на ко-

торые он опирается, нравственные и моральные качества, выработать умение определять соответствие личностных качеств профессиональным требованиям, т.е. соответствие человека профессии, сформировать свое отношение к профессиональной деятельности.

На продуктивном уровне, кроме вышеперечисленного, курсанты должны сформулировать цели будущей профессиональной деятельности, выделить функции военной деятельности и познавательный и личностно-ценностный компоненты, овладеть военно-профессиональными знаниями и умениями.

Креативный (высокий) уровень сформированности профессиональной идентичности (созидательный, творческий, отличающийся поиском и созданием нового).

У курсанта есть четкое представление о получаемой военной специальности. Выстроена модель дальнейшего служебного предназначения (продвижения по службе, поступления в академию и т.д.). Он полностью адаптирован к системе военного образования, принимает активное участие в образовательном процессе (готовит доклады, рефераты), участвует во внеучебной деятельности (научно-исследовательские работы, олимпиады), постоянно занимается своим развитием как военного специалиста, твердо убежден в правильности выбора учебного заведения и специальности. Знает не только все образцы военной техники, состоящие на вооружении по специальности, но и перспективные их разработки.

В коллективе имеет определенный статус, который постоянно пытается повысить. Постоянное стремление к успеху во всех делах и начинаниях. Пользуется авторитетом у сослуживцев, которым не безразлично его мнение. Уже сам, в составе коллектива, вырабатывает рамки социального поведения, которые определяют, что «хорошо» а что «плохо» в рамках данной группы. Интересуется возможными местами прохождения службы, с учетом интенсивности учебно-боевой подготовки, а так же социально-бытовых условий. Обладает полным самоконтролем и самоорганизацией. Не требует контроля вообще. Имеет четкое представление, кто для него является примером [5, 6].

Учебно-воспитательная работа на этом уровне направлена на развитие у курсантов профессионально и личностно значимых качеств, способствующих высокому проявлению профессионализма и успешному овладению военно-профессиональными знаниями, умениями и опытом. В процессе изучения учебных дисциплин общепрофессионального и профессионального блоков ФГОС курсанты усваивают теоретические знания и приобретают специальные практические умения, способствующие овладению профессиональными функциями, развитию профессионального самосознания, базовых профессиональных качеств.

На этом уровне курсанты демонстрируют свой теоретико-творческий способности, проявляющиеся в умении выявлять особенности военно-профессиональной деятельности, давать устные и письменные ответы творческого характера, решать задачи на логическое мышление, проблемные задачи с противоречивыми данными, а также задачи на нахождение несоответствий и ошибок, разрабатывать и защищать научные проекты, аргументировать и обосновывать свою позицию; систематизировать и обобщать полученные знания на эмпирическом и теоретическом уровне, устанавливать межпредметные связи. При этом курсанты проявляют познавательный и профессиональный интерес, самостоятельность и ответственность, инициативность и креативность [5, 6].

Анализ уровня сформированности профессиональной идентичности у курсанта мы предлагаем оценивать двояко:

1) внутренняя оценка самого курсанта, полученная путем анкетирования, в ходе которого будет определено его отношение к соответствию основных показателей, индивидуальные беседы;

2) внешняя оценка, которая складывается из служебной характеристики, данной командиром подразделения, анализа уровня усвоения курсантом образовательной программы, социального портретирования воинского коллектива на основе межличностных отношений и др.

На основе анализа получаемых данных командованием и педагогическим составом могут быть спланированы конкретные мероприятия по повышения уровня профессиональной идентичности курсанта. С этой целью используются такие формы, как проведение психологических тренингов, интегративных семинаров, «круглых столов» и дискуссий, экскурсий на военные объекты, содержание которых усиливает профессиональную направленность обучения. В процессе целенаправленной и систематической подготовки к военно-профессиональной деятельности важно сформировать у курсантов понимания, что «цель - больше, чем борьба» [7, с.10], а получение военной профессии, востребованной обществом, первого офицерского звания «Лейтенант» - стоит больших усилий над собой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Коллегия Министерства обороны Российской Федерации (24 декабря 2019 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://army.ric.mil.ru/Stati/item/245940/ (04.01.2021).

2. Антонова И.В. Проблема личной идентичности // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара, 2000, С. 471-488.

3. Иванова Н.Л. Проблема психологического анализа социальной идентичности / / Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006 Т.3 № 4 С.14-38.

4. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов: Более 4500 слов и выражений/ - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1168 с.

5. Уварина Н.В., Корнеева Н.Ю. Аспекты креативно-прогностического управления в современном образовании //Преподаватель XXI век. 2020. № 2-1. С. 11-19.

6. Уварина Н.В., Гнатышина Е.А., Корнеев Д.Н., Корнеева Н.Ю., Лысенко Ю.В., Семченко А.А. Психология управления/ Монография, Челябинск, 2020.ЗА0 «БиблиотекаА. Миллера» С. 368.

7. Pattengale J. What faculty members need to know about retention /Magna Publications Inc. 2010 52 р.

REFERENCES

Информация об авторе: Микрюков Юрий Валерьевич, аспирант ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» г. Челябинск, Россия Mikr-yurik@yandex.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи - 60 -

Information about the author.Mikryukov Yuri Valeryevich, Post-graduate student of the South Ural State University for thehumanities and Pedagogy Chelyabinsk, Russia Mikr-yurik@yandex.ru

The author has read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 12.03.2021 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 16.04.2021

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.04.2021

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов./ The author declares no conflicts of interests.

© Микрюков Ю.В..2021

© «Педагогика: история, перспективы». 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.