Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА МОДЕЛИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ'

ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА МОДЕЛИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ВОЕННО - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕФЛЕКСИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесников Максим Викторович

В представленной статье раскрывается содержательное наполнение рефлексивно-прогностического компонента структурно-содержательной модели военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ. В кратком изложении рассматривается актуальность и современное состояние проблемы формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооружённых Сил РФ. В схематичном виде показана разработанная структурно-содержательная модель военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров, включающая рассматриваемый рефлексивно-прогностический компонент, а также ценностный, мотивационный и когнитивный компоненты, их функции, цели и критерии. Проведён анализ понятий «рефлексия» и «прогнозирование». Исходя из специфики исследования, связанной с воинской службой курсантов учебных центров (военнослужащих по призыву) уточнены формулировки дефиниций данных терминов. Определено три уровня рефлексивно-прогностического компонента структурно-содержательной модели военно-профессиональной идентичности курсантов учебного центра, демонстрирующих развитие данного компонента у военнослужащих: низкий, средний и высокий. Кратко раскрываются критерии указанных уровней. Определяется значимость рефлексивно-прогностического компонента в процессе формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE REFLEXIVE-PROGNOSTIC COMPONENT OF THE MODEL OF MILITARY PROFESSIONAL IDENTITY OF TRAINERS OF TRAINING CENTERS OF THE ARMED FORCES OF THE RF

The presented article reveals the content of the reflexive-prognostic component of the structural-content model of the military-professional identity of the cadets of the training centers of the Armed Forces of the Russian Federation. In a brief summary, the relevance and current state of the problem of the formation of military-professionalidentity of cadets of training centers of the Armed Forces of the Russian Federation as a whole is considered. In a schematic form, the developed structural-content model of the military-professional identity of cadets of training centers is shown, which, in addition to the considered reflexive-prognostic component, also includes value, motivational and cognitive components, their functions, goals and criteria. The analysis of the concepts of «reflection» and «forecasting» is carried out, with the clarification of the definitions of these terms, based on the specifics of the study related to the militarservice of cadets of training centers (conscripts). Three levels of the reflexive-prognostic component of the structural-content model of the military-professional identity of the cadets of the training center, demonstrating the development of this component among the military personnel, were determined: low, medium and high. The criteria for these levels are briefly disclosed. The significance of this component in the process of forming the military-professional identity of cadets of training centers of the Armed Forces of the Russian Federation is determined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА МОДЕЛИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ»

DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-1-113-120

УДК 355.2 ББК 68.43

М.В. Колесников

(Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия)

ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА МОДЕЛИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ

В представленной статье раскрывается содержательное наполнение рефлексивно-прогностического компонента структурно-содержательной модели военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ. В кратком изложении рассматривается актуальность и современное состояние проблемы формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооружённых Сил РФ. В схематичном виде показана разработанная структурно-содержательная модель военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров, включающая рассматриваемый рефлексивно-прогностический компонент, а также ценностный, мотивационный и когнитивный компоненты, их функции, цели и критерии. Проведён анализ понятий ««рефлексия» и «прогнозирование». Исходя из специфики исследования, связанной с воинской службой курсантов учебных центров (военнослужащих по призыву) уточнены формулировки дефиниций данных терминов. Определено три уровня рефлексивно-прогностического компонента структурно-содержательной модели военно-профессиональной идентичности курсантов учебного центра, демонстрирующих развитие данного компонента у военнослужащих: низкий, средний и высокий. Кратко раскрываются критерии указанных уровней. Определяется значимость рефлек- й сивно-прогностического компонента в процессе формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ.

Ключевые слова: рефлексия, прогнозирование, военно-профессиональная идентичность, рефлексивно-прогностический компонент, учебный центр Вооруженных Сил РФ.

M.V. Kolesnikov

(South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia)

FEATURES OF THE REFLEXIVE-PROGNOSTIC COMPONENT OF THE MODEL OF MILITARY PROFESSIONAL IDENTITY OF TRAINERS OF TRAINING CENTERS OF THE ARMED FORCES OF THE RF

The presented article reveals the content of the reflexive-prognostic component of the structural-content model of the military-professional identity of the cadets of the training centers of the Armed Forces of the Russian Federation. In a brief summary, the relevance and current state of the problem of the formation of military-professional

5 <u £ J

о X

2 ю ф

T

Ф X

о ™

S £

S <o

^ о

О а.

ь ^

о ф

т

S

н о

0

1

а. Ч

1= S

0 >s

1 о m I s -О о ц £ го ф i

5 о -& ^

ф "

^ ф н

" Я

0 CP

1 [=

0

1

I

ф

о

ф

ю о

О т

identity of cadets of training centers of the Armed Forces of the Russian Federation as a whole is considered. In a schematic form, the developed structural-content model of the military-professional identity of cadets of training centers is shown, which, in addition to the considered reflexive-prognostic component, also includes value, motivational and cognitive components, their functions, goals and criteria. The analysis of the concepts of «reflection» and «forecasting» is carried out, with the clarification of the definitions of these terms, based on the specifics of the study related to the militarservice of cadets of training centers (conscripts). Three levels of the reflexive-prognostic component of the structural-content model of the military-professional identity of the cadets of the training center, demonstrating the development of this component among the military personnel, were determined: low, medium and high. The criteria for these levels are briefly disclosed. The significance of this component in the process of forming the military-professional identity of cadets of training centers of the Armed Forces of the Russian Federation is determined.

Keywords: reflection, forecasting, military-professional identity, reflexive-prognostic component, training center of the RF Armed Forces.

m

о

x

о ф

с; о bi

OQ

Проблема формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров в настоящее время, на наш взгляд, является актуальной, и это обусловлено не только радикальными переменами и нововведениями, происходящими в сфере военной образовательной деятельности, но и многочисленными реформами и изменениями, касающимися, в частности, материального оснащения и структуры Вооружённых Сил РФ в целом. Такими изменениями являются поставка современного вооружения, военной техники и специализированного оборудования (требующего от военного специалиста узкоспециализированых умений и навыков), повышение качества и эффективности процесса подготовки офицерского состава, организационно-штатные мероприятия (направленные на улучшение и совершенствование руководящего аппарата), сокращение количественного состава военнослужащих по призыву, уточнение применяемых методик и правил в отношении комплектования личным составом учебных воинских подразделений, социальная поддержка военнослужащих; материальное стимулирование (увеличение денежного довольствия) и др.

Целью данного реформирования является оптимизация имеющихся ресурсов, а это, в свою очередь, обусловливает поиск новых и наиболее эффективных

способов их использования. В том числе это касается и реализации программ подготовки военных специалистов из числа военнослужащих по призыву, численно составляющих основу Вооружённых Сил РФ.

Анализ исследований, проводимых в современное время, показывает нам, что проблемы военно-профессиональной идентичности курсантов в большинстве своём рассматриваются в отношении военнослужащих Высших военных учебных заведений, воинских частей, учебных заведений МВД и ЧС, а проблема курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ (военнослужащие по призыву) в настоящее время является слабо изученной. В то же время именно учебные центры - это та первоочередная среда, с которой сталкивается вновь прибывшее молодое пополнение (они же военнослужащие по призыву) и в этой среде должно пройти их становление как военнослужащих, способных к прохождению воинской службы практически и морально.

Исходя из опыта воинской службы в учебных центрах подобного рода мы можем уточнить ряд имеющихся проблем, касательно исследуемого нами феномена: недостаточно эффективно используемый воспитательный потенциал учебного центра; отсутствие знаний о военно-профессиональной идентично-

сти, ее значение, место и способов достижения; низкий уровень разработанности теоретико-педагогических основ процесса формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров; отсутствие какого-либо технологического аппарата формирования военно-профессиональной идентичности курсантов, учитывающего специфику военной и военно-профессиональной деятельности военнослужащих по призыву.

Таким образом, мы пришли к заключению, что военно-профессиональная идентичность курсантов в учебных центрах Вооруженных Сил РФ в настоящее время относится к разряду актуальных, но слабо разработанных педагогических проблем, требующих определения таких способов формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров, которые бы гармонично дополняли процесс боевой подготовки военнослужащих и позволяли достигнуть целевой результат в ограниченный временной период.

Для полноценного и целостного проведения исследования по проблеме формирования военно-профессиональной идентичности курсантов мы разработали «структурно-содержательную модель военно-профессиональной идентичности», включающую в себя компоненты, их функции, цели и критерии (рис. 1).

Военно-профессиональная идентичность курсанта учебного центра выступает в единстве ценностного (принятие курсантом ценностей воинской службы), мотивационного (формирование положительной мотивации к военно-профессиональной деятельности), когнитивного (овладение знаниями о воинской службе и военно-профессиональной деятельности) и рефлексивно-прогностического (способность к анализу собственных действий и действий своих товарищей) компонентов.

Далее рассмотрим интересующий нас в настоящий момент рефлексивно-прогностический компонент, что в свою оче-

редь и является основной целью исследования, проводимого в настоящей статье.

Начнем с рассмотрения определения термина «рефлексия».

В современной науке применяется много различных формулировок данного понятия, но нам хотелось бы остановиться наиболее подробно на определениях, содержащихся в работах отечественных ученых.

Понятие рефлексии в деятельности педагогической направленности рассматривали такие деятели науки, как: Б.З. Вульф, Н.Д. Джига и В.Ю. Новожилов [6; 9; 12], рефлексию трудовой деятельности изучали Н.Г. Иванцивская и Г.П. Щедровицкий [10; 16]. Ученые С.В. Кривых и О.С. Анисимова представляли рефлексию в своих трудах как средство саморазвития индивида. В сфере профессионального образования о проблематике рефлексии писали в своих работах ученые Т.Ф. Ушева, И.А. Бочкарева [14; 2]. Рефлексивный процесс в образовательной деятельности Высшего военного учебного заведения анализировался В.Ю. Новожиловой и Л.Н. Бережновой [3], рефлексивно-прогностическую готовность курсантов исследовал в своей диссертации на соискание ученой степени кандидата наук Е.В. Анфалов [1].

Результаты изучения понятия «рефлексия» в различных научных дисциплинах позволяют нам встретить множество определений данного термина. Соответственно, для уточнения наиболее подходящей нам формулировки определения необходимо провести краткий сравнительный анализ раскрытия термина различными научными деятелями. Например, В.В. Давыдов представляет «рефлексию» как «способность субъекта деятельности выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией свои собственные способы деятельности» [8]. М.К. Мамардашвили определяет «рефлексию» как «способ понимания субъектом собственного бытия и мышления, равно как и бытия и мышления другого» [11].

© о.

х _0 I

I

ф

О О со ш о

5 <и

£ ^

о X

« 2

2 ю

£ ^

0 Ш

1 £ 8 го ^ о О а.

ь ^

о ф

т ^

н о

0

1

О. Ч

0

1

со

0

1 _0

я, ГО

ф х

5 о

- £ С

0

1

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф

о

о

0

1

I

ф

ю о о

о а

М.В. Колесников

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КУРСАНТОВ УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ВС РФ

Ценностный компонент

О

т

Ценностно-координирующая функция

Ф

Формирование у курсантов венного учебного центра ценностного отношения к военно-профессиональной деятельности

О

у

- ценность воинской службы по призыву;

- ценность выполнения воинского долга;

- ценность патриотизма;

- ценность физического развития и укрепления здоровья.

- ценность войскового товарищества;

- ценность военно-профессиональной специальности.

а

Мотивационный компонент

Мотив анионная функция

Формирование у курсантов венного учебного центра положительной мотивации к военно-профессиональной деятельности

Л-У

- мотивация достижения высоких показателей в воинской службе по призыву;

- мотивация стать подготовленным на высоком уровне военным специалистом;

- мотив продолжения военной службы, но уже по контракту.

Когнитивный компонент

О

Образовательная функция ^^

Владение знаниями о воинской службе и военно-профессиональной деятельности

О

- знания об основных положениях общевоинских уставов ВС РФ и других нормативно-правовых документов,

регламентирующих порядок прохождения воинской

службы по призыву (по контракту);

- знания о традициях и ритуалах воинской службы;

- знания о порядке взаимоотношений в воинском коллективе;

- знания о своём предназначении в качестве младшего специалиста.

О

Рефлексивно-прогностический компонент

Оценочно-корректирующая функция

Анализ курсантами венного учебного центра собственных

действий и действий своих сослуживцев. Корректировка своих действий для достижения более высоких показателей в воинской службе

V

анализ воинскои деятельности сослуживцев (товарищей по подразделению) и последствий этой деятельности;

анализ собственной воинской деятельности и её последствий; - определение собственных действий позволяющих достичь положительных высоких

показателей в воинской деятельности.

Рис. 1. Структурно-содержательная модель военно-профессиональной идентичности

Г.П. Щедровицкий описывает данный термин как «механизм развития мыслительной деятельности, реализуемый в двух основных формах - индивидуальной и коллективной» [17]. Исходя из специфики своего исследования Е.В. Анфалов представляет «рефлексию военно-профессиональной деятельности» как «процесс критического самоанализа, личностное образование военного профессионала, возникающее в результате самооценки качеств своей личности с точки зрения условий и задач военной службы» [1].

Данное определение нам наиболее близко ввиду схожей специфики при проведении научного исследования. На наш взгляд, обобщив определения, данные другими учеными в отношении рассматриваемого термина, а также учитывая специфику военной службы в учебном центре, мы считаем, что наиболее полно раскрывает термин «рефлексия военной деятельности курсанта учебного центра» следующая дефиниция: это способность курсанта учебного центра проводить анализ собственных действий и действий своих товарищей, критически оценивать результаты этих действий, определять наиболее эффективный и адекватный вариант поведения в дальнейшем, исходя из качеств и способностей своей личности, а также специфики военной и военно-профессиональной деятельности.

Приступим к краткому рассмотрению понятия «прогнозирование». Стоит начать с того, что в психологических и педагогических науках умение индивида прогнозировать, принято называть «антиципацией» (латинский язык -«аПМрайо»), что означает заблаговременное представление определенного явления и какого-либо действия, предугадывание чего-то в будущем [7].

Необходимо отметить, что понятие «прогнозирование» применяется учеными из различных научных направлений, таких как: педагогика (В.И. Загвязин-ский, Т.А. Султанова и др.), социология (Т.М. Дридзе, В.А. Ядов и др.), филосо-

фия (Э. Тоффлер и др.) Как считает ряд исследователей (Г. Кребер, В. Эйхгорн и др.), способность к прогнозированию следует отнести к форме социальной деятельности [4].

Говоря о «прогнозировании» и исходя из специфики военной и военно-профессиональной деятельности, термин изучается, в частности, в военной педагогике как универсальная способность, выступающая фундаментом плановой деятельности и постановки конкретных целей [13]. То есть речь идет о военнослужащем, способном не только прогнозировать результат своей деятельности, но и придерживаться временных показателей, относительно предполагаемых в дальнейшем событий. Наличие таких способностей у военнослужащего любого звена, не говоря уже о руководящем составе, бесспорно, благотворно влияет на эффективность военной и военно-профессиональной деятельности.

На основе проведенного нами анализа под прогнозированием в военной и военно-профессиональной деятельности курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ мы понимаем определенный, исходя из специфических особенностей деятельности, качеств личности и способностей, мыслительный процесс курсанта, направленный на предвидение различных ситуативных сценариев ожидаемых событий и личных действий, а также возможных последствий с учетом задуманной очередности происходящего от начального до завершающего этапа, демонстрирующего результат.

Итак, согласно результатам краткого анализа понятия рефлексивно-прогностического компонента модели военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ, мы склонны утверждать, что это компонент, показывающий (в рамках проведения диагностического этапа нашего исследования, направленного на изучение процесса формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров) способность курсанта

© о.

х _0 I

I

ф

О О со ш о

5 <и

£ ^

о X

« 2

2 ю

£ !»

« £

о ш

и ^

8 го

^ о

О а.

ь ^

о ф

т ^

н о

0

1

О. Ч

0

1

со

0

1 _0

я, ГО ф х

5 о

- £ С

0

1

I

ф

о

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

I

ф

ю о о

о а

m

о

i

о <u с; о ü

0Q

анализировать и прогнозировать свою собственную деятельность, деятельность своих сослуживцев, последствия этой деятельности с учетом при специфики военной и военно-профессиональной среды, а также его способность делать адекватные выводы, в перспективе повышающие эффективность выполнения поставленных задач [5].

В исследовании процесса формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров рефлексивно-прогностический компонент структурно-содержательной модели военно-профессиональной идентичности имеет три уровня, демонстрирующих развитие данного компонента у обучающихся: низкий, средний, высокий. Кратко раскроем критерии указанных уровней. Низкий уровень: способность анализировать свою собственную деятельность и деятельность свои сослуживцев у курсантов не развиты, отсутствуют способности прогнозировать. Средний уровень: курсанты способны анализировать свою собственную деятельность, способны критически оценивать результаты собственной деятельности и делать адекватные выводы, неосознанно применяют свои рефлексивные способности в военной и военно-профессиональной деятельности. Высокий уровень: курсанты способны анализировать свою деятельность и деятельность сослуживцев с последующими выводами и прогнозированием, способны критически оценить результаты собственной деятельности.

В заключение отметим, что развитие рефлексивно-прогностических способностей у курсантов учебного центра оказывает большое влияние не только на уровень самовоспитания, но и на уровень самообразования [15]. В частности, способность к рефлексии и прогнозированию дает возможность раскрыть индивидуальный потенциал курсантов, что в свою очередь играет важную роль в их военной и военно-профессиональной деятельности, а также в процессе формирования военно-профессиональной идентичности.

Таким образом, курсант учебного центра, обладающий рефлексивно-прогностическими умениями, готов выполнять задачи военной и военно-профессиональной деятельности с высокой эффективностью, применяя осмысленный самоанализ с необходимой степенью коррекции, что в дальнейшем позволит ему не только увеличить полученный социальный опыт, но и поставить цели для перспективного саморазвития, а все это в совокупности, стоит отметить, имеет большое значение для процесса формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ. Библиографический список:

1. Анфалов Е.В. Формирование рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2018. -198 с.

2. Бочкарева И.А. Пути создания рефлексивно-инновационной среды в процессе профессиональной практической подготовки студентов // Инновации в подготовке учителя: Сборник научных статей. - СПб.,

2002. - С. 54-64.

3. Бережнова Л.Н., Новожилов В.Ю. Прогностическая функция аксиологического подхода к образовательной деятельности как рефлексивный процесс // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 4. С. 15-20.

4. Бауэр А. Философия и прогностика: мировоззренческие и методологические проблемы общественного прогнозирования / под общ. ред. И.В. Бестужева-Лада. - М.: Прогресс, 1971. - 425 с.

5. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭксмоПресс, 2000. - 1008 с.

6. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. - М.: Магистр, 1995. - 112 с.

7. Гуляев В.Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М.,

2003. - 49 с.

8. Давыдов В.В., Громыко Ю.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. С. 31-37.

9. Джига Н.Д. Рефлексия и образование // Высшее образование сегодня. -2009. - № 7. С. 38-43.

10. Иванцивская Н.Г. Повышение уровня педагогической рефлексии как основа непрерывной инновационной деятельности преподавателя: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 1999. - 17 с.

11. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - 2-е изд., изм. и доп. -М., 1992. - 414 с.

12. Новожилов В.Ю. Педагогика как наука - рефлексирующая система // Педагогика в военном вузе как наука и как учебный предмет: сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. - СПб.: СПб. ВИВВ МВД России, 2012. -Ч. 1. - 174 с.

13. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего: монография. - СПб.: Речь, 2003. -351 с.

14. Ушева Т.Ф. Организационные основы для формирования рефлексии будущих педагогов // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2013. - № 3(24). С. 248-251.

15. Уварина Н.В. К вопросу о самоактуализации личности учащихся в учебном и воспитательном процессах // Управление качеством образования в условиях инновационного развития экономики: материалы Приволжской региональной науч.-практ. конф. (2425 марта 2005 г., Набережные Челны). - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2005. - С. 287-289.

16. Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности // Вопросы методологии. -1994. - № 3-4 (15-16). С. 76-121.

17. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. - М., 2005. - 800 с.

Поступила 05.03.2021

Об авторе:

Колесников Максим Викторович, аспирант, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск, Россия), maksim_k86@mail.ru

Для цитирования: Колесников М.В. Особенности рефлексивно-прогностического компонента модели военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров вооруженных сил РФ // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2021. - Т. 13. - № 1. С. 113-120. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-1-113-120

References:

1. Anfalov E.V. Formation of reflexive-predictive readiness of cadets of military universities. Dis. ...kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2018. - 198 p. [in Russian]

2. Bochkareva I.A. Ways of creating a reflective and innovative environment in the process of professional practical training of students // Innovatsii v podgotovke uchitelya. Collection of articles. -SPb, 2002. - P. 54-64. [in Russian]

3. Berezhnova L.N., Novozhilov V.Yu. The predictive function of the axiological approach to educational activity as a reflexive process // Siberian Pedagogical Journal. -2012. - No. 4. P. 15-20. [in Russian]

4. Bauer A. Philosophy and prognostics: ideological and methodological problems of social forecasting. - M.: Progress, 1971. - 425 p. [in Russian]

© CL

X _0 X X

Ф *

о о m m о

5 <u

£ ^

о X

2 ю

£ ^

о Ш

S £

S ro

^ о

О CP

о ф

T s I— о о

X

CP 4 i= s

о x m

о x _0

я, ГО Ф x

5 о

* t с о

X

X

ф

о

о о

X

X

ф

ю о о

о а

5. Vygotsky L.S. Psychology. - M.: EksmoPress, 2000. - 1008 p. [in Russian]

6. Vulfov B.Z., Kharkin V.N. Reflection Pedagogy. - M.: Magistr, 1995. - 112 p. [in Russian]

7. Gulyaev V.N. Development of the theory and practice of problem-based activity training in a higher military school: author. Dis. ... Dr. ped. nauk. - M., 2003. - 43 p. [in Russian]

8. Davydov VV., Gromyko Yu.V. The concept of experimental work in education // Voprosy psikholopgii. - 1994. - No. 6. P. 31-37. [in Russian]

9. Dzhiga N.D. Reflection and education // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2009. -No. 7. P. 38-43. [in Russian]

10. Ivantsivskaya N.G. Raising the level of pedagogical reflection as the basis for the teacher's continuous innovative activity. Author's transcript. Dis. ... kand. ped. Nauk. -Novosibirsk, 1999. - 17 p. [in Russian]

11. Mamardashvili M.K. As I understand philosophy. - M., 1992. - 414 p. [in Russian]

12. Novozhilov V.Yu. Pedagogy as a science - a reflective system // Pedagogika v voennom vuze kak uchebnyi predmet. Collection of articles. - SPb.: SPb. VIVV Ministry of Internal Affairs of Russia, 2012. Part 1. - 174 p. [in Russian]

13. Regush L.A. Psychology of forecasting: successes in cognition of the future. - SPb.: Rech, 2003. - 351 p. [in Russian]

14. Usheva T.F. Organizational bases for the formation of reflection of future teachers // Vestnik Irkutskogo Gosudarstvennogo Lingvuisticheskogo Universiteta. - 2013. -No. 3 (24). P. 248-251. [in Russian]

15. Uvarina N.V. On the question of self-actualization of the personality of students in the educational and educational processes // Upravlenie kachestvom obrazovaniya v kontexte innovatsionnogo razvitiya ekonomiki. Conference proceedings. - Kazan: Kazan State University named after Ulyanov-Lenin, 2005. - P. 287-289. [in Russian]

16. Shchedrovitsky G.P. Reflection in activity // Voprosy metodologii. - 1994. - No. 3-4 (15-16). P. 76-121. [in Russian]

17. Shchedrovitsky G.P. Thinking. Understanding. Reflection. - M., 2005. - 800 p. [in Russian] About the author:

Kolesnikov Maksim Viktorovich, Postgraduate student, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), maksim_k86@mail.ru

For citation: Kolesnikov M.V. Features of the reflexive-prognostic component of the model of military professional identity of trainers of training centers of the armed forces of the RF // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2021. - Vol. 13. - No. 1. P. 113-120. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-1-113-120

X

о <D

c; о bi

OQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.