Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЗНАЧИМОСТИ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РФ'

К ВОПРОСУ О ЗНАЧИМОСТИ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военно-профессиональная идентичность / когнитивный компонент / курсант учебного центра / учебный центр Вооружённых Сил РФ. / military-professional identity / cognitive component / cadet of a training center / training center of the RF Armed Forces.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесников Максим Викторович

статья посвящена рассмотрению когнитивного компонента структурно-содержательной модели военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооружённых Сил РФ. Раскрываются характерные особенности, устанавливается роль и значение компонента в процессе формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров. Кратко рассматривается уровневая шкала сформированности данного компонента в процессе формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесников Максим Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE IMPORTANCE OF THE COGNITIVE COMPONENT OF THE MILITARY PROFESSIONAL IDENTITY OF TRAINERS OF TRAINING CENTERS OF THE ARMED FORCES OF THE RF

the article is devoted to the consideration of the cognitive component of the structural-content model of the military-professional identity of the cadets of the training centers of the Armed Forces of the Russian Federation. The characteristic features are revealed, the role and significance of the component in the process of forming the military-professional identity of the cadets of training centers is established. The level scale of the formation of this component in the process of forming the military-professional identity of cadets of training centers is briefly considered.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЗНАЧИМОСТИ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РФ»

УДК 355/11

Колесников Максим Викторович Kolesnikov Maksim Viktorovich

аспирант graduate student

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Челябинск Of the "South-Ural state humanitarian-pedagogical University", Chelyabinsk,

К ВОПРОСУ О ЗНАЧИМОСТИ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РФ

TO THE QUESTION OF THE IMPORTANCE OF THE COGNITIVE COMPONENT OF THE MILITARY PROFESSIONAL IDENTITY OF TRAINERS OF TRAINING CENTERS OF THE ARMED FORCES OF THE RF

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

Аннотация, статья посвящена рассмотрению когнитивного компонента структурно-содержательной модели военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооружённых Сил РФ. Раскрываются характерные особенности, устанавливается роль и значение компонента в процессе формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров. Кратко рассматривается уровневая шкала сформированности данного компонента в процессе формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров.

Annotation: the article is devoted to the consideration of the cognitive component of the structural-content model of the military-professional identity of the cadets of the training centers of the Armed Forces of the Russian Federation. The characteristic features are revealed, the role and significance of the component in the process of forming the military-professional identity of the cadets of training centers is established. The level scale of the formation of this component in the process of forming the military-professional identity of cadets of training centers is briefly considered.

Ключевые слова: военно-профессиональная идентичность, когнитивный компонент, курсант учебного центра, учебный центр Вооружённых Сил РФ.

Key words: military-professional identity, cognitive component, cadet of a training center, training center of the RF Armed Forces.

Процессы, происходящие в настоящее время в рамках реализации программы реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, её техническая модернизация, влекут за собой кардинальные перемены в функционировании структуры и организации Российской Армии, не только в отдельных её сегментах, но и в целом. Такими переменами являются: поставка новой военной техникой и вооружением, замещение устаревшей техники и вооружения; повышения уровня подготовки военнослужащих по специальности; организационно-штатные мероприятия и улучшение управленческого аппарата; изменение количества, методов и приемов комплектования численного состава военнослужащих; всестороннее развитие и поддержка социальной сферы и др.

[1;2; 3].

Главным направлением вышеуказанного реформирования это оптимизация всех ресурсов имеющиеся в наличии и это, в частности, требует поиска и внедрения новых способов использования этих ресурсов, в том числе,

VМеждународная научно-практическая конференция касательно процесса обучения военнослужащих, по программам подготовки по специальности в учебных центрах Вооружённых Сил РФ.

Большую роль в этом процессе играет организация и обеспечение формирования активных идентификационных процессов, результат которых демонстрирует в дальнейшем уровень отождествления курсанта с военно-профессиональным коллективом и личностью «другого» курсанта принадлежащего к этому коллективу; признание всех норм и требований соответствующих данному коллективу, а так же формированию положительной ценностной и мотивационной ориентации и рефлексивно-прогностических способностей. И всё это, в совокупности, в дальнейшем позволяет получить высококвалифицированного, всесторонне подготовленного военного специалиста, соответствующего предъявляемым требованиям современности.

Исходя из вышеприведённого, мы пришли к заключению, что военно-профессиональная идентичность курсантов в учебных центрах Вооруженных Сил РФ относится к ряду актуальных, но, в недостаточно полной мере изученных педагогических проблем, которые требуют предметного изучения и решения.

В рамках нашего исследования, военно-профессиональной идентичности курсантов учебного центра выступает в единстве: ценностного (принятие курсантом ценностей воинской службы), мотивационного (формирование положительной мотивации к военно-профессиональной деятельности), когнитивного (овладение знаниями о воинской службе и военно-профессиональной деятельности), рефлексивно-прогностического (способность к анализу собственных действий и действий своих товарищей) компонентов (рис. 1). В данной статье мы более подробно рассмотрим когнитивный компонент и его значение на процесс формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебного центра Вооруженных Сил РФ.

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КУРСАНТОВ УЧЕБНОГО

ЦЕНТРА ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РФ

Рис. 1. Структурно-уровневая модель военно-профессиональной идентичности курсантов учебного центра

На значимость данного компонента в своих научных работах указывают многие научные деятели [4, 5, 6]. Когнитивный компонент военно-профессиональной идентичности характеризуется: интересом к военной и военно-профессиональной деятельности; открытостью для приобретения новых знаний по специальности, способностью к их постоянному накоплению и совершенствованию; освоению необходимых умений и навыков, желанию накопить опыт служебной деятельности; стремлению получить знания о военной службе, ее значении, особенностях и рисках; осознанием определённых норм, требований и ценностей военной и военно-профессиональной деятельности; понимание жизненного быта исходя из специфики военной и военно-профессиональной деятельности.

Все эти знания, навыки и умения необходимы военнослужащему для успешного прохождения всех этапов процесса идентификации и как следствие, сформированности у него, на определённом уровне, военно-профессиональной идентичности. Отсутствие чего-либо, из перечисленного выше, напротив, усложняет процесс или ставит под угрозу формирование у курсанта военно-профессиональной идентичности в целом.

Для осуществления диагностики когнитивного компонента мы использовали следующие методы: опросы курсантов, выполнение наблюдение за военной и военно-профессиональной деятельностью и взаимодействием военнослужащих, за их психо-эмоциональным состоянием, письменные работы курсантов, написание тестов военнослужащими, проведение анализа результатов деятельности курсантов, диктанты и др. Так же нами были определены три уровня сформированности данного компонента: низкий, средний и высокий (табл. 1).

Подведём итог. Формирование когнитивного компонента военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооружённых Сил РФ, в процессе становления личности курсанта как военного специалиста, представляет возможность ему с большей точностью не только осознать, понять, но и правильно оценить себя с «образом военной специальности», а

Таблица 1. Уровневая шкала когнитивного компонента военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров

Вооружённых Сил РФ

Наименование уровня Характеристика уровня

Низкий Начальные знания о военно-профессиональной деятельности и нормативно-правовых документах, регламентирующих порядок прохождения воинской службы по призыву (контракту). Отсутствие знаний о своём предназначении в качестве военного специалиста.

Средний Имеет знания о воинской службе и военно-профессиональной деятельности. Частично овладел знаниями нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок прохождения воинской службы по призыву (контракту). Частично овладел знаниями о традициях и ритуалах воинской службы и порядке взаимоотношений в воинском коллективе. Знает своё предназначение в качестве военного специалиста.

Высокий Знает основные положения нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок прохождения воинской службы по призыву (контракту). Знает традиции и ритуалы воинской службы. Знает порядок взаимоотношений в воинском

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

коллективе. Знает своё предназначение в качестве военного __специалиста._

так же смоделировать ее образ и собственное отношение, необходимое для дальнейшей реализации поставленных целей и действий, в отношении себя как в перспективе представителя военно-профессионального коллектива [7]. И стоит отметить, что когнитивный компонент военно-профессиональной идентичности, положительно влияет не только на адаптационный процесс курсанта в воинской среде к военной и военно-профессиональной деятельности, но и на процесс формирования военно-профессиональной идентичности курсанта учебного центра в целом.

Библиографический список:

1. Арбатов, А.Г. Военная реформа России: состояние и перспективы / А.Г. Арбатов, В.З. Дворкин. - М.: Изд-во «Моск. Центр Карнеги», 2013. - 79 с.

2. Барабанов, М.С. Военная реформа: на пути к новому облику Российской Армии: аналитический доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай» / М.С. Барабанов, К.В. Макиенко, Р.Н. Пухов. - М.: Изд-во МО РФ, 2012. - 36 с.

3. Военная реформа 2008-2020: цифры и факты Т. 17. Индекс безопасности № 1(96) / авт.- сост. А. Колбин - М.,: Центр политических исследований России, 2011. - 56 с.

4. Вайтулевич, С. Н. Сущность и пути развития критического мышления преподавателя высшей школы / С. Н. Вайтулевич, Т. В. Михайлова, К. О. Петрова // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 9. - С. 70-72.

5. Коржуев, А. В. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования / А. В. Коржуев, В. А. Попков, Е. Л. Рязанова // Педагогика. - 2002. - № 1. - С. 18-22.

6. Сорокоумова, Г. В. Воспитательная компетентность будущего педагога: психологические механизмы и условия развития: автореф. дис... д-ра психол. наук. - Н. Новгород, 2011. - 54 с.

7. Уварина, Н.В. Профессиональное образование: методология, технологии, практика: сборник научных статей / Н.В. Уварина; под ред. В.В. Садырина. - Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», Челяб. гос. пед. ун-т, 2016. -Выпуск 9. - 212 с. - С. 47-54. ISBN 978-5-91283-715-9

© М.В. Колесников, 2021

УДК 378.1

Шулепина Татьяна Ивановна Shulepina Tatyana Ivanovna

кандидат экономических наук, доцент

доцент кафедры, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the Department Львова Галина Николаевна L'vova Galina Nikolaevna старший преподаватель senior lecturer

Московский университет имени С.Ю. Витте

филиал в г. Рязани Finance Moscow University named S. U. Vitte a branch in the city of Ryazan

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК МОТИВИРУЮЩИИ ФАКТОР ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ подготовке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.